1. Виды оценки и методы переоценки основных средств. Способы начисления амортизации. Учет поступления и выбытия основных средств

Виды оценок и методов переоценки основных средств заключаются в установлении первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости основных средств.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов: изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц — исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке; внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) — по договоренности сторон; полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтенных объектов основных средств — по рыночной стоимости на дату оприходования.

Остаточная стоимость, основных средств определяется вычитанием из первоначалыюй стоимости амортизации основных средств.

С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклонятся от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в повременных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость.

Восстановительная стоимость — это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике и т.п.).

Способы начисление амортизации может осуществляться только теми способами, которые разрешены к применению. В настоящее время амортизация объектов основных средств в России производится одним из следующих способов:

· линейным способом;

· способом уменьшаемого остатка;

· способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

· способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

· ускоренным методом амортизации (увеличение размера отчислений по линейному способу).

Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.

Учет поступления и выбытия основных средств.

Учет основных средств организуют так, чтобы можно было установить наличие основных средств по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения.

Предприятиям, имеющим небольшое количество основных средств, разрешается их по объектный учет вести в инвентарной книге. Записи в книге производятся в разрезе классификационных групп (видов) основных средств и по местам их нахождения.

Поступление основных средств осуществляется по покупным (поступившем) ценам. Отражается проводкой

Дт 08 Кт 60,76

Дт 01 Кт 08

Выбытие основных средств оформляют актом и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.

Выбытие основных средств производится по остаточной или рыночной цене.

Дт 91 Кт 01

Дт 02 Кт 91

Переоцененные объекты основных средств записываются по восстановительной стоимости в разделе карточки «Реконструкция, модернизация». Сумма износа, установленная при переоценке, указывается в соответствующем разделе карточки.

2. Формирование и учёт собственного и заемного капитала. Долгосрочные инвестиции, их состав и характеристика. Источники финансирования долгосрочных инвестиций

Под капиталом организации для целей бухгалтерского учета следует понимать совокупную величину вложений учредителей (участников) и прибыли, накопленной (заработанной) организацией. Основными источниками формирования капитала организации являются: фонды, предоставленные учредителями; резервы, созданные (накопленные) организацией в процессе ее деятельности. Фонды организация получает от учредителей (участников) в основном при ее создании и первоначальном формировании капитала.

Резервы организация создает собственными усилиями для последующего распределения между учредителями в качестве дивидендов или использования в будущей финансово-хозяйственной деятельности. Фонды, предоставленные учредителями, являются постоянной частью капитала хозяйствующего субъекта, размер которой остается неизменной на протяжении длительного времени. Величина капитала определяется как разница между активами и обязательствами организации. Капитал организации = Активы - Обязательства Размер капитала в бухгалтерском учете не всегда равен сумме, которая может быть получена в результате продажи организации в целом. Это связано с тем, что организация не просто совокупность активов и обязательств, а сложная система, образующая единый имущественно-хозяйственный комплекс. Хотя капитал обеспечивает инвестирование средств в определенные объекты имущества, его нельзя непосредственно связать с такими объектами. В этом смысле капитал является абстрактным показателем.

 Долгосрочные инвестиции - это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций. Согласно Международным стандартам бухгалтерского учета (IAS) и российской системе учета, долгосрочные инвестиции, как правило, состоят из ценных бумаг других компаний, приобретенных с целью обеспечения постоянного источника дохода для инвестора. В раздел долгосрочных инвестиций в балансе не включаются ценные бумаги, приобретаемые для краткосрочных операций, в связи с тем, что установленный срок погашения их составляет период менее одного года.

Источниками финансирования долгосрочных инвестиций могут быть собственные средства организаций и привлеченные - долевое участие в строительстве, дополнительные взносы участников, долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной и возвратной основе. 3. Понятия и система учета затрат. Классификация затрат. Учет основных затрат, расходов по обслуживанию производства и управления. Учет и оценка незавершенного производства

Учета затрат на производство продукции - это принятая методология учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в течение года.

Система учета затрат - полнота отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения; регламентация состава себестоимости продукции.

Важным моментом в управленческой деятельности является процесс принятия решений, в ходе которого определяются тактика и стратегия развития предприятия. В этих целях затраты предприятия, как подразделяются на явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные.

Для принятия управленческих решений важное значение имеет их подразделение на явные и неявные (альтернативные).

Явные – это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности.

Затраты же, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.

В зависимости от специфики принимаемых решений затраты подразделяются на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В то же время, вмененные затраты (упущенная выгода) релевантные для принятия управленческих решений.

Издержки обращения торговых предприятий классифицируются по:

Участию в образовании стоимости.

По этому признаку все издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.

Чистые издержки обращения - это затраты торговых предприятий, которые, являясь общественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование чистых издержек обращения обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителя производится путем купли - продажи и смены формы стоимости. К чистым издержкам обращения торговых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций' и др. Эти затраты не увеличивают стоимость дохода, созданного в сфере материального производства, а также в торговле. Дополнительные издержки обращения - это затраты торговых предприятий, которые обусловлены продолжением процессов производства в сфере обращения. К дополнительным издержкам относятся расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и др. Эти затраты входят в стоимость товара и возмещаются трудом работников, занятых этим процессом.

В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чистых и дополнительных издержек обращения. Соотношение между дополнительными и чистыми издержками можно выявить по данным специальных выборочных обследований. Оно не может быть одинаковым для всех торговых предприятий, поскольку различны затраты, определяемые типом, товарной специализацией, место расположением предприятия, объемом и структурой товарооборота, размером торговой площади, численностью занятых работников, величиной собственного основного и оборотного капиталов, покупателей, предоставление им различных дополнительных услуг;

Подотраслям деятельности.

По этому признаку можно выделить издержки обращения:

Розничных торговых предприятий;

Оптовых торговых предприятий;

Предприятий общественного питания.

Классификация издержек обращения по подотраслям деятельности обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в различных торговых предприятиях. Специфика хозяйственной деятельности предопределяет высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях общественного питания, а наиболее низкий - на предприятиях оптовой торговли. Различия торговой технологии детерминирует различия в составе и структуре издержек торговых предприятий различных подотраслей деятельности (например, в затраты предприятий питания включаются не только издержки обращения, но и издержки производства), которые в конечном итоге в значительной степени предопределяют разницу в подходах к ценообразованию;

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: сырье и материалы, вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Учет основных затрат на производство: кулькулирование себестоимости продукции — учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этим показателям; учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию; производства и управлению и т.д.

По видам расходов на производство затраты группируют по элементам затрат и статьям калькуляции.

Расходы организации на производство продукции складываются из следующих элементов: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).

Расходы на обслуживание производства представляют собой: расходы на обслуживание объектов основных средств, обеспечение техники безопасности,

Расходы на управление организацией: Заработная плата аппарата управления организацией»; «Командировки и перемещения»; «Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны»; «Прочие расходы» (канцелярские, почтово-телеграфные); «Отчисления на содержание вышестоящих организаций».

К незавершенному производству относятся продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса. Учет незавершенного производства ведется по его объему. Объем незавершенного производства определяют следующими методами: фактическим взвешиванием, штучным учетом, объемным измерением, условным пересчетом.

Учет незавершенного произваодства осуществляется на активных счетах 20, 23, 25, 26,

4. Готовая продукция, ее виды, оценка. Учет отгрузки, продажи продукции и расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг

Готовая продукция — это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Изготовленные изделия относятся к готовой продукции данного отчетного периода, если они переданы на склад.

Виды готовой продукции 1. полуфабрикаты 2. готовое к употреблению.

Учет отгрузки ГП осуществляется путем оформления приемо-сдаточными накладных, спецификациями, приемными актами и т.п.

Учет продажи продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.

Отгрузка продукции оформляемся следующими операциями:

Дт 62 Кт 90 – выставлен счет покупателю

Дт 90 Кт 68 – выделен НДС по реализованной продукции

Дт 90 Кт 41,44 – списаны расходы на продажу и стоимость продукции (работ, услуг)

Дт 90 Кт 99 – финансовый результат от реализации продукции

Дт 45 Кт 90 – отгружена продукция покупателям

Учет расходов, связанных с продажей продукции, товаров и услуг, оплачиваемые поставщиком образуется полной себестоимость проданной продукции.

В состав расходов на продажу включают: расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями); расходы на транспортировку продукции; комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, в соответствии с договорами; затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты.

5. Формы расчетов по товарным операциям. Принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности. Структура и порядок формирования финансовых результатов

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.

Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебитной карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете. В отличие от кредитной дебитная карточка не позволяет оплачивать покупки при отсутствии средств на счете покупателя.

Учет кредиторской задолженности ведется на основании составления долгосрочных и краткосрочных пассивов.

К долгосрочным пассивам относятся:

долгосрочные кредиты банка, используемые для капитальных вложений на длительный срок: на приобретение дорогостоящего оборудования, строительство зданий, модернизацию производства;

долгосрочные займы, отражающие долгосрочные кредиты (кроме банковских) и другие привлечённые средства на срок более одного года, в том числе по выпущенным предприятием долгосрочным облигациям и выданным долгосрочным векселям.

К краткосрочным пассивам относятся обязательства, которые покрываются оборотными средствами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Эти обязательства погашаются в течение сравнительно короткого периода времени (обычно в течение года).

В краткосрочные обязательства включаются такие статьи, как счета и векселя к оплате, возникающие в результате предоставления предприятию кредита, долговые свидетельства о получении компанией краткосрочного займа; задолженность по налогам, являющаяся по существу формой кредита, предоставляемого государством данной компании; задолженность по заработной плате; часть долгосрочных обязательств, подлежащая погашению в текущем периоде.

Учет дебиторской задолжности в настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям. Возникающая при этом дебиторская задолжность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; Кредит счета 90 «Продажи». При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.

Структура и порядок формирования финансовых результатов включают: учет финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг); учет финансовых результатов от прочей реализации; учет операционных доходов и расходов; учет доходов и расходов от внереализационных операций; доходы будущих периодов, основные виды и порядок их учета; учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль; учет использования прибыли; учет образования и использование фондов накопления, потребления, других фондов специального назначения; учет расчетов с учредителями и акционерами.

. В отечественном учете используют следующие абсолютные показатели финансовых результатов:

•        общая (валовая) прибыль от реализации продукции, работ, услуг, от прочей реализации, от финансово-хозяйственной, финансовой деятельности, прибыль до налогообложения, прибыль от продаж;

•        налогооблагаемая прибыль;

•        чистая прибыль, реинвестированная прибыль;

•        нераспределенная прибыль ( непокрытый убыток);

•        чрезвычайные доходы и расходы.

Общая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, ином имущества предприятия  и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по  этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализованной продукции (работ, услуг) определяется  как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС  и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). При определении прибыли от реализации  основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения  учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимости этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В настоящее время, в связи с изменениями в бухгалтерском учете, разделения его на налоговый и бухгалтерский учет, появляется в бухгалтерском учете  понятие налогооблагаемой прибыли.

Налогооблагаемая прибыль. Представляет собой разность между общей прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход, прибыли, полученной сверх предельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюджет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль. Под чистой прибылью предприятия понимают часть общей (валовой) прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль.  Эта прибыль находится в полном распоряжении предприятия и используется  им самостоятельно. Рыночные условия определяют приоритетные направления  использования собственной прибыли.

Нераспределенная прибыль. Нераспределенная прибыль это часть чистой  прибыли, не распределенная между акционерами (учредителями, участниками)  предприятия и направленная на накопление его имущества.