Содержание



Введение.

3

1. Политическое и экономическое положение Киевской Руси.

4

2. Условия воспитания в Киевской Руси.

7

3. Требования к нравственности.

9

4. Характеристика педагогических методов.

13

5. Традиции в современном образовании и воспитании.

14

Заключение.

21

Список литературы.

22



Введение

Культура всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Нельзя познать культуру не зная истории. При изменении исторических событий, меняется и культура. Развитие культуры есть, прежде всего, накопление культурных ценностей, отбор в мировом масштабе всего лучшего, что было создано человечеством. Между культурой прошлого и современной культурой существует не только прямая линия зависимости второй от первой, но и своеобразная “обратная связь”. Чем выше и значительнее идеи современности, тем больше мы способны увидеть и понять не замеченные ранее ценности в прошлом.

Изучение великих памятников культуры прошлого никогда не может завершиться, замереть, оно бесконечно и позволяет бесконечно углубляться в богатство культуры. Современное постоянно обогащает прошлое, позволяет глубже в него проникнуть.

Целью данной работы является изучение исторических аспектов воспитания в русской культуре, а именно – воспитания и обучения в Киевской Руси.

1.     Политическое и экономическое положение Киевской Руси


Религией восточных славян было язычество. Истоки его уходят в далекое прошлое, а отголоски сохраняются до наших дней. Языческая религия, для которой характерно многобожие, не отвечало развивающимся феодальным отношениям и усилению княжеской власти.

Интересы государства требовали принятия всеми одной веры, веры, которая могла бы объединить разрозненные племена в один народ, чтобы вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников.

 Сделать выбор религии предстояло Киевскому князю Владимиру (980-1015 г.-время княжения). Ко времени Владимира в Киеве уже существовала небольшая христианская община. В торговой части города была возведена небольшая церковка пророка Ильи, в которой христиане из войска Игоря приносили клятву о соблюдении договора о мире и сотрудничестве, подписанном князем с Византией в 945 г.

В 956 г. приняла крещение княгиня Ольга (жена князя Игоря). Ольга развернула миссионерскую деятельность: разрушала языческие требища, возводила христианские храмы. Неоценимую услугу делу утверждения христианства среди славян оказала проповедническая миссия братьев салунских Кирилла и Мефодия, которые создали славянскую азбуку – кириллицу и глаголицу и перевели на славянские языки самые необходимые места церковных книг. Братья дали славянам богослужебную литературу.

Но все же с принятием христианства киевский князь медлил. Каждое посольство славило свою религию, пыталось склонить князя и его сподвижников на свою сторону. Послал Владимир десять мудрых мужей в чужие страны, чтобы увидели они все своими глазами. И нигде не понравилось им. Болгарские и немецкие церкви были малы и некрасивы, обряды не впечатляющи, а лица людей унылы. Зато пышность и богатство греческой столицы Константинополя, величие его храмов, важность и таинственность обрядов, красота пения потрясли послов. “Мы не знаем, были мы в то время на земле или на небе…” Это решило судьбу будущего христианства на Руси. Совет решил принять веру Христову от греков.

В 988 г. князь Владимир крестился сам, крестил детей своих. Затем со рвением взялся за искоренение язычества среди соплеменников. Перун был свергнут, брошен в реку Днепр. “И приставил Владимир к нему людей, сказав им: “Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его”. Они же исполнили…” [ 3]. Распорядился князь, чтобы созвали всех киевлян в назначенный час к берегу Днепра.

Далее предстояло распространить новую веру по всему государству, “привести всю землю русскую к Богу, к свету истинному”. На месте бывших жертвенников вырастали церкви, украшенные иконами.

Но для такой огромной работы священников не хватало. Приехавших вместе с Анной духовных лиц было мало. Владимир пригласил из Болгарии клириков, ведущих богослужение на славянском языке. Вышли из киевского подполья прежде гонимые христиане, многие из которых стали священниками-миссионерами.

При Владимире крестилась, разумеется, не вся Русь. Сын Владимира Ярослав был достойным приемником отца. Владимир лишь распахал почву. А засеял ее, стал действительно основателем Русской церкви князь Ярослав.

Ярославу удалось объединить разобщенные княжеские уделы и стать монархом всей Руси. Он стремился сохранить это единство и понимал, что сильным оружием в этой борьбе может быть Церковь. Ярослав приложил немало усилий для укрепления христианской веры на Руси. В Киеве он заложил и построил великолепную церковь, украшенную мозаикой из смальты, настенной росписью, и посвятил храм святой Софии.

Но язычество не было искоренно полностью, оно тесно переплелось с христианством. Эта связь существует до сих пор. Крещение Руси проводилось «сверху», зачастую насильственными методами. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. В летописях описываются «бесовские» языческие игрища, вспыхивали народные восстания под водительством волхвов. Больших успехов христианская церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием.

Синтезируя античную, раннехристианскую, византийскую, ближневосточную культуры, Киевская Русь создает оригинальную русскую культуру. Ее оригинальность и высокий уровень были обусловлены бытованием славянского языка, понятного всему населению, в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением его как литературного.

За короткое время после принятия христианства культура древней Руси достигла своего расцвета, особенно при Ярославе Мудром. Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Возникло множество культурных центров, развивались ремесла, иконопись, деревянное и каменное зодчество.

          Влияние христианства на судьбу страны:

·  церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);

·  принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;

·  церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;

·  принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;

·  церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;

·  христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.


2.     Условия воспитания в Киевской Руси


Характер образования и воспитания оказался напрямую связан с византийским влиянием, прежде всего, с православием, которое с 988 г. являлось официальной религией Киевской Руси. Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции "латинской учености".

Педагогическая мысль и школа Древней Руси зародилась при воздействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранив свою самобытность, так как языком богослужения, литературы и обучения оказался свой славянский язык со славянским алфавитом. Главным фактором зарождения восточнославянской письменности, культуры и образования стало появление городов и государственных институтов.

Появление первых школ было вызвано потребностями духовенства. В городах и селах появляются церкви. В них накапливался книжный фонд, а книги нужно было уметь читать. Началось массовое обучение священнослужителей. Первая школа учения открылась при князе Владимире Святославовиче в Киеве в 988 году. В начале такое учение вызвало отрицательное отношение в массе населения, предпочитавшего традиционное семейное воспитание. Но постепенно это отношение меняется. Дворцовая школа учения книжного открытая Владимиром Святославовичем была учебным заведение повышенного типа. Её ученики владели начальным образованием, то есть умели писать и читать.

Княгиней Анной Всеволодовной в 1089 г. в Киеве открыто женское училище, где обучали чтению, пению, ремеслам и т.д. Училища создавались на княжеских, церковных, монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению; занимались нравственным воспитанием: "учили чести". Обучение носило индивидуальный характер. Оно начиналось с 7 лет. Родители платили за обучение. Школы учения книжного носили элитарный характер. Также ученики получали знания из области: математики, истории, сведения о природе (флоре и фауне). Все это составляло повышенное образование.

Ярослав покровительствовал иконописцам, “выписывал” на Русь греческих певцов, обучавших киевлян церковному пению. Летописцы говорят, что великий князь создал и в Новгороде первое народное училище, где 300 отроков “ от старост и поповских детей постигали учение книжное”, нужное для священнического сана и гражданских служащих.

Если священников “среднего звена” можно было готовить в училищах из простолюдинов, то для высших церковных чинов это не подходило. Тут нужны были монахи из людей высшего сословия. И тогда стали возникать, расти монастыри, куда могли постричься и бояре, и княжеские дети, и православные воины.

В 1062 году святым Феодосием был заложен знаменитый Печерский монастырь с общежительным строгим уставом. Много поучал Феодосий словом, но еще больше делом и примером своим. И богатые, и бедные, и князья, и простые люди, приходили к нему за советом и благословением; говорил он всем правду, не боясь сильных мира; никто не отходил от него без назидания, утешения или подаяния.

Много вышло из Печерской обители подвижников православной веры и епископов благочестивых. Живым словом и строгой жизнью они распространяли и растили ту великую силу, которая не раз выводила потом Русскую землю из горького безвременья, спасала ее от гибели.

Для обучения священников Владимир послал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное”.[3]. «Чтобы утвердить веру в знании книг божественных, великий князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России».[2].Так пришла новая вера, новая эра, изменившая жизнь и культуру на Руси.


3.     Требования к нравственности


Принятие христианства имело огромное влияние воспитательное значение в государстве Киевская Русь. Как уже говорилось выше, в отличие от языческой веры православие характеризуется высокой гуманностью. В основе православного воспитания заложено прежде всего проявление заботы о других, любовь, доброта, стремление к облегчению жизни других, близких, проявление преданности – преданности людям и идеям, родной стране. Именно это – наиболее действенное нравственное начало в воспитании будущих поколений.

Так как христианство было принято за государственную религию во времена Киевской Руси, то именно Киевская Русь ознаменовала себя коренным изменением в нравственном воспитании. Во времена Киевской Руси произошла смена религий – от язычества к христианству. Если языческой вере присуще многобожие, человеческое жертвоприношение, суеверие и гадание, то в православной религии - вера во Единого Бога, человеколюбие.

После смерти Ярослава (1054 г.) “встала между князьями рознь и усобица.” Если в междуусобной войне не хватало своей силы, то звали иноземцев. Иноземцы же опусташали Русскую землю не жалея, грабили ее, жгли города и села, избивали либо уводили в полон народ русский.

Спасением и избавлением от бед стал для Руси князь Владимир Мономах, внук Ярослава. Еще при жизни отца Всеволода Ярославича он прославился как бестрашный полководец, не раз усмиряя буйных сородичей и защищаясь от половцев. С первых дней княжения в Киеве Владимир Мономах проявил себя талантливым правителем государства. Все свои силы он сосредоточил на укреплении единной власти, сохранении единства земель и преобразовании страны.

Посвятив всю свою жизнь борьбе за независимость и процветание Руси, Владимир, конечно, не мог не задумываться о ее будущем. Он хотел, чтобы и при детях его Русь оставалась единой, сильной и хорошо управляемой.

Это заставило его взяться за составление наказа своим детям и потомкам, известного под названием “Поучение детям Владимира Мономаха”, в котором прослеживается, прежде всего, учение о почитании Единого Живого Бога, смирение перед Богом, кротость, любовь к окружающим, включая и врагов. ”Страх божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик господь; чудесны дела его!”[2]. Описав в главных чертах красоту творения и благость творца, Владимир продолжает: “О дети мои! Хвалите бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния.”

“Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись по евангельскому слову, “очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех”.[3]

С особым старанием князь призывал детей к милосердию, гуманности, добродетели. “Ни правого, ни виновного не убивайте и не повеливайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души… Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего…”, нельзя допускать, чтобы сильный губил слабого; нельзя убогого забывать; вдовицу защищать; держа путь куда-либо по землям своим, не причинять вреда ни своим, ни чужим: “ни селам, ни посевам, чтоб не стали проклинать вас”.

Предостерегал Мономах детей и от гордости в уме и сердце, от произнесения без нужды клятв. “Если же вам придется крест целовать, братии или кому либо, то,- писал он,- проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы преступив, не погубить души своей”. Иначе говоря, давая клятву, надо быть рассудительным, дав же клятву ,- твердым, неотступным в исполнении ее.

Поучение” Мономаха славит труд, знания и порицает один из самых прискорбных людских пороков – лень. Встав же рано, надо, не ленясь, браться за труд.

“Что умеете хорошего, - писал он, - то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.”

Мономах дает наставление, как следует относиться к учению, ведению домашнего хозяйства, как нужно вести себя на войне.

Нельзя лениться на войне и полагаться на воевод: “…ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряжайте и ночью, расставив охрану со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя в торопях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает”[3]

Мономах призывал детей самим наблюдать за всем, “чтоб не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим”.[3]

“Лжи остерегайтесь и пьянства, от того ведь душа погибает и тело”, - наставлял Мономах.

Мономах учил чтить старых как отца, а молодых – как братьев; не пропускать человека, не приветствовав его и не сказав ему доброго слова; навещать больного и провожать покойника.

Мономах учил своих наследников неразумным поведением и беззаконием не отягощать сверх меры положение простого народа, ибо это угрожает новыми восстаниями. Его требование почитания старшинства, соблюдения законов, взятых обязательств имело целью уберечь князей от тяжб и ссор за земли и возобновления междоусобиц.

Мономах приводит назидательные примеры из своей жизни. Охота воспитывала в нем выносливость, ловкость, мужество. Мономах говорил, что он сам всегда делал то, что полагалось делать его слуге, - “на войне и на охоте, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя”.

Мономах пишет, что он не хвалит ни себя, ни смелости своей, а лишь отмечает то, что был создан не ленивым, способным к любому человеческому делу, потому и храним был всегда от всех бед. Стараясь воодушевить современников, он призывал их не бояться ни смерти, ни войны, ни зверя, ни любого мужского дела.

Русское гостеприимство берет свое начало из глубокой древности. Владимир требует блюсти этот старый обычай: “…более же всего чтите гостя, от куда бы к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком то пищей и питьем…”

Во многих правилах Мономаха подчеркнуто, что нужно быть честным, трудолюбивым, сдержанным, скромным, верным своему слову, внимательным и вежливым в отношениях с людьми, заботливым, гостеприимным, поэтому “Поучения” великого князя актуальны по сегодняшний день.





4.     Характеристика педагогических методов


У Византии были заимствованы жанр и стилистика "Житие святых" - поучений и проповедей, где черпались идеалы и программы воспитания. "Изборник Святослава" (1076г.), материал которого взят из ряда религиозных источников, может служить примером "Житие святых". Были распространены ПОУЧЕНИЯ византийца Иоанна Златоуста (344-407 гг.). Выдержки и их пересказ послужил основой для многих сборников педагогической направленности.

Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским. Рассуждая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех основан на вере в БОГА. Туровский говорил о том, что человек приобретает знания о природе, о жизни, вообще знания, прежде всего, с помощью органов чувств.

Важные сведения о педагогических идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096г.). "Поучение" требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. "Страх божий имейте выше всего". Здесь подтверждается патриархально-родовой характер воспитания: почитание старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей: "Старыя чти яко отца". Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Владимир Мономах дает советы не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться: "В дому своемъ не лениться, а дела ведите". Главным очагом воспитания и обучения была семья.

Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Церковь контролировала семейное воспитание. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались знания, навыки ремесел и промыслов. В семье отрок усваивал обычаи и традиции рода. Источником знаний об окружающем мире служили потешки, колыбельные песни и т.д. Ребенок получал знания о явлениях природы. Загадки служили средством умственного развития. Поговорки, пословицы, игры приобщали отрока к заботам старших членов семьи, к повседневному труду как смыслу жизни. Важную воспитательную функцию нес фольклор.

Состав арифметических действий определяли так: нумерация, раздвоение, сложение, вычитание, умножение, деление. Система начального обучения - форма общественно-педагогической практики. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Они занимались с детьми всех сословий. Обучали чтению, письму, счету. Сначала учили писать и произносить буквы, затем - читать молитвы по ПСАЛТЫРЮ. При обучении элементам математики прибегали к образным примерам. Книжная мудрость осваивалась по "Изборникам" - хрестоматиям энциклопедического характера. Это был курс семи свободных искусств. Обучали правилам чтения и искусству делать книги. Ученик изготовлял свой изборник, а для этого он должен владеть навыками: переписчика, переплетчика, иллюстратора. В X-XI вв. письменность проникает во все слои населения.


5. Традиции в современном образовании и воспитании


Хотелось бы выделить три основных типа кратковременных (от 1 до 2 часов) массовых (не менее 15 участников) форм воспитательной работы с детским объединением: "представление", "созидание-гуляние" и "путешествие". Эта классификация определяет в качестве источников форм коллективной деятельности детей основные коллективные занятия сельской общины: совместный труд в помощь соседям, совместное развлечение, молитву, сход, путешествие.

Примерами представлений являются: представления-ритуалы (линейка), представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр кино-, видео-, телефильма, конкурсная программа-представление, торжественное собрание); представления-коммуникации (митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут).

Их объединяет то, что организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т. п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями. Среди основных методов данных форм - "демонстрация", "ритуал" и "диалог" (беседа). Размышления о природе возникновения подобного типа форм, приводят к мысли, что источником данного типа форм воспитательной работы могли выступать "народное вече" - сельский сход и ритуал молитвы.

В книге М.М.Громыко "Мир русской деревни" называется несколько имеющих еще дохристианское происхождение ритуалов молитв, являвшихся важной формой организации жизнедеятельности крестьянского мира: "празднование на зеленях" - молебен, который служили при появлении первых всходов, "массовые богослужения перед посевом, при первом выгоне скота, во время летней засухи, градобития, пожаров, падежа скота". Одной из важнейших форм жизнедеятельности крестьянской общины, по мнению автора, была мирская сходка.

Дадим краткую характеристику некоторым формам, возникшим  из деревенского схода, молитвы и сборища-встречи.

1. Линейка (торжественная церемония) - ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Функции участников: ведущий линейки (находится в центре внимания); выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания); зрители; исполнители ритуальных действий.

Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения к какому-либо событию и получение какой-либо информации. Важным представляется замечание, которое приводит один из ученых-педагогов С. П. Афанасьев о том, что происхождение линейки связано с построением войск: "В древних армиях перед сражением и после них было принято выстраивать войска и обращаться к ним с призывным или благодарственным словом, так и в древней школе (где обучались практически только мальчики - будущие воины) учеников время от времени выводили на общее построение для поздравлений, для молитв и экзекуций". С. П. Афанасьев подчеркивает первостепенную роль ритуалов при проведении линейки. Он напоминает десять достаточно известных ритуалов (подъем государственного флага, исполнение гимна, вынос знамени и штандартов, перекличка, награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов) и более десятка новых (вручение верительных грамот, символов, амулетов, ритуал "изгнания двоек", ритуал "втирания бальзама усердия" и другие).

2. Спектакль - представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются устный журнал (газета), выступление агитбригады, т. е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме.

3. Концерт - представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, исполнение музыкальных произведений, декламация, театральная миниатюра и др.).

4. Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) - представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо.

5. Дискуссия - специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения.

Второй тип форм воспитательной работы с детским коллективом - "созидание-гуляние". Такое двойное название связано с этнокультурным аналогом форм коллективной (соборной) жизнедеятельности русской общины - совместный труд в помощь соседям: "помочи" и совместное гуляние после "сделанного дела". Обычай помочей - приглашение знакомых людей для помощи в срочных работах, с которыми семья не успевает справиться самостоятельно. Помочи могли быть проявлением благотворительности общины по отношению к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (пожар, смерть кормильца, уход работника в рекруты и т. д.), а могли быть элементом взаимопомощи и совместного труда. К последним относятся "дожинки" - совместное завершение жатвы, "навозница" - совместный вывоз навоза, "вздымки" - строительство избы "всем миром", "капустки" - совместная с соседями и знакомыми заготовка квашеной капусты.

Вышеназванные явления в результате исторической трансформации дали следующие формы воспитательной работы: развлечение-демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа); совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки, газеты); развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения). Характерной чертой этого типа форм является то, что они разворачиваются на одной площадке, процедуры (способы) движения могут быть жестко или не жестко заданы, одного центра внимания нет. Центры внимания разбросаны на площадке, и каждый участник может выбирать себе занятие по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы.

6. Ярмарка (народное гуляние) - развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.

Ярмарке-гулянию присуще свободное движение участников по всему пространству, где расположены аттракционы - специфические конкурсы, не требующие особых умений и длительного времени на выполнение задания. За участие в аттракционах выдаются жетоны, которые можно обменять на что-либо вкусное или полезное. Существует возможность развернуть целую экономическую игру. Интересен механизм вовлечения участников в аттракционы, когда, например, участники "покупают" на жетоны карточки со словами. Тот, кто сможет собрать из полученных слов целую фразу или несколько фраз становится победителем и получает специальный приз.

Ярмарка обычно начинается общим сбором, где объясняются правила игры, могут быть названы призы, которые ждут участника, набравшего наибольшее число жетонов. Финал ярмарки может проходить в виде аукциона - распродажи, где участники смогут освободиться от оставшихся у них жетонов, приобретая памятные призы и сувениры.

7. Представление в кругу - ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, пионерский костер и т. п.), предполагающее перемещение участников по кругу.

Представление в кругу, видимо, происходит из хоровода. Вот выдержка из книги М.М.Громыко: "В самый день праздника молодежь... шла в лес "завивать венки"; на лесной поляне собирались парни и девушки из нескольких соседних деревень: водили хороводы, играли в игры ("горелки", "столбики")...празднование на лесной поляне включало элементы: костер, приготовление определенного набора блюд, завивание венков. Большое оживление в Троицкий хоровод вносил обычай исполнения роли березки одною из девушек. Сначала готовили настоящее деревце: срубали березку с двумя вершинами, свивали их венком и на образовавшуюся "голову" надевали кокошник или платок. Две ветки отводили в качестве рук и надевали кофту, юбку, фартук. Наряд завершался лентами, бусами и полевыми цветами. Под юбку наряженной березки подбегала девочка 10-12 лет "пошустрее", с репутацией хорошей плясуньи".

8. Вечер общения в импровизированном кафе - специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье. Разновидности данной формы: "вечеринка", "посиделки", "салон", "клуб", "прием", "ассамблея". Данная форма предполагает такие атрибуты кафе как столики, приглушенное освещение, угощение и т. д. Очевидно, что прообразом вечера общения в импровизированном кафе являются братчина и молодежные посиделки. Вот что пишет М. М. Громыко:

"Возрастной состав посиделок различался в зависимости от местной традиции. Нижняя его граница определялась наличием или отсутствием самостоятельных посиделок подростков. В самой общей форме можно сказать, что он совпадал с составом хоровода: определенный возрастной рубеж, признаваемый в этом районе, как достаточный для приобретения качеств жениха или невесты, открывал для юного крестьянина и двери посиделок...".

9. Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы - это специально организованное соревнование участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

Весьма интересной в плане происхождения ситуационно-ролевой игры как формы детского времяпрепровождения представляется следующая выдержка из книги М.М.Громыко:

"Взятие снежного городка, увековеченное в известной картине В.И.Сурикова (по непосредственным наблюдениям художника), бытовало преимущественно на Урале и в Сибири. Эта сложная затея, включавшая в равной мере и элементы игры, спектакля и спортивного состязания, предварялась, как и катание с ледяных гор, участием молодежи в строительстве специального сооружения... Одна партия занимала крепость. Другая - шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стену, срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности, а верховые должны были по одному прорваться в ворота. Осажденные метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадь, пугали ее, чтобы заставить отступить обратно... Потом победители шли торжественно по селению..."

Третьей выступает такая разновидность, как "путешествие". К этому типу относятся такие известные формы, как путешествие-демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие); путешествие-развлечение (поход, прогулка); путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция). Источником возникновения такой разновидности форм являются путешествия как таковые: выход на охоту, поездка на ярмарку, путешествие на богомолье, на заработки, переселение на новые земли и так далее.

Следует отметить, что имитация путешествия давно и прочно вошла в народную культуру. Многие деревенские праздники, по свидетельству М. М. Громыко, сопровождались шествиями. Это "колядки", хороводное передвижение на Троицын день, хождение из дома в дом перед Рождеством и другими праздниками. Вообще, ритуальное шествие является одной из древнейших форм отправления религиозных культов.

Остановимся более подробно на одной из форм воспитательной работы, рожденной из путешествия и его имитации.


Заключение


Проблема подлинной демократизации жизни, подъема материальной и духовной культуры, нравственности, развития личности, реализации творческого потенциала людей, преодоление их ограниченности, да и просто невежества, воспитания подлинного общения, ответственного отношения к труду, зрелого экологического сознания – все это невозможно вне русла общечеловеческой культуры, мирового цивилизованного процесса.

В настоящее время культурологическая подготовка призвана, по мере возможности, восполнять недостаточность предметно-функционального, «объективного» характера обучения и отсутствие традиций классического гуманитарного образования.

Культорологическое образование призвано готовить молодежь к личностной ориентации в современном мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, оно должно способствовать взаимопониманию, продуктивному общению.

Знание в современном обществе превращается в богатство. Необходимым требованием современного образования является этическая (духовная) ориентация развития человека. Образование предполагает работу, направленную на самого себя, путь в мир есть одновременно путь к себе, открытие себя, своей природы и духовности, выращивание в себе новых сил, способностей, ощущений и переживаний.

Мироощущения человека, его оптимизм, мышление, нравственность и человеколюбие нуждаются в опоре и обосновании, чем и является по сути своей религия, проповедующая кротость, смирение, честность, любовь и доброту, так необходимые в нынешнее время.


Список литературы

1.     Джуринский А.Н. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов педвузов. - М.:ГИЦ "Владос".1999.

2.     Н.М.Карамзин “ История государства Российского”, книга 1, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1994 г.

3.     Л.А.Дмитриева, Н.В.Понырко “Повести Древней Руси”, М. “Художественная литература”, 1987

4.     Фроянов И.Я. История России с древнейших времен до начала ХХ века.- М.1992.

5.     В.И.Колесник., С.А.Хан “История России с древности до наших дней”, Ств.,1998

6.     А.В.Петрушевский “Рассказы про старое время на Руси”, Санкт-Петербург, “Лениздат”, 1993 г.