Содержание



1.Основные направления национальной политики России в области качества продукции и услуг, пути и методы ее реализации. 3

2.Качество - как совокупность свойств продукции. 8

Список использованной литературы.. 12

1.Основные направления национальной политики России в области качества продукции и услуг, пути и методы ее реализации


Госстандарт России совместно с Минэкономразвития России и Минпромнауки России во исполнение поручения Президента Российской Федерации и по поручению Правительства Российской Федерации в 2002 г. разработали проект Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг.

Для целей настоящей Концепции взято определение качества продукции, услуги, данное Международной организацией по стандартизации (ИСО): совокупность характеристик продукции, обусловливающая ее способность удовлетворять установленные и ожидаемые потребности.

Продукция одного назначения может пользоваться спросом при разных уровнях качества, что связано со степенью платежеспособности ее потребителей. На современном этапе социально-экономического развития страны население делится по этому показателю на три группы: наибольшая - с низкой платежеспособностью, потребляющая в основном дешевую продукцию, как правило, низкого качества; немногочисленная прослойка покупателей среднего класса, потребляющих преимущественно среднюю по цене и уровню качества продукцию; небольшая группа очень богатых людей, имеющих возможность приобретать дорогую продукцию высшего качества.

Результатом наблюдающегося оживления в экономике страны становится увеличение платежеспособности населения, а следовательно, и спроса на более качественную продукцию.

Конкурентоспособность является интегральной характеристикой продукции, обусловливающей возможность ее сбыта. На конкурентоспособность продукции оказывают влияние ее качество, цена, стоимость эксплуатации, удобство технического обслуживания, имидж изготовителя, его способность соблюдать договорные сроки поставки и иные факторы.

Приоритетность факторов конкурентоспособности зависит от уровня социально-экономического развития общества, характеристик рынков, на которых реализуется продукция, особенностей конкретных потребителей.

Как свидетельствуют результаты исследований международных экономических институтов, для глобального рынка, интеграция в который является одной из главных задач развития отечественной экономики, в ХХI веке приоритетным фактором в конкурентоспособности продукции будет оставаться качество. [1]

Безопасность продукции (для человека, имущества, окружающей среды) является составляющей ее качества. Степень безопасности продукции, соответствующая уровню социально-экономического развития страны, регулируется и гарантируется государством, использующим для этой цели экономические и административные меры воздействия.

Целью настоящей Концепции в экономической сфере является подъем качества отечественной продукции для достижения ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках и обеспечения на этой основе устойчивого развития экономики страны и интеграции ее в мировую экономику.

В период выхода из кризиса внимание в первую очередь должно быть сосредоточено на:

1.     подъеме качества и конкурентоспособности продукции в тех секторах экономики, опережающее развитие которых должно обеспечить подъем экономики в целом, используя для этих целей различные меры государственной и региональной поддержки;

2.     интенсификации процесса импортозамещения за счет повышения качества отечественной продукции;

3.     максимальном использовании сложившегося в настоящее время сравнительно низкого уровня оплаты труда, а значит, меньших издержек на производство, дающих преимущество в конкурентной борьбе за счет возможности устанавливать более низкую цену на отечественную продукцию по сравнению с ценами на импортируемые товары;

4.     наращивании производственного потенциала предприятий, создании прогрессивных технологий и новых видов высококачественной продукции, с тем чтобы по мере развития отечественного рынка и интеграции в мировую экономику расширять долю российской продукции на внутреннем и внешнем рынках.

В стратегической перспективе, когда российский рынок будет интегрирован в глобальный, должно устойчиво обеспечиваться конкурентоспособное качество российских товаров.

Качество продукции и услуг прямо и косвенно влияет на решение главной задачи в социальной сфере - обеспечение высокого уровня жизни граждан России. Приобретая качественную продукцию, они получают возможность удовлетворять свои физические, культурные и иные потребности. С другой стороны, высокое качество, обеспечивая подъем экономики и увеличивая занятость населения, способствует росту заработной платы, социального обеспечения и платежеспособного спроса.

Качество способствует также формированию духовных ценностей, воспитывая чувство профессиональной гордости и патриотизма. [2]

Уровень качества продукции должен соответствовать структуре спроса населения с учетом платежеспособности разных его групп, демографических (в том числе половозрастных) и других особенностей. Динамика повышения качества продукции должна соответствовать динамике спроса, который в настоящее время имеет тенденцию к росту.

Безусловно, должна обеспечиваться необходимая безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества людей.

Высокие качество, технический уровень и надежность военной техники и вооружений являются важным фактором обеспечения обороноспособности страны, ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращения военной агрессии против России и ее союзников, создания условий для мирного, демократического развития общества.

Уровень качества отечественных сырья, материалов, изделий и элементной базы, используемых для производства и функционирования военной техники и вооружений, должен полностью обеспечивать потребности военной промышленности и армии, а также гарантировать при удовлетворении этих потребностей независимость от зарубежных поставщиков.

Качество продукции и услуг, обеспечивающее высокий уровень научно-технического и промышленного развития страны, ее экономическую и военную независимость, способствует упрочению позиций России как великой державы, одного из влиятельных центров многополярного мира в установлении равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями.

Национальная политика в области качества в международной сфере должна быть нацелена на:

·        закрепление лидирующего положения России в развитии научно-производственного потенциала стран СНГ;

·        восстановление и развитие научно-производственной кооперации предприятий этих стран;

·        ускорение темпов экономического развития России и других стран СНГ;

·        расширение присутствия России на привлекательных для нее мировых рынках и усиление ее конкурентного статуса на этих рынках;

·        расширение научно-производственной кооперации отечественных предприятий с ведущими зарубежными фирмами в интересах осуществления крупных международных проектов в целях завоевания Россией лидирующего положения в ряде секторов мирового рынка.

Качество отечественной продукции должно обеспечивать решение задач, связанных с развитием современных информационных технологий и отечественной индустрии информации. С этой целью необходимо обеспечивать высокое качество средств информатизации, телекоммуникаций и связи, микроэлектронной и компьютерной техники.

Экологические параметры качества продукции играют важную роль в решении задач охраны природы, оздоровления окружающей среды, обеспечения экологической безопасности страны и планеты в целом.

Безусловно, должны обеспечиваться обязательные экологические требования к продукции. При проектировании новой продукции должны разрабатываться экологические параметры безопасности ее производства (при этом следует широко применять безотходные технологии) и способы утилизации. [3]


2.Качество - как совокупность свойств продукции


Важное значение в современных условиях приобрел контроль качества выпускаемой продукции.

Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и кончая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования — с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому контроль качества продукций стал составной частью производственного процесса и направлен не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления. Такой подход к контролю предполагает проведение испытаний по мере готовности отдельных частей продукта (в особенности это касается сложных видов оборудования, в частности, комплектного). Усиление контроля качества в значительной степени связано с ориентацией производства на конкретного потребителя.[4]

Основные принципы управления качеством в фирмах  можно обобщить следующими положениями.

1. Работа, направленная на повышение качества, должна выступать обязательной составной частью стратегии фирмы.

Процесс повышения качества осуществляется на основе разработки конкретных программ. Например, фирма "Ксерокс" с начала 80-х годов начала проводить в жизнь специально разработанную стратегическую программу всеобщего обеспечения качества под девизом "Лидерство через качество". Для реализации этой цели была перестроена вся деятельность фирмы. Создан специальный центр управления качеством, который координировал и направлял работу в этой области. За два года реализации этой программы качество сборочных операций возросло на 63%, надежность продукции — на 20%, издержки производства снизились на 20%. Повышение качества продукции обеспечило возможность на 10% увеличить долю рынка.

Успех компании "Ксерокс" во многом обусловлен также целенаправленной работой управленческого персонала компании, которому удалось создать единый механизм управления качеством. В частности, фирмой были разработаны свои критерии оценки эффективности работы в области качества, которые нашли выражение в следующих показателях: количество дефектов на один миллион поступающих деталей, количество дефектов на сто готовых изделий (для потребителей), процент оборудования, установленного без дефектов.

2. В управлении качеством главное — не контроль, а бездефектная работа.

Высокое качество продукции, как показывает опыт, обеспечивается главным образом путем налаживания бездефектного производства, а не через контроль уже готовой продукции. Предполагается, что все возможные дефекты устраняются на промежуточных стадиях изготовления продукта, а не в готовом изделии. Использование такой системы позволяет ликвидировать возможные потери времени и материалов, резко сократить расходы на аппарат управления, обнаруживать дефекты в ходе производства и устранять их сразу же на месте, обеспечить работу всех подразделений при минимальных затратах.

3. Поставщики должны быть партнерами.

Например, "Форд" и "Ксерокс" примерно в два-три раза сократили число своих субпоставщиков, а с оставшимися заключили долгосрочные контакты на два-три года. Тесные контакты с ограниченным числом субпоставщиков позволяют повысить надежность поставок, снизить затраты на входной контроль, устранять на месте брак в поставленных деталях.

Показатели, по которым можно судить о качестве выпускаемой продукции, ее прогрессивности, специфичны для каждой отрасли промышленности и находятся во взаимосвязи с особенностями и назначением продукции, организацией производства. Однако, независимо от характеристики продукции, организации технологических процессов и других факторов, оценка качества продукции .включает:

•   технический уровень продукта (изделия);

• удельный вес новых, более прогрессивных видов в общем объеме выпускаемой и реализуемой продукции;

•   экономическую эффективность новых видов продукции.

Технический уровень продукта, его прогрессивность определяется посредством сравнения с лучшими отечественными и зарубежными продуктами аналогичного назначения по основным параметрам.

При анализе качества продукции фактические его показатели сравниваются с плановыми и данными за прошлый период, а также с показателями родственных предприятий, выпускающих эту продукцию.

На ряде предприятий химической промышленности, где объемы выпуска продукции определяются в перерасчете на стандарт или на 100%-е содержание основного вещества, показатель качества характеризуется концентрацией, которая в ГОСТах и ТУ устанавливается по нижнему пределу, хотя она может быть выше установленного ограничения. Поэтому анализ качества большинства химических продуктов (все виды фосфатных и азотных удобрений, серной и азотной кислоты, хлора и производных на его основе продуктов и т. д.) необходимо увязывать с параметрическими данными выработанной продукции.

Особенностью ряда химических продуктов (лаков, красок, смол, красителей, органических продуктов и пр.) является то, что их качество зависит не только от технологии производства, но и от времени и условий хранения продуктов на заводских складах, поскольку они после определенного срока могут терять свои товарные качества. Поэтому в процессе анализа качества продукции надо сопоставить количество и сумму расходов по рекламации продукции за отчетный и предыдущий периоды.

Важное профилактическое значение имеет анализ потерь от брака, когда химическая продукция не соответствует предъявляемым к ней требованиям и исключается из состава товарной продукции. Как правило, анализ проводится по следующим основным направлениям:

1) по отдельным видам бракованной продукции;

2) по цехам, процессам, стадиям и операциям, где до-пущен брак;

3) по причинам его происхождения;

4) по характерным признакам брака;

5) по размерам нанесенного ущерба;

6) по виновникам брака.[5]

Список использованной литературы


1.     ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2.     ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования.

3.     Бенаров А.М. Качество продукции. – М: Стандарт, 2001. – 120с.

4.     Бондарев М.М. Обеспечение качества продукции. – М: Югис, 2002. – 120с.

5.     Зиненко В., Левшина В., Бука Э., Харин В., Репях С., Кошкарева Н. Структура процессов и документации системы менеджмента качества//Стандарты и качество. – 2002, N 9. –118с.

6.     Менеджмент системы качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. М.: ИПК издательство стандартов, 2002. - 368 с.

7.     Управление качеством продукции: справочник – М.: Стандарт, 2002. – 464 с.




[1] Бенаров А.М. Качество продукции. – М: Стандарт, 2001. – с.26.


[2] Бондарев М.М. Обеспечение качества продукции. – М: Югис, 2002. –с.28.


[3] Зиненко В., Левшина В., Бука Э., Харин В., Репях С., Кошкарева Н. Структура процессов и документации системы менеджмента качества//Стандарты и качество. – 2002, N 9. – с.93.


[4] Менеджмент системы качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. М.: ИПК издательство стандартов, 2002. -  с.215.


[5] Управление качеством продукции: справочник – М.: Стандарт, 2002. – С.317.