1. Показатели и методы оценки уровня качества продукции. Классификация показателей и методов, этапы оценки технического уровня
Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются на две группы: по способам получения информации — измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный; по источникам ее получения — традиционный экспертный и социологический.
Измерительный — основан на информации, получаемой с обязательным использованием технических измерительных средств, предусмотренных конструкцией изделия или дополнительных (амперметры, вольтметры, тахометры, спидометры и т.п.).
Регистрационный — используется информация, получаемая путем подсчета (регистрации) числа определенных событий предметов или затрат, например: регистрация количества отказов изделия при испытаниях; затрат на создание и эксплуатация изделия, числа частей сложного изделия, защищенных авторскими свидетельствами и патентами.
Органолептический — используется информация, получаемая в результате анализа восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Точность и достоверность результатов при данном методе зависит от способностей, квалификации и навыков лиц, выполняющих эту работу, а также от возможности использования специальных технических средств, повышающих разрешающие способности организма человека (микроскопы, микрофоны, лупы).
Расчетный — основан на использовании теоретических или эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Применяют в основном при проектировании продукции, когда она не может еще быть объектом экспериментального исследования (отсутствует опытный образец) и служит для определения производительности, мощности, прочности и т.д.
Рассмотренные методы могут применяться совместно на различных стадиях жизненного цикла продукции. Так, измерительный и регистрационный используются на стадиях разработки, производства и эксплуатации (потребления) продукции производственно-технического назначения и бытовой техники, органолептический и измерительный — на стадиях разработки и производства предметов потребления.
Традиционный — показатели качества определяются должностными лицами (работниками) специализированных экспериментальных лабораторий, полигонов, стендов и расчетных подразделений предприятий — конструкторских отделов, вычислительных центров, служб надежности.
Экспертный — определение значений показателей качества осуществляется на основе решения, принимаемого группой специалистов-экспертов. В такие группы объединяются специалисты различных направлений знаний и практических навыков в зависимости от вида оцениваемой продукции. Каждый из членов группы обладает правом решающего голоса.
Социологический — основан на сборе и анализе информации о мнении фактических или возможных потребителей продукции. Сбор информации осуществляется в ходе устного опроса или с помощью распространения анкет, а также путем организации конференций, выставок, аукционов и т.п.
Методы определения значений показателей качества, входящие во вторую группу, при необходимости могут использоваться совместно, что повышает достоверность результатов. На заключительном этапе оценки качества продукции проводятся операции по определению уровня качества, которые рассматриваются в следующем разделе.
2. Конкурентоспособность и качество. Понятия, уровень, показатели, рейтинг по странам
Для того, чтобы определить понятие "конкурентоспособность" как экономическую категорию следует рассмотреть следующие вопросы: -каким компонентам экономической системы присуще свойство конкурентоспособности;
-каким образом это свойство связано с другими, уже известными свойствами экономических объектов;
-в каких ситуациях целесообразно принимать во внимание конкурентоспособность;
-каков круг задач, требующих решения в процессе анализа конкурентоспособности экономических объектов; -каковы методы и средства решения задач, связанных с конкурентоспособностью экономических объектов. Для ответа на поставленные вопросы попытаемся выделить в ситуации конкуренции ее основные компоненты.
Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ "О конкуренции": это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно рыночная конкуренция или конкуренция в самоорганизующейся экономической системе - это борьба фирмы за ограниченный объем платежеспособного спроса со стороны потребителей, ведущаяся фирмами на доступном им сегменте рынка. Против ожидания приведенные определения не дают возможности каким-либо образом вывести особенности конкурентоспособности как исследуемой категории. Очевидно, требуется проведение анализа на иных основах. Мало найдется экономических понятий, относительно которых разногласия носили бы столь выраженный характер. Понимая, что свойство конкурентоспособности изделий объективно существует, и в то же время, ощущая отсутствие единства взглядов в этом вопросе, очень многие исследователи стремятся оперировать релевантной терминологией, не объясняя, что же они, собственно, имеют в виду. В качестве примера можно привести публикацию. Положение усложняется еще и тем, что конкурентоспособность может оказаться непосредственным или вспомогательным сосредоточием исследовательских интересов во многих областях знаний, начиная от вполне традиционных, бесспорно входящих в концепцию маркетинга, до относительно новых для нас, скажем, сферы образования
3. Разработка системы качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. Элементы системы, иерархия документации, последовательность разработки руководства по качеству
ИСО (ISO) - это аббревиатура названия "Международная организация по стандартизации", организация основана в 1947 г. с целью содействия развитию стандартизации в мире для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи.
Название "ISO" употребляется во всем мире для обозначения организации, во избежание многочисленных вариаций аббревиатуры, получающихся от перевода "International Organization for Standartization" на различные языки членов организации, например IOS на английском, OIN на французском (от Organisation internationale de normalisation). Таким образом, ISO - сокращенная форма обозначения международной организации в любой стране.
9000 - это обозначение семейства стандартов на системы менеджмента качества.
ИСО серии 9000 - серия международных стандартов по обеспечению качества, в которых изложены требования к системам менеджмента качества организаций, основные положения и термины, рекомендации по улучшению деятельности организации, требования к проведению аудитов систем менеджмента качества и системы экологического менеджмента. В семейство национальных стандартов этой серии, которые представляют собой аутентичный перевод стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года, входят 5 стандартов:
-ИСО9000 Основные положения и словарь;
-ИСО9001 Системы менеджмента качества. Требования;
-ИСО9004 Рекомендации по улучшению деятельности;
- ИСО190011 Руководящие указания по аудитам систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента;
- ИСО10012 Требования по обеспечению качества измерительного оборудования.
В стандартах ИСО серии 9000 версии 1994 года существовало понятие "система качества", в новой версии оно трансформировалось в понятие "система менеджмента качества". В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 система менеджмента качества - это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству; а система менеджмента - система для разработки политики и целей и достижения этих целей. По сути, система менеджмента качества - это управление всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия с ориентацией на качество конечного результата; это, прежде всего, глубоко продуманные правила работы и взаимодействия работников внутри предприятия, которые документируются в необходимом объеме (в виде стандартов предприятия, методик и т.п.).
4. Этапы формирования и виды затрат на качество. Классификация затрат, калькуляция затрат на качества, профилактика, оценивание, внутренние и внешние затраты, потери
Производство продукции и услуг сопровождается издержками производства и обслуживания. Ошибочное представление о том, что производство продукции высокого качества определяется значительным увеличением затрат, являлось в прошлом одним из основных препятствий на пути создания более совершенных систем управления качеством.
В общем смысле, затратами на качество являются расходы, связанные с установлением уровня качества, его достижением в процессе производства, контролем, оценкой и информацией о соответствии продукции требованиям качества, надежности и безопасности, а также расходы, связанные с установлением отказов изделий не предприятии или в условиях его эксплуатации потребителем.
Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, надежность продукции и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ним образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания.
Затраты на качество связаны не только непосредственно с производством продукции, но и с управлением этим производством.
В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:
транспортные - внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции;
снабженческие - закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов;
затраты на подразделения, контролирующие производство;
затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия и др.;
затраты на деятельность других служб аппарата управления предприятием.
Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредованно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету.