1.  Коммерческие организации. Понятия, виды, отличительные особенности

Согласно п.1 ст.48 ГК РФ юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету. Можно выделить следующие моменты, характеризующие юридическое лицо:

а) фирменные наименования;

б) определенная организационная структура;

в) регистрация в государственном реестре юридических лиц;

г) гражданские права (соответствующие целям деятельности, декларированным в учредительных документах) и ответственность по своим обязательствам;

д) наличие специального разрешения (лицензии) для осуществления определенных видов деятельности;

е) самостоятельный баланс;

ж) наличие счета в банке;

з) юридический адрес.

Виды и отличительные особенности коммерческих организаций рассмотрены ниже в таблице.



Параметры сравнения

Товарищества

ООО

ОДО

ЗАО          ОАО

Производственные кооперативы

Унитарные предприятия

1.          Наименование

1. Необходимо добавление к названию: "полное товарищество" и "и компания".

2. Если это товарищество на вере, то необходимо добавление: "Коммандитное товарищество" и "и компания".

Необходимо добавление к названию: "с ограниченной ответственностью".

Необходимо добавление к названию: "с дополнительной ответственностью".

Необходимо добавление к названию: "ЗАО" или "ОАО".

Необходимо добавление к названию: "производственный кооператив".

Необходимо указание на собственника имущества (или указание, что это - казённое предприятие).

2.          Наличие и размер уставного, складочного капитала

Есть складочный капитал, образующийся из взносов товарищей.

MIN - 100 МРОТ.

Существует уставной капитал. MIN - 100 МРОТ.

Существует уставной капитал. MIN - 100 МРОТ.

Уставным капиталом является номинальная стоимость акций. MIN - 100 МРОТ/1000 Мрот.

MIN - 100 МРОТ.

MIN - 100 МРОТ.

3.          Количество и состав учредителей

От 2 человек и выше. Полные товарищи и товарищи на вере.

От 1-го до 50 человек.

От 1-го человека до 50 человек.

От нескольких человек. До 50 в ЗАО. Не ограничено в ОАО.

Не менее 5 человек.

Учредитель - государство.

4.          Ответственность участников юридического лица

1. Полные товарищи несут ответственность своим имуществом в случае оплаты требований кредиторов.

2. Вкладчики лишь рискуют своими вкладами.

Несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вкладов каждого из участников. Т.е. участники не несут личную материальную ответственность.

Солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом  в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

Они рискуют только своими акциями..

Несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренным законом "О производственных кооперативах", а также уставом кооператива.

Собственник отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом предприятия, основанного на ПХВ. Не отвечает по обязательствам в исключительном случае: п.3 ст56. РФ несёт субсидиарную ответственность за казённые предприятия.

5.          П учредителей на имущество юридического лица

1. Полные товарищи владеют имуществом в соответствии с долями.

2. Оставшееся имущество пропорционально распространяется между вкладчиками и полными товариществами согласно доли в имуществе товарищества.

Имущество принадлежит участникам согласно уставным документам данного общества с ограниченной ответственностью.

Имущество принадлежит участникам пропорционально их вкладам согласно учредительным документам.

Имущество распределяется в соответствии с номинальной стоимостью вкладов, которые акционер внёс в данное АО, т.е. номинальная стоимость акции.

Имущество делится на его членов в соответствии с уставом производственного кооператива, а также с учётом трудового участия участников (при ликвидации).

Всё имущество принадлежит государственному органу или РФ.

6.          П юридического лица на своё имущество

Не являются собственниками своего имущества.

Не являются собственниками своего имущества.

Не являются собственниками своего имущества.

Не являются собственниками своего имущества.

Не являются собственниками своего имущества.

Не имеет П собственности. ПОУ - для казенных, а ПХВ - для хозрасчётных.

2.  Государственная регистрация юридических лиц. Принципы ведения и содержание государственного    реестра.    Документы,    предоставляемые    для         государственной регистрации

Согласно ст.51 ГК России и ФЗ “О регистрации юридических лиц” каждое юридическое лицо подлежит государственной регистрации. Данные государственной регистрации юридического лица включаются в единый государственный реестр юридических лиц, который, в свою очередь, открыт для всеобщего ознакомления. И лишь с момента государственной регистрации и внесения в государственный реестр юридических лиц, юридическое лицо считается созданным. Юридическое лицо действует на основании учредительного договора либо устава, либо учредительного договора и устава. Участники юридического лица утверждают устав и (или) заключают учредительный договор, который (которые) одновременно с другими документами, требуемые для регистрации отдельных видов юридических лиц,  заявлением о регистрации и свидетельством об уплате государственных пошлин, направляется, в свою очередь, в соответствующий орган юстиции либо в личном порядке, либо ценным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.

В случае отказа юридическому лицу в государственной регистрации соответствующим органом юстиции данный отказ может быть обжалован в судебном порядке. Не допускается отказ по мотиву нецелесообразности создания юридического лица. Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации юридического лица в случае нарушения установленного законом порядка, образования юридических лиц, либо несоответствия его учредительных документов закону.

Устав – это свод правил, регулирующих деятельность предприятий, организаций, учреждений и их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в определенной сфере хозяйственной деятельности.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, при отсутствии такого органа – по месту нахождения иного органа или лица, которые могут действовать от имени юридического лица без доверенности. При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица по утвержденной Правительством РФ форме решение о создании юридического лица в форме протокола, договора или иного документа согласно законодательству РФ;

в) подлинники или нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

д) документ об оплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

Утвердить формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц: "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании"; "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации";"Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица";"Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы";"Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;"Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и т.д.







3.  Понятие    "малое    предприятие".    Назначения   и   проблемы   развития   малого предпринимательства в РФ. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства

Как следует из самого определения, «малое предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В соответствии с законодательством средняя за отчетный период численность работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.

В соответствии с законодательством малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий (организации) к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:

· хозяйственных товариществ и обществ,

· производственных кооперативов,

· государственных и муниципальных унитарных предприятии.

Основными направлениями поддержки государственной поддержки малого предпринимательства. На федеральном уровне ФЗ «о поддержки малого предпринимательства».

В основном малое предпринимательство поддерживают на уровне регионов Российской Федерации. В некоторых регионов существуют льготы по предоставлению кредитов, существуют налоговые кредиты, заключение договоров на государственный заказ и т.д.

В данное время государство поддерживает малое предпринимательство только сельскохозяйственное и подобное. Так как малая торговля развивается нормально и ее поддерживать не стоит.