1. Коммерческие организации. Понятия, виды, отличительные особенности
Согласно п.1 ст.48 ГК РФ юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету. Можно выделить следующие моменты, характеризующие юридическое лицо:
а) фирменные наименования;
б) определенная организационная структура;
в) регистрация в государственном реестре юридических лиц;
г) гражданские права (соответствующие целям деятельности, декларированным в учредительных документах) и ответственность по своим обязательствам;
д) наличие специального разрешения (лицензии) для осуществления определенных видов деятельности;
е) самостоятельный баланс;
ж) наличие счета в банке;
з) юридический адрес.
Виды и отличительные особенности коммерческих организаций рассмотрены ниже в таблице.
Параметры сравнения |
Товарищества |
ООО |
ОДО |
ЗАО ОАО |
Производственные кооперативы |
Унитарные предприятия |
1. Наименование |
1. Необходимо добавление к названию: "полное товарищество" и "и компания". 2. Если это товарищество на вере, то необходимо добавление: "Коммандитное товарищество" и "и компания". |
Необходимо добавление к названию: "с ограниченной ответственностью". |
Необходимо добавление к названию: "с дополнительной ответственностью". |
Необходимо добавление к названию: "ЗАО" или "ОАО". |
Необходимо добавление к названию: "производственный кооператив". |
Необходимо указание на собственника имущества (или указание, что это - казённое предприятие). |
2. Наличие и размер уставного, складочного капитала |
Есть складочный капитал, образующийся из взносов товарищей. MIN - 100 МРОТ. |
Существует уставной капитал. MIN - 100 МРОТ. |
Существует уставной капитал. MIN - 100 МРОТ. |
Уставным капиталом является номинальная стоимость акций. MIN - 100 МРОТ/1000 Мрот. |
MIN - 100 МРОТ. |
MIN - 100 МРОТ. |
3. Количество и состав учредителей |
От 2 человек и выше. Полные товарищи и товарищи на вере. |
От 1-го до 50 человек. |
От 1-го человека до 50 человек. |
От нескольких человек. До 50 в ЗАО. Не ограничено в ОАО. |
Не менее 5 человек. |
Учредитель - государство. |
4. Ответственность участников юридического лица |
1. Полные товарищи несут ответственность своим имуществом в случае оплаты требований кредиторов. 2. Вкладчики лишь рискуют своими вкладами. |
Несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вкладов каждого из участников. Т.е. участники не несут личную материальную ответственность. |
Солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. |
Они рискуют только своими акциями.. |
Несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренным законом "О производственных кооперативах", а также уставом кооператива. |
Собственник отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом предприятия, основанного на ПХВ. Не отвечает по обязательствам в исключительном случае: п.3 ст56. РФ несёт субсидиарную ответственность за казённые предприятия. |
5. П учредителей на имущество юридического лица |
1. Полные товарищи владеют имуществом в соответствии с долями. 2. Оставшееся имущество пропорционально распространяется между вкладчиками и полными товариществами согласно доли в имуществе товарищества. |
Имущество принадлежит участникам согласно уставным документам данного общества с ограниченной ответственностью. |
Имущество принадлежит участникам пропорционально их вкладам согласно учредительным документам. |
Имущество распределяется в соответствии с номинальной стоимостью вкладов, которые акционер внёс в данное АО, т.е. номинальная стоимость акции. |
Имущество делится на его членов в соответствии с уставом производственного кооператива, а также с учётом трудового участия участников (при ликвидации). |
Всё имущество принадлежит государственному органу или РФ. |
6. П юридического лица на своё имущество |
Не являются собственниками своего имущества. |
Не являются собственниками своего имущества. |
Не являются собственниками своего имущества. |
Не являются собственниками своего имущества. |
Не являются собственниками своего имущества. |
Не имеет П собственности. ПОУ - для казенных, а ПХВ - для хозрасчётных. |
2. Государственная регистрация юридических лиц. Принципы ведения и содержание государственного реестра. Документы, предоставляемые для государственной регистрации
Согласно ст.51 ГК России и ФЗ “О регистрации юридических лиц” каждое юридическое лицо подлежит государственной регистрации. Данные государственной регистрации юридического лица включаются в единый государственный реестр юридических лиц, который, в свою очередь, открыт для всеобщего ознакомления. И лишь с момента государственной регистрации и внесения в государственный реестр юридических лиц, юридическое лицо считается созданным. Юридическое лицо действует на основании учредительного договора либо устава, либо учредительного договора и устава. Участники юридического лица утверждают устав и (или) заключают учредительный договор, который (которые) одновременно с другими документами, требуемые для регистрации отдельных видов юридических лиц, заявлением о регистрации и свидетельством об уплате государственных пошлин, направляется, в свою очередь, в соответствующий орган юстиции либо в личном порядке, либо ценным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.
В случае отказа юридическому лицу в государственной регистрации соответствующим органом юстиции данный отказ может быть обжалован в судебном порядке. Не допускается отказ по мотиву нецелесообразности создания юридического лица. Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации юридического лица в случае нарушения установленного законом порядка, образования юридических лиц, либо несоответствия его учредительных документов закону.
Устав – это свод правил, регулирующих деятельность предприятий, организаций, учреждений и их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в определенной сфере хозяйственной деятельности.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, при отсутствии такого органа – по месту нахождения иного органа или лица, которые могут действовать от имени юридического лица без доверенности. При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица по утвержденной Правительством РФ форме решение о создании юридического лица в форме протокола, договора или иного документа согласно законодательству РФ;
в) подлинники или нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
д) документ об оплате государственной пошлины.
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
Утвердить формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц: "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании"; "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации";"Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица";"Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы";"Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;"Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и т.д.
3. Понятие "малое предприятие". Назначения и проблемы развития малого предпринимательства в РФ. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства
Как следует из самого определения, «малое предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.
В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В соответствии с законодательством средняя за отчетный период численность работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.
В соответствии с законодательством малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий (организации) к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:
· хозяйственных товариществ и обществ,
· производственных кооперативов,
· государственных и муниципальных унитарных предприятии.
Основными направлениями поддержки государственной поддержки малого предпринимательства. На федеральном уровне ФЗ «о поддержки малого предпринимательства».
В основном малое предпринимательство поддерживают на уровне регионов Российской Федерации. В некоторых регионов существуют льготы по предоставлению кредитов, существуют налоговые кредиты, заключение договоров на государственный заказ и т.д.
В данное время государство поддерживает малое предпринимательство только сельскохозяйственное и подобное. Так как малая торговля развивается нормально и ее поддерживать не стоит.