Глава 2. Анализ действующей системы финансирования образовательных учреждений (на примере образовательных учреждений комитета по молодежной политике Правительства Хабаровского края


2.1 анализ действующей практики финансирования расходов ГОУ «Краевой Дом молодежи»


Государственное учреждение «Краевой Дом молодежи» образовано совместным решением комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края и комитета по делам молодежи администрации Хабаровского края и зарегистрировано 4 июля 1995 г.  В соответствии с новой редакцией «Закона об образовании» РФ 5 апреля 1999 г. учреждение было перерегистрировано в качестве государственного образовательного учреждения культуры «Краевой Дом молодежи».

Учредитель – министерство имущественных отношений Хабаровского края.

Отраслевое подчинение – комитету по молодежной политике Правительства Хабаровского края.

ГОУ «Краевой Дом молодежи» находится в государственной собственности Хабаровского края, финансируется полностью за счет бюджетных средств на основе сметы доходов и расходов.

Цель создания учреждения – гражданское, социально-экономическое и духовно-нравственное развитие молодежи Хабаровского края.

Предмет деятельности учреждения – организация и проведение мероприятий по реализации основных направлений государственной молодежной политики на территории Хабаровского края:

- информационно-методическое обеспечение деятельности комитета по молодежной политике Правительства Хабаровского края, молодежных структур муниципальных образований края, детских и молодежных общественных объединений и иных учреждений и организаций, ведущих работу с молодежью;

- реализация программ дополнительного образования в области молодежной политики;

- создание молодежных объединений, подростковых, спортивных клубов, молодежных телефонов доверия, оздоровительных лагерей и других подразделений, ведущих работу с молодежью.

Одна из важнейших задач, стоящих перед ГОУК «Краевой Дом молодежи» - реализация масштабных проектов в молодежной среде, вовлечение в активную общественную деятельность как можно большего числа молодых людей. Собственно содержательная часть деятельность ГОУК «Краевой Дом молодежи» представляет собой реализацию более 20 программ самых различных направлений. Важнейшая программа на ближайшее время – разработка детализированных программ занятости для молодежи, как первичной и вторичной, так и сезонной занятости.

Структура ГОУК «Краевой Дом молодежи» отвечает его целям и задачам (Рисунок 1).

 














 

Рисунок 1. Структура ГОУ «Краевой Дом молодежи»


ГОУ «Краевой Дом молодежи» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Уставом образовательного учреждения (Приложение 1), согласно которому высшим должностным лицом Учреждения является его директор, назначаемый и освобождаемый от должности комитетом по молодежной политике Правительства Хабаровского края по согласованию с Учредителем.

В функции структурных подразделений ГОУ «Краевой Дом молодежи» входит:

1) Отдел реализации программ – организация и проведение краевых программ по основным направлениям молодежной политики Хабаровского края, спортивных соревнований, образовательных программ, социальных акций, концертов, конкурсов, праздничных массовых мероприятий, разработка и внедрение новых социально-экономических и социально-культурных программ.

2) Региональный информационный учебно-методический центр – разработка и издание научно-методической и справочной литературы, организация и проведение семинаров, создание баз данных и справочно-информационных фондов по молодежной проблематике, проведение социологических опросов об информационных потребностях молодежи и о социальном положении молодежи Хабаровского края.

3) Центр юридической защиты молодежи – формирование правовой культуры и повышение правосознания молодежи, взаимодействие с образовательными учреждениями, детскими и молодежными общественными объединениями, государственными структурами, средствами массовой информации по вопросам юридической защиты молодежи.

4) Центр поддержки деятельности детских и молодежных общественных объединений – разработка нормативно-правовой базы деятельности молодежных и детских общественных организаций, помощь в регистрации, проведение совместных мероприятий и акций, помощь в получении грантов. Содействие развитию общественных объединений, инициативных групп и молодых граждан. Оказание профессиональных консультаций.

5) Отдел организационно-методической и кадровой работы – делопроизводство, реализация кадровой политики учреждения, оказание методической и психологической помощи в организации деятельности учреждения, проведение аттестации персонала, составление деловых характеристик сотрудников организации.

6) Отдел административно-технического обеспечения – техническое обслуживание здания ГОУ «Краевой Дом молодежи».

7) Молодежный культурно-досуговый центр – организация, проведение досуговых и образовательных программ, методическое и технологическое сопровождение.

8) Отдел планирования, финансового контроля и бухгалтерского учета с- организация и ведение финансовой деятельности учреждения.

Имущество ГОУ «Краевой Дом молодежи» находится в государственной собственности Хабаровского края и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов ГОУ «Краевой Дом молодежи» являются:

- бюджетные и внебюджетные средства;

- имущество, переданное на праве оперативного управления министерством имущественных отношений Хабаровского края;

- амортизационные отчисления;

-  кредиты банков и других кредиторов;

- капитальные вложения и дотации из бюджета;

- средства от мероприятий, учебы и занятий, проводимых учреждением, аренды сдаваемых помещений;

- часть прибыли, оставшаяся после уплаты налогов;

- доход, полученный от оказания платных видов услуг, предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с Уставом;

- благотворительные взносы, пожертвования;

-         иные источники, не запрещенные законодательством.

Расходы ГОУ «Краевой Дом молодежи» осуществляет в соответствии с целями и задачами учреждения на основании утвержденных смет доходов и расходов. Анализ финансирования расходов ГОУ «Краевой Дом молодежи» будем проводить в аналитических таблицах на основании данных:

-         сметы расходов на 2002 год (Приложение 2);

- баланса исполнения сметы доходов и расходов за 2002 год (Приложение 3);

-         сметы доходов и расходов на 2003 год (Приложение 4);

-         баланса исполнения сметы доходов и расходов за 2002 год (Приложение 5).

Таблица 1

Анализ финансирования расходов ГОУ «Краевой Дом молодежи» за период 2002-2004 гг.

ЭКР

 Наименование показателя

2002 год

2003 год

2004 год

 

 

тыс. руб.

 

 

уд. вес к

тыс. руб.

 

 

уд. вес к

тыс. руб.

 

 

уд. вес к

 

 

к общему

к общему

к общему

 

 

объему, %

объему, %

объему, %

1

2

3

4

5

6

7

8

110110

Оплата труда гражданских служащих

3 000

29,27

3 550

19,78

5 053

37,44

110200

Начисления на оплату труда

1 100

10,73

1 264

7,04

1 758

13,02

110300

Приобретение предметов снабжения

396

3,86

247

1,38

667

4,94

110400

Командировки и служебные разъезды

210

2,05

270

1,50

564

4,18

110500

Транспортные услуги

74

0,72

68

0,38

77

0,57

110600

Оплата услуг связи

189

1,84

330

1,84

353

2,62

110700

Оплата коммунальных услуг

153

1,49

196

1,09

916

6,79

111000

Прочие текущие расходы на закупки товаров

4 773

46,57

6 020

33,55

4 110

30,45

240000

Приобретение оборудования и предметов длительного пользования

355

3,46

500

2,79


0,00

240300

Капитальный ремонт



5 500

30,65


0,00

 

Итого расходов

10 250

100,00

17 945

100,00

13 498

100,00


 Анализируя сметы расходов за период 2002-2004 гг. можно отметить положительную динамику роста бюджетных средств на финансирование ГОУ «Краевой Дом молодежи» (Таблица 1). Смета расходов составила (Рисунок 2):

-         в 2002 г. 10250 тыс. руб.;

-         в 2003 г. 17945 тыс. руб.;

-         в 2004 г. 13498 тыс. руб.



Рисунок 2. Динамика расходов ГОУ «Краевой Дом молодежи»

 за период 2002-2004 гг.


Из рисунка 2 видно, что в 2003 году смета расходов по отношению к 2002 году увеличилась на 7695 тыс. руб. Но данный рост финансирования не показателен, так как в 2003 году присутствовали расходы на капитальный ремонт в сумме 5500 тыс. руб., которые, как известно,  осуществляются  не каждый год. Поэтому, если мы вычтем из общей суммы расходы на капитальный ремонт, получим сумму расходов в 2003 году 12445 тыс. руб. (17945-5500). Тогда рост расходов в 2003 году к 2002 году будет более существенным и составит 121,41% (12445/10250*100). Рост расходов в 2004 году:

- по отношению к 2002 году составил 131,69% (13498/10250*100);

- по отношению к 2003 году (без учета расходов на капитальный ремонт) составил 108,46% (13498/12445*100).

Полученная положительная динамика роста финансирования расходов ГОУ «Краевой Дом молодежи» свидетельствует о том, что Правительство Хабаровского края придает большое значение развитию молодежных структур муниципальных образований края.

Дальнейший анализ с учетом финансирования расходов на капитальный ремонт в 2003 году будет не показателем в части доли расходов в общей сумме, поэтому имеет смысл дальнейший анализ проводить без учета этих расходов (Таблица 2).

Таблица 2

Анализ финансирования расходов ГОУ «Краевой Дом молодежи» за период 2002-2004 гг. без учета расходов на капитальный ремонт

ЭКР

 

2002 год

2003 год

2004 год

 

 

тыс. руб.

уд. вес к

тыс. руб.

уд. вес к

тыс. руб.

уд. вес к

 

 


к общему


к общему


к общему

 

 


объему, %


объему, %


объему, %

1

2

3

4

5

6

7

8

110110

Оплата труда гражданских служащих

3 000

29,27

3 550

28,53

5 053

37,44

110200

Начисления на оплату труда

1 100

10,73

1 264

10,16

1 758

13,02

110300

Приобретение предметов снабжения

396

3,86

247

1,98

667

4,94

110400

Командировки и служебные разъезды

210

2,05

270

2,17

564

4,18

110500

Транспортные услуги

74

0,72

68

0,55

77

0,57

110600

Оплата услуг связи

189

1,84

330

2,65

353

2,62

110700

Оплата коммунальных услуг

153

1,49

196

1,57

916

6,79

111000

Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг

4 773

46,57

6 020

48,37

4 110

30,45

240000

Приобретение оборудования и предметов

длительного пользования

355

3,46

500

4,02


0,00

 

Итого расходов

10 250

100,00

12 445

100,00

13 498

100,00


Анализируя полученные данные в таблице 2 по удельному весу показателей можно отметить, что основной удельный вес в общей сумме составляют расходы по коду ЭКР 111000 «Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг». В 2002 году их доля составила 46,57%, в 2003 году – 48,37%, в 2004 году – 30,45%. К этим расходам относятся следующие:

-         оплата текущего ремонта оборудования;

-         оплата текущего ремонта здания;

- прочие текущие расходы, куда входит: оплата автомобильной стоянки, ежегодная подписка на периодику, противопожарные мероприятия, вневедомственная охрана, проезд.

Далее существенную долю занимают расходы на оплату труда сотрудников ГОУ «Краевой Дом молодежи», которая составила в 2002 году 29,27%, в 2003 году 28,53%, в 2004 году 37,44 году. Вместе с обязательными начислениями на заработную плату доля расходов на оплату труда составит:

-         в 2002 году 40%;

-         в 2003 году 38,69%;

-         в 2004 году 50,46%.

В 2004 году, таким образом, расходы на оплату труда, которая осуществляется по тарифной системе, существенно увеличились.

Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда включает в себя:

·     тарифные ставки (оклады);

·        тарифную сетку (таблица 3);

·        тарифные коэффициенты.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Оплата труда отдельных категорий работников осуществляется по более высоким разрядам, чем это предусмотрено тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений образования, в следующих случаях:

§  на два разряда выше работникам, имеющим ученую степень доктора наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин);

§  на один разряд выше: работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности; руководящим работникам и специалистам образовательных учреждений, имеющим почетные звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель» и «Заслуженный преподаватель».

При наличии у работника двух оснований (наличие почетного звания и ученой степени), повышение оплаты труда производится по одному основанию в пределах 18 разрядов единой тарифной сетки.

Таблица 3

Единая тарифная сетка (ЕТС) по оплате труда работников

бюджетной сферы

Разряд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тарифные

коэф-ты

1,0

1,11

1,23

1,36

1,51

1,67

1,84

2,02

2,22

2,44

2,68

2,89

3,12

3,36

3,62

3,9

4,2

4,5

Тарифные

600

670

740

820

910

1010

1110

1220

1340

1470

1610

1740

18080

2020

2180

2340

2520

2700

ставки



















 

Единая тарифная сетка позволяет применять обоснованные  соотношения  в  уровнях  заработной   платы различных   профессионально -квалификационных   групп   работников   в зависимости от  сложности труда  и квалификации.

Фонд оплаты труда работников муниципального образовательного учреждения и начисления на заработную плату являются пожалуй единственными статьями расходов, на которые не распространяется волевые решения выше стоящих органов образования в части снижения объемов финансирования. Именно поэтому столь важно осуществлять правильный расчет фонда оплаты труда.

Расходы по остальным статьям сметы расходов формируются на следующий год по фактически сложившимся показателям за предшествующий период и практически всегда корректируются выше стоящими органами управления образования в сторону уменьшения расходов с тем, чтобы не превысить лимиты финансирования муниципальных образовательных учреждений, утвержденных бюджетом.

В 2004 году можно отметить рост расходов по кодам ЭКР 110300 «Приобретение предметов снабжения» и 110400 «Командировки и служебные разъезды». В 2004 году их доля в общей сумме составила:

- 110300 «Приобретение предметов снабжения» 4,94%, что на 1,08% (4,94-3,86) больше, чем в 2002 году. В абсолютном значении сумма расходов увеличилась на 271 тыс. руб. (667-396);

-110400 «Командировки и служебные разъезды» 4,18%, что на 2,13% (4,18-2,05) больше, чем в 2002 году. В абсолютном значении сумма расходов увеличилась на 354 тыс. руб. (564-210).

Также можно отметить резкий рост оплаты коммунальных услуг (ЭКР 110700) в 2004 году, сумма которых составила 916 тыс. руб., что на 763 тыс. руб. (916-153) больше, чем в 2002 году, и на 720 тыс. руб. (916-196) больше, чем в 2003 году.

В целом практически по всем статьям расходов отмечена положительная динамика расходов (Рисунок 3).

Значительный рост указанных расходов связан с выходом Постановления Губернатора Хабаровского края от 13 октября 2004 г. №257 «О создании межрайонного филиала Краевого государственного образовательного учреждения «Краевой Дом молодежи» в г. Комсомольске-на-Амуре», который был создан в целях расширения сети социальных учреждений по работе с молодежью в северных муниципальных образованиях края и создания условий для эффективной самореализации потенциала молодежи в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 24 июля 2003 г. №14-пр «Об основных направлениях реализации государственной молодежной политики в Хабаровском крае на 2004-2006 годы».

Рисунок 3. Динамика расходов ГОУ «Краевой Дом молодежи» за период 2002-2004 гг.


Бюджетное финансирование образования Хабаровского осуществляется по схеме:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансирование муниципальных образований осуществляется в пределах утвержденных смет расходов и доходов на соответствующий год «сверху - вниз».

При формировании бюджета края в части расходов на финансирование образования происходит обратный процесс « снизу – вверх».

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок отнесения расходов, осуществляемых ГОУ «Краевой Дом молодежи» как, собственно как любого государственного учреждения, следующий:

110110 «Оплата труда гражданских служащих». На данную подстатью относятся:

§  расходы по оплате труда в соответствии с установленными должностными окладами;

§  расходы по тарифным ставкам Единой тарифной сетки;

§  почасовая оплата труда преподавателей.

 Расходы на выплату ежемесячных надбавок к должностному окладу:

§  за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг);

§  за выслугу лет;

§  выплата районного коэффициента;

§  за знание иностранного языка;

§  за классность водителей;

§  за ученые степени доктора наук и кандидата наук, ученое звание, кроме выплат за звание действительным членам и членам - корреспондентам академий;

Расходы на выплату доплат к должностному окладу:

§  за работу в ночное время, праздничные и выходные дни;

§  за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполненных работ, сверхурочные;

Расходы на единовременные выплаты:

§  премий;

§  материальной помощи;

§  вознаграждения по итогам работы за год;

§  авторского, исполнительского и постановочного вознаграждения;

§  оплата ежегодных отпусков, учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях, компенсацию за неиспользованный отпуск;

§  поощрительные выплаты в связи с праздничными днями, юбилейными датами (50-летие, 60-летие со дня рождения), с уходом на пенсию.

Расходы по оплате труда:

§  за период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение вторым профессиям;

§  работников - доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови;

§  работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей;

Другие расходы по оплате труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

110200 «Начисления на фонд оплаты труда».

На данную предметную статью относятся расходы по уплате:

§  единого социального налога (взноса), начисляемого работодателем в федеральный бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджеты Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

§  взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

§  Расходы, производимые бюджетными учреждениями и организациями за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации на государственное социальное страхование своих работников (выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, социального пособия на погребение и др.).

 110300 «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов».

Предметная статья 110300 “Приобретение предметов снабжения и расходных материалов” включает следующие подстатьи:

110310 Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы;

110320 Мягкий инвентарь и обмундирование;

110330 Продукты питания;

110340 Оплата горюче-смазочных материалов;

110350 Прочие расходные материалы и предметы снабжения.

110310 Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы

На данную подстатью относятся расходы, в которых предусмотрено медицинское обслуживание, на приобретение:

§  медикаментов, вакцин, витаминов, бактериологических препаратов и перевязочных средств, биопрепаратов;

§  минеральных вод, сывороток, вакцин, витаминов, дезинфекционных средств, питательных сред, реактивов (химреактивов);

§  мелкого медицинского инструментария;

§  противоэпидемических средств;

110320 Мягкий инвентарь и обмундирование

На данную подстатью относятся расходы на приобретение: одежды (форменной, служебной, спортивной и больничной), в том числе специальной (защитной) и обуви в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

110330 Продукты питания

На данную подстатью относятся расходы на:

§  питание (оплата продовольствия) в бюджетных учреждениях и организациях, финансируемых по смете доходов и расходов,

§  питание учащихся и студентов из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и других лиц, находящихся на полном гособеспечении в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (в порядке, установленном законодательством Российской Федерации);

§  приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов;

110340 Оплата горюче-смазочных материалов

На данную подстатью относятся расходы на:

§  приобретение горюче - смазочных материалов (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута, автола и т.п.) и всех видов специального топлива, включая их доставку и складирование;

110350 Прочие расходные материалы и предметы снабжения

На данную подстатью относятся расходы на приобретение малоценных предметов (МП), используемых для хозяйственных и производственных целей при стоимости одного предмета на дату приобретения не более 50-кратного, установленного законодательством Российской Федерации, минимального размера оплаты труда за единицу, независимо от срока их полезного использования, а также предметов со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости.

В том числе расходы на приобретение:

§  мебели, инвентаря, жалюзи, столово-кухонной посуды, инструментов, ковровых дорожек и т.п.;

§  оборудования и приборов, включая расходы по их установке и наладке;

§  огнетушителей и др.

Расходы на приобретение запасных частей ко всем видам транспорта, оборудования, механизмов, приборов, устройств, аппаратов, средств связи, вычислительной и организационной техники и т.п.

Расходы по оплате расходных материалов и предметов снабжения:

§  канцелярских, чертежных и письменных принадлежностей;

§  бумаги для факсов, ксероксов и принтеров;

§  бумаги на печатные работы;

§  бланков учетной и отчетной документации: книг, карточек, формуляров;

§  специальных папок и коробок для хранения архивных материалов, оборудования архивохранилищ и оперативно - справочных картотек;

§  дискет, картриджей, тонера (наполнителя для картриджей);

§  прочих расходных материалов.

Расходы на оплату материалов, предметов для текущих хозяйственных целей:

§  средств бытовой химии (включая моющие средства), предметов и средств личной гигиены (мыло, зубные щетки и т.п.);

§  материалов для текущих хозяйственных целей (включая строительные материалы);

§  материалов и предметов для научно-исследовательских и других бюджетных учреждений и организаций (реактивов, химикатов, посуды, металлов, семян, тканей и т.п.);

§  упаковочных материалов и тары;

§  прочих предметов для текущих хозяйственных целей.

Расходы на оплату:

§  изготовления печатей, штампов, удостоверений, пропусков и др.;

§  брошюровки и переплета документов.

Расходы по доставке и складированию малоценных предметов, материалов и запасных частей.

110400 «Командировки и служебные разъезды».

На данную предметную статью относятся расходы на служебные командировки, при перемещении работников (оплата проезда, суточных, квартирных, подъемных). Расходы на служебные командировки включают в себя:

§  расходы по оплате командировок внутри страны и за границу в соответствии с законодательством Российской Федерации (расходы по найму жилого помещения, оплата проезда к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, оплата услуг по предварительной продаже проездных документов (комиссионный сбор), суточные, возмещение расходов за пользование в поездах постельными принадлежностями, оплата страховых платежей по обязательному страхованию пассажиров на транспорте и т.д.):

§  на сессии, съезды, совещания и конференции;

§  на поездки с научной целью;

§  другие командировки, связанные с исполнением служебных обязанностей;

§  расходы по оформлению заграничных паспортов, виз и других документов при следовании в загранкомандировки;

§  расходы по служебным разъездам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

110500 «Транспортные услуги».

На данную предметную статью относятся расходы учреждений и организаций, финансируемых по смете доходов и расходов, на оплату услуг, оказываемых сторонними организациями на основании заключенных договоров на:

§  наем транспорта;

§  текущий ремонт и техническое обслуживание собственного транспорта.

§  наем транспорта для хозяйственных целей, а также для доставки продуктов питания, медикаментов, перевязочных средств и т.п. .

110600 «Оплата услуг связи».

На данную предметную статью относятся расходы учреждений и организаций, финансируемых по смете доходов и расходов, по оплате:

§  за предоставление в пользование телефонных и телеграфных каналов связи, каналов передачи данных (информации);

§  аренды технических средств (аппаратов и других оконечных устройств) телефонной, документальной связи (телеграфной, передачи данных и телематических служб);

§  соединительных, специальных и прямых линий связи;

§  сотовой и пейджинговой связи.

Расходы, связанные с подключением к Глобальной информационной сети ИНТЕРНЕТ, а также абонентская плата за пользование этой сетью.

Расходы по оплате услуг местной, междугородной и международной телефонной связи за:

§  предоставление доступа к телефонной сети (установка служебных телефонов) и установка других средств связи;

§  услуги по предоставлению местного телефонного соединения (разговора) со служебных телефонов - абонентская или повременная плата;

§  междугородные и международные соединения (разговоры) со служебных телефонов;

Расходы по оплате радиосвязи, мобильных телесистем и других средств связи (телефаксов, прочих АТС, ВЧ - связи и т.д.).

Расходы по оплате услуг документальной электросвязи (услуги “телеграмма”, услуги сети АТ / Телекс, передачи газетных полос, передача данных, телематических служб).

Расходы по оплате за:

§  пересылку почтовых отправлений  и почтовых переводов денежных средств;

§  почтовые ящики;

§  радиограммы;

Расходы по оплате абонентной платы за радиоточки.

Расходы на приобретение почтовых марок, конвертов.

Другие расходы, связанные с оплатой услуг связи.

 110700 «Оплата коммунальных услуг».

На эту предметную статью относятся расходы учреждений и организаций, финансируемых на основании смет доходов и расходов, по оплате всех видов коммунальных услуг и аренды помещений, земли и другого имущества согласно выставленным счетам, а также расходы на оплату электрической и тепловой энергии.

Предметная статья 110700 “Оплата коммунальных услуг” включает следующие подстатьи и элементы расходов:

110710 Оплата содержания помещений;

110720 Оплата потребления тепловой энергии;

110721 Оплата отопления и технологических нужд;

110722 Оплата потребления газа;

110723 Оплата котельно-печного топлива;

110730 Оплата потребления электрической энергии;

110740 Оплата водоснабжения помещений;

110750 Оплата аренды помещений, земли и другого имущества;

110760 Оплата льгот по коммунальным услугам;

110770 Прочие коммунальные услуги.

110710 Оплата содержания помещений

На данную подстатью относятся расходы по содержанию в чистоте служебных помещений, зданий, дворов по договорам на:

§  уборку и вывоз снега, мусора и других нечистот;

§  дезинфекцию и дератизацию, истребление грызунов, разных насекомых, а также на газацию складов;

§  поддержание в чистоте библиотечных фондов и архивных дел;

§  противопожарные мероприятия;

§  очистку и благоустройство прилегающих к учреждению территорий, улиц;

§  проведение инвентаризации и паспортизации зданий, сооружений и других основных средств;

§  химическую чистку, стирку мягкого инвентаря (ковровых покрытий, штор, скатертей, салфеток, полотенец и т.п.) и мягкой мебели;

§  очистку дымоходов; натирку полов; замазку, оклейку и мытье окон.

Другие расходы по оплате содержания помещений.

 110720 Оплата потребления тепловой энергии

На данную подстатью относятся расходы по оплате потребления тепловой энергии, предусмотренные договорами, заключенными учреждениями и организациями, финансируемыми на основании смет доходов и расходов, в том числе:

§  всех видов отопления зданий, сооружений, помещений, складов, гаражей, в том числе приобретение, хранение и заготовка всех видов топлива для отопления;

§  приобретение топлива для собственных котельных при учебных заведениях, вивариях, оранжереях для подогрева воды в научных, учебных, технических и других целях;

§  приобретение газа.

Другие расходы по оплате потребления тепловой энергии.

110730 Оплата потребления электрической энергии

На данную подстатью относятся расходы по оплате потребления электроэнергии, в соответствии с договорами, заключенными учреждениями и организациями, финансируемыми на основании смет доходов и расходов, в том числе:

§  электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей;

§  для освещения зданий, помещений, дворов, улиц и площадей, прилегающих к зданиям и сооружениям учреждений и организаций.

Другие расходы по оплате электрической энергии.

110740 Оплата водоснабжения помещений

На данную подстатью относятся расходы по оплате водоснабжения, предусмотренные договорами, заключенными учреждениями и организациями, финансируемыми на основании смет доходов и расходов, в том числе:

§  водоснабжение, канализацию, ассенизацию;

§  оплату воды для хозяйственных, производственных, лечебных, научных, технических и других целей;

§  оплату воды для поливки прилегающих к учреждению или организации дворов, улиц.

Другие расходы, связанные с водоснабжением помещений.

 110750 Оплата аренды помещений, земли и другого имущества

На данную подстатью относятся расходы по договорам, заключенным учреждениями и организациями, финансируемыми на основании смет доходов и расходов, на аренду (субаренду):

§  помещений, сооружений (в т.ч. спортивных сооружений);

§  территорий (мест) проведения занятий по физической подготовке, спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов;

§  общежитий для участников соревнований и сборов;

§  земли;

§  мест для прокладки кабелей связи;

§  гаражей;

§  другого имущества.

Возмещение расходов арендодателю, на оплату эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг.

Расходы на оплату долгосрочной аренды. Другие расходы, связанные с арендой помещений.

 110760 Оплата льгот по коммунальным услугам

На данную подстатью относятся расходы по оплате льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации:

§  по компенсации стоимости жилья, связанной с наймом (поднаймом) жилых помещений, а также коммунальных услуг, предоставляемых бесплатно педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа и работникам других бюджетных учреждений.

111000  «Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг».

В данную предметную статью включаются следующие подстатьи:

111010 Оплата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

111020 Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря;

111030 Оплата текущего ремонта зданий;

111040 Прочие текущие расходы;

111050 Прочие специальные расходы;

111060 Прочие непредвиденные расходы федерального значения.

 111010 Оплата научно – исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

На данную подстатью относятся расходы по оплате договоров на:

§  выполнение научно-исследовательских работ, обусловленных техническим заданием заказчика, включая расходы, связанные с оплатой произведенных исполнителем затрат, при обнаружении в ходе выполнения исследований невозможности достижения результатов не по вине исполнителя;

111020 Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря

На данную подстатью относятся расходы по оплате договоров на текущий ремонт и техническое обслуживание:

§  оборудования и инвентаря, включая ремонт всех видов техники (в том числе вычислительной техники и оргтехники), приборов, средств связи, весового хозяйства, мебели и т.д.;

§  пожарной, оборудования и инвентаря.

 Другие расходы, связанные с оплатой договоров по текущему ремонту оборудования и инвентаря.

 111030 Оплата текущего ремонта зданий и сооружений

На данную подстатью относятся расходы по оплате договоров на текущий ремонт:

§  административных и других служебных помещений, зданий и сооружений, а также территорий, прилегающих к ним (тротуаров, дворов, ограждений);

§  электросиловой, вентиляционной и противопожарной систем, водостоков, линий связи.

Другие расходы, связанные с оплатой договоров по текущему ремонту зданий и сооружений.

111040 Прочие текущие расходы

На данную подстатью относятся расходы по оплате договоров на:

§  вневедомственную охрану, охранную и пожарную сигнализации (в том числе монтаж, наладку и эксплуатацию систем оповещения, охранную и пожарную сигнализации);

§  монтаж, наладку локальной вычислительной сети;

§  оплату информационно - вычислительных работ (услуг);

§  оплату услуг автоматизированной обработки бухгалтерской документации;

§  оплату рекламы;

§  сдачу дел в архив;

§  переплет, типографские услуги и расходы по публикации;

§  страхование жизни, здоровья и имущества на территории Российской Федерации и за рубежом в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

§  банно-прачечные услуги и санитарно-гигиеническое обслуживание.

§  расходы на оплату труда (с учетом начисления единого социального налога (взноса) лиц, не состоящих в штате данного учреждения и привлекаемых для выполнения работ по договорам (контрактам) гражданско-правового характера;

§  оплату услуг кредитных организаций;

§  юридические и аудиторские услуги;

§  уплату налогов и сборов в бюджеты, включая НДС и другие;

§  разного рода платежи, сборы, государственные пошлины, лицензии;

§  штрафы, пени за несвоевременную уплату единого социального налога (взноса) и другие экономические санкции;

§  оплату за обучение на курсах по повышению квалификации, подготовку и переподготовку специалистов в организациях повышения квалификации, в том числе расходы, не отнесенные к служебным командировкам (включая: проезд, оплату общежития, мест в гостиницах в случае недостаточности мест в общежитиях, суточные, стипендии), в соответствии с законодательством Российской Федерации;

§  оплату нотариальных услуг;

§  оплату стоянки служебного автотранспорта, находящегося на балансе учреждений и организаций;

§  мытье транспортных средств;

§  прием и обслуживание делегаций (представительские расходы) по установленным законодательством Российской Федерации нормативам;

§  приобретение документации для гостехнадзора, номерных знаков;

§  охрану труда и технику безопасности;

§  приобретение справочно-информационных баз данных на магнитных носителях (CD-ROM, компакт дисках и т.д.);

§  приобретение наглядных печатных и звуковых пособий (видеокассеты, аудиокассеты, звуковые пластинки, слайды и т.д.);

§  приобретение законодательных, нормативно-правовых актов, словарей и т.п.

Учебные расходы на:

§  приобретение пособий, письменных, чертежных принадлежностей, материалов и предметов инвентаря для учебных и лабораторных занятий учащихся;

§  издание и приобретение учебных программ, классных журналов, бланков;

§  оплату экскурсий;

§  проведение физкультурных мероприятий и массовой оборонной работы в учебных заведениях;

Расходы на организацию и проведение выставок, совещаний, юбилейных вечеров, фестивалей, конкурсов, конференций.

Комплектование библиотечных фондов (включая доставку и приобретение учетной документации для библиотек).

240120 Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учреждений.

На данную подстатью относятся расходы на приобретение в установленном порядке предметов стоимостью на дату приобретения свыше 50-кратного установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда за единицу и предметов, служащих более года, предусматриваемые в смете доходов и расходов на содержание учреждений:

§  учебного оборудования для кабинетов и лабораторий, медицинского и другого оборудования, аппаратуры, приборов, машин, станков и другого специального оборудования для учебных и научных целей;

§  физкультурного оборудования;

§  транспортных средств, противопожарного оборудования;

§  музыкальных инструментов;

§  средств вычислительной и специальной техники, включая приобретение (независимо от стоимости) программного обеспечения и компьютерных справочных систем;

§  копировально-множительной техники;

§  средств связи и телекоммуникаций;

§  моделей памятников, бюстов, мемориальных досок;

§  многолетних насаждений непроизводственного назначения;

§  наглядных пособий и экспонатов для образовательных и научных учреждений;

§  других основных средств.

Расходы на приобретение произведений изобразительного искусства, музыкальных инструментов.

Расходы на модернизацию машин, оборудования и прочих основных средств, относящиеся к непроизводственным средствам.

Расходы на приобретение однородных малоценных предметов (тарелок, кухонной посуды и т.д.), столов, книжных шкафов и другой мебели, хозяйственных и технических инструментов, предметов оборудования буфетов и других предметов хозяйственного инвентаря, приобретаемых впервые для вновь организуемых и расширяемых учреждений и не входящие в сметы строек.

Расходы на приобретение предметов длительного пользования определяются путем суммирования фактически произведенных расходов, включая расходы на их доставку, установку и складирование.

240200 Капитальное строительство.

На данную предметную статью относятся расходы по оплате государственных и муниципальных договоров (контрактов) на:

§  строительные работы;

§  работы по монтажу оборудования;

§  оборудование (требующего и не требующего монтажа), предусмотренное в сметах строек; инструмент и инвентарь, включаемый в сметы строек;

§  прочие капитальные работы и затраты на возведение, расширение, реконструкцию постоянных зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций;

§  установку санитарно-технического оборудования, сооружение систем водоснабжения и канализации, возведение сооружений для очистки промышленных сточных вод и газоулавливающих установок, устройство осветительных проводок, сооружение теплофикационных и газовых сетей, воздушных и кабельных линий электропередач, линий связи;

§  устройство оснований, фундаментов и опорных конструкций под оборудование.

240300 Капитальный ремонт.

На данную предметную статью относятся расходы по оплате договоров подряда на капитальный ремонт объектов производственного и непроизводственного назначения, прочий капитальный ремонт с осуществлением полной разборки агрегатов, замены и восстановления всех изношенных конструкций, зданий и сооружений.

Подводя итоги изложенному в данном подразделе можно сделать некоторые выводы:

- расходы ГОУ «Краевой Дом молодежи» осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов согласно экономической классификации расходов;

- статья 110100 «оплата труда государственных служащих» является «защищенной» статьей и не подлежит корректировке выше стоящих органов управления. Фонд оплаты труда формируется на основании единой тарифной сетки;

- остальные статьи расходов подлежат изменению выше стоящими органами управления в соответствии с утвержденными бюджетами на финансирование образовательных учреждений.


2.2 Анализ действующей практики финансирования расходов КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие»


КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие» является некоммерческой бюджетной организацией, утвержденной в соответствии с Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 27 августа 2001 г. №366 в целях содействия развития интеллектуального и творческого потенциала детей и молодежи, организации занятости, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в течение года, реализации оздоровительных и учебных программ.

Центр является учреждением социального назначения (детский центр интернатного типа), размещается в экологически безопасной для здоровья местности в приспособленных для детского отдыха помещениях, отвечающих санитарным и гигиеническим требованиям.

Учредителем Центра является Министерство имущественных отношений Хабаровского края. Контроль и руководство за деятельностью Центра осуществляет Комитет по молодежной политике Правительства Хабаровского края.

КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие» финансируется за счет бюджета Хабаровского края на основе сметы доходов и расходов. Содержание штата, оплата коммунальных и иных услуг обеспечивается за счет бюджета.

Имущество Центра находится в государственной собственности Хабаровского края и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.

Деятельность Центра основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и обособленное имущество, обладает собственными правами и несет обязанности.

Предмет деятельности КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие»:

- реализация международных, региональных и собственных образовательных программ в сфере дополнительного образования;

- программ общего образования в период нахождения обучающихся в Центре;

- проведение оздоровительных и профилактических медицинских мероприятий;

 - производство продукции, выполнение работ и услуг для удовлетворения общественных потребностей.

Целями осуществления деятельности КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие» являются:

- формирование у детей, подростков и молодежи гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям;

- духовное, физическое развитие детей, подростков и молодежи, создание условий для развития индивидуальных способностей и наклонностей, формирование потребности к саморазвитию;

- социальная поддержка подростков и молодежи в профессиональном и личностном самоопределении, адаптация их к жизни в обществе;

- подготовка педагогических кадров, соответствующая методическая, научно-исследовательская деятельность;

- формирование общей культуры;

- организация содержательного досуга;

- участие в формирование заказа на образование.

Для достижения уставных целей Центр вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:

- предоставление транспортных услуг (в том числе грузовые транспортные перевозки посредством транспорта, приобретенного за счет собственных средств);

- оказание консультативной помощи по юридическим, медицинским, методическим и другим вопросам);

- проведение платных курсов повышения квалификации педагогических работников, тематических семинаров и конференций;

- оказание платных услуг отдыхающим, предприятия и населению по всем направлениям деятельности Центра;

- осуществление различного рода рекламной, издательской и полиграфической деятельности с проведением оформительских, дизайнерских работ;

- осуществление сервисного обслуживания российских и иностранных делегаций, в том числе при проведении деловых переговоров, встреч, симпозиумов и тому подобных мероприятий;

- ведение не запрещенных законом внереализационных мероприятий, непосредственно не связанных с собственным производством, приносящих доход;

- организация, оборудование гостиничного комплекса, ведение гостиничного  хозяйства, оказание услуг, входящих в гостиничный сервис, эксплуатация или аренда гостиничных зданий, спортивных сооружений, столовых, бань, саун и т.д.;

- организация торговли и общественного питания, реализация услуг в сфере бытового обслуживания, отдыха и питания;

- иная, не запрещенная действующим законодательством предпринимательская деятельность, направленная на реализацию уставных целей Центра.

Доходы от деятельности Центра относятся к предпринимательским лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в Центре и на непосредственные нужды обеспечения , развития и совершенствования основной уставной деятельности.

Доходы от предпринимательской деятельности Центра и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, который входит в состав сводного баланса учреждения.

Общее руководство Центром «Созвездие» осуществляет генеральный директор, назначаемый и освобождаемы от должности Председателем Комитета по молодежной политике.

Участниками учебно-воспитательного процесса в учреждении являются дети, педагогические и медицинские работники.

В центре один главный корпус, включающий столовую, актовый и малый зал, учебные классы, пять жилых двухэтажных корпусов, каждый рассчитан на 64 ребенка, а также различные технические и административные постройки.

Центр обеспечивает пятиразовое питание, медицинское обслуживание. В ночное время безопасность детей обеспечивается ночными вожатыми, круглосуточно работает пост милиции. В период школьных занятий функционирует общеобразовательная школа.

Финансирование детского центра осуществляется по такой же схеме, как и ГОУ «Краевой Дом молодежи», приведенной в предыдущем разделе.

Смета доходов и расходов КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие» составила:

- на 2003 год 33708 тыс. руб., в том числе заработная 10442 тыс. руб., что составляет 30,98% (10442/33708*100) в общей сумме. Из общей суммы расходов 27731 тыс. руб. приходится на бюджетные средства или 82,3% (27731/33708*100).

- на 2004 год 37292 тыс. руб., в том числе заработная плата 15826 тыс. руб., что составляет 42,4% (15826/37292*100). Из обще суммы расходов 30859 тыс. руб. приходится на бюджетные средства или 82,7% (30859/37292*100).

Таким образом динамика роста расходов на содержание детского центра имеет положительную тенденцию, ее рост в 2004 году по отношению к 2003 году составил 110,6% (37292/33708*100). Динамика роста расходов на оплату труда работников центра также имеет положительную динамику, ее рост в 2004 году по отношению к 2003 году составил  151,6% (15826/10442*100).

Далее по данным смет доходов и расходов на 2003-2004 гг., приведенных в приложениях 6 и 7, проведем анализ расходов в разрезе статей бюджетной экономической классификации расходов (Таблица 4).

Таблица 4

Анализ расходов КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие» за 2003-2004 гг.

ЭКР

 

2003 год

2004 год

Изменения к

 2003 г.

 

 

тыс. руб.

уд. вес к

тыс. руб.

уд. вес к

тыс. руб.

%

 

 

 

к общему

 

к общему

 

 

 

 

 

объему, %

 

объему, %

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

110110

Оплата труда гражданских служащих

10 442

30,98

15 826

42,44

5 384

11,46

110200

Начисления на оплату труда

3 799

11,27

5 843

15,67

2 044

4,40

110300

Приобретение предметов снабжения

3 764

11,17

4 168

11,18

404

0,01

110400

Командировки и служебные разъезды

35

0,10

57

0,15

22

0,05

110500

Транспортные услуги

485

1,44

863

2,31

378

0,88

110600

Оплата услуг связи

187

0,55

303

0,81

116

0,26

110700

Оплата коммунальных услуг

3 420

10,15

4 851

13,01

1 431

2,86

111000

Прочие текущие расходы на закупки товаров

4 063

12,05

2 814

7,55

-1 249

-4,51

240000

Приобретение оборудования и предметов

 длительного пользования

7 513

22,29

2 567

6,88

-4 946

-15,40

 

Итого расходов

33 708

100,00

37 292

100,00

3 584

0,00

Анализ расходов КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие» за 2003 – 2004 гг. показал, основная доля расходов приходится на заработную плату: в 3003 году удельный вес в общей сумме  расходов вместе с начислениями составил 42,25%, в 2004 году 58,11%, рост суммы расходов на оплату труда в 2004 г. по отношению к 2004 г. составил в абсолютном значении 7428  тыс. руб., удельный вес на  15,86% (Рисунок 4).



Рисунок 4. Динамика расходов КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие»


Приобретение предметов снабжения, занимают в 2003 г. 11,17% в 2004 г. 11,18% в общей сумме расходов. Отмечена небольшая положительная динамика: в 2004 году по отношению к 2003 году сумма увеличилась в абсолютном значении на 404 тыс. руб., удельный вес на 0,01%.

В 2004 году увеличились расходы на командировочные и служебные разъезды. В 2003 году их удельный вес составлял 0,1%, в 2004 году 0,15%, рост расходов составил 22 тыс. руб., доля увеличилась на 0,05%.

Динамика расходов на транспортные услуги также имеет положительную тенденцию. В 2003 году их доля составила 1,44%, в 2004 году 2,31%, рост расходов составил 378 тыс. руб., доля увеличилась на 0,88%.

Расходы на оплату услуг связи увеличились в 2004 году на 116 тыс. руб., доля увеличилась на 0,26%.

Возросла доля расходов на оплату коммунальных услуг, если в 2003 году она составляла 10,15% в общей сумме расходов, то в 2004 году составила 13,01%, рост составил 2,86%, в абсолютном значении расходы увеличились на 1431 тыс. руб.

В 2004 году снизилась доля затрат на 4,51% на прочие расходы на закупки товаров и на 15,4% на приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

В целом динамика расходов имеет положительную тенденцию, что можно рассматривать как положительный фактор.