Содержание
1. Понятие и экономическая сущность природных ресурсов. 3
2. Методы оценки природных ресурсов. 5
3. Методика экономической оценки земельных ресурсов. 12
Практическое задание. 16
Список литературы.. 17
1. Понятие и экономическая сущность природных ресурсов.
Природные ресурсы играют значительную роль в экономике любого государства. Обеспеченность природными ресурсами — один из важнейших экономических показателей, характеризующих экономическое положение страны. Наряду с трудом и капиталом природные ресурсы являются также фактором производства. Отсутствие природных ресурсов или плохое качество их приводят к увеличению затрат других ресурсов. Безусловно, природные ресурсы имеют ценность. Но чем она определяется? Как ее измерять? Как влияют качественные характеристики того или иного природного объекта на его экономическую оценку? Эти вопросы будут рассмотрены в данном разделе.
Не всякий объект собственности может быть природным объектом собственности. Природный объект должен обладать внутренним и внешним признаком природного объекта.[1]
Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которую можно условно разделить на три элемента:
1. Свойства природного объекта – типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя.
2. Состояние природных объектов – изменения, вызванные в нем в результате природной и хозяйственно деятельности, засоренность сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса и т.п.
3. Природные процессы, происходящие в природном объекте, например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв и т.п.
Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и с экологической системой в целом.
Итак, объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты являются:
- отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.);
- только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);
- при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права).
Немаловажное значение для характеристики природного объекта имеют его полезные для человеческого общества качества, т.е. когда они служат для выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экономическую ценность объектов природы.
Необходимо, чтобы природные объекты были возможными для эксплуатации человеком. Нельзя, например, использовать оползни и обвалы в горах.
Природные объекты должны находиться в пределах государственных границ и континентального шельфа России.
Таким образом, можно сказать, что природа – интегрированный и дифференцированный объект правовой охраны. Являясь системой экологических систем, земная природа внешними границами имеет атмосферу и околоземное пространство.
2. Методы оценки природных ресурсов.
Проблема оценки природных ресурсов стоит перед учеными и практиками уже не один десяток лет. Совершенно очевидно, что если природные ресурсы вовлечены в хозяйственный оборот, то они должны быть оценены, как и любой другой товар.[2]
В целом необходимость оценки природных ресурсов обусловливается следующими обстоятельствами:
• необходимостью точного учета реальных затрат и выгод по проектам, предназначенным к реализации, важностью учета всех экологических последствий каждого проекта. Это способствует реализации мероприятий, благоприятствующих устойчивому развитию общества;
• необходимостью коррекции национальных счетов государства с целью включения в них «амортизации» природного капитала;
• необходимостью осуществлять адекватное ценовое регулирование природопользования, направленное на стимулирование рационального использования природных ресурсов посредством установления ставок налогообложения, отражающих их реальную стоимость.
Существуют разные подходы к тому, как оценивать ресурсы. Наиболее теоретически обоснованным является подход, ориентированный на рентную оценку природных ресурсов, поскольку он позволяет учесть все выгоды и затраты от его использования (см. главу 1.1). Однако рентный подход в чистом виде нацелен на расчет оценки природного ресурса только как элемента производственной деятельности, или фактора производства, и совершенно не учитывает других свойств природных ресурсов, не используемых для достижения производственных целей. Например, как оценить ресурс, который не только используется в производстве, но важен и для рекреации, воспитания детей и т.д.?
Здесь мы сталкиваемся с необходимостью оценить ценность природного капитала с социальной точки зрения, учесть природный ресурс как составляющую благосостояния общества. При этом мы будем считать, что выгодой от утилизации природного ресурса становится все, что увеличивает благосостояние общества, а затратами на его использование — все, что уменьшает это благосостояние.
Индивид оценивает чистую выгоду (общую выгоду минус затраты) от наличия определенного природного ресурса. Естественно каждый индивид оценивает такую чистую выгоду по-своему, в зависимости от своих потребительских предпочтений. Если мы рассматриваем всю совокупность индивидов-потребителей, то чистая выгода каждого будет различна в зависимости от его личных предпочтений. Эти предпочтения формируются экономической ситуацией потребителя, его историко-культурными и географическими традициями, моральными качествами и т.д.[3]
Обычно в экономике индивидуальные предпочтения потребителей агрегируются в функцию спроса на ресурс, что отражено на рис. 1.
Обычно с точки зрения теории общественного благосостояния кривую спроса предлагается интерпретировать как кривую, обозначающую желание платить каждого индивида за то или иное количество ресурса. Отметим, что эта кривая строится в условиях постоянства доходов потребителя, т.е. вдоль кривой спроса доходы потребителя и их благосостояние в целом не меняются. Такая кривая спроса называется кривой спроса по Маршаллу. При этом некоторые готовы платить за ресурс величину ОА, другие — р*С, спрос третьих, а значит, и желание платить равно нулю.
Рис. 1. Спрос на природный ресурс.
В данном случае именно желание платить и становится мерой предпочтений потребителей. Если р * — рыночная цена ресурса, то на самом деле все потребители платят величину Ор*ВС, желание же их платить измеряется величиной ОАВС, если учесть, что всего на рынке по цене р* предложено С ресурса. Желание платить складывается из избытка потребителя р*АВ и фактически уплаченной величины Ор*ВС. Иногда величину р *АВ называют чистым желанием платить (ЧЖП), поскольку она дает представление о чистом выигрыше потребителей при покупке природного ресурса.
Наряду с желанием платить важным условием является желание нести убытки (ЖНУ). Иначе говоря, мы можем также определить, сколько нужно заплатить потребителю, чтобы он отказался от потребления данного количества ресурса.
Согласно теории, желание платить и желание нести убытки не должны сильно различаться. Однако часто респонденты, отвечающие на вопросы интервьюера, оценивают свои возможные потери выше, чем потенциальную выгоду от получения природного ресурса. Данные о желании платить обычно более статистически значимы, ответы о желании нести убытки подвержены большему разбросу. Вот почему при оценке ресурсов, как правило, пытаются отределить именно желание платить, а не желание нести убытки.
Для того чтобы определить, как изменилось благосостояние общества в целом при приобретении определенного количества ресурса, мы должны сложить ЧЖП всех, кто приобрел дополнительную выгоду от его потребления, и вычесть ЖНУ всех, кто потерял от недоиспользования данного ресурса. Если результат оказался положительным, то это значит, что в целом общество приобрело от его потребления.
Метод условной оценки применяется для изучения предпочтений людей с целью построения компенсированного по Хиксу спроса на гипотетическое изменение окружающей среды или ее элемента (например, качества воды и т.п.). При этом проводят опрос респондентов и просят указать их желание платить или желание нести убытки, чтобы избежать этого изменения. Как уже отмечалось, оценка желания платить более понятна для респондентов, и на ее основе можно получить более статистически обоснованные показатели. После того как получены различные оценки респондентами их желания платить от общей выборки респондентов, аналитики вычисляют среднюю и затем перемножают полученную величину на число участников опроса. Таким образом получают оценочную величину природного ресурса с учетом непотребительных ценностей. Описанный метод очень чувствителен к процедуре проведения опроса, респонденты должны хорошо понимать сущность задаваемых вопросов и правильно оценивать ту часть своего бюджета, которую они согласны потратить на оцениваемый природный ресурс.
Методы косвенной оценки применяются в тех случаях, когда:
• экологические последствия не оказывают прямого воздействия на продукцию, сбываемую на рынке;
• невозможно напрямую наблюдать за предпочтениями людей;
• включенное в выборку население является представительным, хорошо информированным, проявляет интерес к обсуждаемому вопросу.
Из всех методов косвенной оценки основными являются методы расчета транспортных затрат и гедонистических цен на природные ресурсы. С их помощью осуществляется попытка выявить предпочтения потребителей и на этой основе построить некомпенсированную функцию спроса на ресурс. Этот метод называют методом субъективной оценки стоимости.[4]
Метод определения транспортных затрат применяется в основ- ном для оценки рекреационной ценности природного ресурса: например, определяется ценность отдыха в регионе с данным качеством окружающей среды при учете издержек, которые несут люди, посещая его. Стоимость поездки для посетителей рассматривается в качестве цены, которую они готовы заплатить за использование рекреационной способности данного природного ресурса. Данный метод рекомендуется применять (Организация Экономического сотрудничества и Развития (OECD), 1994) тогда, когда:
• объект является доступным в определенное время года;
• не существует прямой платы за пользование оцениваемым ресурсом или она очень низка;
• люди несут значительные расходы на поездки к природному объекту.
При оценке транспортных издержек посетителей природного объекта спрашивают, откуда они приехали. Исходя из их ответа, рассчитываются затраты на поездку. Очевидно, что чем ближе живет респондент, тем больше поездок он совершает. Затем рассчитывается общее число поездок определенной стоимости в течение года. На основании этой информации статистическими методами строится гипотетическая кривая спроса на природный объект. Естественно, при таких оценках не учитываются: процессы потребления, предпочтения во времени, многоцелевые поездки, наличие аналогичных природных объектов поблизости и др. Однако полученные оценки в целом достаточно убедительны и могут использоваться при развитии культуры активного использования рекреационных объектов.
Метод расчета гедонистической цены оправдывается тем соображением, что при покупке товара потребитель озабочен его экологическими характеристиками. Например, при покупке недвижимости потребитель отдаст предпочтение дому, расположенному в лучшей по экологическим соображениям местности. Эти соображения и заставят его скорректировать сумму, которую он будет готов уплатить за дом. Подобные оценки основываются на исследовании рынка недвижимости в оцениваемом и эталонном районах, различающихся своими экологическими характеристиками. Во всем другом рынки должны быть схожи, аналогичным должно быть и качество предлагаемых домов.
Данный метод применяется в тех случаях, если:
• рынок недвижимости активно развивается;
• качество окружающей среды, по мнению населения, является одним из факторов, определяющих стоимость недвижимости;
• доступна информация о сделках на рынках недвижимости.
Все три описанных метода имеют свои преимущества и недостатки. Применяя их, следует четко представлять себе, что на их основе можно получить только приблизительное представление о ценности природных ресурсов. Для того чтобы увеличить точность оценок, можно применить несколько методов и убедиться, что полученные результаты отличаются друг от друга не на порядок. Однако даже приблизительная оценка лучше, чем отсутствие таковой. Применяя различные методы и постепенно повышая точность оценок, исследователи приближаются к действительной оценке природных ресурсов.
Помимо рыночных методов оценки широко применяются оценки, базирующиеся на методах поиска заменителя рассматриваемому природному ресурсу. Такие методы достаточно широко применялись на практике. При этом рассматривается возможность альтернативного применения данного природного ресурса и то, какую выгоду мы теряем, решившись на другое использование его. Альтернативное использование устанавливает границу эффективности использования природных ресурсов. В дальнейшем мы рассмотрим практическое использование такого метода для оценки лесных ресурсов.
3. Методика экономической оценки земельных ресурсов.
Экономически обоснованная стоимостная оценка земельных ресурсов является сложной процедурой, так как должна учитывать возможность их одновременного использования как природного ресурса, основы среды проживания населения и объекта недвижимости.
При этом необходимо особо подчеркнуть роль государства, земельная политика которого должна быть направлена на рациональное использование и охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и улучшение благоприятной для жизни и здоровья людей окружающей природной среды, способствуя тем самым принятию научно обоснованных решений в области землепользования и градостроительства.
Заниженная оценка стоимости земли порождает неэффективное землепользование в сельском и лесном хозяйствах, а также нерациональную модель городского развития, например размещение в центральной части промышленных зон, а также экологически вредных предприятий.
Большое значение при оценке имеет категория использования земли, так как она обусловливает правовое положение, разрешенное использование и различные сервитуты, относящиеся к конкретному земельному участку.
Земельный фонд России по целевому назначению и правовому режиму включает 7 категорий земель:
1. К землям поселений (городов, поселков и сельских поселений) относятся все земли в пределах черты поселений, находящиеся в ведении городских и сельских администраций. Черта поселений - это внешние границы земель города, поселка, сельского поселения, которые отделяют эти земли от иных земель. Включение земельных участков в черту города не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки. В отличие от других категорий земель, которые представляют, как правило, отдельные объекты, относительно не зависящие и легкоотчуждаемые от иных объектов, земли населенных пунктов со всеми улучшениями - системой инженерных сооружений и коммуникаций, улично-дорожной и транспортной сетью и другими элементами городской инфраструктуры представляют наибольшую сложность для оценки.
2. Земли сельскохозяйственного назначения образуют территории, используемые соответствующими предприятиями, организациями и гражданами для нужд сельскохозяйственного производства. В их составе выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесами, болотами, зданиями и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства. Важнейшими ценообразующими характеристиками данных земель выступают плодородие и местоположение.
3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, обороны и иного специального назначения - это земли, отведенные в установленном порядке соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям для выполнения их хозяйственной деятельности (производства, строительства, транспортировки и т.п.).
4. Земли особо охраняемых территорий - земельные участки, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное назначение. Эти земли постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и гражданского оборота, и для них установлен особый правовой режим.
5. Земли лесного фонда - лесные земли (покрытые и не покрытые лесом), а также нелесные земли (болота, дороги и другие), используемые для ведения лесного хозяйства.
6. Земли водного фонда - территории, занятые водоемами, ледниками, болотами, а также земли, выделяемые под полосы отвода гидротехнических, водохозяйственных и иных сооружений, необходимых для использования водных объектов.
7. Земли запаса - это государственные земли, не предоставленные муниципальным органам, гражданам и юридическим лицам в собственность, владение, пользование или аренду, а также земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.[5]
Оценка земли подразделяется на массовую кадастровую оценку земельных участков и рыночную оценку единичного земельного участка.
Целью кадастровой оценки является одновременное определение кадастровой стоимости всех земельных участков в границах административно-территориальных образований (областей, районов, городов, поселков и т.п.) по оценочным зонам на определенную дату. В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. № 945 Государственному комитету по земельной политике поручено провести в 1999-2001 гг. государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории России для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316, предусматривается привлечение к указанным работам лиц, имеющих лицензию на осуществление оценочной деятельности.
Целью единичной оценки является определение рыночной или какой-либо другой стоимости единичного земельного участка на дату оценки независимыми оценщиками в соответствии с принятыми стандартами и методами оценки.
Кадастровая и единичная оценки земли проводятся на основе комплексного применения трех подходов: доходного, сравнительного и затратного (техника остатка дохода для земли) (рис. 10.1).
Методы оценки земельных ресурсов.
Доходный подход Метод прямой капитализации Дисконтирование денежных потоков Техника остатка дохода для земли
Сравнительный подход
• Метод сравнения продаж (способы оценки типичного участка и единицы сравнения)
• Метод переноса
Затратный подход
• Метод изъятия
• Метод определения затрат на освоение
• Оценка по затратам на инфраструктуру
• Оценка по условиям типовых инвестиционных
В странах с развитой рыночной экономикой при оценке земли по возможности применяют все три подхода.
Итоговая величина оценочной стоимости земельного участка выводится исходя из результатов, полученных различными методами. При сравнении этих данных предпочтение целесообразно отдавать оценкам, базирующимся на основе более полной и достоверной информации. Существенные расхождения стоимости земли, рассчитанной разными методами, указывают либо на ошибки в оценках, либо на несбалансированность земельного рынка.
Практическое задание
В одном городском микрорайоне старой жилой застройки отсутствуют продажи незастроенных земельных участков. В базе данных имеются данные по трем другим микрорайонам жилой застройки в сопоставимой ценовой зоне.
Район |
Средняя стоимость земли |
Средняя стоимость объекта |
Доля земли в общей стоимости объекта |
1 |
33011 |
183 962 |
0,179 |
2 |
37836 |
199954 |
0,189 |
3 |
36294 |
189090 |
0,192 |
Решение:
Определяем типичное отношение стоимости земли к общей стоимости объекта недвижимости.
Средняя арифметическая доля земли = (0,179 + 0,189 + 0,192) / 3 = 0,187.
Далее используем полученное значение из анализа сопоставимых продаж. Если оцениваемый объект был недавно продан за 188985 руб., то стоимость земли определяется следующим образом.
Стоимость земли = 188985*0,187 = 35340,2 руб.
Список литературы
1. Астахав А.С. Экономическая оценка запасов полезных ископаемых. – М.: Недра, 1981. – 159 с.
2. Воронцов А.П. Рациональное природопользование: Учебное пособие. – М.: Тандем, 2000
3. Голуб А.А. Экономика природных ресурсов: Учебник – М.: Аспект Пресс, 1998 – 256 с.
4. Макар С.В. Основы экономики природопользования. Учебное пособие. – М.: ИМПЭ, 1998. – 145 с.
5. Чапек В.Н. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2000 – 452 с.
[1] Астахав А.С. Экономическая оценка запасов полезных ископаемых. – М.: Недра, 1981. – 59 с.
[2] Воронцов А.П. Рациональное природопользование: Учебное пособие. – М.: Тандем, 2000. – 154 с.
[3] Голуб А.А. Экономика природных ресурсов: Учебник – М.: Аспект Пресс, 1998 – 156 с.
[4] Макар С.В. Основы экономики природопользования. Учебное пособие. – М.: ИМПЭ, 1998. – 25 с.
[5] Чапек В.Н. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2000 – 252 с.