Содержание

1. Понятие и экономическая сущность природных ресурсов. 3

2. Методы оценки природных ресурсов. 5

3. Методика экономической оценки земельных ресурсов. 12

Практическое задание. 16

Список литературы.. 17


1. Понятие и экономическая сущность природных ресурсов.

Природные ресурсы играют значительную роль в экономике любого государства. Обеспеченность природными ресурсами — один из важнейших экономических показателей, характеризующих эко­номическое положение страны. Наряду с трудом и капиталом при­родные ресурсы являются также фактором производства. Отсут­ствие природных ресурсов или плохое качество их приводят к уве­личению затрат других ресурсов. Безусловно, природные ресурсы имеют ценность. Но чем она определяется? Как ее измерять? Как влияют качественные характеристики того или иного природного объекта на его экономическую оценку? Эти вопросы будут рас­смотрены в данном разделе.

Не всякий объект собственности может быть природным объектом собственности. Природный объект должен обладать внутренним и внешним признаком природного объекта.[1]

Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которую можно условно разделить на три элемента:

1.                      Свойства природного объекта – типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя.

2.                      Состояние природных объектов – изменения, вызванные в нем в результате природной и хозяйственно деятельности, засоренность сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса и т.п.

3.                      Природные процессы, происходящие в природном объекте, например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв и т.п.

Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и с экологической системой в целом.

Итак, объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты являются:

-    отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.);

-    только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);

-    при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права).

Немаловажное значение для характеристики природного объекта имеют его полезные для человеческого общества качества, т.е. когда они служат для выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экономическую ценность объектов природы.

Необходимо, чтобы природные объекты были возможными для эксплуатации человеком. Нельзя, например, использовать оползни и обвалы в горах.

Природные объекты должны находиться в пределах государственных границ и континентального шельфа России.

Таким образом, можно сказать, что природа – интегрированный и дифференцированный объект правовой охраны. Являясь системой экологических систем, земная природа внешними границами имеет атмосферу и околоземное пространство.

2. Методы оценки природных ресурсов.

Проблема оценки природных ресурсов стоит перед учеными и практиками уже не один десяток лет. Совершенно очевидно, что если природные ресурсы вовлечены в хозяйственный оборот, то они должны быть оценены, как и любой другой товар.[2]

В целом необходимость оценки природных ресурсов обуслов­ливается следующими обстоятельствами:

•  необходимостью точного учета реальных затрат и выгод по проектам, предназначенным к реализации, важностью учета всех экологических последствий каждого проекта. Это способствует ре­ализации мероприятий, благоприятствующих устойчивому разви­тию общества;

•  необходимостью коррекции национальных счетов государства с целью включения в них «амортизации» природного капитала;

• необходимостью осуществлять адекватное ценовое регулиро­вание природопользования, направленное на стимулирование рационального использования природных ресурсов посредством установления ставок налогообложения, отражающих их реальную стоимость.

Существуют разные подходы к тому, как оценивать ресурсы. Наиболее теоретически обоснованным является подход, ориенти­рованный на рентную оценку природных ресурсов, поскольку он позволяет учесть все выгоды и затраты от его использования (см. главу 1.1). Однако рентный подход в чистом виде нацелен на рас­чет оценки природного ресурса только как элемента производ­ственной деятельности, или фактора производства, и совершенно не учитывает других свойств природных ресурсов, не используе­мых для достижения производственных целей. Например, как оце­нить ресурс, который не только используется в производстве, но важен и для рекреации, воспитания детей и т.д.?

Здесь мы сталкиваемся с необходимостью оценить ценность природного капитала с социальной точки зрения, учесть природ­ный ресурс как составляющую благосостояния общества. При этом мы будем считать, что выгодой от утилизации природного ресурса становится все, что увеличивает благосостояние общества, а за­тратами на его использование — все, что уменьшает это благосос­тояние.

Индивид оценивает чистую выгоду (общую выгоду минус зат­раты) от наличия определенного природного ресурса. Естественно каждый индивид оценивает такую чистую выгоду по-своему, в за­висимости от своих потребительских предпочтений. Если мы рас­сматриваем всю совокупность индивидов-потребителей, то чистая выгода каждого будет различна в зависимости от его личных пред­почтений. Эти предпочтения формируются экономической ситуа­цией потребителя, его историко-культурными и географическими традициями, моральными качествами и т.д.[3]

Обычно в экономике индивидуальные предпочтения потребителей агрегируются в функцию спроса на ресурс, что отражено на рис. 1.

Обычно с точки зрения теории общественного благосостояния кривую спроса предлагается интерпретировать как кривую, обо­значающую желание платить каждого индивида за то или иное количество ресурса. Отметим, что эта кривая строится в условиях постоянства доходов потребителя, т.е. вдоль кривой спроса доходы потребителя и их благосостояние в целом не меняются. Такая кри­вая спроса называется кривой спроса по Маршаллу. При этом неко­торые готовы платить за ресурс величину ОА, другие — р*С, спрос третьих, а значит, и желание платить равно нулю.

Рис. 1. Спрос на природный ресурс.

В данном случае именно желание платить и становится мерой предпочтений потре­бителей. Если р * — рыночная цена ресурса, то на самом деле все потребители платят величину Ор*ВС, желание же их платить изме­ряется величиной ОАВС, если учесть, что всего на рынке по цене р* предложено С ресурса. Желание платить складывается из избыт­ка потребителя р*АВ и фактически уплаченной величины Ор*ВС. Иногда величину р *АВ называют чистым желанием платить (ЧЖП), поскольку она дает представление о чистом выигрыше потребите­лей при покупке природного ресурса.

Наряду с желанием платить важным условием является жела­ние нести убытки (ЖНУ). Иначе говоря, мы можем также опреде­лить, сколько нужно заплатить потребителю, чтобы он отказался от потребления данного количества ресурса.

Согласно теории, желание платить и желание нести убытки не должны сильно различаться. Однако часто респонденты, от­вечающие на вопросы интервьюера, оценивают свои возмож­ные потери выше, чем потенциальную выгоду от получения природного ресурса. Данные о желании платить обычно более статистически значимы, ответы о желании нести убытки под­вержены большему разбросу. Вот почему при оценке ресурсов, как правило, пытаются отределить именно желание платить, а не желание нести убытки.

Для того чтобы определить, как изменилось благосостояние общества в целом при приобретении определенного количества ресурса, мы должны сложить ЧЖП всех, кто приобрел дополни­тельную выгоду от его потребления, и вычесть ЖНУ всех, кто потерял от недоиспользования данного ресурса. Если результат оказался положительным, то это значит, что в целом общество приобрело от его потребления.

Метод условной оценки применяется для изучения предпочтений людей с целью построения компен­сированного по Хиксу спроса на гипотетическое изменение окру­жающей среды или ее элемента (например, качества воды и т.п.). При этом проводят опрос респондентов и просят указать их жела­ние платить или желание нести убытки, чтобы избежать этого изменения. Как уже отмечалось, оценка желания платить более понятна для респондентов, и на ее основе можно получить более статистически обоснованные показатели. После того как полу­чены различные оценки респондентами их желания платить от общей выборки респондентов, аналитики вычисляют среднюю и затем перемножают полученную величину на число участни­ков опроса. Таким образом получают оценочную величину при­родного ресурса с учетом непотребительных ценностей. Описан­ный метод очень чувствителен к процедуре проведения опроса, респонденты должны хорошо понимать сущность задаваемых воп­росов и правильно оценивать ту часть своего бюджета, которую они согласны потратить на оцениваемый природный ресурс.

Методы косвенной оценки применяются в тех случаях, когда:

•  экологические последствия не оказывают прямого воздей­ствия на продукцию, сбываемую на рынке;

• невозможно напрямую наблюдать за предпочтениями людей;

• включенное в выборку население является представительным, хорошо информированным, проявляет интерес к обсуждаемому вопросу.

Из всех методов косвенной оценки основными являются мето­ды расчета транспортных затрат и гедонистических цен на природ­ные ресурсы. С их помощью осуществляется попытка выявить пред­почтения потребителей и на этой основе построить некомпенси­рованную функцию спроса на ресурс. Этот метод называют методом субъективной оценки стоимости.[4]

Метод определения транспортных затрат применяется в основ- ном для оценки рекреационной ценности природного ресурса: например, определяется ценность отдыха в регионе с данным ка­чеством окружающей среды при учете издержек, которые несут люди, посещая его. Стоимость поездки для посетителей рассмат­ривается в качестве цены, которую они готовы заплатить за ис­пользование рекреационной способности данного природного ре­сурса. Данный метод рекомендуется применять (Организация Эко­номического сотрудничества и Развития (OECD), 1994) тогда, когда:

• объект является доступным в определенное время года;

•  не существует прямой платы за пользование оцениваемым ресурсом или она очень низка;

• люди несут значительные расходы на поездки к природному объекту.

При оценке транспортных издержек посетителей природного объекта спрашивают, откуда они приехали. Исходя из их ответа, рассчитываются затраты на поездку. Очевидно, что чем ближе жи­вет респондент, тем больше поездок он совершает. Затем рассчи­тывается общее число поездок определенной стоимости в течение года. На основании этой информации статистическими методами строится гипотетическая кривая спроса на природный объект. Ес­тественно, при таких оценках не учитываются: процессы потреб­ления, предпочтения во времени, многоцелевые поездки, нали­чие аналогичных природных объектов поблизости и др. Однако полученные оценки в целом достаточно убедительны и могут ис­пользоваться при развитии культуры активного использования рекреационных объектов.

Метод расчета гедонистической цены оправдывается тем сооб­ражением, что при покупке товара потребитель озабочен его эко­логическими характеристиками. Например, при покупке недви­жимости потребитель отдаст предпочтение дому, расположенному в лучшей по экологическим соображениям местности. Эти сообра­жения и заставят его скорректировать сумму, которую он будет готов уплатить за дом. Подобные оценки основываются на иссле­довании рынка недвижимости в оцениваемом и эталонном райо­нах, различающихся своими экологическими характеристиками. Во всем другом рынки должны быть схожи, аналогичным должно быть и качество предлагаемых домов.

Данный метод применяется в тех случаях, если:

• рынок недвижимости активно развивается;

•  качество окружающей среды, по мнению населения, яв­ляется одним из факторов, определяющих стоимость недвижи­мости;

• доступна информация о сделках на рынках недвижимости.

Все три описанных метода имеют свои преимущества и недо­статки. Применяя их, следует четко представлять себе, что на их основе можно получить только приблизительное представление о ценности природных ресурсов. Для того чтобы увеличить точность оценок, можно применить несколько методов и убедиться, что полученные результаты отличаются друг от друга не на порядок. Однако даже приблизительная оценка лучше, чем отсутствие та­ковой. Применяя различные методы и постепенно повышая точ­ность оценок, исследователи приближаются к действительной оцен­ке природных ресурсов.

Помимо рыночных методов оценки широко применяются оцен­ки, базирующиеся на методах поиска заменителя рассматриваемо­му природному ресурсу. Такие методы достаточно широко приме­нялись на практике. При этом рассматривается возможность аль­тернативного применения данного природного ресурса и то, какую выгоду мы теряем, решившись на другое использование его. Аль­тернативное использование устанавливает границу эффективнос­ти использования природных ресурсов. В дальнейшем мы рассмот­рим практическое использование такого метода для оценки лес­ных ресурсов.

3. Методика экономической оценки земельных ресурсов.

Экономически обоснованная стоимостная оценка зе­мельных ресурсов является сложной процедурой, так как должна учитывать возмож­ность их одновременного использования как природного ресурса, осно­вы среды проживания населения и объекта недвижимости.

При этом необходимо особо подчеркнуть роль государства, земель­ная политика которого должна быть направлена на рациональное исполь­зование и охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и улучшение благоприятной для жизни и здоровья людей окру­жающей природной среды, способствуя тем самым принятию научно обо­снованных решений в области землепользования и градостроительства.

Заниженная оценка стоимости земли порождает неэффективное зем­лепользование в сельском и лесном хозяйствах, а также нерациональную модель городского развития, например размещение в центральной части промышленных зон, а также экологически вредных предприятий.

Большое значение при оценке имеет категория использования земли, так как она обусловливает правовое положение, разрешенное использо­вание и различные сервитуты, относящиеся к конкретному земельному участку.

Земельный фонд России по целевому назначению и правовому режи­му включает 7 категорий земель:

1. К землям поселений (городов, поселков и сельских поселений) отно­сятся все земли в пределах черты поселений, находящиеся в ведении го­родских и сельских администраций. Черта поселений - это внешние гра­ницы земель города, поселка, сельского поселения, которые отделяют эти земли от иных земель. Включение земельных участков в черту города не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки. В отличие от других категорий земель, которые представляют, как правило, отдельные объекты, относительно не зависящие и легкоотчуждаемые от иных объектов, земли населенных пунктов со всеми улучшения­ми - системой инженерных сооружений и коммуникаций, улично-дорожной и транспортной сетью и другими элементами городской инфраструк­туры представляют наибольшую сложность для оценки.

2. Земли сельскохозяйственного назначения образуют территории, ис­пользуемые соответствующими предприятиями, организациями и граж­данами для нужд сельскохозяйственного производства. В их составе вы­деляются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесами, болотами, зданиями и сооружениями, необходимыми для функционирования сельс­кого хозяйства. Важнейшими ценообразующими характеристиками дан­ных земель выступают плодородие и местоположение.

3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, обороны и иного специального назначения - это земли, отведенные в установленном порядке соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям для выполнения их хозяйственной деятельности (производства, строитель­ства, транспортировки и т.п.).

4. Земли особо охраняемых территорий - земельные участки, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстети­ческое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное назначение. Эти земли постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из хозяйствен­ного использования и гражданского оборота, и для них установлен осо­бый правовой режим.

5. Земли лесного фонда - лесные земли (покрытые и не покрытые ле­сом), а также нелесные земли (болота, дороги и другие), используемые для ведения лесного хозяйства.

6. Земли водного фонда - территории, занятые водоемами, ледниками, болотами, а также земли, выделяемые под полосы отвода гидротехничес­ких, водохозяйственных и иных сооружений, необходимых для использо­вания водных объектов.

7. Земли запаса - это государственные земли, не предоставленные му­ниципальным органам, гражданам и юридическим лицам в собственность, владение, пользование или аренду, а также земли, выведенные из хозяй­ственного оборота в результате консервации. Использование земель за­паса допускается после перевода их в другую категорию.[5]

Оценка земли подразделяется на массовую кадастровую оценку земель­ных участков и рыночную оценку единичного земельного участка.

Целью кадастровой оценки является одновременное определение ка­дастровой стоимости всех земельных участков в границах администра­тивно-территориальных образований (областей, районов, городов, поселков и т.п.) по оценочным зонам на определенную дату. В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. № 945 Государственному комитету по земельной политике поручено про­вести в 1999-2001 гг. государственную кадастровую оценку всех катего­рий земель на территории России для целей налогообложения и иных це­лей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Правилами проведения государствен­ной кадастровой оценки земель, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316, предус­матривается привлечение к указанным работам лиц, имеющих лицензию на осуществление оценочной деятельности.

Целью единичной оценки является определение рыночной или какой-либо другой стоимости единичного земельного участка на дату оценки независимыми оценщиками в соответствии с принятыми стандартами и методами оценки.

Кадастровая и единичная оценки земли проводятся на основе комп­лексного применения трех подходов: доходного, сравнительного и зат­ратного (техника остатка дохода для земли) (рис. 10.1).

Методы оценки земельных ресурсов.

Доходный подход  Метод прямой капитализации  Дисконтирование денежных потоков Техника остатка дохода для земли

Сравнительный подход

• Метод сравнения продаж (способы оценки типичного участка и единицы сравнения)

• Метод переноса

Затратный подход

• Метод изъятия

• Метод определения затрат на освоение

• Оценка по затратам на инфраструктуру

• Оценка по условиям типовых инвестиционных

В странах с развитой рыночной экономикой при оценке земли по воз­можности применяют все три подхода.

Итоговая величина оценочной стоимости земельного участка выво­дится исходя из результатов, полученных различными методами. При срав­нении этих данных предпочтение целесообразно отдавать оценкам, бази­рующимся на основе более полной и достоверной информации. Существен­ные расхождения стоимости земли, рассчитанной разными методами, указывают либо на ошибки в оценках, либо на несбалансированность зе­мельного рынка.

Практическое задание

В одном городском микрорайоне старой жилой застройки отсутствуют продажи незастроенных земельных участков. В базе данных имеются данные по трем другим микрорайонам жилой застройки в сопо­ставимой ценовой зоне.

Район

Средняя стоимость земли

Средняя стоимость объекта

Доля земли в общей стоимости объекта

1

33011

183 962

0,179

2

37836

199954

0,189

3

36294

189090

0,192


Решение:

Определяем типичное отношение стоимости земли к общей стоимос­ти объекта недвижимости.

Средняя арифметическая доля земли = (0,179 + 0,189 + 0,192) / 3 = 0,187.

Далее используем полученное значение из анализа сопоставимых про­даж. Если оцениваемый объект был недавно продан за 188985 руб., то стои­мость земли определяется следующим образом.

Стоимость земли = 188985*0,187 = 35340,2 руб.

Список литературы

1.     Астахав А.С. Экономическая оценка запасов полезных ископаемых. – М.: Недра, 1981. – 159 с.

2.     Воронцов А.П. Рациональное природопользование: Учебное пособие. – М.: Тандем, 2000

3.     Голуб А.А. Экономика природных ресурсов: Учебник – М.: Аспект Пресс, 1998 – 256 с.

4.     Макар С.В. Основы экономики природопользования. Учебное пособие. – М.: ИМПЭ, 1998. – 145 с.

5.     Чапек В.Н. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2000 – 452 с.


[1] Астахав А.С. Экономическая оценка запасов полезных ископаемых. – М.: Недра, 1981. – 59 с.


[2] Воронцов А.П. Рациональное природопользование: Учебное пособие. – М.: Тандем, 2000. – 154 с.


[3] Голуб А.А. Экономика природных ресурсов: Учебник – М.: Аспект Пресс, 1998 – 156 с.


[4] Макар С.В. Основы экономики природопользования. Учебное пособие. – М.: ИМПЭ, 1998. – 25 с.


[5] Чапек В.Н. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2000 – 252 с.