Содержание
1. Понятие склада в логистике. 3
2. Склад как элемент логической системы. 7
Практическое задание. 16
Список литературы.. 18
1. Понятие склада в логистике.
Проектирование сквозных процессов в большинстве случаев дает оптимальное решение при условии накапливания сырья, полуфабрикатов, готовых изделий в том или ином звене логистической цепи на некоторое время. Целостный проект показывает, что необходимо сделать с грузом в месте накапливания. Возможно, поступившие грузовые единицы необходимо расформировать, товары переупаковать, какое-то .время хранить, затем сформировать новые грузовые единицы и. в нужный момент доставить потребителю. С этой целью в логистической системе организуется склад.
Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.[1]
Изготовителю продукции необходимы склады сырья и исходных материалов, с помощью которых обеспечивается непрерывность производственного процесса. Склады готовой продукции позволяют содержать запас, обеспечивающий непрерывность сбыта. На складах торговли накапливаются и ожидают своего потребителя готовые изделия.
Представление о гармонично организованной логистической системе, как о системе без складов ошибочно. Гармония в логистике достигается правильным сочетанием складского и транзитного способов продвижения вещественной субстанции от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока.
Логистика ставит задачу гармоничной организации внутрискладских процессов, а также задачу технической, технологической и планово-организационной/сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.
Склады в логистике рассматривают как элементы систем товародвижения, и, в то же время, как самостоятельные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:
· задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;
· задачи пб складам, как по самостоятельным системам.
Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:
· временное размещение и хранение материальных запасов;
· преобразования материальных потоков;
· обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Любой склад обрабатывает по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.
Наличие Входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний ~ необходимость перемещения груза внутри склада.
Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.
Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.
Однако это лишь самое общее представление о складах. Любая из вышеперечисленных функций может изменяться в широких пределах, что сопровождается соответствующим изменением характера и интенсивности протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.
Рассмотрим функции различных складов, встречающихся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукций перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.
Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.
Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют также следующие функции:
обеспечивают концентрацию товаров, комплектацию ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями, как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.
Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства, принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партий товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления.
Склады, расположенные в местах потребления, получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.
2. Склад как элемент логической системы.
Функционирование логистических систем — процесс многогранный, включающий в себя технико-технологические, экономические, организационные, информационные, финансовые и другие аспекты. Процесс их проектирования, с точки зрения складской подсистемы, должен определять место складского звена в логистической цепи, а также формулировать требования к складам в соответствии с целями функционирования всей логистической системы.[2]
Следует отметить, что складская сеть является значимым элементом логистических систем. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта.
Перечислим задачи, наиболее часто возникающие при проектировании логистических систем и непосредственно относящиеся к складам:
*сколько складов иметь в логистической системе;
*где разместить склады;
*иметь собственный склад, или пользоваться наемным;
*какие функции возлагаются на склад в проектируемой логистической системе.
Наряду с перечисленными задачами, при организации складской подсистемы выбирают рациональные виды тары, погрузочного, разгрузочного, транспортного и складского оборудования, согласовывают схемы механизации ПРТС работ по всему циклу движения грузов, а также решают ряд других задач.
Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, то есть затрат, приведенных к единому годовому измерению.
Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:
Зn = ∑Сi+К/Т,
где Зn — приведенные затраты по варианту;
n — число принимаемых во внимание статей издержек;
С1 — годовые эксплуатационные расходы;
С2 — годовые транспортные расходы;
С3 — годовые расходы на управление складской системой;
С4 — годовые расходы на содержание запасов;
С5 — прочие расходы и потери, связанные с функционированием логистической системы и принимаемые во внимание при принятии решения по созданию складской подсистемы;
К — полные капитальные вложения в строительство и оборудование складов, приведенные по фактору времени — по норме дисконта;
Т — срок окупаемости варианта.
Для реализации принимается тот вариант логистической системы, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.
В процессе проектирования логистических систем на базе информации о схеме потоков и о планируемых запасах определяется оптимальное количество и мощность складов, разрабатывается их рациональная дислокация в регионе контролируемого потока.
Решения по развитию складской сети необходимо принимать на основе анализа полной стоимости, что означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в логистической системе.
Рассмотрим модель системы распределения материального потока, представленную на рис. 1. Допустим, что предприятие-поставщик, обслуживает сеть оптовых покупателей, расположенных на определенной территории. Количество покупателей и объемы потребляемых ими потоков в рамках данной задачи являются величинами постоянными.
На рисунке представлено три варианта организации распределения: с помощью одного, двух или шести складов (соответственно рисунки а, б и в). Очевидно, что в случае принятия варианта (а) транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант (в) предполагает наличие шести распределительных центров максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения пяти дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, затраты на управление всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям. Поэтому, возможно, что предпочтительнее окажется вариант (б), согласно которому район обслуживается двумя складами.
Как видим, при изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом
■ - распределительные центры (склады);
● - потребители материального потока;
▬ - материальные потоки.
Рис. 1. Варианты организации распределения материального потока:
а) с одним распределительным центром;
б) с двумя распределительными центрами;
в) с шестью распределительными центрами
доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества складов. Рассмотрим графический метод решения данной задачи.[3]
Выберем в качестве независимой переменной величину N — количество складов, через которые осуществляется снабжение потребителей. В качестве зависимых переменных будем рассматривать следующие виды издержек:
*транспортные расходы;
*расходы на содержание запасов;
*расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства;
*расходы, связанные с управлением складской системой;
*потери продаж, вызванные удалением снабжающего склада от потребителя.
Для определения оптимального количества складов необходимо в разрезе всей системы распределения оценить, как в зависимости от изменения N изменяются те или иные расходы и потери.
Охарактеризуем зависимость издержек каждого вида от количества складов.
1. Зависимость величины затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения (функция ƒ1, рис. 2).
Весь объем транспортной работы по доставке товаров потребителям, соответственно и транспортных расходов, делят на две группы:
*расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы распределения, т.е. расходы на так называемые дальние перевозки (функция ƒ1’, рис. 2),
*расходы по доставке товаров со складов потребителям, т. е. расходы на так называемые ближние перевозки (функция ƒ1,”, рис. 2).
Зависимость затрат на транспортировку от числа складов рассмотрим для каждой группы.
При увеличении количества складов в системе распределения стоимость доставки товаров на склады возрастает, так как увеличивается количество поездок, а также совокупная величина пробега транспорта. Характер зависимости не прямолинейный, так как здесь имеются условно постоянная и условно переменная составляющие, в результате чего расходы по доставке растут медленнее, чем расстояние.
Другая часть транспортных расходов — стоимость доставки товаров со складов потребителям, с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта.
Суммарные транспортные расходы (функция f1, рис. 2) при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, убывают.
2. Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения (функция f2 рис. 2).
Рис 2. Зависимость затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения.
Увеличение количества складов в системе распределения влечет за собой сокращение зоны обслуживания отдельного склада, а, следовательно, и размера запаса на отдельном складе. Однако запас на отдельном складе сокращается не столь быстро, как зона обслуживания, в результате суммарный запас в распределительной системе возрастает.[4]
Первая причина — необходимость содержания страхового запаса. В модели с несколькими складами страховой запас, в общем случае, необходимо создавать на каждом складе. Сокращение складской сети влечет за собой концентрацию страхового запаса и общее снижение потребности в нем. Ожидаемую экономию рассчитывают с помощью закона квадратного корня, согласно которому размер страхового запаса, а, следовательно, и сумма издержек по его содержанию, возрастает пропорционально корню квадратному из числа складов1.
Другая причина возрастания суммарного запаса заключается в том, что потребность складов в некоторых группах товаров при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных норм, по которым товар получают сами склады. Это вынудит завозить данную группу на склады в количестве, превышающем потребность, что также повлечет за собой рост размера запаса. Можно привести и другие причины того, что при увеличении количества складов совокупный размер запаса в системе распределения увеличивается.
3. Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства от количества складов в системе распределения (функция f3, рис. 3).
При увеличении количества складов в системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижаются. Однако совокупные затраты распределительной системы .на содержание всего складского хозяйства возрастают. Происходит это в связи с т.н. эффектом масштаба: при уменьшении площади склада, эксплуатационные затраты, приходящиеся на один квадратный метр, увеличиваются. Например, в торговле при уменьшении площади склада с 10,5 тыс. м2 до 1,5 тыс. м2, то есть в 7 раз, эксплуатационные затраты уменьшаются всего лишь в 5,25 раза. Замена одного склада семью (общая площадь остается той же — 10,5 тыс. м2), в этом случае, повлечет за собой увеличение эксплуатационных расходов в 1,4 раза.
Примерная зависимость величины удельных эксплуатационных расходов от размера склада (сфера торговли товарами народного потребления) приведена в табл. 1.
Таблица 1. Примерная зависимость эксплуатационных затрат, в расчете на один квадратный метр площади склада, от размера складской площади
Складская площадь, м2 |
Эксплуатационные затраты, в расчете на 1 м2 склада, условных денежных единиц |
1500 |
60 |
3000 |
53 |
5750 |
49 |
10500 |
45 |
13000 |
J9 |
4. Зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой от количества входящих в нее складов (функция f4 рис. 3).
Характер данной зависимости представлен кривой f4. Здесь также действует эффект масштаба, в связи с чем при увеличении количества складов кривая расходов на системы управления делается более пологой.
Обязательным условием возможности эффективного функционирования распределительной системы, имеющей несколько складов, является компьютеризация управления.
При отсутствии средств вычислительной техники кривая расходов на управление может принять совершенно иной вид, то есть увеличение количества складов повлечет за собой резкое увеличение затрат на систему управления складским хозяйством. Следует отметить, что развитие распределительных складских систем в середине настоящего века сдерживалось именно отсутствием средств автоматизированной обработки информационных потоков.
5. Зависимость потерь продаж, вызванных сокращением числа складов и соответствующим удалением снабжающего склада от потребителя, от количества складов в системе распределения (функция f5, рис. 3).
При сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов возрастает. Становится сложнее поддерживать сервис на прежнем уровне. Сложнее поставлять грузы по системе "точно в срок", так как возросшие расходы на траспортировку увеличивают экономически оптимальный размер отгружаемой партии.
Кроме того, потребителю сложнее самому приехать на склад и выбрать ассортимент. Могут возникнуть задержки в пути следования груза. Действуют и другие негативные факторы, снижающие заинтересованность потребителя в более дальнем поставщике. Недаром маркетологи, рекламируя сбытовое предприятие, выделяют фразу: "Наш склад рядом с Вами".
Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов (функция F) получают путем сложения всех, приведенных на рис. 4 графиков. Абсцисса минимума кривой совокупных затрат даст оптимальное значение количества складов в системе распределения (в нашем случае — 4 склада).
Допустим, что упомянутое предприятие-поставщик имеет на территории обслуживания шесть складов. Переход к системе обслуживания с помощью четырех складов сопровождается увеличением одних издержек и сокращением других.
Рис. 3. Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов.
В завершении следует отметить, что в последние годы в странах западной Европы наблюдается тенденция сокращения количества складов, особенно в розничной торговле. При этом, несмотря на рост транспортных расходов, в целом по системе распределения наблюдается экономия средств, особенно за счет сокращения страховых запасов.[5]
Практическое задание
Логическая цепь производства для организации ООО “Натуральный продукт” выглядит следующим образом:
Компания занимается изготовлением продуктов из мяса, как видно из логической цепи производства к материалам компания относит сырье для производства, сырье поставляется по договору с фермерскими хозяйствами, сырье поступает на первый цех, где идет сортировка мяса на три разновидности в соответствии с общей долей мяса в туше (высший, средний и низший). Низший сорт после первого цеха сразу попадает в цех 3, где идет упаковка продукта и продается (так называемый супной набор), не проходя дальнейшей переработки. Высший сорт и средние сорт поступают в цех 2, где для среднего сорт заканчивается фаза производства и перепродается на рынках в виде полуфабрикатов. Высший сорт подает в цех 3 (колбасный цех), где производится колбаса и идет упаковка продукта.
Контроль качества обязательное процедура в производстве компании ООО “Натуральные продукты”, где происходит непосредственный контроль за соблюдением правил обработки и производства продукции. При контроле большое внимание уделяется упаковке продукта, специальная техника тестирует каждый вид товара на соответствие качеству требуемый компанией.
После тестирования на качество, товар поступает в морозильную камеру (склад), морозильный камера (склад) представляет собой оборудование в размер спальной комнаты, специально оборудованной для поддержания низкой температуры.
Обычно товар находится в морозильных камерах 2-3 дня после чего реализуется через оптовиков 50% продукции и через сеть магазинов компании.
Основное производство приходится на цех 1 и 3 так в них идет начальное и конечное производство, цех 2 является промежуточным (спомогательный) звеном в производстве.
В первом цехе трудятся 15 человек, во втором цехе 7 человек, в третьем 17 человек. Остальной персонал в отделе качества 4 человека и 1 начальник производства, 1 финансовый менеджер, который ведет бухгалтерию, 3 человека уборщицы и 2 водителя.
Такая логическая система производства для компании ООО “Натуральные продукты” является оптимальным, так как компания относится среднему бизнесу, прибыль от своей деятельности составляет 500 тысяч в месяц, персонал компании 50 человек при средней заработной плате 6 тысяч рублей,
Список литературы
1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2003 – 408 с.
2. Бауэрсокс Д.Дж. Логистика - М Олимп бизнес, 2001 – 256 с.
3. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. – М.: Дашков и К, 1999 – 126 с.
4. Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин. – М Инфра – М, 2002 – 324 с.
5. Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник.- М.: ТРАНСПОРТ, 1998. – 258 с.
[1] Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2003 – 108 с.
[2] Бауэрсокс Д.Дж. Логистика - М Олимп бизнес, 2001 – 54 с.
[3] Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. – М.: Дашков и К, 1999 – 26 с.
[4] Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин. – М Инфра – М, 2002 – 124 с.
[5] Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник.- М.: ТРАНСПОРТ, 1998. – 58 с.