Содержание

1. Понятие склада в логистике. 3

2. Склад как элемент логической системы. 7

Практическое задание. 16

Список литературы.. 18


1. Понятие склада в логистике.

Проектирование сквозных процессов в большинстве случаев дает оптимальное решение при условии накапли­вания сырья, полуфабрикатов, готовых изделий в том или ином звене логистической цепи на некоторое время. Целос­тный проект показывает, что необходимо сделать с грузом в месте накапливания. Возможно, поступившие грузовые единицы необходимо расформировать, товары переупако­вать, какое-то .время хранить, затем сформировать новые грузовые единицы и. в нужный момент доставить потреби­телю. С этой целью в логистической системе организуется склад.

Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.[1]

Изготовителю продукции необходимы склады сырья и исходных материалов, с помощью которых обеспечивается непрерывность производственного процесса. Склады гото­вой продукции позволяют содержать запас, обеспечиваю­щий непрерывность сбыта. На складах торговли накаплива­ются и ожидают своего потребителя готовые изделия.

Представление о гармонично организованной логисти­ческой системе, как о системе без складов ошибочно. Гар­мония в логистике достигается правильным сочетанием складского и транзитного способов продвижения веществен­ной субстанции от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании усло­вий для оптимизации материального потока.

Логистика ставит задачу гармоничной организации внутрискладских процессов, а также задачу технической, тех­нологической и планово-организационной/сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.

Склады в логистике рассматривают как элементы сис­тем товародвижения, и, в то же время, как самостоятель­ные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:

·        задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;

·        задачи пб складам, как по самостоятельным системам.

Совокупность работ, выполняемых на различных скла­дах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в раз­ных логистических процессах склады выполняют следую­щие схожие функции:

·        временное размещение и хранение материальных запасов;

·        преобразования материальных потоков;

·        обеспечение логистического сервиса в системе об­служивания.

Любой склад обрабатывает по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.

Наличие Входного потока означает необходимость раз­грузки транспорта, проверки количества и качества при­бывшего груза. Выходной поток обусловливает необходи­мость погрузки транспорта, внутренний ~ необходимость перемещения груза внутри склада.

Реализация функции временного хранения материаль­ных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.

Преобразование материальных потоков происходит пу­тем расформирования одних грузовых партий или грузо­вых единиц и формирования других. Это означает необхо­димость распаковки грузов, комплектования новых грузо­вых единиц, их упаковку, затаривание.

Однако это лишь самое общее представление о скла­дах. Любая из вышеперечисленных функций может изме­няться в широких пределах, что сопровождается соответ­ствующим изменением характера и интенсивности протека­ния отдельных логистических операций. Это, в свою оче­редь, меняет картину протекания всего логистического про­цесса на складе.

Рассмотрим функции различных складов, встречающих­ся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

На складах готовых изделий предприятий-изготовите­лей осуществляется складирование, хранение, подсорти­ровка или дополнительная обработка продукций перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузоч­ные операции.

Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сорти­руют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обраще­ния продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют также следующие функции:

обеспечивают концентрацию товаров, комплектацию ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мел­кими партиями, как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм, осуществ­ляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточе­ния производства, принимают товары от производствен­ных предприятий большими партиями, комплектуют и от­правляют крупные партий товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления.

Склады, расположенные в местах потребления, полу­чают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.

2. Склад как элемент логической системы.

Функционирование логистических систем — процесс многогранный, включающий в себя технико-технологичес­кие, экономические, организационные, информационные, финансовые и другие аспекты. Процесс их проектирова­ния, с точки зрения складской подсистемы, должен опреде­лять место складского звена в логистической цепи, а так­же формулировать требования к складам в соответствии с целями функционирования всей логистической системы.[2]

Следует отметить, что складская сеть является значи­мым элементом логистических систем. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникаю­щие в процессе доведения товаров до потребителей, а че­рез них и на конечную стоимость реализуемого продукта.

Перечислим задачи, наиболее часто возникающие при проектировании логистических систем и непосредственно относящиеся к складам:

*сколько складов иметь в логистической системе;

*где разместить склады;

*иметь собственный склад, или пользоваться наем­ным;

*какие функции возлагаются на склад в проектируе­мой логистической системе.

Наряду с перечисленными задачами, при организации складской подсистемы выбирают рациональные виды тары, погрузочного, разгрузочного, транспортного и складского оборудования, согласовывают схемы механизации ПРТС работ по всему циклу движения грузов, а также решают ряд других задач.

Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критери­ем, как правило, является критерий минимума приведен­ных затрат, то есть затрат, приведенных к единому годо­вому измерению.

Величину приведенных затрат определяют по следую­щей формуле:

Зn = ∑Сi+К/Т,

где Зn — приведенные затраты по варианту;

n — число принимаемых во внимание статей издер­жек;

С1 — годовые эксплуатационные расходы;

С2 — годовые транспортные расходы;

С3 — годовые расходы на управление складской сис­темой;

С4 — годовые расходы на содержание запасов;

С5 — прочие расходы и потери, связанные с функцио­нированием логистической системы и принимаемые во вни­мание при принятии решения по созданию складской под­системы;

К — полные капитальные вложения в строительство и оборудование складов, приведенные по фактору времени — по норме дисконта;

Т — срок окупаемости варианта.

Для реализации принимается тот вариант логистичес­кой системы, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

В процессе проектирования логистических систем на базе информации о схеме потоков и о планируемых запа­сах определяется оптимальное количество и мощность скла­дов, разрабатывается их рациональная дислокация в реги­оне контролируемого потока.

Решения по развитию складской сети необходимо при­нимать на основе анализа полной стоимости, что означает учет всех экономических изменений, возникающих при из­менении количества складов в логистической системе.

Рассмотрим модель системы распределения материаль­ного потока, представленную на рис. 1. Допустим, что предприятие-поставщик, обслуживает сеть оптовых по­купателей, расположенных на определенной территории. Количество покупателей и объемы потребляемых ими по­токов в рамках данной задачи являются величинами по­стоянными.

На рисунке представлено три варианта организации распределения: с помощью одного, двух или шести скла­дов (соответственно рисунки а, б и в). Очевидно, что в случае принятия варианта (а) транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант (в) предполагает наличие шести распределительных центров максималь­но приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные рас­ходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения пяти дополнитель­ных складов увеличивает эксплуатационные расходы, зат­раты на доставку товаров на склады, затраты на управле­ние всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут значитель­но превысить экономический выигрыш, полученный от со­кращения пробега транспорта, доставляющего товары по­требителям. Поэтому, возможно, что предпочтительнее окажется вариант (б), согласно которому район обслужи­вается двумя складами.

Как видим, при изменении количества складов в систе­ме распределения часть издержек, связанных с процессом

■ - распределительные центры (склады);

● - потребители материального потока;

▬ - материальные потоки.

Рис. 1. Варианты организации распределения материального потока:

а) с одним распределительным центром;

б) с двумя распределительными центрами;

в) с шестью распределительными центрами

доведения материального потока до потребителя, возрас­тает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества складов. Рассмот­рим графический метод решения данной задачи.[3]

Выберем в качестве независимой переменной величину N — количество складов, через которые осуществляется снабжение потребителей. В качестве зависимых перемен­ных будем рассматривать следующие виды издержек:

*транспортные расходы;

*расходы на содержание запасов;

*расходы, связанные с эксплуатацией складского хо­зяйства;

*расходы, связанные с управлением складской систе­мой;

*потери продаж, вызванные удалением снабжающе­го склада от потребителя.

Для определения оптимального количества складов не­обходимо в разрезе всей системы распределения оценить, как в зависимости от изменения N изменяются те или иные расходы и потери.

Охарактеризуем зависимость издержек каждого вида от количества складов.

1. Зависимость величины затрат на транспортиров­ку от количества складов в системе распределения (функ­ция ƒ1, рис. 2).

Весь объем транспортной работы по доставке товаров потребителям, соответственно и транспортных расходов, делят на две группы:

*расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы распределения, т.е. расходы на так называемые дальние перевозки (функция ƒ1, рис. 2),

*расходы по доставке товаров со складов потребите­лям, т. е. расходы на так называемые ближние перевозки (функция ƒ1,”, рис. 2).

Зависимость затрат на транспортировку от числа скла­дов рассмотрим для каждой группы.

При увеличении количества складов в системе распре­деления стоимость доставки товаров на склады возрастает, так как увеличивается количество поездок, а также сово­купная величина пробега транспорта. Характер зависимос­ти не прямолинейный, так как здесь имеются условно постоянная и условно переменная составляющие, в резуль­тате чего расходы по доставке растут медленнее, чем рас­стояние.

Другая часть транспортных расходов — стоимость дос­тавки товаров со складов потребителям, с увеличением ко­личества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта.

Суммарные транспортные расходы (функция f1, рис. 2) при увеличении количества складов в системе распределе­ния, как правило, убывают.

2. Зависимость затрат на содержание запасов от ко­личества складов в системе распределения (функция f2 рис. 2).

Рис 2. Зависимость затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения.

Увеличение количества складов в системе распределе­ния влечет за собой сокращение зоны обслуживания от­дельного склада, а, следовательно, и размера запаса на отдельном складе. Однако запас на отдельном складе сокра­щается не столь быстро, как зона обслуживания, в резуль­тате суммарный запас в распределительной системе возра­стает.[4]

Первая причина — необходимость содержания страхо­вого запаса. В модели с несколькими складами страховой запас, в общем случае, необходимо создавать на каждом складе. Сокращение складской сети влечет за собой концен­трацию страхового запаса и общее снижение потребности в нем. Ожидаемую экономию рассчитывают с помощью за­кона квадратного корня, согласно которому размер стра­хового запаса, а, следовательно, и сумма издержек по его содержанию, возрастает пропорционально корню квадрат­ному из числа складов1.

Другая причина возрастания суммарного запаса заклю­чается в том, что потребность складов в некоторых груп­пах товаров при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных норм, по которым товар получают сами склады. Это вынудит завозить данную группу на склады в количестве, превышающем потребность, что также повлечет за собой рост размера запаса. Можно привести и другие причины того, что при увеличении количества складов совокупный размер запаса в системе распределения увеличивается.

3. Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства от количества складов в системе распределения (функция f3, рис. 3).

При увеличении количества складов в системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного скла­да, снижаются. Однако совокупные затраты распределительной системы .на содержание всего складского хозяйства возрастают. Происходит это в связи с т.н. эффектом масштаба: при уменьшении площади склада, эксплуатаци­онные затраты, приходящиеся на один квадратный метр, увеличиваются. Например, в торговле при уменьшении пло­щади склада с 10,5 тыс. м2 до 1,5 тыс. м2, то есть в 7 раз, эксплуатационные затраты уменьшаются всего лишь в 5,25 раза. Замена одного склада семью (общая площадь остается той же — 10,5 тыс. м2), в этом случае, повлечет за собой увеличение эксплуатационных расходов в 1,4 раза.

Примерная зависимость величины удельных эксплуа­тационных расходов от размера склада (сфера торговли то­варами народного потребления) приведена в табл. 1.

Таблица 1. Примерная зависимость эксплуатационных затрат, в расчете на один квадратный метр площади склада, от размера складской площади

Складская площадь, м2

Эксплуатационные затраты, в расчете на 1 м2 склада, условных денежных единиц

1500

60

3000

53

5750

49

10500

45

13000

J9


4. Зависимость затрат, связанных с управлением рас­пределительной системой от количества входящих в нее складов (функция f4 рис. 3).

Характер данной зависимости представлен кривой f4. Здесь также действует эффект масштаба, в связи с чем при увеличении количества складов кривая расходов на си­стемы управления делается более пологой.

Обязательным условием возможности эффективного функционирования распределительной системы, имеющей несколько складов, является компьютеризация управления.

При отсутствии средств вычислительной техники кривая расходов на управление может принять совершенно иной вид, то есть увеличение количества складов повлечет за собой резкое увеличение затрат на систему управления складским хозяйством. Следует отметить, что развитие распределительных складских систем в середине настоя­щего века сдерживалось именно отсутствием средств авто­матизированной обработки информационных потоков.

5. Зависимость потерь продаж, вызванных сокращени­ем числа складов и соответствующим удалением снабжа­ющего склада от потребителя, от количества складов в системе распределения (функция f5, рис. 3).

При сокращении количества складов среднее расстоя­ние до обслуживаемых пунктов возрастает. Становится сложнее поддерживать сервис на прежнем уровне. Слож­нее поставлять грузы по системе "точно в срок", так как возросшие расходы на траспортировку увеличивают эконо­мически оптимальный размер отгружаемой партии.

Кроме того, потребителю сложнее самому приехать на склад и выбрать ассортимент. Могут возникнуть задержки в пути следования груза. Действуют и другие негативные фак­торы, снижающие заинтересованность потребителя в бо­лее дальнем поставщике. Недаром маркетологи, реклами­руя сбытовое предприятие, выделяют фразу: "Наш склад рядом с Вами".

Зависимость совокупных затрат на функционирова­ние системы распределения от количества входящих в нее складов (функция F) получают путем сложения всех, приведенных на рис. 4 графиков. Абсцисса минимума кри­вой совокупных затрат даст оптимальное значение коли­чества складов в системе распределения (в нашем слу­чае — 4 склада).

Допустим, что упомянутое предприятие-поставщик имеет на территории обслуживания шесть складов. Пе­реход к системе обслуживания с помощью четырех скла­дов сопровождается увеличением одних издержек и сокращением других.

Рис. 3. Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов.

В завершении следует отметить, что в последние годы в странах западной Европы наблюдается тенденция сокра­щения количества складов, особенно в розничной торговле. При этом, несмотря на рост транспортных расходов, в це­лом по системе распределения наблюдается экономия средств, особенно за счет сокращения страховых запасов.[5]

Практическое задание

Логическая цепь производства для организации ООО “Натуральный продукт” выглядит следующим образом:

Компания занимается изготовлением продуктов из мяса, как видно из логической цепи производства к материалам компания относит сырье для производства, сырье поставляется по договору с фермерскими хозяйствами, сырье поступает на первый цех, где идет сортировка мяса на три разновидности в соответствии с общей долей мяса в туше (высший, средний и низший). Низший сорт после первого цеха сразу попадает в цех 3, где идет упаковка продукта и продается (так называемый супной набор), не проходя дальнейшей переработки. Высший сорт и средние сорт поступают в цех 2, где для среднего сорт заканчивается фаза производства и перепродается на рынках в виде полуфабрикатов. Высший сорт подает в цех 3 (колбасный цех), где производится колбаса и идет упаковка продукта.

Контроль качества обязательное процедура в производстве компании ООО “Натуральные продукты”, где происходит непосредственный контроль за соблюдением правил обработки и производства продукции. При контроле большое внимание уделяется упаковке продукта, специальная техника тестирует каждый вид товара на соответствие качеству требуемый компанией.

После тестирования на качество, товар поступает в морозильную камеру (склад), морозильный камера (склад) представляет собой оборудование в размер спальной комнаты, специально оборудованной для поддержания низкой температуры.

Обычно товар находится в морозильных камерах 2-3 дня после чего реализуется через оптовиков 50% продукции и через сеть магазинов компании.

Основное производство приходится на цех 1 и 3 так в них идет начальное и конечное производство, цех 2 является промежуточным (спомогательный) звеном в производстве.

В первом цехе трудятся 15 человек, во втором цехе 7 человек, в третьем 17 человек. Остальной персонал в отделе качества 4 человека и 1 начальник производства, 1 финансовый менеджер, который ведет бухгалтерию, 3 человека уборщицы и 2 водителя.

Такая логическая система производства для компании ООО “Натуральные продукты” является оптимальным, так как компания относится среднему бизнесу, прибыль от своей деятельности составляет 500 тысяч в месяц, персонал компании 50 человек при средней заработной плате 6 тысяч рублей,

Список литературы

1.     Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2003 – 408 с.

2.     Бауэрсокс Д.Дж. Логистика  - М Олимп бизнес, 2001 – 256 с.

3.     Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. – М.: Дашков и К, 1999 – 126 с.

4.     Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин. – М Инфра – М, 2002 – 324 с.

5.     Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник.- М.: ТРАНСПОРТ, 1998. – 258 с.



[1] Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2003 – 108 с.


[2] Бауэрсокс Д.Дж. Логистика  - М Олимп бизнес, 2001 – 54 с.


[3] Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. – М.: Дашков и К, 1999 – 26 с.


[4] Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин. – М Инфра – М, 2002 – 124 с.


[5] Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник.- М.: ТРАНСПОРТ, 1998. – 58 с.