Контрольная работа по истории отечества, 1 курс

Логин: Florid

Тема 25. Построение тоталитарной системы в Советском Союзе.


План.

Введение ………………………………………………………………………...

1.НЭП: сущность, результаты………………………………………………….

2.Образование СССР……………………………………………………………

3.Сталинский план строительства социализма в СССР и его осуществление (индустриализация, коллективизация, культурная революция)……………..

Заключение……………………………………………………………………....

Библиография……………………………………………………………………














                   











Введение.

 

  Большевики к концу 20-ых годов окончательно утвердили свою власть в Росси. Им удалось вернуть страну к основным экономическим показателям довоенного времени. И перед новой властью неизбежно встал вопрос: а что же дальше? А дальше, вне зависимости от политических пристрастий большевистского режима, на первый план выдвигалась проблема модернизации страны, ещё более обострившаяся по сравнению с началом XX века. Апробированные восстановительным периодом нэповские экономические механизмы стали давать сбои. Требовалось либо подкорректировать их и приспособить к новым условиям (что предлагала сделать группа Н.И. Бухарина), либо выдвинуть принципиально новую программу, отвечающую требованиям модернизации.

  Воспользовавшись очередным кризисом нэпа, Сталин объявил о “великом переломе”, о “наступлении социализма по всему фронту”, об ускоренном превращении СССР в великую промышленную державу.

















-1-


  1.НЭП: сущность, результаты.

  На X съезде РКП (б) в марте 1921 года В.И.Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении “ командных высот” в руках большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКП (б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

  Главная политическая цель нэпа – снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции. Достижение этих целей привело к постепенному свёртыванию нэпа во второй половине 20-ых годов.

  НЭП позволил быстро двинуть вперёд экономику страны. Уже в 1926 году промышленность по объёму валовой продукции превысила довоенный уровень. Производство сельскохозяйственной продукции за пять лет выросло в два раза и превысило уровень 1913года. После неурожая и голода единоличное крестьянское хозяйство смогло быстро довести до довоенного уровня посевные площади, поголовье скота, производство основных продуктов. Рост зажиточности деревни проявлялся в расширении группы середняков, но особенно предпринимательской верхушки. Устойчивые деньги оздоровили товарооборот. Объём внутренней торговли к 1925 году достиг 98% от довоенного уровня.

  Однако в целом ситуация оставалась сложной. Советская Россия по -прежнему серьёзно отставала от наиболее развитых стран мира. Уровень производства в ведущих отраслях промышленности в расчёте на душу населения был в 5-10 раз ниже, чем в зарубежных странах.


  2. Образование СССР.

  В декабре 1922 года во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В.И.Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами Союза ССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

  В июле 1923 года вторая сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 года II съездом Совета СССР. Конституция законодательно закрепила образование Союза ССР. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавливались структура и объём полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становления Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами - двухпалатный ЦИК: Совет Совета и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету народных Комиссаров СССР. При СНК сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

  Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму. На верховные  общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения. Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 года, отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По – прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.

  На основе Конституции СССР 1924 года были внесены изменения в Конституции союзных республик.













  3. Сталинский план строительства социализма в СССР и его осуществление (индустриализация, коллективизация, культурная революция).

  1929 год в истории страны принято считать переломным. В 30-ые годы его даже называли годом великого перелома, связывая с этим названием решительный перелом в ходе индустриализации, коллективизации и успехи в культурном развитии страны.

  Экономико-финансовое состояние страны, её изолированное положение в мире в 1929 году остро ставили вопрос об источниках, темпах и методах индустриализации. Эти проблемы должен был разрешить первый пятилетний план на 1928/29-1932/33 годы. Было определено три главных направления: накопление в самой промышленности, перераспределение через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства и использование сбережений населения.

  В основу пятилетнего плана была положена идея оптимального сочетания тяжёлой и лёгкой индустрии, сельского хозяйства, повышения жизненного уровня и культуры народа. В плане нашли отражение и социальные задачи: намечалось промышленное строительство в национальных районах страны, что должно было способствовать их развитию. План был, как отмечают экономисты.

  Однако, общего ускорения экономического роста не произошло. Наоборот, происходило снижение темпов роста в промышленности. Первый пятилетний план по важнейшим показателям, вместо намечанных 103% фактический рост его произошёл на 60-70%.

  В составлении второго пятилетнего плана на 1933-1937 года был включён ряд нереальных, экономически не обоснованных заданий. Серьёзные срывы были и в незавершённой предвоенной пятилетке (1938- июнь 1941 годов). Но самоотверженный труд народа помог преодолеть огромные трудности в осуществлении индустриализации. В годы довоенных пятилеток были построены гиганты отечественной индустрии, такие как Сталинградский и Харьковский тракторные заводы. Были созданы новые базы индустрии в восточных районах страны: Урало - Кузбас и так далее.

  К началу войны СССР преодолел абсолютное отставание от главных государств Западной Европы по производству основных видов индустриальной продукции. К началу 40-ых годов по абсолютному объёму только в США производилось существенно больше промышленной продукции, чем в СССР. В результате, к концу второй пятилетки была решена важнейшая задача индустриализации - ликвидация экспортной зависимости от внешнего мира.

    В конце 1929 года в нарушении ранее принятых решений была провозглашена политика сплошной коллективизации сельского хозяйства.

  В 1926-1928 годах возникли трудности с государственной заготовкой зерна. Начались перебои с хлебом, подскочили цены. Положение ещё больше обострилось в 1928 году. В деревнях происходили дробление крестьянских и увеличение числа середняцких хозяйств. Дробление крестьянских хозяйств были следствием раскулачивания (1927г.). Эти хозяйства не могли производить большое количество товарного зерна. Низкий материально-технический и культурный уровень деревни вёл к снижению урожайности и товарности сельскохозяйственного производства.

  Сталин видел причину трудностей, возникших в период 1926-1928 годы, в сопротивлении внутренних врагов и предлагал применять административные меры борьбы и ускоренное создание колхозов и совхозов.

  С конца 1929 года был взят курс на форсирование социалистического переустройства села, конкретным выражением чего стала массовая коллективизация. Постановлением от 5 января 1930 года страна была разделена на три группы районов по темпам коллективизации. В результате принятых мер процент коллективизации рос. Но были свои недовольства среди крестьян, которые выражались в выступлениях и даже в вооружённых столкновениях. Одной из главных причин форсирования коллективизации было то, что создание коллективного сельского хозяйства стало рассматриваться как средство, позволяющее добиться в более короткие сроки решения задач конкретной политики: хлебной проблемы, получение валютных средств и импортного промышленного оборудования.

  В связи с осуществлением коллективизации в 1933 году были введены обязательные поставки колхозами продукции государству по низким ценам. В конечном итоге колхозы оказались огосударствленными. Лишь к 1935 году в колхозах стали заметны признаки роста, укрепилась материально-финансовая база колхозов, упорядочилась система оплаты труда, поднялся уровень его организации.

  К 1937 году коллективизация в целом завершилась. В стране насчитывалось 243 тысячи колхозов, объединивших 93% крестьянских хозяйств.

  Вместе с тем 30-ые годы вошли в историю нашей страны как период осуществления “культурной революции”, под которой подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом. Образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения.

  Главным успехом “культурной революции” стали преодоление неграмотности населения и осуществление всеобщего обязательного образования детей школьного возраста. К 1933 году завершился переход к обязательному четырёхклассному образованию, а к 1937 году обязательным стало семилетние обучение. По переписи 1939 года грамотность в СССР составила 87,4%. Было развёрнуто широкое школьное строительство. Только в течение 1933-1937 годов в СССР открылось более 20 тысяч новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-ых годов за школьными партами в республиках страны обучалось свыше 35 млн. учащихся.

  Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-ых годов Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

  Рост грамотности в стране вызвал большой спрос на литературу. Тираж книг в 1937 году достиг 677,8 млн. экземпляров; книги выходили на 110 языках народов Союза. Широкое развитие получили массовые библиотеки: к концу 30-ых годов их число превысило 90 тысяч. Вместе с тем уровень полученного образования принципиально отличался от дореволюционного. Оно было не только сокращено до минимально необходимого, но и крайне идеологизировано.

  Важнейшей чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счёт не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества; устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

  Широкое распространение получило физкультурное движение.

  Отмечая значительные успехи в культурной жизни общества, в то же время следует отметить, что в условиях формирующейся административно-командной системы, культа личности Сталина получили распространение авторитарности суждений и оценок, грубое вмешательство в творческую деятельность. Некоторые произведения годами не могли выйти в свет, оседали в столах авторов, в запасниках музеев. Немало культурных ценностей в эти годы было уничтожено, продано за границу. Многие учёные, деятели культуры вынуждены были уехать за границу. Таким образом, как видим, и развитие культуры в эти годы подвергалось тем же сложным и противоречивым процессам, которые затронули и другие стороны жизни страны того периода.
















Заключение.


  Сталинская модернизация объективно преследовала те же цели, что и модернизация начала XX века. Она также имела “догоняющий” характер, поэтому ей были присущи те же противоречия и возможные тупики. Но помимо этого она была отягощена рядом как объективных, так и субъективных обстоятельств.

  Для того чтобы ярче подчеркнуть негативные стороны и особенности этого трагического периода в истории нашей страны нужно использовать такой термин, как тоталитаризм. Этот термин раскрывает главное противоречие сталинской эпохи: создание сильного государства-сверхдержавы за счёт лишения большинства граждан элементарных экономических, политических, юридических прав, вплоть до права на жизнь, за счёт превращения их в придатки государственной машины. Тоталитаризм-это цена, которую заплатил народ за претворение в жизнь сталинских амбиций.

  В целом система, сложившиеся в 30-40 годы, была с одной стороны, системой мобилизационной, а с другой стороны - внутреннее противоречивой.
















 





Библиография.

[1] История Россия, XX век: Учеб. КН. для 9 кл. общеобразоват.    

      учреждений. - М.: Просвящение, 1995.-366 с.:карт.-ISBN 5-09-006866;

[2] Рос. Эк. Академия им. Е.В. Плеханова История России.-М.:1993.-480 с.;

[3] История России с древнейших времён до наших дней: И90 учеб. / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред

[]

[]

[]

[]

[]

[]

[]