Содержание
Введение. 3
1. Понятие политической культуры, её структурные элементы и функции. 4
2. Типология политической культуры. Характеристика её основных типов. 8
3. Политическая культура в России. 11
Заключение. 13
Список литературы.. 14
Введение
Категория политическая культура обобщенно характеризует политику как особую, самостоятельную сферу общественной деятельности с ее качественной стороны. Политическая культура синтезирует в себе политическое сознание, деятельность и поведение людей в сфере властных отношений и управления общественными делами. Ныне стал общепринятым тезис о цивилизованности общества. Так вот одним из главных критериев цивилизованности выступает уровень политической культуры в данном обществе, в конкретной стране.
Политическая культура часть человеческой культуры в целом. Поэтому ее изучение ограничено объяснением только тех культурных явлений, которые формируются и функционируют, прежде всего, в политических сообществах, как компоненты политической реальности.
Целью работы является изучение политической культуры
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать политической культуры;
2. Рассмотреть структурные элементы и функции политической культуры;
3. Изучить классификацию политической культуры и дать краткую характеристику основным её типам;
4. Обратить внимание на особенности развития политической культуры в России.
1. Понятие политической культуры, её структурные элементы и функции
Несмотря на широкое различие мнений в объяснении феномена политической культуры, с достаточной четкостью прослеживается два наиболее общих концептуальных подхода. Один из них заложен основоположниками изучения современной политической культуры американскими социологами Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Ими было введено понятие «политическая культура» и дано определение, считающееся в зарубежной литературе классическим. Оно таково: «Интернализация политической системы через познание, чувства и суждения ее членов». Политическая культура, разъясняет это определение польский политолог А. Боднер, есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной системы; субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение. «Индивидуальные ориентации соединяют в себе несколько элементов, а именно:
а) познавательную ориентацию — истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;
б) аффективную ориентацию — ощущения связи, вовлечения, противодействия и т. д. по отношению к политическим объектам;
в) оценочную ориентацию — суждение и мнение о политических объектах...». В соответствии с изложенным, по А. Боднеру, главным предметом исследования политической культуры остаются позиции индивидуумов и групп по отношению к политическим явлениям, что означает ориентацию на изучение субъективного контекста политики.
Как видно из изложенного политическая культура— явление всецело субъективное и по природе своей индивидуальное. Из ее состава исключены политические институты и организации, да и в целом вся совокупность объективированных элементов.[1]
Если сводить политическую культуру лишь к субъективности, к индивидуальным позициям и ориентациям, то это означает закрыть путь, по крайней мере, для понимания ее как воплощения накопленного народом той или иной страны опыта политического развития, а также вывести за рамки культуры саму политическую систему как объективированную реальность.
Другой подход в определении политической культуры сформулирован советскими авторами. В его основе — понимание политической культуры как субъективно объективного феномена, как способа духовно-практической деятельности и отношений в сфере политики.
Бесспорно, что политическая культура представляет собой один из главных качественных признаков политического субъекта. Это составляющая понятия политической субъективности. Но отнюдь не ограниченной только субъектом-индивидуумом, отдельной личностью. В политике задействованы социальные группы и общности Они также обретают определенные формы культуры и являются коллективным носителем.
В состав политической культуры включается вся совокупность как индивидуальных, так и коллективно-групповых ценностных ориентации и образцов поведения участников политической системы. Культура не сводима к индивидуальным свойствам. Не единичное, а массовое и типичное для данной группы или общности характеризует ее.
Понимание политической культуры как специфического качества социального субъекта связано с коренным ее признаком: она (культура) есть способ политической деятельности и поведения. Этим признаком охватываются все компоненты политической культуры: реализация политических знаний, ценностей, образцов поведения, опыт, зафиксированный в нормах (обычаях, законах), способности людей к политическому действию и т. п.
В процессе деятельности политическая культура субъекта выступает в форме исторически культурной творческой способности и в виде объективированных культурных ценностей, то есть признанных обществом и существующих как реальность. Обобщенно говоря, состояние политической культуры и ее структура характеризуются: а) комплексами явлений культурно-психологических, идейно-теоретических и поведенческих, реализуемых в политических действиях; б) объективированными результатами деятельности: ценностями, нормами, институтами, включая интегрированный прошлый опыт, на которые ориентированы политические субъекты, члены данного общества, страны.
На формирование политической культуры данного общества и строя оказывают влияние многие факторы. В их числе исторические предпосылки, уровень общей культуры страны, народа, ибо политическая культура - ее часть, она в любом случае аккумулирует в себе предшествующий опыт. Бесспорно, велико детерминирующее значение такого фактора, как социально-классовые интересы. Только не следует абсолютизировать их воздействие на культуру, что обычно делалось в марксистской литературе. Нелепо отрицать детерминацию политической культуры географическими факторами. Геополитика не последний элемент в стратегическом мышлении правящих кругов во многих странах мира. Наконец, Одним из существенных факторов формирования политической культуры общества является идеология.
Анализ категории политической культуры дает Возможность обозреть ее функции. При этом следует подчеркнуть известное несовпадение политической культуры общества и данной политической системы. В противном случае исчезает методологическая посылка разграничения функциональных и дисфункциональных элементов культуры по отношению к конкретной политической системе.
Будучи сущностным признаком политической системы и вместе с тем выступая предпосылкой, в определенной степени основой ее формирования, политическая культура выполняет прежде всего функцию интегратора всего политического опыта и механизма передачи его от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему
Поскольку политическая культура представляет собою реализацию политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта, то очевидна воспитательная функция. Понятно, что каждый, кто включается в систему культуры, формирует в себе или в нем формируют соответствующие знания, ориентации, способности адаптироваться к установленным образцам и другим реалиям цивилизованного политического бытия.
Коль скоро политическая культура есть способ существования политической системы, качественное состояние, то и все описанные функции синтезируются в реализации ее защитительной и адаптационной ролей. В самом деле, каждый из элементов политической культуры нацелен на обеспечение функционирования властных институтов и управления Системой в интересах господствующих социальных Групп или большинства населения.
Каждая из ценностей и норм служит цели интеграции группы или общества в целом на базе данной политической системы. Весь комплекс ценностей, норм и институтов Призван служить средством разрешения противоречий между общими и частными интересами и согласованию этих интересов. Политическая культура не только предохраняет данную систему от разрушения, она придает ей динамизм, насыщая систему механизмами адаптации к изменяющимся социально-экономическим и иным условиям существования.[2]
2. Типология политической культуры. Характеристика её основных типов
Обусловленность политической культуры социальной системой находит свое выражение в наличии разных типов культур.
В классическом труде Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» выделяются три основных типа политической культуры: приходская, подданическая и культура участия. Они характеризуются Отличительными существенными признаками. Приходская культура исключает наличие конкретных политических ролей. Здесь не конкретизируются политические ориентации. Прихожанин не обладает знаниями относительно политики, он ориентирован на так называемые первичные отношения в группах, Кругозор прихожан ограничен их узким миром непосредственного бытия. Подданическая культура базируется на массивном отношении субъектов к политической системе в целом. Индивиды ведут себя лишь как подданные по отношению к властным институтам, соответственно их позиция. Это позиция повиновения, зависимости, подчинения. Культура участия активистский тип; ее субъект — гражданин, перманентно участвующий в политике. Его позиция активна, выражает заинтересованность в поиске возможных путей и методов участия в выработке тех или иных решений. Он четко ориентирован на политическую систему в целом.
На этой базе идей Г. Алмонда и С. Вербы разработаны иные типологии культуры. В частности, польский социолог Е. Вятр предложил такую модель:
1. Традиционная политическая культура, присущая докапиталистическим обществам. Характеризуется признанием священного характера власти: действием традиционных норм («так было всегда»), регулирующих права подданного и права власти; признанием неизменности политической системы и ее основных норм.
2. Политическая культура сословной демократии
(также сформировалась в докапиталистическую эпоху): большинство народа полностью отстранено от участия в политической системе, а существующие институты и нормы гарантируют право политической деятельности лишь привилегированному меньшинству.
3. Демократическая и автократическая (в ее двух разновидностях — авторитарной и тоталитарной) культуры, характерные для эпохи капитализма.
4. Политическая культура социалистической демократии, утверждающаяся в условиях перехода к социализму.
Другой польский ученый — А. Боднер сводит все разновидности культур к двум типам (с точки зрения отношения к прогрессу): замкнутый, нацеленный на восстановление по образцу, установленному традициями; открытый, ориентированный на изменения, легко усваивающий новые ценности.
Названные и другие авторы признают также реальность смешанных типов политических культур. И это, пожалуй, в наибольшей степени отражает противоречивую картину политического бытия. В особенности современной переходной эпохи — от капитализма к посткапитализму. Так, процесс становления политической культуры социалистической демократии ныне представляет лишь тенденцию, которой противостоят авторитарный и тоталитарный образы политической жизни. Да многие идеологи и теоретики вообще отвергают целесообразность выделения такого типа политической культуры, не улавливая ее специфики в доминировании коллективистских норм политического поведения и деятельности людей.
Охарактеризованные типы политической культуры носят наиболее общий характер. Они в основном производны от типов политических систем. На базе политического бытия конкретных социальных групп и обслуживающих их интересы институтов могут складываться в рамках общего типа специфические модели политической культуры. Таковы, например, партийно-политическая, государственно-бюрократическая, националистическая, консервативная, радикалистская, религиозная модели.
В последнее время в отечественной литературе обсуждался вопрос о гражданской культуре, что в общем-то в русле проблематики политической культуры, разрабатываемой зарубежными политологами.
В книге «Введение в политологию» (американских авторов Майкла Д. Роскина и других) гражданской культуре посвящен отдельный параграф в главе о политической культуре. Это соответствует тому пониманию данного явления, которое было развито Г. Алмондом и С. Вербой. Гражданская культура, согласно их концепции, — смешанная политическая культура. Она не сводится к какому-то одному типу политической культуры как ориентации, имеющихся у людей относительно политического процесса, а включает в себя нечто большее: совокупность противоречивых позиций и ориентации, свойственных приходской, подданической и активистской моделям культуры.[3]
3. Политическая культура в России
В нашей стране проблема политической культуры актуализировалась в Условиях становления гражданского общества. Один из инициаторов ее разработки профессор Н.М. Кейзеров считает «ключевым» в политологии категорию гражданской культуры, без исследования которой не могут быть решены многие другие центральные политологические проблемы - причем трактовка гражданской культуры проф. Кейзеровым несколько иная, чем у американских авторов. Здесь более четко обозначено неполное совпадение Данного понятия с категорией «политическая культура» за счет включенности в гражданскую культуру не одних только представлений ориентации и установок, связанных с политическим поведением.
Думается, что проф. Й.М.Кейзеров прав, увязывая гражданскую культуру с гражданским обществом. Не вызывает сомнения и то, что стержнем этого вида культуры являются права человека, признанные международным сообществом и составляющие основную ценность гражданского общества. В таком понимании политическая культура современного общества, независимо от его типа, базируется на гражданской культуре и институционально оформляет ее. Ценности гражданской жизни: свобода человеческой личности как таковой, а не только как гражданина государства или члена какой-либо политической организации, уважение достоинства человека.
Острота проблем национальной культуры вообще, и политической культуры в частности, возрастает на фоне новой встречи цивилизаций Востока и Запада и необходимости для России заново определить свое место в этом диалоге цивилизаций.
Для авторитарно-патриархальной политической культуры ключевой метафорой является "семья". Общество в целом рассматривается как большая семья во главе с "Отцом". Семантически значимые дифференциации такого общества являлись воспроизводством патриархального архетипа: властителем был "царь-батюшка", его подданные назывались "отроками" (детьми), социально не защищенные, нуждающиеся в общественном призрении, - "сиротами", а отколовшиеся изгои общества -"гулящими людьми", т.е. отщепенцами "большой семьи". Достаточно сопоставить этот образ с тоталитарным образом общества как единой фабрики, и отдельных его членов, как "колесиков и винтиков", чтобы понять всю глубину культурологического различия между авторитарно-патриархальной и тоталитарной культурой. Ключевой метафорой здесь является "механизм", а идеалом ее специфической "рациональности" является человеческое действие, уподобленное автомату. Традиционный авторитарный правитель чувствовал себя помещенным в органику родства с его непреложными этическими нормами и заповедями. Как писал об этом И.Е.Забелин, "от родного корня пошла наша внутренняя нравственная жизнь, от этого корня произошли все ее формы, не исключая даже и государственную. Вот почему в нашем рабстве, в его существе, постоянно скрывалось какое-то родственное благодушие, смягчавшее даже и силу крепостных отношений, так, что раб и холоп становились у нас детьми, чадами дома..."
Отличие царского режима до
Заключение
Таким образом, политическая культура принадлежит наряду с политической психологией и этикой к важнейшим сторонам гуманитарного измерения политики. Ее можно определить как внеинституциональную систему, охватывающую политические традиции, политические ценности и установки практического политического поведения.[5] Понятие политической культуры активно используется в тех случаях, когда нужно объяснить, почему одни и те же политические институты по-иному работают в разных странах, почему те или иные политические новации и заимствования в одном месте прививаются легче, в другом - труднее. Человек не является автоматически действующим механизмом, он всегда - активный интерпретатор осваиваемых или навязываемых ему ролей. Источником таких интерпретаций и является культура. Политическая культура наряду с вышеперечисленными функциями, как и культура в целом, выполняет следующие функции:
когнитивную (политические знания);
эмоциональную (политические чувства);
оценочную (политические ценности и идеалы как основа политических оценок).
Характер политической культуры влияет на протекание политического процесса в той или иной стране, повышая или, напротив, снижая вероятность согласования различных групповых интересов, политической предсказуемости, стабильности.
Список литературы
1. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону 1997.-
2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.; 1996.-
3. Краткий словарь. Основы политологии. М.; 1993.-
4. Панарин А.С. Политология. Учебник изд. «Проспект» М.; 1998.-
5. Панарин А.С. Философия политики. М.; 1996.-
[1] Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону 1997.- стр.412
[2] Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону 1997.- ст.415
[3] Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону 1997.- ст.408
[4] Панарин А.С. Политология. Учебник изд. «Проспект» М.; 1998.- ст. 224
[5] Краткий словарь. Основы политологии. М.; 1993.-