Содержание



Содержание. 2

Вопросы к разделу 1. 3

1. Основные функции культуры в обществе. 3

2. Содержание понятия «субкультура». 5

3. Что входит в понятие культурного уровня?. 6

Вопросы к разделу 2. 7

1. В чем основные достижения культуры Древнего Египта?. 7

2. Содержание понятия «инквизиция». 10

3. Что входит в понятие «американская мечта»? Ее воплощение в кино и на эстраде. 11

Вопросы к разделу 3. 12

1. Соотношение языческого  и православного в русской культуре. 12

2. В чем отличие иконы о портрета?. 13

3. Наиболее яркие представители «Серебряного века» отечественной культуры   14

Список использованной литературы.. 16

Вопросы к разделу 1

1. Основные функции культуры в обществе

 

 Социальное влияние культура приобретает прежде всего в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т.д. Сам ход реформ, целью которой является достижение качественно обновленного общества, требует обращения к колоссальному культурному потенциалу, накопленному человечеством за время его существования. Освоение духовных сокровищ народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам обращение с культурным богатством предшествующих поколений позволяет постичь смысл забытых уроков истории, дает возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых невозможен ни социальный прогресс, ни само совершенствование личности.

Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции, в ядерный, а затем и постъядерный век.

С предельной остротой эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой — умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание истории мировой культуры.

Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в прошлом и настоящем. Глубина социального запроса на взаимопроникновение исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое — настоящему» легко трансформируется сегодня в •иную — «настоящее — прошлому». Именно вращаясь в этой ценностной двуединости, современный человек отыскивает свои «горизонты

памяти», свою тропу из суеты в суть. Известно, что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критический момент историко-культурного развития, когда не отдельные страны, а человечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны и экологической катастрофы. В этих условиях происходит рост общесоциальной потребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт в настоящее и будущее.

«Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах…»[1]. Исследователями справедливо отмечается, что «…все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением»[2]. Количество этих функций, – что также подчеркивается учеными, – в силу сложности и значимости самого феномена культуры, весьма велико; при этом отметим, что разные исследователи, – в силу тех или иных собственных представлений о природе культуры и специфике ее функционирования, – приводят в своих работах различный набор таких функций и выстраивают различную их иерархию.

Но, коль скоро нами были сформулированы наиболее общие специфические особенности феномена культуры, рассмотрение функций, которые выполняет культура в отношении к человеческому сообществу, целесообразно рассматривать именно в рамках выстроенной модели.

С этой точки зрения генеральной функцией культуры оказывается функция видового производства и воспроизводства человека. Непосредственной ее производной – генеральной функцией первого порядка – является функция гомеостатического регулирования, включающая в себя, в свою очередь, функции адаптации к внешним условиям и внутренним изменениям системы, и функция ее самоидентификации как феномена (сохранения особенностей системы при всех возможных ее изменениях). Это, в свою очередь, позволяет выделить и назвать такие часто упоминаемые различными исследователями конкретные функции культуры, как эвристическая, социализирующая, коммуникативная, социально-интегративная и регулятивно-нормативная. Естественно, должно быть понятно, что в реальности мы каждый раз встречаемся не с «изолированным» проявлением каждой такой функции, а с совокупностью их взаимодействий.

Ряд других называемых исследователями функций культуры являются частными ее функциями второго порядка (к ним, в частности, отнести такие функции культуры, как «идеологическая», ценностно-ориентационная[3] и рекреационная).



2. Содержание понятия «субкультура»

Понятие "субкультура" в первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, аттитьюдов и жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятие субкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды, рокеры, скинхэды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованным по принципу этнической, гендерной и сексуальной принадлежности. Данное понятие концептуализировалось в основном в рамках социологии девиантного поведения (где оно использовалось, в частности, для обозначения культуры "делинквентов", преступников или наркоманов). В ранних объяснениях поведения делинквентов из среды рабочего класса, например, акцентировалась чрезмерная привеженность рабочей молодежи ценностям старшего поколения рабочих (такие, как крутизна и маскулинность, хитрость, а не легковерие, предрасположенность к риску) - как идущая в разрез с господствующими нормами культуры среднего класса (Миллер 1958).

Понятие "субкультуры" имеет большое значение в силу того, что фиксирует факт наличия различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с "контркультурой", понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие "контркультура" чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур.


3. Что входит в понятие культурного уровня?

Культура - единство и гармония духовного и материального, но за это единство и за эту гармонию несет ответственность все же дух человека, в чем и проявляется его решающая роль в культуре. определяющая роль духовного начала культуры заключается а в том, что именно творческая работа человеческого духа определяет истинную меру единства и гармонии духовной и материальной форм культуры.

Понятие "культурный уровень" когда основой является философский анализ, структура культуры рассматривается просто как объект познания, безотносительно к национальным или классовым особенностям, к возрастным или профессиональным характеристикам.

Если сама культура - это качество человеческого существования, то ее уровень может быть выражен количественно и включать в себя комплекс показателей: характер и организацию производства, формы собственности, характер власти, социальную структуру.

Культурный уровень - показатель культурности или степень освоения отдельным человеком, коллективом или обществом определенных видов деятельности или поведения, культурных ценностей предшествующих поколений.

Культурный уровень жизни - исходная действующая сила социального развития.

Опыт показывает, что обеспечение роста культурного уровня жизни – объективная необходимость, условие и составная часть развития и модернизации общества в условиях реформирования. Это обусловливается все большей ориентацией развития экономики на решение социально-культурных задач и достижение крупных целей общественного развития, одной из которых и является обеспечение более высокого уровня жизни, требованиями научно-технической революции, изменением характера развития экономики, опирающейся в растущей мере на интенсивные факторы, в том числе на рост культурного уровня жизни, возрастанием в жизни человечества глобальных общечеловеческих проблем и ценностей. Проблемы повышения культурного уровня как меры развития и реализации сущностных человеческих сил в условиях обновления общества выходят в число объективно неизбежных и приоритетных, как, например, и конфликтология. Ибо выход из кризиса, переходный период будут длительными, во многом они будут зависеть от того, как будут решаться проблемы роста культурного уровня жизни. К сожалению, в процессе реформирования России эти проблемы остаются в тени, за редким исключением не находя отражения в программах, предлагаемых учеными, партиями, общественными движениями, реализуемых Правительством и разными эшелонами власти. В экономических программах, программах социальной защиты, политических программах, как правило, отсутствует компонент реформирования общества, каким являются программы повышения и качественного преобразования культурного уровня жизни. Ключевой причиной такого положения дел является то, что проблемы культурного уровня жизни остаются малоисследованными и отсутствует система научно обоснованных рекомендаций, что и отражается в практической деятельности людей, органов власти в центре и на местах. В научных учреждениях России нет подразделений, занимающихся культурным уровнем жизни. Проблемы культурного уровня жизни как в теоретическом и прикладном аспектах разработаны слабо. Между тем такие исследования как в научном, так и в практическом отношении могут привести к прогрессу практики. Нет таких исследований применительно к условиям кризиса, формирования рыночных отношений, демократизации общества. Не исключение и социология.

В современных условиях одним из направлений теоретических и прикладных социологических исследований становится формирование социологии культурного уровня жизни как отраслевой социологической теории, находящейся в причинно-следственных связях и опосредованных по вертикали и горизонтали со всеми компонентами социологического знания. Предметом исследования культурного уровня жизни были до сих пор отдельные компоненты: степень развития и реализации способностей, интересов, ценностных ориентации, других социокультурных свойств и качеств, а также культурный уровень жизни в отдельных сферах жизнедеятельности социальных субъектов (труда, быта, досуга и т. п.). Нет и общей программы повышения культурного уровня жизни в современных условиях. Вместе с тем, имеется некоторый опыт таких исследований. Он накоплен при нашем активном участии на протяжении более чем 40-летней научной деятельности координационной работы, внедрения результатов исследований в практику Разработана методика исследования, проведен мониторинг развития новых форм жизни в 90-е годы, дана характеристика социокультурной динамики и дифференциации взрослого населения применительно к условиям Москвы


Вопросы к разделу 2

1. В чем основные достижения культуры Древнего Египта?

Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия и мифология. Теократический характер власти фараона в Древнем Египте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. Научная мысль: величина, математика, астрономия и зачатки научного мировоззрения.  Центры духовной жизни. Эстетические представления древних египтян. Гуманизм древнеегипетской культуры. Наследие Древнего Египта.

Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их смысл и значение. Они представляют собой свидетельство особого мироощущения древних египтян, помогавшего им решать свои социальные проблемы. Это своеобразное воплощение образа мыслей и действий, столь странного и в то же время столь близкого нам.

Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, сводящем целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются и в двойственном характере царской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни, Верхнего и Нижнего Египта. Это мышление подчиняется двум принципам магического мироощущения. ибо исходит из того, что между предметом и его определением имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явления — отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, — а речь упорядочивает их. Вместе с тем слова богов (иероглифическая система письма, составленная из картинок, срисованных с натуры, возникшая одновременно с графическим искусством Древнего Египта) представляли собой отражение реальности. Изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным. Почти маниакальная страсть заключать реальность в рамки устойчивых вербальных и графических символов, дабы закрепить ее с помощью одной из высших форм волшебства — вот основная черта древнеегипетской культуры времен фараонов, объясняющая природу ее удивительных памятников и надписей.

Именно в рамках этого мироощущения функционирует своеобразная картина мироздания: бесконечная водная пучина окружает твердь мироздания; на Земле эти воды принимают форму морей, они наполняют небесный свод, по которому прокладывают свой путь звезды, они питают русло подземной реки (по ночам солнце плавает по ней с запада на восток) и каждый год заново омывают землю, разливаясь по ней паводком Нила.

Весьма значительные успехи гения древних египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Например, они использовали знание химических характеристик натрона для мумификации человеческого тела — практического выражения представления о продолжении жизни после смерти. Современный анализ компонентов натрона показал, что в его состав входят карбонат натрия, бикарбонат натрия, хлористый натрий и сульфат натрия. Древний египтянин осознавал химические функции этих веществ — в процессе мумификации он помещал тело в натрон на 70 дней. Он вынимал мозг через ноздри. Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной системы счисления. Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская административная организация требовала знания арифметики и геометрии. Представляет интерес тот факт, что символические обозначения дробей 1/2, 1/3, 1/4 и т.п. происходят из мифа о Горе и Сете.

На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В «Московском математическом папирусе» имеются решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды и полушария. Объем цилиндра исчисляли, умножая площадь его основания на высоту. Эта операция, связанная с цилиндрической формой меры для зерна, использовалась для учета зерна в государственных хранилищах. Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры — умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

Древнеегипетская культура обусловила специфическую форму существования науки, которая является особым видом ориентировочной деятельности человека для установления места его и человечества во вселенной. Эта специфика связана с тем, что интеллектуальная элита жрецов облекала специализированное знание в одежды мистики и религии, чтобы сохранить свое господство.

Прежде всего, жрецы весьма эффективно использовали накопленные в течение весьма длительного времени систематические наблюдения небесных явлений. Так, в процессе астрономических наблюдений жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца. Способность предвидеть затмения Солнца с весьма большой точностью использовалась ими для управления обществом. Люди верили, что жрецы в предсказанные дни и часы способны погасить и снова зажечь солнце. Аналогично, предсказанные наступления дождей, разливов Нила и других явлений природы толковались как свидетельство могущества жрецов, их власти над солнцем, луной, звездами и другими элементами природы, возникающей из контакта с соответствующими богами. Посвященные же знали, что источником власти в действительности являются систематически проводимые наблюдения и тщательно оберегаемые записи на эзотерическом языке. Помимо астрономического знания жрецы накапливали также знания в области математики, химии, фармакологии, медицины, психологии и др. Они использовали гипноз, ясновидение и др., чтобы вызвать страх, возбудить надежду и принудить общество к подчинению. Жрецы применяли специализированные знания для усиления своей власти, убеждали людей, что они являются посредниками между людьми и богами, что подношением даров богам при помощи жрецов можно получить благосклонность богов.

Вместе с тем следует отметить тот важный момент, что различные отрасли специализированного знания, те же медицинские знания, основываются на рациональных принципах и эмпирических критериях. Уже в эпоху Древнего царства можно зафиксировать значительное стремление к рациональному познанию, что привело к возникновению

того, что на современном языке можно назвать философией наблюдения и научной медициной. Чтобы понять эту философию и эту медицину, необходимо рассматривать их на фоне теологии, которая занималась не только религиозной символикой и ритуалом, но также самой природой божества и которая возникла из наблюдения смерти человека. К этому нужно добавить и то, что в Древнем Египте возникло и такое течение мысли, которое акад. В.В. Струве назвал антропоцентризмом. В «Поучении гераклеопольского фараона» (Ахтоя III, XXII— XXI вв. до н.э.) говорится, что весь мир, включая растения и животных, создан богом ради людей.



2. Содержание понятия «инквизиция»


Понятие инквизиция включает в себя систему противоеретического расследования, изощренного (а зачастую извращенного) дознания, суда и театрализованной расправы.

Поначалу борьба с еретиками шла несколько примитивно. Их в основном "жгли глаголом", в крайнем случае сходились в открытом бою, как, например, с альбигойцами (французскими последователями манихейской ереси. - "НГР"). Но вот в середине ХIII века Папа Иннокентий IV разрешил в процессе дознания применять к еретикам пытки. Тут-то инквизиция и приобретает хорошо знакомые нам черты классически организованного аппарата индивидуального и массового насилия. С этого времени и до конца XVI века количество еретиков возрастает лавинообразно. Равно как и усердие инквизиторов.

Задачей инквизиции было найти и истребить носителей ереси - активных, пассивных и потенциальных. Остальных воспитать ужасом. Обвиняемый, отказавшийся дать под пыткой нужные показания, считался изобличенным, но еще более опасным еретиком. Его ждали отлучение от Церкви и костер. Чтобы спастись, подсудимый должен был признать себя виновным в предъявленном ему обвинении, затем выдать подлинных или воображаемых сообщников, и только тогда ему разрешали отречься от ереси и примириться с Церковью. Но и раскаяние не спасало от костра, если у суда был повод заподозрить раскаявшегося в неискренности.

Любопытна эволюция взглядов Блаженного Августина. Вначале он сам был еретиком - манихеем. Затем перешел на ортодоксальные позиции Церкви и повел полемическую борьбу с еретиками. Именно он стал приверженцем мер ограниченной строгости, то есть рекомендовал репрессии, исключавшие, однако, пытки и казни. Затем признал, что без пыток и казней не обойтись.

Органы инквизиции, так называемые священные трибуналы Католической Церкви, просуществовали с ХIII по ХIХ век. В ХIХ веке светская власть окончательно указала Католической Церкви ее место. Картина деятельности инквизиции в полной мере не будет восстановлена никогда, потому что огромное количество ее архивов пропало или было уничтожено еще в начале ХIХ века[4].


3. Что входит в понятие «американская мечта»? Ее воплощение в кино и на эстраде


«Американская мечта» — это американская версия идеи, глубоко уходящая своими корнями в историю культуры, мифологии и цивилизации. В популярный обиход выражение «американская мечта» ввел американский историк Джеймс Труслоу Адамс в 1931 г., стремясь в период Великой депрессии ободрить своих соотечественников, напомнить им о предназначении Америки и ее достижениях. Но идея, стоящая за столь удачно найденным термином, имеет более давнюю историю. Собственно, идея эта возникла на основе коллективного договора, подписанного пассажирами, плывшими в Америку из Европы на борту «Мэйфлауэра».

«Американская мечта — идеал свободы или возможностей, который был сформулирован «отцами-основателями»; духовная мощь нации. Если американская система — это скелет американской политики, то американская мечта — ее душа».

Понятие «американская мечта» имеет свои особенности, которые сводятся прежде всего к тому, что это — вполне «земная» (в отличие от множества утопических идей подобного рода) мечта, причем не только о материальном изобилии (хотя этот побудительный мотив играет важную роль), но и о национальном идеале, где каждая этническая группа может свободно жить, думать и действовать, насколько позволяют им их способности и желания.

Укорененность «американской мечты» в общественном сознании настолько велика, что почти всем президентам при вступлении на пост или принятии ответственных решений приходится обещать своим избирателям, что их политика будет приближать реализацию этой мечты. Выдающийся борец за гражданские права негритянского народа Мартин Лютер Кинг в знаменитой речи «Есть у меня мечта…» говорил: «Несмотря на все лишения и трудности, у меня все еще есть мечта, и корни ее уходят глубоко в американскую Мечту»[5].

Каждый, кто пишет об «американской мечте», сталкивается с трудностями, связанными с неопределенностью, размытостью самого термина. Некоторые авторы, ссылаясь на туманность его значения, вообще отказываются давать какие-либо определения этому понятию. «Американская мечта, — пишет, например, историк Ф. Карпентер, — никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена. Она одновременно и слишком разнообразна, и слишком смутна: разные люди вкладывают разный смысл в это понятие».

Некоторые исследователи связывают «американскую мечту» с традиционной этикой преуспевания. Особое  отражение «американская мечта» получила в кино и на эстраде Другие видят в мечте своеобразный тип утопизма, веру в лучшее будущее Америки. Для иных «американская мечта» представляет собой нечто похожее на «американский образ жизни». Во всяком случае, кажется, никто из писавших в США об «американской мечте», не отрицает того факта, что эта мечта — по сути то, во что американцы прочно и глубоко верят, о чем много и с давних пор размышляют, пишут и спорят. Можно, вероятно, сказать, что для Соединенных Штатов «американская мечта» — это некий национальный символ, национальный идеал, к которому постоянно приковано внимание общественного сознания. Как показывает история, во многом мечта и создала Америку, именно она как магнит притягивала и продолжает притягивать сюда людей из всех уголков земного шара.


Вопросы к разделу 3

1. Соотношение языческого  и православного в русской культуре


В широком смысле православная и языческая культура русского народа - суть русская народная культура, в своих основах единая с культурой всех славянских народов. Это русские исторические традиции, быт, язык, устное народное творчество (легенды, былины, песни, сказки, сказы и так далее), древние памятники письменности со всеми заключенными в них знаниями, славянское любомудрие (философия), древнее и современное народное искусство, совокупность всех древних и современных вероучений.

То же можно сказать и о культуре любого иного народа, ибо православная и языческая культура - основа культуры как таковой, исток любой области знаний, всех вероучений, в том числе и учений, отвергающих существование духовного мира.

Идейным основанием народной культуры является представление об общности духа людей, говорящих на одном языке, понимание единства целей народа (его самосохранение, сбережение и приумножение духовных и материальных богатств и так далее). Вне зависимости от мировоззрения, веры или безверия с этими целями согласны все, кто причисляет себя к данному народу и связывает с ним свою судьбу.

В узком смысле православная и языческая культура - суть народная религиозная культура. Общей идейной основой сей культуры является вера в бытие духовного мира и разумного начала в окружающей природе. Сия вера подкрепляется как духовной практикой, так и ведическим богословием.

Идейной основной русской ведической религиозной культуры является русский ведизм, или праведизм, праведная вера, предшествовавшая ведизму Индии и Ирана. Это древнее монотеистическое вероучение, - то есть вера в бытие Всевышнего, духовные знания, дошедшие до нас в виде народных православных традиций (православием вера русских людей именовалась и до крещения Руси), а также в виде устных преданий и в священных текстах.

В отличие от православной культуры единой идейной основы у язычества (в том числе русского) быть не может. Чаще всего под язычеством понимают веру в бытие многих богов и отрицание бытия Всевышнего (политеизм).

Язычеством называют также пантеизм, то есть почитание и одухотворение Природы при отрицании Бога Рода В древности под язычеством понимали также веру в иноплеменных богов, либо почитание полубогов, отрицание религии как таковой (атеизм). В христианскую эпоху язычеством называли любое нехристианское вероучение.

Толкование язычества как веры народной (от «языки» - народы) ныне широко бытует, что приводит ко многим недоразумениям. Ибо тогда получается что, например, христианство - вера не народная, а это не так. К тому же одним сим именем называют все от атеизма до ведизма. Потому мы отказываемся от такого толкования «язычества» и русский ведизм, древнюю монотеистическую веру, противопоставляем язычеству (политеизму, пантеизму, атеизму).

Это не значит, что все русское язычество, понимаемое как совокупность народных нехристианских верований и суеверий, не представляет духовной ценности. В русском язычестве можно найти немало драгоценных осколков древней русской ведической веры - собранные вместе, они представляют русскую ведическую веру во всей полноте. Потому, следуя обычному словоупотреблению, здесь иногда также будет русская ведическая традиция именоваться язычеством (исходя из того, что она включает в себя и ведическую веру)[6].

2. В чем отличие иконы о портрета?

Иконопись – больше, чем просто ремесло или даже вдохновение. Чтобы написать икону, нужен молитвенный настрой и христианский образ жизни, поэтому ученики иконописной школы большую часть времени проводят при храме, изучают духовную науку.

По сути своей, иконопись прежде всего искусство воссоздания образа Божьего в красках, но тем большую ответственность несет иконописец, следуя канонам.

Бытует мнение, что человек, посвятивший себя иконописи, должен полностью отречься от всего мирского. Это не совсем так, хотя, конечно, писать лики святых и при этом не соблюдать заповеди Христовы просто невозможно.

В среднем, над одной иконой иконописец работает несколько месяцев. Впрочем, иногда одну большую икону, которая располагается на Царских Вратах при входе в алтарь, пишут сразу несколько человек. Это называется соборным творчеством.

Результаты соборных и индивидуальных работ, как говорится, налицо. Но делается все это не ради признания и похвал, а по зову сердца. Имена канонических иконописцев, как правило, остаются неизвестными, хотя художники- иконописцы в своей среде без труда узнают по стилю, кто какую икону написал.

В чем отличие иконописи от религиозной живописи?

Отличие иконы от обычных портретов в том, что на иконе изображается человек, преображенный Божьей благодатью, перерожденный, “гражданин неба”. Это - человек в идеале (на примере конкретных исторических личностей). А религиозная живопись небесную реальность низводит в земную.

Русский философ Сергей Булгаков, будучи в Берлине, испытал потрясение перед “Сикстинской Мадонной” Рафаэля, стал благодаря этому шедевру верующим человеком. А лет через десять- двенадцать, когда уже оценил духовное преимущество канонической иконописи, сказал об этой картине так: “Я вижу земную женщину, шествующую по небесам с земным младенцем”.

Православные иконы больше способствуют вознесению мысли к небу, настраивают на молитву.


3. Наиболее яркие представители «Серебряного века» отечественной культуры


Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком» - веком Пушкина и Тургенева. Поэты «серебряного века»: Бальмонт, Волошин, Брюсов, Северянин, Анненский, Хлебников, Гумилев – создавали новую концепцию мира и человека в этом мире. Их постоянно преследовала мысль, что не все создаваемое человеком осознается и что есть области, недоступные аналитическому проникновению разума.

Критерием познания символисты считали внутренний, духовный опыт. Большое значение приобретало субъективное начало. Ценным и реальным становилось то, что мимолетно, неуловимо, загадочно. «Мне мило отвлеченное: им жизнь я создаю – я все уединенное, неявное люблю», - писала Зинаида Гиппиус. Символистам был присущ культ формы, стремление к демонстрации глубоких познаний в различных областях – от историко-географических до философических и лингвистических. В стихотворении «Шорох» Валерий Брюсов демонстративно подчеркивал форму, игнорируя содержание: «Шорох в глуши камыша, шелест – шуршанье вершин, шум в свежей чаще лощин, шепот души заглуша».

Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от многозначности и текучести образов, уход от усложненной метафоричности к точному значению слова. Гумилев объединил вокруг себя двадцать шесть поэтов и встал во главе течения акмеизм, что означает «мужественный, твердый и ясный взгляд на жизнь – цветущую пору». Николай Гумилев интересен умением преодолевать преграды, доказывать себе и другим, что человек может достигнуть цели: «Быстрокрылых ведут капитаны – открыватели новых земель, для кого не страшны ураганы, кто изведал мальсремы и мель».

Ранняя Анна Ахматова отдала дань этому течению в поэзии: «Радостно и ясно – завтра будет утро; эта жизнь прекрасна, сердце, будь же мудро».

Одним из ведущих участников движения футуристов был Хлебников – поэт-экспериментатор, «Колумб новых поэтических материков», по определению Маяковского.


Список использованной литературы


1.     Гуревич П.С. Культурология. Уч. пособие. - М.: Логос, 2003.

2.     Введение в культурологию. Уч. пособие для вузов (отв. ред. Е.В. Попов). - М.: Дело, 1996.

3.     Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: БЭК, 2000.

4.     Культурология. Теория и история культуры. Уч. пособие ( под ред. В.И. Добрыниной). - М.: Инфра-М, 1996.

5.     Культурология. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений (под ред. Г.В. Драча) – М.: Логос, 2001.

6.     Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М.: Миас, 1994.

7.     Немировская Л.З. Культурология. Уч. пособие. - М.: Дрофа, 1999.




[1] Гуревич П.С. Культурология. Уч. пособие. - М.: Логос, 2003.  – с. 12.

[2] Введение в культурологию. Уч. пособие для вузов (отв. ред. Е.В. Попов). - М.: Дело, 1996. – с 34.


[3] Отнесение двух этих функций к «частным производным» отнюдь не означает их значимости для человека; дело, однако, в том, что они, с одной стороны, действительно являются частными производными совокупного действия ряда вышеназванных более общих функций, а с другой – реализуются на более низких, чем общесистемные, иерархических уровнях культуры.

[4] Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М.: Миас, 1994.  – с 56

[5] Культурология. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений (под ред. Г.В. Драча) – М.: Логос, 2001. – с 98.

[6] Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: БЭК, 2000 – с 71.