Доработка к пункту 2.3
Для любых некоммерческих организаций действует особый режим налогообложения: при определении базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание самих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других лиц и (что существенно) использованные получателями по назначению. К таким целевым поступлениям, в частности, относятся вступительные взносы, имущество, переходящее некоммерческой организации по завещанию, а также деньги и имущество, полученные на осуществление благотворительной деятельности. (Ст. 251-2 НК)
Однако прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческой организации, если такая деятельность ведется, подлежит налогообложению в обычном порядке.
НДС. Вторая льгота, действующая для некоммерческих организаций - освобождение от НДС. А именно, не подлежит обложению НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с ЗБД. Эта льгота относится не только к благотворительным некоммерческим организациям, но и к любым другим. (Здесь следует пояснить, что в общем случае безвозмездная передача, не попадающая в разряд благотворительных, облагается НДС, как если бы данный товар (услуга) был продан за деньги по рыночной цене.) Однако надо иметь в виду, что в случае освобождения от НДС не принимается к вычету и НДС, уплаченный за данный товар поставщикам. Поэтому льгота актуальна в основном для случая безвозмездного оказания услуг (когда нет входящего НДС). (Ст. 149-3-12 НК)
НДФЛ - социальный вычет. Наконец, третья льгота, предусмотренная НК в отношении некоммерческой деятельности - по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Расходы физических лиц на благотворительные цели признаются социальным налоговым вычетом, то есть уменьшают налоговую базу благотворителя. Однако к вычету принимается не более 25% суммы доходов, облагаемых по ставке 13%. В общем-то, эта льгота не имеет отношения к благотворительным организациям, так как предоставляется не им, а благотворителям - физическим лицам.
Из текста статьи НК явствует, что вычет предоставляется лишь в том случае, если средства перечисляются "в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности".
Доработка к пункту 3.2
Средства общества "Динамо" формируется каждой организацией самостоятельно из:
- Средств из федерального бюджета Российской Федерации и местных бюджетов.
- Поступлений от хозяйственной и предпринимательской деятельности.
- Вступительных и ежегодных членских взносов от юридических и физических лиц - членов общества "Динамо".
- Добровольных взносов и пожертвований.
- Кредитов и государственных субсидий в виде целевого финансирования общественно полезных программ общества "Динамо".
- Других поступлений, не запрещенных законодательством.
Собственность общества "Динамо" едина и неделима. Собственником принадлежащего ему имущества (в том числе приобретенного или созданного структурными подразделениями) является общество "Динамо" в целом. Региональные организации общества "Динамо" и другие структурные подразделения имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником.
На примере Хабаровского краевого совета «Динамо» рассмотрим формирование доходов и направления расходования средств за 2003 и 2004 годы.
Так доля различных источников доходов менялась на протяжении 2003 – 2004 годов (таблица 1).
Таблица 1. Динамика доходов организации
Источник дохода |
Величина дохода в 2003 году |
Величина дохода в 2004 году |
||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
|
Взносы участников организации |
111,4 |
22,2% |
127,6 |
17,0% |
Поступления учредителей |
50,4 |
10,0% |
89,7 |
12,0% |
Добровольные взносы и пожертвования |
10,6 |
2,1% |
30,8 |
4,1% |
Целевые поступления |
30,7 |
6,3% |
11,3 |
1,5% |
Средства государственного бюджета |
5,7 |
1,1% |
29,7 |
4,0% |
Выручка от платной реализации товаров и услуг |
261,3 |
52,2% |
270,5 |
36,1% |
Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации |
20,0 |
4,0% |
159,7 |
21,3% |
Другие доходы |
10,7 |
2,1% |
30,6 |
4,0% |
Итого |
500,8 |
100 |
749,9 |
100 |
Как видно из таблицы, доходы организации складываются из следующих источников:
- взносы участников организации;
- поступления от учредителей;
- добровольные взносы и пожертвования;
- целевые поступления;
- средства из государственного бюджета;
- выручка от платной реализации товаров и услуг;
- дивиденды (доходы, проценты);
- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
- другие, не запрещенные законом, поступления.
Так, в 2003 году доходы «Динамо» составили 500.8 тыс.руб., в том числе членские взносы – 111.4 тыс.руб., что составляет 22.2%, доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации 261,3 тыс.руб. (52,2 %).
Соответственно, в 2004 году доходы составили 749.9 тыс.руб., что на 50% больше, чем в 2003 году.
Состав доходов не изменился, но резко возросла доля доходов от собственности некоммерческой организации – 21,3%; увеличилось финансирование из государственного бюджета с 5,7 тыс. руб. в 2003 году до 29,7 тыс. руб. в 2004 году. По остальным статьям доля уменьшилась, но доход возрос:
Возросла выручка от платной реализации товаров и услуг – 261,3 в 2003 году до 270,5 в 2004 году;
Увеличились взносы участников организации – 11,4 в 2003 году до 127,6 в 2004 году;
Возросли поступления учредителей – 50,4 в 2003 году до 89,7 в 2004 году.
Далее рассмотрим основные направления расходов средств за 2003 и 2004 годы.
В таблице 2 представлены основные направления расходов организации за 2003 – 2004 годы.
Таблица 2. Расходы организации
Источник дохода |
Величина расходов в 2003 году |
Величина расходов в 2004 году |
||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
|
Расходы по выполнению основной уставной деятельности |
464,5 |
75,1% |
698,0 |
91,8% |
Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью |
56,1 |
9,0% |
39,4 |
5,2% |
Средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов |
62,5 |
10,1% |
9,7 |
1,3% |
Потери и списания |
20,6 |
3,3% |
7,7 |
1,0% |
Прочие расходы |
14,8 |
2,5% |
5,2 |
0,7% |
Итого |
618,5 |
100 |
760,0 |
100 |
Как видно из структуры расходов, как в 2003, так и в 2004 году расходы организации превышают ее доходы. Так дефицит бюджета организации в 2003 году составлял 29,1%, а в 2004 году 1,3%. Такое резкое сокращение связано с возрастание доли доходов от собственности некоммерческой организации. В конце 2003 года организация стала сдавать свои площади в аренду другим организациям, что резко пополнило ее бюджет.
Основное направление расходов – это уставная деятельность организации. Доля этого направления расходования средств резко возросла в 2004 году до 91,8% с 75,1% в 2003 году.
К этим расходам относится прежде всего следующие:
Административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением основной уставной деятельности «Динамо». К ним относятся: содержание штатного персонала (заработная плата, различного рода выплаты), отчисления в фонд социального страхования, затраты по аренде помещений, их содержанию, оплата услуг связи, охраны, командировочные и представительские расходы, затраты на проведение обязательного аудита, амортизационные отчисления, оплата коммунальных услуг, расходы на ремонт и т. д.
Целевые расходы на выполнение программ и мероприятий, связанных с уставной деятельностью «Динамо». Включают затраты на выполнение конкретных программ, на которые выделены целевые средства. Эти программы, мероприятия связаны с основной, уставной деятельностью «Динамо». В этой группе расходов предусматриваются средства на доплату административно-хозяйственному персоналу, включая отчисления в фонды социального страхования и обеспечения. Проводятся доплаты и по другим общехозяйственным расходам. В эту группу расходов включены командировочные расходы, расходы на оплату услуг связи, покупку канцелярских принадлежностей, затраты на ксерокопирование материалов, покупку оргтехники, транспортные услуги, аренду помещений и др. Распределение этой группы расходов зависит от вида выполняемой программы, мероприятия (конференция, издание книги; радиопередача).
Так в 2004 году расходы «Динамо» на основную уставную деятельность возросли на 233,5 тыс. руб.
Среди других статей расходов «Динамо» можно выделить расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, доля и величина которых уменьшилась с 56,1 до 39,4 тыс. руб.
Резко уменьшалась доля средств, переданных в результате внутрихозяйственных расчетов: в 2003 году величина этих расходов составляла 62,5 тыс. руб. или 10,1% от всех расходов, а в 2004 году – 9,7 тыс. руб. или 1,3%.
Таким образом, в некоммерческой деятельности всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» складываются следующие финансовые отношения:
- между отраслью и бюджетом в связи с получением средств в порядке финансирования и в отдельных случаях - выполнением финансовых обязательств перед бюджетом;
- внутриотраслевые отношения между вышестоящим и нижестоящим органами в связи с распределением и централизацией финансовых ресурсов;
- внутрихозяйственных субъектов, то есть между их подразделениями;
- межотраслевые - между организациями разных отраслей;
- между организациями и их работниками по оплате труда;
- между организациями, учреждениями и их потребителями (по оплате услуг).