Содержание
Введение. |
3 |
|
6 |
II. Психическое развитие детей при ДЦП. |
15 |
III. Практическая часть. |
20 |
1. Методика исследования |
20 |
2. Результаты тестирования 3. Прогноз и рекомендации |
22 26 |
Заключение. |
28 |
Список литературы. |
30 |
Введение.
Дети с ограниченными возможностями - дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям-инвалидам в целом.
Без изучения психологии детей, имеющих недостатки развития, педагогическое образование нельзя считать полноценным. Знание данной проблемы важно как для педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений, так и для школьных психологов.
Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Эти дети воспитываются в специальных детских садах, обучаются в специальных школах и школах-интернатах разного типа, в специальных дошкольных группах при детских садах общего типа, в специальных классах и логопедических пунктах при обычных школах. Однако хорошо известно, что не все дети получают специальную коррекционно-педагогическую помощь. Для того чтобы иметь представление о том, сколько же всего нуждающихся в такой помощи детей, придется прибегнуть к зарубежной статистике. Это вполне допустимо, поскольку известно, что распространенность недостатков развития примерно одинакова во всех странах мира. Едва ли можно предположить, что, например, в США процент умственно отсталых значительно больше, чем в России. По данным исследований, проведенных в отдельных регионах нашей страны, этот показатель составляет около 3 % от общего числа детей. Близкие количественные показатели были получены и исследователями других стран (2—3 %).
Элементарный расчет показывает, что на начальном этапе обучения в каждом классе может быть в среднем 2 — 3 ребенка, имеющих, как принято ныне говорить, особые образовательные потребности, т.е. нуждающихся в специальной педагогической поддержке, специальном обучении, которое должен осуществлять в большем или меньшем объеме специалист-дефектолог определенного профиля. Каждый учитель начальных классов сталкивался с такими детьми в своей повседневной работе, иногда не имея достаточных знаний ни о них, ни о том, чему и как их надо учить.
Нельзя предъявлять учителям серьезные претензии, ибо в число учебных дисциплин педвузов лишь сравнительно недавно был включен краткий курс общих основ дефектологии, который дает хотя бы основные представления о том, что кроме таких очевидных недостатков, как слепота, глухота, дефекты опорно-двигательного аппарата, есть не столь очевидные; задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, общее недоразвитие речи и др.
Эти типы нарушений психического развития различаются психофизиологическими и психическими особенностями. Вместе с тем возможна классификация этих нарушений и по другому принципу — по характеру нарушения развития, т. е. по типу дизонтогенеза. Такая классификация разработана В.В.Лебединским, использовавшим клинические классификации вариантов дизонтогенеза психиатров Г.Е.Сухаревой, Л. Каннера и В.В.Ковалева. В ней выделяются шесть типов дизонтогенеза.[1]
1. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего — коры больших полушарий). Наиболее характерным примером недоразвития является самая распространенная форма умственной отсталости — олигофрения.
2. Задержанное развитие — замедление темпа всего психического развития, возникающее чаше всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний.
3. Поврежденное психическое развитие, представленное органической деменцией — нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга.
4. Дефицитарное психическое развитие. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем — зрения, слуха и мышечно-кинестетической системы (т.е. опорно-двигательного аппарата).
5. Искаженное психическое развитие — разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития являются например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов.
6. Дисгармоническое психическое развитие, связанное с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы. К нему относятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.
Среди представителей каждого типа нарушенного развития наблюдаются значительные индивидуально-групповые различия, которые зависят от причин нарушения, периода действия и интенсивности фактора, вызвавшего нарушение.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема курсовой работы: « Образ себя у ребенка с ограниченными возможностями (ДЦП)».
Цель нашей работы является исследовать между формированием образа себя у ребенка и влиянием семьи.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал.
2. Подобрать диагностические методики.
3. провести диагностическое исследование.
Гипотеза: Мы предполагаем, что образ себя у ребенка с ограниченными возможностями формируется преимущественно под влиянием семьи.
Какие бы формы пи принимала семья, она все же является важнейшей единицей общества. Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. До того, как ребенок пойдет в школу, его научение фактически предопределяется только семьей. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я-копцеиции. В этот период ребенок особенно уязвим и несамостоятелен, физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или неполностью его потребности. Он сравнительно мало общается с людьми, не принадлежащими к кругу его семьи. Поэтому родители, братья и сестры выступают для него как наиболее значимые другие, с ними ребенок взаимодействует ежедневно. Этот первый опыт человеческих взаимоотношений служит для ребенка школой социального общения. Когда родители ухаживают, за ребенком, удовлетворяют или не удовлетворяют его потребности в ласке, в комфорте и безопасности, они оказывают на него постоянное формирующее воздействие. Окружающий мир становится для ребенка либо приветливым, располагающим к доверию, либо враждебным, вызывающим недоверие. И если первый опыт межличностного взаимодействия приводит к появлению пессимистичного взгляда на жизнь, то на что же можно надеяться в дальнейшем?
Считается, что психологи могут однозначно выделить некие "чистые" типы родителей, однако в действительности всякая рациональная классификация страдает односторонним, подходом. Подтверждением этому служат бесчисленные и по сен день продолжающиеся попытки связать особенности воспитывающего поведения родителей с личностными чертами их детей. Главным препятствием на пути такого рода исследований является невысокая надежность и валидностъ данных, источником которых становятся, как правило, субъективные впечатления самих детей и родителей. Тем не менее некоторые достаточно устойчивые закономерности прослеживаются в ряде работ, посвященных, анализу влияния типа поведения родителей на поведение и личность ребенка. Так, относительно неплохо изучены последствия авторитарного или чрезмерно либерального воспитательного стиля, а также степени принятия или отталкивания ребенка родителями. Сам факт влияния поведения родителей на Я- концепцию ребенка очевиден, поскольку родители практически всегда выступают для ребенка как значимые другие, служат моделями для подражания, могут поощрять или наказывать.
Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребенка положительную Я- концепцию, был Стотт. Исследовав 1800 подростков, он установи, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где дарит разлад, менее приспособлены.
Анализ психологической, социологической и педагогической литературы, посвященной вопросам самоконцептуализации, позволяет выделить большое число переменных, относящихся к укладу семенной жизни, которые исследователи связывают с формированном Я-концепции у детей. Наиболее распространенными из них являются: воспитательный стиль родителей; отношения между родителями; отсутствие одного из родителей вследствие смерти или развода; работа матери и связанный с этим ее социальный статус; размеры семьи и старшинство среди детей. Данные, отражающие динамику воздействия этих факторов, немногочисленны и в настоящее время еще не получили достаточного теоретического истолкования. Поэтому в этой главе мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Как в теоретических, так и в экспериментальных исследованиях, посвященных влиянию семейной ситуации на формирование Я-концепции, широко используются понятия идентификации и научения как процесса приобретения нового опыта. Вследствие зависимости ребенка от родителей и его любви к ним родители, по мнению многих психологов, имеют уникальную возможность оказывать избирательное подкрепляющее воздействие на весь процесс научения у ребенка, на его представления об идеале поведения, на самовоспитание (включающее, быть может, негативные чувства и ограничения положительной самооценки).
Воспитывающее влияние родителей и стремление ребенка к подражанию им играют, по-видимому, немаловажную роль в формировании тенденции поведения и личностных черт у детей. Особенности этого поведения и отличительные личностные свойства существенно определяют и его Я-концепцию.
Если представления ребенка о каких-то присущих ему качествах наталкиваются на неодобрительную оценку со стороны значимых других, они могут быть отвергнуты или изменены. Поэтому, как замечает Роджерс (1951), адекватность Я-концепции ребенка может отчасти зависеть от безусловного позитивного отношения к нему значимых других, в особенности родителей. Роджерс также подчеркивает ценность и необходимость безусловного позитивного отношения родителей к себе, ибо взрослый, склонный к самоотрицанию, неспособен к подлинной родительской любви и не может служить для ребенка правильным образцом принятия себя.
В большинстве исследований, посвященных данной теме, количество испытуемых было небольшим, инструментарий не обладал гарантированной надежностью и валидностыо, а ретроспектнвные самоотчеты родителей и детей, которые использовались в качестве основного материала, в большинстве случаев изобиловали неточностями, искажениями и зависели от свойств памяти индивидов. Поэтому результаты даже наиболее известных исследований в данной области мы будем рассматривать как ориентиры, чем как твердо установленные факты.
Общество и образ Я (исследование Розенберга).
Результаты этого исследования изложены в книге Розенберга "Общество и образ Я". На материале обследования более чем 5 тысяч испытуемых изучались факторы, предположительно влияющие па уровень самооценки. Некоторые из них относились к структуре общества в целом (классовые, религиозные, этнические), другие отражали внутрисемейную структуру (возраст и порядок рождения детей, разводы, заинтересованность родителей в ребенке и т. д.).
Социальные факторы
В начале исследования Розенберг рассматривает влияние па самооценку таких факторов, как принадлежность индивида к определенному классу, религиозной или этнической группе, Если самооценка человека определяется мнением о нем других людей, то есть основания ожидать, что у представителей высших классов она будет максимальной. В то же время не следует забывать, что объектом исследования Розенберга являлось юношество. Положение, занимаемое в обществе молодыми людьми, основано не на их собственных достижениях, а на социальном статусе родителей. Поэтому вполне возможно, что в данной возрастной группе ощущение собственной ценности определяется скорее мнениями родственников, друзей, соседей, чем общественным престижем как таковым.
Розеиберг установил, что дети из высших слоев общества к среднем более склонны к внутреннему принятию самих себя, чем дети, принадлежащие к низшим классам. В первой группе дети, получившие максимальный балл по шкале самооценки, составили 51%, тогда как во второй группе они составили всего 38%. Интересно отметить, что классовые различия в самооценке гораздо отчетливее выражены у мальчиков, нежели у девочек. Так, мальчики из высших классов существенно отличаются в самооценке от мальчиков из низших классов - разница составляет 19%. У девочек соответственно всего 6%.
Розенбергу удалось также выявить, что в семьях, принадлежащих к высшим слоям общества, родители иначе ведут себя по отношению к сыновьям и руководствуются при этом иными ценностями, чем родители из низших классов. По отношению к дочерям разница гораздо менее ощутима. Эти различия в поведении и ценностных установках родителей коррелируют с уровнем самооценки детей.
В проводившихся в последнее время исследованиях, посвященных воспитательным ценностям различных социальных групп, показано, что методы воспитания и соответствующие ценностные представления различны в рабочих семьях и в семьях, принадлежащих к среднему классу. Примером может служить один из аспектов семейных взаимоотношений - отношения отца с сыном или дочерью. В исследовании Коха и Кэррола было установлено, что в семьях, принадлежащих к среднему классу, сыновья пользуются большей психологической поддержкой отца, чем в рабочих семьях. Дочери в обоих классах могут рассчитывать на такую поддержку отца приблизительно в одинаковой степени. Этот факт установлен на основе независимых интервью, взятых у отцов, матерей и детей, и согласуется с данными Розенберга.[2]
Испытуемые, которые описывали свои взаимоотношения с отцом как близкие, в целом имели более высокую самооценку и более стабильный образ Я, чем те, которые сообщали о конфликтном, отчужденном характере этих взаимоотношений. Это позволяет предположить, что одна из причин высокой самооценки у детей - близкие отношения ребенка с отцом, то есть, что важную роль в формировании самооценки играет структура семейных отношений.
Розенберг установил лишь в одном частном случае зависимость самооценки ребенка от профессии отца. В исследовании была выявлена небольшая группа детей, отцы которых имели профессию, связанную с применением авторитарных и насильственных методов, например, с ношением оружия. Самооценка детей военных и полицейских оказалась существенно сниженной. Неизвестно, влияют ли в данном случае на личность профессиональные привычки или, наоборот, люди с определенным типом личности выбирают соответствующую профессию. Вместе с тем, даже если тип личности этих отцов действительно является авторитарным, мы не знаем, как это влияет па формирование Я-копценции у их детей. И все-таки данные, свидетельствующие о сниженной самооценке у детей, отцы которых имеют профессию, связанную с авторитарной ролью и с необходимостью контролировать насилие с помощью насилия, являются довольно интересными.[3]
В ходе исследования было установлено, что принадлежность к определенной религиозной или этнической группе никак не влияет в юношеском возрасте на самооценку. Это может объясняться чисто внешними факторами такой принадлежности, которые никак не связаны с достоинствами конкретного человека. Поэтому индивиду в принципе не обязательно принимать стереотипные суждения о своей ценности как члена определенной группы и включать их в самооценку. Наоборот, существует большое количество "совпадающих" механизмов, используя которые индивид оберегает свою самооценку, сталкиваясь с неблагоприятным для себя общественным мнением.
Говоря о самооценке, мы имеем в виду то, насколько адекватным, ценным считает себя человек, а вовсе не то, насколько он в своих глазах превосходит других людей. Сущностью чувства собственной адекватности является соотношение индивидуального идеала и реальных достижений. Это удачно выражено и постулате Джемса: самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь. Поэтому человек, который ставит перед собой реальные цели и достигает их, будет воспринимать себя с удовлетворением, что можно рассматривать как высокую самооценку. Наличие различных целей, связанных с той или иной профессией, может в принципе приводить к сходному уровню самооценки. Резонно предположить, что юноша из среднего класса может быть в такой же степени неуверен в своей способности стать юристом, в какой его сверстник из рабочей среды - в способности стать каменщиком. При рассмотрении уровня индивидуальной самооценки мы должны учитывать стандарты, цели и представления об их достижениях, характерные для определенной социальной группы.[4]
Внутрисемейные факторы
· Распад семьи. Развод родителей, конфликтные отношения между ними становятся источником проблем для ребенка. Общеизвестно, что с разрывом родителей часто связаны эмоциональные расстройства и правонарушения подростков. Розенберг установил, что дети из семей, где родители разведены, более склонны к низкой самооценке, чем дети, растущие в полных семьях; процент детей с высокой самооценкой в семьях обоих типов был примерно одинаков. Дети, у которых кто-то из родителей умер, в целом не обнаруживают существенных отклонений в уровне самооценки. Таким образом, разрыв между родителями оказывает определенное негативное, хотя и незначительное, влияние на уровень самооценки ребенка.
· Порядок рождения. Наряду с родителями и друзьями, братья и сестры ребенка составляют заметную часть его социального окружения. Они влияют на него не только непосредственно как члены семьи, но само их присутствие неизбежно сказывается на взаимоотношениях ребенка с родителями. По данным Розенберга, самооценка ребенка не связана с порядком рождения детей в семье. Важным оказался только сам факт наличия братьев и сестер, ибо у единственного в семье ребенка самооценка в среднем выше.
Любопытно, однако, что это относится лишь к мальчикам. Если единственны в семье ребенок - девочка, ее самооценка в среднем такая же, как у девочек, имеющих братьев или сестер. В исследовании Розенберга была сделана попытка дифференцировать влияние на самооценку ребенка наличия старших и младших братьев и сестер. У мальчиков, если большинство детей в семье тоже мальчики, самооценка в среднем ниже, чем в том случае, если половина или большинство детей - девочки. На уровень самооценки девочек эти факторы не оказывают существенного воздействия.
Мальчик, растущий в семье, где старшие дети - преимущественно девочки, имеет, как правило, высокую самооценку. Казалось бы, есть основания ожидать прямо противоположное: например, идентификация со старшими сестрами может приводить к появлению у мальчика ''девчачьих" черт, что делает его потенциальной мишенью для насмешек со стороны товарищей. В то же время такое положение в семье имеет и ряд преимуществ. Розенберг считает, что ключевым фактором для формирования самооценки в данном случае является отношение в семье к появлению мальчика.
Отец, у которого уже есть несколько дочерей, обычно хочет иметь сына, В конечном счете социальный статус семьи зависит преимущественно от достижений мужчин, поэтому в перспективе на сына возлагаются основные надежды: он признан стать опорой семьи в будущем. И чем позже появляется сын, тем более желанным становится он для отца. Кроме того, только мальчик может унаследовать фамилию В этом смысле сын важен для отца как продолжение его идентичности. Именно сына отец может приобщить к определенным занятиям (например, футбол, рыбалка и т. д.), которые не совсем подходят дли воспитания девочек. Все это в сочетании с общепринятым стереотипом культуры, выраженным в сентенции "мужчина должен иметь сына", заставляет отца желать его появления после рождения нескольких дочерей.
Но и матери, имеющие дочерей, хотят обычно, чтобы родился сын. Как убедительно показано в исследовании Сирса, Маккоби и Левина, отношение матери к мальчику, появившемуся вслед за несколькими девочками, отличается исключительной теплотой и нежностью. Все это помогает понять особенности формирования самооценки у таких детей: она основывается не на соревновательных отношениях со сверстниками, не на достижениях в учебе или успешности в социальных ситуациях, а скорее отражает изначальное ощущение собственной ценности, обусловленное той особой заботой и любовью, которой окружают этого ребенка в семье. По крайней мере в детские годы он должен пользоваться благосклонностью всей семьи. Отец с нетерпением ждал его рождения, мать испытывает к нему необыкновенную нежность, в глазах сестер он выглядит бесценным существом. Что же удивительного в том, что такой ребенок вырастаем с ощущением безусловной собственной ценности?
Однако следует отметить, что такие дети обычно учатся хуже, чем их сверстники. Устойчивое чувство самоудовлетворения нередко удерживает их от стремления к совершенствованию. Ведь важным мотивом для успешной учебы в школе бывает стремление доказать себе и другим свою ценность, но этим детям не надо ничего доказывать, ибо их ценность определена условиями семенного воспитания.
II. Психическое развитие детей при ДЦП.
Отклонения в психическом развитии младенцев регистрируются с первых недель жизни. Часто у них отсутствуют или чрезмерно усилены врожденные безусловные рефлексы. После 3 месяцев могут оставаться врожденные оральные автоматизмы и синкинезии. Зрительное и слуховое сосредоточение появляется позднее 2-х месяцев. На звуковые раздражители дети либо не реагируют, либо реакции носят защитный характер. Снижена способность к фиксации взора на движущемся предмете. С отставанием на 1-2 месяца появляется улыбка. С 3 месяцев выявляются нарушения в строении артикуляторного аппарата, отклонения в процессах голосообразования и движения.
Двигательные нарушения наряду с расстройством тактильных и мышечно-суставных ощущений затрудняют ребенку получение информации о форме предметов, их величине, особенностях материала, из которого они сделаны. Большая часть детей с ДЦП имеет различные нарушения зрения и слуха. У всех детей, пораженных ДЦП, выявляют черты церебрастенического синдрома, нарушение функций произвольного внимания, памяти, эмоциональная лабильность и недостаточная дифференцированность эмоций, обеднение мотивационной сферы. Задерживается развитие пространственных представлений, медленно накапливается запас сведений об окружающем мире в силу относительной изолированности на ранних этапах онтогенеза.
При спастической и гемипаретической формах ДЦП примерно 1\3 детей страдает умственным недоразвитием, у остальных регистрируется задержка психического развития (главным образом за счет недоразвития навыков анализа пространственных отношений и конструктивного мышления). В силу оптико-пространственной недостаточности при обучении выявляются дисграфия, дислексия, дискалькулия. Способность к абстрактно-логическому мышлению может развиваться в достаточной степени. Дети часто сенситивны, впечатлительны.
При гиперкинетической форме ДЦП у детей наблюдается снижение остроты слуха и отставание в развитии навыков абстрактно-логического мышления в то время как конкретно-действенное мышление развивается у них в достаточной степени. Часто они недостаточно критичны к своему поведению, нередко бестактны, не учитывают тонких ситуативных моментов в межличностных отношениях. У таких детей могут быть замедлены мыслительные операции. Бывает, что они двигательно расторможены, назойливы, аффективны, неустойчивы, эгоцентричны.
У детей с ДЦП при ухудшении соматического состояния нередки неврозоподобные проявления и депрессии с переживаниями неопределенности своего будущего. Часто наблюдаются страхи, связанные с перемещениями в пространстве.
Эмоциональные нарушения у детей и подростков с различными формами детского церебрального паралича проявляются по-разному. Это могут быть тяжелые неврозоподобные нарушения и психопатоподобные нарушения на фоне органического поражения ЦНС, которые нередко встречаются при спастической диплегии и гемипаретической формы ДЦР. Однако у детей и подростков с ДЦП могут наблюдаться эмоциональные расстройства в связи с наличием физического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной и психической депривацией.[5]
Психологическая диагностика эмоциональных расстройств у детей с ДЦП требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме. Перед психологом стоит задача обозначить направленность конфликта у ребенка. Традиционно выделяют три вида направленности конфликта: конфликт в рамках межличностных отношений, интрапсихический конфликт (внутриличностный) и смешанный конфликт[6].
Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в рамках межличностных отношений, отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу. По нашим данным, межличностные конфликты наблюдаются у детей с различными формами ДЦП и в значительной степени обусловлены не столько тяжестью церебрально-органического дефекта, сколько особенностями воспитания ребенка.
У детей с внутриличностной направленностью конфликта в поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабовыраженная общительность. Дети глубоко переживают обиду, у большинства из них наблюдаются стойкие неврозоподобные реакции (энурез, страхи и др.). Эти явления достаточно часто наблюдаются у детей с ДЦП, но, в отличие от детей с неврозами, они обусловлены не только наличием психогенных переживаний, но и церебрально-органической недостаточностью мозга.
Дети с внутриличностными и межличностными конфликтами (смешанный тип) отличаются агрессивностью, импульсивностью. Опыт нашей работы показывает, что у подавляющего большинства детей с церебральным параличом наблюдается этот вид направленности конфликта.
Успешность диагностики направленности конфликта зависит от способности психолога замечать и анализировать эмоциональные проявления ребенка. Прежде всего это достигается в процессе наблюдения за игрой ребенка, направленной беседы с родителями и педагогами. Рекомендуется использование психологических методик для уточнения полученных в процессе наблюдения и беседы данных.
Экспериментально-психологическое обследование детей необходимо проводить как индивидуально, так и в присутствии родителей. Перед психологом стоит трудная задача: дать оценку родительской позиции по отношению к ребенку, родительской установке и стилю воспитания, психологическому климату в семье.
Наибольшую информацию можно получить из совместной игры родителей с детьми, разыгрывания семейных ситуаций с обменом ролями (родители участвуют в роли детей, а дети - родителей). Опыт работы показывает огромное преимущество игровых методов в системе диагностики стилей и методов семейного воспитания детей с ДЦП.
Особое место занимает содержательный анализ психической травмы ребенка. Нередко острые психические травмы у детей с ДЦП приводят к страху самостоятельного передвижения.
Например, мальчик с ДЦП со спастической диплегией в возрасте 6 лет начал самостоятельно передвигаться. В момент передвижения он был напуган собакой и стал бояться самостоятельно ходить. По истечению пяти лет, после направленной психологической коррекции, ребенок стал передвигаться самостоятельно.[7]
Наибольшее патогенное влияние на личность ребенка с ДЦП оказывают не острые психические травмы, а пролонгированные (хронические). Для него пролонгированной психотравмирующей ситуацией является физическая беспомощность вследствие двигательной недостаточности, вынужденная изоляция, частая госпитализация. Следует подчеркнуть, что патогенное влияние оказывает не столько сама тяжесть физического дефекта, сколько его значимость для ребенка и его родителей.
Эмоциональное неблагополучие у детей с ДЦП может быть обусловлено органическими патохарактерологическими особенностями. У подавляющего большинства детей с раннего возраста отчетливо прослеживается повышенная раздражительность, тревожное беспокойство, капризность, негативизм. Все это благоприятный фон для формирования таких личностных характеристик, как противоречивость, сенситивность, наивность, эгоцентризм, импрессивность. Важными факторами, предрасполагающими ребенка с ДЦП к эмоциональному неблагополучию, являются неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания.[8] Анализ показал, что преобладающий стиль семейного воспитания детей с ДЦП -безграничная гиперопека и гиперпротекция, что проявляется в излишней концентрации родителей на проблемах ребенка. Патогенное влияние на стиль воспитания оказывает наличие у родителей, особенно матерей, чувства вины за рождение больного ребенка. Это в значительной степени влияет на дисгармоничность личности, формирует у детей с ДЦП инактивность и зависимость.
III. Практическая часть.
Методика исследования.
Исследование проводилось на семьях, в которых имеется ребенок с диагнозом ДЦП. Всего было изучено 2 семьи.
Испытуемые: жители г. Новосибирска; родители – лица среднего возраста (от 25 до 40 лет), с различным уровнем образования; возраст детей –5-6 лет.
Основным методом сбора данных об особенностях семейных отношений, личности родителей и их детей был метод клинической беседы. В процессе беседы экспериментатор вел подробный протокол. В качестве вспомогательного метода проводилось тестирование детей. Предлагался тест « Несуществующее животное».
При разделении методов исследования на основные и вспомогательные мы исходили из точки зрения К. Леонгарда, который считает, что анализ особенностей личности человека должен основываться прежде всего на данных наблюдений и беседы, а тесты - использоваться лишь в качестве дополнительных объективных подтверждений тем фактам, которые обнаруживаются в наблюдении и беседе, поскольку тесты допускают неоднозначную интерпретацию.[9]
1. Диагностика семьи.
Семья №1.
Состав и история семьи. Семья состоит из родителей Катерина (28 лет) и папа Михаил (30 лет), дочери Маше 5,5 лет. Со слов матери беременность протекала очень тяжело и маша родилась недоношенной на сроке 7 месяцев. Роды протекали с осложнениями (преэкламсия, экламсия), при возникновении угрозы жизни матери было произведении кесарево сечение. После чего Машу поместили в реанимационное отделение где она наблюдалась более месяца. В целом со слов матери развитие девочки замедленно (мама Маши медсестра), она поздно начала говорить, ходить, аппетит всегда плохой. На данный момент девочка передвигается с некой осторожностью, неуверенно ступает полной стопой. Мама жалуется, что быстро снашивают обувь (стаптывают).
Диагноз Маше поставили пол года назад, на данный момент планируют поездку в санаторий. На протяжении всей жизни Маша находится под пристальным внимание родителей и специалистов.
На данный момент мама высказывает опасения по поводу дальнейшего обучения в школе. На фоне достаточной памяти и внимания (знает стихи, буквы и умеет считать) Маша зависима от окружающих, противоречива и раздражительна особенно в те моменты когда что-то не получается.
Семья №2.
Состав и история семьи. Семья состоит из Мамы (30 лет), папы (33года) и сына Максима в возрасте 6 лет. При анамнезе беременности выявлено: ранний токсикоз беременной, отеки нижних конечностей, высокая прибавка массы тела на протяжении всей беременности, повышенное артериальное давление, сонливость. Роды протекали естественным путем на сроке беременности 7-7,5 месяцев. После чего Максим был помещен в реанимационное отделение сроком на 3 недели и далее переведен в детскую клиническую больницу. На протяжении всего времени мальчик находиться под пристальным вниманием родителей и специалистов.
Диагноз Максима подтвердили полтора года назад (ДЦП…)
Мама отмечает, что ее ребенок немного отстает в развитии, он поздно начал говорить, плохо выговаривает некоторые буквы, позднее остальных сверстников встал и начал ходить. Походка у Максима ничем не отличается от походки других сверстников, но в общем наблюдается какая-то неуклюжесть телодвижений.
Максимка любит привлекать к себе внимание родственников, по первому желанию оно выполняется и не обсуждается.
Мальчик рассказывает стихи, умеет считать, знает все буквы и некоторые слоги. Но мама отмечает, что Максим часто раздражителен, капризен и тревожен. Друзей у мальчика нет и поэтому он очень хочет пойти в школу «чтобы друзья были».
2. Результаты тестирования.
Семья №1. Рисунок Маши.
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя. Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется , осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно- демонстративные манеры поведения. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда -постамент).
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме - поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при почти отсутствии ног). Однотипность и однонаправленность формы лап — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов, прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, со страхом и тревогой —имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению— защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения.
Малое количество деталий —экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него).
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего («бабочка»).
Похожесть морды на лицо, лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Название выражает поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("бабошака"), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Семья №2. Рисунок Максима.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры. Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Ресницы — заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда -постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме: основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию; своеобразие установок и суждений, самостоятельность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих.
Хвост. Выражает отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции. Хвост повернут вправо — отношение к своим действиям и поведению, падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.).
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов, прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения;
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. Сильное нажатие - тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность.
Оценка характера линии.
Отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости. В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего – «гляква»- знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Уподобление рисуемого животного человеку, Вместо лап ноги и руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Фигура круга символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
3. Прогноз и рекомендации.
При проведении психокоррекционной работы прогноз достаточно благоприятный (смотреть необходимо индивидуально степень поражения). Данные дети Маша и Максим при дополнительной работе могут обучатся в первом классе средней образовательной школы. После первого класса совместно родители, педагоги и психолог должны решить, оставить ли ребенка в школе или же перевести на индивидуальное обучение.
Очень важна при психокоррекции детей с церебральным параличом работа с родителям. Перед психологом стоит задача смягчить тот эмоциональный дискомфорт, который испытывают родители в связи с тяжелой болезнью ребенка. Сформировать у родителей положительные установки на активную помощь ребенку и найти адекватный стиль семейного воспитания детей с ДЦП. В диссертационном исследовании С. Навес Беги, было выявлено, что родители детей с ДЦП склонны к неадекватной оценке их психических и физических возможностей[10]. Преобладающим стилем воспитания больных детей является потворствующая гиперпротекция, что в значительной степени снижает самостоятельность детей, негативно отражается на их коммуникативных и эмоционально-волевых качествах, что подтверждает наше исследование. Наблюдается также воспитательная неуверенность у родителей, проекция на ребенке своих детских положительных качеств и недостатков. В процессе работы с родителями необходимо формировать у них адекватные представления о личности и психофизических возможностях больного ребенка. Правильно организованная система психокоррекционных воздействий (группо-
вая дискуссия, индивидуальная беседа, анализ конфликтных ситуаций и прочее) способствует позитивной перестройке отношений родителей к больному ребенку, гармонизирует семейные отношения в целом, помогает редукции их негативных переживаний. Целесообразна организация родительских ассоциаций и клубов с целью взаимной поддержки родителей тяжелобольных детей. Необходима также психотерапевтическая работа с родителями, особенно с отцами. Важным является включение родителей в процесс психолого-педагогической реабилитации ребенка.
Психологическая коррекция — одно из основных звеньев всей системы психолого-педагогической помощи детям с церебральными параличами. Главная цель психокоррекции -исправление имеющихся нарушений в психическом развитии детей, гармонизация их личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения (тяжесть и структура дефекта), так и внешней (средовые факторы). Важное значение в психокоррекции детей с ДЦП имеет ориентация на сложные системно-структурные и онтогенетические модели их психического дизонтогенеза. Опираясь на системно-структурные модели психического дизонтогенеза при различных формах детского церебрального паралича с учетом их возраста, можно разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта. Предполагаются два основных направления в психокоррекции: первое — возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и личности, активизация этих процессов в качестве доселе не использованных резервов и второе — ориентация на уровень ближайшего развития ребенка. Например, при формировании зрительно-пространственных функций у детей с церебральным параличом можно применять обучение детей предметно-практическим манипуляциям, формированию у них ориентировочной и мотивационной основы действия. При развитии коммуникативных навыков и эмоционально-волевой устойчивости использовать различные игры и расслабляющие техники, направленные на более низкий уровень психического реагирования — на базальные уровни эмоциональной регуляции. Второе направление — это стимуляция взросления личности детей с церебральным параличом, оно включает в себя развитие их самооценки, самоуважения, адекватного отношения к своему физическому дефекту.
Заключение.
Наша первоначальная гипотеза подтвердилась: Мы предполагаем, что образ себя у ребенка с ограниченными возможностями формируется преимущественно под влиянием семьи.
Задержка в развитии личностной саморегуляции и неравномерность развития различных высших психических функций, а также крайне ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, недостаточность ручной моторики и зрительно-моторной координации, несформированность пространственных представлений и слабость кинестетических ощущений в общей, ручной и речевой моторике определяют специфику и стойкость психического дизонтогенеза при детском церебральном параличе.
Определенную роль в степени выраженности указанных нарушений играют ошибки воспитания детей с церебральным параличом в семье. Чаще всего родители воспитывают детей по типу гиперопеки, в результате чего у ребенка слабо формируется мотивационная основа психической деятельности, произвольность и адекватная самооценка. Эти дети избегают интеллектуального напряжения и при малейшем утомлении отказываются от выполнения заданий. У них обычно церебрастенический синдром сочетается с астеноадинамическим. Такой ребенок малоактивен при выполнении любых заданий, он медленно включается в выполнение задания и требует постоянной стимуляции для его завершения. Все мыслительные процессы у него замедлены.
Отмечается ограниченное, часто сугубо индивидуальное, конкретное, а иногда и искаженное понимание значения отдельных слов. Это может быть связано в первую очередь с ограниченным практическим опытом ребенка. Можно предположить, что формирование обобщающих понятий на вербальном уровне вне полноценной предметно-практической и игровой деятельности не способствует в должной мере развитию обобщенного мышления и общей стратегии познания окружающей действительности.
Отставание в психическом развитии у детей с церебральным параличом обычно сочетается с низкой познавательной активностью, недостатками памяти и внимания. Тяжесть этих недостатков обычно коррелирует с выраженностью церебрастенического синдрома. Повышенная отвлекаемость, чрезмерная фиксация на несущественных деталях в сочетании со слабостью произвольного запоминания характерны для большинства детей с церебральным параличом.
Список литературы.
1. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология. - 1997. - №1.
2. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. С.Н. Бокова: В 2 т. - Ростов-на-Дону, 1996.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
4. Выготский Л.С. Избранные педагогические исследования. - М., 1981.
5. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / Сост. Н.Д. Шматко. - М., 1997.
6. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
6.Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология. - 1988. - №2.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
8. Мамайчук И.И., Трошихина Е.Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов // Дефектология. - 1997. - N3.
9. Мамайчук И. И. Психологическое развитие аномального ребенка СПб., 1995.
10. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемеми в развитии. – СПб.: Речь, 2001.- 220 с.
11. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003 -656 с.
12. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.
[1] Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.
[2] Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003 -143 с.
[3] Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003 -145 с.
[4] Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003 -148 с.
[5] Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.-129 с.
[6] Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.-135 с.
[7] Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемеми в развитии. – СПб.: Речь, 2001.- 109с.
[8] Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемеми в развитии. – СПб.: Речь, 2001.- 118 с.
[9] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
[10] Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемеми в развитии. – СПб.: Речь, 2001.- 104 с.