Содержание


Введение. 3

1. Бюджет и бюджетная система Франции. 4

2. Налоговая система Франции. 8

3. Государственный кредит и государственный долг. 10

4. Банковская система Франции. 12

Заключение. 14

Список литературы.. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы во Франции отмечается заметное улучшение большинства экономических показателей, что позволило выйти ей на уровень, отвечающий установленным Маастрихтским договором критериям и вступить в 1999 году в Валютный союз вместе с десятью другими партнерами.

В первую очередь ускорился экономический рост. Приостановился процесс инфляции, темпы которой в течении долгого времени были выше, чем у основных торговых партнеров в России. Это явилось результатом продолжительного и неуклонного претворения в жизнь политики стабилизации цен, которая осуществляется на протяжении более десятилетия всеми приходившими друг другу на смену правительствами независимо от политической принадлежности правящего большинства.

Прекрасные достижения в области внешней торговли являются еще одним благоприятным показателем развития национальной экономики. Так, если до начала 90-х гг. наблюдается дефицит внешней торговли, носивший структурных характер, то в настоящее время налицо впечатляющее увеличением положительного сальдо: более чем в 6 раз за последнее десятилетие. Для совершенствования отечественной финансовой системы необходим содержательный анализ зарубежной практики становления финансовой системы. Вышеперечисленные факты обуславливает интерес и актуальность написанной мною работы к опыту экономической и финансовой стабилизации Франции. 

Целью этой работы является рассмотрения финансовой системы Франции.

Исходя из поставленной цели сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть бюджет и бюджетную систему Франции;

- рассмотреть налоговую систему Франции;

- рассмотреть государственный кредит и государственный долг;

- описать банковскую систему Франции.

1. Бюджет и бюджетная система Франции

Основным звеном финансовой системы Франции является государственный бюджет.

Разрабатывается бюджет по методологии перспективного (годового) национального счетоводства, которое само является способом народнохозяйственного учета.

Классификация субъектов и операций по формированию и распределению бюджетных средств представлены в традиционных категориях национального счетоводства. Любая категория субъектов и операций строго определена по содержанию и принадлежности. По каждой укрупненной позиции точно известно, какие дробные элементы в нее входят.

Вся огромная масса бюджетных счетов (документов) строится и виде иерархической системы, в которой агрегированная информация, содержащаяся в верхних звеньях, детализируется и расшифровывается в звеньях нижних ступеней. При этом на каждом уровне существует корреспонденция счетов.

Практический смысл построения взаимоувязанной системы счетов состоит в том, что она позволяет анализировать структуру государственных расходов по различным критериям, беспрепятственно контролировать исполнение бюджета во всех звеньях, отслеживать все отношения ответственности и распределения функций между государственными контрольными органами, а также вводить все операции по формированию и целевому использованию ресурсов в рамки бюджетных процедур.

По всей территории Франции действует сеть специальных агентов казначейства (бухгалтерий), в том числе центральные бухгалтерии, обобщающие ежедневные данные учета всех субъектов.

Финансовая система Франции, как и России, отличается высокой степенью централизации. Общий бюджет (центральный бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции.

Через бюджетную систему Франции перераспределяется приблизительно 20% ВНП и 50% национального дохода.

Общий государственный бюджет не утверждается государственной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, механически объединяющий центральный бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты.

Бюджетный процесс во Франции имеет 4 стадий и продолжается более 3-х лет.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ - составление проекта бюджета, которая осуществляется под контролем Министерства экономики и финансов (МЭФ). В течение 14-ти месяцев каждое министерство и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами, составляют свою смету.

ВТОРАЯ СТАДИЯ - рассмотрение и утверждение бюджета — длится около 3 месяцев. Проект бюджета рассматривается финансовой комиссией национального собрания и сената. Вначале проект бюджета обсуждается в нижней палате - национальном собрании, затем проект бюджета передается в верхнюю палату - сенат, который располагает 15 днями.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ - исполнение бюджета, называется финансовым го-дом и во Франции совпадает с календарным. Доходная часть исполняется через разветвленную сеть финансовых агентов. Исполнению расходной части бюджета предшествует процедура распределения средств.

ЧЕТВЕРТАЯ СТАДИЯ - начинается после окончания бюджетною года - составление МЭФ отчета об исполнении бюджета.

В ходе бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль. Интересы государства и общества обеспечены жестким механизмом финансового контроля. Основные задачи последнего состоят, во-первых, в установлении соответствия бюджетного прогноза целям общеэкономического развития, разработок при определении бюджетного выбора, обоснованности решений во-вторых, — соответствия утвержденного бюджета и его фактического исполнения для корректировки ситуаций в целях неукоснительности реализации принятых решений.

Порядок подготовки принятия и исполнения бюджета регулируется рядом статей Конституции 1959г., а также другими имеющими одинаково важное значение многочисленными законами, декретами, регламентами, инструкциями относительно соблюдения правил отражения бюджетных операций в национальном счетоводстве. Контроль за исполнением бюджета осуществляется во Франции согласно двум принципам. В соответствии с этими принципами различают контроль: административный, судебный и парламентский.

1.Административный контроль ведется по иерархической структуре системы учета, когда бухгалтер более высокого уровня контролирует более низкий уровень, а сами в конечном счете подчиняются главному казначею.

2. Судебный контроль – осуществляется счетной палатой, которая проверяет состояние учета и отчетности в той или иной организации, ведущей бюджетные счета, и выносит решения о нем.

3. Парламентский контроль осуществляется в ходе обсуждения принятия закона об исполнении бюджета на основании ранее указанных документов, доклада Счетной палаты и общей декларации о соответствии центральных счетов органов учета и отчетности отдельных министерств, исполняющих бюджет.

Наряду с указанными контрольными органами во Франции существуют ряд других специализированных государственных учреждений с контрольными функциями.

Таким образом во Франции используется целостная система финансового контроля, охватывающая все стороны и стадии бюджетного процесса.

Говоря о структуре бюджета Франции, важно отметить, что в целом бюджет делиться на 2 раздела: 90%- операции окончательного характера, которое подразделяется на текущие, гражданские, капитальные и военные расходы. 10%- операции временного характера (кредиты).

Во Франции нет единства бюджетной системы. Каждый бюджет формально обособлен. В действительности существует известная централизация: бюджеты нижестоящих административных единиц утверждаются исполнительной властью вышестоящего звена.

Финансовое подчинение местных органов обеспечивается системой государственных субсидий и займов, а также надбавками к центральным налогам. Средства местных органов власти хранятся на счетах органов казначейства. Это дает возможность центральному правительству контролировать финансовую деятельность местных органов власти. Выпуск местных займов также требует одобрения центральных властей. [1]



2. Налоговая система Франции

Во Франции существует 2 классификации налогов. По одной из них, сложившейся на практике различают:

- прямые налоги; эти налоги, устанавливаемые налоговым управлением, которое рассчитывает ставку налога, составляет налоговую декларацию и направляет ее налогоплательщику.

- косвенные налоги; эти налоги рассчитываются налогоплательщиком и уплачивается им в результате реализации данной коммерческой операции (обычно продаж)

- регистрационные сборы и пошлины; поскольку существует формальность регистрации некоторых актов гражданской жизни или коммерческих операций, постольку появляется и этот налог.

По другому, так называемой экономической классификации налоги группируют в зависимости от природы источника обложения.[2] Другая отличительная черта системы обязательных отчислений во Франции — высокая доля взносов в фонды социального назначения. Особенностью Франции является низкий уровень прямого налогообложения и одновременно высокий уровень косвенного. При этом во Франции — высокая доля поступлений от налогов на товары и услуги в ВВП и в общем объеме обязательных отчислений.

В доходах бюджета центрального правительства Франции; налоговые поступления составляют свыше 93%. В доходах бюджета и счетов специального назначения менее 6% приходится на нефискальные (неналоговые) доходы и около 1% на доходы по счетам специального назначения.

Косвенные налоги составляют около 60% налоговых доходов общего бюджета. Ведущим налогом бюджета Франции является НДС.

Около 40% доходов бюджета обеспечивают поступления от прямых налогов. Среди них основную роль играет подоходный налог. Французская налоговая система сложна и противоречива: расчет налогов осложнен необходимостью учесть многочисленные правила, льготы и дополнения. Налоговые инициативы, применяемые на местном и национальном уровнях, часто противоречат друг другу и европейским порядкам.

Налоговый контроль во Франции – одна из конституционных функций государства, Он обеспечивает поддержание баланса между правами и обязанностями налогоплательщика. Следует отметить одну из основных характеристик налоговой системы: налогоплательщик сам предоставляет данные для определения налогового платежа, при этом  90% налоговых сумм уплачивается добровольно.

В стране действует сложная система налоговых деклараций. Декларацию обязаны представлять все физические лица, независимо о величины их доходов.

Отношение между налоговыми органами и налогоплательщиками строятся в форме обмена мнений: каждая сторона отстаивает свою правоту. Налоговая администрация обязана в письменном виде отвечать на вопросы налогоплательщика, последний может использовать эти ответы для своей защиты.

Главное налоговое управление Франции отвечает за проведение налоговой политики всей страны и контролирует сбор налогов, взимаемых как от имени центральной власти, так и органов местного самоуправления. Всего через ГНУ собирается около 50% совокупного дохода центральных и местных бюджетов, с учетом его контрольных функций ГНУ обеспечивает примерно 80% всех доходов поступлений бюджета.[3]

3. Государственный кредит и государственный долг

Сращение монополий и государства отчетливо проявляется в их совместных операциях на рынке ссудных капиталов. Это соучастие воплощается в кредитовании государства банками и широко использовании монополиями правительственных кредитов и гарантий. В результате этих взаимосвязанных процессов возросла роль государства на рынке ссудных капиталов.

Прямые кредиты Банка Франции государству делятся на два типа. Во-первых, это - постоянный беспроцентный заем государству, как плата за монопольное право эмиссии банкнот. Этот долг включает полностью использованные ссуды. Во-вторых, временные ссуды государству по соглашению между Банком Франции и министерством экономики и финансов.

Коммерческие банки кредитуют государство преимущественно путем покупки казначейских бон. Своеобразной формой кредитования государства являются вклады в казначействе, поступающие от его корреспондентов.

По сравнению с обычными заемщиками государство занимает привилегированное положение на рынке ссудных капиталов: осуществляя контроль над ним, оно располагает возможностью перекачивать часть ресурсов на нужды казначейства методами кредитно-денежного регулирования.

Казначейство ссужает значительные суммы предприятиям - государственным и частным - через фонд экономического и социального развития. Хотя казначейство все шире выполняет функцию банкира, оно стремится осуществлять свою кредитную деятельность, особенно с частными предпринимателями, через специальные кредитные институты.

Деятельность государства как кредитора наиболее эффективные в области капиталовложений, жилищного строительства, экспорта. С его помощью возникли новые формы специальных кредитов. Их объектом являются государственные заказы, запасы сельскохозяйственной продукции, строительство, экспортные операции.

Своеобразной формой деятельности государства на рынке ссудных капиталов служит бонификация процентов - возмещение банком части расходов, связанных с выплатой процентов по их ценным бумагам. Как кредитор, государство предоставляет ссуды с низким процентом.

Во Франции выпускаются разнообразные долевые ценные бумаги — акции, которые принято делить на обыкновенные и привилегированные, голосующие и не голосующие, с одним или двойным правом голоса.

Традиционно рынок облигаций во Франции развит больше чем рынок акций. Казначейство выпускает 3 вида государственных облигаций: казначейские краткосрочные облигации, казначейские среднесрочные облигации, долгосрочные облигации.

Функций регулирования фондового рынка во Франции возложены на министерство экономики и финансов. Однако основную работу осуществляю специальные организации. Основным органом, в задачи которого входит защита интересов инвесторов, комиссия по биржевым операциям. Комиссия контролирует соблюдение стандартов раскрытия информации эмитентами и использование инсайдерской информации. В случае нарушения установленных его правил Комиссия вправе направлять материалы в прокуратуру или применять собственные санкции, в частности налагать штрафы. Комиссия выдает лицензии на создание инвестиционных компаний на управление портфелями ЦБ, расследует жалобы, поступающие от инвесторов. Совет фондовых бирж осуществляет общий надзор за деятельностью фирм по ценным бумагам и выполнять функции основной саморегулируемой организации Франции.[4]   4. Банковская система Франции

После издания в 1984г. Закона о кредитных институтов можно выделить пять категорий институтов.

Коммерческие банки. Начало коммерческим банкам положили депозитные. Возникшие позже банки участия в настоящее время приспособлены к универсальной финансовой системе. Так, многие них вынуждены были слиться с депозитными банками, поскольку не имели развитой филиальной сети. Банки средне- и долгосрочное кредитования были большей частью дочерними обществами крупных банков и остались незатронутыми законодательной реформой.

Коммерческие банки осуществляют все банковские операции: депозитные вклады, кратко-, средне- и долгосрочное кредитования: платежные операции, прежде всего очень популярный во Франции оборот чеков, эмиссию ценных бумаг, срочные сделки  и др. Ипотечные кредиты физическим лицам, лизинговое, венчурное финансирование: чаще всего они осуществляют через свои дочерние структуры.

Общества финансирования. Эта группа институтов отличается от банков главным образом тем, что им не разрешено принимать вклады частных лиц, т. е. все кредитные операции они должны осуществлять либо за счет своих средств, либо средств, полученных на денежных рынках или взятых в кредит у дружественных банков и банков, с которыми существуют кооперативные связи. Эти институты ориентированы на финансирование отдельных промышленных секторов, например пивоварен, мукомолен и т. п. Кроме того, они занимаются управлением портфелями ценных бумаг торговых и промышленных предприятий.

Кооперативные банки. Изначально эти банки создавались для сбережений и кредитных операций для ограниченного круга лиц, прежде всего из сельского хозяйства и мелкорозничной торговли. Однако в последние десятилетия клиентура этих банков существенно расширилась, так что они стали конкурировать с коммерческими банками. Тем не менее основные свои операции эти банки ведут с прежней клиентурой. Кроме того, представители сельского хозяйства и торговли доминируют в руководящих органах кооперативных банков.

Различия между самими кооперативными банками заключаются главным образом в том, на какую прослойку населения они преимущественно ориентированы и в каких местах расположены. Сберегательные кассы. Сберегательные кассы функционируют как «неприбыльные организации». Они были созданы по инициативе коммунальных учреждений для их кредитного обслуживания.[5] Во Франции имеется 4 вида взаимного и кооперативного кредитования, одна из которых Сельскохозяйственный банк взаимного кредита, одна сеть, специализирующаяся в кредитовании ремесленничества, третья сеть созданная в Эльзасе, Банк взаимного кредита, и наконец, Кооперативный кредит и морской кооперативный кредит.[6]

Специализированные банковские учреждения. Деятельность этих учреждений регулируется специальным законодательством, и они находятся под жестким контролем государства. Здесь особо следует выделить банк «Национальный кредит», ориентированный на предоставление долгосрочных кредитов промышленным, торговым предприятиям, а также государственным организациям.

Для банковской системы Франции в целом в последние годы характерен тренд к диверсификации, особенно на новых финансовых рынках. Широкое развитие получил процесс образования холдинговых структур. Кроме того, большую роль во Франции играют промышленные департаменты, через которые осуществляется управление портфелями ценных бумаг небанковских холдинговых структур. (578 Ковалева)

Заключение

Написанная мною работа позволяет сделать следующие выводы.

Финансовая система Франции, как и России, отличается высокой степенью централизации.

Общий государственный бюджет не утверждается государственной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, механически объединяющий центральный бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты.

Бюджетный процесс во Франции имеет 4 стадий и продолжается более 3-х лет: составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение бюджета, составление МЭФ отчета об исполнении бюджета. Различают контроль: административный, судебный и парламентский.

Особенностью Франции является низкий уровень прямого налогообложения и одновременно высокий уровень косвенного. При этом во Франции — высокая доля поступлений от налогов на товары и услуги в ВВП и в общем объеме обязательных отчислений.

После издания в 1984г. Закона о кредитных институтов можно выделить пять категорий институтов: коммерческие банки, общества финансирования, кооперативные банки, сберегательные кассы, специализированные банковские учреждения.

Исходя из поставленных задач в этой работе были рассмотрены следующие вопросы:

- была рассмотрен бюджет и бюджетная система Франции;

- рассмотрена налоговая система Франции;

- рассмотрен государственный кредит и государственный долг;

- описана банковская система Франции.


Список литературы

1.                Вовченко Н.Г. Финансовая система Франции. – Ростов – на – Дону.: РГЭУ(РИНХ), 2003. – 98с.

2.                Волгина Л.А. Налогообложение во Франции. – М.:Инфра-М, 1999. – 48с.

3.                Жан Матук. Финансовая система Франции и других стран. – М.: Финстатинформ, 1999. – 358с.

4.                Ковалева В.В. Финансы. – М.: ПБОЮЛ, 2001. – 640с.

5.                Толкушкин А.В. Актуальные валютно – финансовые проблемы зарубежных стан. – М.: НИФИ, 1999. – 65с.


[1] Вовченко Н.Г. Финансовая система Франции. – Ростов – на – Дону.: РГЭУ(РИНХ), 2003. – 21с.


[2] Волгина Л.А. Налогообложение во Франции. – М.: Инфра-М, 1999. – 4с.


[3] Вовченко Н.Г. Финансовая система Франции. – Ростов – на – Дону.: РГЭУ(РИНХ), 2003. – 24с.

[4] Вовченко Н.Г. Финансовая система Франции. – Ростов – на – Дону.: РГЭУ(РИНХ), 2003. – 69с.

[5] Ковалева В.В. Финансы. – М.: ПБОЮЛ, 2001. – 578с.

[6] Жан Матук. Финансовая система Франции и других стран. – М.: Финстатинформ, 1999. – 141с.