Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Филиал г. Калуги
Контрольная работа
по дисциплине «Политология»
«Политические партии и движения» (тема 21)
Исполнитель:
Специальность: Финансы и кредит
Группа: 4-ый курс (день)
№ зачетной книжки:
Руководитель:
2009
Политические партии и движения
1. Понятие политической партии, ее признаки, функции и остальные типы. Политические партии и политические движения.
2. Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России.
3. Дайте сравнительный анализ партийных систем России, США и одной из европейских стран (Франция, Италия, Германия).
1. Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия - это политическая общественная организация, которая за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции. Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях.
Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течении многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Каждая партия создавалась для защиты интересов определенных социальных групп. По этой причине партии, как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции - группы выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.
Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций.
В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.
Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально активно действовали только в период избирательных компаний. Они не имели постоянно действующих местных организаций.
Политические партии с оформлением партийных билетов, взносов, членства в партии и дисциплиной появились в Европе с возникновением массового организованного рабочего движения.
Существующие сейчас политические партии по организационной структуре можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным.
Организационно оформленные:
В партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят взносы.
Организационно неоформленные:
В партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии), а для того, что бы считаться членом такой партии достаточно, что бы за тебя проголосовал комитет этой партии. Общее, что присуще всем современным партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной группы людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией.
Наиболее известными примерами второго типа партий являются республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.
Общее, что присуще современным политическим партиям и что отличает их от партии начала и первой половины 19 в., - наличие партийного аппарата, т.е. организованной группы людей, для которой партийная, политическая деятельность является профессией. Структура партийного аппарата отвечает прежде всего задачам ведения избирательной борьбы.
Каждая партия создавалась для защиты интересов определенной социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые и новые слои избирателей. В результате партии стали в большинстве своем объединениями, в которых в том или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции- группы, выдвигающие программы, отличные от общей программы партии.
Существование в партии нескольких фракции, направлений не ослабляют партию, а наоборот, делают ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди разнообразных групп избирателей, учитывать многообразие социальных, экономических, политических интересов в обществе. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.
Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжение длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах,- ее электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев. Примерно в середине 20 в. ситуация изменилась. Крупные партии получают на выборах голоса избирателей , принадлежащих к различным группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают рабочие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.
В программах партий обычно подчеркивается их намерение служить интересам различных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Вместе с тем на выборах в европейских странах (в значительной мере в США) партии продолжают сохранять своеобразие, собственное политическое и идеологическое лицо. Например, от социал-демократов избиратели ожидают проведения сильной социальной политики, принятия новых или совершенствования существующих программ помощи социально незащищенных групп населения.
Политические партии вынуждены решать в своей деятельности очень разнообразные задачи, поэтому и количество приписываемых им некоторыми политологами функций перевалило за десяток.
Во-первых это функции звена между правящими и управляемыми. Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей “сверху вниз” и “снизу вверх”. Интенсивность этих двух информационных потоках может не совпадать. Скажем, в СССР при Сталине первый был исключительно мощным, второй почти иссяк. Но в условиях либеральной демократии не следует недооценивать значение партии в формировании общественного мнения. Другое дело, что здесь партия просто не может отвлечься от настроения рядовых членов и избирателей. Это позволяет партиям выражать социальные интересы.
Во-вторых партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждое из них в политическое решение невозможно, да и не нужно: это бы сделало политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Прежде всего, из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее и эти “отборные” интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии.
В-третьих важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества. Было бы большим искажением истины считать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые “носятся воздухе” и вытекают из обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников. Ни в Китае, ни в России необходимость построения коммунизма не следовала из текущих интересов населения. Но, будучи сформулирована партией, эта цель воодушевила миллионы людей на реализацию программы радикального преобразования общества.
В-четвертых, партии занимаются рекрутированием властной элиты и способствует ее политической социолизации. под рекрутированием следует понимать подбор кадров как для самой партии, так и других организаций, входящих в политическую систему, в том числе и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнительный аппарат и бюрократию.
Наконец, партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп, на которые индивид ориентирует поведение своих сторонников. Во многих странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность той или иной партии.
Классификация политических партии обычно начинают по признаку внутрипартийных структур. В рамках одной из них выделяются кадровые и массовые партии, различающиеся по количеству членов, основным направлениям деятельности, организационной стабильности и принципам руководства. Массовые партии отличаются прежде всего многочисленностью состава.
Массовые партии отличаются тесной и постоянной взаимосвязью их членов. Основная деятельность таких партий имеет идеологическую и воспитательную направленность. Они активно участвуют в избирательном процессе. Руководства в массовых партиях принадлежат профессиональным политикам, постоянной профессиональной бюрократии, причем центр власти находится в самой партийной организации. Иное дело - кадровые партии. Это объединение так называемых “нотаблей” с целью подготовки выборов и сохранение контактов с уже выбранными представителями.
Различают несколько категорий “нотаблей”. Во-первых это люди, которые своим именем или престижем повышают авторитет кандидата в депутаты завоевывают ему голоса; во-вторых, умелые организаторы избирательных компаний; в-третьих, финансисты.
Кадровые партии действуют преимущественно в период предвыборных марафонов, а в промежутках их активность замирает. Как правило, они отличаются отсутствием механизма официального приема в эти партии. Руководство осуществляется “нотаблями”, причем особенно широкие полномочия концентрируются в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.
Ряд партий рассматривают, полумассовые как промежуточный тип, не имеющие своего места в классификации. Это партии, состоящие только из коллективных членов, например британские лейбористы в первые годы своего существования. С финансовой точки зрения, это была массовая партия, так как выборные расходы покрывались за счет взносов членов тред-юнионов (которые и входили в партию на правах коллективного членства)
По характеру первичных организаций выделяют четыре разновидности: партии-комитеты; партии-секции; партии-ячейки; партии-милиции.
1. Партии-комитеты являются кадровыми. Это - организационно рыхлые ассоциации “нотабелей”, и первичные организации здесь просто отсутствуют. Примерами может служить Консервативная и Либеральная партия Великобритании в 19в.
2. Партии-секции имеют разветвленную сеть местных организаций. Это централизованные партии с довольно жесткой внутренней дисциплиной, но в то же время допускающее “горизонтальные связи” между низовыми подразделениями.
3. Партии-ячейки отличаются еще более жесткой структурой. “Ячейки” создаются, как правило, на рабочих местах (по производственному или по территориально-производственному признаку) Внутрипартийные связи носят по преимуществу “вертикальный” характер: “сверху” идут директивы, “снизу”- отчеты об их исполнении. Фракционная деятельность запрещена, руководство носит строго централизованный и часто авторитарный характер. Члены партий обязаны активно участвовать в их работе.
4. Партии-милиции имеют военизированную структуру с её главной отличительной чертой - принципом единоначалия. Такие партии встречаются достаточно редко. В качестве примеров можно привести штурмовые отряды в Германии (хотя сама НСДАП была партией секционного типа), террористические организации, а также некоторых стран, в которых десятилетиями длится война (Ливан, Северная Ирландия).
Максимально абстрактное определение политической партии - организация, борющаяся за власть. Попытка конкретизировать это определение приводит к следующим выводам.
Во-первых, партия не инкорпорируется непосредственно в систему государственной власти и объединяет своих членов на добровольной основе, которая подразумевает, прежде всего, единство преследуемых целей. Эти цели декларируются публично, и для их достижения используются исключительно политические средства. Таким образом, за рамки понятия "политическая партия" выводятся группы давления, пытающиеся путем воздействия на власть повлиять на процесс принятия политических решений. (Состав и структура этих субъектов политики меняются в зависимости от поставленных целей, а сами цели являются в подавляющем большинстве случаев узкоклановыми и, как правило, не афишируются.)
Во-вторых, партия выражает политические интересы определенной социальной группы или, по крайней мере, претендует на это. Другими словами, она должна представлять еще кого-то, кроме собственных членов и непосредственно связанных с ними людей. Это выводит за рамки понятия "партия" организации клубно-сектантского типа.
В-третьих, интересы, выражаемые партией, должны носить общенациональный, а не узкокорпоративный характер. Это значит, что партия должна иметь четко сформулированную программную цель, предлагающую определенный проект развития общества. Разумеется, во главу угла могут ставиться интересы отдельной социальной группы, однако при этом проект должен учитывать интересы общества в целом (или хотя бы претендовать на это). Иначе мы имеем дело, в лучшем случае, с корпоративной организацией, если не просто с лоббистской группировкой.
Наконец, полноценная партия (в своем развитом состоянии) должна обладать разветвленной структурой, между различными частями которой существует строго оговоренное разделение полномочий и обязанностей. Партия должна иметь достаточное число активистов, сеть региональных отделений и выборные центральные органы. Таким образом, за рамки понятия "политическая партия" выводятся многочисленные карликовые организации, претендующие на активное участие в политической жизни, но не могущие реализоваться в качестве реальных субъектов публичной политики.
Все перечисленные условия подразумевают высокий уровень зрелости как общества, так и государства. Прежде всего, общество должно не состоять из отдельных замкнутых общин, но быть именно гражданским - с дифференцированной, но одновременно единой социальной структурой, с формальным равенством отдельных членов и социальных групп, осознавших необходимость своего участия в политической жизни. (Так же как полноценный рынок подразумевает в качестве условия своего существования не натуральное хозяйство, а единый хозяйственный комплекс с глубоким разделением общественного труда.) Со своей стороны, государственная власть должна представлять собой открытую систему, формирующуюся и функционирующую под известным контролем общества. Для этого, в частности, она должна включать в себя в качестве необходимого звена представительные органы и независимую судебную власть.
Общественно-политические организации и движения - это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем "давления" на публичную власть. Они представляют собой "группы интересов", которые представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т.д.).
В современной политологии группы интересов определяются как добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношения как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций. Их способ действий - убеждения, советы тем, кто управляет, информирование общественности и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп, организованные действия в поддержку своих интересов, например, забастовки, митинги; социальный контроль граждан за органами власти; воздействие на процесс принятия политических решений.
Таким образом, общественные организации можно определить как добровольные, самодеятельные объединения, в основе которых лежит общность частных интересов граждан. Общественные организации и объединения - это инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность, Они могут существовать вне политических партий, но партии всегда базируются на них как своей основе. Поэтому партии всегда борются за привлечение на свою сторону своих союзников - общественно-политических организаций.
Признаками общественно-политической организации является ее широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Социальной базой общественно-политических организаций являются массы, социальные группы, корпоративные организации, общественные, национальные и экологические движения.
Далее необходимо охарактеризовать типы, характер, функции общественно-политических организаций и движений. Можно выделить в соответствии с, группами интересов общественные организации и движения в экономической сфере и сфере труда, или социально-экономические; в социальной сфере; в сфере отдыха и досуга; в сфере религии, науки и культуры; в общественно-политической сфере, кроме политических партий; региональные и др. Задача общественных организаций - выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества. Союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления - таковы основные типы общественно-политических организаций.
Важным элементом политической системы являются также и общественные движения. В общественных движениях участвуют граждане, которые в той или иной степени понимают свои интересы и проявляют некоторую активность для их защиты. Общественно-политическое движение есть добровольное консенсусное объединение людей с целью защиты общественных интересов. Общественно-политическая активность масс в движениях имеет разные уровни, формы и степени действий. Выделяются действия пассивные - простой интерес к политике» более активная форма ^ выступления на митингах, участие в массовых движениях (забастовки, манифестации, демарши), наивысшей формой общественно-политической активности можно считать членство в политической партии.
В ходе становления демократической политической системы в нашем обществе важным условием является создание механизма эффективного выявления, формирования, согласования и реализации интересов различных социальных групп и слоев. Это определяет повышение роли общественных организаций и движений в политическом процессе. Через различные публичные акции, такие, как агитация, принятие и предъявление власти петиций, обращений, заявлений, проведение митингов, демонстраций, пикетирований, общественно-политические организации непосредственно влияют на власть.
2. Партийные системы - это совокупность определенных партий, взаимоотношений между ними, государством и политическими институтами. Три основных показателей партийных систем:
· число партий;
· наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;
· уровень соревновательности между партиями (см. схему).
Однопартийные системы - это абсолютно политическая монополия одной партии, добившейся ликвидации не только легальной оппозиции, но и других партий.
Двухпартийная система - только две из многих партий, конкурируя, долгое время сменяют друг друга у власти. При двух партийной системе создается относительно стабильное правительство. При нем же возникают серьезные затруднения для формирования новых партий. Например, в США - демократическая и республиканская, в Великобритании – консервативная и лейбористская.
Разновидностью двухпартийного уклада выступает модифицированный уклад, т.е. когда ни одна из двух конкурирующих и способных сформировать правительство партии не имеет большинства в парламенте, одной из них приходится вступать в коалицию с третьей, немногочисленной, но постоянно представленной в законодательной власти. Например, в ФРГ – третьей партией, выступающей в роли регулятора, является партия свободных демократов. С ней и блокируются по очереди две основные партии. В Австралии - Аграрная и Либеральная партии составляют союз, противостоящей Лейбористской.
Многопартийные системы. У многочисленных партий есть равное право для участия в выборах законодательной власти, а также в разделении функций партий и государства. Любая партия может стать у власти, но никогда не превратится в партию власти. Многопартийность является благоприятной для общества, поскольку располагает механизмом цивилизованного прихода партии к власти, а через их конкуренцию обеспечивает выдвижение альтернативных вариантов развития общества.
Многопартийные системы реализуются в различных моделях. Коалиционная модель используется тогда, когда ни одна из победивших партий не располагает большинством в парламенте – органе законодательной власти. Поэтому победившие партии вынуждены объединятся и образовывать коалиционные правительства. Как правило, такое правительство очень не стабильно.
Двухблоковая модель характеризуется тем, что в борьбе за власть соперничают два постоянных блока партий (левые и правые партии).
Система национального сознания – когда, хотя и существуют соперничающие партии, только одна из них постоянно доминирует над всей политической системе.
Система коопераций партий, характеризующиеся соглашением главных политических партий и фактическим исчезновением оппозиций.
Основные типы отношений между партиями:
ü Идеологическое противостояние;
ü Политическое противоборство;
ü Взаимный нейтралитет;
ü Параллельные действия;
ü Эпизодические соглашения по отдельным вопросам;
ü Сотрудничество на основе компромисса;
ü Создание блока, коалиции для достижения некоторых общих целей;
ü Объединение, создание общей организации на определенных условиях. Главной задачей любой политической партии является достижение государственной исполнительной или законодательной власти.
В современной России партии имеют влияние только в законодательной ветви власти. Наиболее значительные партии имеют фракции в Государственной Думе, в законодательных органах субъектов Федерации.
При этом сам Президент России не связан ни с одной политической партией. Правительство также формируется не по партийному, а по профессиональному признаку. Большинство глав администраций субъектов Федерации, мэров крупных городов также не принадлежат ни к одной партии. Выборы в органы исполнительной власти на местах проходят без определяющей роли политических партий; электорат выбирает, ориентируясь, скорее, не на программы, а на личность кандидата. Этому есть свои причины.
Во-первых, в России еще не сложилась устойчивая партийная система. Обилие партий, носящих во многом искусственный характер, обусловлено не отличием программ, а амбициями их лидеров. Такие партии заботит больше не реализация интересов электорального слоя, а интерес власти. Во-вторых, в партийной борьбе еще не изжиты кардинальные идеологические противоречия, способные вылиться в силовое противостояние. В-третьих, становлению сильных партий не способствует и позиция верхних эшелонов власти (Президент и Правительство), которым выгодно иметь диалог с разрозненной оппозицией. В условиях, когда по Конституции России большинство властных полномочий сосредоточено в руках Президента и исполнительных органов власти, воздействие и влияние политических партий на общенациональную политику сведено к минимуму и осуществляется в основном в рамках парламентских дебатов.
Власть политических партий в России имеет латентный характер, сводясь к деятельности их парламентских фракций. В этом случае воздействие на исполнительную власть осуществляется через процесс законотворчества, посредством лоббирования принятия политических и социально-экономических решений, торга на «рынке власти» с Правительством и Президентом (имеющего зачастую вид «схватки под ковром»).
Сильным рычагом воздействия этих партий на исполнительные органы власти в России является процесс принятия бюджета. Однако здесь узкопартийные пристрастия и интересы, лоббистская деятельность, непрофессионализм и идеологическая зашоренность берут зачастую верх над общенациональными приоритетами. Становится очевидной необходимость повышения ответственности партийных фракций в Государственной Думе за те решения, которые ею принимаются.
3. Во Франции всегда уважалось мнение народа и ей, как никакой другой стране был характерен политический плюрализм.
Ныне действующая Конституция Французской Республики в статье 4 провозглашает: "Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и "демократии". На политической арене действует множество политических партий и движений, им свойственна мобильность. Они возникают, приходят в упадок, исчезают, сливаются, блокируются, меняют политические ориентиры и названия. В Конституции Франции нет четкой регламентации Конституционного Совета от 16 июня 1976 г., в котором свобода образования политических партий провозглашена в качестве "основного принципа, признаваемого законами Республики". Партии образуются свободно. Единственным условием является подача декларации в административные органы. Особое разрешение для образования любой партии не требуется. Все политические ассоциации и партии, не зарегистрированные в соответствии с установленной процедурой, не обладают какой-либо юридической правоспособностью. В особых случаях такая правоспособность может быть признана судебными органами.
Во Франции из многочисленных партий и ассоциаций заметную роль в политической жизни играют несколько наиболее значительных. Это - Французская социалистическая партия (входит в Социнтернационал), включает более 180 тыс. человек; движение левых радикалов, созданное в 1972 г. (около 30 тыс. членов); Французская Коммунистическая партия (500 тыс. членов); Объединение в поддержку Республики (буржуазная партия, основанная в 1958 г., объединившая сторонников генерала Шарля де Голля - насчитывает около 900 тыс. членов); Республиканская партия, образованная в 1966 г., объединяющая около 160 тыс. членов и представляющая интересы средней и крупной буржуазии; Центр социальных демократов - правоцентристская буржуазная партия, образованная в 1976 г. (около 30 тыс. членов); Национальный фронт, основанный в 1972 г. - представляет собой ультраправую организацию. Имеются также и мелкие партии, включающие партии Корсики и заморских департаментов.
Во Франции партии ограничения финансируются частными лицами. Государством Финансируются те партии, которые выставили кандидатов по меньшей мере в 75 избирательных округах.
В статье 2. Конституции Французской Республики 1958 г. (ныне действующей) закреплено, что Франция является неделимой, светской, демократический и социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или религии.
Ее принципами являются: правление народа, по воле народа и для народа. Эти положения вошли в действующую Конституцию из статей 1 и 2 Основного закона 1946 г. Во Франции республиканская форма правления является традиционной, за исключением двух империй. По-видимому, другая форма правления во Франции не укоренялась, в тексте французской Конституции (ст.89 последний абзац) прямо указано: "Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра". При этом Конституция учреждает смешанную республиканскую форму. Это выражается в том, что глава государства (Президент) избирается помимо Парламента, а Премьер-министр назначается Президентом без согласия высшего представительного органа. Таким образом, мы можем определить Французское государство как президентскую республику. Вместе с тем во Франции правительство несет-ответственность перед нижней палатой парламента (Национальным собранием). Это присуще для парламентской формы правления, при которой Президент не может отозвать Премьер-министра. В целом политическая система во Франции характеризуется смешанной республиканской формой правления.
Принцип национальной независимости, территориальной целостности красной нитью проходит через весь текст Конституции (ст.5, 53, 89 и др.). Последний абзац ст.53 этот принцип формулирует так: "Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения" или: "Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при наличии посягательств на целостность территории" (ст.89 последний абзац). Неделимость республики - константа Французского республиканского государства. Любое покушение на неделимость государства, на целостность его территории наказуемо в соответствии с нормами Уголовного Кодекса Франции. Эти действия квалифицируются как преступления против безопасности государствгГ—В части толкования ст.53—5—согласии "заинтересованного населения", то в одном из решений Конституционного совета эта часть статьи интерпретировалась как возможность уступки территории иностранному государству, либо на возможность путем выделения части территории Франции и создания на ее базе независимого, государства или присоединения к независимому государству (что можно пронаблюдать на примере Алжира).'
Следующим элементом политической системы Франции являются взаимоотношения церкви и государства. Несмотря на сильные католические традиции Франции, официальная религия отсутствует. Граждане обладают свободой вероисповедания. Это означает, что любая религиозная конфессия имеет равное право на существование. И все же утверждение, что государство обеспечивает свободу совести еще не означает, что оно не может иметь каких-либо отношений с церквями, действующими на его территории. Это касается как территорий внутри Франции на континенте, так и на территориях заморских владений. В ряде областей с преимущественным проживанием католиков, имелись непосредственные отношения со Святым престолом (Эльзас, Лотарингия), а Гвиана так и не признала принципа отделения церкви от государства. Уголовный кодекс там содержит норму, в соответствие с которой подлежат ответственности священнослужители, совершившие обряд бракосочетания до заключения гражданского брака.
Следующим понятием, раскрывающим сущность политической системы Франции является "демократическая республика". Этот термин впервые был включен в текст Конституции Франции 1848 г. и означал введение всеобщего избирательного права, (но по смыслу только для мужчин). Этот принцип развит и в статье 3 ныне действующей Конституции, где указывается, что: "всеобщее избирательное право может быть прямым и косвенным, а также равным и тайным".
Следующий термин, раскрывающий сущность политической системы - "социальная республика". Одновременно статья 55 Конституции формулируют и следующее положение: "Международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной". Этой статьей Конституция Франции придает принципиальное значение принципу применения норм международного права - договоры имеют незаконодательную силу.
Когда перед Европой встал вопрос об интеграции в Евросоюз, выяснилось, что наиболее приспособленной к ней оказалась Конституция Франции. Этому подтверждение - ряд добровольных передач компетенции на условиях взаимности в ведении Европейских сообществ.
Список использованной литературы
1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию – Москва, 2002 г.
2. Марченко М.Н. Политология. Курс лекций – Москва, 1997 г.
3. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Политология – Ростов-на-Дону, 2001 г.
4. Сравнительная политология. Голосов Г.В. изд-во НГУ, 1995
5. Введение в политологию К.С. Гаджиева М, Просвещение, 1994
6. Основы политологии, Дорофеев В.И., Родионов В.А., СГУ, 1993г.
7. Перегудов С.П., Холодковский К..Г. Политическая партия: мировой опыт и тенденции развития//Коммунист. -1991.-№2;
8. Шмачкова Т.В. Мир политических партий//Политические исследования. - 1992.-№1-2.
9. Ажгибкова Г.Н., Федорова Н.Н. “Социальные основы политических систем.” - М .1991 и др.
10. С.В. Решетников, «Политология», Минск 2002 г.
11. Авакян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в России: конституционно-правовые основы. М., 1996.
12. Верт Н. История советского государства 1900—1991. М., 1992.