Содержание

 

Введение. 3

1. Понятие о воле. 4

2. Волевые качества и их развитие. 5

3. Направленность воли. 10

4. Развитие силы воли. 11

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Введение


В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последнее время наблюдается повышенное внимание к воле. Еще в XVIII-XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале ХХ в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений, жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

По этой причине в начале ХХ в. и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов.

Вчитываясь сегодня в работы таких замечательных психологов прошлого, как У. Джемс в США и С.Л. Рубинштейн в России (в годы всеобщего отвлечения от нее они продолжали заниматься ею), мы обнаруживаем, что воля – вполне реальное явление, обладающее своим специфическим, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками.

Цель работы – рассмотреть волевые черты в деятельности человека.

Задачи работы:

– рассмотреть понятие о воле;

– определить волевые качества и рассмотреть их развитие;

– определить направленность воли;

– изучить способы развития силы воли.


1. Понятие о воле


Вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в первые десятилетия прошлого столетия стремились вообще отказаться от понятия воли как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, операционализируемыми и верифицируемыми, т.е. такими, которые можно наблюдать и оценивать. Так, в американской поведенческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие «устойчивость поведения» - настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, устройство, стойкость, последовательность и т.п.

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменить ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что  он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения[1].


2. Волевые качества и их развитие


Воля как сознательная организация и саморе­гуляция деятельности, направленная на преодо­ление внутренних трудностей, - это прежде все­го власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огром­ный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать лю­бые трудности, встречающиеся на пути к достижению постав­ленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т.д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, по­давлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нрав­ственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабово­лия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.

Абулия - это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при по­нимании необходимости принять решение действовать или ис­полнять его.

Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него полевое поведение.

Апраксия - сложное нарушение целенаправленности дейст­вий, вызываемое поражением мозговых структур. Если пора­жение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга - наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произволь­ной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.

Абулия и апраксия - сравнительно редкие явления, прису­щие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обуслов­лено, как правило, не мозговой патологией, а неправильным воспитанием, вполне устранимо в результате направленного формирования личности детей и подростков. Наиболее типич­ным проявлением слабой воли является лень - стремление че­ловека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Примечательно, что многие люди, во всех других случаях менее склонные призна­ваться в каких-либо недостатках, весьма легко признают за собой этот дефект.

Положительные качества воли, проявления ее силы обес­печивают успешность деятельности, с лучшей стороны харак­теризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и многие другие. Так, реши­тельность - это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответст­венные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности - это не всегда мгновенное, но всегда своев­ременное решение, принятое со знанием дела, с учетом обстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетель­ствуют не столько о решительности, сколько о желании чело­века избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли. С другой стороны, постоянное оттягивание принятия или исполнения решения, откладывание его «в долгий ящик» гово­рит, в свою очередь, о неразвитости воли. Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советов известную критичность по отношению к этим мнениям и сове­там. Как и решительность, самостоятельность выявляет, глав­ным образом, внутреннюю локализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может быть противопостав­лена, с одной стороны, упрямству, а с другой - внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей, проявляет конформность. Следствием безволия является  и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам ра­зума и советам окружающих. Настойчивость упрямого челове­ка носит неразумный характер, она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности и поведения. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воли выступает как качество личности, наиболее полно выража­ющееся в коллективистском самоопределении[2].

Оценка волевого качества не может быть выражена одной лишь шкалой «сила – слабость». Существенное, если не реша­ющее, значение имеет моральная воспитанность воли. Харак­теристика проявлений воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимости мотивов, положенных в основу осу­ществления волевого акта. Человек, обладающий морально воспитанной волей, это прежде всего коллективист, подчиняю­щий свои индивидуальные устремления воле и авторитету кол­лектива, интересам социалистического общества.

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнооб­разными, но все они включают соблюдение следующих условий.

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения при­вычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю.

2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности спосо­бен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повсе­дневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необхо­димым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности - моральных принципов и убеж­дений, основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.

3. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематиче­ское невыполнение принятых решений размагничивает чело­веческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выпол­нять.

4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать част­ные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распо­рядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют органи­зовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой чело­век - хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятель ность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для то­го чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.

Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление труд­ностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли.

Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успеш­ное выполнение деятельности зависит не только от формирова­ния тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответст­вующих навыков как условий реального выполнения намеченно­го, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, например, оказать помощь подшефно­му колхозу в заготовке кормов, но нужно уметь это делать. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей.

Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общении человека с дру­гими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

У каждого школьника есть все возможности для развития и самовоспитания воли. Чем раньше начинается сознатель­ный процесс воспитания воли, тем больших успехов он мо­жет добиться[3].




3. Направленность воли


В психологии черты характера условно разделяют на 2 группы.

К одной группе относят волевые черты характера, которые мы уже рассматривали: целеустремленность, самообладание, мужество, дисциплинированность и др.

Другая группа отражает направленность личности, воли человека, т.е. то, чего человек хочет в жизни, к чему стремится (потребности, мотивы, интересы, убеждения, мировоззрение). Это такие черты личности как: альтруизм (человек ставит интересы других, общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу, прежде всего, о личном благополучии, для него важны только личные потребности и желания);

-общительность и замкнутость, скрытность;

-трудолюбие и лень;

-добросовестность и небрежность, безответственность;

-инициативность и консерватизм, косность;

-самокритичность и зазнайство;

-чувство собственного достоинства и высокомерие;

-помощь другим и хищническое отношение к людям и др.

Психология считает направленность центральным звеном в структуре личности и подчеркивает, что за внешними проявлениям и поступков и действий человека нужно стремиться распознать его истинные переживания, цели, намерения.

Направленность еще определяют как содержание характера, в котором на первый план может выдвигаться то один компонент, то другой.

У одного человека преобладают духовные потребности, например, познавательные (к математике, философии, поиск истины), эстетические (к разным видам искусства), к самосовершенствованию;

у другого – социальные: к работе, совместной или организационной деятельности или др.;

у третьего - материальные потребности - стремление к жилищным удобствам, новой одежде и т.д.

Направленность личности значительно влияет и на результаты деятельности человека и на его личное развитие. Чем больше человек способен заботиться об интересах других людей, коллектива, в котором работает, тем больших успехов может добиться в своей деятельности, тем полноценнее развивается как личность[4].


4. Развитие силы воли


Практическое развитие силы воли начинается с преодоления «тормозящих» внутренних состояний:

1. Не обращаю внимания на свои слабости, недостатки.

2. Отношусь к себе самокритично, знаю свои слабые стороны, отрицательные качества, но смирился с ними.

3. Знаю свои недостатки, не мирюсь с ними, испытываю чувство недовольства по отношению к ним, но … (ленюсь; не верю, в то, что можно их исправить; не понимаю, ради чего избавляться от них и т.д.)

4. Знаю свои недостатки; недоволен ими; хочу от них избавиться; знаю, для чего мне нужна сильная воля; готов действовать, но не знаю, что и как делать.

В таком состоянии нужно приступать к изучению вопроса практического развития сильной воли.

Формирование сильной и стойкой воли происходит, когда человек стремится к осуществлению отдаленных целей.

Чтоб отдаленные цели хорошо зафиксировать в сознании, нужно отразить их в конкретных задачах, промежуточных целях.

В некоторых случаях конечная цель оказывается слишком отдаленной; тогда следует сосредоточить внимание на промежуточных целях, ведущих к ней.

В этом случае следует избегать двух противоположных ошибок. Первая состоит в фокусировании внимания и воли исключительно на конечной цели, что приводит к утрате чувства реальности; другая, более распространенная ошибка состоит в излишнем внимании ко второстепенным целям и средствам их достижения, в их переоценке; при этом теряется из виду конечная цель или акцент смещается с цели на средства ее достижения. Затем необходимо организовать свою деятельность согласно четко намеченному плану.

В развитии силы воли на первый план выходит формирование целеустремленности. Она включает в себя:

- умение ставить ясные цели и задачи;

- умение планировать свою деятельность;

- и упорство, умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели.

Препятствия в волевых действиях могут быть не только внешними, но и внутренними (субъективными). Для достижения поставленной цели их тоже необходимо преодолевать. Это - усталость, вредные привычки, фрустрация, лень, тревога, страх и др.

При этом считается, что трудности, которые мы оцениваем как отрицательные мотивы, могут преодолеваться только положительными. Например, если нам мешает лень, то помочь может чувство интереса, жажда новых впечатлений.

Чем сильнее препятствия, тем интенсивнее должно быть волевое усилие.

«Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам, спокойно, не торопясь, но беспрерывно, стремясь к намеченной цели» (В. Гете)[5].

Заключение


Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

Психологические исследования в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиористики ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации  в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности.

Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения.

Иными словами, в новейших периодах истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе с тем они оказались расширенными и углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов.

Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегральный характер.

Список литературы


1.     Асмолов А.С. Психология личности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2.     Козлов В.И. Формула личности. – СПб: Питер, 2000.

3.     Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

4.     Петровский А.В. Психология. – М.: Прима, 2000.

5.     Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.



[1] Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. С. 425-426.


[2] Козлов В.И. Формула личности. СПб: Питер, 2000. С. 102-107.


[3] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 111.


[4] Петровский А.В. Психология. М.: Прима, 2000. С. 294-295.


[5] Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 90-92.