Содержание:

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Сущность , цели, задачи управленческого учета……………………………….5

1.1. Определение сущности управленческого учета………………………………5 

1.2. Предмет управленческого учета, его объекты………………………………...6

1.3.Задачи и принципы управленческого учета…………………………………...8

1.4. Метод и способы управленческого учёта……………………………………11

2. Роль управленческого учета в принятии управленческих решений…………15

2.1. Сущность принятия управленческих решений ……………………………..15

2.2. Функции управленческого учета в принятии управленческих решений.….21

3. Развитие управленческого учета в России…………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………….27

Список использованной литературы……………………………………………...29





Введение.

 

Управленческий учет представляет собой область знаний, необходимому каждому, кто занимается  предпринимательством. Менеджер несет ответственность за достижение целей, поставленных ему администрацией или учредителями предприятия. Результаты деятельности менеджера во многом зависят от информации, которая использована им для планирования, контроля и  регулирования управленческой деятельности, а также принятия решений.

Управленческий учет позволяет системно рассмотреть внутри предприятия вопросы оперативного планирования, контроля и учета отдельных видов деятельности. Основным критерием действенности системы является эффективное управление финансовыми и людскими ресурсами, управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм.

Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.

Таким образом, единая система бухгалтерского учета стала включать финансовый и управленческий учет.

Овал: Б              В                
                                   Г

Овал: А





А – производственный учет

Б – финансовый учет для внутреннего пользования

В – финансовый учет в узком смысле для внешних пользователей

Г – налоговые расчеты на базе финансового учета (налоговый учет).

Выделяют два подхода к пониманию сущности термина «управленческий учет».

Первый связан с management accounting, второй – с европейским «контроллинг» (Германия).

В соответствии с первым термином основной задачей любой учетной деятельности является обеспечение управленческого персонала предприятия своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. Это означает, что деятельность по учету неразрывно связана с управлением предприятием в целом и отдельными его частями. Поэтому management accounting может быть переведен как организация учета, исходя из потребностей управления. При таком подходе УУ – не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система бюджетирования, система оценки деятельности подразделений. В целом, это в большей степени управленческие, чем бухгалтерские технологии.

Цель работы изучение сущности управленческого учета и его роли в принятии управленческих решений.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

*  Изучить определение сущности управленческого учета

* Изучить предмет управленческого учета, его объекты

* Изучить задачи и принципы управленческого учета

*  Изучить метод и способы управленческого учёта

* Изучить роль управленческого учета в принятии управленческих решений

* Изучить сущность принятия управленческих решений

* Изучить функции управленческого учета в принятии управленческих решений

* Изучить развитие управленческого учета в России


 

 

1. Сущность , цели, задачи управленческого учета.

1.1. Определение сущности управленческого учета. 


Управленческий учет выступает составной частью информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью  обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Управленческий учет формирует такую информацию для руководителей разных уровней управления  внутри предприятия с целью принятия ими правильных управленческих решений. Содержание управленческого  учета определяется целями управления, оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.

Становление управленческого учета произошло от  калькуляционного учета, и поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство будущих и прошлых периодов в различных классификационных аспектах. Этот момент присутствует в определении понятия ’’управленческий учет’’, появившемся в последнее время в переводной и отечественной экономической литературе, также в первых работах по бухгалтерскому учету и его использованию в управленческой  деятельности.[2,стр.24]

Другим важнейшим моментом, который отличается всеми авторами при определении сущности управленческого учета, является аналитичность информации.   В составе управленческого учета  информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается с целью наиболее четкого и достоверного отражения результатов деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия. Эффективность производственной деятельности представлена в учете как процесс сопоставления фактических и стандартных затрат  и результатов от производственных расходов.

Установлению сущности управленческого учета способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих  его как целостную информационно-контрольную систему  предприятия; непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования  объективных экономических законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Таким образом, сущность управленческого учета можно определить как интегрированную систему учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.



1.2. Предмет управленческого учета, его объекты.

 

Предметом управления является процесс   воздействия на объект или процесс управления с целью организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Управление реализует воздействие на предмет управления с помощью планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля.

Теория науки об управлении  формирует концепцию и о предмете управленческого учета. Предметом управленческого учета в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла  управления производством.

Раскрывают содержание предмета его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:

-    производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в   процессе хозяйственной деятельности предприятия;

-    хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности   производственную деятельность предприятия.

В состав производственных ресурсов входит:

-   основные фонды - это средства труда (машины, оборудование производственные  здания ) их состояние и использование;

-    нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения ( право пользования землей,     стандарты, лицензии, товарные знаки и т. д. ) их состояния и использования;

-   материальные ресурсы –предметы труда,  предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда.

Эти ресурсы в управленческом учете представлены  производственными запасами на складах предприятия, в кладовых цехов и на участках, складах производственного отдела и в процессе их движения по стадии производственного цикла до склада готовой продукции. Они включают сырье как продукт добывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства; материалы подвергшиеся предварительной обработке, как на самом предприятии, так и на  другом ( полуфабрикаты- заготовки , поковки, отливки , детали ); [4,стр.37]

-   трудовые ресурсы – масса живого труда, которой располагает предприятие в данный момент, использование трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности и результат труда.

Ко второй группе объектов управленческого учета относятся:

-   снабженческо – заготовительная деятельность - приобретения, хранение, обеспечение   производства сырьевыми  ресурсами, вспомогательными материалами  и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, маркетинговая деятельность, связанная со снабженческими процессами;

-   производственная деятельность –процессы, обусловленные технологией производства продукции, включающие основные и вспомогательные операции; операции по совершенствованию выпускаемых и разработке новых продуктов;

-   финансово-сбытовая деятельность –маркетинговые исследования и операции по   формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продаж¸ начиная с рекламы продукта и заканчивая  установлением прямых связей с потребителями,  контролем качества выпускаемой продукции;

-   организационная деятельность-создание организационной структуры предприятия,  вычленение из системы предприятия функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникаций между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия. Может быть выбрана другая группировка объектов управленческого учёта, но в любом случае она должна отвечать основным целям управления.    


1.3.Задачи и принципы управленческого учета

            В условиях обособления предприятий с различными формами собственности, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования, развития других сторон рыночной экономики изменяются целевая ориентация всей системы бухгалтерского учета предприятия и ее современное назначение — формирование информационно-аналитической базы принятия управленческих решений.

      Деятельность предприятия и результаты его работы зависят от непрерывной последовательности принимаемых решений, каждое из которых вызывает движение материальных, трудовых и финансовых ресурсов и в конечном счете оказывает как благоприятные, так и неблагоприятные воздействия на финансово-экономическое состояние предприятия.

      Информационное обеспечение процесса управления включает бухгалтерскую, статистическую отчетность, оперативные данные, различные неформализованные неучетные сведения. По отношению к предприятию потоки информационных данных обусловливаются внешними и внутренними факторами.

Внешние факторы характеризуют состояние экономики и условия развития техники и технологии, взаимосвязь предприятия с различными финансово-кредитными учреждениями и государственными органами контроля. Кроме того, предприятие имеет дело с различного рода рынками, которые составляют его непосредственное коммерческое окружение — рынок покупателей продукции (работ, услуг); рынок поставщиков материалов, энергоресурсов, оборудования и других производственных ресурсов. Конкуренты, производящие аналогичные виды продукции, присутствуют как на рынке покупателей, так и на рынке поставщиков. Каналы сбыта — оптовый канал, розничный, смешанный, через посредников или филиалы, представительства. Влияние предприятия на эти факторы достаточно ограничено, и они находятся вне области управления, но их необходимо учитывать при формировании управленческих решений.

Внутренние факторы сосредоточены на самом предприятии и включают состояние его производственно-финансовых активов, эффективность использования имеющихся ресурсов и уровень издержек производства. Эти данные находятся в области управленческих решений предприятия и формируются в основном в подсистеме бухгалтерского учета. Однако непосредственное использование данных бухгалтерского учета для целей управления затруднено. Информационные потребности и запросы руководителей и менеджеров ограничиваются по следующим причинам:       сложность понимания экономического содержания статей и форм бухгалтерской отчетности, их взаимосвязи;

         ретроспективный характер ведения бухгалтерского учета;       необходимость включения и оценки альтернативных действий;          необходимость формирования информации с разным уровнем обобщения в зависимости от уровня управления;

      Решение указанных проблем привело к относительному обособлению, разделению бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет.

Управленческий учет представляет собой информационно-вычислительную систему, объединяющую совокупность форм и методов планирования, учета, контроля и анализа, направленную на формирование альтернативных вариантов функционирования предприятия и предназначенную для информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений.

      Управленческий учет, являясь составной частью системы управления предприятием, призван формировать информацию для:

      планирования будущей стратегии и тактики функционирования предприятия в целом и осуществления отдельных хозяйственных операций, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия;

      измерения и оценки эффективности хозяйствования в целом и в разрезе подразделений, выявления степени рентабельности отдельных видов продукции (работ, услуг);

      контроля экономичности текущей деятельности предприятия в целом и в разрезе отдельных подразделений, видов деятельности;

     корректировки управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции (работ, услуг).

      К конкретным практическим задачам управленческого учета следует отнести:       выявление областей наибольшего риска и узких мест в деятельности предприятия;       формирование ценовой политики предприятия, в том числе пределов скидок, при различных условиях сбыта и платежа;

      формирование ассортиментной политики и выявление убыточных видов продукции;       оценка эффективности дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений.[3, стр.56]

      Исходными позициями при реализации задач управленческого учета являются:       ориентация на достижение поставленной цели предпринимательства;       формирование альтернативных вариантов решений поставленных задач деятельности предприятия и выбор оптимального варианта;       расчет нормативных параметров исполнения оптимального варианта и своевременного выявления отклонений от заданных параметров;      интерпретация выявленных отклонений и их анализ.       Управленческий учет, концентрируя информацию в объеме, необходимом для принятия управленческих решений руководством предприятия различных уровней, строится на соблюдении следующих общесистемных принципов формирования информации:

      Принцип опережения данных для принятия управленческих решений. При этом гораздо важнее правильная оценка предстоящих расходов и доходов, чем констатация упущенных возможностей.

      Принцип ответственности за последствия принятых решений. Если ответственность за результаты хозяйствования на всех уровнях управления отсутствует, вести управленческий учет нет смысла.

      Принцип целостности. Управленческий учет должен быть системным и обеспечивать согласованность данных с показателями финансового учета и отчетности даже тогда, когда он ведется без использования первичной документации, счетов и двойной записи.

      Принцип понятности. Представление данных в виде аналитических таблиц, графиков, удобных и понятных для пользователей.

      Информация управленческого учета предназначена для внутреннего управления предприятием и носит конфиденциальный характер.


1.4. Метод и способы управленческого учёта


В системе управленческого учёта его объекты имеют определенное специфическое отражение. Прежде всего производственные ресурсы отражаются по состоянию, в движении, целесообразности использования в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Совокупность различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия, называется методом управленческого учета. Он состоит из следующих элементов: документация; инвентаризация; оценка; группировка и обобщение в контрольные счета; планирование; нормирование и лимитирование; анализ; контроль.

         Документация – первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учёту достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия. Первичный учёт в общей системе учета является основным источником информации для финансового и управленческого учёта. [1,стр.56]

   Применительно к специфике предприятия комплексный подход к организации первичного учёта обеспечивает:

-   дальнейшее совершенствование оперативно-календарного планирования, оперативного контроля и диспетчирования хода производства;

-         разработку и внедрение единого для финансового и управленческого учета документооборота , упорядочение и унификацию первичной документации;

-         строгий контроль за расходованием материальных и трудовых ресурсов, за  соответствием размеров оплаты труда , списанию материалов согласно количеству изготовленной продукции;

-         сохранность заготовок, деталей, узлов и полуфабрикатов в процессе их движения по стадиям обработки, потребления и хранения;

-         улучшение организации складского учета деталей, узлов и сборочных единиц за счет оборудования специальных мест хранения, обеспечение современными весоизмерительными и аналитическими устройствами;

-         закрепление за должностными лицами отдельных коллективов (бригад, участков) функций по оформлению учетной документации или сбору информации с машинных устройств, повышение персональной ответственности за правильность оформления и полноту сбора информации;

-         достоверность и своевременность информиции о производстве путем использования балансов учета движения деталей, полуфабрикатов в управленческом и финансовом учете в виде сводных документов;

-         переход к механизированному сбору, передаче и обработке информации о движении деталей, узлов и полуфабрикатов к получению на основе первичного учета результирующей информации с помощью персональных ЭВМ на разных уровнях управления;

-         своевременную и полную в течение определенного отчетного периода проверку данных оперативного учета в сопоставлении сфактическим состоянием, размерами и комплектностью незавершенного производства с помощью инвентаризации, что одновременно позволяет улучшить информационную базу планирования производства и нормирование запасов по местам возникновения и заделов.

Инвентаризация- способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации определяют отклонения от учетных данных: либо неучтенные ценности, либо потери, недостачи, хищения. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролю за их использованием, установлению полноты и достоверности учетной информации.

Группировка и оценка, использование контрольных счетов - способ изучения  позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений.

  Контрольный счет – это итоговый счет, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода.

Планирование, нормирование и лимитирование -  входят в систему управления предприятием.

         Планирование - непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Оно связано с решением проблем будущего. Планирование эффективно только тогда, когда оно базируется на статистических  исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности.

  Нормирование - процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленные на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.

Лимитирование - первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит- установление границ выдачи, исходя из норм.  Система лимитирования должна состоять не только из расчета лимита отпуска материалов цехом,  но и из учетных и контрольных операций. Поэтому в системе управленческого учета лимитированию отводят роль оперативной информации, позволяющей активно влиять на формирование материальных затрат.

Анализ - в процессе анализа выявляются отклонения и причины вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства, принимаются соответствующие управленческие решения.

 Контроль – завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные системы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая его специфическую сферу деятельности.

Все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение целей управления.



2. Роль управленческого учета в принятии управленческих решений.

2.1. Сущность принятие управленческих решений

 

Характеризуя социальную организацию предприятия, её трактуют то как совокупность социальных групп, образующих единую систему, то как систему отношений, возникающих между людьми и социальными группами, то как систему писаных и неписаных правил, регулирующих поведение людей, или как систему власти на предприятии. Любой подход имеет, конечно, право на существование, поскольку фиксирует различные стороны одного и того же явления. [5, стр.23]

В социологии и теории управления выделяют две подсистемы регуляции в рамках социальной организации - формальную и неформальную. Они опираются на две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается специфической природой и действует по собственным законам. Они постоянно взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя единую систему.

Формальная организация - костяк административной структуры - представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.

Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В одном случае такая позиция называется функцией, в другой - статусом. [5,стр.14]

Система безличных требований фиксируется нормами и образцами поведения, которые представляют собой основные элементы культуры. Они фиксируются в ролевых предписаниях. Формальную организацию с полным правом следует отнести к числу наиболее древних социальных изобретений человечества, направленных на рационализацию управления и эффективность кооперированной деятельности. Поскольку её цель - сделать управление людьми эффективным, а поведение контролируемым и предсказуемым, в фундаменте такой организации лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний, введением безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации.

Формальная структура образует каркас отношений в организации, придаёт их необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс целедостижения. Вместе с тем она порождает ряд неустранимых дисфункций, поэтому служит для социологов самых разных направлений объектом критики.

Неформальная организация - вторая подсистема. Она базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие от формальной неформальная организация строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная организация не является жёстко структурированной, вектор её направленности меняется. При этом её направленность может как усиливать внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Вся она строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жёстко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие придаёт гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жёсткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создаётся отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.

Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друг друга, а иногда и противоборствуют. Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена следующими факторами:

невозможность стандартизировать всю совокупность отношений, возникающих на производстве по поводу трудовой деятельности;

неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений;

необходимость отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают именно в неформальной организации и, лишь затем, переносятся в формальную;

невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам, поэтому всё многообразие неделовых отношений.

Именно последнее условие дало специалистам возможность разделить неформальную организацию на два блока: неформальную организацию как тип неформальной организации, возникающей по поводу трудовой деятельности, и так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую внепроизводственные связи людей. Характеризуя роль неформальной организации внепроизводственной сферы, они отмечают её роль в поддержании социальной целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании у работников высокой самооценки и самоуважения. Видимо, неформальная организация выступает своеобразным буфером между человеком и жесткой формальной организацией. Она проявляет себя главным образом на уровне контактных коллективов, малых групп и опирается на спонтанно формирующиеся здесь межличностные нормы, ценности, механизмы сплочённости и лидерства, на выработанные группой санкции за отклоняющееся поведение.

Особое место в теории управления и социологии организации занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления. Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.

Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем) , а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая накладывает существенный отпечаток на образ его поведения.

Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений. Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он в конечном счёте представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.

В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.

Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана – прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители. [4,стр.67]

В литературе классификации управленческих решений строятся по самым разным основаниям. Одной из оправданных с социологической точки зрения представляется классификация А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все управленческие решения в организации могут быть разделены на:

жёстко обусловленные (детерминированные) ; слабо зависящие от субъекта решения.

К первым обычно относят либо так называемые стандартизированные решения (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями) , либо вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.

Другой тип решений – так называемые инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьёзный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание) , так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции.

Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации.

Не меньшее значение приобрела в теории организаций проблема рациональности принимаемых решений. Если первые теоретики социологии управления рассматривали подготовку решения как целиком рациональный процесс, то, начиная с середины 50-х гг., распространение получил подход, согласно которому данный процесс считается ограниченно рациональным, ибо обусловлен социо-культурными и человеческими факторами. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.

Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является также проблема выполнения принятых решений.

До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма» , стимулированию самоуправления.


2.2. Функции управленческого учета в принятии управленческих решений.


Принятие решений на предприятии - это всегда выбор между вариантами действий с разными прогнозами результатов. Текущие управленческие решения редко бывают настолько глобальными, чтобы ценную информацию для них можно было получить из итоговых цифр финансовых отчетов, отражающих состояние компании в целом. Важны, как правило, цифры, показывающие отдельные аспекты деятельности предприятия. Для лучшего понимания сути процесса имеет смысл провести классификацию данных, используемых в принятии решений. Информация может быть поделена по таким параметрам: Вид данных. В сферу интересов управленческого учета входят такие уровни сбора и обработки информации, которые в финансовом учете считаются исключительно аналитическими и не входят в результаты работы финансовых учетных подразделений, как правило, измеряемые в денежном выражении. В управленческие отчеты может включаться количественная информация о продуктах, коэффициенты и показатели, которые измеряются эмпирически, например оборачиваемость текущих активов, денежных средств, рентабельность блюд, стабильность уровня наценки и т.д.

Объект, о котором эти данные были собраны. Одно из основных преимуществ управленческого учета над традиционным бухгалтерским состоит в том, что собираемая информация имеет массу аналитических признаков, позволяющих сортировать ее по разным параметрам. Среди наиболее востребованных форм классификации - фильтрация транзакций и хозяйственных операций по объектам учета, каковыми являются внутренние подразделения предприятия. Благодаря свободе выбора учетной политики самими управленцами внутреннее деление компании на учетные блоки вводится с конкретными целями, реализуемыми в дальнейшем с помощью аппарата управленческого учета. В ресторанах это могут быть категории блюд, по которым ведется раздельный учет реализации и наценки, например алкогольные и безалкогольные напитки, собственная продукция кухни и закупаемые блюда; отдельные залы, где реализация зависит от разных параметров и по-разному влияет на общий финансовый результат ресторана; разные менеджеры залов, официанты и даже повара. Любому ресторатору будет интересна оборачиваемость каждого отдельного стола, а не усредненная цифра по посадкам в ресторане за месяц. А отчет по возвратам блюд всегда интересен в связи с конкретным менеджером, работающим в это время в зале.

Время, к которому привязан текущий отчет. Ресторан имеет огромное количество внешних и внутренних текущих параметров, изменяющихся во времени, что делает усредненные отчеты за неделю, а тем более за месяц малоинформативными. По-настоящему ценной является статистически обработанная информация, привязанная к определенным временным промежуткам: от определенных часов в течение рабочего дня (например, обеденное время и отчет о реакции гостей на ланчевое предложение) до времени года в отчетах о сезонной зависимости спроса на определенные продукты.

Типы решений, для которых собираются и обрабатываются данные. Управленческие решения делятся на краткосрочные и долгосрочные. Большую часть информации для тех и других предоставляет управленческий учет. Решения могут классифицироваться также по цели, которую нужно достичь: контроль за уже совершенными хозяйственными операциями или прогнозирование возможных результатов планируемых операций. Отслеживание правильного выполнения задач подразделениями тоже является исключительно важным типом применения учетных данных, поскольку именно формализованная постановка задач и согласованные методы оценки их выполнения являются основным фактором для слаженной работы руководства и персонала.

На основании данных управленческого учета должны приниматься решения о ценообразовании, изменении ассортимента, графике работы сотрудников. С помощью сравнительных данных работы смен можно оценивать даже такие параметры, как совместимость менеджера зала и официантов. Решение о необходимости изменений в меню есть не только искусство управляющего, а информационно обоснованная процедура управления.

Конечно, информационная поддержка для принятия решений не избавляет от необходимости привлечения талантливых и квалифицированных менеджеров. Любой ресторан - это живой и быстро меняющийся организм, требующий присутствия одаренных управленцев, способных решать неординарные вопросы, возникающие ежедневно и ежечасно. Но не следует забывать и о том, что в сегодняшних рыночных условиях себестоимость времени таких людей стремительно растет. И системы, позволяющие освободить часть их рабочего времени, - важный шаг к оптимизации затрат и увеличению эффективности работы предприятия.

И последним, но далеко не маловажным вкладом эффективной системы управленческого учета в деятельность предприятия является упрощение для владельцев бизнеса оценки работы назначенных ими управляющих. Простая оперативная и формализованная система оценки действий управленческого состава (какой и является система управленческого учета) позволяет владельцам, в том числе не специалистам в ресторанном бизнесе, понимать, что происходит на их предприятии и участвовать в контроле за его деятельностью без гигантских затрат времени и усилий.


3. Развитие управленческого учета в России.


В условиях современной экономики очевидна необходимость интеграции методов корпоративного управления в единую систему, обеспечивающую поддержку принятия экономически взвешенных управленческих решений, повышения производительности труда и конкурентоспособности предприятий. Это вопрос не только эффективного управления предприятием, но и его существования в условиях жесткой конкуренции, в том числе на международном уровне.

Практика показывает, что в процессе совершенствования корпоративного управления перед руководством предприятий сегодня встает необходимость создания адекватной информационно-аналитической базы для принятия управленческих решений.

Создание такой базы возможно только при построении эффективной системы управленческого учета на предприятиях.

Под системой управленческого учета понимается система сбора, анализа и представления финансовой и нефинансовой информации, на основании которой руководством предприятия принимаются стратегические и оперативные и решения.

Система управленческого учета и анализа является главным инструментом для планирования деятельности и оперативного контроля за эффективностью использования ресурсов организации. С другой стороны, уверенность инвесторов и акционеров в наличии системы управленческого учета существенно повышает инвестиционную привлекательность компании.

В отличие от системы бухгалтерской и налоговой информации, ориентированной исключительно на внешних пользователей, пользователем результатов построения системы управленческого учета и анализа является само предприятие в лице стратегического менеджмента, а также руководства подразделений. Управленческий учет, в отличие от бухгалтерского и налогового учета, генерирует данные как в денежном, так и в натуральном выражении, а также аналитическую информацию.

Управленческий учет базируется на методиках, тесно связанных с функциональными процессами на предприятии. Охватывая структуру управления бизнесом в целом, в том числе систему оценки деятельности подразделений и функциональных блоков, стратегическое управление и управление человеческими ресурсами, методология управленческого учета тесно связана с управленческими технологиями.

На практике отдельные элементы управленческого учета обычно используются на предприятиях. Важно, чтобы эти элементы были объединены в единую структуру, ориентированную на достижение определенного результата.

В рамках достижения этой цели созданный при Минэкономразвития Экспертно-консультативный Совет по управленческому учету ставит перед собой следующие задачи:

1. Расширение круга предприятий, использующих в своей деятельности лучшие механизмы управленческого учета для принятия управленческих решений.

2. Стимулирование применения лучшего опыта зарубежных стран по развитию систем финансового менеджмента и управленческого учета в российских условиях.

3. Разработка базовых методологических рекомендаций по вопросам организации и ведения управленческого учета на предприятиях с учетом российского и зарубежного опыта.

4. Разъяснение управленческому звену, собственникам предприятий важности ведения управленческого учета.

5. Ускорение процесса формирования профессионального сообщества, оказание поддержки процессам объединения профессионалов в области управленческого учета.





Заключение


В  заключении хочу  перечислить все нововведения, целесообразные для усовершенствования системы бухгалтерского учета.  Во-первых,  это  изменение  состава  затрат, включаемых  в себестоимость продукции. Во-вторых, желательность выбора методики затрат, основанной на  идее  западной системы "директ-костинг" и исчислении неполной производственной себестоимости.  В-третьих, внедрение ЭВМ для автоматизации первичных документов и сбора информации. И, в-четвертых, что очень важно, освоение автоматизированной формы учета.

Сейчас, в условиях становления рыночных отношений,  особенно     важно  совершенствовать систему бухгалтерского учета, и в частности учет затрат на производство и  калькулирование  себестоимости. Необходимость составления точных, достоверных калькуляций  была  обусловлена  в советском бухгалтерском учете системой   государственного централизованного ценообразования. С развитием рыночных  отношений  постепенно  расширяется  самостоятельность   предприятий,  в том числе и в вопросах установления цен на свою   продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса  и  предложения,  что является одной из характеристик этих отношений, в результате чего изменяются задачи,  стоящие  перед  бухгалтерским  учетом  и его системой, - калькулированием. В этих условиях задача калькулирования заключается в том, чтобы рассчитать  такую     себестоимость,  которая  в  условиях  работы  на рынке могла бы     обеспечить предприятию определенную прибыль. Исходя из  рассчитанного  уровня  себестоимости  нужно организовать производство     таким образом, чтобы обеспечить приемлемый уровень себестоимости и возможность ее постоянного снижения.

Неотъемлемой частью совершенствования системы  бухгалтерского     учета является внедрение автоматизированной формы бухгалтерского учета, а также повышение качества подготовки бухгалтеров.

И  в  завершении можно отметить, что кроме совершенствования     форм учета на самом предприятии и повышения качества  бухгалтеров,  представляется целесообразным и жизненно необходимым воспользоваться опытом западных стран: создать  аудиторские  фирмы  по  предоставлению  бухгалтерских  услуг главных бухгалтеров по  безналичному расчету. Это позволило бы одному бухгалтеру обслуживать несколько организаций по составлению месячных  балансов,  квартальных и годовых расчетов.




       



 



       

                     









                  

     

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


        1. В. Палий, Вандер Управленческий учет (с элементами финансового учета), М.: «Экономика»,1999г.-238 стр.

        2. З.Рахмат, А.Шеремет Бухгалтерский учет в рыночной  экономике, М.; "ИНФРА-М",2001 г.-350 стр.

        3.  Б.Нидлз, Х.Андерсон, Д.Колдуэлл "Принципы бухгалтерского      учета", М.; "Финансы и статистика", 2002 г.-526 стр.

        4. Карпова Т. П. "Основы управленческого учета", М.; ''ИНФРА-М'',2003г.-120 стр.

        5. Николаева С.А. "Учетная политика предприятия", М.; "ИНФРА-М",2001 г.-125 стр.

        6. Друри. Колин, "Введение в управленческий учет и производственный учет", М; 2001 г.- 265 стр.

        7.  Глушков  И.Е.  "Бух.  учет на современных предприятиях",     "ЭКОР", г. Новосибирск, 2001 г.- 64 стр.

        8. Кондратова И. Г. ''Основы управленческого учета'', '' Финансы и статистика'', М.;2002 г.-150 стр.