Содержание

1. Банковская система и ее понятие. Уровни банковской системы. 3

2. Центральные банки и основы их деятельности. 7

3. Коммерческие банки и их деятельность. 17

Список литературы.. 21


1. Банковская система и ее понятие. Уровни банковской системы.

Если в стране в достаточном количестве функционируют банки, кредитные учреждения, а также экономические организации, кото­рые выполняют отдельные банковские операции, то обычно говорят о наличии в стране банковской системы. Однако это не совсем так, потому что любая система должна отвечать следующим требовани­ям:

* должна содержать все необходимые элементы в необходимых пропорциях;

* в ней должны отсутствовать лишние, ненужные элементы;

* между элементами системы должно осуществляться эффектив­ное взаимодействие, в результате чего реализуются все необ­ходимые функции системы, которая богаче, чем сумма функ­ций ее отдельных элементов;

* элементы системы определяют, ограничивают и дополняют друг друга;

* как правило, система входит в другую, более широкую систе­му, где также взаимодействует с другими элементами и выпол­няет свою особую функцию.[1]

Относительно банковской деятельности эти общие принципы означают следующее:

1. В стране в достаточном количестве имеются действующие бан­ки и иные кредитные учреждения.

2. В стране нет:

* не приступивших к операциям банков;

* не предусмотренных законодательством организаций, осуще­ствляющих банковскую деятельность;

* кредитных организаций, осуществляющих банковские опера­ции без государственной лицензии.

3. Действует механизм, выполняющий только ему присущие фун­кциональные обязанности, установленные Центральным банком страны.

4. В стране действуют самые различные экономически целесооб­разные виды коммерческих банков и иных кредитных учреждений.

5. Банки и иные кредитные учреждения в различных формах взаимодействуют:

* с клиентурой;

* с центральным банком страны и другими органами государ­ственной власти и управления;

* друг с другом и вспомогательными организациями.

Банковская система в качестве составной части входит в большую систему — кредитную систему страны. А кредитная система — в эко­номическую систему страны. Это означает, что деятельность и раз­витие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаи­модействуя с бюджетной и налоговой системами, системой цено­образования, с условиями внешнеэкономической деятельности.

Действующие в стране банки могут иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант действует, когда в стране нет центрального банка, либо есть только один цент­ральный банк. Безусловно, в этом случае говорить о банковской си­стеме еще рано.

Банковская система как элемент цивилизованной рыночной эконо­мики может быть только двухуровневой. Первый, верхний уровень — центральный банк. Второй, нижний уровень — коммерческие бан­ки и кредитные учреждения. Необходимость создания двухуровне­вой системы банков обусловлена противоречивым характером ры­ночных отношений, которые, с одной стороны, требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми сред­ствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня — коммер­ческими банками; а с другой стороны, необходимостью определенного государственного регулирования, что требует особого институ­та в виде центрального банка.

Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он — посредник между государством и экономикой. Чаще всего центральный банк является собственно­стью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. Традици­онно центральный банк выполняет четыре основные функции:

* осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

* является банком банков;

* является банкиром правительства;

* осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Необходимо отметить, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя вы­пуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции централь­ного банка создают реальные предпосылки для выполнения им фун­кций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора являются на современном эта­пе важнейшей функцией центрального банка.[2]

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридические и физические лица. Коммерческие банки являются основным звеном банковской систе­мы страны. По уровню специализации коммерческие банки делятся на:

* универсальные, т. е. осуществляющие практически все виды банковских операций;

* специализированные, т. е. осуществляющие в силу тех или иных причин специализацию на определенных видах банков­ских операций.

Основными функциями коммерческих банков являются:

* мобилизация временно свободных денежных средств юриди­ческих и физических лиц и превращение их в капитал;

* кредитование юридических и физических лиц, а также государ­ства;

* расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Коммерческие банки большинства западных стран выполняют в настоящее время различные операции для удовлетворения финансо­вых потребностей всех типов клиентов — от индивидуального вклад­чика до крупной компании. Крупные банки осуществляют для сво­их клиентов до 300 видов операций и услуг: ведение депозитных счетов; выдачу разнообразных кредитов, куплю-продажу ценных бумаг, операции по доверенности, хранение ценностей и т. д. Бла­годаря этому коммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически со всеми звеньями воспроизводственного процесса.

Конкретным проявлением банковских функций являются опера­ции коммерческого банка.[3]


2. Центральные банки и основы их деятельности.

Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России являет­ся федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе. Деятельность Банка России регламентируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» в редакции от 26 апреля 1995 года.

В соответствии с законом Банк России является юридическим лицом, освобожденным от уплаты всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не были приняты или если иное не предусмот­рено федеральными законами.

Высшим органом Банка России является Совет директоров, в который входят Председатель Банка России и 12 членов Совета ди- ректоров. Они назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года. Совет директоров определяет основные на­правления деятельности Банка России и осуществляет общее руко­водство и управление ЦБ РФ, определяет структуру Банка России, условия доступа иностранного капитала в банковскую систему стра­ны в соответствии с федеральными законами.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы при Банке России создан Национальный банковский совет численнос­тью 15 человек. Он включает в себя представителей палат Федераль­ного Собрания РФ (по два человека от палаты), по одному предста­вителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министра финансов, министра экономики РФ, представителей Банка России, кредитных организаций и экспертов.

Банк России образует единую централизованную систему с вер­тикальной системой управления. Эта система включает: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения без­опасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Ежегодно не позднее 15 мая Банк России представляет Государ­ственной Думе Годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Регламентируя деятельность Банка России, Федеральное Со­брание в Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определило главные цели его деятельности.

Во-первых, защита и обеспечение устойчивости рубля, в том чис­ле его покупательной способности и курса по отношению к иност­ранной валюте. Для достижения этой цели Банк России выполняет следующие функции:

* во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, на­правленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

* осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

* организует и осуществляет валютный контроль как непос­редственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;

* принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса;

* проводит анализ состояния и прогнозирование развития эко­номики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кре­дитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публи­кует соответствующие материалы и статистические данные.

Во-вторых, развитие и укрепление банковской системы страны. Для выполнения этой задачи закон возлагает на Банк России такие функции, как:

* осуществление государственной регистрации кредитных орга­низаций, выдача и отзыв лицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом;

* надзор за деятельностью кредитных организаций;

* регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организа­циями;

* установление правил проведения банковских операций, бух­галтерского учета и отчетности для банковской системы;

* выполнение функции кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организация системы рефинансиро­вания.

Система постоянного надзора и контроля со стороны Банка Рос­сии за деятельностью кредитных организаций основана на жестких требованиях по соблюдению единых правил ведения различными кредитными организациями бухгалтерской и статистической отчет­ности и представление ее в установленном объеме и в утвержденные, сроки.

При нарушении кредитными организациями требований Банка России или неудовлетворительной работе того или иного банка к нему применяются санкции. Так, Центральный банк РФ может по­требовать:

* проведения мероприятий по финансовому оздоровлению бан­ка, в том числе по увеличению его капитала и изменению структуры активов;

* реорганизации банка;

* замены руководителей банка;

* отзыва лицензии на проведение банковских операций. В связи с невыполнением требований федеральных законов и нормативных документов Центрального банка Российской Фе­дерации, начиная с 1 января 1991 года по 1 января 1998 года были отозваны лицензии на осуществление банковских операций у 939 кредитных организаций.

В 1999 году были отозваны лицензии у 129 банков, при этом ли­цензий лишилась треть крупнейших банков4.

После отзыва лицензии ставится задача в короткий срок, с уче­том прав и законных интересов кредиторов осуществить ликвидацию кредитной организации. С принятием Закона РФ «О несостоятель­ности (банкротстве) кредитных организаций» процедура ликвидации банков-банкротов существенно упростилась. Одновременно Банк России получил дополнительные рычаги воздействия на банки, ис­пытывающие финансовые затруднения.

Третьей целью деятельности Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расче­тов. Основными функциями, направленными на ее достижение, яв­ляются:

* установление правил осуществления расчетов в РФ;

* монопольное осуществление эмиссии наличных денег и орга­низация их обращения.

Разработка и реализация денежно-кредитной политики, обес­печивающей стабильность российского рубля, организуется сле­дующим образом.

Разработанный Банком России проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предсто­ящий год» передается на рассмотрение Национальному банковско­му совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный про­ект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу про­ект «Основных направлений» и не позднее 1 декабря — согласован­ные «Основные направления единой государственной денежно-кре­дитной политики на предстоящий год». Указанные направления содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; ос­новные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики. В составе «Основных направлений» разрабатывается ва­лютная политика, которая включает прогноз состояния платежного баланса, выбор режима валютного курса, определение экономичес­ки обоснованного уровня обменного курса, а также конкретные меры по ее реализации, включая меры валютного регулирования. Государ­ственная Дума рассматривает «Основные направления единой госу­дарственной денежно-кредитной политики на предстоящий год» и принимает решение.

Председатель Банка России ежегодно представляет Государ­ственной Думе годовой отчет, в котором содержится перечень меро­приятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России.

Реализация утвержденной денежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России. При этом в компетенцию Совета дирек­торов Банка России входит принятие текущих решений в области денежно-кредитной политики о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лими­тов операций на открытом рынке, условий и порядка предоставле­ния кредитов и др. Для поддержания установленного размера валют­ного курса Банк России может проводит операции по купле-продаже иностранной валюты, устанавливать количественные ограничения для участников валютного рынка и т. п. Эффективность проводимой Банком России денежно-кредитной политики самым непосредственным образом зависит от уровня раз­вития и состояния банковской системы. Банковский сектор являет­ся главным звеном, через которое Банк России оказывает реальное воздействие на экономику. Поэтому обеспечение финансовой устой­чивости и стабильности банковской системы Банк России рассмат­ривает в качестве одного из основных направлений своей деятель­ности.

Пассивные операции Центрального банка.

Пассивными называются операции, с помощью которых образу­ются ресурсы Центрального банка.

К основным пассивным операциям центральных банков относятся:

—  эмиссия банкнот;

—  прием средств коммерческих банков и казначейства;

— операции по образованию собственного капитала.

Главным источником ресурсов Центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот, которая составляет от 54 до 85 % всех пассивов центрального банка. В настоящее время выпуск банкнот полностью не обеспечен золотом. Повсеместно отменено золотое обеспечение банкнот, а также золотое содержание денежных единиц.

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитова­нии коммерческих банков, государства и увеличении золотовалют­ных ресурсов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредит­ного обеспечения банкнот.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казна­чейства и коммерческих банков, которые могут помещать на беспро­центные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе и обязательные.

Наконец, третьим источником ресурсов Центрального банка яв­ляются операции по образованию собственного капитала. Однако данный источник носит вторичный характер, так как на долю соб­ственного капитала приходится около 4 % всех пассивов Централь­ного банка.

Активные операции Центрального банка.

Активными называются операции по размещению Центральным банком своих ресурсов.

К основным активным операциям центральных банков относятся:

—  учетно-ссудные операции;

—  вложения в государственные ценные бумаги;

—  операции с золотом и иностранной валютой. Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:

—  учетные операции;

—  краткосрочные ссуды государству и банкам.

Учетные операции— покупка Центральным банком векселей у государства и банков. У коммерческих банков Центральный банк по­купает векселя, которые те купили у своих клиентов, поэтому такая операция называется переучетом векселей (т. е. их перекупкой).

Учет казначейских векселей служит в большинстве стран главным инструментом краткосрочного кредитования Центральным банком государства.

Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бума­гами и другими активами.

Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществлять­ся центральными банками с различными целями.

Во-первых, покупка центральными банками государственных облигаций в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита в условиях, когда прямое кре­дитование государства для финансирования бюджетного дефицита отсутствует или ограничено законом.

Во-вторых, главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности банковской системы и управления государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика Центрального банка.

Исторически практикой был выработан широкий ассортимент методов денежно-кредитной политики центрального банка. Что ка­сается России, то основные из них сформулированы в ст. 35 Закона «О Банке России»:

—  процентные ставки по операциям Банка России;

—  нормативы обязательных резервов, депонированных в Банке России;

—  операции на открытом рынке;

—  рефинансирование банков;

—  валютное регулирование;

—  установление ориентиров роста денежной массы;

—  прямые количественные ограничения.

Под системой рефинансирования понимаются формы, порядок, условия, сроки и лимиты кредитования Банком России коммерчес­ких банков и кредитных организаций для регулирования ликвидно­сти банковской системы.

Процентные ставки Банка России представляют собой минималь­ные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования — изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых Центральным банком осталь­ным банкам.

В случае повышения спроса конъюнктуры на денежные ресур­сы и ускорения роста цен Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, повышает ставку рефинансирования и тем самым сокращает спрос на кредиты со стороны коммерческих банков, а следовательно, и их клиентов и уменьшает количество денег в об­ращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и рост производ­ства.

При уменьшении спроса на денежные ресурсы Банк России проводит иную кредитно-денежную политику: снижает ставку рефи­нансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расши­ряет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, рас­ширяет спрос на товары и услуги, стимулирует инвестиции и рост производства.

Нормативы обязательных резервов — представляют собой нормы обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в Центральном банке.

Их назначение двоякое: во-первых, роль тормоза эмиссии ком­мерческими банками; во-вторых, — инструмента текущего регули­рования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов не одинаковы в разных странах, а механизм их функцио­нирования тот же, что и ставки рефинансирования. В случае необ­ходимости кредитной рестрикции нормы резервирования повыша­ются, а при проведении кредитной экспансии — понижаются.

Несмотря на важность двух рассмотренных инструментов, глав­ным инструментом денежно-кредитной политики центрального бан­ка во многих странах становятся операции на открытом рынке.

Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России коммерческих и других векселей, государственных облигаций и прочих процентных ценных бумаг.

Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже централь­ным банком ценных бумаг за свой счет. Покупая ценные бумаги, центральный банк увеличивает количество денег в обращении, про­давая — изымает из обращения.

Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это — более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных ре­зервов.

Пол, рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей.

Основной формой кредитования коммерческих банков Банком России на сегодня является ломбардный кредит под залог государ­ственных ценных бумаг.

Валютное регулирование осуществляется с целью поддержания курса национальной валюты.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты против российской на биржевом рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике. Валютные операции цент­ральным банком могут осуществляться с использованием любых видов валютных сделок.

Под прямым количественным ограничением Банка России понимаются установление максимальных уровней ставок по отдель­ным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкрет­ных видов кредита для банков и кредитных учреждений.[4]

3. Коммерческие банки и их деятельность.

В мировой банковской практике общепринято деление банков на универсальные (коммерческие) и специализированные.

К универсальным (коммерческим) банкам принято относить та­кие банки, которые способны выполнять широкий круг разнообраз­ных операций и услуг, не ограниченный:

—  отраслью народного хозяйства;

—  составом обслуживаемой клиентуры;

—  особенностью формирования пассивов и активов банка;

—  регионом обслуживания банка.

В функционирующем механизме банковской системы основная роль безусловно принадлежит банкам, так как они аккумулируют в стране основную долю кредитных ресурсов и предоставляют клиен­там полный комплекс кредитно-финансового обслуживания.

Банк— это институт кредитно-банковской системы, орга­низующий движение ссудного капитала с целью получения прибы­ли.

Сущность банка проявляется в его функциях. Банк выполняет следующие функции:

1). Аккумуляция и мобилизация денежного капитала. С помощью этой функции банков происходит сосредоточение временно свобод­ных денежных средств юридических и физических лиц и превраще­ние их в капитал.

2). Посредничество в кредите. Данная функция определяется тем фактом, что прямые отношения между кредиторами и заемщиками невозможны из-за несовпадения суммы и срока капитала предлага­емого в ссуду и потребностью заемщика в них. Банки, выполняя роль посредника в кредите, устраняют эти затруднения.

3). Создание, кредитных денег. Данная функция является особой функцией банков по созданию кредитных денег в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, пластиковых карточек, электронных переводов.

Банки образуют депозиты, во-первых, принимая наличные день­ги от своих клиентов, когда происходит замена одного вида денег (банкнот) другим видом (депозитами).

Во-вторых, банк создает депозиты на основе выдачи банковских ссуд, приобретая у клиентов ценные бумаги, иностранную валюту и золото. В этом случае происходит обратный переход денег из безна­личной формы в наличную.

4). Осуществление расчетов в народном хозяйстве. В условиях со­вершенствования расчетных отношений в народном хозяйстве промышленно развитых стран все большая часть расчетов между юри­дическими лицами осуществляется в безналичной форме и банки выступают организаторами и посредниками подобных расчетов. Они осуществляют платежи по поручению клиентов, принимают деньги на их счета и ведут учет всех их денежных поступлений и выдач.

5). Организация выпуска и размещения ценных бумаг. Через данную функцию реализуется роль банков в организации первичного и вто­ричного рынков ценных бумаг в стране, которые, безусловно, допол­няют систему кредита и взаимодействуют с ней.

6). Оказание банками консультативных услуг. Данная функция свя­зана с заинтересованностью банков в устойчивой, эффективной и прибыльной работе клиентов. В связи с этим банки осуществляют консультирование по вопросам повышения кредитоспособности сво­их клиентов, оптимизации их расчетов, налогового планирования, проблемам составления отчетности и т. д. Организационная структура коммерческого банка определяется прежде всего его организационно-правовой формой собственности, которая и определяет организационную структуру банка, что, безу­словно, находит свое отражение в уставе банка.

Учитывая тот факт, что большинство коммерческих банков Рос­сии имеет акционерную форму собственности, рассмотрим органи­зационную структуру акционерного коммерческого банка.

Высшим органом управления банка является общее собрание ак­ционеров, которое созывается в установленном порядке, по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В исключительной компетенции общего собрания акционеров находятся следующие вопросы деятельности банка:

—  утверждение и изменение устава банка;

—  избрание совета директоров банка;

—  утверждение годового отчета банка;

—  распределение доходов банка и решение о формировании фон­дов банка;

—  создание и ликвидация филиалов банка;

— утверждение аудиторов банка.

В промежутках между собраниями акционеров общее руководство деятельностью банка осуществляет совет директоров банка, в ком­петенции которого находится решение любых стратегических воп­росов деятельности банка, кроме тех, которые отнесены к исключи­тельной компетенции общего собрания акционеров банка.

Руководит деятельностью совета директоров банка председатель совета директоров банка, который избирается из состава совета ди­ректоров банка.

Совет директоров банка назначает исполнительный орган — прав­ление банка и его руководителя — председателя Правления банка, который организует всю текущую деятельность банка. При всем единстве сущности банка в практической жизни функ­ционирует существенное множество их видов.[5]

Список литературы

1.     Активные операции коммерческих банков // Финансы и кредит. - 2002. -№11.

2.     Банки и банковские операции / Под ред. Е.Ф. Жукова- М., 2001.

3.     Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. - М., 2001.

4.     Воронина Г.П., Глисин Ф. Ф. О деловой активности коммерческих банков РФ II Банковское дело. 2001. - № 12.

5.     Дорбенко И.М. Как повысить устойчивость коммерческих банков // Банковское дело. - 2001. № 8.

6.     Лаврушин О.П. Деньги кредит, банки. – М., 1998. – 564 с.

7.     Свиридов О.Ю. Банковское дело. – Ростов н/Д: МАРТ, 2002. – 416 с.




[1] Свиридов О.Ю. Банковское дело. – Ростов н/Д: МАРТ, 2002. – 416 с.


[2] Банки и банковские операции / Под ред. Е.Ф. Жукова- М., 2001.


[3] Лаврушин О.П. Деньги кредит, банки. – М., 1998. – 564 с.


[4] Дорбенко И.М. Как повысить устойчивость коммерческих банков // Банковское дело. - 2001. № 8.


[5] Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. - М., 2001.