Содержание
1. Банковская система и ее понятие. Уровни банковской системы. 3
2. Центральные банки и основы их деятельности. 7
3. Коммерческие банки и их деятельность. 17
Список литературы.. 21
1. Банковская система и ее понятие. Уровни банковской системы.
Если в стране в достаточном количестве функционируют банки, кредитные учреждения, а также экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то обычно говорят о наличии в стране банковской системы. Однако это не совсем так, потому что любая система должна отвечать следующим требованиям:
* должна содержать все необходимые элементы в необходимых пропорциях;
* в ней должны отсутствовать лишние, ненужные элементы;
* между элементами системы должно осуществляться эффективное взаимодействие, в результате чего реализуются все необходимые функции системы, которая богаче, чем сумма функций ее отдельных элементов;
* элементы системы определяют, ограничивают и дополняют друг друга;
* как правило, система входит в другую, более широкую систему, где также взаимодействует с другими элементами и выполняет свою особую функцию.[1]
Относительно банковской деятельности эти общие принципы означают следующее:
1. В стране в достаточном количестве имеются действующие банки и иные кредитные учреждения.
2. В стране нет:
* не приступивших к операциям банков;
* не предусмотренных законодательством организаций, осуществляющих банковскую деятельность;
* кредитных организаций, осуществляющих банковские операции без государственной лицензии.
3. Действует механизм, выполняющий только ему присущие функциональные обязанности, установленные Центральным банком страны.
4. В стране действуют самые различные экономически целесообразные виды коммерческих банков и иных кредитных учреждений.
5. Банки и иные кредитные учреждения в различных формах взаимодействуют:
* с клиентурой;
* с центральным банком страны и другими органами государственной власти и управления;
* друг с другом и вспомогательными организациями.
Банковская система в качестве составной части входит в большую систему — кредитную систему страны. А кредитная система — в экономическую систему страны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.
Действующие в стране банки могут иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант действует, когда в стране нет центрального банка, либо есть только один центральный банк. Безусловно, в этом случае говорить о банковской системе еще рано.
Банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый, верхний уровень — центральный банк. Второй, нижний уровень — коммерческие банки и кредитные учреждения. Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений, которые, с одной стороны, требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня — коммерческими банками; а с другой стороны, необходимостью определенного государственного регулирования, что требует особого института в виде центрального банка.
Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он — посредник между государством и экономикой. Чаще всего центральный банк является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции:
* осуществляет монопольную эмиссию банкнот;
* является банком банков;
* является банкиром правительства;
* осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.
Необходимо отметить, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора являются на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.[2]
Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридические и физические лица. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы страны. По уровню специализации коммерческие банки делятся на:
* универсальные, т. е. осуществляющие практически все виды банковских операций;
* специализированные, т. е. осуществляющие в силу тех или иных причин специализацию на определенных видах банковских операций.
Основными функциями коммерческих банков являются:
* мобилизация временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал;
* кредитование юридических и физических лиц, а также государства;
* расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
Коммерческие банки большинства западных стран выполняют в настоящее время различные операции для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов — от индивидуального вкладчика до крупной компании. Крупные банки осуществляют для своих клиентов до 300 видов операций и услуг: ведение депозитных счетов; выдачу разнообразных кредитов, куплю-продажу ценных бумаг, операции по доверенности, хранение ценностей и т. д. Благодаря этому коммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически со всеми звеньями воспроизводственного процесса.
Конкретным проявлением банковских функций являются операции коммерческого банка.[3]
2. Центральные банки и основы их деятельности.
Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе. Деятельность Банка России регламентируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 26 апреля 1995 года.
В соответствии с законом Банк России является юридическим лицом, освобожденным от уплаты всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не были приняты или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Высшим органом Банка России является Совет директоров, в который входят Председатель Банка России и 12 членов Совета ди- ректоров. Они назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года. Совет директоров определяет основные направления деятельности Банка России и осуществляет общее руководство и управление ЦБ РФ, определяет структуру Банка России, условия доступа иностранного капитала в банковскую систему страны в соответствии с федеральными законами.
В целях совершенствования денежно-кредитной системы при Банке России создан Национальный банковский совет численностью 15 человек. Он включает в себя представителей палат Федерального Собрания РФ (по два человека от палаты), по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министра финансов, министра экономики РФ, представителей Банка России, кредитных организаций и экспертов.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной системой управления. Эта система включает: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
Ежегодно не позднее 15 мая Банк России представляет Государственной Думе Годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Регламентируя деятельность Банка России, Федеральное Собрание в Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определило главные цели его деятельности.
Во-первых, защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранной валюте. Для достижения этой цели Банк России выполняет следующие функции:
* во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
* осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
* организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;
* принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса;
* проводит анализ состояния и прогнозирование развития экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.
Во-вторых, развитие и укрепление банковской системы страны. Для выполнения этой задачи закон возлагает на Банк России такие функции, как:
* осуществление государственной регистрации кредитных организаций, выдача и отзыв лицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом;
* надзор за деятельностью кредитных организаций;
* регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями;
* установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
* выполнение функции кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организация системы рефинансирования.
Система постоянного надзора и контроля со стороны Банка России за деятельностью кредитных организаций основана на жестких требованиях по соблюдению единых правил ведения различными кредитными организациями бухгалтерской и статистической отчетности и представление ее в установленном объеме и в утвержденные, сроки.
При нарушении кредитными организациями требований Банка России или неудовлетворительной работе того или иного банка к нему применяются санкции. Так, Центральный банк РФ может потребовать:
* проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банка, в том числе по увеличению его капитала и изменению структуры активов;
* реорганизации банка;
* замены руководителей банка;
* отзыва лицензии на проведение банковских операций. В связи с невыполнением требований федеральных законов и нормативных документов Центрального банка Российской Федерации, начиная с 1 января 1991 года по 1 января 1998 года были отозваны лицензии на осуществление банковских операций у 939 кредитных организаций.
В 1999 году были отозваны лицензии у 129 банков, при этом лицензий лишилась треть крупнейших банков4.
После отзыва лицензии ставится задача в короткий срок, с учетом прав и законных интересов кредиторов осуществить ликвидацию кредитной организации. С принятием Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» процедура ликвидации банков-банкротов существенно упростилась. Одновременно Банк России получил дополнительные рычаги воздействия на банки, испытывающие финансовые затруднения.
Третьей целью деятельности Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Основными функциями, направленными на ее достижение, являются:
* установление правил осуществления расчетов в РФ;
* монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения.
Разработка и реализация денежно-кредитной политики, обеспечивающей стабильность российского рубля, организуется следующим образом.
Разработанный Банком России проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год» передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект «Основных направлений» и не позднее 1 декабря — согласованные «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год». Указанные направления содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики. В составе «Основных направлений» разрабатывается валютная политика, которая включает прогноз состояния платежного баланса, выбор режима валютного курса, определение экономически обоснованного уровня обменного курса, а также конкретные меры по ее реализации, включая меры валютного регулирования. Государственная Дума рассматривает «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год» и принимает решение.
Председатель Банка России ежегодно представляет Государственной Думе годовой отчет, в котором содержится перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России.
Реализация утвержденной денежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России. При этом в компетенцию Совета директоров Банка России входит принятие текущих решений в области денежно-кредитной политики о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке, условий и порядка предоставления кредитов и др. Для поддержания установленного размера валютного курса Банк России может проводит операции по купле-продаже иностранной валюты, устанавливать количественные ограничения для участников валютного рынка и т. п. Эффективность проводимой Банком России денежно-кредитной политики самым непосредственным образом зависит от уровня развития и состояния банковской системы. Банковский сектор является главным звеном, через которое Банк России оказывает реальное воздействие на экономику. Поэтому обеспечение финансовой устойчивости и стабильности банковской системы Банк России рассматривает в качестве одного из основных направлений своей деятельности.
Пассивные операции Центрального банка.
Пассивными называются операции, с помощью которых образуются ресурсы Центрального банка.
К основным пассивным операциям центральных банков относятся:
— эмиссия банкнот;
— прием средств коммерческих банков и казначейства;
— операции по образованию собственного капитала.
Главным источником ресурсов Центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот, которая составляет от 54 до 85 % всех пассивов центрального банка. В настоящее время выпуск банкнот полностью не обеспечен золотом. Повсеместно отменено золотое обеспечение банкнот, а также золотое содержание денежных единиц.
Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных ресурсов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот.
Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства и коммерческих банков, которые могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе и обязательные.
Наконец, третьим источником ресурсов Центрального банка являются операции по образованию собственного капитала. Однако данный источник носит вторичный характер, так как на долю собственного капитала приходится около 4 % всех пассивов Центрального банка.
Активные операции Центрального банка.
Активными называются операции по размещению Центральным банком своих ресурсов.
К основным активным операциям центральных банков относятся:
— учетно-ссудные операции;
— вложения в государственные ценные бумаги;
— операции с золотом и иностранной валютой. Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:
— учетные операции;
— краткосрочные ссуды государству и банкам.
Учетные операции— покупка Центральным банком векселей у государства и банков. У коммерческих банков Центральный банк покупает векселя, которые те купили у своих клиентов, поэтому такая операция называется переучетом векселей (т. е. их перекупкой).
Учет казначейских векселей служит в большинстве стран главным инструментом краткосрочного кредитования Центральным банком государства.
Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.
Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями.
Во-первых, покупка центральными банками государственных облигаций в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита в условиях, когда прямое кредитование государства для финансирования бюджетного дефицита отсутствует или ограничено законом.
Во-вторых, главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности банковской системы и управления государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика Центрального банка.
Исторически практикой был выработан широкий ассортимент методов денежно-кредитной политики центрального банка. Что касается России, то основные из них сформулированы в ст. 35 Закона «О Банке России»:
— процентные ставки по операциям Банка России;
— нормативы обязательных резервов, депонированных в Банке России;
— операции на открытом рынке;
— рефинансирование банков;
— валютное регулирование;
— установление ориентиров роста денежной массы;
— прямые количественные ограничения.
Под системой рефинансирования понимаются формы, порядок, условия, сроки и лимиты кредитования Банком России коммерческих банков и кредитных организаций для регулирования ликвидности банковской системы.
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования — изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых Центральным банком остальным банкам.
В случае повышения спроса конъюнктуры на денежные ресурсы и ускорения роста цен Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, повышает ставку рефинансирования и тем самым сокращает спрос на кредиты со стороны коммерческих банков, а следовательно, и их клиентов и уменьшает количество денег в обращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и рост производства.
При уменьшении спроса на денежные ресурсы Банк России проводит иную кредитно-денежную политику: снижает ставку рефинансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расширяет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, расширяет спрос на товары и услуги, стимулирует инвестиции и рост производства.
Нормативы обязательных резервов — представляют собой нормы обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в Центральном банке.
Их назначение двоякое: во-первых, роль тормоза эмиссии коммерческими банками; во-вторых, — инструмента текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов не одинаковы в разных странах, а механизм их функционирования тот же, что и ставки рефинансирования. В случае необходимости кредитной рестрикции нормы резервирования повышаются, а при проведении кредитной экспансии — понижаются.
Несмотря на важность двух рассмотренных инструментов, главным инструментом денежно-кредитной политики центрального банка во многих странах становятся операции на открытом рынке.
Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России коммерческих и других векселей, государственных облигаций и прочих процентных ценных бумаг.
Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже центральным банком ценных бумаг за свой счет. Покупая ценные бумаги, центральный банк увеличивает количество денег в обращении, продавая — изымает из обращения.
Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это — более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов.
Пол, рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей.
Основной формой кредитования коммерческих банков Банком России на сегодня является ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг.
Валютное регулирование осуществляется с целью поддержания курса национальной валюты.
Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты против российской на биржевом рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике. Валютные операции центральным банком могут осуществляться с использованием любых видов валютных сделок.
Под прямым количественным ограничением Банка России понимаются установление максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений.[4]
3. Коммерческие банки и их деятельность.
В мировой банковской практике общепринято деление банков на универсальные (коммерческие) и специализированные.
К универсальным (коммерческим) банкам принято относить такие банки, которые способны выполнять широкий круг разнообразных операций и услуг, не ограниченный:
— отраслью народного хозяйства;
— составом обслуживаемой клиентуры;
— особенностью формирования пассивов и активов банка;
— регионом обслуживания банка.
В функционирующем механизме банковской системы основная роль безусловно принадлежит банкам, так как они аккумулируют в стране основную долю кредитных ресурсов и предоставляют клиентам полный комплекс кредитно-финансового обслуживания.
Банк— это институт кредитно-банковской системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли.
Сущность банка проявляется в его функциях. Банк выполняет следующие функции:
1). Аккумуляция и мобилизация денежного капитала. С помощью этой функции банков происходит сосредоточение временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал.
2). Посредничество в кредите. Данная функция определяется тем фактом, что прямые отношения между кредиторами и заемщиками невозможны из-за несовпадения суммы и срока капитала предлагаемого в ссуду и потребностью заемщика в них. Банки, выполняя роль посредника в кредите, устраняют эти затруднения.
3). Создание, кредитных денег. Данная функция является особой функцией банков по созданию кредитных денег в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, пластиковых карточек, электронных переводов.
Банки образуют депозиты, во-первых, принимая наличные деньги от своих клиентов, когда происходит замена одного вида денег (банкнот) другим видом (депозитами).
Во-вторых, банк создает депозиты на основе выдачи банковских ссуд, приобретая у клиентов ценные бумаги, иностранную валюту и золото. В этом случае происходит обратный переход денег из безналичной формы в наличную.
4). Осуществление расчетов в народном хозяйстве. В условиях совершенствования расчетных отношений в народном хозяйстве промышленно развитых стран все большая часть расчетов между юридическими лицами осуществляется в безналичной форме и банки выступают организаторами и посредниками подобных расчетов. Они осуществляют платежи по поручению клиентов, принимают деньги на их счета и ведут учет всех их денежных поступлений и выдач.
5). Организация выпуска и размещения ценных бумаг. Через данную функцию реализуется роль банков в организации первичного и вторичного рынков ценных бумаг в стране, которые, безусловно, дополняют систему кредита и взаимодействуют с ней.
6). Оказание банками консультативных услуг. Данная функция связана с заинтересованностью банков в устойчивой, эффективной и прибыльной работе клиентов. В связи с этим банки осуществляют консультирование по вопросам повышения кредитоспособности своих клиентов, оптимизации их расчетов, налогового планирования, проблемам составления отчетности и т. д. Организационная структура коммерческого банка определяется прежде всего его организационно-правовой формой собственности, которая и определяет организационную структуру банка, что, безусловно, находит свое отражение в уставе банка.
Учитывая тот факт, что большинство коммерческих банков России имеет акционерную форму собственности, рассмотрим организационную структуру акционерного коммерческого банка.
Высшим органом управления банка является общее собрание акционеров, которое созывается в установленном порядке, по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
В исключительной компетенции общего собрания акционеров находятся следующие вопросы деятельности банка:
— утверждение и изменение устава банка;
— избрание совета директоров банка;
— утверждение годового отчета банка;
— распределение доходов банка и решение о формировании фондов банка;
— создание и ликвидация филиалов банка;
— утверждение аудиторов банка.
В промежутках между собраниями акционеров общее руководство деятельностью банка осуществляет совет директоров банка, в компетенции которого находится решение любых стратегических вопросов деятельности банка, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров банка.
Руководит деятельностью совета директоров банка председатель совета директоров банка, который избирается из состава совета директоров банка.
Совет директоров банка назначает исполнительный орган — правление банка и его руководителя — председателя Правления банка, который организует всю текущую деятельность банка. При всем единстве сущности банка в практической жизни функционирует существенное множество их видов.[5]
Список литературы
1. Активные операции коммерческих банков // Финансы и кредит. - 2002. -№11.
2. Банки и банковские операции / Под ред. Е.Ф. Жукова- М., 2001.
3. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. - М., 2001.
4. Воронина Г.П., Глисин Ф. Ф. О деловой активности коммерческих банков РФ II Банковское дело. 2001. - № 12.
5. Дорбенко И.М. Как повысить устойчивость коммерческих банков // Банковское дело. - 2001. № 8.
6. Лаврушин О.П. Деньги кредит, банки. – М., 1998. – 564 с.
7. Свиридов О.Ю. Банковское дело. – Ростов н/Д: МАРТ, 2002. – 416 с.
[1] Свиридов О.Ю. Банковское дело. – Ростов н/Д: МАРТ, 2002. – 416 с.
[2] Банки и банковские операции / Под ред. Е.Ф. Жукова- М., 2001.
[3] Лаврушин О.П. Деньги кредит, банки. – М., 1998. – 564 с.
[4] Дорбенко И.М. Как повысить устойчивость коммерческих банков // Банковское дело. - 2001. № 8.
[5] Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. - М., 2001.