Содержание

Задание 1. 3

Задание 2. 12

Задание 3. 17

Задание 4. 20

Задание 5. 22

Задание 6. 23

Задание 7. 25

Список литературы.. 27




Задание 1

Потребности – это совокупность нужд, запросов, желаний людей для обеспечения их жизни и деятельности, развития личности каждого человека, развития семьи, предприятий и организаций, общества в целом (3, стр. 98).

Круг потребностей каждого человека и общества в целом постоянно расширяется, а сами потребности становятся не только многообразными, но и более совершенными. Потребности каждого человека практически безграничны. Однако, степень удовлетворения потребностей зависит от размера того дохода, который он получает, а это означает, что люди постоянно сталкиваются  с практической проблемой на что истратить полученные деньги. С подобной проблемой сталкиваются и руководители различных предприятий и правительство любой страны.

         Основными потребностями человека являются биологические потребности. Эти потребности являются основой  формирования конкретных  потребностей людей  (необходимость утолить голод  рождает потребность  в определенных видах еды). Первой задачей хозяйственной деятельности (экономики) и было удовлетворение этих нужд (3, стр. 98).

         К числу  основных потребностей человека относятся:

·        в пище;

·        в одежде;

·        в жилье;

·        в безопасности;

·        в лечении при заболеваниях.

         Эти  потребности  необходимы  для простого  выживания людей, но и они являются очень  сложной задачей. До  сих пор  люди не могут полностью решить эти проблемы; миллионы людей на Земле еще голодают, у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживания. Кроме того, потребности человека намного больше, чем просто набор условий для выживания. Ему хочется путешествовать, развлекаться, комфортной жизни, любимого занятия и т.п.

Доход – это не только заработанные деньги, но и все те товары, которые можно купить на эти деньги, и те услуги, которые могут быть оплачены этими деньгами. Поэтому любое общество имеет в своем распоряжении ограниченные блага, т.е. средства, благодаря которым удовлетворяются потребности людей. Все виды ограниченных благ называются экономическими, а для создания этих благ требуются ресурсы (3, стр. 97).

Ограниченность ресурсов приводит к тому, что люди не могут производить такое количество экономических благ, которое удовлетворило бы все потребности человека и общества. Поэтому перед людьми постоянно встает проблема выбора, которая заключается в том, как распорядиться ограниченными экономическими ресурсами, для максимального удовлетворения потребностей. Для решения этой проблемы люди должны вести себя рационально. Рациональность означает целесообразную деятельность и предполагает постановку определенной цели. При этом, делая тот или иной выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием. В любом случае выбор какого-то экономического блага означает отказ от другого экономического блага.

Для удовлетворения  своих  потребностей  люди  использовали вначале только то, что могла им дать дикая природа. Но с ростом потребностей возникла необходимость научиться добывать блага.  Поэтому блага разделяются  на две группы:

·        даровые блага;

·        экономические блага.

          Даровые блага – это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в  объеме большем, чем потребность в них.  Их не нужно производить, их можно потреблять бесплатно. К таким благам относятся:

·        воздух;

·        вода;

·        солнечный свет;

·        дожди;

·        океаны и т.п.

Но в основном потребности человека удовлетворяются не за счет даровых, а экономических благ , то есть товаров и услуг, объем которых  недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере и он может быть увеличен только в результате производственного процесса. Иногда  приходится перераспределять блага тем или иным способом.

Сейчас люди живут лучше, чем в древние времена. Это достигнуто благодаря увеличению объема и  улучшению свойств  этих благ (продовольствия, одежды, жилья и т.д.).

Источником благосостояния  и могущества народов Земли сегодня является чрезвычайно развитой механизм объединения усилий ради решения общих задач, в том  числе самой главной задачи - производства все большего объема жизненных благ, то есть создания лучших условий жизни людей.

 Для производства жизненных благ люди используют природные ресурсы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это называется «факторами производства».

Существуют три основных факторов производства:

·        труд;

·        земля;

·        капитал.

Труд, как фактор производства – это деятельность людей  по производству товаров и услуг с помощью использования их физических и умственных возможностей, а так же навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы. Для организации производственной деятельности  покупается  право на использование способностей людей в течение некоторого времени для создания определенного вида благ.

Это означает, что объем трудовых ресурсов общества, зависит  от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год.

Земля, как фактор производства – это все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ.

Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются площадями земель того или  иного назначения, объемами водных ресурсов  или полезных ископаемых в недрах.

Капитал, как фактор производства – это весь производственно-технический аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения возможностей  изготовления, необходимых благ. Он состоит  из:

·        зданий и сооружений  производственного  назначения;

·        станков и  оборудования;

·        железных дорог и портов;

·        складов;

·        трубопроводов;

то есть из того, что необходимо для реализации  современных технологий  производства  товаров и услуг. Объем капитала обычно измеряют суммарной денежной стоимостью.

Для анализа экономических процессов выделяют еще разновидность факторов производства – предпринимательство. Это услуги, которые  оказывают обществу люди, наделенные способностями правильно оценить, какие новые товары можно с успехом предложить покупателям, какие технологии производства имеющихся товаров стоит внедрить, чтобы достичь большей выгоды.

Эти люди готовы рисковать своими сбережениями ради новых коммерческих проектов. Они обладают умением координировать использование других факторов производства для создания нужных благ обществу.

В любом обществе должны производится средства производства (товары производственного назначения) и предметы потребления (потребительские товары). Общая ограниченность ресурсов позволяет производить эти товары в различных альтернативных соотношениях, при этом, чем больше производится средств производства, тем меньше предметов потребления и наоборот (3, стр. 101). Графически это может быть выражено с помощью кривой производственных возможностей.

             Средства производства       А

                                                         Б

                                                              В  

                                                                        . Н

                                                                    Г

                                                     . М       

                                                      0                                Д                Предметы потребления

                   Рис. 1. Кривая производственных возможностей.

Точки, расположенные на этой кривой, показывают какое количество товаров и услуг в различных комбинациях способна производить данная страна при полном использовании имеющихся ресурсов и технологий. Осуществляя выбор, общество должно помнить, что для удовлетворения потребностей нужно производить и средства производства и предметы потребления. Любая точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей (точка М), означает что ресурсы используются неэффективно и неполно (низкая производительность труда, не загруженность производственных мощностей, чрезмерные материальные затраты и т.д.), поэтому здесь есть резервы для увеличения производства одного продукта без сокращения объема выпуска другого. Точки, лежащие вне кривой производственных возможностей, означают, что общество не располагает ресурсами, необходимыми для осуществления такой комбинации производства (точка Н).

              Ограниченность ресурсов заставила людей принять соответствующие  меры. Люди издавна начали закреплять  экономические ресурсы  в собственность. Отдельный человек или группа людей могут:

- владеть ресурсами, то есть фактически ими обладать;

- пользоваться  ресурсами, то есть использовать  их по  своему  усмотрению  для получения текущего дохода;

- распоряжаться, то есть иметь право передать их другим лицам, например,  продать.

         Остальные люди должны уважать эти права. Закрепление ресурсов в собственности граждан позволяет им представлять эти ресурсы за плату тем, кто  в них нуждается. Формы дохода  от этого могут быть самыми  различными и зависят от вида предоставляемых ресурсов.

          Большая часть крупных состояний России (благ) связана с теневой собственностью (криминальный доступ к ресурсам и т.д.) и с постгосударственной

собственностью (приватизация, земля, бюджетные средства).

            В результате приватизации под прикрытием лозунга о ваучерной народной приватизации собственность оказалась распыленной, разорванной между отдельными  звеньями  неразрывных по  природе технологических  цепочек. Это привело к неэффективности российской экономики сегодня.

          Постоянно совершенствуя способы использования экономических  ресурсов, люди в основу своей хозяйственной деятельности положили два важнейших элемента: специализацию и торговлю (3, стр. 102).

      Специализация имеет три уровня:

      1) специализация отдельных людей;     

      2) специализация деятельности хозяйственных организаций;

      3) специализация экономики страны в целом.

         В основе всей специализации лежит специализация труда людей, которая определяется :

а) Сознательным разделением труда между людьми.       

б) Обучением людей новым профессиям и навыкам.

в) Возможностью кооперации, то есть сотрудничества ради достижения общей     

щей цели.

          Впервые  разделение  ( специализация) труда возникла около 12 тысяч лет тому назад: одни люди специализировались только на охоте, другие были скотоводами или земледельцами.

          Сейчас существуют тысячи профессий, многие из которых требуют обучения особым навыкам и приемам труда.

          Почему  специализация является важнейшим  инструментом в хозяйственной жизни человечества?

          Во-первых, люди наделены разными  способностями; они по разному  выполняют те или иные виды работ. Специализация дает возможность каждому человеку найти ту работу, ту профессию, где он может проявить себя  с наилучшей стороны.

          Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться всё большего  мастерства  в избранной для  себя деятельности. А это  ведет к изготовлению  благ

или оказанию услуг с более высоким качеством.

          В-третьих, рост мастерства позволяет людям  тратить на изготовление  благ меньшее  количество  времени  и не  иметь его потерь при переходе с  одного вида работ на другой.

         Таким образом, специализация является главным способом  повышения производительности  всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства необходимых им экономических благ, и прежде всего ресурса труда.

          Чтобы удовлетворить свои все возрастающие потребности, человечество вынуждено постоянно искать ответы на  главные  вопросы основ хозяйственной жизни, то есть главных вопросов экономики :

1.     Что и в каком количестве производить?

2.     Как производить?

3.     Каким образом распределять изготовленные блага?

          Решая вопрос «Что и в каком количестве производить?», люди в конечном счете распределяют ограниченные ресурсы между производителями  различных благ.

            Решая вопрос «Как производить?», люди выбирают  предпочтительные для них способы (технологии) изготовления благ , которые им необходимы.        Каждый из возможных вариантов  технологических  решений  предполагает свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов. И потому выбор лучшего варианта – задача непростая, которая требует сопоставления, взвешивания ценности различных ресурсов.

           Отвечая на вопрос  «Каким образом распределить изготовленные блага?», люди решают, кому и сколько благ должно достаться, в конечном счете. Как осуществить распределение благ, чтобы оно не вызвало в людях чувства несправедливости из-за различий в комфортности жизни?

           Люди решали эту проблему следующим образом :

·        «право сильного» - лучшее и в полном объеме получает тот, кто может отобрать блага у более слабых силой кулака и оружия;

·        «принцип уравнительности»  -  каждый получает  примерно поровну, чтобы «никому не было обидно»;

·        «принцип очереди» - благо достается тому, кто раньше занял место в очереди желающих это благо получить.

          Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, так как они не заинтересовывают людей в более производительном труде. При таком распределении благ, даже  если трудиться лучше других и получать за это больше,

не  гарантировано приобретение  желаемого  блага. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) в  настоящее  время преобладает сложный  механизм рыночного распределения.



Задание 2

          Проанализировать информацию и дать конкретные рекомендации по формированию товарного ассортимента на основе сведений о продаже и запасах товаров в торговой сети райпо.

Решение:

          На основании методики проведём анализ продукции на примере товарной группы «Мясо и птица»:

1.     Найдём темп роста реализации, для этого объём  реализации во 2 году (РП2) поделим на объём реализации в 1 году (РП1): ;

2.     Найдём темп прироста по формуле: Кпр = Кр – 100% = 159,7% - 100% = 59,7%;

3.     Для нахождения удельного веса в общем объёме продаж (ООП) используем формулу:

4.     Для нахождения изменения удельного веса разделим удельный вес во втором году на удельный вес в первом: ΔУдВ = УдВ2 / УдВ1* 100% = 4,47 / 3,85 * 100% = 116,1%;

5.     Определим товарные запасы на конец второго года (ТЗк) по сравнению с началом второго года (ТЗн): ТЗк / ТЗн * 100% = 336,1 / 392,3 * 100% = 85,7%;

6.     Найдём количество продукции реализованной на одного человека, для этого реализацию разделим на количество жителей: 2 год = 3531,2 / 81169 =  43,5 руб.; 1 год = 2210,5 / 81129 = 27,2 руб.;

7.     Для нахождения темпов изменения разделим реализацию во втором году на реализацию в первом = 43,5 / 27,2 * 100% = 159,93%;

По остальным товарным группам расчёт производится аналогично. Результаты расчёта занесём в таблицу:

Товарные группы

Темпы роста реализации товаров, %

Темпы прироста реализации товаров, %

Удельный вес товаров в общем объёме продажи, %

Изменение удельного веса во 2 году по сравнению с 1, %

Товарные запасы на конец 2 года к началу 2 года, %

Реализация на одного человека, руб.

Темп изменения реализации на одного человека, %

в 1 году

во 2 году

в 1 году

во 2 году

Мясо, птица

159,7

59,7

3,85

4,47

116,10

85,7

27,2

43,5

159,93

Сыр

116,8

16,8

0,4

0,64

160,00

151,31

3,93

4,58

116,54

Соль

95,37

-4,63

0,33

0,44

133,33

109,39

3,3

3,15

95,45

Коньяк

101,93

1,93

0,11

0,16

145,45

189,13

1,14

1,17

102,63

Одежда и бельё

61,9

-38,1

0,46

0,39

84,78

97,19

4,49

2,78

61,92

СМС

88,96

-11,04

0,77

0,94

122,08

197,16

7,55

6,71

88,87

Посуда

71,22

-28,78

0,18

0,18

100,00

229,6

1,82

1,29

70,88

Теле и  радиотовары

184,84

84,84

0,04

0,11

275,00

72,72

0,4

0,75

187,50


          Распределим товарные группы по их удельному весу в общем объёме продаж в порядке убывания:

№ п/п

Товарная группа

Доля товарной группы в общем объёме продаж в порядке убывания, %

1

Мясо и птица

4,47

2

СМС

0,94

3

Сыр

0,64

4

Соль

0,44

5

Одежда и бельё

0,39

6

Посуда

0,18

7

Коньяк

0,16

8

Теле и радиотовары

0,11


          Распределим товарные группы по изменению доли в общем объёме продаж в порядке убывания:

№ п/п

Товарная группа

Темп изменения доли товарной группы в общем объёме продажи в порядке убывания, %

1

Теле  и радиотовары

275

2

Сыр

160

3

Коньяк

145,45

4

Соль

133,33

5

СМС

122,08

6

Мясо, птица

116,1

7

Посуда

100

8

Одежда и бельё

84,78


Можно выделить  основные группы по следующим характеристикам:

Характеристика

Товарная группа

Наиболее высокие темпы роста и прироста продаж

Мясо и птица; теле и радиотовары;

Наиболее низкие темпы роста и прироста продаж

Посуда; одежда и бельё;

Набольший удельный вес в продаже

Мясо и птица

Наименьший удельный вес в продаже

Теле и радиотовары;

Доля в общем объёме продаж растёт

Мясо и птица; сыр; соль; коньяк; СМС; теле и радиотовары;

Доля в общем объёме падает

Одежда и бельё

Продажа на душу населения растёт

Мясо и птица; сыр; коньяк; теле и радиотовары;

Продажа на душу населения падает

Соль; одежда и бельё; СМС; посуда;

Товарные запасы растут

Сыр; соль; коньяк; СМС; посуда;

Товарные запасы падают

Мясо и птица; одежда и бельё; теле и радиотовары;


          Рекомендации по формированию товарного ассортимента в прогнозируемом году

          На основании анализа вторичной информации, можно порекомендовать по каждой товарной группе следующее:

Товарная группа

Рекомендации

Мясо и птица

Т.к. эта товарная группа лидирует по показателям роста темпов, объёма и доли реализации, то на прогнозируемый год следует увеличить объёмы закупки, но не более чем в 1,5 раза, дабы не вызвать затоваривание.

Сыр

Так же показывает хорошие темпы роста, следовательно, необходимо в пределах темпов роста отчётного года увеличить объём закупок.

Соль

Учитывая спад спроса и наличие на складе остатков на конец года превышающих остатки на начало, необходимо снизить объём закупок.

Коньяк

Т.к. темпы роста небольшие, а доля в общем объёме маленькая, на прогнозируемый год объём закупок следует оставить без изменений.

Одежда и бельё

В текущем году спрос на эту товарную группу, почти вдвое снизился, также снизилась и доля, следовательно, на прогнозируемый год необходимо заказать не более 75% заказа на отчётный год.

СМС

Учитывая падение спроса и двукратный запас на складе, на прогнозируемый год можно не заказывать эту товарную группу.

Посуда

Принимая во внимание падение спроса и более чем, двукратный запас на складе, на прогнозируемый год нет необходимости заказывать эту товарную группу.

Теле и радиотовары

За текущий год отмечено резкое увеличение спроса на эти товары, однако, т.к. они занимают незначительную долю в обороте и не являются товарами первой необходимости, спрос на них неустойчив, целесообразно будет заказать такой же объём продукции, как и в текущем году.


Задание 3

          Во втором году по сравнению с первым денежные доходы одного человека возросли на 10%; в прогнозируемом году они должны возрасти на 6,5%. На основании информации о продажи товаров и изменения доходов рассчитать:

1.     Коэффициент эластичности спроса от денежных доходов;

2.     Используя значение коэффициента выполнить прогноз в продажи товаров в следующем году:

·        На душу населения;

·        С учётом общей численности обслуживаемого населения, которое в прогнозируемом году уменьшиться на 1%.

3.     Выполнить классификацию на:

·        Нормальные товары;

·        Товары низшей категории;

4.     Дать рекомендации по формированию ассортимента товаров в прогнозируемом периоде.

Решение:

1.     Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько % изменится спрос, при изменении дохода покупателя на 1%. Кэл = Δу / Δх; где Δу – изменение спроса, %; Δх – прирост денежных доходов, %; рассчитаем по каждой товарной группе:

Кэл(мясо) = 59,7% / 10% = 5,97%, аналогично по остальным группам.

Товарные группы

Изменение спроса Δу, %

Кэл, %

Мясо, птица

59,7

5,97

Сыр

16,8

1,68

Соль

-4,63

-0,46

Коньяк

1,93

0,19

Одежда и бельё

-38,1

-3,81

СМС

-11,04

-1,1

Посуда

-28,78

-2,88

Теле и  радиотовары

84,84

8,48


2.      Для прогноза продажи товаров используем следующую формулу:где: Уn+1 – прогноз продажи на следующий период; Уn – фактическая продажа в текущем периоде;

Прогноз продаж по мясу на душу населения: 

С учётом снижения численности (81169 * 0,99 = 80357) = 60,42 * 80357 = 4855,17 тыс. руб.;

По остальным товарам расчёт аналогичен, сведём данные в таблицу:

Товарные группы

Продажи на душу населения, руб.

С учётом снижения численности, тыс. руб.;

Мясо, птица

60,42

4855,17

Сыр

4,58

368,43

Соль

3,14

253,04

Коньяк

1,17

94,03

Одежда и бельё

2,77

222,84

СМС

6,7

538,81

Посуда

1,29

103,46

Теле и  радиотовары

0,75

60,59


3.     Классификация товаров происходит на основании Кэл, если он положителен, то товар нормальный, если отрицательный – то товар низшей категории.

Нормальные товары: Мясо и птица; Сыр; Коньяк; Теле и радиотовары;

Товары низшей категории: Одежда и бельё; Соль; Посуда; СМС.

4.     На основании исходных данных и расчётов в пункте 2 можно дать следующие рекомендации:

Товарные группы

Рекомендации на следующий год

Мясо, птица

Закуп увеличить.

Сыр

Закуп уменьшить.

Соль

Закуп уменьшить.

Коньяк

Оставить без изменений

Одежда и бельё

Закуп уменьшить.

СМС

Закуп уменьшить.

Посуда

Закуп уменьшить

Теле и  радиотовары

Закуп увеличить



Задание 4

          На основе анализа вторичной информации (задание 2 и 3):

1.     Определить критические группы товаров;

2.     Охарактеризовать процесс сбора первичной информации по критическим группам товаров;

3.     Указать проблемы и цели исследования;

4.     Разработать план сбора первичных данных.

Решение:

1.     В качестве критических  выберем  две товарные группы с наибольшим падением спроса: «Одежда и бельё» и «Посуда».

2.     Для сбора первичной информации воспользуемся опросом, как наиболее возможным вариантом в условиях сельской местности. Опрос будет проводиться непосредственно в магазине, путём анкетирования.

3.     Целью исследования будет выявления причин снижения спроса на критические группы товаров.

4.     Для сбора первичных данных специально обученные сотрудники будут опрашивать посетителей райпо и данные заносить в специальные анкеты, которые предполагают как открытые вопросы, так и закрытые (да/нет):

Анкета для сбора данных по критическим группам товаров

Вопрос

Варианты ответа

Как часто Вы посещаете магазин?

a)     Ежедневно;

b)    3 раза в неделю;

c)     1 раз в неделю;

d)    Реже.

Как часто вы покупаете одежду и бельё?

a)     Ежемесячно;

b)    1 раз в 3 месяца;

c)     1 раз в полгода;

d)    Реже;

Чем вызвана эта покупка?

Свободный ответ

Долго ли вы принимаете решение о покупке?

Свободный ответ

Довольны, ли Вы качеством покупаемых вещей?

a)     Да;

b)    Нет;

c)     Иногда;

Часто ли Вы покупаете посуду?

a)     Раз в 3 месяца;

b)    Раз в полгода;

c)     Раз в год;

d)    Реже.

Устраивает ли Вас уровень цен?

a)     Да;

b)    Нет.

Сколько человек у Вас в семье?

Свободный ответ


          Опрос производится в течение дня, после чего все результаты анализируются и группируются.

Задание 5

          Использую нижеприведённые данные определить величину спроса в районе на прогнозируемый год.

Решение:

          Объём спроса рассчитывается по формуле: Ck = Yk * d;

          Ck – объём спроса на душу населения;

          Yk – прогноз потребления на душу населения;

          d – коэффициент товарного потребления;

            где:

          Уф – фактическое потребление на душу населения;

          к – количество лет от базисного до прогнозируемого;

          n – число лет, через которое будет достигнута перспективная норма рационального потребления;

          Уn – потребление по перспективной норме рационального потребления.

         

          Сk = 62,71 * 0,5 = 31,355 кг.

          На прогнозируемый год спрос в районе на мясо составит 31,355 кг на душу населения.


Задание 6

          Перед закупкой товаров на оптовой ярмарке проведена экспертная оценка потребности в товарах:

Эксперты

Товары

А

В

С

Д

1

1000

500

1100

700

2

1250

500

900

1200

3

750

1500

1400

1300

4

1000

1500

600

800


1.     Оценить степень согласованности мнений экспертов по каждому товару.

2.     Выявить критические позиции.

3.     Дать предложения по проведению последующих туров экспертизы.

Решение:

          Степень согласованности определяется по формуле:  где:

          Yi – оценка каждого эксперта;

          Y – среднее значение оценки;

          n – число экспертов, участвующих в экспертизе.

         

          Товар А:

          Товар В:

          Товар С:

          Товар Д:

          Согласованность экспертов считается достаточной, если коэффициент вариации меньше 0,33. В этом случае полученная величина принимается за окончательную оценку.

          Критическими считаются позиции, по которым коэффициент вариации больше 0,33, в нашем случае такой позицией является товар В.

          Последующий тур оценки проводится с целью получения экспертных оценок только по критическим позициям. В нашем случае необходимо провести второй тур оценки только по товару В.


Задание 7

          На основании анализа вторичной информации (задание 2):

1.     определить поступление товаров во втором году;

2.     определить величину товарных запасов во втором году по каждой товарной группе;

3.     рассчитать показатель конкурентоспособности по каждой группе товаров;

4.     определить место каждой группы по величине коэффициента конкурентоспособности;

5.     дать оценку конкурентоспособности товаров;

6.     определить оптимальный ассортимент товаров данного предприятия.

Решение:

          Поступление товаров определяется по формуле товарного баланса З1 + П = З2 + Р, где

          З1 и З2 -  товарные запасы на начало и конец периода;

          П – поступление товаров;

          Р – реализация товаров;

          Поступление мяса П = Р +З2 – З1 = 3531,2 + 336,1 – 392,3 = 3475 тыс. руб.;


          Величина товарных ресурсов определяется ТР = З1 + П = 392,3 + 3475 = 3867,3 тыс. руб.;

          Конкурентоспособность рассчитывается как доля реализации в товарных ресурсах К = П / ТР = 3531,2 / 3867,3 = 0,91;

          По остальным товарным группам расчёт производится аналогично. Полученные результаты занесём в таблицу.




Наименование товаров

Показатели, тыс. руб.

Показатель конкуренто- способности

Оценка конкуренто- способности товара

Запасы на начало

Посту-пило

Ресурсы

Продано

Низкая, средняя, высокая, наивысшая

Место

Мясо и птица

392,3

3475

3867,3

3531,2

0,91

Наивысшая

2

Сыр

18,3

328,3

346,6

318,9

0,92

Наивысшая

1

Соль

26,6

270,7

297,3

268,2

0,9

Высокая

3

Коньяк

18,4

109,5

127,9

93,1

0,72

Высокая

6

Одежда и бельё

149,7

360,7

510,4

364,9

0,71

Высокая

7

СМС

56,5

667,7

724,2

612,8

0,84

Высокая

4

Посуда

30,4

187,1

217,5

147,7

0,67

Средняя

8

Теле и радиотовары

9,9

30,3

40,2

33

0,82

Высокая

5


          Оптимальным ассортиментом товаров данного предприятия будут товары с наивысшей конкурентоспособностью, т.е. мясо и сыр, а так же суда можно включить товары с близким к 0.9 показателем конкурентоспособности – соль.


Список литературы

1.     Голубков Е.П. Маркетинг. – М.: «Дело», 2003.

2.     Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление. – М.: «Финансы и статистика», 2000.

3.     Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: «Инфра-М», 2003.

4.     Лоскутова Н.Ю. Определение потребности в товарах. – Н-ск.: СибУПК, 1998.

5.     Шайдурова Н.И. Изучение и прогнозирование спроса. – Н-ск.: СибУПК, 2001.