Критерии выбора поставщика

Процесс закупки представляет собой цепочку взаимо­связанных действий, начиная от выявления собственных потребностей в материальных ресурсах и заканчивая ре­альным поступлением требуемых товаров в нужном ко­личестве с соблюдением требуемого уровня качества. И в этой логистической цепи одной из основных проблем в управлении закупками материальных ресурсов является проблема выбора поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, но главным образом тем, что поставщик дол­жен быть надежным партнером товаропроизводителя в реализации его логистической стратегии. В связи с этим рассмотрим основные критерии выбора поставщика:

1. Определение потребностей. Процесс управления закупками начинается с определения внутрифирменных потребностей и установления взаимосвязей между отде­лом закупок и подразделениями фирмы, т. е. конкретны­ми потребителями материальных ресурсов.

2. Формирование требований потребителей. Пос­ле определения внутрифирменных потребителей и номен­клатуры материальных ресурсов устанавливаются требо­вания к весу, размерам, параметрам поставок и т. д.

3. Решение «делать или покупать». Прежде чем оп­ределять возможных поставщиков, необходимо решить во­прос, выгодно ли самой фирме производить определенные виды материальных ресурсов или лучше покупать их у сторонних организаций. В этом случае для принятия окон­чательного решения оцениваются соответствующие затра­ты и достижимый уровень качества материальных ресурсов.

4. Определение типов закупок в зависимости от про­должительности и сложности:

* установившиеся закупки;

* модифицированные закупки (в которых меняются или поставщик, или параметры закупаемых материаль­ных ресурсов);

* новые закупки.

5. Выявление потенциальных поставщиков. Заклю­чается в определении всех возможных поставщиков тре­буемого вида материальных ресурсов путем использова­ния сведений о конкурсах поставщиков, выставках и яр­марках, рекламы и специализированных каталогов, фор­мирование списка поставщиков, сбор и анализ информа­ции об их деятельности.

6. Анализ выявленных поставщиков. Заключается в сравнении финансового положения предприятий, уров­ня цен продукции и условий платежей, географического положения, возможных сроков выполнения экстренных заказов, резервных мощностей предприятий, качествен­ных характеристик продукции, частоты и надежности по­ставок, психологического климата на предприятии. Пос­ле проведенного анализа и уменьшения количества воз­можных поставщиков оставшиеся оцениваются с точки зрения максимального удовлетворения потребностей фир­мы в обеспечении материальными ресурсами.

7. Доставка материальных ресурсов. Включает та­кие логистические операции, как заключение договоров, процедуры заказов, транспортировки, складирования грузопереработки, хранения, сервисных услуг и т. п.

8. Контроль и оценка за выполнением закупок. Эф­фективность управления закупками оценивается в резуль­тате непрерывного контроля за выполнением условий до­говора по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству материальных ресурсов и сервиса.

Кроме определенных количественных критериев оцен­ки поставщика существует большая группа качествен­ных показателей, которые играют важную роль в проце­дуре выбора поставщиков, но трудно поддаются опреде­лению. К таким показателям относятся: имидж постав­щика, отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в средствах информации, способность к контракту и длительным партнерским отношениям и т.п.