Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1.     Планирование и организация систем внутреннего контроля………5

2.     Формы финансового контроля…………………………………………8

3.     Применяемые методы проверок………………………………………10

4.     Ответственность за правонарушения в сфере бухгалтерского дела

 и налогообложения. Действия главного бухгалтера в

случае обнаружения неуплаты налогов в бюджет………………………13

5.     Оценка внутреннего контроля ООО «Дайна»……………………….15

Заключение………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………….20

Приложения

Введение

На протяжении 70 лет существования в России планово - регулируемой экономики бухгалтерский учет развивался изолированно и не учитывал международных тенденций. За последние 10 лет появилось множество хозяйственных операций, отражение которых в финансовой отчетности, а также порядок их ведения в бухгалтерском учете не предусматривались. Все это потребовало серьезных изменений в нормативно - правовой базе бухгалтерского учета. Нормативно - правовая база бухгалтерского учета стала стремительно перестраиваться в соответствии с принятыми в международной практике стандартами бухгалтерского учета. Во исполнение принятой в 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности разрабатываются российские положения (стандарты) бухгалтерского учета. Российские положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) в основном учитывают международные тенденции и соответствуют международным принципам ведения бухгалтерского учета.

В связи с этим острым вопросом стало наличие профессиональных бухгалтеров.  На бухгалтерию возлагаются дополнительные функции, связанные с налоговым и управленческим учетом, оценкой и другими нововведениями, что существенно увеличивает нагрузку на данное подразделение (и это несмотря на всеобщую автоматизацию учетных процессов). К сожалению, зачастую руководители не учитывают (а многие и не знают), что в развитых странах число работников, занимающихся вопросами бухгалтерского учета в компании, составляет около 10% от общей численности работающих. В России это соотношение не соблюдается ввиду недопонимания роли бухгалтерской службы в структуре предприятия.      Бухгалтерская служба предприятия играет важную роль в системе внутреннего контроля. Что такое внутренний контроль и какое место занимает в нем бухгалтерская служба предприятия? Это и есть цель данной работы.

Для достижения этой цели решим следующие задачи:

·                   изучим сущность понятие системы внутреннего контроля предприятия

·                   изучим формы финансового контроля

·                   проанализируем применяемые методы проверок

·                   изучим понятие налогового правонарушения

Объектом исследования является ООО «Дайна», предприятие занимающееся реализацией работ (услуг).





















1. Планирование и организация систем внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля организуется руководством предпри­ятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля. Независимый аудит проводится независимым аудито­ром, формы, и виды контрольных действий также определяются аудито­ром (п. 9 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации и п. Закона “Об аудиторской деятельности”). Ревизия проводится штатным ревизором какого-либо ведом­ства, формы, и виды контрольных действий также определяются этим ве­домством.

Внутренний контроль — это система мер, организованных руковод­ством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.[7,стр.58]

Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:

1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности пред­приятия;

2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работни­ком предприятия;

3) обеспечение сохранности имущества предприятия.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета (более широко — Учета) и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе ав­томатизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий конт­роль.

Для достижения целей организации системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обяза­но обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

*  в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не долж­но быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы пра­вильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;

* бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объектив­ное представление о предприятии в целом;

* компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;

* средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или не­эффективно использованы;

* все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализирова­лись, а виновные несли ответственность;

* внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполно­моченным принимать управленческие решения, для ее оптимального ис­пользования.

Из перечисленных выше задач руководства предприятия по органи­зации внутреннего контроля видна неразрывная связь системы внутрен­него контроля с двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерским фи­нансовым и бухгалтерским управленческим учетом.

Первые три задачи обеспечиваются связью системы внутреннего кон­троля с системой бухгалтерского финансового учета, а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета.

Именно поэтому в дальнейшем мы будем различать две системы:

*   систему внутреннего финансового контроля;

*   систему внутреннего управленческого контроля.

Как видно из содержания поставленных задач, создание системы внут­реннего контроля — это достаточно сложный процесс, а сама система внутреннего контроля — это очень сложный и тонкий организм, неотъем­лемыми частями которого являются абсолютно все подразделения пред­приятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника-предприятия. Система внутреннего контроля — это своеобразная орга­низация внутри организации (предприятия). [6,стр37]

Степень сложности внутреннего контроля должна соответствовать организационной структуре предприятия, численности персонала, раз­ветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия в целом.

Объектами внутреннего контроля являются циклы деятельности орга­низации — циклы снабжения, производства и реализации.

Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение со­блюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей,

Методы, используемые при осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:

* бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвента­ризация и документация, балансовое обобщение);

* бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответствен­ности, нормирование издержек);

* ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка ариф­метических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хо­зяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, под­тверждение и прослеживание);

*   теория управления.

Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.

В современных условиях в жизнь предприятий постепенно входит новое понятие, называемое “эккаунтингом” (accounting). Это чрезвычайно емкое экономическое понятие, в основе которого лежит счетоводство - ведение бухгалтерского учета в соответствии с общепринятыми нормами. Однако счетоводство — это лишь основополагающий элемент эккаунтинга. Посредством счетоводства создается информационная база, не­обходимая для управления предприятием. Профессиональная деятель­ность, связанная с формированием этой информационной базы, и назы­вается эккаунтингом.

В это понятие входит работа:

*   плановая;

*   по составлению отчетности;

*   контрольная;

*   аналитическая.       

 

2.Формы финансового контроля

Финансовый контроль на предприятии осуществляется для достижения такого уровня организации и управления, при котором осуществляется наиболее рациональное использование всех источников финансовых ресурсов, полнота выполнения финансовых обязательств, соблюдение действующего законодательства, рост рентабельности и экономической стабильности организации.

К подцелям финансового контроля относятся усиление финансовой ответственности и повышение результативности внутренних подразделений организации; содействие сбалансированности между планируемыми и фактическими финансовыми источниками;

 выявление внутрипроизводственных отклонений и резервов роста финансовых ресурсов; содействие полноте и правильности ведения бухгалтерского учёта и отчётности на предприятии; выявление реального финансового положения предприятия и разработка мероприятий по его улучшению и т.д.

В настоящее время в РФ действует множество независимых друг от друга контрольных органов, подчинённых различным властным структурам. Один из важнейших этапов на пути повышения эффективности государственного контроля - добиться их координации и взаимодействия. Создание системы контрольных органов с единым центром управления, особенно на уровне регионов, значительно улучшит качество контроля и позволит предприятиям построить управление хозяйственной деятельностью и ресурсами с наибольшей эффективностью. [4,стр.37]

Главная проблема на пути достижения эффективности контроля и управления – слабая разработанность законодательной базы. Такая ситуация может быть решена только принятием соответствующих нормативных актов федерального и местного назначения

В зависимости от периода проведения финансовый контроль классифицируется следующим образом:

·                     предварительный контроль проводится на этапе составления проекта проверки, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта ;

·                     текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе проверки направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и выявление и пресечение. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности и бухгалтерских документов;

·                     последующий контроль – это ревизия уже исполненной проверки, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта проверки на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят: органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламентом, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики. Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля – государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый и др. Становление гражданского общества связано с усилением общественного контроля за формированием и использованием денежных средств.

3. Применяемые методы проверок

        Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:

а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании денежных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

в) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части. Он позволяет выявить проблемы и противоречия, пути повышения его эффективности.

г) ревизия. Это наиболее распространенный метод.

Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов. Ревизии проводятся в отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

         В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:

·                    комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;

·                    тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

         Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

         После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений – в следственные органы.

4. Ответственность за правонарушения в сфере бухгалтерского дела  и налогообложения. Действия главного бухгалтера в  случае обнаружения неуплаты налогов в бюджет.

Налоговое правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которые установлена юридическая ответственность.

Можно выделить следующие группы налоговых правонарушений в зависимости от направленности противоправных деяний:

- правонарушения против системы налогов;

- правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

- правонарушение против исполнения доходной части бюджета источника;

- правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;

- правонарушения против контрольных функций налоговых органов;

- правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;

- правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

Вопрос о конкретных видах и размерах ответственности участников налоговых отношений решается целым рядом нормативных актов/

Итак, каковы действия бухгалтера, обнаружившего ошибку, например, в расчете налога на прибыль?

Прежде чем вносить исправления в налоговую декларацию, необходимо скорректировать данные налогового учета того периода, к которому относится ошибка. Для этого нужно составить справку бухгалтера в произвольной форме, подробно изложить в ней суть выявленной ошибки и привести необходимые корректирующие расчеты.

Напомним, что согласно статье 313 Налогового кодекса справка бухгалтера является первичным учетным документом (подтверждающим данные налогового учета) и в ней указываются все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.95 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Как было отмечено, на основании пункта 1 статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Обратите внимание: согласно пункту 10 статьи 250 НК РФ доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде, включаются в состав внереализационных доходов текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке в состав внереализационных расходов текущего периода включаются убытки прошлых лет. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 2 статьи 265 НК РФ. Однако с учетом требований пункта 1 статьи 54 таким образом можно отразить только те ошибки в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, период совершения которых точно определить невозможно. [1,стр.258]

На основании оформленной справки бухгалтера в налоговую декларацию по налогу на прибыль за налоговый (отчетный) период, к которому относится ошибка, вносятся изменения. Уточненная (измененная) декларация представляется в налоговый орган вместе с соответствующим заявлением.

Как известно, при исчислении практически всех налогов (за исключением налога на прибыль, единого налога, уплачиваемого при применении УСН) налоговый учет не ведется. Тем не менее при обнаружении ошибок в их расчете составить справку бухгалтера будет

Маркировать уточненную декларацию необходимо следующим образом. На ее титульном листе в поле «Вид документа» проставляется код «3», а через дробь — номер, показывающий, какая по счету уточненная налоговая декларация представляется за данный период.

Например, при внесении первых изменений в декларацию за 9 месяцев 2004 года на титульном листе уточненной декларации ставится вид документа «3» (корректирующий), а через дробь — номер корректировки «1».

Напомним, что уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по форме, которая действовала в том налоговом (отчетном) периоде.


5. Оценка внутреннего контроля на ООО «Дайна».

На исследуемом предприятии ООО «Дайна» была проведена аудиторская проверка.

В программу проведения проверки в обязательном порядке включаются следующие вопросы:

· правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности прибыли от реализации продукции (работ, услуг), а также достоверность и законность отражения прибыли или убытков от прочей реализации и внереализационных операций;

· достоверность и правильность отражения данных учета о фактической себестоимости продукции (работ, услуг);

· правильность расчетов по налогу на прибыль, в том числе правомерность использования различных льгот.

В ходе проверке было установлено следующее:

ООО «Дайна», занимается оказанием услуг и применяет освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ, арендует у Комитета по управлению имуществом объект муниципальной собственности. Сумма арендной платы относилась на затраты. Бухгалтер организации, считая, что она не является плательщиком НДС, не уплачивал и не отражал суммы НДС, необходимые к уплате за Комитет по управлению имуществом, в налоговой декларации.

В бухгалтерском учете указанная операция была отражена следующим образом: Дебет 26, Кредит 51 - произведена оплата аренды государственной собственности

         Налоговой инспекцией в заключительном акте было указано:

В соответствии с п. 5 положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. № 33н, плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов является для организации расходами по обычным видам деятельности.

Плата за аренду помещения под офис отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" в корреспонденции с кредитом счетов учета расчетов и включается в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому она относится, независимо от времени оплаты. При начислении задолженности по арендной плате на сумму начисленной арендной платы в бухгалтерском учете организации производится запись по дебету счета 26 и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Расчеты по арендной плате за аренду государственного имущества".

При обнаружении в ходе налоговой проверки необоснованного занижения налоговой базы по налогу на прибыль и неотражении указанной суммы в налоговой декларации по НДС к ООО «Дайна» предъявлены требования о взыскании:

·                    неуплаченной суммы налога на прибыль;

·         штрафа в размере 20% неуплаченных сумм налога как с налогового агента;

·         пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога (ст. 75 НК РФ);

·         штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

В бухгалтерском учете необходимо внести следующие исправления:

Дебет 26, Кредит 68 - доначислена сумма НДС за счет текущих затрат, уплачиваемая предприятием в качестве налогового агента.

Кроме того, необходимо сдать новый расчет по НДС за периоды совершения ошибки.














Заключение


Внутренний контроль — это система мер, организованных руковод­ством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:

1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности пред­приятия;

2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работни­ком предприятия;

3) обеспечение сохранности имущества предприятия.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета (более широко — Учета) и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе ав­томатизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий конт­роль.

Налоговое правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которые установлена юридическая ответственность.

Можно выделить следующие группы налоговых правонарушений в зависимости от направленности противоправных деяний:

- правонарушения против системы налогов;

- правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

- правонарушение против исполнения доходной части бюджета источника;

- правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;

- правонарушения против контрольных функций налоговых органов;

- правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;

- правонарушения против обязанностей по уплате налогов

























Список использованной литературы

1.Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон № 146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.99 (№ 155 – ФЗ) // Экономика и жизнь. 1999 г. № 30.-568стр.

2.Налоговый кодекс РФ (Часть 2): Федеральный закон № 117 – ФЗ от 05.08.2000 // Экономика и жизнь. 2000 г. № 32.-469стр.

3.    О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций: Инструкция МНС РФ № 62 от 15.06.2002 // Экономика и жизнь. 2002 г. № 39. С. 7 – 14.

4.Касьянов М. М. Налоги должны обогащать страну, гарантируя благополучие граждан // Российская газета. 2000 г. № 101. С. 2, 13, 22 – 23.

5.Налоги: Учебное пособие / Под ред. Черника Д. Г. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2001. -688 с.

6.Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000.- 784 с.

7.Юткина Т. Ф Внутренний контроль:  Учебник.  М.: ИНФРА-М, 2003.- 429 с