Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1. Планирование и организация систем внутреннего контроля………5
2. Формы финансового контроля…………………………………………8
3. Применяемые методы проверок………………………………………10
4. Ответственность за правонарушения в сфере бухгалтерского дела
и налогообложения. Действия главного бухгалтера в
случае обнаружения неуплаты налогов в бюджет………………………13
5. Оценка внутреннего контроля ООО «Дайна»……………………….15
Заключение………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………….20
Приложения
Введение
На
протяжении 70 лет существования в России планово - регулируемой экономики
бухгалтерский учет развивался изолированно и не учитывал международных
тенденций. За последние 10 лет появилось множество хозяйственных операций, отражение
которых в финансовой отчетности, а также порядок их ведения в бухгалтерском
учете не предусматривались. Все это потребовало серьезных изменений в
нормативно - правовой базе бухгалтерского учета.
Нормативно - правовая база бухгалтерского учета стала стремительно
перестраиваться в соответствии с принятыми в международной практике стандартами
бухгалтерского учета. Во исполнение принятой в
В связи с этим острым вопросом стало наличие профессиональных бухгалтеров. На бухгалтерию возлагаются дополнительные функции, связанные с налоговым и управленческим учетом, оценкой и другими нововведениями, что существенно увеличивает нагрузку на данное подразделение (и это несмотря на всеобщую автоматизацию учетных процессов). К сожалению, зачастую руководители не учитывают (а многие и не знают), что в развитых странах число работников, занимающихся вопросами бухгалтерского учета в компании, составляет около 10% от общей численности работающих. В России это соотношение не соблюдается ввиду недопонимания роли бухгалтерской службы в структуре предприятия. Бухгалтерская служба предприятия играет важную роль в системе внутреннего контроля. Что такое внутренний контроль и какое место занимает в нем бухгалтерская служба предприятия? Это и есть цель данной работы.
Для достижения этой цели решим следующие задачи:
· изучим сущность понятие системы внутреннего контроля предприятия
· изучим формы финансового контроля
· проанализируем применяемые методы проверок
· изучим понятие налогового правонарушения
Объектом исследования является ООО «Дайна», предприятие занимающееся реализацией работ (услуг).
1. Планирование и организация систем внутреннего контроля.
Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля. Независимый аудит проводится независимым аудитором, формы, и виды контрольных действий также определяются аудитором (п. 9 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации и п. Закона “Об аудиторской деятельности”). Ревизия проводится штатным ревизором какого-либо ведомства, формы, и виды контрольных действий также определяются этим ведомством.
Внутренний контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.[7,стр.58]
Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:
1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия;
2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;
3) обеспечение сохранности имущества предприятия.
Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета (более широко — Учета) и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе автоматизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий контроль.
Для достижения целей организации системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:
* в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не должно быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;
* бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление о предприятии в целом;
* компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;
* средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;
* все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;
* внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.
Из перечисленных выше задач руководства предприятия по организации внутреннего контроля видна неразрывная связь системы внутреннего контроля с двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом.
Первые три задачи обеспечиваются связью системы внутреннего контроля с системой бухгалтерского финансового учета, а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета.
Именно поэтому в дальнейшем мы будем различать две системы:
* систему внутреннего финансового контроля;
* систему внутреннего управленческого контроля.
Как видно из содержания поставленных задач, создание системы внутреннего контроля — это достаточно сложный процесс, а сама система внутреннего контроля — это очень сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника-предприятия. Система внутреннего контроля — это своеобразная организация внутри организации (предприятия). [6,стр37]
Степень сложности внутреннего контроля должна соответствовать организационной структуре предприятия, численности персонала, разветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия в целом.
Объектами внутреннего контроля являются циклы деятельности организации — циклы снабжения, производства и реализации.
Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей,
Методы, используемые при осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:
* бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);
* бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответственности, нормирование издержек);
* ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);
* теория управления.
Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.
В современных условиях в жизнь предприятий постепенно входит новое понятие, называемое “эккаунтингом” (accounting). Это чрезвычайно емкое экономическое понятие, в основе которого лежит счетоводство - ведение бухгалтерского учета в соответствии с общепринятыми нормами. Однако счетоводство — это лишь основополагающий элемент эккаунтинга. Посредством счетоводства создается информационная база, необходимая для управления предприятием. Профессиональная деятельность, связанная с формированием этой информационной базы, и называется эккаунтингом.
В это понятие входит работа:
* плановая;
* по составлению отчетности;
* контрольная;
* аналитическая.
2.Формы финансового контроля
Финансовый контроль на предприятии осуществляется для достижения такого уровня организации и управления, при котором осуществляется наиболее рациональное использование всех источников финансовых ресурсов, полнота выполнения финансовых обязательств, соблюдение действующего законодательства, рост рентабельности и экономической стабильности организации.
К подцелям финансового контроля относятся усиление финансовой ответственности и повышение результативности внутренних подразделений организации; содействие сбалансированности между планируемыми и фактическими финансовыми источниками;
выявление внутрипроизводственных отклонений и резервов роста финансовых ресурсов; содействие полноте и правильности ведения бухгалтерского учёта и отчётности на предприятии; выявление реального финансового положения предприятия и разработка мероприятий по его улучшению и т.д.
В настоящее время в РФ действует множество независимых друг от друга контрольных органов, подчинённых различным властным структурам. Один из важнейших этапов на пути повышения эффективности государственного контроля - добиться их координации и взаимодействия. Создание системы контрольных органов с единым центром управления, особенно на уровне регионов, значительно улучшит качество контроля и позволит предприятиям построить управление хозяйственной деятельностью и ресурсами с наибольшей эффективностью. [4,стр.37]
Главная проблема на пути достижения эффективности контроля и управления – слабая разработанность законодательной базы. Такая ситуация может быть решена только принятием соответствующих нормативных актов федерального и местного назначения
В зависимости от периода проведения финансовый контроль классифицируется следующим образом:
· предварительный контроль проводится на этапе составления проекта проверки, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта ;
· текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе проверки направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и выявление и пресечение. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности и бухгалтерских документов;
· последующий контроль – это ревизия уже исполненной проверки, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта проверки на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.
Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят: органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламентом, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики. Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля – государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый и др. Становление гражданского общества связано с усилением общественного контроля за формированием и использованием денежных средств.
3. Применяемые методы проверок
Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:
а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании денежных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;
б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;
в) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части. Он позволяет выявить проблемы и противоречия, пути повышения его эффективности.
г) ревизия. Это наиболее распространенный метод.
Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов. Ревизии проводятся в отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.
В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:
· комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;
· тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.
Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.
После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений – в следственные органы.
4. Ответственность за правонарушения в сфере бухгалтерского дела и налогообложения. Действия главного бухгалтера в случае обнаружения неуплаты налогов в бюджет.
Налоговое правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которые установлена юридическая ответственность.
Можно выделить следующие группы налоговых правонарушений в зависимости от направленности противоправных деяний:
- правонарушения против системы налогов;
- правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;
- правонарушение против исполнения доходной части бюджета источника;
- правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
- правонарушения против контрольных функций налоговых органов;
- правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;
- правонарушения против обязанностей по уплате налогов.
Вопрос о конкретных видах и размерах ответственности участников налоговых отношений решается целым рядом нормативных актов/
Итак, каковы действия бухгалтера, обнаружившего ошибку, например, в расчете налога на прибыль?
Прежде чем вносить исправления в налоговую декларацию, необходимо скорректировать данные налогового учета того периода, к которому относится ошибка. Для этого нужно составить справку бухгалтера в произвольной форме, подробно изложить в ней суть выявленной ошибки и привести необходимые корректирующие расчеты.
Напомним, что согласно статье 313 Налогового кодекса справка бухгалтера является первичным учетным документом (подтверждающим данные налогового учета) и в ней указываются все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.95 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Как было отмечено, на основании пункта 1 статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
Обратите внимание: согласно пункту 10 статьи 250 НК РФ доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде, включаются в состав внереализационных доходов текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке в состав внереализационных расходов текущего периода включаются убытки прошлых лет. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 2 статьи 265 НК РФ. Однако с учетом требований пункта 1 статьи 54 таким образом можно отразить только те ошибки в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, период совершения которых точно определить невозможно. [1,стр.258]
На основании оформленной справки бухгалтера в налоговую декларацию по налогу на прибыль за налоговый (отчетный) период, к которому относится ошибка, вносятся изменения. Уточненная (измененная) декларация представляется в налоговый орган вместе с соответствующим заявлением.
Как известно, при исчислении практически всех налогов (за исключением налога на прибыль, единого налога, уплачиваемого при применении УСН) налоговый учет не ведется. Тем не менее при обнаружении ошибок в их расчете составить справку бухгалтера будет
Маркировать уточненную декларацию необходимо следующим образом. На ее титульном листе в поле «Вид документа» проставляется код «3», а через дробь — номер, показывающий, какая по счету уточненная налоговая декларация представляется за данный период.
Например, при внесении первых изменений в декларацию за 9 месяцев 2004 года на титульном листе уточненной декларации ставится вид документа «3» (корректирующий), а через дробь — номер корректировки «1».
Напомним, что уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по форме, которая действовала в том налоговом (отчетном) периоде.
5. Оценка внутреннего контроля на ООО «Дайна».
На исследуемом предприятии ООО «Дайна» была проведена аудиторская проверка.
В программу проведения проверки в обязательном порядке включаются следующие вопросы:
· правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности прибыли от реализации продукции (работ, услуг), а также достоверность и законность отражения прибыли или убытков от прочей реализации и внереализационных операций;
· достоверность и правильность отражения данных учета о фактической себестоимости продукции (работ, услуг);
· правильность расчетов по налогу на прибыль, в том числе правомерность использования различных льгот.
В ходе проверке было установлено следующее:
ООО «Дайна», занимается оказанием услуг и применяет освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ, арендует у Комитета по управлению имуществом объект муниципальной собственности. Сумма арендной платы относилась на затраты. Бухгалтер организации, считая, что она не является плательщиком НДС, не уплачивал и не отражал суммы НДС, необходимые к уплате за Комитет по управлению имуществом, в налоговой декларации.
В бухгалтерском учете указанная операция была отражена следующим образом: Дебет 26, Кредит 51 - произведена оплата аренды государственной собственности
Налоговой инспекцией в заключительном акте было указано:
В соответствии с п. 5 положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. № 33н, плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов является для организации расходами по обычным видам деятельности.
Плата за аренду помещения под офис отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" в корреспонденции с кредитом счетов учета расчетов и включается в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому она относится, независимо от времени оплаты. При начислении задолженности по арендной плате на сумму начисленной арендной платы в бухгалтерском учете организации производится запись по дебету счета 26 и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Расчеты по арендной плате за аренду государственного имущества".
При обнаружении в ходе налоговой проверки необоснованного занижения налоговой базы по налогу на прибыль и неотражении указанной суммы в налоговой декларации по НДС к ООО «Дайна» предъявлены требования о взыскании:
· неуплаченной суммы налога на прибыль;
· штрафа в размере 20% неуплаченных сумм налога как с налогового агента;
· пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога (ст. 75 НК РФ);
· штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
В бухгалтерском учете необходимо внести следующие исправления:
Дебет 26, Кредит 68 - доначислена сумма НДС за счет текущих затрат, уплачиваемая предприятием в качестве налогового агента.
Кроме того, необходимо сдать новый расчет по НДС за периоды совершения ошибки.
Заключение
Внутренний контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.
Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:
1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия;
2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;
3) обеспечение сохранности имущества предприятия.
Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета (более широко — Учета) и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе автоматизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий контроль.
Налоговое правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которые установлена юридическая ответственность.
Можно выделить следующие группы налоговых правонарушений в зависимости от направленности противоправных деяний:
- правонарушения против системы налогов;
- правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;
- правонарушение против исполнения доходной части бюджета источника;
- правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
- правонарушения против контрольных функций налоговых органов;
- правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;
- правонарушения против обязанностей по уплате налогов
Список использованной литературы
1.Налоговый кодекс РФ
(Часть 1): Федеральный закон № 146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.99 (№
155 – ФЗ) // Экономика и жизнь.
2.Налоговый кодекс РФ
(Часть 2): Федеральный закон № 117 – ФЗ от 05.08.2000 // Экономика и жизнь.
3. О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций: Инструкция МНС РФ № 62 от 15.06.2002 // Экономика и жизнь. 2002 г. № 39. С. 7 – 14.
4.Касьянов
М. М. Налоги должны обогащать страну, гарантируя благополучие граждан //
Российская газета.
5.Налоги: Учебное пособие / Под ред. Черника Д. Г. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2001. -688 с.
6.Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000.- 784 с.
7.Юткина Т. Ф Внутренний контроль: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003.- 429 с