Содержание
Введение........................................................................................3
I Конкуренция, ее сущность и формы.........................................5
1.1 Конкуренция в системе рыночного механизма..........................5
1.2 Формы конкуренции.........................................................................6
1.3. Государственная антимонопольная политика..........................15
II Доходы и их распределение....................................................17
2.1. Экономическая природа прибыли...............................................17
2.2. Процент на капитал: сущность, динамика, факторы..............18
2.3. Капитал.............................................................................................20
2.4. Динамика процента и его факторы.............................................22
Заключение...................................................................................24
Библиографический список........................................................26
Приложение 1...............................................................................27
Приложение 2...............................................................................28
Приложение 3...............................................................................29
Введение
Конкуренция (от лат. "конкурро" — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. Актуальность данной темы заключается в том, что в рыночной экономике такое столкновение неизбежно и необходимо, т. к. конкуренция – двигатель экономического прогресса.
Объектами исследования данной работы выступают различные виды конкуренции и методы распределения прибыли т.к. характер борьбы на конкурентном рынке определяется формой конкуренции, но всякое соперничество основано на одном: получении наибольшей прибыли. Таким образом, распределение дохода является важнейшим элементом рыночной экономики.
Под «доходом» понимается количество денежных средств, благ или услуг труда, земли и капитала, полученных частным лицом, корпорацией или экономикой страны за определенный период времени (обычно за год). Соответственно величине собственности на эти факторы происходит распределение дохода.
Таким образом, можно сформулировать основную цель исследования: определить, как распределяются доходы при различных формах конкуренции.
Существует несколько критериев, по которым классифицируют конкуренцию. В зависимости от вида товара, его цены и качества, а также от того, кто между собой конкурирует (предприятия или отрасли) и так далее. Но мы будем отталкиваться от степени влияния конкурентов на общем рынке, то есть установилась ли на рынке совершенная (влияние каждого конкурента пренебрежительно мало), либо несовершенная конкуренция (на рынке функционирует одна или несколько крупных фирм или отраслей - монополий, имеющих определяющее влияние на рынок сбыта). Но если совершенная конкуренция – это идеализация, которой в наше время практически не существует, то монополии в разных ее проявлениях неотъемлемая часть любой экономической системы.
Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости — это проявление центробежных сил. С другой — стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий. Конкуренция и монополизм — это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.
Итак, чтобы достичь поставленной цели необходимо определить задачи данной работы:
1. Дать определение конкуренции, выявить ее роль в рыночной экономике и выполняемые ею функции.
2. Определить формы конкуренции и отметить особенности каждой из них.
3. Определить методы ведения конкурентной борьбы.
4. Рассмотреть законы, с помощью которых правительства различных стран пытаются бороться с несовершенной конкуренцией.
5. Дать определение прибыли и ее количественную трактовку.
6. Рассмотреть непосредственно связанные с доходом категории, влияющие на величину прибыли.
I Конкуренция, ее сущность и формы
1.1 Конкуренция в системе рыночного механизма
Конкуренция в рыночной экономике неизбежна, ибо она порождается следующими объективными условиями:
-наличие множества равноправных рыночных субъектов;
-полная экономическая обособленность каждого из них;
-зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
-противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание - экономический закон рыночного хозяйства. Эта борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.
Конкуренция толкает экономику вперед. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Ф. фон Хайеку утверждать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом выражается несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:
-обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
-стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей;
-дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);
-давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
-ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
-стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.
1.2 Формы конкуренции
Различают конкуренцию:
1) функциональную (конкуренция определенного товара);
2) видовую (по цене и качеству);
3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
4) внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К.Марксом в III томе "Капитала";
5) совершенную и несовершенную.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.
Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:
-множественность продавцов и покупателей;
-однородность выпускаемого продукта;
-отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены;
-абсолютная мобильность производственных ресурсов;
-полное знание предпринимателями состояния рынка.
Совершенная конкуренция — абстракция, в постоянной жизни имеют место элементы "несовершенства" конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А.Маршалл, Л.Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение. Дискуссия о ценообразовании, развернувшаяся еще в 20-х годах XX в. (под влиянием работ П.Сраффы, в которых он доказывал, что крупные фирмы постоянно нарушают механизм свободной конкуренции и ценообразования), позволила по-иному взглянуть на конкуренцию.
Выход в свет работ "Теория монополистической конкуренции" (Э.Чемберлин, 1933) и "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (Дж.Робинсон, 1933), где были исследованы новые условия рынка, позволили говорить о несовершенной конкуренции. которая предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара.
Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.
Монополия (от греч. "монос" — один, "полео" — продаю) — исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают следующие виды монополий:
естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.);
искусственная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в одной какой-либо отрасли хозяйства. Появление избыточного капитала в одной отрасли и неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине XX в., когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.
Появление монополий явилось результатом концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительного вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияние мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупка за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ. Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50—70-м годам XIX в., монополии в то время только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В период промышленного подъема 1895—1910 гг. и кризиса 1900-1903 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств. Как экономическое явление, монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они не были типичным явлением, а были просто исключением. В текущем столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.
Характер борьбы внутри монополий определяется формой монополии: будет ли это картель, синдикат, трест или концерн. Внутри картелей конкурентная борьба сводится к следующим моментам. Так как в картель могут входить предприятия с различным техническим развитием, то они борются за применение тех или иных технических усовершенствований. Когда лидеры объединения получают львиную долю всех прибылей, они до известной степени утрачивают побудительные мотивы к техническому прогрессу. Они стараются не допускать технических нововведений на предприятиях участников данного картеля. Слабые участники этого союза не хотят удовлетворяться меньшей прибылью. Они сговариваются и, вопреки давлению воротил монополии, добиваются на своих предприятиях повышения производительности труда за счет внедрения новых технологических процессов, изобретений и усовершенствований. Борьба за установление цен на продаваемые участниками картеля товара ведется систематически. Часто более сильные участники картеля в погоне за повышением прибыли идут на снижение цен путем увеличения количества продаваемых товаров. Менее мощные участники, у которых издержки производства выше, добиваются повышения устанавливаемых картельным соглашением цен. Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота — это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощностью и, соответственно, долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях. Борьба за квоту ведется все время, начиная с организации картеля. Участники картеля требуют пересмотра квот, так как соотношение сил участников картеля меняется. Одни ослабевают, другие, наоборот, усиливаются. А все вместе хотят иметь крупную квоту. В то же время происходит борьба между ними. Усиливающиеся участники требуют пересмотра квот в свою пользу, ослабевшие — сохранения прежнего порядка. Борьба идет и за установление периода действия соглашения о квотах, за величину штрафа за увеличение квоты и т.д. Ведется борьба и за рынок. Каждый из них хочет получить наиболее выгодный.
В синдикатах также идет борьба за техническое совершенство, квоту. Синдикат не уничтожает самостоятельности объединенных предприятий в области производства. Лишая участников возможностей непосредственно вести борьбу на рынке, синдикат вызывает тем большее напряжение их усилий к тому, чтобы произойти друг друга в области производства. А это в конечном счете приводит к тому, что по истечении известного периода квоты участников синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил, а это вызывает обострение борьбы и может взорвать синдикат. Синдикат может ограничивать количество продаваемых товаров для того, чтобы держать рынок в состоянии товарного голода и вздувать цены. Примером может служить синдикат "Продамет", который выплачивал премии за недовыполнение квот, и штрафовал тех, кто производил металл сверх квоты.
Внутри трестов борьба несколько отличается. Так как участники объединения превращаются в акционеров треста, то они обладают возможностью продать свои акции. И в тресте зачастую идет борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за "контроль" над трестом. В трестах ведется борьба за наиболее влиятельные посты в правлениях, за распределение прибылей. Так что проводимые иногда в них или иных трестах реорганизации означают не что иное, как захват господствующего положения в тресте новой группы крупнейших акционеров и вытеснение ранее главенствовавшей группы.
В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольно сходна.
Конкурентная борьба между монополиями-производителями и монополиями-потребителями определенных продуктов может приобретать весьма острый характер. Например, образование монополии в отрасли, производящей средства производства, может вызвать со стороны трестов-потребителей соответствующих товаров стремление ограничить покупки с целью оказать давление на монополию продавца и вынудить ее снизить цены. Если это не удается, то тресты-потребители могут приступить к организации самостоятельного производства соответствующих средств производства — первоначально для удовлетворения собственных нужд, а в дальнейшем иногда и для сбыта на рынке. Когда Форд столкнулся с чрезмерным повышением цен на сталь, он повел наступление на сталелитейные компании, построив собственный сталелитейный завод, занявший среди сталелитейных предприятий США 11-е место.
Таким образом, сопротивление и давление монополий-потребителей может ограничить произвол монополий-производителей в установлении цен. Еще более эффективное воздействие на монопольные цепы оказывает в ряде случаев конкурентная борьба в форме так называемой борьбы субститутов, или товаров-заменителей с товарами, ставшими объектами монополий. Так, потребность в топливе может быть удовлетворена углем, нефтью, электроэнергией, газом и т.д. Если какой-нибудь из видов топлива становится объектом монополии и цена на него растет, то усиливается конкуренция со стороны других видов топлива. Аналогичным образом могут конкурировать друг с другом различные строительные материалы; (железо, камень и т.д.)., цветные металлы (медь и алюминий), виды транспорта (трамвай, автобус, метро, железная дорога, автомобиль, самолет) и т.д. Поэтому монополизация одного или даже части товаров, удовлетворяющих данную потребность, лишь обостряет конкуренцию с ними со стороны соответствующих немонополизированных товаров.
Важной формой конкурентной борьбы является борьба за долю покупательной способности потребителя или, как пишут в американской литературе, за "доллар потребителя". Суть этой борьбы сводится к тому, что она ведется друг против друга монополиями, удовлетворяющими различные потребности. Эта борьба за вытеснение других видов потребления из бюджета покупателя. Поскольку покупательная способность населения в каждый данный момент есть величина определенная, всякое значительное увеличение того или иного вида потребления возможно лишь за счет сокращения потребления каких-либо других товаров. Поэтому каждая монополия заинтересована в расширении сбыта путем вытеснения из бюджета потребителей товаров, производимых в других отраслях. Например, монополии, производящие мебель и другие предметы обихода, стараются посредством рекламы, путем продажи в рассрочку навязать потребителям как можно больше своих товаров. Но теми же методами и того же добиваются монополии, выпускающие одежду, обувь, часы, велосипеды, машины и т.д. Таким образом, идет борьба за "доллар покупателя", за долю в покупательной способности потребителя.
Методов и средств для ведения конкурентной борьбы очень много. Наиболее типичными для монополий являются следующие методы конкурентной борьбы:
1) лишение сырых материалов — один из важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель;
2) лишение рабочих рук посредством "альянсов", т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами о том, чтобы последние принимали работу на картелированных предприятиях;
3) лишение подвоза;
4) лишение сбыта;
5) договор с покупателем о ведении торговых сношений исключительно с картелями;
6) планомерное сбивание цен (для разорения "посторонних", т.е. предприятий, не подчиняющихся монополистам, расходуются миллионы на то, чтобы в течение определенного периода продавать, ниже себестоимости);
7) лишение кредита, объявление бойкота. Сюда же следует отнести скупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупку акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.
Захват монополистическими объединениями патентов на различные открытия, изобретения и техническое усовершенствование широко используется как во внутриотраслевой, так и в межотраслевой конкуренции. Он позволяет монополии применять на своих предприятиях технические новшества, которых лишены другие монополии. Захватом патентов монополия старается преградить доступ в "свою" отрасль монополиям, пытающимся прорваться сюда из других отраслей. Монополии борются против своих конкурентов путем захвата в свои руки производства оборудования. Средством конкурентной борьбы служит диверсификация, комбинирование производства. Диверсификация представляет собой проникновение монополий определенной отрасли в другие отрасли производства и вытеснение из нее конкурентов.
В последнее время научно-техническая революция породила совершенно противоположную тенденцию — к разукрупнению предприятий, к повышению роли малых и средних технически передовых предприятий. Их доля в ряде развитых стран составляет 70—80% от числа всех хозяйственных организаций!
В нашей стране демонтаж тоталитарного огосударствления экономики предполагает разрушение всех видов абсолютного монополизма.
Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод, которые они получают в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на покупаемую ими продукцию (например, сырье и др.). Монопольная цена — это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли. Эта форма дохода есть экономическая реализация государства монополистов на рынке, своего рода "дань", которой они облагают население и других предпринимателей.
Война цен занимает определенное место в конкурентной борьбе. Суть ее ясна. Когда создается возможность и необходимость, то монополии стараются бить своих противников дешевым товаром. В Англии, например, практикуется "система охраны", направленная на перехват заказов у аутсайдеров. Монополии часто осуществляют значительные снижения цен с целью массового разорения аутсайдеров или принудительного подчинения их своему контролю. После такой "расчистки" рынка монополии не только восстанавливают прежний уровень цен, но еще больше повышают его.
Монополист имеет возможность влиять на ценообразование путем изменения объема производства, монопсонист — путем изменения объема закупок. Монополист расширяет свое производство до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить доход больший, чем затраты на ее производство.
Монополия и монопсония — это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаше встречается олигополия (от греч. "олигос" - немногий, "полео" — продаю), когда основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов, и олигопсония, когда на рынке присутствуют несколько крупных покупателей. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США — General Motors, Ford и Crysler, которые вместе производят свыше 90% всей продукции.
Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос — неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использовании маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов.
Неценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Если на рынке господствует цена, установленная олигополией, то цена не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Величина стоимости изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов, в зависимости от остроты конкуренции увеличиваются или снижаются расходы олигополии на повышение качества товара, содержание сети обслуживания потребителей, рекламу и др. Затраты на изготовление и сбыт продукции монополий и олигополий меняются быстрее и оказываются более гибкими, чем рыночная цена.
1.3. Государственная антимонопольная политика
Как известно, в странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополий. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополий в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Первые законы, запрещавшие монопольные соглашение, были приняты в Канаде (1889) и США (1890). Последний — это знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как "хартия экономической свободы". Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признаются незаконными. Создание монополий влечет штраф до 5 тыс. дол. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. дол.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся (в 1914, 1939 и 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.
Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с "нечестными" методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.
В Западной Европе (Бельгия — 1935 г.; Нидерланды — 1933 г.; Дания — 1937 г.) были предприняты попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с "излишней конкуренцией", но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребления этой формой монополии.
Акт Селлера—Кефовера (1950) дополнил Акт Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов. Запрещались не только горизонтальные слияния, но и вертикальные (объединение компаний — последовательных участниц одного производственного процесса).
В Римском договоре, положившем начало Общему рынку, в ст. 85 и 86 также установлено запрещение монопольных соглашений.
Таким образом, все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль за разного рода соглашениями.
II Доходы и их распределение
2.1. Экономическая природа прибыли
Важнейшей категорий рыночной экономики является прибыль. Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Однако отметим, что в странах с развитой экономикой существует значительное количество так называемых «бесприбыльных организаций». Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и что эта категория является объектом экономической теории не одно столетие, до сих пор не смолкают жаркие дебаты о ее сущности и формах. В многочисленных учебниках «Экономикс», в научных книгах и статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими. Подчас различные трактовки прибыли и ее источников, факторов даются в книгах, вышедших в том же году, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении.
Количественная трактовка прибыли: прибыль равна общей выручке минус совокупные издержки. В последние включались заработная плата, арендная плата, затраты на материалы, топливо, оплата предпринимателей, амортизация, проценты по ссудам, налоги, резервы и т.д. Так определяется величина прибыли практически во всех странах с рыночной экономикой. Примерно, так же определялась прибыль и в государствах с командной экономикой. Вместе с тем не следует отождествлять категорию прибыли и характер ее использования именно с капиталистическим строем.
Прибыль - доход, плата
Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала.
Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие, имеющие хождение в учебной литературе определения прибыли: во-первых, это плата за услуги предпринимательской деятельности; во-вторых, это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой; в третьих, это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут кардинально различаться - большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В настоящее время разработана теория риска, с помощью которой можно рассчитать степень риска, особенно финансового. В-четвертых, это так называемая «монопольная прибыль». Она возникает при монопольном положении производителя (продавца) на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.
Величина прибыли
Для фирмы большое значение имеет размер прибыли. Чтобы судить о размерах прибыли, необходимо договориться о способах ее измерения. Абсолютная величина прибыли безотносительно к обороту или величине активов фирмы ничего не говорит. Так, годовая прибыль в 1 млрд долл. для фирмы с капиталом в 10 млрд долл. - это весьма неплохо, но ничтожно мало для фирмы с капиталом в 1000 млрд. Поэтому величину прибыли за год сопоставляют или с годовым оборотом фирмы, или с ее капиталом. Анализ статистических данных показывает, что динамика прибылей ведущих корпораций ведущих индустриальных стран мира весьма неустойчива, и здесь трудно выделить какую-то единую закономерность. Приводимая в Приложении 1 таблица1 содержит данные о прибыльности ряда ведущих акционерных компаний мира.
2.2. Процент на капитал: сущность, динамика, факторы
Перейдем к следующей и последней форме доходов – проценту на капитал, который следует отличать от прибыли, рассмотренной в предыдущем пункте. Вспомним, что основные формы доходов адекватны основным факторам производства – ренте (доход от использования природных ресурсов: земли, вод, воздушного пространства) и заработной плате (доход от использования услуг трудовых ресурсов). Здесь имеются в виду два вида услуг труда: собственно трудовая деятельность и предпринимательская деятельность. В этом пункте мы рассмотрим доход от услуг капитала, выступающий в форме процента на капитал.
В основе процента лежит норма прибыли, выраженная так:
Норма прибыли = Чистый доход или чистая арендная плата/Сумма инвестиций в данный объект
Обычно норма процента исчисляется за год. Процент можно определить и несколько иначе: это доход на финансовые активы фирм и населения. Население накапливает сбережения, инвестируя их в различные кредитные учреждения и предпринимательские фирмы и получая по инвестициям процент. Практика знает значительное количество различных видов ставок: краткосрочные, долговременные, фиксированные, плавающие. Среди них есть и так называемые “собачьи” ставки. Последние относятся к ставкам процента для ненадежных фирм, которые в любой момент могут разориться, а то и просто исчезнуть в никуда.
Ставки процента бывают номинальные и реальные
Процент можно определить и как плату за заем денег в целях их использования. Наибольшего внимания заслуживает следующее определение процента. Процент - это, плата (цена) за право располагать ресурсами в настоящий момент вместо того, чтобы ожидать, подчас длительное время, когда будут заработаны деньги, на которые можно будет приобрести ресурсы, которые могли бы начать «работать» значительно раньше. Иначе говоря, процент — это плата за возможность распоряжаться в своих интересах определенными ресурсами.
По-существу, приведенные выше определения процента не только не противоречат друг другу, но и дополняют одно другое, раскрывая различные стороны проблемы. К сказанному следует добавить, что процент нельзя трактовать как атрибут денежного обращения. Процент — это категория рыночной экономической системы. Без процента невозможна рыночная организация хозяйства.
На основе сказанного выше лежит утверждение, что сегодняшние ресурсы ценнее будущих, что люди ценят больше то, чем располагают в настоящее время. Этому есть убедительное объяснение. Дело в том, что наличие ресурсов в настоящем позволяет их владельцу или арендатору организовать предпринимательскую деятельность таким образом, что использование ресурсов в будущем приведет к увеличению доходов. В свою очередь, рост дохода будет иметь своим результатом возрастание объема имеющихся ресурсов, которые, в свою очередь, можно применить для дальнейшего увеличения ресурсов и прибыли.
Но за это надо платить. Эта плата и есть процент. При нормальном ведении хозяйства его величина должна быть меньше, чем выигрыш, который предприниматель получит в результате использования заемных средств. Из сказанного следует, что процент правомерно рассматривать в качестве издержек производства тех лиц, которые его выплачивают владельцу заемных средств. В отличие от издержек, о которых шла речь ранее, это в определенном смысле особые издержки, обусловленные желанием экономического агента иметь и использовать ресурсы для получения дохода сегодня, а не завтра. Таким образом, процент, его величину, можно трактовать и как величину превышения ценности сегодняшних благ над будущими.
2.3. Капитал
В экономической теории и предпринимательской практике, пожалуй, нет понятия, которое бы использовалось столь часто и одновременно столь неоднозначно. Под «капиталом» разумеют и атомные реакторы, и мини-трактор, и оборудование завода по производству напалма, и фабрику по производству модельной обуви. Этот термин употребляется и в отношении проектно-конструкторского бюро, и в отношении талантливого инженера, предприимчивого управляющего. Нетрудно увидеть общее во всех приведенных примерах: капитал - это блага, использование которых позволяет увеличивать производство будущих благ.
Современные определения капитала
Рассмотрим определения капитала, используемые в современной экономической науке. Прежде всего, капитал - это источник процента. В данном случае капитал рассматривается как абстрактная производительная сила. Капитал доставляет процент, но то, что доставляют конкретные средства производства, есть не процент, а «рента», такова позиция Дж. Кларка, с которой солидаризуется Л. Вальрас. Аналогичную позицию занимает и И. Фишер. Он определяет капитал как «дисконтированный поток дохода». Это означает признание того факта, что какой угодно элемент богатства, приносящий его владельцу регулярный доход на протяжении длительного времени, можно рассматривать как капитал. Стоимость капитала оценивается путем дисконтирования. Это в полной мере относится и к земле.
Отметим также, что ряд экономистов рассматривает капитал как деньги, как универсальный товар делового мира, необходимый всем (Дж. Робинсон, Р. Дорнбуш). То, что капитал нужен всем, спору нет. Это сейчас ощущают все или практически почти все. Но делать акцент на том, что капитал - это деньги представляется, по меньшей мере, неточным. Это отчетливо видно во время дефицита, когда наличие денег при отсутствии капитальных товаров не позволяет считать их капиталом, ибо процент они не принесут.
В приведенных определениях упор сделан на функциональную сторону капитала. В большинстве же исследований и учебников основное внимание уделяется натуральной стороне капитала, т.е. капитальным благам. Так, автор двухтомного учебника «Современная микроэкономика: анализ и применение» Д. Хайман дает следующее определение капитала: «Капитал - это ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. Физический капитал включает в себя машины, здания и сооружения, средства передвижения, инструменты и запасы (фонды) сырья и полуфабрикатов. Человеческий капитал состоит из навыков, например, таких, как у практикующих врачей, сформированных для оказания различных медицинских услуг». 12, 203 С.
Аналогичные определения капитала дают П. Хейне, Э. Долан, П. Самуэльсон и многие другие авторы. 13, 359 С; 2, 896 С.
Видно, что приведенные определения капитала дополняют друг друга. Одна группа определений фиксирует чисто экономическую сторону, другая - натуральную в сочетании с раскрытием цели использования капитальных товаров.
2.4. Динамика процента и его факторы
Определение ставки процента и дохода на капитал полностью согласуются с теорией спроса и предложения. Воспользуемся подходом, предложенным П. Самуэльсоном. 11, 656 С.
На спрос на капитал воздействует желание инвестировать капитал, а на предложение - его количество. Следовательно, доход на капитал выступает функцией соотношения между стремлениями к потреблению (сегодняшнему) и накоплению. На доход на капитал воздействуют также инвестиционными возможностями. Анализ показывает, что величины доходов на капитал и ставки процентов различны для краткосрочного и долговременного периодов (Приложение 2, рис. 1).
В краткосрочном периоде изменения в функционирующем капитале нереальны. Это показано на графике вертикальными линиями 5. В точке Е доход на капитал и процентная ставка в нашем примере равны 10% . При низшей ставке процента нашлись бы компании, которые предъявили бы спрос на капитал. И, наоборот, при более высокой ставке на рынке появился бы дополнительный капитал и увеличил бы предложение капитала. Но равновесие в точке Е кратковременно, так как со временем в результате накопления сбережений вырастет предложение капитала. С ростом предложения капитала от краткосрочного (прямые S1, S2, S3...) предложения мы переходим к кривой SLSL (предложение капитала в долгосрочном периоде). В процессе накопления экономика движется вниз по кривой SLSL. Адекватно этому норма дохода на капитал и ставка процента движутся вниз до точки ЕL (равновесие в долговременном периоде). Колебания вокруг точки ЕL неизбежны как результат соотношения спроса и предложения. Движение вверх возможно и, строго говоря, неизбежно как результат использования достижения научно-технического прогресса в производстве. В современных условиях это не только НТП, но и развитие общественного разделения труда между странами.
Возможен и иной подход к определению процента. В связи с этим обратимся к диаграмме Фишера, которая также нередко используется в зарубежных курсах «Экономикс» (рис. 2, Прилож. 3).
На диаграмме Фишера показано, как воздействуют на величину процента два наиболее существенных фактора: ожидание и производительность капитала. Производительность капитала как выражение степени использования достижений НТП непосредственно определяет уровень процента. В свою очередь, склонность к текущему (сегодняшнему) потреблению ограничивает инвестиции и, соответственно, мультипликатор накопления становится меньше. 11, 666 С.
Кривая производственных возможностей показывает, как экономия может трансформировать текущее потребление в будущее. Касательная в точке Е есть точка, максимизации потребления. Наклон двух “кривых безразличия” выше и ниже точки равновесия Е соответствует минусу (1+r), где r – реальный уровень процента или доход потребления товаров завтра как жертва сегодняшнего (текущего) потребления.
Заключение
Таким образом, конкуренция играет огромную роль в рыночных отношениях, как положительную, так и отрицательную. Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование несовершенной конкуренции — закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом. Но крупные фирмы постоянно нарушают механизм свободной конкуренции и ценообразования и по этой причине необходима политика сдерживания чрезмерного развития монополий.
Разделение конкуренции на ее формы позволяет понять их сущность, выяснить какие меры предпринять: поощряющие или стимулирующие, как распределить доход каждого участника и т.д. Но понятие дохода достаточно сложно и многогранно. Любая конкуренция основана на ее максимизации. Поэтому и возникает необходимость правильной трактовки прибыли.
Категория «прибыль» неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно определить прибыль как плату за услуги предпринимательской деятельности, как плату за новаторство, за талант в управлении фирмой, как плату за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности и, наконец, как так называемую «монопольную прибыль». Она возникает при монопольном положении производителя (продавца) на рынке или при естественной монополии.
Количественная трактовка прибыли: прибыль равна общей выручке минус совокупные издержки.
Итак, на основании проделанной работы можно попытаться определить доходность предприятий при каждом из видов конкуренции, сложившейся на рынке.
При совершенной конкуренции цены устанавливаются в независимости от действий какого-либо предприятия. Никакой отдельный экономический субъект не в состоянии влиять на установление спроса и предложения. Значит, для получения дохода предприятию необходимо только снижать собственные издержки, улучшать качество продукции и расширять производство до определенных размеров. Вообще, при совершенной конкуренции у фирмы очень ограниченный выбор средств увеличения доходности, но мал и риск прогореть, оказаться аутсайдером, в отличие от несовершенной конкуренции. Итак, при совершенной конкуренции доходы отрасли распределяются пропорционально объему выпускаемой продукции.
В условиях монополии существует «монопольная прибыль», которая формируется как разница между ценой на этом рынке (монопольной ценой) и той равновесной ценой, которая установилась бы при свободной конкуренции. Чтобы увеличить свое влияние на рынке, не допустить усиления конкурентов и вообще не пустить в отрасль новых производителей предприятия-монополисты идут на крайние меры, разнообразные и зачастую жестокие. В этих условиях, чем больше доля влияния на рынок сбыта, тем больше возможностей диктовать свои цены и соответственно увеличивать прибыль. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.
Распределение дохода зависит также и от формы монополии. В картелях и синдикатах доля в прибыли каждого участника определяется установленными квотами – доля в общем производстве и сбыте данного объединения. Квота в свою очередь соразмерна с производственной мощностью участника картеля или синдиката. Поэтому в этих объединениях борьба идет за техническое совершенство.
В трестах и концернах распределение дохода зависит от доли правления объединением, которая определяется контрольными пакетами акций, сферами влияния в тех или иных отраслях.
Библиографический список
1. Брагинский С.В., ПевзнерАЛ. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. - М., 1991.
2. Делан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. -СПб., 1992.
3. Лившиц АЛ. Введение в рыночную экономику. - М., 1991.
4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2-х т. / Пер. с англ. - М., 1992.
5. Основы рыночной экономики: В 3-х кн. / Под ред. Камаева В.Д. и Домненко Б.И. - М., 1991.
6. ПезентиА. Очерки политической экономии капитализма. В 2-х т. -М., 1976.
7. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Сокр. пер. с англ. -М., 1992.
8. Политическая экономия. Ч. 1. / Под ред. В.В. Радаева. - М., 1992.
9. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей / Под ред. А.В. Сидоровича, В.М. Волкова. - М., 1993.
10. Рыночная экономика: Учебник: В 3-х т. - М., 1992.
11. Самуэльсон П. Экономика. - М., 1964.
12. ХайманД.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. / Пер. с англ. - М., 1992.
13. Хейне П. Экономический образ мышления. - М., 1991.
14. Экономическая теория / Под ред. Камаева В.Д. - М., 2003.
15. Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. - М., 1993.
Приложение 1
Таблица 1.
Прибыли крупнейших компаний мира
(выборочно, на июль 1995 г.)
Компания |
Объем реализации |
Чистая прибыль |
Активы |
Прибыль на акционерный капитал, % |
в долларах США |
||||
« Даймлер-Бенц » |
62276 |
1123 |
44953 |
14,6 |
«Сименс» |
43928 |
1121 |
41 793 |
13,7 |
Немецкий банк |
... |
910 |
294 671 |
... |
Унилевер |
42189 |
2091 |
23987 |
34,0 |
ЭККСОН |
115000 |
5600 |
877 560 |
13,3 |
«Филип Моррис» |
56500 |
3930 |
47380 |
32,7 |
«Кока-Кола» |
11570 |
1620 |
10222 |
38,1 |
ИБМ |
68400 |
-560 |
92470 |
Убыток |
«Дюпон» |
38700 |
1730 |
36110 |
9,8 |
«Дженерал моторс» |
105000 |
-4990 |
184 300 |
Убыток |
«Форд мотор» |
88300 |
-2260 |
174 400 |
» |
«Мак-Дональд» |
6695 |
860 |
10667 |
21,6 |
Приложение 2
Рис.1. Равновесие в краткосрочном периоде
Накопление капитала
ЕL - долгосрочное равновесие
Рис. 1 . Доход на капитал и ста8вка процента в краткосрочном и долговременном периодах
Приложение 3