Содержание

Введение. 3

1. Понятие муниципального образования. 4

2. Управление образовательными учреждениями в муниципальном образовании  5

3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования. 7

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Введение

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Одним из направлений деятельности органов местного самоуправления является управление образованием муниципального образования.

В настоящее время структура управления образованием Российской Федерации включает четыре уровня: федеральный, региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения. Передача основной части вопросов управления образованием на региональный и муниципальный уровни в целом отражает закономерности развития современного общества с естественными тенденциями к децентрализации управления во всех отраслях и развитию самоуправления. Наряду с этим опыт показывает, что разделение компетенции в сфере управления образованием должно соответствовать уровню решаемых задач.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение системы управления образованием в муниципальном образовании.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-              Дать понятие муниципальному образованию;

-              Раскрыть аспекты управления образованием в муниципальном образовании.

-              Рассмотреть компетенцию органов местного самоуправления в области управления образованием.

1. Понятие муниципального образования

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.[1]

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.[2]

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

2. Управление образовательными учреждениями в муниципальном образовании

Главнейшим принципом деятельности органов муниципальных образований и образовательных учреждений в области управления образованием является положение, что их политика по реализации и регулированию процесса образования не должна противоречить федеральным органам управления.

Муниципальные образования следят за исполнением государственных программ в сфере улучшения образования на местах, гарантируют исполнение конституционных прав граждан на образование, ведут контроль и предоставляют статистические данные о деятельности образовательных учреждений, находящихся в их ведомстве.

Чем ближе и непосредственнее органы управления связаны с процессом образования, тем конкретнее становятся поставленные задачи и обязанности, исходящие из потребностей каждого конкретного учебного заведения. Так, например, исключительной компетенцией образовательного учреждения являются: подбор, прием на работу и расстановка кадров, разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; рабочих программ учебных курсов и дисциплин, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.[3]

Итак, законодатель четко разграничил компетенцию каждого из органов участвующих в процессе управления образованием.

Что же будет, если образовательное учреждение преступит отведенные полномочия или перестанет их выполнять?

На этот случай предусмотрены нормы ответственности. Так, в соответствии с п.3 ст.32 Закона, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.[4]

В случае превышения компетенции или же иных нарушений, к образовательному учреждению могут быть применены санкции, вплоть до отзыва лицензии.

3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования

Органы местного самоуправления ответственны за:

-              реализацию права граждан на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

-              ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.[5]

К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

6) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

8) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

10) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

11) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования;

12) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.[6]

Разграничение компетенции в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению в части реализации государственного стандарта общего образования государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в подведомственных им общеобразовательных  учреждениях, в том числе за счет субвенций, выделяемых из бюджетов  субъектов Российской Федерации местным бюджетам в соответствии с  утвержденными законами субъектов Российской Федерации  нормативами расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на уровне не ниже федеральных нормативов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.

Разграничение компетенции в области образования между органами местного самоуправления регулируется в порядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления.

Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.

Перед сферой образования стоят задачи, которые должны решаться единообразно во всех муниципальных образованиях. Они, по существу, сводятся к формированию такой системы образования, которая позволила бы обеспечить достижение государственного стандарта образования, осуществление единой государственной политики на всей территории Самарской области.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 6) относит к компетенции органов местного самоуправления в области образования лишь организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, не затрагивая содержательного компонента образовательной деятельности.[7]

Закон Российской Федерации "Об образовании" к ведению органов местного самоуправления также относит вопросы в большей степени организационного характера: регулирование отношений собственности, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, назначение руководителей этих учреждений, строительство зданий образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, контроль условий аренды и т. п., то есть вопросы, по сути не затрагивающие государственную политику в сфере образования.

Реализация же государственной политики в области образования Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст.29) отнесена к компетенции субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельны в формировании и реализации кадровой и бюджетной политики, структуры органов управления образованием на своей территории. Однако на практике в сложных экономических условиях это приводит к тому, что потребности муниципального образования порой удовлетворяются в ущерб образовательным интересам граждан. Общеизвестны факты использования бюджетных средств, предусмотренных по статье "Образование", на нужды других отраслей территории, нарушения единого подхода в методическом, кадровом, материально - техническом, финансовом обеспечении образовательного процесса.

На уровне одного муниципального образования, как правило, невозможно реализовать полноценный комплекс образовательных услуг, рационально организовать сеть образовательных учреждений. Происходит либо дублирование образовательных услуг, либо ограничение их объема. Несовпадение территориальных интересов с задачами отрасли приводит к тому, что строительство новых и реконструкция старых зданий образовательных учреждений, осуществленные по запросам муниципальных образований, формируют малоэффективную образовательную сеть, либо не удовлетворяющую в полной мере образовательные запросы, либо избыточную, не использующую свои возможности. Границы муниципальных образований разделили систему образования, не позволяя использовать возможности учреждений одного муниципального образования в интересах другого.

Система начального и среднего профессионального образования, призванная формировать основной кадровый потенциал региона, остается вне социально - экономических проблем области, используется неэффективно, удовлетворяя потребности района или города по месту своего нахождения. При этом каждое муниципальное образование стремится построить у себя полноценную систему профессионального образования, иногда включая высшее.

Сеть учреждений профессионального образования должна формироваться в соответствии со следующими принципами:

-              учет экономических и социальных задач территории;

-              использование социально - культурной инфраструктуры;

-              соответствие профессиональных возможностей запросам территорий;

-              учет географического расположения и транспортного сообщения;

-              сохранение кадрового потенциала территории.

Поскольку создание учреждений профессионального образования является дорогостоящим мероприятием, их количество и организация подготовки должны быть строго сбалансированы с задачами территории и экономичностью функционирования.

Таким образом, возникает необходимость создания иной модели управления отраслью образования, которая предполагает, в первую очередь воздействие на образовательные учреждения через государственные органы управления ("по ведомственной вертикали"), в то же время сочетая его с управлением муниципального уровня, направленным на решение в основном задач местного значения.

Заключение

В результате проделанной работы была рассмотрены особенности системы управления народным образованием в муниципальном образовании.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Дано понятие муниципального образования - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

-             Рассмотрена система управления образовательными учреждениями в муниципальном образовании. Муниципальные образования следят за исполнением государственных программ в сфере улучшения образования на местах, гарантируют исполнение конституционных прав граждан на образование, ведут контроль и предоставляют статистические данные о деятельности образовательных учреждений, находящихся в их ведомстве.

-             Охарактеризована компетенция органов местного самоуправления в области управления образованием. Компетенция органов местного самоуправления в области управления образованием установлена Федеральным законом «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1.

Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению в части реализации государственного стандарта общего образования государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в подведомственных им общеобразовательных  учреждениях, в том числе за счет субвенций, выделяемых из бюджетов  субъектов Российской Федерации местным бюджетам в соответствии с  утвержденными законами субъектов Российской Федерации  нормативами расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на уровне не ниже федеральных нормативов.

Список литературы

1.     Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ. – Справочная система Гарант.

2.     Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (ред. от 20.07.2004). – Справочная система гарант.

3.     Баглай М. В. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 2004.

4.     Коваленко И. А. Муниципальное право России. - М.: ТЕИС, 2004.

5.     Комаров С. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: курс лекций / Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт, 2004.

6.     Муниципальное право. Учебник для юридических вузов. / Общ. Ред. А. С. Пиголкина - второе издание, исправленное и дополненное. - Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2004.


[1] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.2.

[2] Муниципальное право. Учебник для юридических вузов. / Общ. Ред. А. С. Пиголкина - второе издание, исправленное и дополненное. - Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2004. – с. 43.

[3] Коваленко И. А. Муниципальное право России. - М.: ТЕИС, 2004. – с. 251.

[4] Комаров С. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: курс лекций / Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт, 2004. – с. 243.

[5] Муниципальное право. Учебник для юридических вузов. / Общ. Ред. А. С. Пиголкина - второе издание, исправленное и дополненное. - Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2004. – с. 306.

[6] Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (ред. от 20.07.2004). – Справочная система гарант. – ст.31.

[7] Комаров С. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: курс лекций / Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт, 2004. – с. 249.