СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.. 5

2. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.. 6

3. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.. 8

3.1. Вопросы местного значения. 8

3.2. Вопросы государственного значения. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

ВВЕДЕНИЕ


Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации[1].

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти[2].

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти[3].

Согласно п.1 ст. 2 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года «Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

Согласно гл.8 Конституции РФ вся полнота власти в местном самоуправлении принадлежит населению данной местности, которое осуществляет местную власть в двух формах:

Прямая:

референдум;

выборы должностных лиц местного самоуправления.

Косвенная:

через представительные и исполнительные органы власти местного самоуправления.

Согласно Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно[4]. Типовой проект устава муниципального образования различает органы местного самоуправления:

1. По характеру исполняемых функций:

-Представительные органы местного самоуправления;

-Исполнительные органы местного самоуправления.

2. По уровню управления:

-Муниципальные органы местного самоуправления;

-Окружные органы местного самоуправления.

В соответствии с п.4 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наименование органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Цель работы – рассмотреть органы местного самоуправления.

Задачи работы – определить представительные и исполнительные органы местного самоуправления, рассмотреть компетенцию органов местного самоуправления.

1. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


В соответствии с ч.1 ст. 131 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 14 Федерального закона от 28 августа 1995 года структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Представительный орган местного самоуправления включает следующие структурные звенья: руководящие органы Думы (председатель и заместители председателя, президиум Думы); функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии); территориальные органы Думы (депутатские группы); рабочие звенья представительной власти (секретариат, аппарат). Названные подразделения, учитывая возможности небольшие отступления от схемы, в совокупности отражают типовую структуру представительного органа местного самоуправления.

Руководящие органы и должностные лица. Таковыми являются председатель и заместители председателя Думы. Они избираются из числа депутатов на первом заседании представительного органа нового созыва и являются выборными должностными лицами местного самоуправления.

Функционально-отраслевые подразделения. Статус постоянных и временных комиссий регулируется уставами муниципальных образований, а еще более подробно – регламентами Дум и положениями о комиссиях, утверждаемых представительными органами местного самоуправления. При отсутствии актов централизованного нормотворчества правовую основу деятельности комиссий образуют юридические документы локального характера.

Территориальные органы Думы представлены депутатскими группами, объединяющими депутатов на добровольной основе для совместной работы по осуществлению своих полномочий в избирательных округах. По определению Г.В. Барабашева и К.Ф. Шеремета, территориальная депутатская группа -  это организационная форма сотрудничества депутатов координации их деятельности в избирательных округах[5]. Ранее данные образования были широко распространены наряду с производственными депутатскими группами. Позднее их деятельность была свернута. В настоящее время можно говорить о возрождении этой формы работы депутатов, о восстановлении данного структурного компонента в системе современных представительных органов местного самоуправления.

Рабочие звенья Думы. К их числу относится в первую очередь аппарат Думы. Впервые местные представительные органы в законодательном порядке получили право формировать собственные аппараты в 1991 г. В 1993 г. Они этого права лишились. В 1995 году оно было вновь восстановлено. Аппарат создается с целью правового, организационного и иного обеспечения деятельности Думы в целом, ее постоянных комиссий и депутатов. Деятельность аппарата регулируется актами местного представительного органа о структуре и штатах аппарата, должностными инструкциями его сотрудников. Штатское расписание утверждается на заседании Думы. Сотрудники аппарата являются муниципальными служащими.

Среди рабочих органов Думы могут быть и иные звенья. Например, секретариат заседания Думы, счетные комиссии, образуемые для выполнения  организационно-технических функций, обеспечивающих беспрерывный характер работы местного представительного органа на своих заседаниях (сессиях)[6].


2. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Местные администрации – органы управления в районах, городах, иных самоуправляющихся территориях. Местные администрации восприняли отдельные черты функционировавших прежде исполнительно-распорядительных комитетов местных Советов. Вместе с тем современные местные администрации обладают самостоятельными, присущими только им свойствами, отражающими их правовой статус.

Во-первых, преимущественно это обособленные организационно и функционально органы местного самоуправления. Самостоятельное положение администраций в системе местного самоуправления было установлено еще Законом «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. Однако в настоящих условиях допустимы такие схемы организации местной власти, когда администрация рассматривается как часть представительного органа власти, осуществляя при этом функции управления. Подчеркнем еще раз, что это решается в уставах муниципальных образований. Данный вывод обусловлен тем, что законодательно-правовое положение администрации до сих пор остается неопределенным. Тем не менее осуществление принципа разделения властей на муниципальном уровне, хотя и не столь ярко выраженное, предполагает организационную обособленность местной администрации. А это позволяет характеризовать администрацию как орган исполнительной власти.

Во-вторых, самостоятельное положение местных администраций основывается на специфике компетенционных установлений, производных от компетенции главы муниципальных образований. Руководство отраслями местного хозяйства, исполнение решений представительного органа местного самоуправления, актов государственных учреждений власти образуют их компетенцию. Администрация: разрабатывает проект бюджета муниципального образования, исполняет бюджет, составляет и представляет для утверждения представительному органу отчет об исполнении местного бюджета; разрабатывает текущие и перспективные планы и программы социально-экономического развития муниципального образования, обеспечивает выполнение утвержденных планов и программ; распоряжается средствами внебюджетных фондов, представляет отчеты Думе о их выполнении; разрабатывает и реализует финансовую и инвестиционную политику муниципального образования, осуществляет меры по поддержке и развитию предпринимательства; управляет и распоряжается муниципальной собственностью, осуществляет политику ценообразования и оплаты труда; организует систему учета и статистики; осуществляет иные полномочия.

В-третьих, администрация как орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования наделяется правом юридического лица.

Структура местной администрации представляет собой сложное организационно-функциональное единство. Она включает в себя совокупность руководящих должностных лиц, аппарат, подразделение администрации[7].


3. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


3.1. Вопросы местного значения

Конституция Российской Федерации подробно оговаривает компетенцию государственных органов, как федеральных, так и органов субъектов Российской Федерации. Закрепляя в пункте 1 статьи 132 компетенцию органов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что «...Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения». Таким образом, мы можем предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается компетенция органов государственной власти.

Четко выраженный в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение  не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быт отменено ни в административном, ни в судебном порядке. Разумеется это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий органов местного самоуправления.

Федеральный Закон от 12 августа 1995 года «Об основах местного самоуправления» содержит перечень вопросов местного значения, которые праве решать органы местного самоуправления. Они могут быть классифицированы следующим образом:

1. Организационно-административные вопросы:

1) Принятие и изменение устава местного самоуправления, контроль за его выполнением.

2) Охрана общественного порядка, организация о содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.

3) Контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

4) Организация и содержание муниципальных архивов.

5) Организация и содержание муниципальной информационной службы

6) Создание условий для деятельности средств массовой информации.

7) Обеспечение социальной поддержки и поддержание занятости населения.

8) Участие в охране окружающей среды на территории местного образования.

9) Обеспечение противопожарной безопасности. организация муниципальной пожарной службы.

2. Экономические вопросы:

1) Владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность, согласно Гражданского Кодекса, Российской Федерации это «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления...»[8].

2) Местные финансы. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов.

3) Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.

4) Регулирование планировки и застройки территории муниципального образования.

5) Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых; недр для строительства подземных сооружений местного значения.

6) Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения и канализации.

7) Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.

8) Благоустройство и озеленение территории муниципального образования.

9) Организация утилизации и переработки бытовых отходов.

10) Организация транспортного обслуживания населения, обеспечения услугами связи.

3. Вопросы социально-культурного значения:

1) Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.

2) Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного и профессионального среднего образования.

3) Организация, содержание и развитие учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения.

4) Создание условий для жилищного и социально-культурного развития.

5) Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.

6) Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

7) Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

8) Создание условий для деятельности учреждений культуры.

9) Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.

10) Создание условий для организации зрелищных мероприятий.

11) Создание условий для развития физкультуры и спорта в местном сообществе.

Вопросы государственного значения, которые могут быть переданы органам местного самоуправления.


3.2. Вопросы государственного значения


Приведенный перечень вопросов не является исчерпывающим, так как пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Наделение полномочиями может осуществляться двумя способами:

1. Передача - способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключаемая их его компетенции и включается в компетенцию органа местного самоуправления.

2. Делегирование - предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно.

Рассматривая вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями надо иметь ввиду ряд положений:

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации наделение полномочиями производиться только законом. Но так как определение правового статуса местного самоуправления находиться в совместном ведении Российской федерации и ее субъектов, передача полномочий осуществляется законом или актами субъектов Российской Федерации, обладающими соответствующей юридической силой.

2. Объем передаваемых или делегируемых полномочий не может быть слишком велик. Не случайно в Конституции Российской Федерации говорится об отдельных государственных полномочиях, хотя критерии оценки этого найти крайне сложно.

3. Наделение полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное, новое для российской практики условие, гарантирующее само выполнение полномочий и продолжение осуществления местным самоуправлением присущих ему главных функций.

4. Государство оставляет за собой право контроля за реализацией этих полномочи. Такой контроль по общему правилу означает возможность соответствующих органов: давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать решения, принимаемые органами местного самоуправления, не только с точки зрения законности, но и по мотивам их целесообразности, отменять или приостанавливать при необходимости отдельные решения.

5. Государственное влияние не сводиться только к контролю. Оно функционирует в соответствии с требованиями законности, в режиме общего правопорядка.

Распределение полномочий между органами местного самоуправления.

В соответствии с п.4 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наименование органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Муниципальное собрание является представительным органом местного самоуправления в муниципальном образовании. В его состав входят депутаты, а также глава администрации муниципального образования, избираемые населением.   

Муниципальное собрание:

1. Принимает общеобязательные правила по вопросам местного значения;

2. Утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;

3. Принимает планы и программы развития муниципального образования, утверждает отчеты об их исполнении

4. Устанавливает местные налоги и сборы;

5. Регулирует тарифы на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;

6. Устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, утверждает программы приватизации муниципальной собственности;

7. Утверждает реестр объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению;

8. Утверждает порядок использования земельных, водных и иных природных ресурсов, находящихся в ведении органов местного самоуправления;

9. Принимает решение о проведении местного референдума;

10. Согласует назначения на должность заместителей главы администрации муниципального образования по представлению главы администрации муниципального образования;

11. Принимает решение о внесение законопроектов в законодательное собрание субъекта Российской Федерации по собственной инициативе или инициативе главы администрации муниципального образования;

12. Принимает решение об удовлетворении заявления об отставке главы администрации муниципального образования «по собственному желанию»;

Исполнительным органом местного самоуправления в муниципальном образовании является администрация муниципального образования. 

Администрация муниципального образования:

1. Разрабатывает проекты бюджета, планов, программ, решений, представляемых главой администрации муниципального образования на рассмотрение и утверждение муниципального собрания;

2. Исполняет решения, принятые муниципальным собранием в пределах его компетенции;

3. Исполняет постановления и решения, принятые главой администрации муниципального образования;

4. Управляет деятельностью муниципальных учреждений жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, образования, здравоохранения, культуры и спорта. Содействует организации охраны окружающей среды, обеспечивает социальную поддержку и содействует занятости населения на территории муниципального образования;

5. Управляет муниципальной и иной, переданной муниципалитету собственностью;

6. Ведет техническую инвентаризацию муниципального имущества;

7. Исполняет полномочия, возложенные на администрацию муниципального образования законами;

8. Осуществляет иные полномочия не отнесенные к компетенции других органов местного самоуправления и государственной власти на территории муниципального образования.

Председатель муниципального собрания является высшим должностным лицом представительного органа местного самоуправления муниципального образования.

Председатель муниципального собрания:

1. Организует деятельность муниципального собрания, председательствует на его заседаниях, подписывает и обнародует его решения;

2. Созывает плановые и внеочередные заседания муниципального собрания;

3. Представляет муниципальное образование в отношения с руководителями органов представительной власти других муниципальных образований и должностными лицами государственной власти;

Глава администрации муниципального образования является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления и руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия в пределах полномочий, определенных уставом муниципального образования, а также делегированных муниципальным собранием. Глава администрации входит в состав депутатов муниципального собрания и может председательствовать на его заседаниях, а также быть избранным на должность председателя муниципального собрания (в этом случае глава администрации муниципального образования называется главой муниципального образования).

Глава администрации муниципального образования:

1. Представляет на утверждение муниципального собрания:

-проект бюджета муниципального образования;

-план комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

-предложения по введению местных налогов, штрафов и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;

-программы приватизации муниципальной собственности;

-проект генерального плана развития муниципального образования;

-предложения по порядку использования земельных, водных и иных ресурсов, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципального образования;

-проекты решений по вопросам местного значения;

2. Обеспечивает исполнение решений муниципального собрания.

3. Формирует и осуществляет руководство деятельностью администрации муниципального образования:

-назначает и увольняет с должности своих заместителей по согласованию с муниципальным собранием (процедура согласования определяется регламентом работы муниципального собрания);

-назначает и увольняет руководителей подразделений и служб муниципалитета (администрации муниципального образования);

-назначает и увольняет руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

4. Осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении местного бюджета.

5. Подписывает договоры и соглашения от имени муниципального образования в отношениях с органами исполнительной власти других муниципальных образований и органами государственной власти.

6. Исполняет другие полномочия, возложенные на него законом и Положением об администрации муниципального образования.

Представительным органом местного самоуправления в территориальном округе муниципального образования является окружное собрание, которое формируется из числа депутатов муниципального собрания, избранных на территории округа, старост и (или) представителей органов общественного самоуправления.

Окружное собрание:

1. Разрабатывает проект сметы расходов соответствующей администрации, планы и программы развития территориального округа и осуществляет контроль за их исполнением.

2. Согласует проекты изменения административно-территориального деления муниципального образования, затрагивающие границы соответствующего территориального округа.

3. Согласует порядок использования земельных, водных и иных природных ресурсов, находящихся в ведении органов местного самоуправления на территории соответствующего территориального округа.

4. Согласует назначения на должность главы администрации территориального округа и его заместителей.

Решения органов и должностных лиц органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами на подведомственной территории[9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В соответствии с ч.1 ст. 131 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 14 Федерального закона от 28 августа 1995 года структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Данная норма до сих пор вызывает разноречивые суждения. Главный вопрос состоит в том, что понимать под структурой органа местного самоуправления. Одни считают, что структура органа местного самоуправления – это система имеющих самостоятельный статус органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления. Другие полагают, что структура органа есть внутреннее подразделение представительного или исполнительного самоуправленческого учреждения на отделы, комиссии, управления и т.д.

Анализ статей 3, 12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти. Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного самоуправления относятся:

·        Представительные органы самоуправления;

·        Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах);

·        Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.);

·        Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Конституция Российской Федерация, принята 12.12.1993 г.

2.     Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 г.

3.     Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Советское строительство. М.: Просвещение, 1991.

4.     Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: НОРМА, 2000.

5.     Кабышев В.Т. Муниципальное право РФ. М.: Новый юрист, 2004.


[1] См.: п. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации.

[2] См.: п. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации.

[3] См.: п. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации.


[4] См.: ст. 131 Конституции Российской Федерации.


[5] См.: Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Советское строительство. М.: Просвещение, 1991. С. 244.

[6] Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 163-168.

[7] Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 218-219.

[8] См.: ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации.

[9] Кабышев В.Т. Муниципальное право РФ. М.: Новый юрист, 2004. С. 131-145.