Содержание :
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Бухгалтерский учет в системе управления…………………………...………5
1.1. Понятие учета………………………………………………………..……….5
1.2. Хозяйственный учет, его виды……………………………………...……….9
1.3. Сущность и задачи бухгалтерского учета………………………….….…..16
2.Основные принципы бухгалтерского учета………………………….………20
2.1. Допущения и требования бухгалтерского учета, их значение…….……..20
2.2. Предмет и метод бухгалтерского учета……………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список……………………………………………………..30
Приложения
Введение
Бухгалтерский учет является неотъемлемой частью системы управления современным предприятием или организацией. Он имеет многовековую историю своего становления и развития. Появившись практически одновременно с письменностью, он стал одним из важнейших условий, предопределяющих эффективность хозяйствования предприятий и организаций, фирм и корпораций. Данные бухгалтерского учета используются не только менеджерами предприятия для планирования, анализа и контроля финансово-хозяйственной деятельности, но и инвесторами, кредиторами, налоговыми органами, банками и т. д. Именно поэтому интерес к данной профессии не уменьшается на протяжении всей истории его развития.
В последние годы значительно выросла потребность в специалистах в области бухгалтерского учета, интерес к данной профессии не уменьшается. Развитие рыночных отношений в России, появление новых форм предпринимательской деятельности привело к быстрому росту числа хозяйствующих субъектов, в каждом из которых должен быть организован бухгалтерский учет.
Однако создание и применение новых эффективных методов управления и регулирования рыночных отношений, разработка новых принципов налоговой политики, становление отношений собственности, операции доверительного управления, как и лизинговые, предъявляют новые, повышенные требования к учетным работникам.
Управление — процесс целенаправленного и планомерного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения объектом управления поставленных перед ним целей. Процесс управления функционированием предприятия включает в себя множество принимаемых решений и действий по сбору и обработке информации о производственном и экономическом функционировании, подготовке вариантов управленческих решений, их сравнению по достигаемым результатам, отбору лучших решений и 'обеспечению их реализации.
Бухгалтерский учет как неотъемлемая часть системы управления организацией, выступающей в качестве отдельного имущественного комплекса, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движения путем сплошного, непрерывного документального отражения всех хозяйственных операций.
Так что же такое бухгалтерский учет
Изучение этого вопроса и будет главной целью работы.
Для этого решим следующие задачи:
* изучим понятие бухгалтерского учета
* виды бухгалтерского учета
* предмет и метод бухгалтерского учета
1. Бухгалтерский учет в системе управления.
1.1. Понятие учета
Первую часть курса “Бухгалтерский учет” называют теорией, основами и принципами бухгалтерского учета. Эти названия вполне правомерны, так как именно здесь изучаются теоретические основы этой науки, излагается ее азбука, одинаковая для всех стран и народов, закладывается фундамент, на котором этаж за этажом будет воздвигаться здание счетоводства и всех других видов учета.
Слово счетоводство приведено не случайно. Давно забытое, оно снова возрождается в нашей экономической литературе и как дань исходным истокам науки о бухгалтерском учете, и как основа современного финансового учета в части порядка ведения счетов (счетоведения).
Каждая наука имеет свою первую книгу. Первая книга, обобщающая накопленные практикой идеи, правила ведения учета, была написана пятьсот лет назад выдающимся итальянским математиком, другом и соратником Леонардо да Винчи, профессором университетов Перуджи, Милана, Флоренции, Боливии, Римской Академии Лукой Пачоли.
Эта книга под названием “Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях” - была впервые издана в Венеции в 1494 году. Один из ее разделов, трактат XI, - имел название “О счетах и записях”. Он начинался словами: “То, что в пыли валялось и томилось забытым в темнице, Лука нашел для тебя, друг и читатель”. Эти слова приведены автором трактата в качестве эпиграфа к своей книге, идеи которой, толкования о счетах, двойной записи, группировках операций, методах оценки и другие, стали “народной песней”, которую поет весь мир, называя учет - международным языком бизнеса.
В
Слово бухгалтер (в переводе с немецкого - книгодержатель) возникло в Германии. Император Священной Римской империи Максимилиан I подписал указ, в котором выделил:
“Повелеваем делопроизводителя нашей палаты, доверенного и прилежного писца, который ведет книги, отныне называть бухгалтером, каковым должен теперь быть Христоф Штехер.
Дано в Инсбруке 13 февраля 1498 года”.
В 1525 году Антонио Тальенте опубликовал книгу под названием “Светоч арифметики”, где популяризировал идеи двойной бухгалтерии, впервые введя такое название.
На необходимость
укрупнения отчетных показателей для их отражения в балансе указал Иоган Готлиб
(1531г.), а первую четкую классификацию счетов дал Доменико Манчини (
К числу выдающихся бухгалтеров XV века относится знаменитый венецианский бухгалтер Вольфганг Швайкер. Он четко сформулировал в 1549 году цель бухгалтерского учета, подчеркнул, что двойная запись позволяет вскрыть величину прибыли. Он же определил двойную запись как метод бухгалтерского учета, ввел правило “нет записи без документа”. Он нормировал бухгалтерские проводки и тем самым составил прототип современного плана счетов бухгалтерского учета. Он одним из первых издал словарь бухгалтерских терминов.
Швайкер В. в своей книге “Двойная бухгалтерия, изданной в 1549 году, рассматривал бухгалтерию как “искусную запись сделок, доходов, ренты и тому подобных операций, которая правильным и искусным способом примененная, могла бы безошибочно, немедленно и без затруднений привести к конечному результату...”
В 1675 году Жак Савари
создал учение о постоянной инвентаризации. Он разделил учет на синтетический и
аналитический, разработал принципы оценки и методы калькуляции для торговли.
Немного позднее братья В. ван Гезель (
Первый русский перевод
трактата Л.Пачоли “О счетах и записях” был издан Вальденбергом Э.Г. в 1893г.
под названием “Трактат о счетах и записях”, второй - Бауэром О.О. в
Изучение теории бухгалтерского учета целесообразно начинать с толкования самого понятия “учет”. С этим понятием каждый неоднократно встречается в повседневной жизни, но при этом люди обычно не задумываются о его содержании.
Учет ведут специалисты разных профессий, - врач, астроном, космонавт, астролог, автоинспектор, метеоролог и другие. В профессиональной деятельности специалиста всегда присутствуют такие элементы как наблюдение, измерение, регистрация, обобщение данных. Они позволяют осуществлять контроль за состоянием определенного самостоятельно функционирующего субъекта. С помощью этих элементов создается информация об этом субъекте. Изучение информации является основанием для принятия решения.
Перечисленные выше элементы (наблюдение, измерение, регистрация и обобщение) являются слагаемыми любого вида учета (Приложение1).
Слагаемые учета везде одинаковы, но субъекты учета различны и многообразны. Если для врача субъектом его учета является пациент, для астронома - планета, для автоинспектора - автодорожное движение, то для предпринимателя - организация (фирма, компания, концерн и др.).
Здесь (в организации) осуществляется хозяйственная деятельность - производственная, торговая, заготовительная, сбытовая и др., поэтому такую организацию принято называть хозяйствующим субъектом. Для осуществления хозяйственной деятельности организации[1] (предприятия) необходимы три обязательные условия (Приложение 2)- наличие капитала, умение правильно вести учет, умение содержать свои дела в порядке.
Представленные в
приложение 2 условия хозяйственной деятельности организации определил Лука
Пачоли в трактате “О счетах и записях” (
Первое условие хозяйственной деятельности заключается в том, что без капитала трудно начинать свое дело. Хотя случается, что некоторые предприниматели не имея большого состояния ведут обширные дела, используя принцип доверия и оправдывая его.
Второе условие предусматривает необходимость правильного ведения учета, умение создавать и использовать учетную информацию для принятия управленческих решений, для привлечения инвесторов и кредиторов.
Данные о хозяйственной деятельности предприятия (организации) являются входом в учетную систему, а полезная информация для принимающих решения лиц - выходом из нее.
Счетоведение лишь создает информационные системы бухгалтерского учета, а задача настоящего, профессионального бухгалтера, менеджера, предпринимателя - научиться пользоваться этой информацией.
Третье и последнее необходимое условие - это содержание своих дел в должном порядке. Оно необходимо для того, чтобы без задержки получать необходимые сведения об организации (фирме, компании и другом хозяйствующем субъекте).
Если не помещать всякую вещь на принадлежащее ей место, то происходит путаница в собственных делах, по известной пословице: “Где нет порядка, там начинается беспорядок”.
“Никто не в состоянии вести свои дела, если не будет соблюдать порядок в записях, и при этом душа будет в постоянной тревоге”, - писал Лука Пачоли в своем трактате “О счетах и записях”.
1.2. Хозяйственный учет, его виды
Наблюдение, измерение, регистрация, обобщение и контроль за хозяйственной деятельностью организации (фирмы, компании и т.п.), вместе взятые составляют сущность хозяйственного учета.
Хозяйственная деятельность организации независимо от ее организационно-правовой формы[2], направления деятельности[3], представляет собой последовательное сочетание взаимосвязанных, одновременно протекающих хозяйственных процессов (Приложение3).
Для производственной организации основными хозяйственными процессами являются:
- процесс снабжения (заготовления товарно-материальных ценностей),
- процесс производства,
- процесс реализации (продажи) продукции, созданной в процессе производства, и связанный с ним процесс обслуживания потенциальных и реальных покупателей этой продукции. Назначение этих процессов - получение определенного результата. Предпринимателю не безразлична цена заготовленных товарно-материальных ценностей, расходы, связанные с их приобретением. Разница между суммой фактических и планируемых затрат на осуществление операций по заготовлению материалов, топлива, запасных частей для ремонта и обслуживания оборудования, инструментов и др. производственных запасов составит экономию (если фактические затраты ниже планируемых) или перерасход (если они выше планируемых).
В процессе производства осуществляется соединение труда со средствами производства (средствами труда и предметами труда) с целью изготовления готовой продукции.
В процессе производства отражается переход заготовленных материальных ценностей из стадии производственных запасов в стадию производственных затрат (незавершенного производства, полуфабрикатов собственного изготовления). Здесь к стоимости затраченных на производство материалов прибавляется часть стоимости затрат, связанных с использованием оборудования, инструментов, научно-технических разработок, “ноу-хау” и стоимости затрат труда. Планирование этих затрат (в сметах, нормативных калькуляциях) и их сравнение с фактическими затратами по выпуску готовой продукции позволяет определить финансовый результат этого процесса (экономию средств или перерасход).
Изменения в деятельности предприятия, связанные с доведением готовой продукции до потребителя, с выявлением и сопоставлением затрат на изготовление продукции (выполнение работ и услуг) и ее доставку с реально или потенциально полученной выручкой, с определением результата от продажи составляют сущность процесса реализации продукции.
Финансовый результат хозяйственной деятельности организации выявляется в процессе реализации продукции (работ, услуг). Его определяют путем сопоставления выручки, полученной за проданную продукцию со всей суммой фактических затрат на эту продукцию (работы, услуги), включая расходы по упаковке, транспортировке, расходы по обслуживанию покупателей и другие коммерческие расходы.
На конечный финансовый результат работы предприятия окажут влияние факторы, связанные с выполнением его обязательств перед другими предприятиями, бюджетом, внебюджетными фондами и т.д.
Если производственные организации покупают сырье, перерабатывают его в готовую продукцию, а затем продают ее потребителям, то торговые организации покупают товары для последующей продажи. Их основными хозяйственными процессами являются приобретение товара и его реализация.
“Сердечно-сосудистой” системой в организме экономики являются финансово-кредитные учреждения и посреднические организации (банки, страховые, товарные, брокерские и другие фирмы).
Их назначение - стимулировать развитие экономики, поддерживать ее работоспособное состояние в условиях рынка. Они аккумулируют временно свободные средства организаций, населения, организуют кредитное и расчетно-кассовое обслуживание, выпускают и продают ценные бумаги, оказывают разного рода посреднические услуги.
Хозяйственная деятельность таких организаций так же состоит из хозяйственных процессов:
- привлечения средств,
- размещения привлеченных средств,
- организации расчетов (в наличной и безналичной формах),
- предоставления гарантий, поручительств, консультаций и т.п., результатом которых является получение прибыли при меньших вложениях (инвестициях).
Но поскольку в основе деятельности всех посреднических организаций (включая банки) находятся их отношения с клиентами, то задача не “обобрать” клиента, а реализовать свой собственный интерес, обеспечивая прибыль и клиенту, то есть организовать партнерские отношения с клиентами на принципах доверия и взаимной заинтересованности.
Хозяйственный учет ведется в различных целях (Приложение 4). Он нужен для оперативного выявления размеров долгов и требований (юридическая природа учета), надлежащего устройства своих дел, для получения законной прибыли (экономическая природа учета).
По мнению Луки Пачоли, высказанному им в трактате “О счетах и записях”: “Цель всякого купца - иметь дозволенную и постоянную выгоду для своего содержания”
Каждый хозяйственный процесс складывается из множества хозяйственных операций (Приложение 5). Если говорить о процессе снабжения, то наряду с поиском рынка закупки материалов, поставщиков, заключением договоров, контролем за их выполнением организация ведет учет по их доставке, сортировке, хранению, поступлению материальных ценностей на склад и их расходованию, оплачивает счета поставщиков, предъявляет претензии по вопросам нарушения условий поставки (сроков, качества, цены и ассортимента, упаковки, целостности груза и т.д.).
Хозяйственная операция - факт, явление, вызывающее изменения в хозяйственном процессе, а значит и в хозяйственной деятельности организации, в ее финансовом положении.
Необходимым условием отражения каждой хозяйственной операции в учете является наличие правильно оформленного документа. Хозяйственные операции определяют сущность бухгалтерского учета. Поэтому при их осуществлении очень важно решить три проблемы (Приложение 6):
- установить время совершения хозяйственной операции, а значит и то время, когда она должна быть зарегистрирована (проблема идентификации),
- установить стоимостное выражение хозяйственной операции (проблема оценки),
- определить, каким образом операция должна быть отражена в учете (проблема классификации).
Точность ответа на вопросы по каждой из трех выделенных проблем определяет точность результатов учета, в частности величины финансового результата деятельности организации. Бухгалтер по традиции должен придерживаться правила - хозяйственная операция регистрируется на момент перехода прав собственности от продавца к покупателю, на момент отражения в договоре возникшего обязательства заплатить (например, в момент отгрузки продукции поставщиком или получения ее покупателем). В небольших фирмах хозяйственная операция регистрируется при получении счета или его оплате.
Заранее определенный момент времени, в который должна быть зарегистрирована операция, называется точкой идентификации.
По общепринятым бухгалтерским принципам стоимость (фактическую себестоимость) определяют на момент совершения операции.
Проблема классификации - это выбор счетов, запись операций на счетах, что обеспечивает хранение полученной информации, ее накапливание и обобщение в пределах отчетного периода.
Хозяйственный учет объединяет в себе три вида учета: оперативный, статистический, бухгалтерский. Все эти виды хозяйственного учета взаимосвязаны, дополняют, контролируют друг друга, выдаваемая ими информация имеет различную степень точности и используется в строгом соответствии с назначением и задачами определенного вида учета.
Оперативный учет (оперативно-производственный, оперативно-хозяйственный, оперативно-технический) предусматривает текущее наблюдение, измерение, регистрацию фактов, хозяйственных операций, явлений, отражающих различные стороны хозяйственной деятельности организации с целью текущего контроля за ее осуществлением.
Оперативный (текущий) учет ведется, как правило, непосредственно на месте совершения какого-то хозяйственного события (операции) - в бригаде, в цехе, в отделе, в офисе, на складе. Объект его текущего наблюдения - сам ход осуществления хозяйственных процессов, (например, движение деталей на потоке, перемещение полуфабрикатов между производственными участками, цехами, регистрация и контроль за выполнением договоров на поступление материалов, сбыт товаров и продукции, размещение товаров на складе, ведение реестров акционеров, книг регистрации векселей, сертификатов, акций и т.п.).
Основное назначение оперативного учета - содействовать нормальному ходу хозяйственной деятельности организации. Его данные регистрируются в книгах, журналах, карточках, ведомостях, передаются устно по телефону и другим средствам связи, используются для текущего руководства организацией. С внедрением персональных компьютеров (ПК) для целей оперативного учета разрабатывается и вводится программное обеспечение по автоматизированному сбору и накоплению данных, необходимых для текущего контроля и составления текущей отчетности.
Назначение статистического учета - отражать массовые однородные процессы и явления, характерные не только для данной организации, но и для целой группы однородных организаций, для организаций, относящихся к различным формам собственности, а также для общества в целом. На основе их обобщения и анализа устанавливаются определенные закономерности тех изменений, которые происходят в обществе, прогнозируются их последствия.
Сбор информации об этих явлениях осуществляется по заранее разработанной программе сплошным или выборочным методом, постоянно или периодически. Статистический учет использует исходные данные первичных документов бухгалтерского учета. Исходные данные в абсолютном выражении дополняются расчетными аналитическими показателями (средними данными, относительными величинами, индексами, показателями динамики и др.), которые дают обобщенную характеристику изучаемой совокупности явлений.
Данные статистического учета обобщаются в периодической (квартальной и годовой) отчетности организации, которая представляется в установленные сроки государственным органам статистики.
Показатели статистической отчетности - это, как правило, данные о наличии, составе, изменении численности работающих, наличии свободных рабочих мест, о размерах фонда потребления, начисленной заработной плате по категориям работающих (штатные, совместители, “подрядчики”), об отработанном времени, о составе основных средств, нематериальных активов, результатах их переоценки, о реализации продукции, результатах финансовой деятельности и другие.
Бухгалтерский учет - это система наблюдения, измерения, регистрации и контроля за наличием и движением (поступлением, выбытием) всех видов хозяйственных средств организации, источников их образования, за ходом и результатами хозяйственных процессов.
Количественное отражение хозяйственных операций в различных видах хозяйственного учета обеспечивается путем применения учетных измерителей - натуральных, трудовых, денежных (Приложение 7).
Натуральные измерители (килограммы, метры, штуки, кубометры, литры и др.) отражают вес, длину, количество, объем и другие количественные характеристики имущества предприятия.
Они широко используются при учете всех видов материалов, топлива, запасных частей для ремонта оборудования, при учете готовой продукции, товаров, основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (хозяйственного инвентаря, инструментов, спецодежды, постельных принадлежностей и т.п.).
Натуральные измерители нужны для контроля за сохранностью имущества, для измерения объема заготовленных и использованных средств производства.
С помощью трудовых измерителей (минуты, часы, дни, месяцы и т.п.) количественно отражаются в учете затраты времени и труда на изготовление продукции, ее трудоемкость, производительность труда (выпуск продукции в единицу времени), начисленная заработная плата.
Универсальным, обобщающим учетным измерителем является денежный измеритель. Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке. Оценка осуществляется в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных затрат в национальной валюте.
Деньги являются единственно практически удобной единицей измерения, позволяющей получать сравнимые финансовые показатели.
Записи в отечественном бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях, то есть в национальной валюте Российской Федерации. Иностранная валюта пересчитывается в национальную по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно эти записи производятся в валюте расчетов и платежей, то есть в иностранной валюте.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств, хозяйственных операций можно вести в суммах, округленных до целых рублей. При этом суммовые разницы относятся на увеличение (уменьшение) результатов хозяйственной деятельности организации.
Денежный измеритель позволяет суммировать наличие всех хозяйственных средств, источников их образования, затраты труда, объемы выполненных работ, услуг, выпущенной, отгруженной, реализованной продукции, определять финансовые результаты.
1.3. Сущность и задачи бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет имеет свои особые черты характера, свои собственные понятия, терминологию, а, при необходимости, использует данные оперативного и статистического учета.
Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении. Это информация об имуществе и обязательствах организации, их движении (поступлении и выбытии, образовании и погашении). Она создается на основе сплошного, непрерывного документального отражения всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет как система создает и передает информацию об определенном хозяйствующем субъекте. Эта информация дает возможность ее потребителям “принимать обоснованные решения при выборе альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов при управлении хозяйственной деятельностью фирмы”[4].
Бухгалтерский учет является связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения.
В его функции входят:
1) выявление экономической сущности, измерение хозяйственных операций, их регистрация (запись) в учетных регистрах с целью подготовки для дальнейшего использования;
2) обработка учетных данных, обеспечение их сохранности до определенного момента, а затем их переработка (обобщение) в необходимую полезную информацию (внешнюю и внутреннюю);
3) передача этой информации в форме отчетов тем, кому она нужна для принятия решений.
Знание бухгалтерского учета позволяет приобрести не только навыки счетоведения, но и умение принимать важные управленческие решения в области планирования, контроля, анализа.
Среди задач бухгалтерского учета можно выделить три основные:
1. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами.
2. Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
3. Своевременное предупреждение негативных явлений хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
Процесс создания учетной информации, механическая и многократно повторяемая работа, называется счетоводством и составляет лишь часть бухгалтерского учета. Современный бухгалтер занимается не только ведением счетов, но и осуществляет планирование, контроль, оценку, обзор хозяйственной деятельности организации, аудирование. Он должен уметь создавать такую информацию, которая бы удовлетворяла требованиям внутренних и внешних потребителей, анализировать ее, искать и находить варианты решений финансовых проблем, стоящих перед предприятием.
Бухгалтерский учет - это центр финансовой, налоговой и управленческой информации. Пользователями этой информации являются:
1) администрация организации, все те, кто управляет ею, заинтересован в результатах ее деятельности. Это собственники организации, их совладельцы, персонал управления (члены Совета, менеджеры, руководители подразделений, мастера);
2) реально существующие и потенциальные инвесторы и кредиторы. Они находятся вне предприятия, но имеют прямые финансовые интересы по отношению к нему;
3) налоговые, другие правительственные и неправительственные органы, консультанты, покупатели, другие группы и лица, проявляющие интерес к организации.
По характеру информации, ее назначению и использованию бухгалтерский учет делят на финансовый и управленческий.
Назначение финансового учета - обобщение финансовых результатов работы организации и их отражение в финансовой отчетности. К сфере финансового отчета относится составление отчетов для внешних пользователей. Поэтому порядок составления внешних отчетов регламентируется и подчиняется стандартным принципам.
В составе финансового учета выделяют налоговый учет, который формирует внешнюю информацию, необходимую для расчета налогооблагаемой базы и суммы разного вида налогов.
Управленческий учет - поставщик внутренней информации для целей внутрихозяйственного планирования, контроля, оценки текущих изменений (отклонений), для принятия решений в нестандартных ситуациях при выработке стратегии и тактики предприятия.
Синонимами слов “управленческий учет” могут быть слова - внутренний, внутрихозяйственный, производственный учет. Последнее определение не может быть названо точным, так как понятие производственный учет несколько шире понятия управленческий учет. Производственный учет включает в себя и финансовую информацию о производственных затратах.
Объем, характер внутренней информации, порядок отражения внутрихозяйственных операций и составления отчетов регламентируются самой организацией. Информация предназначена для ограниченного круга лиц и носит закрытый характер.
Качество информации определяется ее достоверностью, своевременностью, сопоставимостью, доступностью для ее потребителей, экономичностью. Информация должна быть правдивой и объективной, что позволит сделать реальные выводы, принять рациональные управленческие решения.
Своевременно представленная информация позволяет быстро реагировать на выявленные отклонения в деятельности организации, принимать меры по устранению негативных явлений.
Сопоставимость информации - необходимое условие для ее анализа, разработки плановых показателей, оценки результатов работы организации и ее подразделений.
Доступность информации для тех, кому она предназначена определяется тщательным отбором плановых и отчетных показателей, их четкостью, недвусмысленностью, наглядностью. Здесь не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание от целей ее изучения и затрудняющего это изучение.
Затраты на получение, обработку и передачу качественной учетной информации должны соизмеряться с эффективностью принимаемых на ее основе решений. Это сопоставление позволяет определить экономичность информации.
Совокупность обязательных условий, правил организации и ведения финансового учета называют принципами бухгалтерского учета.
2. Основные принципы бухгалтерского учета
2.1. Допущения и требования бухгалтерского учета, их значение
Словарь русского языка объясняет слово “принцип” как “основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п.”[5]. Согласно словарю “допущение” означает предположение, а “требование” - норму, совокупность условий, правил, которым кто или что-либо должны соответствовать[6]. Исходя из этих определений и допущения, и требования составляют принципы ведения бухгалтерского учета.
Применение понятий “допущение” и “требование” вместо общепринятого термина “принцип бухгалтерского учета” связано с необходимостью подчеркнуть условную разницу между базовыми и основными принципами бухгалтерского учета. Допущение как базовый принцип предполагает определенные условия, создаваемые организацией при ведении бухгалтерского учета. Требование как основной принцип означает обязательное соблюдение принятых правил организации и ведения учета.
Впервые “допущения и требования” как отправные моменты формирования учетной политики были предусмотрены Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от №34н(раздел II, п.6). Допущения приводились со словом “предполагается имущественная обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временная определенность фактов хозяйственной деятельности”. К требованиям были отнесены полнота, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность[7].
Федеральным Законом Российской Федерации “О бухгалтерском учете”[8] предусмотрены следующие основные требования к ведению бухгалтерского учета, его принципы (Приложение 8).
Тот же Закон (ст.8, п.1) предусматривает необходимость ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте Российской Федерации, то есть в рублях.
Для ведения учета необходима и имущественная обособленность. Действительно, без нее границы товарно-материальных и других ценностей были бы размыты. Собственное имущество организации должно учитываться обособленно от имущества других юридических и физических лиц, находящегося у данной организации[9].
Принцип непрерывности отражает требование постоянного ведения бухгалтерского учета с момента регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации[10].
Метод двойной записи - характерная особенность бухгалтерского учета. Его применение отделяет бухгалтерский учет от учета вообще. Поэтому обязательным требованием[11] бухгалтерского учета является отражение хозяйственных операций методом двойной записи на взаимосвязанных счетах при соблюдении полного соответствия данных аналитического и синтетического учета.
Принцип полноты учета[12] требует своевременной и полной регистрации хозяйственных операций и результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
Общим правилом бухгалтерского учета является разграничение текущих и капитальных вложений[13], так как расходы всех видов должны относиться к тому отчетному периоду, в течение которого они приносят доход.
Капитальные расходы (или капительные вложения) - это затраты на покупку, создание основных средств и других активов длительного пользования. Они будут способствовать получению прибыли в течение нескольких отчетных периодов (например, здания), а текущие затраты (по ремонту, обслуживанию здания, покупке топлива и все другие производственные расходы) относятся только к одному отчетному периоду.
Наряду с национальными известны и международные принципы ведения бухгалтерского учета, которые отражены в международных стандартах[14] (Приложение 9).
Международные принципы бухгалтерского учета необходимо выдерживать для сопоставлений экономических результатов работы предприятий в разных странах, для оценки перспектив вложения капитала в предприятия иностранными инвесторами. Рассмотрим их подробнее.
1. Принцип непрерывности деятельности исходит из того, что организация является функционирующей. Она будет работать в обозримом будущем и нет оснований ни для ее закрытия, ни для ее ликвидации, ни для значительного сокращения ее операций.
2. Постоянство правил бухгалтерского учета предусматривает преемственность в методах учета, предполагая, что общие принципы отражения хозяйственных операций в учете являются неизменными, то есть организация должна последовательно из года в год применять установленные правила оценки активов и пассивов, кроме случаев существенных изменений в своей деятельности или в правовом механизме (изменение норм износа основных средств, переоценка основных средств и др.). В этих случаях организация должна обеспечить сопоставимость данных бухгалтерского учета и отчетности путем пересчета данных предыдущего года в соответствии с новыми правилами. Сами же изменения правил учета, а также результат их влияния на прибыль (на ее собственные средства) должны разъясняться в пояснительной записке к отчетности.
3. Активы и пассивы должны быть оценены и отражены в отчетах разумно с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению организации, риски на следующие периоды. Ведь в процессе выполнения многих сделок неизбежно возникают спорные вопросы. Это следует принимать во внимание и быть сверхосторожными при подготовке отчетности. Однако осторожность не оправдывает создания секретных или скрытых необоснованных резервов.
4. Доходы и расходы (издержки) накапливаются, то есть принимаются на учет по мере поступления (доходов) или возникновения расходов, а не по мере получения денег или совершения платежа. Другими словами в отчетности должны отражаться лишь доходы и расходы, относящиеся исключительно к отчетному периоду по мере осуществления в нем, независимо от времени поступления платежей или средств по ним.
Вследствие этого доходы и расходы, наращенные, но не полученные или не выплаченные до конца отчетного периода, или расчет по которым переносится на будущие периоды, должны учитываться в отчетности того периода, в котором они выявлены,
5. Статьи активов и пассивов должны быть оценены отдельно и отражены в развернутом виде. Например, остатки кредиторской и дебиторской задолженности в балансе должны отражаться отдельно.
6. Незыблемость входящего баланса означает, что остатки на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода (года).
7. Достоверная экономическая сущность операций должна иметь приоритет над ее юридической формой. В учете и отчетности организации необходимо отражать ту прибыль, которая получена в результате финансово-экономических решений, реализованных в организации, то есть так называемую “экономическую прибыль”. Эта прибыль не может зависеть от налоговой политики и налоговые правила не должны влиять на порядок ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций организации.
8. В бухгалтерском учете и финансовых отчетах должна отражаться вся существенная информация, полезная для принятия решений руководителями организации или внешними пользователями (инвесторами, кредиторами и др.).
Информация является существенной, если ее отсутствие или искаженное представление может повлиять на экономическое решение пользователей.
9. Финансовые отчеты должны быть достаточно ясными и подробными, чтобы избежать двусмысленности, правдоподобно отражать хозяйственные операции организации и их влияние на ее финансовое положение с необходимыми пояснениями в записках. Например, должны быть ясны правила оценки активов и пассивов и их анализ по срокам погашения, анализ отдельных статей отчетов, анализ движения собственных средств (собственного капитала), условия выделения и анализ операций, проведенных с крупными акционерами, а также с дочерними и совместными (зависимыми) организациями. Таким образом, финансовые отчеты должны быть открытыми для их пользователей.
10. Организация должна составлять сводную, то есть консолидированную финансовую отчетность в целом, с учетом своих дочерних и совместных организаций даже в том случае, когда последние являются самостоятельными юридическими лицами. При этом исключаются остатки по взаимным расчетам и вложениям[15]. Филиалы являются неотъемлемой частью организации как юридического лица.
Изложенные международные принципы бухгалтерского учета позволяют унифицировать порядок обобщения данных в бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечить ее полезность для принятия решений пользователями, понятность и уместность, достоверность и надежность информации для них.
Таким образом, особенностями бухгалтерского учета являются:
Полное и непрерывное первичное наблюдение за всеми хозяйственными операциями.
Сплошное, строго документальное оформление всех хозяйственных операций.
Использование системы счетов.
Метод двойной записи.
Преимущественно денежные измерители.
Инвентаризация средств и расчетов.
Периодическое обобщение данных в системе отчетных таблиц ( форм отчетности).
Использование отчетных данных для выполнения контрольно-аналитических функций и принятия управленческих решений.
Эти особенности, заложенные в “душе” бухгалтерского учета на заре его становления определяют правила ведения бухгалтерского учета, требования, предъявляемые к нему, помогают выполнять стоящие перед ним задачи. Они являются едиными для всех организаций Российской Федерации независимо от подчиненности и форм собственности (включая предприятия с иностранными инвестициями).
2.2 Предмет и метод бухгалтерского учета.
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации. Объектами или составными частями предмета являются: имущество (хозяйственные средства) организации; источники формирования ее имущества; хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования.
По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы и оборотные активы.
По источникам образования и целевому назначению имущество организации подразделяют на собственное и заемное.
Объектом учета являются и хозяйственные операции. Хозяйственная операция — это любое изменение в составе имущества организации и источников его образования. Однородные хозяйственные операции образуют хозяйственные процессы.
Основу деятельности фирмы составляют три хозяйственных процесса;
1. Заготовление — приобретение товарно-материальных ценностей, необходимых для производства и хозяйствования.
2. Производство — выполнение основной задачи предприятия - изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ.
3. Реализация — осуществление договорных обязательств перед заказчиками и покупателями, получение выручки от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг и зачисление ее на расчетный счет.
Метод бухгалтерского учета — это комплекс способов и приемов, в результате применения которых достигается обоснованное взаимосвязанное отражение деятельности предприятия.
Метод бухгалтерского учета обеспечивает взаимодействие элементов, главными из которых являются:
1. Документация — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.
2. Инвентаризация — проверка фактического наличия товарно-материальных ценностей, финансовых обязательств и денежных средств и сравнение полученных результатов с учетными данными.
3. Оценка — денежное выражение всех средств предприятия с помощью цен.
4. Калькуляция — способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости продукции, выполненных работ или оказанных услуг.
5. Бухгалтерские счета — специальные регистры для учета хозяйственных средств и хозяйственных процессов.
6. Метод двойной записи — способ взаимосвязанного отражения хозяйственной операции на двух различных счетах в одной и той же сумме.
7. Бухгалтерский баланс — способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников, информации о хозяйственных процессах.
8. Отчетность — способ получения сводных показателей деятельности предприятия за отчетный период. Использование каждого из этих элементов осуществляется в соответствии с установленными в законодательном порядке положениями и инструкциями.
Заключение.
Бухгалтерский учет как неотъемлемая часть системы управления организацией, выступающей в качестве отдельного имущественного комплекса, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движения путем сплошного, непрерывного документального отражения всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет - это система наблюдения, измерения, регистрации и контроля за наличием и движением (поступлением, выбытием) всех видов хозяйственных средств организации, источников их образования, за ходом и результатами хозяйственных процессов.
Количественное отражение хозяйственных операций в различных видах хозяйственного учета обеспечивается путем применения учетных измерителей - натуральных, трудовых, денежных.
Натуральные измерители (килограммы, метры, штуки, кубометры, литры и др.) отражают вес, длину, количество, объем и другие количественные характеристики имущества предприятия.
Они широко используются при учете всех видов материалов, топлива, запасных частей для ремонта оборудования, при учете готовой продукции, товаров, основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (хозяйственного инвентаря, инструментов, спецодежды, постельных принадлежностей и т.п.).
Библиографический список
1. Федеральный закон Российской Федерации “О бухгалтерском учете”. - Российская газета, 1996г., 28 ноября.
2. Федеральный закон
Российской Федерации “О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации”. Принят Государственной Думой 12 мая
3. Федеральный закон
Российской Федерации “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства”. Принят Государственной Думой 8
декабря
4. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утверждено Минфином РФ 34н. ( с изменениями от N 31н).
5. Приказ Минфина РФ от
22 декабря 1995г. N 131 “Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и
отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого
предпринимательства. Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и
применению регистров бухучета для субъектов малого предпринимательства.
Приложение к приказу Минфина РФ от 22 декабря
6. Приказ ГНС РФ от 24 января 1996г. N ВГ-3-02/5 “Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства”.
7. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” (ПБУ 1/98).
Положение по бухгалтерскому учету “Учет имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” (ПБУ 3/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от № 2н.
Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99). Утверждено приказом Минфина РФ.
10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнной деятельности предприятий и инструкция по его применению . Утверждены приказом Минфина СССР от 01.11.1991г. N 56. Применяются с учетом нормативных актов Минфина РФ от 19.12.1991г. N 18-05, от 28.12.1994г. N 173, от 28.07.1995г. N 81, от 25.09.1995г. N 105).
11. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ от 13.06.1995г. N 49).
12. Положение о
документах и документообороте в бухгалтерском учете. Утверждено Минфином СССР
29 июля
13. Приказ Минфина РФ от 12 ноября 1996г. N 97 и приложение N 2 к нему “Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности”.
[1] Здесь и далее в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации ( Часть1,
[2] Хозяйственные товарищества, акционерные общества, индивидуальные предприниматели, государственные или общественные организации и т.п.
[3] Производственная, торговая, торгово-сбытовая, посредническая и др.
[4] См.: Statement of Financial Accounting Concepts N1. “Objectiwes of Financial Reporting by Business Enterprises“ (Stamford, Conn.: Financial Accounting Standards Board, 1978).
[5] Словарь русского языка. М.: Издательство “Русский язык, 1983г., Т.3, С.428.
[6] Словарь русского языка. М.: Издательство “Русский язык, 1983г., Т.3, С.431,401.
[7] См.: Федеральный Закон Российской Федерации “О бухгалтерском учете”, ст.6,пп.2,3; ст.8,пп.4,5; ст.11,п.1.
[8] См.: Федеральный Закон Российской Федерации “О бухгалтерском учете”, Глава II, ст.8.
[9] См.: Федеральный Закон Российской Федерации “О бухгалтерском учете”, Глава II, ст.8, п.2.
[10] См.:Федеральный Закон Российской Федерации “О бухгалтерском учете”, Глава II, ст.8, п.3.
[11] См.:Федеральный Закон Российской Федерации “О бухгалтерском учете”, Глава II, ст.8, п.4.
[12] См.:Федеральный Закон Российской Федерации “О бухгалтерском учете”, Глава II, ст.8, п.5.
[13] См.:Федеральный Закон Российской Федерации “О бухгалтерском учете”, Глава II, ст.8, п.6.
[14] См.: Международные стандарты по бухгалтерскому учету JAS 1-89. “Раскрытие общих принципов отражения хозяйственных операций в учете”. Опубликован Международным комитетом стандартов по бухгалтерскому учету в январе 1975г.
[15] Отечественные предприятия в настоящее время составляют отчетность с учетом своих филиалов, но без учета своих дочерних и совместных предприятий.