Содержание:

Введение………………………………………………………………..…..3

1. Варианты формирования бухгалтерской отчетности

 в отечественной практике………………………………………………5

1.1.Упрощенный способ формирования отчетности………………...5

1.2. Стандартный способ формирования отчетности ….……………8

1.3. Множественный способ формирования отчетности ……..…....13

2.Варианты формирования бухгалтерской

отчетности в соответствии с международными

 стандартами бухгалтерского учета.…………………………………..19

2.1. Программа реформирования бухгалтерского учета…………...19

2.2. Информационное обеспечение бухгалтерской

отчетности: нормативная, законодательная и правовая база…….21

3. Управление бухгалтерской отчетностью………………………….22

3.1. Предложения (рекомендации) по  совершенствованию

финансовой (бухгалтерской) отчетности  в соответствии

с МСФО…………………………………………………………………...22

3.2. Различие МСФО и национальных стандартов России………..24

Заключение……………………………………………………………….26

Библиографический список………….………………………………...29

Приложения………………………………………………………………31

Введение

С 1 января 2000 г. годовая бухгалтерская отчетность российских организаций как единая система данных об их имущественном и финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности формируется на основе данных бухгалтерского учета и состоит из следующих отчетных форм (приказ Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"):

бухгалтерского баланса (форма N 1);

отчета о прибылях и убытках (форма N 2);     отчета об изменении капитала (форма N 3);     отчета о движении денежных средств (форма N 4);     приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5);     отчета о целевом использовании средств (форма N 6);

    пояснительной записки и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.     Особенностью составления бухгалтерской отчетности является отказ от ее

типовых форм. Российским организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе предложенных Минфином России образцов при соблюдении таких общих требований к отчетной информации, как полнота, существенность, нейтральность, изложенных в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". Необходимо руководствоваться также Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и иными положениями, рекомендациями и указаниями, регламентирующими вопросы составления отчетности. При этом в индивидуальных формах должна быть соблюдена кодификация образцов.

          Цель работы состоит в  изучение различных подходов к формированию финансовой (бухгалтерской) отчетности в отечественной и международной практике.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

·                           изучить существующие варианты формирования бухгалтерской отчетности;

·                           сравнить основы формирования международной и отечественной бухгалтерской отчетности;

·                           дать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета

·                           изучить положения программы реформирования бухгалтерской отчетности;

·                           изучить информационное обеспечение бухгалтерской отчетности;

1.Варианты формирования бухгалтерской отчетности в отечественной практике.

1.1.Упрощенный способ формирования отчетности

В зависимости от объемов деятельности в соответствии с Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 13. 01. 2000 N 4н, возможны три варианта формирования бухгалтерской отчетности. Первый вариант предусматривается для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций. При этом варианте, если отсутствуют соответствующие данные, в состав годовой бухгалтерской отчетности не входит ряд форм: форма N 3 "Отчет об изменениях капитала", форма N 4 "Отчет о движении денежных средств", форма N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу". Некоммерческим организациям в состав годовой бухгалтерской отчетности рекомендуется включать форму N 6 "Отчет о целевом использовании полученных средств".

1. Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет. Форма патента устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.

2. Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие настоящего Федерального закона, устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности.

Выплата годовой стоимости патента осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации.

3. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачиваемая годовая стоимость патента зачисляется в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в соотношении один к двум.

Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.

4. Организациям и индивидуальным предпринимателям патент выдается налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий: если общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной численности, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом;

если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период; если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период. Филиалы и подразделения, являющиеся налогоплательщиками, представляют в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет нотариально заверенные копии патентов, выданных организации, не позднее чем за 15 дней до начала очередного квартала.

5. Решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ от этого выносится налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления организацией или индивидуальным предпринимателем.

6. При получении патента в налоговом органе организация или индивидуальный предприниматель предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков.

 Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе. По истечении срока действия патента по заявлению организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.

На патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.

При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с соблюдением указанных в настоящей статье условий и наложением на организацию или индивидуального предпринимателя штрафа, размер которого устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

7. По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.

При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа). При превышении определенной настоящим Федеральным законом предельной численности работающих налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет согласно пункту 7 настоящей статьи.

8. Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.

1.2. Стандартный способ формирования отчетности


 Второй вариант предполагает формирование бухгалтерской отчетности применительно к образцам форм, приведенных в приложении к приказу Минфина России от 13. 01. 2000 N 4н, если приведенные в них показатели позволяют соблюдать изложенные в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" общие требования к бухгалтерской отчетности и правила оценки статей бухгалтерской отчетности, а также требования по раскрытию информации, содержащейся в других положениях по бухгалтерскому учету.

Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

 Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из (абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 1998 года Федеральным законом от 23 июля 1998 года N 123-ФЗ, - см. предыдущую редакцию):

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации. 

Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона

 Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. 

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации. 

 Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

 Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

 Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации .

 Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

 Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

 Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъяв­ляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отра­жение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленно­му специальному графику. Важным этапом подготовительной рабо­ты составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собиратель­но-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтер­ские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что совре­менные организации являются сложными объектами учета и кальку­лирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства.

При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило вырабо­тать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с мини­мальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии сданным подходом закрытие сче­тов осуществляют в следующей последовательности.

В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепро­изводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следу­ющие счета: 96 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводствен­ные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживание производства и хозяйства».

В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации, и закрываются счета При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги.

Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для создаваемых организаций считает­ся период с даты их государственной регистрации по 31 декабря вклю­чительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разреша­ется считать первым отчетным годом период с даты их государствен­ной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные вступительного баланса должны соответствовать дан­ным утвержденного заключительного баланса за период, предшест­вующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и глав­ным бухгалтером (бухгалтером) организации.


1.3. Множественный способ формирования отчетности


 Третий вариант формирования бухгалтерской отчетности предусматривается для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших и крупных организаций, осуществляющих несколько видов деятельности. В этом случае количество форм, составляющих бухгалтерскую отчетность, и вариантов представления отчетной информации значительно увеличивается, при этом в крупных компаниях важную роль приобретает информация по сегментам.

Бухгалтерская (финансовая) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.

Организации составляют отчеты по форме и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстат РФ. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтер­ской отчетности банков, страховых и других организаций и инст­рукции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

ü    форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

ü    форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:

ü бухгалтерский баланс — форма № 1;

ü отчет о прибылях и убытках -  форма № 2;

ü отчет об изменениях капитала — форма № 3;

ü отчет о движении денежных средств — форма № 4;

ü приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

ü специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;

ü итоговую часть аудиторского заключения.

В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рын­ков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репу­тация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выпол­нения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффектив­ности использования ресурсов организации и др.

Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых эконо­мических мероприятиях и другой информации, интересующей воз­можных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывше­го имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют.

Указанные организации в составе годовой бухгалтерскому отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денеж­ных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балан­су (форма № 5) и пояснительную записку.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия связан с обширной информации, характеризующей самые разнообразные аспекты функционирования предприятия. Чаще всего эти сведения сосредоточены в документах финансовой отчетности, аудиторских заключениях, оперативном бухгалтерском учете и других источниках.

Баланс – главная форма бухгалтерской отчетности. Он показывает состояние активов предприятия и источники их формирования на определенную дату. В финансовом анализе принято различать бухгалтерский (брутто-) баланс и ана­литический (нетто-) баланс. Отличия нетто-баланса состоят в коррекции отдельных статей бух­галтерского баланса с учетом отличий бухгал­терских оценок от рыночных

Отчет о финансовых результатах (форма №2) содержит информацию о процессе формирова­ния и использования прибыли за определенный период времени. Данные формы №2 объединя­ют показатели баланса на начало и конец отчет­ного периода.

Отчет о движении денежных средств (форма №4) отражает остаток денежных средств на начало года, поступления и расход в течение года, остаток на конец года.

Приложение к балансу (форма №5) включает девять разделов, отражающих движение соб­ственного и заемного капиталов, дебиторской и кредиторской задолженности и др.

Аудиторские заключения готовят внешние аудиторы (независимые лицензированные орга­низации) и внутренние аудиторы (ревизионные комиссии, избранные из числа работников пред­приятия или акционеров в соответствии с уста­вом).

Независимые аудиторы дают заключение об объективности бухгалтерской отчетности, ее со­ответствии нормам и правилам бухгалтерского учета. Если аудитор находит нарушения, искажа­ющие реальные финансовые результаты, то в аудиторское заключение включаются рекоменда­ции по их устранению.

Количество форм бухгалтерской отчетности и вариантов представления отчетной информации такими организациями может быть значительно увеличен. Например, вместо одной формы N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" ими могут представляться показатели отдельных ее разделов в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности. Расширение типовых форм крупными организациями вызвано тем, что общие требования к бухгалтерской отчетности, определенные в нормативных документах по бухгалтерскому учету (достоверности и полноты, существенности, нейтральности, последовательности, сопоставимости и др.), влекут за собой увеличение объема раскрываемой в бухгалтерской отчетности информации.

Как указано в письме Минфина России от 9 сентября 2003 года N 16-00-13/05, приказами Минфина России в настоящее время определяются только рекомендованные к использованию организациями формы бухгалтерской отчетности.

Принятие приказа Минфина России N 67н обусловлено, прежде всего, необходимостью раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями введенных в действие за период после 2000 года (с периода введения в действие приказа Минфина России от 13 января 2000 года N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", которым были утверждены ранее применявшиеся типовые формы бухгалтерской отчетности) новых нормативных актов по бухгалтерскому учету и уточнением ранее принятых (в частности ПБУ 14/2000, ПБУ 6/01, ПБУ 17/02, ПБУ 18/02, ПБУ 19/02 и других).

Именно в связи с этим, мелким и средним организациям при разработке и принятии своих форм бухгалтерской отчетности в целях реализации требований действующих в настоящее время нормативных актов по бухгалтерскому учету, рекомендовано учитывать образцы форм, приведенные в приказе Минфина России N 67н.

Некоммерческие организации представляют в составе годовой бухгалтерской отчетности, кроме того, отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

Организации, получающие бюджетные средства, кроме того, составляют и представляют органам, выделившим данные средства, отчетные формы, определенные "Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью", утвержденной приказом Минфина РФ от 15 июня 2000 года N 54н (в редакции изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 10 сентября 2001 года N 73н). Бюджетные организации представляют отчетность в объеме и порядке, предусмотренном только упомянутой Инструкцией.

Если организация имеет дочерние и зависимые общества, кроме собственного бухгалтерского отчета, она обязана также составить сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном "Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности", утвержденными приказом Минфина России от 30 декабря 1996 года N 112.

В соответствии с действующим законодательством представляемая бухгалтерская отчетность в обязательном порядке должна прилагаться к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

В представляемых отчетных формах не допускаются подчистки и помарки. В случае исправления ошибок, в отчетах делаются соответствующие оговорки, которые подтверждаются подписями лиц, подписавшими бухгалтерский баланс и иные формы, с указанием даты исправления.

2.Варианты формирования бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета.

2.1.Программа реформирования бухгалтерского учета.

 В ходе выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности были определены три группы организаций, по-разному формирующих бухгалтерскую отчетность в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. Приказом N 4н предусмотрено три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности (упрощенный, стандартный и множественный). Кроме того, имеется четвертый вариант формирования бухгалтерской отчетности - когда организация составляет отчетность в полном соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и не формирует ее параллельно по российским правилам. Необходимость выделения указанных групп связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от стоящих перед ними задач в разной степени детализации должны решать проблему прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации.             Организации первой группы применяют международные стандарты финансовой отчетности. Функционирование этих организаций характеризуется необходимостью привлечения капитала (включая иностранный) для дальнейшего развития производства, инфраструктуры и т.п. В первую группу входят открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке.

             Во вторую группу входят организации, формирующие бухгалтерскую отчетность по множественному варианту. К ним относятся оставшиеся открытые акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные унитарные предприятия, организации, представляющие эту группу, могут в дальнейшем перейти в первую группу.           К третьей группе относятся остальные организации (закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др., за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций), которые составляют бухгалтерскую отчетность по стандартному варианту.

         Четвертая группа объединяет субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации, составляющие отчетность по упрощенному варианту.          Естественно, что разные варианты формирования бухгалтерской отчетности требуют разной степени подготовленности персонала организаций (в том числе бухгалтерских кадров) по ведению бухгалтерского учета. Например, возникает вопрос о целесообразности вводить определенную сертификацию для специалистов, собирающихся вести бухгалтерский учет в полном соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. К таким специалистам должны предъявляться особые требования, в том числе знание английского языка для непосредственного ознакомления с первоисточником. Для ведущих учет в малом бизнесе и отдельных некоммерческих организациях во многих случаях достаточно прохождение краткосрочных курсов по бухгалтерскому учету.          Кроме того, возникает задача установить определенную этапность в достижении поставленных целей. Например, разрешить для первой группы организаций составлять бухгалтерскую отчетность исключительно по международным стандартам финансовой отчетности с 2002 г. или 2003 г., а требовать обязательность такого составления - лишь с отчета за 2005 г. При этом необходимы разработка МНС России для составления налоговой отчетности определенных "мостиков" (корректировок), а также высокая финансовая составляющая для формирования итоговой информации в полном соответствии с МСФО.

Для представителей второй и третьей групп важно научиться пользоваться утвержденными российскими правилами при формировании и составлении бухгалтерской отчетности. Раскрывая информацию в отчетности, следует учитывать, что будет происходить постоянное совершенствование ранее принятых и утверждение новых положений но бухгалтерскому учету


2.2. Информационное обеспечение бухгалтерской отчетности: нормативная, законодательная, правовая база.


Информационное обеспечение состоит из документов четырех уровней.

Документы первого уровня составляют Федеральный закон «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, указы Пре­зидента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие по­становку бухгалтерского учета в организации. Важными доку­ментами первого уровня являются Гражданский кодекс Россий­ской Федерации, Федеральный закон «Об акционерных обще­ствах». К документам первого уровня приравнивается и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Второй уровень составляют положения (стандарты) по бух­галтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации. В этих документах излагаются принци­пы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, приводятся возмож­ные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механиз­ма применения их к определенному виду деятельности.

К документам третьего уровня относятся методические ука­зания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений, предла­гающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе тре­бований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень системы занимают рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методичес­ком, техническом и организационном аспектах (рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации и т.п.).


3. Управление бухгалтерской отчетностью

3.1. Предложения (рекомендации) по совершенствованию финансовой (бухгалтерской) отчетностью в соответствии с МСФО.


Для совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета можно порекомендовать со­блюдение следующих принципов:

• достоверности, то есть экономическая информация должна достоверно и адекватно отражаться в бухгалтерском учете;

• номинальной оценки, предполагающей, что все операции учитываются в бухгалтерском учете в денежной оценке *по номиналу» соответствующих валют с пересчетом при необ­ходимости по официально сложившемуся курсу;

•  осторожности — в бухгалтерском учете с большой осторож­ностью подходят к прогнозам, поскольку учитываются ре­альные, достоверные затраты;

• полноты в учете или не компенсации, поскольку происхо­дящие операции должны отражаться полно во всей совокуп­ности данных без какой-либо компенсации;

•  разграничения отчетных периодов — затраты и доходы строго разграничиваются по периодам, к которым они отно­сятся;

• постоянства бухгалтерских методов - применяемые мето­ды в учете должны быть постоянными и не меняться произ­вольно;

•  непрерывности, то есть учет ориентирован на то, что пред­приятие будет функционировать непрерывно или достаточ­но продолжительный период времени;

• двойной записи, заключающейся в применении в бухгал­терском учете системы двойной записи одновременно по де­бету и кредиту корреспондирующих счетов;

• ответственности — каждый исполнитель в бухгалтерском учете ведет свой участок работ, за который несет полную от­ветственность;

• контроля — информация должка использоваться коррект­но, чтобы всегда была полная возможность ее объективной интерпретации, анализа, сравнения и в конечном счете -контроля;

•  надежности — учетная информация должна быть надежной, чтобы пользователь на ее основании мог делать ясные и полные выводы;

 взаимозависимости — учет должен строиться исходя из того, что все операции в учете взаимосвязаны между собой, поэтому вся информация должна быть правильно сбаланси­рована;

• уместности — данные учета должны быть простыми и по­нятными при любой перегруппировке информации и ее интерпретации. В конечном счете, в учете делается лишь то, что уместно.

3.2. Различие МСФО и национальных стандартов России

1. По МСФО, финансовый год может не совпадать с кален­дарным. Более того, система налогообложения США раз­решает фирмам самостоятельно устанавливать сроки фи­нансового года. В российской практике такие подходы ис­ключены. Финансовый год должен совпадать с календарным.

2. В российской системе бухгалтерского учета (РСБУ) ис­пользуется национальная валюта — рубль и ее составляю­щая — копейка. Отчетность межнациональных компаний подготавливается в валюте страны, где находится их штаб-квартира, но чаще всего — в долларах США, а то время как дочерние предприятия этих компаний — в национальной валюте страны пребывания.

3. В плане счетов англо-американской модели нумерация счетов отсутствует, а распоряжение их построено по степе­ни ликвидности — от наиболее ликвидных видов имуще­ства и обязательств к наименее ликвидным. В российском плане счета размешены в обратной зависимости. Анало­гично размещение статей бухгалтерских балансов.

4. Бухгалтерский баланс по международным стандартам, в отличие от РСБУ. содержит более подробную информа­цию, так как наряду с данными отчетного периода он вклю­чает аналогичные показатели за тот же период прошлого года. В то же время по РСБУ отдельные статьи баланса бо­лее детализированы, особенно в разрезе отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженности. По МСФО такая детализация имеет место в «Отчете о прибылях и убытках».

5. Есть различия в написании цифр, обусловленные нацио­нальными традициями. Так, в англо-американской отчет­ности запятая разделяет разряды целых чисел, а точка — дробную часть от целой. Например, в отчетности указыва­ется цифра в виде 1,384.868.98, а у нас - 1384868,98.

6. В РСБУ отсутствует процедура (в отличие от южно-аме­риканской модели), позволяющая корректировать все ста­тьи баланса на индекс инфляции. Это снижает достоверность финансовой отчетности в процессе сравнения ее за разные периоды.  

7. По МСФО исправление ошибок допускается только мето­дом «черного сторно», т.е. предыдущая ошибочная запись корректируется только в сторону увеличения. В российс­кой практике допускается, кроме того, и использование ме­тода «красного сторно».

8. По РСБУ часто используются обороты по корреспондиру­ющим счетам типа <с кредита счета 50 «Касса» в дебет сче­тов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расче­ты с подотчетными лицами» и т.п. Финансовые же отчеты по МСФО оперируют только с входящим и исходящим сальдо, а также суммарными оборотами, т.е. не выделяются дебетовый и кредитовый обороты.

9. В МСФО общепринята практика одновременного отраже­ния хозяйственных операций в учете по дебету нескольких счетов и кредиту нескольких счетов. Отечественная мето­дология бухгалтерского учета отрицает такую корреспон­денцию счетов, обоснованно считая, что подобный подход искажает экономическое содержание хозяйственной опе­рации.

Таким образом, несмотря на уже значительную работу в час­ти ориентации российского учета на МСФО, еще сохраняются как методологические, так и методические, технические и орга­низационные отличия национальной системы учета.







Заключение.

В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся  в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.

Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений можно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Решения принимает не только администрация организации, но и другие – внешние – пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределами фирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данного предприятия). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние  – данными финансовой отчетности организации. И те, и другие данные формируются в процессе бухгалтерского учета предприятия.

Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку:

ü    платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т. п.);

ü    рентабельности;

ü    степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.

В системе экономической информации бухгалтерская отчетность является одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию, а также основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала перечисленным в ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов и балансов она должна быть обеспечена соблюдением следующих условий:

-         полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

-         полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;

-         осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

-         правильная оценка статей баланса.

Можно выделить три варианта формирования отчетности:    1) упрощенный - для субъектов малого предпринимательства;   2) стандартный - для средних и крупных организаций;     3) множественный - для крупнейших, осуществляющих несколько видов деятельности организаций



















Библиографический список

1. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ. Части I и П. М.: ЗАО «Книга-сервис», 2003.

3. План счетов бухгалтерского учета.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности в Российской Федерации № 34 н от 29.07.98.

5. Положения по бухгалтерскому учету.

6. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

7. Козлова Е. П. и др. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статисти­ка, 2002.

8.   11. Куцко М. В., Шевырев М. В. Применение главы 25 Налогового кодекса РФ. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

9. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. ИНФРА-М., 2002.

10. А.С. Бакаев, Л.З. Шнейдман, О.М. Островский. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2002.

11. Бухгалтерский учет. Под ред. Безруких П.С. - М.: Бухгалтерский учет, 1999.

12.Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет. Вып. 1, 2, 3, 4. — М.: Союзаудит, 1996.

13.Бухгалтерский учёт в России в XXI веке: Учебное пособие / Под общ. ред. Н. Л. Маренкова. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.

14. Кутер М. И. Бухгалтерский учет: основы теории. Учебное посо­бие. -М.: «Экспертное бюро-М», 1997.-496с.

16. Морозова Т. В. Малое предприятие: учет, отчетность, налоги. -М.: Главбух, 2000. - 140 с.

17. Мюллер Г. Учет: международная перспектива / Г. Мюллер, X. Гернон, ГГМиик: Пер с англ. - М.: Финансы и статистика, 1992.-136 с.

18. Нидлэ Б. Принципы бухгалтерского учета / Б. Нндлз, X. Андер-1 сон, Д. Колдуэлл: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. — М.:| Финансы и статистика 1993. — 496 с.

19. Новодворские В. Д., Клипов Н. Я. Требование достоверности при формиовании бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский! учет, - 2000. - № 1. - С. 16-19.

20. Палий В. Ф. Бухгалтерский учет в России и международные стандарты // Бухгалтерский учет. — 1997. — № 7. — С. 3—7.

21. Палий В. Ф. Введение в теорию бухгалтерского учета / В. Ф. Па-1 лий, Я. В. Соколов — М.: Финансы, 1979.

22. Палий В. Ф. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие /I В. Ф. Палий, Я. В. Соколов - М.: Финансы и статистика, 1984. [

-279с.

23. Пучкова С. И. Консолидированная отчетность / С. И. Пучкова, I В. Д. Новодворский. - Учебн. пособие для студентов и слушате-1 лей вузов и системы послевузовского образования, обучающихся [ по экономическим специальностям. / Под ред. Н. П. Кондракова.- М.: ФБК-Пресс, 1999. - 223 с.

496

24. Ткач В. И. Международная система учета и отчетности / В. И. Т-кач, М. В. Ткач — М~ Финансы и статистика, 1991. — 160 с.

25. Ткач В. И. Бухгалтерская экспертиза хозяйственных договоров / В. И. Ткач, И. Н. Богатая, А. Н. Щемелев, Д. В. Курсеев - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 176 с.

26. ХендриксенЭ. С. Теория бухгалтерского учета /Э. С. Хендриксен, М. В. Ван Бреда: Пер. с англ. / Под ред. проф. Я. В. Соколова. — М.: Финансы и статистика. — 1997. — 567 с.