Содержание
Введение. 3
Глава I. Сущность некоммерческих организаций. 5
1.1. Понятие некоммерческой организации. 5
1.2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций. 9
Глава II. Финансовый механизм некоммерческих организаций. 14
2.1. Финансовые ресурсы некоммерческой организации. 16
2.2. Состав расходов некоммерческой организации. 21
2.3. Налогообложение некоммерческих организаций. 26
Глава III. Организация финансов в некоммерческой организации. 28
3.1. Характеристика физкультурно-спортивного общества «Динамо». 28
3.2 Организация финансов в Обществе. 31
Заключение. 37
Список литературы.. 39
Введение
Заниматься хозяйственной деятельностью, хозяйствовать может любой человек, гражданин и даже лицо, не имеющее гражданства. Ведь любой из нас ведет личное, домашнее хозяйство, не запрашивая на то разрешения властей и не оформляя официально юридически свой статус хозяина. Но, говоря о таком хозяйствовании, мы обычно подразумеваем простейшие, доморощенные способы деятельности. Они связаны с собственным жизнеобеспечением, с личной и семейной экономикой.
В тех случаях, когда экономическая деятельность приобретает массовый характер, осуществляется не только для себя и семьи, но и для других людей, в общественных целях, ей должны соответствовать определенные, установленные законом и нормами хозяйственного права формы организации и структуры управления. Это организационно-правовые формы хозяйствования. Они дают возможность гражданину, коллективу обрести официальный правовой статус хозяйствующего субъекта, субъекта рыночной экономики.
Большинство субъектов рыночной экономики, такие как предприятия, банки, страховые компании, учебные заведения, театры и т.д., имеют статус юридического лица. В соответствии с Гражданским кодексом организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые ставят целью своей основной деятельности извлечение прибыли, вторые предоставляют социальные услуги, содействуют развитию культуры, образования, оказывают благотворительность и осуществляют другие общественно-полезные цели.
Материальной основой деятельности некоммерческих учреждений, организаций являются фонды непроизводственного назначения, которые имеют натуральную и денежную формы. Фонды в натуральной форме приобретаются организациями и учреждениями как товары в порядке купли-продажи за определенную цену и в процессе потребления утрачивают свою стоимость. Созданные на этой основе блага и услуги имеют лишь потребительскую стоимость, но стоимостью не обладают, она утрачивается при потреблении и тем самым завершается использование части национального продукта, создаваемого некоммерческими организациями и учреждениями. Формы движения непроизводственных фондов, осуществляемые в процессе создания нематериального продукта и услуг, а также условия их воспроизводства, имеют отраслевые особенности. В этом виде деятельности применяется главным образом умственный труд высокой квалификации, поэтому в затратах, как правило, главное место занимает оплата труда. Нематериальный продукт не подлежит накапливанию, его нельзя превратить в запас, но он имеет денежную оценку, равную сумме затрат учреждения, организации.
Большинство некоммерческих организаций в России на сегодняшний день испытывают недостаток в финансовых средствах несмотря на важность производимого ими продукта. Поэтому изучение и совершенствование финансов некоммерческих организация является актуальной темой на сегодняшний день.
Отсюда, целью данной работы является рассмотрение финансов некоммерческих организаций и выявление их особенностей.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность некоммерческих организаций (понятие, организационно-правовые формы и т.п.);
- Описать механизм организации финансов в некоммерческих организациях;
- На примере некоммерческой организации изучить практический аспект организации финансовых отношений.
Глава I. Сущность некоммерческих организаций
1.1. Понятие некоммерческой организации
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.[1]
Некоммерческой организации присущи следующие свойства:
- наличие юридического лица;
- основной целью деятельности не является извлечение прибыли;
- возможная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.
Если некоммерческая организация намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать свои имущественные права и интересы, и вместе с этим обязывает их нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.
Особо необходимо отметить, что только приобретение статуса юридического лица позволяет некоммерческим организациям пользоваться налоговыми и прочими льготами.
Следует обратить внимание на два момента:
- возможность возникновения юридического лица без регистрации оставлена в законодательстве только для общественных и религиозных организаций (объединений) и для некоммерческих партнерств;
- некоммерческие организации создаются, как правило, с правами юридического лица.
Некоммерческой организации как юридическому лицу присущи следующие характеристики.
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно - правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.[2]
Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.
Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.
Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.
Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.
Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.
Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации, и должны быть указаны в учредительных документах некоммерческой организации, их создавшей.
По решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Некоммерческая организация может быть ликвидирована. Это может произойти:
- по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами;
- по решению суда;
- в случае признания организации несостоятельной (банкротом). Данный случай относится только к фондам и потребительским кооперативам.
Основной целью деятельности некоммерческой организации не является получение прибыли — другой важный признак некоммерческой организации.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Возможная прибыль не может быть распределена среди участников некоммерческой организации.
Действительно, некоммерческие организации не ставят главной своей целью извлечение прибыли. Однако законодательства многих стран, в том числе нашей, допускают возможность получения прибыли некоммерческой организацией. Вместе с тем в рамках некоммерческого сектора последняя носит ограниченный характер.
Во-первых, некоммерческая организация может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана; сама бизнес-деятельность должна соответствовать таким целям.
Во-вторых, возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основного профиля некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников. Например, прибыль организаций здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов медицинских услуг и увеличение объема услуг уже существующих. Прибыль научных организаций расходуется на осуществление новых проектов, приобретение оборудования и сырья. Прибыль общественных организаций и объединений идет на расширение спектра услуг, предоставляемых их участникам, на совершенствование материальной базы и т. д.[3]
В общем, прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не распределяется среди их учредителей и участников, а полностью реинвестируется на развитие фундаментальных социальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение), на укрепление социальной защиты населения.
1.2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
Чаще всего создаваемые некоммерческие организации имеют одну из следующих организационно-правовых форм:
- потребительские кооперативы;
- общественные и религиозные организации (объединения);
- фонды;
- учреждения;
- некоммерческие партнерства;
- автономные некоммерческие организации;
- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
- государственные корпорации.[4]
Закон об общественных объединениях распространяет свое действие на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций и некоммерческих ассоциаций и союзов, создаваемых коммерческими организациями. В соответствии с этим законом устанавливаются следующие организационно-правовые формы общественных объединений:
- общественная организация, которая характеризуется как основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижений уставных целей объединившихся граждан;
- общественное движение, которое определяется как состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;
- общественный фонд, определяемый как один из видов некоммерческих фондов и представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно-полезные цели;
- общественные учреждения, ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников, не имеющих членства;
- орган общественной самодеятельности, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей, неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности является общественным объединением, не имеющим членства;
- союзы (ассоциации) общественных объединений.[5]
Так, общественные и религиозные организации – это добровольные объединения граждан, созданные на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественных и религиозных организаций могут быть как физические, так и юридические лица. При этом члены этих организаций не сохраняют прав на переданное ими в собственность общественных и религиозных организаций имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, а те в свою очередь, не отвечают по обязательствам своих членов.
Некоммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы, могут добровольно объединяться и создавать союзы (ассоциации). Члены союза сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. В Российской Федерации действуют:
- общероссийские;
- межрегиональные;
- региональные;
- местные некоммерческие объединения.
Общероссийским некоммерческим объединениям разрешено использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочных государственных органов.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов в некоммерческих объединениях, может оказывать поддержку в виде целевого финансирования отдельных общественно-полезных программ по заявкам общественных объединений (государственные гранты), заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг, социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу некоммерческих объединений на конкурсной основе.
Если некоммерческая организация зарегистрирована в органах юстиции, то она приобретает права юридического лица.
Некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, обладает всеми признаками, характеризующими юридическое лицо:
- имущественная обособленность;
- организационное единство;
- правоспособность;
- самостоятельная ответственность.
Имущественное обособление некоммерческой организации может быть выражено в: праве собственности; праве оперативного управления; праве хозяйственного ведения; денежные средства на банковских счетах.
Внешнее проявление имущественная обособленность находит в наличии самостоятельного баланса или финансового плана (сметы).
Организационное единство закрепляется в учредительных документах некоммерческих организаций.
В соответствии с Законом о некоммерческих организациях, они могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством и соответствующих целям их создания.[6]
В соответствии с Гражданским кодексом РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям, однако в практике российского предпринимательства соответствующей целям деятельности некоммерческих организаций признается любая деятельность, не противоречащая законодательству.[7]
Таким образом, любая некоммерческая организация вправе осуществлять любую деятельность, при условии, что получаемый доход направляется на цели, предусмотренные уставом некоммерческой организации.
В зависимости от состава участников некоммерческие организации подразделяются на:
- организации, имеющие членство. К ним относятся потребительские кооператоры, объединения юридических лиц, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, торгово-промышленные палаты.
- организации, не имеющие членства. Это, прежде всего, фонды и автономные некоммерческие организации.
Глава II. Финансовый механизм некоммерческих организаций
Процесс функционирования организаций некоммерческого сектора несколько отличается от деятельности коммерческих организаций. По сравнению с последними деятельность некоммерческих организаций включает два уровня: основная и предпринимательская деятельность.
Основная деятельность некоммерческой организации — это деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана и которая предусмотрена ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности.
Ведение основной деятельности — главная функция некоммерческой организации, цель, ради которой она создается. Именно эта деятельность некоммерческой организации поддерживается и стимулируется государством посредством предоставления льгот при уплате налогов, получении заказов и др. Некоммерческие организации получают такого рода льготы от государства в обмен на обязательства первых осуществлять основную деятельность, которая сводится в большинстве случаев к реализации важнейших социальных программ.
Следует отметить, что нацеленность некоммерческих организаций на ведение основной деятельности вовсе не означает, что конечные результаты должны представляться потребителям бесплатно или по льготным ценам. В настоящее время многие некоммерческие организации, особенно в сфере здравоохранения, образования, культуры, предоставляют потребителям по рыночным ценам продукцию, которая является результатом их основной деятельности.
В странах рыночной экономики некоммерческим организациям разрешается помимо основной деятельности заниматься предпринимательской деятельностью. Посредством последней некоммерческие организации получают возможность заработать дополнительные денежные средства, которые в данный момент не могут быть предоставлены учредителями, участниками организации. Вместе с тем предпринимательская деятельность имеет несколько ограниченный характер.
Если смысл существования коммерческих организаций – приносить доход ее владельцам, то для некоммерческой прибыль не самоцель, а лишь средство для реализации определенной миссии: сохранения культурного наследия, повышения доступного образования, медицины и т.д. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Главная задача заключается в том, чтобы некоммерческая организация, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла возможную прибыль на выполнение уставных целей.
Следующие виды предпринимательской деятельности признаются соответствующими целям, ради которых создана некоммерческая организация:
- приносящее прибыль производство товаров и услуг, которые отвечают целям создания некоммерческой организации;
- приобретение и реализация ценных бумаг;
- реализация имущественных и неимущественных прав;
- участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.
Это далеко не исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Данный перечень может быть расширен как законом, так и учредительными документами организации. Вместе с тем, законодательством ограничены права на осуществление рядом некоммерческих организаций предпринимательской деятельности непосредственно ими самими. Кроме того, законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, в том числе и предпринимательской, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень этих видов деятельности определяется федеральным законом.
2.1. Финансовые ресурсы некоммерческой организации
Некоммерческая организация для ведения своей деятельности должна формировать финансовые ресурсы. К основным источникам формирования финансовых ресурсов некоммерческой организации относятся:
- взносы участников организации;
- поступления от учредителей;
- добровольные взносы и пожертвования;
- целевые поступления;
- средства из государственного бюджета;
- выручка от платной реализации товаров и услуг;
- дивиденды (доходы, проценты);
- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
- другие, не запрещенные законом, поступления.
Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, при формировании дохода имеют право на широкое использование таких источников финансирования, как: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, целевые поступления от физических и юридических лиц и др. Право привлекать дополнительные источники формирования дохода предоставляется некоммерческим организациям в обмен на обязательства создавать преимущественно общественные блага, оказывать социальную поддержку, реализовывать профессиональные, любительские, общественные интересы отдельных групп населения, возможную прибыль не распределять между учредителями (участниками) некоммерческой организации (исключение составляют потребительские кооперативы).
Порядок поступления вступительных и регулярных взносов участников некоммерческой организации определяется учредительными документами либо решением ее органов управления.
Механизм регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами некоммерческой организации. Если учредителем является государство, то средства поступают в некоммерческую организацию на основе нормативного финансирования. Нормативы формируются на таком уровне, чтобы некоммерческие организации имели возможность обеспечить возмещение эксплуатационных доходов, расширить материально-техническую базу, осуществить капитальный ремонт, произвести денежный расчет с работниками и др. Нормативное финансирование осуществляется на основе специальных расчетных показателей, которые наиболее полно отражают результаты функционирования той или иной некоммерческой организации. Например, в образовании одним из таких показателей является стоимость обучения одного учащегося в год. В то же время применение нормативного метода на практике не всегда позволяет выявить реальные потребности некоммерческих организаций и определить тенденции их развития. Иногда расчет нормативов ведется методом экстраполяции с поправкой на текущие возможности бюджета. Некоторые расходы некоммерческих организаций вовсе не удается пронормировать. Поэтому использование нормативного метода не всегда способствует достижению высоких качественных показателей, а иногда порождает затратные методы достижения конечных результатов.
В настоящее время в России значительная часть нормативов, на основе которых осуществляется финансирование некоммерческих организаций, находится на достаточно низком уровне. В итоге они не имеют возможности в полной мере обеспечить инновационный характер развития.
Средства учредителей, которые не представляют государство, поступают в некоммерческие организации на основе учредительных документов, решения органов управления.
Добровольные взносы и пожертвования — особая часть доходов некоммерческих организаций. Эти средства поступают от граждан, предприятий, организаций. Они предназначены для выполнения уставной деятельности некоммерческой организации. К добровольным взносам и пожертвованиям относятся и спонсорские средства, которые представляют особую форму оплаты рекламной деятельности.
Добровольные имущественные взносы и пожертвования физических и юридических лиц не следует рассматривать только как воплощение бескорыстия. В обмен на ссужаемый капитал жертвователи получают прямые и косвенные выгоды. Прямые — льготное налогообложение, доступ к современной научно-технической, экономической и иным видам информации; использование труда высококвалифицированных специалистов; возможность проведения рекламы; признание общественности и пр. Косвенные выгоды заключаются в повышении образовательного, научного, духовного потенциала общества, здоровья населения и пр., что в целом способствует улучшению условий функционирования бизнеса.
В свою очередь некоммерческие организации получают необходимые для выполнения основной деятельности материальные и финансовые ресурсы, возможность использовать современные виды оборудования, сырья, связи, повышать квалификацию работников и пр. Использование средств жертвователей дает возможность некоммерческим организациям успешно решать проблему реализации экономических благ с достаточно высокими издержками производства, что способствует укреплению их позиций по сравнению с коммерческими организациями. Однако, несмотря на взаимовыгодность данной сделки, некоммерческие организации в определенной мере лишаются самостоятельности. Это определяется в выборе стратегии развития организации, формировании и расходовании бюджета, подборе кадров и пр.
Целевые поступления от физических и юридических лиц — важный источник формирования доходов некоммерческой организации. Эти средства предназначены для выполнения конкретных программ. Такого рода средства часто поступают в некоммерческие организации через благотворительные и иные целевые фонды. Такое выделение ресурсов широко используется во многих странах мира и известно как «система грантов».
Средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. Взаимоотношения государственной, в том числе местной, администрации с некоммерческими организациями в развитых странах носят целевой, системный характер. Эти структуры активно привлекаются к разработке и реализации федеральных, региональных и местных социально-экономических программ. В ряде случаев между некоммерческими организациями и государством устанавливаются долгосрочные контрактные соглашения. Заключение таких контрактов происходит на конкурсной основе. В частности, в США за последнее время некоммерческие организации были включены в выполнение почти 600 федеральных программ.
В России пока средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям стихийно и бессистемно. Их получение часто зависит от личной договоренности руководителей той или иной некоммерческой организации с представителями органов государственной власти. Такая основа не всегда может быть прочной.
Выручка от реализации товаров и услуг занимает значительное место в составе доходов некоммерческой организации. Этот вид дохода может складываться из выручки от реализации продукции, создание которой представляет основную либо предпринимательскую деятельность некоммерческой организации.
Ограниченность ресурсов государственного бюджета, сложность получения целевых ассигнований, добровольных пожертвований вынуждают некоммерческие организации увеличивать в общей сумме доходов долю средств от платной реализации экономических благ.
Экономическое поведение некоммерческих организаций на рынке в процессе реализации продукции на платной основе существенно не отличается от экономического поведения коммерческих структур. Огромное количество примеров функционирования организаций некоммерческого сектора (университетов, колледжей, научных и информационных центров, клиник и пр.) подтверждает их эффективность, высокую конкурентоспособность. Это объясняется не только усиливающимся спросом на продукцию некоммерческих организаций, но и тем, что в данном секторе экономики удается достаточно полно сочетать принципы современного предпринимательства с инициативой, творчеством, высоким уровнем профессионализма занятых здесь работников.
Дивиденды (доходы, проценты) некоммерческие организации получают по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. В России развитие этого источника формирования бюджета некоммерческой организации сдерживается достаточно большим риском ведения фондовых операций на отечественном рынке, ограниченными финансовыми ресурсами некоммерческих организаций.
Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации, включают поступления от сдачи в аренду помещений, оборудования, земельных участков и др.[8]
Средства поступают в некоммерческие организации в денежной форме, в виде поставок оборудования, сырья, материалов, выполнения работ, оказания услуг (техническая помощь, консалтинг, менеджмент, маркетинг, подготовка и переподготовка персонала, юридические услуги и др.).
Источники формирования дохода некоммерческой организации зависят от формы собственности, вида создаваемых благ, характера их предоставления потребителям.
Статистическая информация показывает, что многие негосударственные некоммерческие организации за рубежом являются «бюджетными» организациями, так как получают значительные средства от государства. Это характерно особенно для некоммерческих организаций, занятых в сфере образования, здравоохранения, науки, социального обеспечения и др. Например, в сфере здравоохранения на долю средств государственного бюджета приходится около 60 процентов совокупного дохода негосударственных некоммерческих организаций. В сфере социальных услуг этот источник составляет более 50 процентов.
Добровольные пожертвования, целевые поступления имеют существенное значение для развития некоммерческих организаций, созданных и функционирующих в благотворительных целях, целях оказания содействия и развития. В такого рода некоммерческих организациях добровольные пожертвования, целевые поступления составляют более 30 процентов годового дохода.
Взносы участников, доход от платной реализации товаров и услуг, собственности и прав образуют около 70 процентов доходов некоммерческих организаций сферы культуры и досуга, более половины дохода образовательных, благотворительных организаций.
2.2. Состав расходов некоммерческой организации
Функционирование некоммерческой организации связано с осуществлением определенных расходов. Их можно подразделить на следующие виды:
- расходы по выполнению основной уставной деятельности (административно-хозяйственные расходы и расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений);
- расходы, связанные с предпринимательской деятельностью;
- средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;
- потери и списания.[9]
Административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением основной уставной деятельности. К ним относятся: содержание штатного персонала (заработная плата, различного рода выплаты), отчисления в фонд социального страхования, затраты по аренде помещений, их содержанию, оплата услуг связи, охраны, командировочные и представительские расходы, затраты на проведение обязательного аудита, амортизационные отчисления, оплата коммунальных услуг, расходы на ремонт и т. д.
Целевые расходы на выполнение программ и мероприятий, связанных с уставной деятельностью. Включают затраты на выполнение конкретных программ, на которые выделены целевые средства. Эти программы, мероприятия должны быть связаны с основной, уставной деятельностью некоммерческой организации. В этой группе расходов предусматриваются средства на доплату административно-хозяйственному персоналу, включая отчисления в фонды социального страхования и обеспечения. Проводятся доплаты и по другим общехозяйственным расходам. В эту группу расходов могут быть включены командировочные расходы, расходы на оплату услуг связи, покупку канцелярских принадлежностей, затраты на ксерокопирование материалов, покупку оргтехники, транспортные услуги, аренду помещений и др. Распределение этой группы расходов зависит от вида выполняемой программы, мероприятия (конференция, издание книги; радиопередача).
Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью. Состав затрат, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, регулируется «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 с последующими изменениями и дополнениями, и иными методическими рекомендациями.
Средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов. Они включают затраты, связанные с созданием продукции (работ, услуг), предназначенной для других подразделений некоммерческой организации (расходы типографии, ремонт и обслуживание компьютеров и т. д.).
Потери и списания включают средства ликвидируемых, пришедших в негодность машин, оборудования, транспортных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Статьи расходов утверждаются лицом, уполномоченным высшим органом управления некоммерческой организации.
Распределение расходов некоммерческой организации зависит от формы собственности, ведения предпринимательской деятельности, целевых программ и мероприятий.
Некоммерческие организации в зависимости от целей функционирования, особенностей финансирования и затрат в мировой практике подразделяются на рыночных и нерыночных производителей.
К рыночным некоммерческим организациям относятся:
- некоммерческие организации, занятые рыночным производством;
- некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия.
К некоммерческим организациям, занятым рыночным производством, относятся организации, реализующие свою продукцию по рыночным ценам. Рыночными некоммерческими организациями являются многие школы, колледжи, университеты, клиники, больницы и т. д. Все они представляют продукцию потребителям, как правило, по достаточно высоким ценам. В их основе находятся производственные затраты.
Деятельность такого рода некоммерческих организаций может приносить либо прибыль и приравненные к ней доходы, либо убытки.
В то же время дополнительные источники финансирования (целевые взносы, добровольные пожертвования) позволяют организациям создавать значительные активы, приносящие достаточно большие доходы от собственности и прав, в дополнение к своей выручке от платной реализации. В ряде случаев это позволяет некоммерческим организациям немного снизить плату за свою продукцию.
Некоммерческие организации рыночного типа не являются благотворительными организациями, так как их основной целью является предоставление экономических благ высокого качества в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Дополнительные источники финансирования, связанные со статусом некоммерческой организации, используются в основном для того, чтобы несколько снизить высокую плату, которую они вынуждены устанавливать на основе соответствующего уровня затрат.
Некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия, создаются ассоциациями предпринимателей, интересам которых они призваны содействовать. К ним относятся торговые палаты, сельскохозяйственные, производственные или торговые ассоциации, организации предпринимателей, исследовательские или испытательные лаборатории и т. д. Все они ведут деятельность, представляющую взаимный интерес или приносящую пользу для определенной группы коммерческих предприятий. Некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия, часто занимаются рекламной деятельностью от имени какой-либо группы предприятий.
Такого рода некоммерческие организации оказывают консультативные услуги или помощь отдельным членам ассоциации, оказавшимся по той или иной причине в затруднительном положении.
Рассматриваемые некоммерческие организации обычно финансируются за счет взносов и отчислений со стороны соответствующей группы коммерческих предприятий.
Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, — организации, предоставляющие продукцию другим институционным единицам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными. Такого рода некоммерческие организации не в состоянии получать финансовую выручку. Поэтому основным источником их финансирования являются регулярные взносы учредителей, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, трансферты и др.
Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, могут быть разделены на две основные группы:
- некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые правительством;
- некоммерческие организации, представляющие нерыночные блага домашним хозяйствам, финансируемые в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов
Некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые правительством, характеризуются следующими признаками:
- должны быть законно учрежденными юридическими субъектами;
- существовать независимо от правительства.[10]
Под контролем правительства понимается возможность определять общую стратегию развития некоммерческой организации. Некоммерческие организации такого вида могут функционировать в сфере науки, здравоохранения, обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, бухгалтерского учета, финансов, образования и др. Их деятельность связана с разработкой и поддержанием стандартов в указанных областях экономики. Эти некоммерческие организации необходимы как предприятиям, так и домашним хозяйствам. Правительства многих стран предпочитают создавать в этих целях некоммерческие организации вместо правительственных учреждений. Их выбор объясняется тем, что некоммерческие организации — это независимые организации, не находящиеся под политическим давлением и в то же время отвечающие общественным стандартам. Некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые правительством, относятся к сектору общего государственного управления независимо от того, какого рода институционные единицы извлекают пользу из их деятельности.
К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, относятся организации, предоставляющие блага домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, подразделяются на два вида:
1. Некоммерческие организации, которые создаются ассоциациями лиц для обеспечения услугами (реже товарами) самих участников. Услуги оказываются им бесплатно и финансируются за счет регулярных членских отчислений или взносов. Это профессиональные или научные общества, политические партии, профсоюзы, ассоциации потребителей, религиозные общества, общественные и культурные учреждения, спортивные клубы, а также клубы, создаваемые для целей отдыха и развлечения.
2. Некоммерческие организации, образованные для оказания помощи домашним хозяйствам. К ним относятся, прежде всего, благотворительные организации. Такие некоммерческие организации бесплатно предоставляют блага домашним хозяйствам, в том числе тем, которые пострадали в результате стихийных бедствий, военных действий.[11]
Ресурсы таких некоммерческих организаций создаются в основном за счет денежных средств и материальных ценностей, поступающих от населения, предприятий, правительства, а также аналогичных зарубежных организаций.
2.3. Налогообложение некоммерческих организаций.
В России налоговый статус некоммерческой организации во многом зависит от ведения или отсутствия предпринимательской деятельности. Если некоммерческая организация осуществляет только основную, уставную деятельность, то она имеет право на льготы при уплате налогов. Вместе с тем это не означает, что некоммерческая организация полностью освобождена от уплаты всех налогов. В случае ведения предпринимательской деятельности некоммерческая организация обязана уплачивать налог на прибыль и налог на добавочную стоимость, а также другие налоги и сборы. Однако и в этом случае предусмотрены льготы как для отдельных некоммерческих организаций, так и по отдельным видам их деятельности.[12] Ряд существенных налоговых льгот предоставляется некоммерческим организациям федеральным законодательством. Эти льготы действуют на всей территории России. Кроме этого, на местном уровне и уровне субъекта федерации, как правило, предоставляются дополнительные льготы в части налогов, поступающих в их бюджет. Часто при этом налоговые льготы на уровне субъекта федерации или местном уровне довольно значительны.
Для любых некоммерческих организаций действует особый режим налогообложения: при определении базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание самих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других лиц и (что существенно) использованные получателями по назначению. К таким целевым поступлениям, в частности, относятся вступительные взносы, имущество, переходящее некоммерческой организации по завещанию, а также деньги и имущество, полученные на осуществление благотворительной деятельности. (Ст. 251-2 НК)
Однако прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческой организации, если такая деятельность ведется, подлежит налогообложению в обычном порядке.
НДС. Вторая льгота, действующая для некоммерческих организаций - освобождение от НДС. А именно, не подлежит обложению НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с ЗБД. Эта льгота относится не только к благотворительным некоммерческим организациям, но и к любым другим. (Здесь следует пояснить, что в общем случае безвозмездная передача, не попадающая в разряд благотворительных, облагается НДС, как если бы данный товар (услуга) был продан за деньги по рыночной цене.) Однако надо иметь в виду, что в случае освобождения от НДС не принимается к вычету и НДС, уплаченный за данный товар поставщикам. Поэтому льгота актуальна в основном для случая безвозмездного оказания услуг (когда нет входящего НДС). (Ст. 149-3-12 НК)
НДФЛ - социальный вычет. Наконец, третья льгота, предусмотренная НК в отношении некоммерческой деятельности - по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Расходы физических лиц на благотворительные цели признаются социальным налоговым вычетом, то есть уменьшают налоговую базу благотворителя. Однако к вычету принимается не более 25% суммы доходов, облагаемых по ставке 13%. В общем-то, эта льгота не имеет отношения к благотворительным организациям, так как предоставляется не им, а благотворителям - физическим лицам.
Из текста статьи НК явствует, что вычет предоставляется лишь в том случае, если средства перечисляются "в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности".
Глава III. Организация финансов в некоммерческой организации
3.1. Характеристика физкультурно-спортивного общества «Динамо»
Общество "Динамо" строит и организует свою деятельность на основе следующих принципов:
- Добровольности, равноправия членов, гласности, законности и самоуправления.
- Выборность всех руководящих и исполнительных органов общества "Динамо" снизу доверху, и их подотчетности соответствующему руководящему органу (конференции, общему собранию, совету, президиуму).
- Коллегиальность, гласность и свобода дискуссий при принятии решений в сочетании с персональной ответственностью за порученное дело.
- Уважение прав меньшинства на отстаивание собственной позиции на всех стадиях подготовки решения.
- Соблюдение для всех членов общества "Динамо" равных прав и обязанностей.
- Обязательность решений вышестоящих руководящих органов и должностных лиц общества "Динамо" для нижестоящих при условии, что эти решения приняты в пределах их компетенции и в соответствии с действующим Уставом общества "Динамо".
- Самофинансирование деятельности общества "Динамо" в сочетании с государственной поддержкой.
В своем уставе общество «Динамо» определяет конкретные задачи и правовые отношения при выполнении своей уставной деятельности. Так, согласно уставу общество «Динамо» может:
- Вступать в международные неправительственные организации, осуществлять прямые контакты с коммерческими и некоммерческими физкультурно-спортивными и иными организациями за рубежом.
- Представлять членов общества "Динамо" к награждению государственными наградами, присвоению почетных званий.
- Совершать гражданско-правовые сделки с физическими и юридическими лицами для достижения уставных целей, в том числе заключать договоры на выполнение государственного заказа.
- Проводить спортивные соревнования, благотворительные акции, лотереи, аукционы и другие массовые мероприятия.
- Осуществлять в целях реализации уставных задач и иную деятельность, не противоречащую действующему законодательству.
Общество "Динамо" отвечает по своим обязательствам денежными средствами и имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Общество "Динамо" не отвечает по обязательствам государства и своих членов, а государство и члены общества "Динамо" не отвечают по его обязательствам.
Основой структуры общества "Динамо" являются первичные организации
(коллективы физической культуры, спортивные клубы и т.п.) создаваемые на территориях субъектов Российской Федерации его региональными организациями. Первичные организации образуются при наличии не менее трех членов по территориальному принципу по месту службы, работы, учебы или занятий спортом в соответствии с законодательством об общественных объединениях.
Первичные организации входят в состав общества "Динамо" через республиканские, краевые, областные региональные организации. Решение о создании первичной организации принимается на собрании ее членов.
В своей деятельности первичные организации руководствуются Уставом.
Высшим руководящим органом первичной организации является общее собрание, которое созывается по мере необходимости, 'но не реже одного раза в 2 года. На собрании избираются председатель первичной организации и его заместители, которые осуществляют руководство в период между собраниями. Исходя из конкретных условий первичные организации могут в соответствии с законодательством получать права юридического лица для выполнения уставных задач.
Региональные организации, действующие на основании единого Устава общества "Динамо" могут наделяться имуществом на правах оперативного управления переданного им собственником (обществом "Динамо"). Получать доверенность от вышестоящего руководящего органа общества "Динамо" на осуществление предпринимательской деятельности для выполнения уставных задач.
Региональные организации общества "Динамо" создаются по территориальному принципу. Региональные организации: республиканские, краевые и областные организации, а также Московская городская организация являются структурными подразделениями ВФСО "Динамо".
Высшим руководящим органом региональных организаций общества "Динамо" является конференция, которая созывается советом по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
Региональные организации без согласия Центрального совета не могут совершать действия, ведущие к отчуждению недвижимого имущества, находящегося в общей собственности общества "Динамо", получать банковские кредиты под залог имущества и заключать сделки, неисполнение которых может привести к банкротству организации.
Для осуществления ревизионной работы на конференциях региональных организаций избираются ревизионные комиссии, которые осуществляют проверки и ревизии не реже одного раза в год и действуют на основании Положений, утверждаемых советами региональных организаций.
Председатель совета представляет интересы всех организаций общества "Динамо" и его руководящих органов без доверенности во всех организациях, учреждениях и предприятиях в стране и за рубежом.
- Назначает своими приказами на должности работников, перемещает и увольняет их, устанавливает должностные оклады, поощряет и накладывает дисциплинарные взыскания.
- Является распорядителем кредитов, открывает и закрывает счета.
- Отвечает за состояние финансовой и хозяйственной деятельности в обществе "Динамо".
3.2 Организация финансов в Обществе
Общество "Динамо" все средства, получаемые от финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельности, направляет на решение уставных задач, ради которых осуществляется эта деятельность. Доходы от предпринимательской деятельности не могут изыматься для перераспределения между членами общества и используются только для выполнения уставных целей. По решению соответствующих советов возможно использование их средств на благотворительные мероприятия.
Общество "Динамо" может иметь в собственности земельные участки, охотничье-рыболовные угодья и хозяйства, здания, строения, сооружения (в том числе спортивные), жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и спортивно-оздоровительного назначения, денежные средства ( в том числе валютные), акции, другие ценные бумаги.
В собственности общества "Динамо" могут находиться организации, учреждения, издательства, средства массовой информации и другое имущество, создаваемое и приобретаемое за счет средств общества "Динамо" или полученное в установленном законодательством порядке от государственных, общественных или иных организаций для осуществления уставной деятельности.
Средства общества "Динамо" формируется каждой организацией самостоятельно из:
- Средств из федерального бюджета Российской Федерации и местных бюджетов.
- Поступлений от хозяйственной и предпринимательской деятельности.
- Вступительных и ежегодных членских взносов от юридических и физических лиц - членов общества "Динамо".
- Добровольных взносов и пожертвований.
- Кредитов и государственных субсидий в виде целевого финансирования общественно полезных программ общества "Динамо".
- Других поступлений, не запрещенных законодательством.
Собственность общества "Динамо" едина и неделима. Собственником принадлежащего ему имущества (в том числе приобретенного или созданного структурными подразделениями) является общество "Динамо" в целом. Региональные организации общества "Динамо" и другие структурные подразделения имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником.
На примере Хабаровского краевого совета «Динамо» рассмотрим формирование доходов и направления расходования средств за 2003 и 2004 годы.
Так доля различных источников доходов менялась на протяжении 2003 – 2004 годов (таблица 1).
Таблица 1. Динамика доходов организации
Источник дохода |
Величина дохода в 2003 году |
Величина дохода в 2004 году |
||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
|
Взносы участников организации |
111,4 |
22,2% |
127,6 |
17,0% |
Поступления учредителей |
50,4 |
10,0% |
89,7 |
12,0% |
Добровольные взносы и пожертвования |
10,6 |
2,1% |
30,8 |
4,1% |
Целевые поступления |
30,7 |
6,3% |
11,3 |
1,5% |
Средства государственного бюджета |
5,7 |
1,1% |
29,7 |
4,0% |
Выручка от платной реализации товаров и услуг |
261,3 |
52,2% |
270,5 |
36,1% |
Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации |
20,0 |
4,0% |
159,7 |
21,3% |
Другие доходы |
10,7 |
2,1% |
30,6 |
4,0% |
Итого |
500,8 |
100 |
749,9 |
100 |
Как видно из таблицы, доходы организации складываются из следующих источников:
- взносы участников организации;
- поступления от учредителей;
- добровольные взносы и пожертвования;
- целевые поступления;
- средства из государственного бюджета;
- выручка от платной реализации товаров и услуг;
- дивиденды (доходы, проценты);
- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
- другие, не запрещенные законом, поступления.
Так, в 2003 году доходы «Динамо» составили 500.8 тыс.руб., в том числе членские взносы – 111.4 тыс.руб., что составляет 22.2%, доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации 261,3 тыс.руб. (52,2 %).
Соответственно, в 2004 году доходы составили 749.9 тыс.руб., что на 50% больше, чем в 2003 году.
Состав доходов не изменился, но резко возросла доля доходов от собственности некоммерческой организации – 21,3%; увеличилось финансирование из государственного бюджета с 5,7 тыс. руб. в 2003 году до 29,7 тыс. руб. в 2004 году. По остальным статьям доля уменьшилась, но доход возрос:
Возросла выручка от платной реализации товаров и услуг – 261,3 в 2003 году до 270,5 в 2004 году;
Увеличились взносы участников организации – 11,4 в 2003 году до 127,6 в 2004 году;
Возросли поступления учредителей – 50,4 в 2003 году до 89,7 в 2004 году.
Далее рассмотрим основные направления расходов средств за 2003 и 2004 годы.
В таблице 2 представлены основные направления расходов организации за 2003 – 2004 годы.
Таблица 2. Расходы организации
Источник дохода |
Величина расходов в 2003 году |
Величина расходов в 2004 году |
||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
|
Расходы по выполнению основной уставной деятельности |
464,5 |
75,1% |
698,0 |
91,8% |
Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью |
56,1 |
9,0% |
39,4 |
5,2% |
Средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов |
62,5 |
10,1% |
9,7 |
1,3% |
Потери и списания |
20,6 |
3,3% |
7,7 |
1,0% |
Прочие расходы |
14,8 |
2,5% |
5,2 |
0,7% |
Итого |
618,5 |
100 |
760,0 |
100 |
Как видно из структуры расходов, как в 2003, так и в 2004 году расходы организации превышают ее доходы. Так дефицит бюджета организации в 2003 году составлял 29,1%, а в 2004 году 1,3%. Такое резкое сокращение связано с возрастание доли доходов от собственности некоммерческой организации. В конце 2003 года организация стала сдавать свои площади в аренду другим организациям, что резко пополнило ее бюджет.
Основное направление расходов – это уставная деятельность организации. Доля этого направления расходования средств резко возросла в 2004 году до 91,8% с 75,1% в 2003 году.
К этим расходам относится прежде всего следующие:
Административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением основной уставной деятельности «Динамо». К ним относятся: содержание штатного персонала (заработная плата, различного рода выплаты), отчисления в фонд социального страхования, затраты по аренде помещений, их содержанию, оплата услуг связи, охраны, командировочные и представительские расходы, затраты на проведение обязательного аудита, амортизационные отчисления, оплата коммунальных услуг, расходы на ремонт и т. д.
Целевые расходы на выполнение программ и мероприятий, связанных с уставной деятельностью «Динамо». Включают затраты на выполнение конкретных программ, на которые выделены целевые средства. Эти программы, мероприятия связаны с основной, уставной деятельностью «Динамо». В этой группе расходов предусматриваются средства на доплату административно-хозяйственному персоналу, включая отчисления в фонды социального страхования и обеспечения. Проводятся доплаты и по другим общехозяйственным расходам. В эту группу расходов включены командировочные расходы, расходы на оплату услуг связи, покупку канцелярских принадлежностей, затраты на ксерокопирование материалов, покупку оргтехники, транспортные услуги, аренду помещений и др. Распределение этой группы расходов зависит от вида выполняемой программы, мероприятия (конференция, издание книги; радиопередача).
Так в 2004 году расходы «Динамо» на основную уставную деятельность возросли на 233,5 тыс. руб.
Среди других статей расходов «Динамо» можно выделить расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, доля и величина которых уменьшилась с 56,1 до 39,4 тыс. руб.
Резко уменьшалась доля средств, переданных в результате внутрихозяйственных расчетов: в 2003 году величина этих расходов составляла 62,5 тыс. руб. или 10,1% от всех расходов, а в 2004 году – 9,7 тыс. руб. или 1,3%.
Таким образом, в некоммерческой деятельности всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» складываются следующие финансовые отношения:
- между отраслью и бюджетом в связи с получением средств в порядке финансирования и в отдельных случаях - выполнением финансовых обязательств перед бюджетом;
- внутриотраслевые отношения между вышестоящим и нижестоящим органами в связи с распределением и централизацией финансовых ресурсов;
- внутрихозяйственных субъектов, то есть между их подразделениями;
- межотраслевые - между организациями разных отраслей;
- между организациями и их работниками по оплате труда;
- между организациями, учреждениями и их потребителями (по оплате услуг).
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены основы финансов некоммерческих организаций.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Раскрыта сущность некоммерческих организаций;
- Рассмотрен механизм организации финансов в некоммерческих организациях;
- Рассмотрена система организации финансов во всероссийском физкультурно-спортивном обществе «Динамо».
Сегодня борьба за ресурсы для некоммерческих организаций обостряется. В последние годы произошло значительное снижение финансирования НКО со стороны иностранных доноров, а объемы местных источников ресурсов пока не столь значительны. Некоммерческие организации, как и любые другие, не могут работать эффективно и быть устойчивыми при недостаточном объеме ресурсов. Но только немногие обращают внимание на развитие основного конкурентного преимущества, которое позволит НКО стать привлекательными для источников ресурсов.
В применении к некоммерческим организациям (НКО) само понятие «конкуренция» может показаться неуместным и более присущим коммерческим организациям. Более привычным и популярным является партнерство в среде НКО. Однако история и развитие ситуации на рынке НКО показывает, что конкуренция есть, была и будет. Но конкуренции должна быть добросовестной и к ней надо быть готовым.
У конкурентной среды НКО есть как минимум два направления. С одной стороны — это конкуренция с другими НКО и коммерческими организациями в сфере оказания платных услуг населению. С другой стороны — конкуренция между НКО и другими организациями, претендующими на финансирование из внешних источников: фондов, грантораспределяющих организаций, коммерческих и государственных структур.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. - Справочная система Гарант.
2. Налоговый Кодекс РФ. Части I, II. С изменениями от 07 июля 2004. – Справочная система Гарант.
3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ (в ред. от 28.12.2002) – Справочная система гарант.
4. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ (ред. от 04.07.2003). – Справочная система гарант.
5. Федеральный Закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ. – Справочная система гарант.
6. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ. – Справочная система гарант.
7. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент НКО. Учебник. Третье издание. – М.: Гардарика, 2001.
8. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: ЮНИТИ, 2002.
9. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций. - Томск: ТРТУ, 2000.
10. Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли. Некоммерческие организации: поведение, структура, процессы. – М.: Инфра – М, 2000.
11. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента некоммерческих организаций. – Минск: Новое знание, 2003.
12. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.
[1] Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ (в ред. от 28.12.2002) – Справочная система гарант.
[2] Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – с. 69.
[3] Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: ЮНИТИ, 2002. – с. 249.
[4] Там же – с. 244.
[5] Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент НКО. Учебник. Третье издание. – М.: Гардарика, 2001. – с. 51.
[6] Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ (в ред. от 28.12.2002) – Справочная система гарант. – ст.24.
[7] Гражданский кодекс Российской Федерации. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. - Справочная система Гарант. –ст. 50.
[8] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента некоммерческих организаций. – Минск: Новое знание, 2003. – с. 167.
[9] Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – с. 113.
[10] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента некоммерческих организаций. – Минск: Новое знание, 2003. – с. 79.
[11] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента некоммерческих организаций. – Минск: Новое знание, 2003. – с. 94.
[12] Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент НКО. Учебник. Третье издание. – М.: Гардарика, 2001. – с. 187.