Содержание
1. Организационная структура управления предприятия и управленческий труд 3
1.1. Принципы организации управленческого труда. 3
1.1.1. Трудовая деятельность руководителя и ее особенности. 3
1.1.2. Содержание труда руководителя. 4
1.1.3. Факторы, влияющие на труд руководителя. 8
1.2. Построение организационных структур управления. Основные требования, предъявляемые к их построению.. 9
1.2.1. Понятие организационной структуры.. 9
1.1.2. Требования, предъявляемые к построению организационной структуры 11
2. Организационная документация на ОАО «Хорская строительная компания» 12
2.1. Организационные документы предприятия ОАО «Хорская строительная компания». 12
2.1.1. Краткая характеристика ОАО «Хорская строительная компания». 12
2.1.2. Устав ОАО «Хорская строительная компания». 13
2.2. Документы по персоналу предприятия. 20
Управленческие ситуации. 25
Задание 1. 25
Задание 2. 25
Список литературы.. 27
1. Организационная структура управления предприятия и управленческий труд
1.1. Принципы организации управленческого труда
1.1.1. Трудовая деятельность руководителя и ее особенности
Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда руководитель не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов коллектива будут напрасны.
В целом трудовую деятельность руководителя можно разделить на 4 функции. Это: планирование, организация, мотивация, контроль. Но не следует полагать, что только руководитель выполняет эти функции. Ему активно помогают остальные работники. Цель работы руководителя - выработать направление развития и правильно организовать работу.
Руководитель как было отмечено выше - особый работник в организации и поэтому ему присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие особенности[1]:
Руководители непосредственно не связаны с созданием материальных ценностей, хотя активно участвуют в организации производства;
Работа руководителя в основном умственная;
Нелимитированность работы руководителя;
Повышенные нервно-психические усилия руководителя связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений;
Труд руководителей не подается количественному учету;
Необходимость принятия большого количества решений за короткий период;
Если рабочий в течении своей рабочей смены выполняет, в основном, несколько операций, то руководитель в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций;
Работа руководителя в основном не имеет четкого завершения.
Все перечисленные выше особенности необходимо учитывать при организации труда руководителя и рассматривать их все вместе и взаимосвязанно друг с другом.
1.1.2. Содержание труда руководителя
В настоящее время нет необходимости доказывать, что менеджмент – это профессия, но для того, чтобы отбирать, назначать, оценивать руководителей, рекомендовать им стиль и методы руководства, нужно ответить на вопрос о природе, сущности, содержании и значении труда руководителя.
Высказывалось мнение, что руководителем, в принципе, может быть любой человек, лишь бы он умел подписывать бумаги, необязательно при этом умея их читать. И действительно, в ряде случаев такой руководитель нисколько не ухудшал общего течения дел, хотя нетрудно убедиться в том, что чем ниже уровень руководства, тем скорее обнаружится несостоятельность такого руководителя. Следовательно, речь должна идти не о компетентности специалиста – инженера, знатока технологии, финансов и маркетинга, а об особой управленческой компетентности, которая определяется внутренней сущностью специфики руководства совместной деятельностью людей.
Попытки дать ответ на вопрос о сущности руководства предпринимались неоднократно, но ответы получались крайне противоречивыми.
Одной из самых распространенных моделей деятельности руководителя является так называемая функциональная модель, которая предлагает описывать содержание труда руководителя посредством перечисления его функций. На самом деле функции руководства не являются прерогативой одного наделенного властными полномочиями лица. Обычно функции руководства распределены между многими членами фирмы, корпорации, причем необязательно в полном соответствии с их местом в иерархической структуре управления. Даже такие функции, как несение ответственности за результаты совместной деятельности и воспитание членов коллектива, могут быть делегированы вниз по ступеням иерархической структуры[2].
В теории менеджмента принято различать линейных и функциональных, или штабных, руководителей по аналогии с армейскими полевыми и штабными офицерами.
Функциональные руководители возглавляют отдельные подразделения и службы в организационно-функциональной структуре управления. Каждая такая служба: отдел кадров, плановый отдел, отдел труда и зарплаты, конструкторское бюро и пр. – выполняет одну возложенную на нее функцию, а задачи общего руководства: организация, целеуказание, координация, несение ответственности, коммуникативные функции и воспитание – это дело линейных руководителей.
В задачу руководителя входит и такое важное дело, как расстановка кадров. Это действительно первый и очень ответственный шаг к созданию команды единомышленников.
Мы рассмотрели особенности работы руководителя, но для эффективной организации труда необходимо выяснить, чем занимается руководитель в течение рабочего дня. Как уже было отмечено выше рабочий день руководителя не лимитирован и разнообразен. Если представить в общем виде, то можно сказать, что руководитель в течение своего рабочего дня выполняет следующие виды работ (по данным разных источников)[3]:
Запланированные заседания, встречи » 60 - 65% ;
Разговоры по телефону » 3 - 6% ;
Работа с документами » 17 - 22% ;
Поездки, осмотры » 3 - 7% ;
Незапланированные встречи » 7% ;
Отдых » 2% ;
Потери времени » 2%.
Приведенные выше данные характеризуют общую ситуацию и варьируют в зависимости от особенности труда. Руководитель или исследователь, занимаясь анализом трудового процесса, должен учитывать особенности своей организации. Для всестороннего и полного анализа затрат рабочего времени необходимо проводить постоянную работу по учету затрат.
Таким образом, суть руководства заключается в диалектическом единстве групповой самоорганизации и единоначалия. Властная вертикаль единоначалия или управления сверху всегда дополняется процессами самоуправления снизу. Даже при отсутствии руководителя или при его полной некомпетентности все функции руководства принимают на себя члены фирмы, корпорации[4].
Значение процессов групповой самоорганизации в системе менеджмента признают далеко не все специалисты. Но даже те, кто подробно описывает процессы делегирования функций и полномочий, из всего набора административных операций оставляют за руководителем функцию принятия решений. Распространено мнение о том, что руководитель только тем и отличается от исполнителя, что первый принимает решения, а второй осуществляет их на деле.
Чтобы завершить обсуждение проблемы сущности и содержания деятельности руководителя, обратимся к мнению сторонников теории человеческих отношений. Согласно их взглядам, хорошо выраженным Самуэлем Дипом, руководитель – это человек, лично направляющий подчиненных на достижение целей фирмы. Он выполняет свои функциональные обязанности путем определения норм поведения подчиненных, реагируя на их нужды и защищая их интересы перед управляющими верхнего уровня. Влияние на подчиненных составляет основу руководства. Сила руководителя заключается в способности использовать творческий потенциал других.
Для правильного понимания сущности и содержания труда руководителя очень важен тезис о том, что все многообразные формы межличностного общения опосредованы технологическими, политическими, идеологическими, экономическими и социальными факторами. Но для проникновения в психологическую сущность процессов руководства все эти факторы являются не более чем инструментальными ограничениями на допустимые формы общения в организационном поведении. Если управленческое решение можно назвать продуктом управленческого процесса, то предметом труда руководителя следует считать совокупность организационных, управленческих и межличностных отношений в процессе управления. Именно на этих представлениях должна быть построена психологическая модель деятельности российского менеджера.
О руководстве как об административном искусстве говорил еще Ф. Тейлор. Но задолго до его пионерных работ в области научного менеджмента И. Кант утверждал, что два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать. Правда, Кант не отметил, что это, по сути дела, одно и то же. Джон Дж. Рокфеллер, по его заявлению, из всех существующих на свете искусств самую высокую оценку давал умению обращаться с людьми.
Обобщая все приведенные здесь соображения, нетрудно дать такое определение деятельности менеджера: руководить – значит делать дело чужими руками и головами. Последнее намного важнее: значительно труднее добиваться намеченного результата, заставляя работать чужие головы, чем чужие руки. Побуждать людей к творчеству – самая трудная задача руководителя. Следовательно, руководство – это творческий труд по управлению организованным и целенаправленным поведением, а межличностное общение составляет основу этой профессиональной деятельности.
Общая задача руководителей всех рангов и уровней заключается в том, чтобы достичь целей совместной деятельности, умножая свои физические и интеллектуальные силы коллективными усилиями подчиненных. В широком смысле обязанности руководителя состоят в том, чтобы решить, что конкретно надо сделать, определить, кто, как, когда и что должен делать, следить за тем, чтобы все было сделано, оценивать, как было сделано, и вознаграждать за сделанное.
Главная опасность, подстерегающая российского менеджера, – это искушение брать на себя исполнительские функции подчиненных. Многие, особенно начинающие руководители, не зная, как заставить работать чужие руки и интеллект подчиненных, сами берутся за выполнение намеченных заданий. Они даже ставят это себе в заслугу, подчеркивая, что им приходится надрываться на работе, им кажется, что больше никто, кроме них, не в состоянии справиться с такой массой дел, хотя в подобной ситуации следует говорить, скорее, о неэффективном стиле руководства.
1.1.3. Факторы, влияющие на труд руководителя
Руководитель это человек и так как он действует в реальных условиях, то на него оказывают влияния многие факторы. Не следует забывать также, что на него и некоторые ограничения. В целом факторы оказывающие влияние на работу руководителя следующие[5]:
1. Психологические - нематериальные факторы помогающие руководителю работать более эффективно в соответствии со своей личностью и потребностями. К таким факторам можно отнести:
1.1.Эстетика рабочего места;
1.2.Удовлетворенность работой;
1.3.Социальный статус;
1.4.Другие.
2. Физиологические - факторы связанные с возможностями человека и влиянием окружающей среды . К ним относятся:
2.1. Объем воспринимаемой информации - человек не может усвоить больше определенного количества. Согласно исследованиям за 1 секунду человек способен усвоить около 5-7 алфавитно-цифровых знаков. Данное требование нужно учитывать при принятие решений. Руководителю необходимо работать только с релевантной (относящейся к делу) информацией, в противном случае будет потрачено лишнее время. Задачу первичной обработки информации или сбор нужной можно поручить аналитическому отделу.
2.2. Окружающая среда - человек как живой организм подвержен влиянию внешней среды , которая оказывает существенное влияние. К таким факторам относятся:
2.2.1. Температура окружающего воздуха;
2.2.2. Окружающий звук;
2.2.3. Освещенность рабочего места;
2.2.4. другие.
3. Норма управляемости - необходимо точно определить со сколькими подчиненными руководитель будет непосредственно взаимодействовать.
4. Степень материальной удовлетворенности - тесно связанна с психологической удовлетворенностью. Практика менеджмента показывает, что в большинстве случаев повышение материального стимулирование не приводит к повышению производительности в том же объеме.
Все рассмотренные факторы в той или иной мере оказывают влияние на деятельность руководителя, а значит должны учитываться при научной организации производства. Причем все факторы должны учитываться во взаимосвязи, а не как отдельные. Сложностью здесь является то, что нет возможности, в большинстве случаев, сразу оценить влияние каждого фактора на работу руководителя. Это бесспорно усложняет процесс эффективной организации труда руководителя.
1.2. Построение организационных структур управления. Основные требования, предъявляемые к их построению
1.2.1. Понятие организационной структуры
Под организационной схемой управления понимают графическое отображение связей и подчиненности между различными иерархическими уровнями в организации.
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций[6].
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
- линейные (административное подчинение), - функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения), - межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления[5, с. 148]:
- линейная; - функциональная; - линейно-функциональная; - матричная; - дивизиональная; - множественная.
Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления.
Функциональная (классическая) структура предполагает деление организации на отдельные функциональные элементы, каждый из которых имеет четкую конкретную задачу и обязанности. Такая структура типична для средних фирм или организаций, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру товаров, действуют в стабильных внешних условиях, и где чаще всего достаточно стандартных управленческих решений.
1.1.2. Требования, предъявляемые к построению организационной структуры
Формы построения аппарата управления предприятий различны. Они зависят от их размеров, специализации, характера производственного процесса.
Построение аппарата управления базируется на принципах[7]:
· иерархичности – выделения определенных ступеней управления, для которых создается свой аппарата управления;
· специализация отдельных звеньев;
· приближения органов оперативного управления непосредственно к производству.
Структура управления предприятием формируется сверху вниз. Последовательность действий следующая: осуществляется деление предприятия по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям его деятельности à устанавливаются соотношения полномочий различных должностейà определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и распределение их среди конкретных лиц.
Для выполнения отдельных функций управления каждая ступень имеет ряд звеньев, число которых зависит от уровня управления, объема и характера работ по выполнению той или иной функции.
Существует 3 уровня управления: нижний (производственный процесс), средний (оперативное управление производством) и верхний (технико-экономическое планирование, оперативное управление, бухучет, организацию труда, совершенствование и др.).
2. Организационная документация на ОАО «Хорская строительная компания»
2.1. Организационные документы предприятия ОАО «Хорская строительная компания»
2.1.1. Краткая характеристика ОАО «Хорская строительная компания»
В качестве объекта исследования в данной работе выступает Открытое акционерное общество «Хорская строительная компания », которое было основано и зарегистрировано 15 июля 1996 года (свидетельство № 15763). Общество было создано в результате реорганизации в форме выделения из ОАО «Строительный трест № 36», зарегистрированного Постановлением Главы Администрации Индустриального района г. Хабаровска от 17.05.2003 № 2333.
Местонахождение общества: 682920, Хабаровский край, район имени Лазо, п. Хор, ул. Советская -9.
Основной целью создания организации является получение прибыли в интересах акционеров и обеспечение стабильности Общества..
Как прописано в Уставе, ОАО «Хорская строительная компания) может заниматься более чем 20 видами деятельности. Основной вид деятельности – строительство объектов промышленного, жилищного, коммунального и культурно- бытового назначения на договорной основе. Среди прочих видов деятельности: выпуск строительных материалов, реконструкция предприятий, разработка проектно- сметной документации, производство товаров народного потребления, проектирование и строительство для населения, коммерческая деятельность, оказание бытовых услуг населению и др.
Для осуществления отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию, общество имеет лицензию в установленном порядке.
Общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации и в соответствии с разделительным балансом.
Уставной капитал организации составляет 113330 рублей. Уставной капитал разделен на 22666 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 5 рубль каждая.
Высшим органом управления в ОАО «Хорская строительная компания» является общее собрание акционеров. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 58 человек, что по нормам предполагает отнесение ее к разряду малых строительных предприятий.
Общество в своей деятельности руководствуется Гражданским Кодексом, Федеральным Законом «Об акционерных обществах», действующим законодательством, Уставом и внутренними нормативными актами.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется ревизором. Порядок деятельности ревизора определяется положением о ревизоре, утвержденным собранием акционеров.
Общество осуществляет учет результатов работы, контроль за ходом производства, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет в соответствии с законодательством РФ.
2.1.2. Устав ОАО «Хорская строительная компания»
УТВЕРЖДЁН Решением Учредителя №1 от 8 июня 1998 года
УСТАВ открытого акционерного общества «ХОРСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ»
НАСТОЯЩИЙ УСТАВ (далее – Устав) есть учредительный документ Акционерного общества открытого типа (далее – Общество) созданного путём учреждения единственным Учредителем (Решение №1 от 8 июня 1998 года) в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее – Закон), иным действующим законодательством.
Полное фирменное наименование Общества: открытое акционерное общество «ХОРСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ».
Сокращенное фирменное наименование Общества: ОАО «Хорская строительная компания».
Место нахождения Общества: 682920, Хабаровский край, район имени Лазо, п. Хор, ул. Советская -9.
Общество – юридическое лицо по законодательству России имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество может заниматься строительной деятельностью, возведением зданий и сооружений из кирпича, оптовой и розничной торговлей строительными материалами, оказанием СМР
АКЦИИ. УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ
Уставный капитал Общества в размере 90.000 рублей разделён на 100 обыкновенных именных акций (далее – Акция) выпущенных в бездокументарной форме. Номинальная стоимость Акций одинакова – 900 рублей каждая. Каждая обыкновенная Акция предоставляет Акционеру – её владельцу одинаковый объём прав, предусмотренный действующим законодательством и удостоверяемый Решением о выпуске Акций, в частности, право: - на получение части прибыли Общества в виде дивидендов; - на участие в управлении Обществом; - на часть имущества, остающегося после ликвидации Общества. Акционеры пользуются преимущественным правом приобретения Акций, продаваемых другими Акционерами. Акционер вправе, в соответствии с Законом, получать информацию о деятельности Общества и знакомиться с его документами, которые должны быть представлены ему для ознакомления по месту нахождения Генерального директора (далее – Директор) в течение 7 дней со дня предъявления требования. Резервный фонд Общество образует путём обязательных ежегодных отчислений в размере 5% от чистой прибыли до достижения им 15% Уставного капитала. СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ Высший орган управления Общества – Общее собрание Акционеров (далее – Собрание) принимает решение по вопросу, поставленному на голосование, большинством голосов Акционеров, принимающих участие в Собрании, если иное не установлено Законом. Годовые Собрания (для избрания Совета директоров (далее – Совет), Ревизора, утверждения аудитора, годовых отчётов, бухгалтерских балансов, счёта прибылей и убытков, распределения прибылей и убытков) проводят ежегодно в 1 понедельник июня. Внеочередные Собрания (для решения вопросов отнесённых к компетенции Собрания) Совет созывает по собственной инициативе, а также по требованию Ревизора, аудитора, Акционеров, владеющих в совокупности не менее 10% Акций. Голосование на Собрании осуществляется по принципу: 1 Акция – 1 голос (кроме случаев, предусмотренных Законом). Решение Собрания (кроме решения вопросов об избрании Совета, Ревизора, утверждении аудитора, годовых отчётов, бухгалтерских балансов, счёта прибылей и убытков, распределения прибылей и убытков) может быть принято без совместного присутствия Акционеров (опросным путём). КОМПЕТЕНЦИЯ СОБРАНИЯ К компетенции Собрания относятся: - внесение изменений и дополнений в Устав или утверждение устава в новой редакции; - реорганизация или ликвидация Общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; - определение количества, номинальной стоимости, категорий (типа) объявленных акций и предоставляемых ими прав. Решения по этим вопросам могут быть приняты только большинством в 3/4 голосов Акционеров, принимающих участие в Собрании. К компетенции Собрания относятся: - определение количественного состава Совета, избрание его членов, досрочное прекращение их полномочий; - увеличение Уставного капитала путём увеличения номинальной стоимости Акций или размещения дополнительных акций; - уменьшение Уставного капитала путём уменьшения номинальной стоимости Акций или погашения выкупленных Обществом Акций; - избрание Директора, Ревизора, досрочное прекращение их полномочий; - утверждение аудитора; - утверждение годовых отчётов, годовой бухгалтерской отчётности, в том числе отчётов о прибылях и убытках, а также распределение прибыли и убытков Общества по результатам финансового года, выплата (объявление) дивидендов; - определение порядка ведения Собрания; - дробление и консолидация Акций; - принятие решений об одобрении сделок, в случаях, предусмотренных статьёй 83 Закона; - принятие решений об одобрении крупных сделок, в случаях, предусмотренных статьёй 79 Закона; - принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций; - утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов Общества; - решение иных вопросов, предусмотренных Законом. Вопросы, отнесённые к компетенции Собрания не могут быть переданы на решение Совету. ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮ При подготовке к проведению Собрания Совет определяет: - форму проведения Собрания; - дату, место и время проведения Собрания, а в случае проведения Собрания в форме заочного голосования – дату окончания приёма бюллетеней и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени; - дату составления списка лиц, имеющих право на участие в Собрании; - повестку дня Собрания; - перечень информации (материалов), представляемой Акционерам при подготовке к проведению Собрания; - порядок сообщения Акционерам о проведения Собрания; - в случае голосования бюллетенями их форму и текст и сообщает об этом, а также о порядке ознакомления с информацией (материалами) и адрес, по которому с ней можно ознакомиться, не позднее чем за 20 дней до даты проведения Собрания. В случае, если в течение 5 дней с даты предъявления требований Совет не принял решение о созыве внеочередного Собрания или принял решение об отказе в его созыве, внеочередное Собрание может быть созвано лицами, требующими его созыва. В этом случае расходы на подготовку и проведение Собрания могут быть возмещены по решению Собрания за счёт средств Общества. ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЯ Акционер вправе участвовать в Собрании лично или через представителя, действующего на основании доверенности. Собрание правомочно (имеет кворум), если для участия в нём приняли участие Акционеры обладающие в совокупности более чем 50% голосов размещённых Акций. При отсутствии кворума годового Собрания должно быть, а при отсутствии кворума внеочередного Собрания может быть проведено повторное Собрание с той же повесткой дня. Повторное Собрание будет правомочно, если в нём приняли участие Акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 30% голосов размещённых Акций. Председатель Совета, председательствует на Собраниях, организует ведение протоколов и подписывает их. Решения, принятые Собранием, и итоги голосования оглашаются на Собрании или доводятся до сведения лиц, включённых в список лиц, имеющих право на участие в Собрании, не позднее 10 дней после составления протокола об итогах голосования. СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ В Обществе создан Совет директоров (в Уставе – Совет). Членов Совета избирает годовое Собрание на срок до следующего годового Собрания обычным голосованием. Компетенция Совета: - определение приоритетных направлений деятельности Общества; - созыв годового и внеочередного Собраний, за исключением случаев, предусмотренных Законом; - размещение Обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг и приобретение их Обществом в случаях, предусмотренных Законом; - определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Законом; - рекомендации по размеру выплачиваемых Ревизору вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора; - рекомендации по размеру дивиденда по Акциям и порядку его выплаты; - использование Резервного и иных фондов Общества; - утверждение внутренних документов Общества, за исключением документов, утверждение которых отнесено Законом к компетенции Собрания; - создание филиалов и открытие представительств; - одобрение крупных сделок, предметом которых является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов Общества. (Принимается всеми членами Совета единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов Совета); - одобрение сделок, предусмотренных главой XI Закона; - решение иных вопросов, предусмотренных Законом и Уставом. Кворум для проведения заседания Совета – не менее половины от числа избранных членов Совета. Решения на заседании Совета принимают большинством голосов присутствующих, если иное не установлено Законом или Уставом, при этом каждый член Совета обладает 1 голосом. Члены Совета избирают из своего состава Председателя Совета. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР Единоличный исполнительный орган Общества – Генеральный директор (в Уставе – Директор), решает все вопросы руководства текущей деятельностью Общества (кроме вопросов, отнесённых к компетенции Собрания или Совета), организует выполнение решений Собрания, Совета, без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает от его имени сделки, утверждает штаты, издаёт приказы и даёт указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества. При избрании Директора с ним Председатель Совета или лицо, уполномоченное Советом, от имени Общества заключает договор, определяющий права, обязанности и ответственность Директора, условия оплаты его труда, срок договора, условия освобождения от занимаемой должности. Директор несёт ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учёта, своевременное представление ежегодного отчёта и другой финансовой отчётности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Общества, представляемых Акционерам, кредиторам и в средства массовой информации. УЧЁТ И КОНТРОЛЬ Ревизор, в соответствии с Законом и внутренним документом, утверждаемым Собранием, проверяет финансово-хозяйственную деятельность Общества за год, а также во всякое время по инициативе Ревизора, решению Собрания, Совета, по требованию Акционеров, владеющих в совокупности не менее чем 10% Акций. Общество обязано хранить документы, указанные в Законе (а также иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами России, внутренними документами Общества, решениями Собрания, Совета и Директора) по месту нахождения его исполнительного органа, в частности, документы по личному составу, которые ликвидационная комиссия обязана передать на государственное хранение.
2.2. Документы по персоналу предприятия
Должностная инструкция главного бухгалтера и положение о бухгалтерской службе ОАО «Хорская строительная компания» представлена ниже.
ОАО «Хорская строительная компания»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ОАО «Хорская строительная компания»
_________________Д.Я. Фукс
«___»______________200__г.
ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
1) Бухгалтерская служба является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономике. Бухгалтерская служба существует для того, чтобы консультировать и обслуживать другие отделы и подразделения предприятия по вопросам, относящимся к составлению отчетов, проведению и оценке финансовых операций.
2) Бухгалтерская служба предприятия охватывает решение следующих задач:
- Обеспечение финансово-аналитической информацией структурные подразделения предприятия.
- Изыскание внутренних и внешних дополнительных резервов на развитие производства.
- Эффективное управление денежными потоками.
- Осуществление расчетов и обоснований инвестиционной деятельности.
- Осуществление контроля за финансовыми потоками предприятия.
- Работа, связанная с учредительными документами и акционированием.
3) Бухгалтерская служба осуществляет ведение анализа и прогнозирования.
4) Важнейшие пути укрепления финансов и задачи бухгалтерской службы предприятия:
- разработка стратегической финансовой политики и путей ее реализации;
- системный и непрерывный финансовый анализ, постоянная оценка финансового состояния предприятия, определение на этой основе тактики реализации стратегических целей с учетом существующей ситуации;
- разработка и реализация финансового, кредитного и кассового планов, плана финансового оздоровления, планирование денежных потоков, разработка других планов; использование бюджетирования в годовом планировании;
- обеспечения ликвидности предприятия за счет комплекса соответствующих мероприятий, среди которых следует выделить оптимизацию источников оборотных средств и структуры капитала предприятия в целом с учетом использования величины заемных средств и стоимости капитала на основе его средневзвешенной цены;
- управление финансовым циклом на основе оптимизации времени обращения запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспечение ускорения оборачиваемости средств в соответствии с их кругооборотом как фактора повышения рентабельности собственных средств;
- улучшение организации оборотных средств, их нормирования, приведение запасов в соответствие с их нормативами, повышение эффективности их использования;
- управление дебиторской задолженностью с целью оптимизации ее размера и объема продаж и сокращения безнадежных долгов;
- более широкое внедрение коммерческого кредита и вексельного обращения с целью оптимизации источников денежных средств и воздействия на банковскую систему;
- управление процессом реализации продукции с целью оптимизации объема продаж в соответствии с принятой стратегией и на этой основе определение наиболее эффективных для предприятия форм безналичных расчетов;
- осуществление мер по эффективному использованию производственных фондов и создание соответствующей структуры имущества предприятия с целью обеспечения удовлетворительной структуры баланса;
- мобилизацию финансовых ресурсов, контроль за эффективным их использованием и сохранностью;
- направления в области увеличения прибыли и обеспечения рентабельности;
- разработка и реализация плана повышения рентабельности, увеличения прибыли;
- анализ взаимодействия и взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль»;
- оптимизация затрат предприятия на основе анализа их поведения и методов включения их в себестоимость;
- внедрение управленческого учета с целью максимизации прибыли на основе использования производственного рычага, маржинального анализа, точки безубыточности, зоны финансовой безопасности; факторный анализ прибыли и рентабельности; анализ и управление факторами рентабельности собственных средств: рентабельностью продаж, оборачиваемостью средств, структурой капитала.
Должностная инструкция главного бухгалтера представлена ниже.
ОАО «Хорская строительная компания»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
_______________Д.Я. Фукс
«____»______________200__ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА
1. Должностные обязанности
1) Осуществляет организацию бухучета хозяйственно- финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности.
2) Формирует в соответствии с законодательством о бухучете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности фирмы.
3) Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов.
4) Обеспечивает порядок проведения инвентаризации.
5) Организует учет имущества поступающих основных средств товарно-материальных ценностей и денежных средств.
6) Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты всех уровней.
7) Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных документов, расчетов и платежных обязательств.
8) Участвует в проведении экономического анализа деятельности предприятия.
9) Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных и товарно-материальных ценностей.
10) Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах, об использовании бюджета.
11) Оказывает методическую помощь работникам подразделений фирмы по вопросам бухгалтерского учета и контроля.
12) Руководит работниками бухгалтерии.
ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- постановления, приказы по вопросам бухучета и составления бухгалтерской отчетности;
- гражданское право, финансовое и налоговое законодательство;
- структуру предприятия и перспективы его развития;
- положения и инструкции по организации бухучета в фирме;
- прядок ведения операций и организацию документооборота по участкам учета;
- формы и порядок финансовых расчетов;
- методы экономического анализа;
- порядок оприходования, хранения и расходования средств фирмы;
- правила расчета с дебиторами;
- условия налогообложения;
- Правила проведения инвентаризации денежных средств и ТМЦ;
- Порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчетности;
- Основы технологии производства;
- Рыночные методы хозяйствования;
- Правила и нормы охраны труда.
ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ
Высшее профессиональное образование и стаж финансово- бухгалтерской работы не менее 5 лет.
Одним из документов по персоналу предприятия является штанное расписание, представленное ниже.
Унифицированная форма № Т- 3 Утверждена постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 06.04.01 № 26 |
|
Код |
|||||||
Форма по ОКУД |
0301017 |
|
||||||
|
ОАО «Хорская строительная компания» |
по ОКПО |
|
|
||||
наименование организации
|
|
Номер документа |
Дата |
|
|
|
|
|||||||
|
Штатное расписание |
|
|
|
|
|
||||||||
|
на “ 1 ” __января ________ 2005 года |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Наименование работников |
Численность |
Тарифный коэффициент |
Разряд |
Затраты на зарплату, руб. |
|
|||||||||
Генеральный директор |
1 |
10,07 |
18 |
41958,33 |
|
|||||||||
Директор по производству |
1 |
9,07 |
17 |
37791,67 |
|
|||||||||
Помощник директора по общим вопросам |
1 |
9,07 |
17 |
37791,67 |
|
|||||||||
Директор по экономике и финансам |
1 |
9,07 |
17 |
37791,67 |
|
|||||||||
Начальник юридического отдела |
1 |
9,07 |
17 |
37791,67 |
|
|||||||||
Начальник отдела кадров |
1 |
8,17 |
16 |
34041,67 |
|
|||||||||
Главный бухгалтер |
1 |
9,07 |
17 |
37791,67 |
|
|||||||||
Ведущий бухгалтер |
1 |
4,51 |
11 |
18791,67 |
|
|||||||||
Бухгалтер 1 категории |
1 |
3,53 |
9 |
14708,33 |
|
|||||||||
Кассир |
1 |
2,44 |
6 |
10166,67 |
|
|||||||||
Начальник сметно-экономического отдела |
1 |
9,07 |
17 |
37791,67 |
|
|||||||||
Заместитель начальника отдела |
1 |
8,17 |
16 |
34041,67 |
|
|||||||||
Инженер 1 категории |
1 |
5,1 |
12 |
21250 |
|
|||||||||
Начальник коммерческого отдела |
1 |
9,07 |
17 |
37791,67 |
|
|||||||||
Коммерческий отдел |
4 |
5,1 |
12 |
85000 |
|
|||||||||
Зам директора по производству |
1 |
9,07 |
17 |
37791,67 |
|
|||||||||
Начальник ПТО |
1 |
7,36 |
15 |
30666,67 |
|
|||||||||
Зам начальника ПТО |
1 |
5,76 |
13 |
24000 |
|
|||||||||
Диспетчер |
1 |
5,76 |
13 |
24000 |
|
|||||||||
Главный инженер |
1 |
8,17 |
16 |
34041,67 |
|
|||||||||
Линейный персонал |
12 |
3,99 |
10 |
195500 |
|
|||||||||
Старший прораб |
2 |
4,51 |
11 |
37583,33 |
|
|||||||||
Прораб |
7 |
3,99 |
10 |
114041,7 |
|
|||||||||
Мастер |
7 |
3,53 |
9 |
102958,3 |
|
|||||||||
Главный энергетик |
1 |
9,07 |
17 |
37791,67 |
|
|||||||||
Отдел главного энергетика |
5 |
6,51 |
14 |
135625 |
|
|||||||||
Секретарь- референт |
1 |
8,17 |
16 |
34041,67 |
|
|||||||||
ИТОГО |
- |
- |
- |
1334544 |
|
|||||||||
Руководители структурных подразделений |
|
|
|
|
|
|
должность |
|
подпись |
|
расшифровка подписи |
|
|
|
|
|
|
|
должность |
|
подпись |
|
расшифровка подписи |
|
|
|
|
|
|
|
должность |
|
подпись |
|
расшифровка подписи |
Главный бухгалтер |
|
|
|
|
|
|
|
|
подпись |
|
расшифровка подписи |
Управленческие ситуации
Задание 1
Пользуясь классификацией видов совмещения должностей, дайте характеристику следующего варианта и обоснуйте необходимости доплаты за совмещение: экономист по труду периодически совмещает должностные обязанности нормировщика той же категории в свободное от выполнения своих обязательств время; в то же время в цехе организован подрядный коллектив, включающий в свой состав рабочих и управленческий персонал цеха.
РЕШЕНИЕ
Экономист по труду согласно своей должностной инструкции имеет ряд непосредственных обязанностей в рамках своей деятельности. Кроме того, обязанности по нормированию труда работников, согласно классификации совмещения должностей, совместимы с обязанностями экономиста по труду. В связи с чем, при наличии у экономиста свободного времени вполне возможно выполнение им обязанностей по нормированию труда рабочих.
Однако в связи с тем, что экономист по труду берет на себя дополнительные обязательства, необходимо осуществлять ему доплату в размере 30 % от тарифной ставки, что является вполне обоснованным.
В организации используются доплаты за совмещение профессий, которая составляет в размере 30 % тарифной ставки оклада экономиста по труду
Задание 2
Предложите рациональный режим труда и отдыха в течение рабочего дня для операторов ЭВМ, экономистов, бухгалтеров, работающих с применением электронных калькуляторов, и машинисток бюро, руководствуясь физиологическими и организационными рекомендациями.
РЕШЕНИЕ
Персонал располагает определенным фондом рабочего времени в течение дня. Продолжительность рабочего дня лимитирована- 8 часов, необходимо спланировать работу таким образом, чтобы рабочий день не растянулся на 14 -15 часов.
Прежде всего необходимо отметить, что производительность персонала в течении рабочего дня различна. Так, пик производительности приходится на период между 10 и 11 часами. Затем производительность падает. После обеда (между 12 и 13 часами) производительность несколько возрастает, но после 14 часов заметно идет на спад. В соответствие с этим необходимо важные решения принимать в период максимальной работоспособности.
Персонал должен тщательным образом планировать свой рабочий день. Для этого лучше всего подходят графики работы. В таких графиках сразу отводиться определенное время в течение дня на выполнение каких-либо повторяющихся действий. Например: проведение учебных и прочих совещаний в 900 продолжительностью 15 минут, прием посетителей с 1300 до 1400 и т.д. Оставляется резерв времени на непредвиденные ситуации. Соблюдение графика не является строго обязательным, но помогает рационально спланировать рабочее время. Персонал должен постоянно контролировать, как выполнены запланированные задачи, а также делать анализ использования рабочего времени и узнать, не теряется ли оно по одним и тем же причинам. В результате руководитель лучше узнает самого себя, в дальнейшем сумеет сосредоточиться на решении важнейших задач и сможет не просто работать, а достигать высоких результатов.
Таким образом, в соответствии с физиологическими и биологическими потребностями организма предлагается такой график работы для персонала:
- 9.00: проведение утренних совещаний (учебных, плановых и прочее)
- 10.15-10.30: регламентированный перерыв (для отдыха от работы с компьютером)
-12.00-13.00 – обеденный перерыв
- 13.00- 15.00 – прием посетителей (по необходимости)
- 15.00-15.15 регламентированный перерыв (для отдыха от компьютера)
Список литературы
1. Архипов В.С., Марков И.П., Соколова А.Н. Организационно- распорядительная документация. – Из- во стандартов, 1983. – 178 с.
2. Басаков М.И. Документы по персоналу предприятия. – ростов- на Дону: МарТ, 2002. – 272 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.: МГУ, 1998. – 156 с
4. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда: Учеб. пособ. – М.: Инфра- М, 1997.- 247 с.
5. Кирсанова М.В., Аксенов Ю. М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: Учеб. пособ. – 3 изд- е. – М.: Инфра- М, 2000. – 287 с.
6. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: Практическое пособие. – М.: Инфра – М, 1997. – 83 с.
7. Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций: Учеб. – М.: Люкс- Арт, 1996. – 259 с.
8. Менеджмент в организации: Учеб. пособ/ Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра- М, 1996. – 277 с.
9. Организационное управление: Учеб. пособ./ Под ред. Н.И. Архиповой. – М.: Приор, 1998. – 159 с.
10. Организация работы с документами: Учеб. / В.А. Кудрявцев и др. – М.: Инфра- М, 1998. – 575 с.
11. Стяжкина Т.А. Делопроизводство предприятий. – М.: Экзамен, 2002. – 224 с.
12. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учеб- практ пособ. – М.: Бизнес- школа, 1997. – 160с.
[1] Зудина Л.Н. Организация управленческого труда: Учеб. пособ. – М.: Инфра- М, 1997.- 247 с
[2] Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: Практическое пособие. – М.: Инфра – М, 1997. – с. 83
[3] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.: МГУ, 1998. – С. 55
[4] Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций: Учеб. – М.: Люкс- Арт, 1996. – с. 133
[5] Организационное управление: Учеб. пособ./ Под ред. Н.И. Архиповой. – М.: Приор, 1998. – с.139
[6] Менеджмент в организации: Учеб. пособ/ Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра- М, 1996. – с. 101
[7] Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учеб- практ пособ. – М.: Бизнес- школа, 1997. – с. 99