Содержание

Введение. 3

1. Роль и значение вторичных материальных ресурсов: исторический аспект  4

2. Состояние рынка вторичных материальных ресурсов в России сегодня. 8

3. Роль и значение рынка вторичных материальных ресурсов в России. 12

4. Развитие рынка вторичных материальных ресурсов. 14

Заключение. 16

Список литературы.. 18






















Введение

 

Данная работа  посвящена проблеме вторичных материальных ресурсов. Эта  проблема  носит  глобальный  характер,  что  и  обусловило  ее важность. Практически  любое  промышленное  изделие  "начинается"  с  сырья, добываемого из недр планеты или вырастающего на ее поверхности.  На  пути  к промышленным предприятиям сырье что-то  теряет,  часть  его  превращается  в отходы.

Подсчитано, что на современном уровне развития технологии 9% исходного сырья в конечном итоге уходит в отходы. Поэтому и  громоздятся  горы  пустой породы,  небо  застилают   дымы   сотен   тысяч   труб,   вода   отравляется промышленными стоками, вырубаются миллионы деревьев.

Сколько производится в стране черных и  цветных  металлов,  добывается угля и неметаллических полезных ископаемых, достаточно  хорошо  известно.  А вот сколько та или иная отрасль производит при этом отходов - известно  чаще всего только специалистам. Вот несколько цифр. При добыче угля  ежегодно  на поверхность земли из недр поднимают около 1 млрд. м3 пустой  породы.  Строят из нее бесполезные пирамиды - терриконы. При этом впустую растрачиваются  не только тысячи гектаров зачастую плодородных земель. Загрязняется  атмосфера, терриконы "горят", ветер поднимает с их бесплодных склонов тучи пыли.

 В данной работе  рассматривается роль и значение вторичных материальных ресурсов в современных российских условиях.

Целью работы  является исследование роли и значения вторичных материальных ресурсов. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1) рассмотреть  исторический аспект   вторичных материальных ресурсов

2) рассмотреть состояние рынка вторичных материальных ресурсов в России сегодня

3) роль и значение рынка вторичных материальных ресурсов в Росси и сегодня

4) рассмотреть направления развития рынка вторичных материальных ресурсов


1. Роль и значение вторичных материальных ресурсов: исторический аспект

Экологическая и экономическая целесообразность и необходимость повторного и многократного использования природных ресурсов путем вовлечения части отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья доказана многолетней практикой во многих странах мира.

Отдельные страны на этом пути достигли впечатляющих успехов. Так, в сырьевом балансе США и Японии доля отходов составляет до 26%, у большинства экономически развитых стран этот показатель колеблется от 16 до 20%; в СССР он составлял 15% с перспективой увеличения до 18% в 2000 году. Еще более впечатляющие показатели достигнуты в использовании отдельных видов вторичного сырья, например, возврат бумажных отходов (макулатуры) в повторное производство доведен до 60-67% (Дания, Швеция, Голландия), лома аккумуляторов до 80% ( Япония), изношенных шин до 90% (во всех развитых странах мира) и т.д [3, с. 149].

Повышенный интерес к использованию вторичного сырья в развитых странах мира определяется наряду с экономическими соображениями также и жестким экологическим законодательством в отношении переработки отходов производства и потребления. Все большую роль играют международные соглашения по охране природы, особенно в тех направлениях, которые координируют отношения по обращению с отходами. Например, для стран - членов ЕС требуется обязательность наличия планов создания рынка вторичного сырья, введение нормирования использования наиболее распространенных отходов (макулатуры, стекла, пластиковых упаковок).

Для Российской Федерации, стремящейся к интеграции с мировой экономической системой и в качестве первого шага готовящейся к вступлению в ЕС, отношение к вторичному сырью имеет однозначное решение – необходимо воссоздавать систему заготовки и переработки вторичного сырья под законодательной и распорядительной опекой государства и правительства.

В 1973 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 08.04.75 № 271 “О мерах по укреплению материально-технической базы организаций и предприятий по заготовке, обработке и переработке вторичного сырья системы Госснаба СССР и Центросоюза” в СССР началась работа по созданию новой современной отрасли промышленности с одновременным решением вопросов организационного, научного, экономического, управленческого, технического, информационно-аналитического характера и других. В составе Госснаба СССР был организован Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт вторичных ресурсов (ВИВР), во всех отраслях промышленности были выделены научные организации, отвечающие за использование отходов, образующихся в отрасли, деятельность планировалась и контролировалась, а в Госснабе СССР и Госплане СССР были организованы управления по использованию вторичных ресурсов..

В короткий период ВИВР превратился в мощное отраслевое научно-исследовательское, проектно-конструкторское и технологическое учреждение, в значительной части оснащенное современным исследовательским оборудованием. В нем разрабатывались новые технологические процессы по первичной обработке и переработке различных видов вторичного сырья, которые испытывались и дорабатывались на опытных заводах и предприятиях отрасли. Поэтому период “разработка - промышленное использование” в ВИВРе находился в пределах 2-4 года, при среднем в СССР 10-12 лет. Кроме того, на ВИВР была возложена работа по координации работ по использованию вторичного сырья в народном хозяйстве. Всячески поощрялась инициатива на местах по максимальному развитию отрасли, реорганизации предприятий, увеличению объемов заготовки и переработки отходов[7, с. 101].

В результате за период с 1975 по 1985 гг. было построено и введено в эксплуатацию более 750 производственно-заготовительных и перерабатывающих предприятий по изготовлению из вторичного сырья или с его частичным использованием различной продукции производственного назначения и товаров массового потребления. Были разработаны и внедрены методики по определению ресурсов различных видов вторичного сырья, методики по оценке эффективности использования отходов, нормы сбора и заготовки различных видов вторичного сырья; предпринята попытка определить аналитически и утвердить законодательно нормы добавления вторичного сырья при изготовлении различных видов промышленной продукции; разработаны и частично утверждены законодательные акты по льготам промышленным предприятиям по заготовке и переработке вторичного сырья.

В результате практической деятельностью предприятий по заготовке и переработке вторичного сырья было обосновано и доказано, что высокую рентабельность организаций этого типа можно достичь только при разумном сочетании заготовки и переработки. И это было принято как основная идея развития системы.

Кроме того, в ВИВРе был создан патентно-конъюнктурный кабинет, в котором была собрана информация по всем фирмам мира, занимающихся заготовкой и переработкой вторичного сырья. Информация представлялась любым организациям.

В ВИВРе была создана картотека всех научно-исследовательских работ по переработке различных видов вторичного сырья, в том числе внедренным и не внедренным в производство.

Учитывая, что отходы производства и потребления нестабильны по составу и в процессе их переработки могут возникать различные непредвиденные ситуации технологического и организационного характера, серьезное внимание уделялось подготовке кадров, занятых в производственных процессах заготовки и переработки отходов производства и потребления. Для этой цели во Всесоюзном институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов материально-технического снабжения Госснаба СССР была организована кафедра вторичных ресурсов.

Повышение квалификации работников системы вторичного сырья стала обязательной для всех отраслей народного хозяйства. При этом обучение специалистов проходило по различным направлениям технологии переработки отходов, так и по вопросам организации и экономики работы предприятий. К преподавательской деятельности привлекались ведущие ученые, работники научно-исследовательских организаций различных отраслей промышленности, Академии наук, ВУЗов, а также руководящие работники и специалисты министерств и ведомств, в т.ч. Госснаба СССР и Госплана СССР

Таким образом, была создана Государственная Система заготовки и переработки вторичного сырья, представляющая собой действующий комплекс научно-методических, технологических и проектно-конструкторских разработок организационно-управленческого, научно-технического, экономического и информационно-аналитического характера, позволивший предприятиям и организациям различных отраслей промышленности повысить комплексность использования сырья и уровень использования отходов производства и потребления. Дальнейшее развитие и внедрение элементов Системы обещало облегчить переход регионов и предприятий на схемы безотходного и малоотходного производства[2, с. 45].

В результате реформ, проводящихся в России с 1991 года, система была ликвидирована, территории и производственные здания – приватизированы и использовались для других целей.

В Российской Федерации принят целый ряд экологических законов (“Об охране окружающей среды”, “Об отходах производства и потребления”, “Об отходах производства и потребления Московской области”), в которых введены нормы, регулирующие отношение к отходам как носителям недоиспользованных деловых качеств.

В настоящее время функционируют многие предприятия по заготовке и переработке отходов производства и потребления в качестве вторичного сырья. Все эти предприятия имеют чисто инициативное происхождение, не объединены общей программой и их деятельность не координируется государственным органом. Основным регулятором их деятельности являются рыночные отношения и величина получаемой ими прибыли. При таком состоянии отрасли по переработке вторичного сырья Россия не в состоянии будет выполнять собственные экологические законы и тем более требования мирового и европейского экономических сообществ в отношении вторичного сырья.

2. Состояние рынка вторичных материальных ресурсов в России сегодня

Создание условий для расширения сырьевой базы отечественной экономики, повышения устойчивости материального обеспечения товаропроизводителей, сокращения потерь сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, снижения уровня загрязнения окружающей среды является важнейшими принципами государственной промышленной политики. В этой связи использование отходов производства и потребления необходимо рассматривать в качестве одного из основных способов воспроизводства материальных ресурсов, а широкое внедрение рыночных механизмов хозяйствования в сферу обращения с отходами – стратегическим резервом повышения эффективности этой работы[3,с . 19].

Российская Федерация обладает значительными ресурсами вторичного сырья, которые можно характеризовать как возобновляемые сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы. По экспертным оценкам объемы накопления отходов в промышленности составляют около 80 млрд. тонн, объемы образования отходов - 2,7 млрд. тонн в год (при годовом объеме потребления сырьевых ресурсов промышленностью менее 1 млрд. тонн). Средний уровень использования отходов в качестве вторичных ресурсов составляет около одной трети. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные отходы, стеклобой, часть минеральных отходов производства электроэнергетики, металлургии, химии и промышленности строительных материалов. Плохо используются золы и шлаки ТЭС, фосфогипс, лигнин, отходы добычи и обогащения полезных ископаемых. Слабо вовлекаются в хозяйственное использование отходы потребления.

Основными факторами низкого в среднем уровня использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов являются[2, 5 и др.]:

1) недостаточность и несовершенство законодательной и нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления; отсутствие достаточных экономических стимулов для сбора и переработки значительной массы отходов; 2) несовершенство инструментов регулирования в этой области; 3) недостатки сформировавшейся в России практики сбора и удаления твердых бытовых отходов (ТБО), не предусматривающей селективный сбор содержащихся в них полезных компонентов, пригодных для повторного использования; 4) недостаточное участие малого и среднего бизнеса в сфере деятельности по сбору и переработке вторичных ресурсов; 5) несовершенство инфраструктуры сбора и переработки вышедшей из употребления промышленной продукции конечного использования; 6) недостаточное информационное обеспечение предпринимательского сообщества о возможностях, перспективах и экономической привлекательности работы в сфере использования вторичных ресурсов.

Основным законодательным актом в области обращения с отходами производства и потребления является Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», который определяет, прежде всего, правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного их воздействия на человека и окружающую природную среду. Закон не раскрывает методы правового и экономического регулирования в области вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Отсутствует должная координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами. МПР России, Минпромнауки России, Госстрой России, Минздрав России, МЧС России, МВД России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие министерства и ведомства и подведомственные им структуры осуществляют деятельность в области обращения с отходами на принципах лишь ведомственного подхода в пределах возложенных на них задач и предоставленных полномочий.

В результате роль государства в организации сбора, переработки отходов и использования их в качестве вторичного сырья с переходом на рыночные отношения в экономике утратила должную комплексность и результативность. Из-за отсутствия необходимой статистической отчетности объемы образования, использования отходов, состояние внутреннего рынка вторичных ресурсов не может быть оценено вполне достоверно, что затрудняет принимать обоснованные решения по регулированию этого рынка.

Концептуальные основы и практика применения законодательства в сфере обращения с отходами тяготеют к реализации принципа платности размещения отходов для хозяйствующих субъектов в ущерб реализации принципа стимулирования вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

Для наращивания объемов использования отходов не используется такой результативный рычаг как создание соответствующих организационных, нормативно-правовых и экономических условий для развития чисто рыночных отношений в области сбора, заготовки и промышленного использования отходов в качестве вторичных ресурсов[1, с. 17].

Целесообразность создания таких условий обусловлена спецификой образования и особыми свойствами отходов как товара и подтверждается опытом развитых стран мира и Европы, которые уже сегодня используют от 50 до 70% отходов производства и потребления, планируя в перспективе полное прекращение полигонного захоронения отходов.

Высокие уровни использования отходов производства и потребления в европейских странах достигнуты благодаря тому, что в странах ЕС: - реализуется принцип ответственности производителей за сбор и переработку некоторых видов продукции после ее использования; - установлены нормативы платежей за использование упаковки; - практикуется государственное нормирование уровня переработки отдельных видов отходов, разработка для этих целей национальных планов и программ - развития рынка вторичных ресурсов, увеличиваются объемы субсидий на мероприятия в этой области; - получила распространение практика предоставления предприятиям по сбору и переработке отходов налоговых льгот, льготных кредитов и льготных транспортных тарифов; - расширяются масштабы нормирования сбора и использования вторичного сырья на межгосударственном уровне.

Основные программно-целевые установки по нормативам в этой области регламентируются специальными Директивами Европейского Парламента и Совета ЕС:

94/62/ЕС - Упаковка и отходы упаковки;

2000/53/ЕС – Транспортные средства, выведенные из эксплуатации; 2002/96/ЕС – Отходы электротехнического и электронного оборудования.

Действие этих директив накладывает определенные обязательства и на  российских экспортеров, обязывает их соблюдать в странах ЕС принцип ответственности за сбор и переработку своей продукции после ее использования. В свою очередь, Российская Федерация, в случае признания указанных директив, имеет возможность выдвигать аналогичные требования к производителям из стран ЕС, поставляющим свою продукцию на российский рынок. В связи с намерением России интегрироваться в мировое сообщество и вступить в ВТО должно коренным образом измениться отношение к проблеме использования собственных отходов.

Исходя из необходимости изыскания новых материальных ресурсов для решения стоящих перед отечественной экономикой задач, оздоровления экологической обстановки, а также условий, диктуемых внешнеэкономической деятельностью, использование отходов производства и потребления должно стать также одним из основных принципов государственной промышленной политики.

3. Роль и значение рынка вторичных материальных ресурсов в России

Рынок вторичных ресурсов по своему типу относится к товарным рынкам и хотя имеет ряд особенностей, должен развиваться, главным образом, на основе саморегулирования и частного предпринимательства.

Целями развития рынка вторичных ресурсов являются формирование и поддержание устойчивого спроса потребителей вторичных материальных ресурсов и обеспечение стабильной реализации их предложения поставщиками. Роль государства в формировании и развитии рынка вторичных ресурсов заключается в создании нормативно-правовых, экономических и организационных условий для эффективного вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, обеспечении свободной конкуренции хозяйствующих субъектов, контроле за соблюдением всеми участниками рынка экономического правопорядка, защите их прав и экономических интересов[5, с. 59].

Концепция исходит из того, что определенная в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию задача – удвоение внутреннего валового продукта в течение ближайших десяти лет - будет решена преимущественно за счет увеличения отечественного товарного производства в натуральном выражении, а рост производства будет сопровождаться ростом уровня жизни населения.

Исходя из основных целей развития рынка вторичных ресурсов и с учетом международного опыта, представляется необходимым решить следующие основные задачи:

- определить и обосновать принципы и инструменты регулирования в области использования вторичных ресурсов в отраслях промышленности и регионах страны, а также меры поддержки использования и развития прогрессивных технологий и оборудования для сбора, переработки и транспортировки отходов; - выработать и обеспечить условия для комплексной переработки сырья и материалов, экономии первичных материальных ресурсов в основном производстве за счет их замены соответствующими вторичными материальными ресурсами; - совершенствовать нормативно-правовую базу для развития организационно-производственной инфраструктуры рынка вторичных ресурсов и привлечения в эту сферу предприятий малого и среднего бизнеса с перспективой создания на ее основе отрасли по сбору и переработке отходов производства и потребления в товарную продукцию; - определить номенклатуру отходов производства и потребления, подлежащих использованию в первоочередном порядке в качестве вторичных материальных ресурсов; - разработать региональные концепции и программы развития и мониторинга региональных рынков вторичных ресурсов.

Реализация этих положений позволит[6, с. 111]:

1) стимулировать приток инвестиций в сферу обращения с отходами; увеличить объем производства товаров, изготовленных из отходов или с их использованием; 2) уменьшить потери сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, выводимых в настоящее время из хозяйственного оборота с отходами производства и потребления, и тем самым повысить эффективность использования природного сырья; 3) создать более благоприятные условия для расширения сырьевой базы экономики, в том числе для замещения импортных поставок некоторых видов сырья, природные ресурсы которых в России ограничены или отсутствуют; 4) снизить уровень загрязнения отходами окружающей природной среды; 5) создать новые рабочие места, в первую очередь на предприятиях малого и среднего бизнеса;

6) расширить взаимодействие с зарубежными странами в области сбора и переработки отходов производства и потребления; 7) обеспечить выполнение экологических требований, связанных с предстоящей интеграцией Российской Федерации в мировое и европейское экономические сообщества.

4. Развитие рынка вторичных материальных ресурсов

Совершенствование и развитие инструментов регулирования в области использования вторичных ресурсов включает в себя [2, с. 133]:

1. Нормативно-правовое обеспечение последовательной реализации на территории Российской Федерации принципа ответственности производителя и/или собственника за сбор и переработку своей продукции после ее использования. Последовательность реализации названного принципа предполагает: первоначальное установление уполномоченными органами и последующее расширение ими перечня продукции, на которую распространяется принцип; определение механизма, нормативов сбора, переработки и рециклинга, сроков реализации и мер ответственности производителя за использование своей продукции (например, введение санкций, установление нормативов и т.п.). По аналогии с европейскими странами первоочередными видами продукции, на которые возможно распространение принципа ответственности производителя, могли бы стать автотранспортные средства, тара и упаковка (металлическая, полимерная, стеклянная, картонно-бумажная), моторные масла, товары народного потребления, содержащие вредные вещества (ртутьсодержащие лампы, аккумуляторы и др.).

2. Совершенствование механизма экономического стимулирования использования отходов в качестве вторичного сырья.

3. Формирование спроса на вторичные ресурсы и продукцию, изготовленную из вторичных ресурсов или с их использованием, в том числе путем установления ограничений и стимулов, побуждающих к использованию вторичных ресурсов взамен первичных.

4. Применение механизма залоговой стоимости для стимулирования сбора, переработки и утилизации некоторых видов продукции после использования. 5. Развитие региональных рынков вторичных ресурсов с учетом специфики образования и обращения с отходами потребления (в первую очередь с ТБО). 6. Информационное обеспечение субъектов предпринимательской деятельности (создание баз данных по источникам образования вторичных ресурсов; по нормативно-правовому обеспечению их сбора, заготовки и переработки; по прогрессивным технологиям и оборудованию для переработки вторичных ресурсов; по предприятиям, осуществляющим заготовку и переработку вторичного сырья, а также по сопряженным вопросам).

7. Совершенствование форм федерального государственного статистического наблюдения за сбором и использованием отходов производства и потребления, введение статистического наблюдения за рынком вторичных ресурсов. 8. Введение стандартизации и сертификации отходов, а также сертификации технологий и оборудования по их переработке.

9.  Подготовку кадров для работы на рынке вторичных ресурсов.

Реализация государственной политики по развитию рынка вторичных ресурсов позволит обеспечить следующие социально-экономические преимущества: 1) рост уровня использования невостребованных в настоящее время вторичных ресурсов, в том числе полимерных отходов, изношенных шин, отработанных моторных масел, выведенных из эксплуатации аккумуляторов, макулатуры, зол и шлаков ТЭС, металлургических шлаков, древесных отходов и др.; 2) увеличение доли вторичного сырья в производстве важнейших видов промышленной продукции (стали, картонно-бумажной продукции, продукции из полимерных, текстильных и древесных материалов, нефтепродуктов, строительных материалов);

3) дополнительную экономию сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов; 4) снижение уровня загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления;

5) создание новых рабочих мест;

6) создание более благоприятных условий для взаимодействия с зарубежными странами в области сбора и переработки отходов.


Заключение

Немногие,  наверное,  смогли  бы  отказаться  от  всех  тех   благ   и удовольствий, которые "подарила"  нам  цивилизация.  Но  еще  меньше  людей, которые никогда не задумывались о  том,  чем  кончится  такое  неоправданное растрачивание природных ресурсов, чем мы в конце  концов  заплатим  за  наши автомобили,  комфортабельные  квартиры,  чудеса  техники.  И  не  существует никакого оправдания, потому что в каком бы ужасном состоянии  не  находилась сейчас  окружающая  среда,   есть   способы   предотвращения   экологической катастрофы,  которая  грозит   всему   человечеству.   И   пренебрежительное отношение к этим путям спасения - ни что иное как преступление.

    Говоря о проблеме промышленных отходов, хочется еще  раз  напомнить  о том, что на первом месте по приоритетности стоит проблема охраны  окружающей природной среды и здоровья населения, а  не  те  деньги,  которые  могли  бы сэкономить предприятия, используя бесплатные производственные отходы  вместо дорогого природного сырья.

 

Экологическая и экономическая целесообразность и необходимость повторного и многократного использования природных ресурсов путем вовлечения части отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья доказана многолетней практикой во многих странах мира.

В настоящее время функционируют многие предприятия по заготовке и переработке отходов производства и потребления в качестве вторичного сырья. Все эти предприятия имеют чисто инициативное происхождение, не объединены общей программой и их деятельность не координируется государственным органом. Основным регулятором их деятельности являются рыночные отношения и величина получаемой ими прибыли. При таком состоянии отрасли по переработке вторичного сырья Россия не в состоянии будет выполнять собственные экологические законы и тем более требования мирового и европейского экономических сообществ в отношении вторичного сырья.

Создание условий для расширения сырьевой базы отечественной экономики, повышения устойчивости материального обеспечения товаропроизводителей, сокращения потерь сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, снижения уровня загрязнения окружающей среды является важнейшими принципами государственной промышленной политики.

В этой связи использование отходов производства и потребления необходимо рассматривать в качестве одного из основных способов воспроизводства материальных ресурсов, а широкое внедрение рыночных механизмов хозяйствования в сферу обращения с отходами – стратегическим резервом повышения эффективности этой работы.





















Список литературы

1.     Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»// Российская газета от 3 марта 1992 г.

2.     Информационный бюллетень о состоянии экологической обстановке в области//Изд. Областного комитета по охране природы, 1997 г.

3.     Как защитить ваши экологические права: руководство для граждан и неправительственных организаций/Под ред. В. Л. Мищенко. М.: 1996.

4.     Кикава О. Ш. и др. Строительные материалы из отходов производства//Экология и промышленность России 12/1997. С. 23-28.

5.     Комар А. Г. и др. Об эффективности использования жидких и твердых отходов промышленности в строительстве//Строительные материалы 1/1997. С. 5-6.

6.     Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //Российская газета от 25 декабря 1993 г.

7.     М. Б. Каплан и др. Переработка строительных отходов//Строительные материалы 6/1998. С. 10-12.

8.     Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»//Российская газета от 30 ноября 1995 г.

9.     Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»//Российская газета от 30 июня 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июня 1998 г., № 26, ст. 3009.