1. Условия труда по показателям напряженности трудового процесса (показатели напряженности и классы условий труда). Особенности режима труда и отдыха работников умственного труда.
Физиология труда – это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих.
Основные задачи физиологии труда:
§ исследование физиологических параметров организма человека при различных видах работ;
§ изучение физиологических закономерностей организма человека в процессе трудовой деятельности;
§ разработка практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости, сохранение здоровья и высокой работоспособности в течение продолжительного времени.[1]
В процессе трудовой деятельности человеку приходится выполнять различные виды работ. Исторически сложилось деление на физический и умственный труд, которое с физиологической точки зрения условно. Никакая мышечная деятельность невозможна без участия центральной нервной системы, как регулирующей и координирующей все процессы в организме, в т же время нет такой умственной работы, при которой отсутствует мышечная деятельность. Различие трудовых процессов проявляется лишь в преобладании деятельности мышечной системы или центральной нервной системы. В настоящее время, в связи с механизацией и автоматизацией производственных процессов, физическое напряжение в трудовой деятельности играет все меньшую роль и значительно возрастает роль высшей нервной деятельности.
В основе любого трудового действия лежит целевая установка, на базе которой в центральной нервной системе создается определенная программа действий, реализующаяся в системно организованном поведенческом акте. Такие запрограммированные действия носят название динамического стереотипа. Сущность динамического стереотипа заключается в том, что в ЦНС формируются длительно текущие нервные процессы, соответствующие пространственным, временным и порядковым особенностям воздействия на организм внешних и внутренних раздражителей. При этом обеспечивается точность и своевременность реакции организма на привычные раздражители, что особенно важно в формировании различных трудовых навыков. Наличие динамического стереотипа исключает излишние действия в процессе выполнения работы, «экономит» энергию и отдаляет наступление утомления. Кроме того, динамический стереотип обеспечивает приспособление организма к меняющимся условиям трудовой деятельности.
В процессе трудового действия в ЦНС поступает информация о ходе выполнения программы, на основании которой возможны текущие поправки к действиям. Точность программирования и успешность выполнения программы зависят от опыта и количества предшествующих повторений этого действия, то есть автоматизма или навыков.
В ходе трудового процесса активизируются различные физиологические системы. Если преобладают физические усилия, то прежде всего активизируется мышечная система и система так называемого вегетативного обеспечения мышечной деятельности (кровообращение, дыхание); при интенсивной физической работе возрастает уровень обменных процессов, количество потребляемого в минуту кислорода, минутный объем и частота дыхания, число сокращений и т.д.
В процессе умственной деятельности активизируются различные отделы коры головного мозга, в которых возрастает кроваток и потребление кислорода; при увеличении умственного или эмоционального напряжения наблюдается учащение пульса, повышение артериального давления, возрастает интенсивность обменных процессов.[2]
В настоящее время различают следующие основные формы труда (рис. 1):
1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.
Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизированных средств и требуют значительных энергетических затрат в сутки – от 17 до 25 МДж (4000-6000 Ккал) и выше.
Напряженный физический труд, стимулирующий развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков. Главный – это неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, составляющих до 50% рабочего времени.
2. Механизированные формы труда.
При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в сутки в пределах 12,5 – 17 МДж (3000-4000 Ккал).
Механизация труда позволяет уменьшить характер мышечных нагрузок и усложнить программы действий. Однако однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой при этом информации приводят к монотонности труда.
3. Формы, связанные с автоматизированным производством.
При данной форме труда человек исключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком
Рис.1.Основные формы деятельности человека
выполняют механизмы. Характерные черты этих форм труда – монотонность, высокие темп и ритм работы, нервная напряженность.
При автоматизированных формах труда от работника требуются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения возникающих неполадок.
4. Групповые формы труда – конвейерные.
Отличительные особенности данной формы – разделение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполнения, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с помощью ленты конвейера.
При конвейерной форме требуются соответствующие темп и ритм работы. Чем проще содержание операции, тем меньше работник тратит времени на нее и тем монотоннее работа.
Одно из отрицательных последствий конвейерного труда – монотония, которая выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.
5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами (умственный труд).
С точки зрения физиологии различают две основные формы управления производственными процессами: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других – редких.
Умственный (интеллектуальный) труд представлен профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы др.), и профессиями вне материального производства (ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.).
Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, а следовательно, требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата, активизации процессов мышления. Мышечные нагрузки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составляют всего 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).
Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ослаблению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.[3]
Основными показателями трудовой деятельности человека принято считать его работоспособность, т.е. способность производить сформированные, целенаправленные действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время. Под влиянием множества факторов работоспособность изменяется во времени и условно подразделяется на следующие фазы:
1 фаза – фаза вырабатывания или нарастающей работоспособности;
2 фаза – фаза относительно устойчивой работоспособности; для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций;
3 фаза – фаза снижения работоспособности.
Продолжительность каждой из этих фаз зависит как от индивидуальных особенностей ЦНС, так и от условий среды, в которых совершается работа, от вида и характера деятельности, от эмоционального и физического состояния организма. Понимание процессов изменения работоспособности позволяет предупредить или отдалить наступление утомления.
Утомление – психофизиологическое состояние человека, сопровождающееся чувством усталости, вызванное интенсивной или длительной деятельностью выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха. Утомление – это обратимое физиологическое состояние человека. Однако, если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, утомление может накапливаться и переходить в переутомление – более стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям.
Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность. При умственном утомлении отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения.
Важное место в вопросах физиологии труда занимают понятия тяжести и напряженности труда.
Понятие тяжесть чаще всего относят к работам, при выполнении которых преобладают мышечные усилия. Критериями тяжести труда при динамической нагрузке являются: мощность внешней механической работы, максимальная величина поднимаемых вручную грузов, величина ручного грузооборота за смену, частота шагов в одну минуту; при статической нагрузке тяжесть труда оценивают по величине статической нагрузки в кГ/с при удержании усилия одной рукой, двумя руками, с участием мышц корпуса и ног, времени пребывания в вынужденной позе.[4]
Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве.
Статическая нагрузка связана с затратой человеком усилий без перемещения тела или отдельных его частей.
Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации.[5]
Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.
Интеллектуальное напряжение – напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.
Сенсорное – напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и персептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.
Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.
Политония – напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.
Эмоциональное – напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
Напряжение ожидания – напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.
Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.
Утомление – напряжение связанное с временным снижением работоспособности, вызванным интенсивной или длительной деятельностью.[6]
Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
В соответствии с ГОСТ 12.0.002–08 различают четыре группы факторов трудовой деятельности:
физические факторы, включающие микроклиматические параметры и запыленность воздушной среды, все виды излучений, виброакустические характеристики рабочего места и качество освещения;
химические факторы, включающие некоторые вещества биологической природы;
биологические факторы, куда отнесены патогенные микроорганизмы, белковые препараты, а также препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов;
факторы трудового процесса.
Условия труда, при которых воздействие на работающего вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровень не превышает гигиенических нормативов (Р.2.2755–99 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»),называют безопасными условиями труда.
Условия труда в целом оцениваются по четырем классам, которые представлены схемой на рис.2. Безопасные условия труда – это оптимальные (1-й класс) и допустимые (2-й класс) условия.
Оптимальные (комфортные) условия труда (1-й класс) обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Этот класс установлен только для оценки параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для остальных факторов условно оптимальными считаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают безопасных пределов для населения.
Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются такими условиями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и его потомство. Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.
Вредные условия труда (3-й класс) человека характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и / или его потомства. В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:
3.1 – вызывающие обратимые функциональные изменения организма;
3.2 – приводящие к стойким функциональным нарушениям и росту заболеваемости;
3.3 – приводящие к развитию профессиональной патологии в легкой форме и росту хронических заболеваний;
3.4 – приводящие к возникновению выраженных форм профессиональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Травмоопасные (экстремальные) условия труда (4-й класс). Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и / или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.
Работа в условиях несоответствия нормативным требованиям возможна только с сокращением времени воздействия вредных производственных факторов, т.е. сокращением рабочей смены – защита временем.
Степень вредности условий труда 3-го класса определяют по сумме значений фактических степеней вредности, тяжести и напряженности труда: . Число баллов по каждому фактору хф1 представляется с учетом продолжительности его действия в течение смены хф1 = хст1·Тi, где хст1 – степень вредности фактора или тяжести работ, устанавливаемая по показаниям гигиенической классификации труда;
Тi = τф1 / τрс – отношение времени действия данного фактора τф1 к
Рис.2. Классы условий труда
продолжительности рабочей смены τрс; если τф1 ≥ τрс, то Тi = 1,0.
В зависимости от фактического состояния условия труда руководителями предприятий и организаций по согласованию с профсоюзами устанавливается доплата в размере 4…24% тарифной ставки. Доплаты устанавливаются по конкретным рабочим местам и начисляются рабочим за время фактической занятости на этих местах. По согласованию с профсоюзом временно сроком до одного года размеры доплат могут быть выше, чем установлено расчетом, но не более 12% для тяжелых и вредных условий труда и 24% – на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.[7]
2. Опишите и проанализируйте 1-2 известные Вам события, связанные с опасностями среды обитания человека.
Среда обитания человека – это совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия его жизнедеятельности. Одна из целей, стоящих перед данной системой, – безопасность, т.е. ненанесение ущерба здоровью человека. Достижение безопасности системы «человек – среда обитания» возможно только в том случае, если будут системно учтены особенности каждого элемента, входящего в эту систему.
В понятие «среда обитания» входят все элементы природной, производственной, городской и бытовой среды, т.е. все то, что окружает человека и общество в целом.
Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в процессе интенсивного использования продуктов научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. [8]
Научно-технический прогресс не только способствует повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводит к возрастанию риска возникновения ЧС, в том числе аварий больших технических систем. Последнее связано с усложнением их конструкции, увеличением их числа, ростом единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их территориальной концентрации.
Разрушительный потенциал крупных техногенных катастроф сопоставим с угрозой военно-политических ЧС. Вполне сопоставимы частота реализации и масштабы ущерба от технологических катастроф и стихийных бедствий.
Только в
В результате ЧС пострадало 11624 чел., из которых 1153 чел. погибло. Заявленный материальный ущерб составил 24797 млрд руб.
В России насчитывается около 45 тыс. потенциально опасных производств, среди которых более 800 ядерных и 1500 химических и биологических высокоопасных объектов, имеются десятки тысяч километров магистральных газопроводов, транспортируются сотни тысяч взрывопожароопасных продуктов и отравляющих веществ.
Химически опасные объекты. Всего в России функционируют 3300 объектов экономики, располагающих значительными запасами опасных химических веществ (ОХВ). Более 50% из них имеют запасы аммиака, 35% – хлора, 5% – соляной кислоты. Суммарный запас этих веществ на
Рис. 3. Динамика ЧС
предприятиях
достигает около 1 млн т. На промышленных предприятиях одновременно храниться от
нескольких сот до нескольких тысяч тонн ОХВ. В крупных городах (с населением
свыше 100 тыс. чел.) и вблизи них сосредоточено свыше 70% предприятий
химической промышленности, промышленности по производству минеральных удобрений
и почти все предприятия нефтехимической, нефтеперерабатывающей и
металлургической промышленности. В зонах прогнозируемого химического заражения
проживает около 44 млн чел. В
Гидротехнические сооружения. На территории России в настоящее время эксплуатируется более 28,5 тыс. водохранилищ и 1,5 тыс. накопителей промышленных стоков и отходов, в том числе 330 крупных водохранилищ вместимостью более 10 млн м3. В нижних бьефах гидротехнических сооружений в зонах потенциального затопления проживает около 10 млн чел.
По данным за
Опасные природные явления и процессы. Территория России подвержена воздействию практически всего спектра опасных природных
Таблица 1.
Ориентировочный социально-экономический ущерб от наиболее опасных природных явлений и процессов на территории России
Явления |
Число городов, подверженных воздействию |
Ориентировочный социально-экономический ущерб, млрд руб./год |
|
возможный разовый |
средне-многолетний |
||
Приводящие к гибели людей: |
|||
наводнения |
746 |
7,2000 |
13,500…14,625 |
ураганы |
500 |
0,1350 |
0,36 |
цунами |
9 |
0,6750 |
0,2025 |
оползни и обвалы |
725 |
0,1350 |
8,1…13,5 |
землетрясения |
103 |
135,0000 |
6,75…10,35 |
лавины |
5 |
3,3750 |
0,0675 |
сели |
9 |
0,6750 |
0,00675 |
Обычно не приводящие к гибели людей: |
|
|
|
эрозия почвы |
734 |
2,0250 |
23,85…28,80 |
подтопление территорий |
960 |
0,6750 |
16,20…20,25 |
переработка берегов |
53 |
0,0675 |
11,25…15,75 |
Итого |
149,9625 |
111,8…141,7 |
явлений и процессов геологического, гидрологического и метеорологического происхождения. Наибольшую опасность из рассматриваемых явлений и процессов (табл. 1) в России представляют наводнения, оползни и обвалы, землетрясения, смерчи, лавины, сели, цунами, а также природные пожары.
За последние несколько лет в России от опасных природных явлений погибло 3,5 тыс. чел., пострадало свыше 270 тыс. чел. Общий ущерб составил 6…7% ВВП.
В
Как следует из приведенных данных, в России регулярно происходят техногенные аварии и катастрофы, имеет место весь спектр возможных стихийных бедствий. Все они являются источниками ЧС, создающих угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу, объектам экономики, окружающей природной среде. [9]
3. Тестовые задания.
Тест 1. В соответствии с аксиомой о потенциальной опасности:
1. Человек является источником многочисленных опасностей в окружающем мире.
2. Существуют локальные и региональные опасности.
3. Действия человека и среда обитания обладают способностью генерировать вредные и опасные для жизнедеятельности факторы.
Негативные факторы, определяющие потенциальную опасность, подразделяются на: естественные, т.е. природные; антропогенные, т.е. вызванные деятельностью человека (например, большое количество вредных частиц выбрасывается промышленными предприятиями); физические; химические (это вредные вещества, используемые в технологических процессах); биологические (это патогенные микроорганизмы: бактерии, вирусы и др.); психофизиологические; травмирующие.
Тест 2. Укажите на условия, которые позволяют отнести помещение к особо опасным по степени опасности поражения электрическим током, если:
1. Относительная влажность воздуха в помещении составляет 85-95%.
2. В данном помещении также имеется кирпичный пол.
3. Температура внутри помещения может повышаться до 400С.
4. На входе в помещение и вокруг него обустроен земляной пол.
Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний и своеобразный характер. Проходя через организм человека, электроток производит термическое, электролитическое, механическое и биологическое действия.
Термическое действие тока проявляется ожогами отдельных участков тела, нагревом до высокой температуры органов, расположенных на пути тока, вызывая в них значительные функциональные расстройства. Электролитическое действие тока выражается в разложении органической жидкости, в том числе крови, в нарушении ее физико-химического состава. Механическое действие тока приводит к расслоению, разрыву тканей организма в результате электродинамического эффекта, а также мгновенного взрывоподобного образования пара из тканевой жидкости и крови. Биологическое действие тока проявляется раздражением и возбуждением живых тканей организма, а также нарушением внутренних биологических процессов.[10]
Тест 3. Для прогнозирования аварий и катастроф необходимо:
1. Смоделировать процесс их возникновения и развития.
2. Предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычайного события на объектах экономики.
3. Оценить возможные поражающие факторы.
4. Определить возможные масштабы последствий.
При определении влияния поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на жизнедеятельность населения, работу объектов экономики и действия сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при обосновании и принятии мер защиты выявляется и оценивается обстановка, складывающаяся при ЧС.
Под влиянием обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон чрезвычайных ситуаций и нанесение их на карту (план).
Под прогнозной оценкой обстановки понимается определение влияния поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на работу объектов экономики, жизнедеятельность населения и действия сил ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оценка обстановки включает выбор оптимальных действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, работы объектов экономики и жизнедеятельности населения, анализ полученных результатов и выбор наиболее целесообразных вариантов действий, которые при условии выполнения поставленных задач обеспечивают минимальные потери (исключают потери).[11]
Тест 4. Мониторинг окружающей среды, это:
1. Система наблюдения за состоянием окружающей среды.
2. Система управления состоянием окружающей среды.
3. Система оценки состояний окружающей среды.
4. Система прогноза состояний окружающей среды.
В настоящее время употребляют два основных термина, касающихся оценки качества окружающей природной среды: мониторинг и контроль. Мониторинг – система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. Мониторинг не исключает задачи управления качеством окружающей среды, тогда как контроль подразумевает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды.[12]
Список литературы
§ Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б.С.Мастюков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с.
§ Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А.Арустамова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000. – 678 с.
§ Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, А.Л.Михайлов, А.В.Старостенко и др. – СПб.: Питер,2007. – 302 с.: ил.
§ Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 606 с.: ил.
§ Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 8-е изд. / Под ред. О.Н.Русака. – СПб.: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2005. – 448 с.: ил. – (Учебник для вузов. Специальная литература).
§ Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 416 с.
§ Шлендер П.Э., Маслова В.М., Подгаецкий С.И. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э.Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2003. – 208с.
[1] Шлендер П.Э., Маслова В.М., Подгаецкий С.И. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э.Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2003. – 208с. (с.38).
[2] Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 416 с. (с.44-46).
[3] Шлендер П.Э., Маслова В.М., Подгаецкий С.И. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э.Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2003. – 208с. (с.41-43).
[4] Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 416 с. (с.49).
[5] Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 606 с.: ил. (с.99, 101).
[6] Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 8-е изд. / Под ред. О.Н.Русака. – СПб.: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2005. – 448 с.: ил. – (Учебник для вузов. Специальная литература). (с.85-86).
[7] Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 606 с.: ил.(с.96-98).
[8] Шлендер П.Э., Маслова В.М., Подгаецкий С.И. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э.Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2003. – 208с. (с.21, 30).
[9] Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б.С.Мастюков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с. (с.5-12).
[10] Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 606 с.: ил. (с.189).
[11] Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, А.Л.Михайлов, А.В.Старостенко и др. – СПб.: Питер,2007. – 302 с.: ил. (с.41).
[12] Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А.Арустамова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000. – 678 с. (с.533).