Уважаемый председатель комиссии государственной комиссии, уважаемые члены комиссии.
Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании младших школьников».
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что:
во-первых, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей;
во-вторых, нравственное воспитание может быть успешным лишь в том случае, если в этом деле семья и школа будут едины.
Целью исследования является определение путей оптимизации нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во взаимодействии семьи и школы.
Задачи исследования:
1. Ознакомление с соответствующей литературой по проблеме;
2. Проанализировать задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
3. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания
4. Подготовка опытно-экспериментальных материалов;
5. Провести экспериментальную проверку используемых форм и методов работы с детьми, проанализировать результаты;
6. Подготовка методических рекомендаций на основе результатов педагогического эксперимента.
Гипотеза – эффективность нравственного воспитания младших школьников может быть достигнута на следующих условиях:
- планомерная и систематическая работа по ознакомлению младших школьников с понятиями нравственной воспитанности;
- использование разнообразных форм и методов работы учителя с детьми младшего школьного возраста.
- использование разнообразных форм и методов работы учителя с родителями учащихся.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава – теоретическая – посвящена анализу научно-методической литературы по теме исследования.
Вторая глава – практическая – посвящена описанию констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, проводимых среди учеников третьих классов средней общеобразовательной школы № 2, находящейся по адресу г. Топки, улица Котовского 16. Количество учеников экспериментального класса составило 28 человека, контрольного класса – 25 человек.
Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности нравственной воспитанности детей. В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы как «ответственность», «доброжелательность», «дружеские отношения», «учение, образованность, интеллект» и «трудолюбие» очень актуальные на современном этапе жизни общества. Исследование было направлено на выяснение таких критериев нравственной воспитанности, как: мотивационно – эмоциональный критерий, гностический (познавательный), деятельностный. Поясним значение этих критериев. Мотивационно-эмоциональный критерий показывает, насколько нравственно-ориентирован ребенок на уровне мотивации к действию и на уровне эмоционального восприятия некоторой ситуации (поступка) как нравственной или безнравственной. Гностический критерий показывает способность ребенка сформулировать и обосновать (познать) свое восприятие некоторого поступка как нравственного или безнравственного. Деятельностный критерий показывает нравственный уровень ребенка по его поступкам (по деятельности).
Формирующий эксперимент посвящен непосредственно формированию мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников единстве семьи и школы на основе проведенных исследований и в соответствии с полученными данными, составленной программы мероприятий.
Цель формирующего эксперимента: в совместной работе учителя с родителями достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно дать родителям высказаться.
Задачи:
1. Ознакомление с опытом семейного воспитания детей; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.
2. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности младшего школьника и его отдыха.
3. Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе.
На данном этапе ученикам экспериментального и контрольного классов была предложена методика Рене Жиля, для подробного изучения социально приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими, а именно с семьей и учителем. (содержание тестов Рене Жиля приведено в Приложении 7 к дипломной работе).
Затем в ходе формирующего эксперимента были разработаны следующие мероприятия:
Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;
Групповые: (Родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом.
Коллективные: классные собрания, родительские собрания - конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия, деловые игры, регламентированные дискуссии.
Учителем проводились следующие беседы для родителей: «Об организации учебы младшего школьника»; «Учебная работа младших школьников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст и его особенности»; «Как помогать ребенку в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие.
Система работы представляет собой ежемесячные задания для родителей с детьми и итоговые внеклассные мероприятия, которые проводятся в разнообразных организационных формах. Такая система работы с семьей охватывает и базовое образование, и дополнительное образование, и внеклассную работу. Участие родителей является не просто желаемым моментом, а главной идеей работы, обеспечивающей сотрудничество родителей с детьми и школой. Также параллельно с установлением контакта семьи и школы, улучшались внутрисемейные отношения, т.к. к эксперименту старались привлечь не только матерей, но и отцов, таким образом отцы становились активными субъектами в воспитании детей.
В ходе формирующего эксперимента родителями велся дневник, в котором с течением времени делались заметки о нравственном состоянии детей по трем критериям: мотивационно – эмоциональный критерий, гностический (познавательный), деятельностный.
В контрольном эксперименте по результатам исследования дневников и анкетированию родителей делались выводы о результатах проведенной работы.
Сводные показатели, которые явились результатами как работы с детьми в школе, так и бесед с родителями, приведен в Приложении 10 к дипломной работе.
Итак, при сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что группа детей с низким уровнем нравственного уменьшилась на 27%, со средним увеличилась на 7%, и с высоким увеличилась на 20%. Более детальное сравнение позволило проследить изменение состава учащихся в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 24% испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 3% - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 17% испытуемых попали в группу с высоким уровнем.
В заключение отметим, что нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Главным выводом проделанной работы является необходимость поддерживать заданный ритм, расписание занятий родителей с детьми, учителя с детьми, учителя с родителями, контролировать и поддерживать заинтересованность родителей, и тем более детей.