Содержание
Введение. 3
1. Правовое положение иностранного гражданина и лица без гражданства. 4
1.1. Общие положения. 4
1.2. Права и свободы.. 10
1.3. Обязанности. 17
1. 4. Ответственность. Департация. 18
2. Правовые режимы нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации. 21
2.1. Временное пребывание. 21
2.2. Временное проживание. 22
2.3. Постоянное проживание. 28
3. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. 31
Заключение. 42
Библиография. 43
Введение
Защита прав человека и гражданина – одна из самых важных проблем современности. Каждое государство само устанавливает правовой режим для своих граждан, а равно для иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на его территории.
Права человека – понятие широкое , распространяющееся на все категории населения конкретной страны. Это означает, что правами человека обладают не только граждане того или иного государство, но и иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории как Российского государства так и иного.
Законодательством Российской Федерации устанавливается определенный правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
Целью работы является изучение правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. Задачами работы является:
- определение понятия иностранные граждане, лица без гражданства,
- изучение нормативных правовых актов Российской Федерации закрепляющих правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства,
- определение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства
- изучение обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства,
- изучение ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства,
- определение оснований депортации иностранных граждан и лиц без гражданства,
- изучение понятия вынужденный переселенец и беженец,
- определение правового статуса вынужденного переселенца и беженца.
1. Правовое положение иностранного гражданина и лица без гражданства.
1.1. Общие положения
Иностранными гражданами
считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ
и обладающие документами, доказывающими наличие у них гражданства (подданства)
иностранного государства. Другой категорией лиц, находящихся в РФ и не обладающих
гражданством РФ, могут быть лица без гражданства. Они не являются гражданами
РФ и не имеют доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного
государства. Именно такое определение этих категорий лиц дает главный
нормативный акт этой сферы — Федеральный закон «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля
Надо сказать, что во многих отношениях правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства схож. Он имеет общую конституционно-правовую основу. Конституция РФ (ч. 3 ст. 62) гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
В международном праве подход, при котором иностранцы имеют в целом такой же статус, как и свои граждане, за определенными изъятиями, получил наименование национального режима[1].
Российская Федерация использует по отношению к иностранным гражданам также режим наибольшего благоприятствования. Его общий смысл состоит в том, что государство предоставляет гражданам данного государства такие же возможности, какие оно гарантирует гражданам третьего государства. Однако используется и такое толкование режима наибольшего благоприятствования, при котором государства договариваются, что их граждане на территории договаривающихся государств будут иметь несколько большие возможности, чем граждане третьих стран, хотя ряд авторов предпочитает это именовать принципом взаимности.
Естественно, Россия соблюдает и дипломатические иммунитеты, обозначенные в международных документах и предполагающие несколько особое положение иностранных граждан с дипломатическими рангами на территории государства, особенно применительно к юридической ответственности[2].
Некоторые авторы
предлагают иностранных граждан и лиц без гражданства объединять общим понятием
«иностранцы»[3]. Однако
не следует забывать, что имеются и определенные различия в статусе иностранных
граждан и лиц без гражданства (по ходу нашей работы мы будем говорить о таких
различиях). Кстати, на это ориентирует и Закон об иностранцах
Характеризуя положение
иностранцев в РФ, прежде всего подчеркнем, что сами понятия «статус»,
«конституционно-правовой статус» в полном объеме подходят для тех иностранных
граждан и лиц без гражданства, которые на законных основаниях находятся
на территории РФ. Уже в понятийном аппарате Закона об иностранцах
Есть ли какой-то статус у иностранца, не имеющего документов на законное пребывание? Строго говоря, любое лицо на территории государства имеет какой-то юридический статус. Статус иностранца, незаконно находящегося на территории РФ, имеет свои особенности.
Во-первых, ему обеспечиваются все конституционные гарантии как индивиду, человеческому существу. В этом плане иностранец, даже незаконно оказавшийся на территории РФ, имеет право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность, свободу совести, свободу мысли и слова. К нему могут быть применены меры пресечения, ограничивающие его свободу, но только на основании закона.
Во-вторых, такой иностранец все же не может претендовать на права и свободы, которые существуют для иностранных граждан, на законных основаниях находящихся на территории РФ (например, легально трудиться в РФ, получать образование и др.)[4].
Кстати говоря, незаконное прибытие на территорию РФ само по себе еще не означает, что лицо встретит враждебное отношение к нему со стороны Российского государства. Зачастую такие лица, спасая жизнь, формально незаконным путем пересекают границу РФ (например, беженцы, лица, ищущие временного убежища). Но затем они находят понимание и поддержку властей нашего государства, приобретают (оформляют) законные основания для нахождения в РФ.
В-третьих, иностранцы, незаконно оказавшиеся на территории РФ, не ходатайствующие об узаконении их пребывания либо получившие отказ, обязаны покинуть РФ[5].
Иностранцы, находящиеся в РФ на законных основаниях, с точки зрения срока пребывания делятся на три категории:
временно пребывающие в РФ — иностранные граждане, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
временно проживающие в РФ — лица, получившие разрешение на временное проживание;
постоянно проживающие в РФ — иностранные граждане, получившие вид на жительство.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Режим пребывания, по которому иностранные граждане приравниваются в своих правах в целом к гражданам своего государства за определенными изъятиями, получил наименование национального режима. Таким образом, Российская Федерация следует в целом этому режиму.
В ряде отношений РФ следует режиму наибольшего благоприятствования как на основе международных соглашений, так и по принципу взаимности по двухсторонним договоренностям с иностранными государствами. Российское государство гарантирует распространение на иностранных граждан принципов равноправия, которые закреплены в нашей Конституции.
Напомним, как и многие другие государства, Россия провозглашает равноправие человека с человеком. В ст. 19 говорится, что «все равны перед законом и судом». И далее: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства принцип равноправия человека с человеком означает, что каждый иностранец воспринимается в России как личность, как человек со всеми своими естественными и приобретенными свойствами[6]. Иностранец не только пользуется обозначенными законом правами и свободами, но и несет обязанности в рамках своего статуса. Иностранные граждане и лица без гражданства в равной мере могут рассчитывать на защиту свои прав нашим государством и сами защищают свои права, в том числе и судебном порядке. Но они могут быть и привлечены к ответственности в соответствии с нашими законами[7].
Исключение составляют иностранные граждане с дипломатическим иммунитетом (и шире — с правовым иммунитетом), которые на основании международных договоров и соглашений, участниками которых стала Россия, и по принципу взаимности не привлекаются к уголовной и к административной ответственности в РФ.
Уголовный кодекс РФ (ст. 11) говорит, что лица, совершившие преступление на территории РФ, подлежат уголовной ответственности по этому Кодексу. Вместе с тем, согласно Кодексу, вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права. По Кодексу об административных правонарушениях РФ (ст. 2.6) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Сказанное, однако, не означает освобождения таких лиц от ответственности. Они могут быть привлечены к ответственности за совершенные в России правонарушения в своих странах и по их законам, если последние предусматривают ответственность за подобные деяния[8].
Вторым видом равноправия является равноправие женщины и мужчины. Оно закреплено в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Данный вид равноправия распространяется, конечно, на иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Напомним, что в некоторых странах это равноправие не обеспечивается в полном объеме для женщин. Если же граждане или подданые этих стран находятся на территории России, они находятся здесь в равном положении. Какое-то поведение, основанное на национальном законодательстве и означающее проявление неравенства в отношении женщины (например, появление в общественных местах, в отношениях с детьми и т. д.), в России не допускается.
Третий вид равноправия — равноправие независимо от национальной принадлежности. Хотя оно упоминалось в связи с равноправием человека с человеком, следует выделить данный вид равноправия, учитывая многонациональный состав населения РФ. Естественно, этот вид равноправия распространяется и на иностранных граждан. Характерно, что в Уголовном кодексе РФ преступление, состоящее в возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282), указано в гл. 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».
В принципе в России можно говорить и о четвертом виде равноправия — равноправии независимо от государственной принадлежности лица. Отражение в Конституции РФ общих подходов к статусу иностранцев на основе национального режима как раз и означает реализацию указанного принципа.
Естественно, что полного равенства иностранных граждан и лиц без гражданства с собственными гражданами нет в Российской Федерации, как его нет и в любом другом государстве мира.
1.2. Права и свободы
В наиболее полном объеме иностранным гражданам обеспечиваются конституционные (основные) личные права и свободы. Напомним, что в нашей стране к личным правам и свободам, закрепленным Конституцией РФ, относятся: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на пользование родным языком; право на свободу передвижения, на свободу выезда из РФ и возвращения в РФ; свобода совести и свобода вероисповедания.
По большинству перечисленных прав и свобод государственная принадлежность лица не имеет принципиального значения, т. е. они обеспечиваются каждому человеку находящему на территории РФ, практически в одинаковом объеме[9].
Однако некоторые различия в реализации личных прав иностранцев и граждан РФ, конечно, имеются.
Так, при общем гарантировании свободы пребывания и передвижения в РФ иностранцы, тем не менее, подлежат более строгому учету (местному и централизованному). Временно проживающие иностранцы не могут по своему желанию изменить место жительства. Есть места, куда иностранцы не могут въезжать. Временно и постоянно проживающие в России иностранцы, выехавшие за пределы РФ на срок более 6 месяцев, рискуют тем, что разрешение на их проживание в РФ будет аннулировано, в то время как «гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» (ч. 2 ст. 27 Конституции РФ). Сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений, а также журналистам свобода передвижения обеспечивается на началах взаимности. Таким образом, в целом режим нахождения в стране иностранцев отличается от режима для собственных граждан.
Свобода вероисповедания гарантируется Конституцией РФ «каждому» (ст. 28), значит, и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Однако объем этой свободы будет равным для всех лишь в том, что касается веры и отправления культов тех конфессий, которые официально зарегистрированы в РФ. Иначе говоря, если человек хочет молиться в православной церкви, мечети, синагоге и т. п., он может найти эти храмы во многих городах и населенных пунктах РФ. Но если его конфессия не имеет своих храмов в России, человек может отправлять культ в помещении, где он проживает.
Не совсем одинаково
положение россиян и иностранцев при желании создать религиозную группу или
организацию. Согласно Федеральному закону от 26 сентября
Но и это еще не все. Учредителями местной религиозной организации, согласно Закону (п. 1 ст. 9) могут быть не менее 10 граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет. А централизованные религиозные организации создаются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания. Таким образом, очевидно, что права в части создания религиозных организаций у граждан РФ и иностранных граждан, лиц без гражданства далеко не одинаковы. . Конституция РФ гласит, что «каждый, имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Достаточно очевидно, что возможности и пределы использования этого права также не одинаковы для граждан РФ и иностранцев. Россияне наряду с указанной возможностью не забывают о том, что в РФ есть государственный язык, что в республиках разрешено иметь наряду с русским языком и государственные языки республик, и что всем народам гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развитая (ст. 68 Конституции РФ)[10]. Иностранцы могут разговаривать на своем языке, воспитывать на нем своих детей, обучать их языку и т.п. Но они не вправе претендовать на то, чтобы государство организовало и финансировало учебу их детей на родном языке. Они также не могут требовать, чтобы при их обращении в соответствующие органы с ними разговаривали на их родном языке, хотя при необходимости будет организован перевод текстов и диалогов.
Конституция РФ закрепляет широкий круг публично-политических прав граждан, к которым относятся: свобода мысли и слова; право на информацию; право на объединение; свобода манифестаций; право на участие в управлении делами государства; избирательное право; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Действие перечисленных конституционных прав и свобод по-разному проявляется по отношению к иностранным гражданам.
Естественно, у них есть свобода мысли и слова. Свобода мысли вообще не может зависеть от гражданства, она существует для любого человека. Тем более, что свобода мысли — это внутреннее состояние личности, которое по большому счету невозможно как-либо проконтролировать. С точки зрения конституционного права, свобода мысли обеспечивается созданием в обществе обстановки свободы, отсутствия страха и боязни; исключением внешнего психического, психотропного и прочего воздействия на мышление людей. Естественно, что эти предпосылки и гарантии должны существовать не только для своих граждан, но и для иностранцев. Как сказано в Конституции РФ, «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них».
Что касается свободы слова, она обеспечивается возможностью беспрепятственного выражения своих взглядов любым человеком в российском обществе. Это может быть сделано посредством публичных выступлений, публикаций в газетах, радио- и телеинтервью и т. д. Иностранные граждане могут, как и граждане РФ. пользоваться свободой слова. Конечно, предполагается определенная морально-этическая корректность реализации свободы слова иностранцами в Российской Федерации, так же как и гражданами России в других государствах. Но формально никто не может запретить иностранцу в российских СМИ критиковать нашу страну, ее порядки, уклад, образ жизни людей, уровень их культуры, образованности, а также конституционный строй и политическую жизнь. Делать это в российских или зарубежных СМИ, какой стиль использовать — это вопрос тактичности и культуры самого иностранца.
В РФ существует
конституционное право на информацию. Конституция РФ (ч. 4 ст. 29)
говорит о том, что «каждый» имеет право свободно искать, получать, производить
и распространять информацию любым законным способом. Каждый — следовательно, и
иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Таким образом, иностранцы на общих основаниях могут получать и
распространять информацию, например, в процессе беседы, чтения и передачи литературы
и т. д. Однако и для них действуют те же ограничения, что и для российских
граждан. Так, Федеральный закон от 25 июля
Что же касается
учреждения СМИ, здесь тоже есть определенные ограничения. Российский Закон «О
средствах массовой информации» уже в первой своей редакции от 27 декабря
Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50% и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения РФ. Отчуждение акций такой теле-, видеопрограммы, повлекшее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50% и более, не допускается[11].
Право на объединение также реализуется иностранными гражданами в РФ. Не случайно ст. 30 Конституции РФ, посвященная данному праву, начинается слов «каждый имеет право на объединение». Реализация данного права иностранцами может осуществляться несколькими путями.
Во-первых, иностранные граждане могут создавать и реально создают свои общественные объединения. Речь идет чаще всего об объединениях типа землячеств, обществ, клубов и т. д[12].
Во-вторых, иностранные
граждане могут вступать в российские общественные объединения. Федеральный
закон «Об общественных объединениях»
В-третьих, Федеральный
закон
В некоторых случаях
устанавливаются ограничения на деятельность таких объединений в России. В
частности, Федеральный закон от 25 июля
Однако в деятельности
некоторых негосударственных структур, имеющих отношение к обеспечению
законности, участие иностранцев разрешается. В частности, Федеральный закон от
31 мая
1.3. Обязанности
Иностранные граждане и лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, т. е. у тех и у других одинаковые обязанности.
Прежде всего, все граждане Российской Федерации, а значит и иностранцы, обязаны соблюдать нашу Конституцию и законы[14]. Возможно, какие-то российские правовые нормы могут не понравиться иностранному гражданину, лицу без гражданства. Но это ничего не меняет. Они должны следовать требованиям соответствующих норм. Иначе говоря, иностранцы должны быть в России законопослушными людьми, как и граждане РФ.
Поскольку многие иностранные граждане и лица без гражданства занимаются в России предпринимательством и наемной трудовой деятельностью, на них распространяется требование ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоговый кодекс РФ в равной мере распространяется на иностранных граждан и иностранных юридических лиц, хотя и предусматривает особенности их учета как налогоплательщиков. Российская Федерация заключает соглашения с иностранными государствами в целях исключения двойного налогообложения граждан этих государств в РФ и российских граждан в этих государствах[15].
В России есть не только право человека на благоприятную окружающую среду, но и обязанность ее сохранять. В ст. 58 Конституции записано, что «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Это же относится и богатствам духовным. Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции, «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Конституция РФ, Семейный кодекс РФ предусматривают обязанности родителей заботиться о детях, их воспитании, обучении, обязанности трудоспособных детей заботиться о своих родителях. Все эти требования распространяются и на иностранцев, находящихся в РФ.
Согласно Конституции РФ и
Закону об иностранцах
1. 4. Ответственность. Департация.
Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ и на тех же основаниях, что и граждане РФ.
Могут быть и такие нарушения законодательства, субъектами которых являются только или преимущественно иностранцы. В основном это деяния, связанные с правилами пересечения границы и пребывания в РФ.
В новом Кодексе РФ об
административных правонарушения
Первая группа — это правонарушения, связанные так или иначе с Государственной границей РФ, субъектами которых могут .быть и граждане РФ, и иностранцы:
— нарушение режима Государственной границы РФ, т. е. нарушение правил пересечения Государственной границы РФ лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через Государственную границу РФ и в обратном направлении;
- ведение на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления органов и войск пограничной службы либо с уведомлением таких органов и войск, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности;
— нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне;
— ведение в территориальном море и во внутренних морских водах РФ, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) органов и войск пограничной службы либо с разрешения (с уведомлением) таких органов и войск, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления);
— нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
— незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ. Вторая группа — это нарушения иностранными гражданами
или лицами без гражданства режима пребывания в РФ. Они выражаются в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию РФ. Эти правонарушения влекут наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы РФ или без такового.
Если иностранец незаконно въехал в РФ, его пребывание само по себе тоже является незаконным (другое дело, что он может, находясь в РФ, оформить свое пребывание). Иностранец мог законно пребывать в РФ, но окончился срок, а он не выехал, не оформил продление, и его пребывание становится незаконным.
Согласно Закону об
иностранцах
Каждый иностранец должен помнить о своей обязанности
своевременно выехать из РФ. Закон об иностранцах
В случае, если срок проживания или временного пребывания в РФ сокращен, иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение 3 дней. Если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, то он обязан выехать из РФ в течение 15 дней. Не исполнивший эту обязанность иностранец подлежит депортации[16].
Депортация осуществляется МВД РФ или его территориальными органами. Делается это за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а при отсутствии таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного Законом порядка привлечения и использования иностранных работников, — за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, пригласившего его на работу. Если установление приглашающей стороны невозможно, расходы на депортацию производятся за счет средств федерального бюджета[17].
2. Правовые режимы нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации
2.1. Временное пребывание
В соответствии со ст. 5
Закона об иностранцах
Иностранец обязан выехать из России по истечении срока действия визы или срока, установленного Законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.
Срок временного пребывания может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми иностранцу был разрешен въезд в РФ. Решение на этот счет принимает МИД РФ или МВД РФ либо его территориальные органы (министерства внутренних дел республик, управления внутренних дел других субъектов РФ).
Если иностранец прибыл в
безвизовом порядке и заключил тру дозой договор
или гражданско-правовой договор
на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Закона об иностранцах
2.2. Временное проживание
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года.
Согласно Закону об
иностранцах
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и его возможностей по обустройству иностранных граждан[18].
Без учета указанной квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;
2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;
3) имеющем хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ; 4) состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ;
5) осуществившему инвестиции в РФ в размере, установленном
Правительством РФ;
6) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Иностранец, временно пребывающий в РФ, подает заявление о
разрешении временного проживания в территориальный орган МВД по месту предполагаемого временного проживания. Этот орган в 6-мссячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает в выдаче такого разрешения.
Находящийся за границей иностранец такое заявление подает в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве своего проживания[19]. Однако указанное заявление пересылается дипломатической почтой в территориальный орган МВД по месту планируемого временного проживания иностранца, и только он в названный срок разрешает временное проживание либо отказывает в этом.
Территориальный орган МВД при рассмотрении заявления направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы миграционной службы и другие заинтересованные органы, которые в 2-месячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранцу разрешения на временное проживание.
В случае отказа повторное заявление подается не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.
Разрешение на временное проживание — это документ, содержащий определенные сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина; номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа, выдавшего разрешение.
В ст. 7 Закона об
иностранцах
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раз) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;
8) не может представить доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
9) по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством РФ;
10) выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;
11) находится за пределами РФ более шести месяцев;
12) заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;
13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ.
Этот перечень гораздо
обширнее, чем круг оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство
РФ, рассмотренный в первой части книги. На регламентации оснований сказался и
момент принятия Закона об иностранцах
Надо сразу признать , что
все перечисленные основания не только отразятся на решении о временном
проживании иностранца в России, но и не дадут ему возможности ходатайствовать
о гражданстве РФ. Ведь чтобы просить о приеме в гражданство в общем порядке,
большинству иностранцев надо сначала въехать в Россию, получить здесь
разрешение на временное проживание, и уж затем, прожив положенное число лет,
можно подать заявление о приеме в гражданство РФ[21].
Конечно, при этом может выявиться одно из обстоятельств, изложенных в ст. 7
Закона об иностранцах
Если заявитель намерен получить в пределах квоты, определяемой Правительством РФ, разрешение на временное проживание для себя и совместно проживающих с ним членов семьи, он должен сообщить об этом в заявлении. Заявление не принимается к рассмотрению, если иностранный гражданин удостоверяет свою личность документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспортом моряка, или документом, срок действия которого менее 6 месяцев[22].
К заявлению прилагается обширный перечень документов, которые удостоверяют личность и гражданство иностранца, наличие или отсутствие судимости, наличие средств, обеспечивающих заявителю и членам его семьи при проживании в РФ прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность, свидетельство о браке, документы об отсутствии ВИЧ-инфекции, наркомании, инфекционных заболеваний и др.
Интересно, что надо представить не только свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт — при его наличии), но и документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в РФ для проживания, причем подпись ребенка должна быть заверена нотариусом.
Естественно, что иностранцы, имеющие хотя бы одно из оснований для получения разрешения на временное проживание вне квоты, определяемой Правительством РФ, представляют документы, подтверждающие их право на льготный подход.
Как уже говорилось, срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня его подачи со всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами. Орган внутренних дел обязан в месячный срок со дня принятия решения направить заявителю уведомление с указанием номера и даты его принятия, а при отрицательном решении — основания отказа. Уведомление о решении, принятом органом внутренних дел по заявлению, поданному за границей, направляется в МИД РФ для последующего информирования заявителя. Решение органа внутренних дел о выдаче иностранному гражданину (лицу без гражданства) разрешения на временное проживание является основанием для оформления ему дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ визы для въезда в Российскую Федерацию.
Согласно Положению от 1
ноября
2.3. Постоянное проживание
Закон об иностранцах
Согласно Закону, «вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность» (ст. 2).
Выдача этого документа и есть разрешение на постоянное проживание в России. Заявление о выдаче вида на жительство подается в территориальный орган МВД не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
Разрешение на временное
проживание, выдаваемое территориальным органом МВД по месту предполагаемого
проживания иностранца, он может получить, находясь и в России, и за границей.
Что же касается решения о постоянном проживании, его можно получить, только
имея место жительства в России. Более того, Закон об иностранцах
Вид на жительство выдается иностранному гражданину на срок действия его документа, удостоверяющего личность, но не более чем на 5 лет, а лицу без гражданства — на 5 лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению лица может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Таким образом, с одной стороны, регламентация данного вопроса выглядит гуманной, поскольку иностранному гражданину позволяется долго проживать в РФ. Но, с другой стороны, его положение является зыбким, поскольку каждые 5 лет иностранец находится перед перспективой получения как продления, так и отказа в продлении. Причем такие факторы гуманного отношения, как наличие в России семьи и детей, утрата связи с прежним государством и отсутствие там крова, изменение режима в этом государстве и т. д. не названы в Законе, а поэтому оставлены на усмотрение соответствующих органов и должностных лиц[23].
Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранца, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство. Вид на жительство оформляется в виде документа установленной формы.
Закон об иностранцах
Постановлением
Правительства РФ от 1 ноября
Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом внутренних дел по месту проживания на основании письменного заявления, поданного в орган внутренних дел лично дееспособным иностранным гражданином (лицом без гражданства). Лицу, не достигшему 18-летнего возраста, вид на жительство выдается на основании письменного заявления, поданного одним из родителей или законным представителем.
К заявлению прилагаются те же документы, что и при получении разрешения на временное проживание.
По результатам рассмотрения орган внутренних дел принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче вида на жительство. По каждому заявлению принимается отдельное решение.
Срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами. Орган внутренних дел обязан в 14-дневный срок со дня принятия решения направить заявителю уведомление о нем с указанием номера и даты его принятия, а в случае отрицательного решения — основания отказа.
Вид на жительство
выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства), достигшему 14-летнего
возраста. Иностранный гражданин (лицо без гражданства), не достигший 14-летнего
возраста, вписывается в вид на жительство обоих родителей. Однако иностранному
гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 14-летнего возраста и ставшему
сиротой, может быть выдан вид на жительство. В документе, удостоверяющем
личность иностранного гражданина (лица без гражданства), делается отметка о
выдаче ему вида на жительство. Напомним, что в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ
записано: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации,
имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».
Слово «каждый», поставленное в начале нормы, может означать лишь одно: она
распространяется на любое лицо, независимо от его государственной
принадлежности. Получается, что приведенное положение Закона об иностранцах
Согласно Закону, иностранным гражданам — сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в РФ иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах РФ предоставляется на основе принципа взаимности. Для них также действуют правила в части посещения территорий, организаций и объектов по специальным разрешениям.
3. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;
Признание лица беженцем предусматривает:
1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее ходатайство)
2) предварительное рассмотрение ходатайства;
3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
5) рассмотрение ходатайства по существу;
6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.
Правовое положение лица, прибывшего на территорию Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и признанного недееспособным, определяется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Решение о признании беженцем является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:
1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях
2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;
3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;
5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, из фонда жилья для временного поселения.
Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;
7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации
8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации
11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской
12) содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);
13) обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц.
14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);
17) выезд на место жительства в иностранное государство;
18) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.
По мимо прав на беженцев возлагаются обязанности:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;
3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно - гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;
6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.
7) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.
Лицо признается беженцем на срок до трех лет.
Лицо утрачивает статус беженца:
1) после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации;
2) если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;
3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;
4) если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;
5) если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований
6) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть
7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного .
Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом статуса беженца, если оно:
1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона.
Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
В случае утраты лицом статуса беженца или в случае лишения лица статуса беженца удостоверение сдается в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальный орган и признается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе недействительным.
Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Вынужденным переселенцем признается:
1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
Лицо, покинувшее место жительства, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее - ходатайство) в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания.
Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения.
Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом миграционной службы в течение трех дней со дня поступления ходатайства.
При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства.
Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.
Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом миграционной службы в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.
Территориальный орган миграционной службы в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства.
Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.
Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются Правительством Российской Федерации. Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.
Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Вынужденный переселенец вправе:
- самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
- при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
- на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.
Законодательством РФ на вынужденных переселенцев возлагаются определенные обязанности:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;
2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.
Заключение
В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоления тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать - постоянно и временно – много иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция РФ устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Режим пребывания, по которому иностранные граждане приравниваются в своих правах в целом к гражданам своего государства за определенными изъятиями, получил наименование национального режима.
Основным законом регулирующим правовое положение иностранных граждан является Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ и обладающие документами, доказывающими наличие у них гражданства (подданства) иностранного государства. Другой категорией лиц, находящихся в РФ и не обладающих гражданством РФ, могут быть лица без гражданства. Они не являются гражданами РФ и не имеют доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Помимо данной категории лиц, на территории РФ могут находится беженцы и вынужденные переселенцы, правовое положение которых достаточно полно регламентируется законодательством.
Библиография
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ. – М., 1997.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – М., 2003.
3.
Федеральный
закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗО правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации (ред. от 11.11.2003) // Российская газета, от 27 июля
4. Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 63-ФЗОб адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации (ред. от 28.10.2003)
5. Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗО политических партиях (ред. от 25.07.2002)
6. Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗОб общественных объединениях (ред. от 12.03.2002)
7. Федеральный закон от 19 февраля 1993 года N 4528-1 О беженцах
Научная литература
1. Авакьян С. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – 641 с.
2. Азаров А.Я. Права человека - М., Спарк, 1995- 342 с.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- 776 с.
4. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории.- М.: Норма, 1991 – 213 с.
5. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. - М.: Юрид. лит, 1985. – 176 с.
6. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- 314 с.
7. Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982. – 100 с.
8. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. - М.: Манускрипт, 1992
9. Козлова ЕИ. Кутафин О. Конституционное право России. – М., 1999 - 473 с.
10. Конституция РФ, Комментарий, под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М. 1994
11. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М: Издательство Бек, 1994
12. Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – 266 с.
[1] Авакьян С. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 146.
[2] Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории.- М.: Норма, 1991 – С. 65
[3] Авакьян С. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 147.
[4] Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982.- С. 15.
[5] Авакьян С. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 148.
[6] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- С. 283
[7] Авакьян С. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 163.
[8] Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982.- С. 45
[9] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 176.
[10] Авакьян С. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 165
[11] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 180
[12] Авакьян С. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 168
[13] Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982.- С. 57.
[14] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 183.
[15] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- С. 285
[16] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- С. 287
[17] Авакьян С. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 173
[18] Авакьян С. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 149
[19] Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982.- С. 21.
[20] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 145
[21] Авакьян С. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 156.
[22] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- С. 283
[23] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 156.
[24] Авакьян С. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 162.