Содержание

Введение. 3

1.  Правовое положение иностранного гражданина и  лица без гражданства. 4

1.1. Общие положения. 4

1.2. Права и свободы.. 10

1.3.  Обязанности. 17

1. 4. Ответственность. Департация. 18

2. Правовые режимы нахождения  иностранных граждан на  территории Российской Федерации. 21

2.1.  Временное пребывание. 21

2.2. Временное проживание. 22

2.3. Постоянное проживание. 28

3. Правовой  статус  беженцев и вынужденных переселенцев. 31

Заключение. 42

Библиография. 43

Введение

Защита прав человека и гражданина – одна из  самых важных проблем современности. Каждое государство  само  устанавливает правовой режим для своих граждан, а равно для иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на его  территории.

 Права  человека – понятие широкое , распространяющееся на  все категории населения конкретной страны. Это означает, что  правами человека  обладают не только граждане  того или иного государство, но  и иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории  как Российского государства так и иного.

Законодательством Российской Федерации  устанавливается определенный правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. 

Целью работы является изучение правового  положения иностранных граждан и  лиц без гражданства. Задачами работы является:

-                      определение понятия иностранные граждане, лица без гражданства,

-                      изучение нормативных  правовых актов Российской Федерации  закрепляющих правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства,

-                      определение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства

-                      изучение  обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства,

-                      изучение ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства,

-                      определение оснований  депортации иностранных граждан и лиц без гражданства,

-                      изучение понятия  вынужденный переселенец и беженец,

-                      определение правового статуса вынужденного переселенца и беженца.

1.  Правовое положение иностранного гражданина и  лица без гражданства.

1.1. Общие положения

Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ и обладающие документами, доказывающими на­личие у них гражданства (подданства) иностранного государства. Другой категорией лиц, находящихся в РФ и не обладающих граж­данством РФ, могут быть лица без гражданства. Они не являются гражданами РФ и не имеют доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Именно такое определение этих категорий лиц дает главный нормативный акт этой сферы — Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. (далее — Закон об ино­странцах 2002 г.).

Надо сказать, что во многих отношениях правовой статус ино­странных граждан и лиц без гражданства схож. Он имеет общую конституционно-правовую основу. Конституция РФ (ч. 3 ст. 62) гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гра­жданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных фе­деральным законом или международным договором Российской Фе­дерации».

В международном праве подход, при котором иностранцы име­ют в целом такой же статус, как и свои граждане, за определенными изъятиями, получил наименование национального режима[1].

Российская Федерация использует по отношению к иностран­ным гражданам также режим наибольшего благоприятствования. Его общий смысл состоит в том, что государство предоставляет гражданам данного государства такие же возможности, какие оно гарантирует гражданам третьего государства. Однако используется и такое толкование режима наибольшего благоприятствования, при котором государства договариваются, что их граждане на террито­рии договаривающихся государств будут иметь несколько большие возможности, чем граждане третьих стран, хотя ряд авторов предпо­читает это именовать принципом взаимности.

Естественно, Россия соблюдает и дипломатические иммуните­ты, обозначенные в международных документах и предполагающие несколько особое положение иностранных граждан с дипломатиче­скими рангами на территории государства, особенно применительно к юридической ответственности[2].

Некоторые авторы предлагают иностранных граждан и лиц без гражданства объединять общим понятием «иностранцы»[3]. Однако не следует забывать, что имеются и определенные различия в статусе иностранных граждан и лиц без гражданства (по ходу нашей работы мы будем говорить о таких различиях). Кстати, на это ориентирует и Закон об иностранцах 2002 г. В ч. 2 ст. 2 Закона говорится: «В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства уста­навливаются специальные правила статуса. На многих таких особенностях мы остановимся в этой части книги. Для ряда категорий иностранных граждан особенности стату­са проявляются в порядке въезда в РФ, прохождения иммиграцион­ного контроля и т. д. Информацию об этих особенностях читатель найдет в третьей части книги.

Характеризуя положение иностранцев в РФ, прежде всего под­черкнем, что сами понятия «статус», «конституционно-правовой статус» в полном объеме подходят для тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории РФ. Уже в понятийном аппарате Закона об иностранцах 2002 г. дается следующее определение: «Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации до­кументы, подтверждающие право иностранного гражданина на пре­бывание (проживание) в Российской Федерации» (ст. 2).

Есть ли какой-то статус у иностранца, не имеющего документов на законное пребывание? Строго говоря, любое лицо на территории государства имеет какой-то юридический статус. Статус иностранца, незаконно находящегося на территории РФ, имеет свои особенно­сти.

Во-первых, ему обеспечиваются все конституционные гарантии как индивиду, человеческому существу. В этом плане иностранец, даже незаконно оказавшийся на территории РФ, имеет право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность, свободу совести, свободу мысли и слова. К нему могут быть применены ме­ры пресечения, ограничивающие его свободу, но только на основа­нии закона.

Во-вторых, такой иностранец все же не может претендовать на права и свободы, которые существуют для иностранных граждан, на законных основаниях находящихся на территории РФ (например, легально трудиться в РФ, получать образование и др.)[4].

Кстати говоря, незаконное прибытие на территорию РФ само по себе еще не означает, что лицо встретит враждебное отношение к не­му со стороны Российского государства. Зачастую такие лица, спасая жизнь, формально незаконным путем пересекают границу РФ (на­пример, беженцы, лица, ищущие временного убежища). Но затем они находят понимание и поддержку властей нашего государства, приобретают (оформляют) законные основания для нахождения в РФ.

В-третьих, иностранцы, незаконно оказавшиеся на территории РФ, не ходатайствующие об узаконении их пребывания либо полу­чившие отказ, обязаны покинуть РФ[5].

Иностранцы, находящиеся в РФ на законных основаниях, с точ­ки зрения срока пребывания делятся на три категории:

временно пребывающие в РФ — иностранные граждане, при­бывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем по­лучения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающие в РФ — лица, получившие разрешение на временное проживание;

постоянно проживающие в РФ — иностранные граждане, полу­чившие вид на жительство.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федераль­ным законом или международным договором РФ. Режим пребыва­ния, по которому иностранные граждане приравниваются в своих правах в целом к гражданам своего государства за определенными изъятиями, получил наименование национального режима. Таким образом, Российская Федерация следует в целом этому режиму.

В ряде отношений РФ следует режиму наибольшего благоприятство­вания как на основе международных соглашений, так и по принципу взаимности по двухсторонним договоренностям с иностранными государствами. Российское государство гарантирует распространение на ино­странных граждан принципов равноправия, которые закреплены в нашей Конституции.

Напомним, как и многие другие государства, Россия провозгла­шает равноправие человека с человеком. В ст. 19 говорится, что «все равны перед законом и судом». И далее: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так­же других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Применительно к иностранным гражданам и лицам без граж­данства принцип равноправия человека с человеком означает, что каждый иностранец воспринимается в России как личность, как че­ловек со всеми своими естественными и приобретенными свойства­ми[6]. Иностранец не только пользуется обозначенными законом пра­вами и свободами, но и несет обязанности в рамках своего статуса. Иностранные граждане и лица без гражданства в равной мере могут рассчитывать на защиту свои прав нашим государством и сами за­щищают свои права, в том числе и судебном порядке. Но они могут быть и привлечены к ответственности в соответствии с нашими за­конами[7].

Исключение составляют иностранные граждане с дипломатиче­ским иммунитетом (и шире — с правовым иммунитетом), которые на основании международных договоров и соглашений, участника­ми которых стала Россия, и по принципу взаимности не привлека­ются к уголовной и к административной ответственности в РФ.

Уголовный кодекс РФ (ст. 11) говорит, что лица, совершившие преступление на территории РФ, подлежат уголовной ответственно­сти по этому Кодексу. Вместе с тем, согласно Кодексу, вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей ино­странных государств и иных граждан, которые пользуются иммуни­тетом, в случае совершения этими лицами преступления на террито­рии РФ разрешается в соответствии с нормами международного права. По Кодексу об административных правонарушениях РФ (ст. 2.6) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юри­дические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от админи­стративной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными закона­ми и международными договорами РФ и совершившего на террито­рии РФ административное правонарушение, разрешается в соот­ветствии с нормами международного права.

Сказанное, однако, не означает освобождения таких лиц от от­ветственности. Они могут быть привлечены к ответственности за совершенные в России правонарушения в своих странах и по их за­конам, если последние предусматривают ответственность за подоб­ные деяния[8].

Вторым видом равноправия является равноправие женщины и мужчины. Оно закреплено в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Данный вид равноправия распространяется, ко­нечно, на иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Напомним, что в некоторых странах это равноправие не обеспечивается в полном объеме для женщин. Если же граждане или подданые этих стран находятся на территории России, они находят­ся здесь в равном положении. Какое-то поведение, основанное на национальном законодательстве и означающее проявление неравен­ства в отношении женщины (например, появление в общественных местах, в отношениях с детьми и т. д.), в России не допускается.

Третий вид равноправия — равноправие независимо от нацио­нальной принадлежности. Хотя оно упоминалось в связи с равно­правием человека с человеком, следует выделить данный вид равно­правия, учитывая многонациональный состав населения РФ. Естественно, этот вид равноправия распространяется и на иностран­ных граждан. Характерно, что в Уголовном кодексе РФ преступле­ние, состоящее в возбуждении национальной, расовой или религи­озной вражды (ст. 282), указано в гл. 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».

В принципе в России можно говорить и о четвертом виде равно­правия — равноправии независимо от государственной принадлежности лица. Отражение в Конституции РФ общих подходов к стату­су иностранцев на основе национального режима как раз и означает реализацию указанного принципа.

Естественно, что полного равенства иностранных граждан и лиц без гражданства с собственными гражданами нет в Российской Фе­дерации, как его нет и в любом другом государстве мира.

1.2. Права и свободы

В наиболее полном объеме иностранным гражданам обеспечи­ваются конституционные (основные) личные права и свободы. На­помним, что в нашей стране к личным правам и свободам, закреп­ленным Конституцией РФ, относятся: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, за­щиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на пользование родным язы­ком; право на свободу передвижения, на свободу выезда из РФ и возвращения в РФ; свобода совести и свобода вероисповедания.

По большинству перечисленных прав и свобод государственная принадлежность лица не имеет принципиального значения, т. е. они обеспечиваются каждому человеку  находящему на территории РФ, практически в одинаковом объеме[9].

Однако некоторые различия в реализации личных прав ино­странцев и граждан РФ, конечно, имеются.

Так, при общем гарантировании свободы пребывания и пере­движения в РФ иностранцы, тем не менее, подлежат более строгому учету (местному и централизованному). Временно проживающие иностранцы не могут по своему желанию изменить место жительст­ва. Есть места, куда иностранцы не могут въезжать. Временно и по­стоянно проживающие в России иностранцы, выехавшие за пределы РФ на срок более 6 месяцев, рискуют тем, что разрешение на их проживание в РФ будет аннулировано, в то время как «гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» (ч. 2 ст. 27 Конституции РФ). Сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений, а также журналистам свобода передвижения обеспечивается на на­чалах взаимности. Таким образом, в целом режим нахождения в стране иностранцев отличается от режима для собственных граждан.

Свобода вероисповедания гаран­тируется Конституцией РФ «каждому» (ст. 28), значит, и иностран­ным гражданам и лицам без гражданства. Однако объем этой свобо­ды будет равным для всех лишь в том, что касается веры и отправления культов тех конфессий, которые официально зарегист­рированы в РФ. Иначе говоря, если человек хочет молиться в право­славной церкви, мечети, синагоге и т. п., он может найти эти храмы во многих городах и населенных пунктах РФ. Но если его конфессия не имеет своих храмов в России, человек может отправлять культ в помещении, где он проживает.

Не совсем одинаково положение россиян и иностранцев при же­лании создать религиозную группу или организацию. Согласно Фе­деральному закону от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, по­стоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного вероисповедания и распро­странения веры и обладающее соответствующими признаками (п. 1 ст. 6). Итак, иностранцы могут вместе с гражданами РФ образовы­вать религиозные объединения, но не все. Временно проживающие лица могут быть участниками религиозных обрядов, но не создате­лями объединения.

Но и это еще не все. Учредителями местной религиозной орга­низации, согласно Закону (п. 1 ст. 9) могут быть не менее 10 граж­дан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной терри­тории на протяжении не менее 15 лет. А централизованные религи­озные организации создаются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания. Таким образом, очевидно, что права в части создания религиозных организаций у граждан РФ и иностранных граждан, лиц без гражданства далеко не одинаковы.   . Конституция РФ гласит, что «каждый, имеет право на пользова­ние родным языком, на свободный выбор языка общения, воспита­ния, обучения и творчества». Достаточно очевидно, что возможно­сти и пределы использования этого права также не одинаковы для граждан РФ и иностранцев. Россияне наряду с указанной возможно­стью не забывают о том, что в РФ есть государственный язык, что в республиках разрешено иметь наряду с русским языком и государ­ственные языки республик, и что всем народам гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развитая (ст. 68 Конституции РФ)[10]. Иностранцы могут разговаривать на своем языке, воспитывать на нем своих детей, обучать их языку и т.п. Но они не вправе претендовать на то, чтобы государство органи­зовало и финансировало учебу их детей на родном языке. Они также не могут требовать, чтобы при их обращении в соответствующие органы с ними разговаривали на их родном языке, хотя при необхо­димости будет организован перевод текстов и диалогов.

Конституция РФ закрепляет широкий круг публично-политических прав граждан, к которым относятся: свобода мысли и слова; право на информацию; право на объединение; свобода мани­фестаций; право на участие в управлении делами государства; изби­рательное право; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Действие перечисленных конституционных прав и свобод по-разному проявляется по отношению к иностранным гражданам.

Естественно, у них есть свобода мысли и слова. Свобода мысли вообще не может зависеть от гражданства, она существует для лю­бого человека. Тем более, что свобода мысли — это внутреннее со­стояние личности, которое по большому счету невозможно как-либо проконтролировать. С точки зрения конституционного права, свобо­да мысли обеспечивается созданием в обществе обстановки свобо­ды, отсутствия страха и боязни; исключением внешнего психическо­го, психотропного и прочего воздействия на мышление людей. Естественно, что эти предпосылки и гарантии должны существовать не только для своих граждан, но и для иностранцев. Как сказано в Конституции РФ, «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них».

Что касается свободы слова, она обеспечивается возможностью беспрепятственного выражения своих взглядов любым человеком в российском обществе. Это может быть сделано посредством пуб­личных выступлений, публикаций в газетах, радио- и телеинтервью и т. д. Иностранные граждане могут, как и граждане РФ. пользовать­ся свободой слова. Конечно, предполагается определенная мораль­но-этическая корректность реализации свободы слова иностранцами в Российской Федерации, так же как и гражданами России в других государствах. Но формально никто не может запретить иностранцу в российских СМИ критиковать нашу страну, ее порядки, уклад, образ жизни людей, уровень их культуры, образованности, а также кон­ституционный строй и политическую жизнь. Делать это в россий­ских или зарубежных СМИ, какой стиль использовать — это вопрос тактичности и культуры самого иностранца.

В РФ существует конституционное право на информацию. Кон­ституция РФ (ч. 4 ст. 29) говорит о том, что «каждый» имеет право свободно искать, получать, производить и распространять информа­цию любым законным способом. Каждый — следовательно, и ино­странный гражданин, и лицо без гражданства. Таким образом, ино­странцы  на общих основаниях могут получать и распространять информацию, например, в процессе беседы, чтения и передачи лите­ратуры и т. д. Однако и для них действуют те же ограничения, что и для российских граждан. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» гласит, что на территории РФ запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков пропаганды или призывов к экстремистской дея­тельности.  Конечно, это требование распространяется и на ино­странцев.

Что же касается учреждения СМИ, здесь тоже есть определен­ные ограничения. Российский Закон «О средствах массовой инфор­мации» уже в первой своей редакции от 27 декабря 1991 г. (ст. 7) говорил о том, что гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, не может быть учредителями СМИ. Вместе с тем Закон не запрещает иностранцам быть сотрудниками СМИ и даже их руководителями (например, ге­неральным директором одного из общероссийских каналов до не­давнего времени являлся гражданин иностранного государства).

Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое ли­цо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капита­ле которого составляет 50% и более, не вправе учреждать организа­ции (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уве­ренного  приема  передач  которых  охватывает половину  и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения РФ. Отчуждение акций такой теле-, видеопрограммы, повлекшее появление в их ус­тавном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50% и более, не допускается[11].

 Право на объединение также реализуется иностранными граж­данами в РФ. Не случайно ст. 30 Конституции РФ, посвященная данному праву, начинается слов «каждый имеет право на объедине­ние». Реализация данного права иностранцами может осуществлять­ся несколькими путями.

Во-первых, иностранные граждане могут создавать и реально создают свои общественные объединения. Речь идет чаще всего об объединениях типа землячеств, обществ, клубов и т. д[12].

Во-вторых, иностранные граждане могут вступать в российские общественные объединения. Федеральный закон «Об общественных объединениях» 1995 г. говорит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами РФ в сфере отношений, регулируемых данным Законом, за исключением случа­ев, установленных федеральными законами и международными до­говорами РФ (ст. 1). Иначе говоря, они могут вступать в российские общественные объединения, если законы о конкретных обществен­ных объединениях или их уставы не запрещают вступление ино­странцев в данные объединения[13]. Федеральный закон 1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» гласит, что иностранные граждане и лица без гражданства, прожи­вающие на территории Российской Федерации, могут состоят в рос­сийских профсоюзах, за исключением случаев, установленных фе­деральными законами и международными договорами РФ (п. 4 ст. 2). Более того, законодательство не дает права иностранцам спон­сировать политические партии, а также делать пожертвования в из­бирательные фонды участников избирательных кампаний. Согласно Федеральному закону «О политических партиях» не допускаются пожертвования партиям от иностранных государств и иностранных юридических лиц, иностранных граждан, лиц без гражданства, рос­сийских юридических лиц с иностранным участием, превышающим 30%, международных организаций и международных общественных движений (ст. 30). По Федеральному закону 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» перечисленные субъекты не могут делать пожертвования кандидатам, избирательным объединениям, блокам.

В-третьих, Федеральный закон 1995 г. «Об общественных объединениях» разрешает создание и деятельность в России междуна­родных общественных объединений, их отделений, филиалов и представительств, а также организаций, отделений, филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительствен­ных объединений (ст. 47). Эти организации действуют в РФ в общем порядке, предусмотренном данным Законом и другими федераль­ными законами.

В некоторых случаях устанавливаются ограничения на деятель­ность таких объединений в России. В частности, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» гласит (ст. 17), что на территории РФ запрещается деятель­ность общественных и религиозных объединений, иных некоммер­ческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательством. Ряд ранее принятых законов специально оговорил невозмож­ность государственной службы иностранцев в органах суда, проку­ратуры, милиции, безопасности, налоговой полиции, таможни, по­жарной безопасности. Иностранцы не могут быть нотариусами, хотя в РФ наряду с государственными могут быть и негосударственные представители этой службы.

Однако в деятельности некоторых негосударственных структур, имеющих отношение к обеспечению законности, участие иностран­цев разрешается. В частности, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» гласит, что ино­странцы, получившие статус адвоката в установленном законом по­рядке, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на территории РФ, если иное не предусмотрено федеральным зако­ном. По Закону РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммер­ческом арбитраже» иностранец может быть арбитром, поскольку третейские суды не являются государственными органами правосу­дия. Согласно п. 1 ст. 11 Закона, ни одно лицо не может быть лише­но права выступать в качестве арбитра по причине его гражданства, если стороны не договорились об ином.

1.3.  Обязанности

Иностранные граждане и лица без граж­данства несут обязанности наравне с гражданами Российской Феде­рации, т. е. у тех и у других одинаковые обязанности.

Прежде всего, все граждане Российской Федерации, а значит и иностранцы, обязаны соблюдать нашу Конституцию и законы[14]. Воз­можно, какие-то российские правовые нормы могут не понравиться иностранному гражданину, лицу без гражданства. Но это ничего не меняет. Они должны следовать требованиям соответствующих норм. Иначе говоря, иностранцы должны быть в России законопослушны­ми людьми, как и граждане РФ.

Поскольку многие иностранные граждане и лица без гражданст­ва занимаются в России предпринимательством и наемной трудовой деятельностью, на них распространяется требование ст. 57 Консти­туции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоговый кодекс РФ в равной мере распространяется на иностранных граждан и иностранных юридических лиц, хотя и пре­дусматривает особенности их учета как налогоплательщиков. Рос­сийская Федерация заключает соглашения с иностранными государ­ствами в целях исключения двойного налогообложения граждан этих государств в РФ и российских граждан в этих государствах[15].

В России есть не только право человека на благоприятную ок­ружающую среду, но и обязанность ее сохранять. В ст. 58 Конститу­ции записано, что «каждый обязан сохранять природу и окружаю­щую среду, бережно относиться к природным богатствам». Это же относится и богатствам духовным. Согласно ч. 3 ст. 44 Конститу­ции, «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Конституция РФ, Семейный кодекс РФ предусматривают обя­занности родителей заботиться о детях, их воспитании, обучении, обязанности трудоспособных детей заботиться о своих родителях. Все эти требования распространяются и на иностранцев, находя­щихся в РФ.

Согласно Конституции РФ и Закону об иностранцах 2002 г., од­на обязанность существует только для российских граждан и не распространяется на иностранных граждан: иностранцы не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую служ­бу), не могут поступить на военную службу в добровольном порядке и не могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, дру­гие войска, воинские формирования и органы в качестве вольнона­емного персонала (ст. 15 Закона об иностранцах 2002 г.).

1. 4. Ответственность. Департация.

Иностранные граждане, виновные в на­рушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ и на тех же основаниях, что и граждане РФ.

Могут быть и такие нарушения законодательства, субъектами которых являются только или преимущественно иностранцы. В ос­новном это деяния, связанные с правилами пересечения границы и пребывания в РФ.

В новом Кодексе РФ об административных правонарушения 2001 г., введенном в действие с 1 июля 2002 г., есть гл. 18 «Админи­стративные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Рос­сийской Федерации». Глава достаточно объемная, мы обратим вни­мание на некоторые наиболее характерные составы административ­ных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Первая  группа — это правонарушения, связанные так или иначе с Государственной границей РФ, субъектами которых могут .быть и граждане РФ, и иностранцы:

— нарушение режима Государственной границы РФ, т. е. нару­шение правил пересечения Государственной границы РФ лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следова­ния таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через Государственную границу РФ и в обратном направлении;

- ведение на Государственной границе РФ либо вблизи нее хо­зяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления органов и войск пограничной службы либо с уведомлением таких органов и войск, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности;

—  нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне;

—  ведение в территориальном море и во внутренних морских водах РФ, в российской части вод пограничных рек, озер и иных во­доемов промысловой,  исследовательской,  изыскательской  и  иной деятельности без разрешения (уведомления) органов и войск погра­ничной службы либо с разрешения (с уведомлением) таких органов и войск, но с нарушением условий такого разрешения (уведомле­ния);

—  нарушение режима в пунктах пропуска через Государствен­ную границу РФ;

— незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ. Вторая группа — это нарушения иностранными гражданами

или лицами без гражданства режима пребывания в РФ. Они выра­жаются в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через террито­рию РФ. Эти правонарушения влекут наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Если иностранец незаконно въехал в РФ, его пребывание само по себе тоже является незаконным (другое дело, что он может, нахо­дясь в РФ, оформить свое пребывание). Иностранец мог законно пребывать в РФ, но окончился срок, а он не выехал, не оформил продление, и его пребывание становится незаконным.

Согласно Закону об иностранцах 2002 г., иностранный гражда­нин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографирова­нию и обязательной государственной дактилоскопической регистра­ции с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Каждый иностранец должен помнить о своей обязанности свое­временно выехать из РФ. Закон об иностранцах 2002 г   предусматривает определенные последствия несоблюдения иностранным гра­жданином срока пребывания или проживания в РФ

В случае, если срок проживания или временного пребывания в РФ сокращен, иностранный гражданин обязан выехать из РФ в тече­ние 3 дней. Если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, то он обязан выехать из РФ в течение 15 дней. Не исполнивший эту обязанность иностранец подлежит депортации[16].

Депортация осуществляется МВД РФ или его территориальны­ми органами. Делается это за счет средств депортируемого ино­странного гражданина, а при отсутствии таких средств либо в слу­чае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного Законом порядка привлечения и использования ино­странных работников, — за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депор­тируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, пригласившего его на работу. Если установление приглашающей стороны невозможно, расходы на депортацию производятся за счет средств федерального бюджета[17].

 

2. Правовые режимы нахождения  иностранных граждан на  территории Российской Федерации

2.1.  Временное пребывание

В соответствии со ст. 5 Закона об иностранцах 2002 г. срок вре­менного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранец прибыл в по­рядке, не требующем получения визы, срок пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных За­коном.

Иностранец обязан выехать из России по истечении срока дей­ствия визы или срока, установленного Законом, если на момент ис­течения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

Срок временного пребывания может быть соответственно про­длен либо сокращен в случаях, если изменились условия или пере­стали существовать обстоятельства, в связи с которыми иностранцу был разрешен въезд в РФ. Решение на этот счет принимает МИД РФ или МВД РФ либо его территориальные органы (министерства внутренних дел республик, управления внутренних дел других субъ­ектов РФ).

Если иностранец прибыл в безвизовом порядке и заключил тру дозой договор  или  гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Закона об ино­странцах 2002 г., то срок пребывания продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранца в РФ. Решение о продлении срока времен­ного пребывания принимается территориальным органом МВД, о чем делается отметка в миграционной карте.

2.2. Временное проживание

Разрешение на временное проживание может быть выдано ино­странному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правитель­ством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание со­ставляет 3 года.

Согласно Закону об иностранцах 2002 г., «разрешение на вре­менное проживание — подтверждение права иностранного гражда­нина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гра­жданина или лица без гражданства, либо в виде документа установ­ленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гра­жданства, не имеющему документа, удостоверяющего его лич­ность».

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на вре­менное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствую­щем субъекте и его возможностей по обустройству иностранных граждан[18].

Без учета указанной квоты разрешение на временное прожива­ние может быть выдано иностранному гражданину:

1)  родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;

2)  признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

3)  имеющем хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ; 4)  состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жи­тельства в РФ;

5)  осуществившему инвестиции в РФ в размере, установленном

Правительством РФ;

6) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Иностранец, временно пребывающий в РФ, подает заявление о

разрешении временного проживания в территориальный орган МВД по месту предполагаемого временного проживания. Этот орган в 6-мссячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает в выдаче такого разреше­ния.

Находящийся за границей иностранец такое заявление подает в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве своего проживания[19]. Однако указанное заявление пересылается дипломатической почтой в территориальный орган МВД по месту планируемого временного проживания иностранца, и только он в названный срок разрешает временное проживание либо отказывает в этом.

Территориальный орган МВД при рассмотрении заявления на­правляет запросы в органы безопасности, службу судебных приста­вов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы миграционной службы и другие заинтере­сованные органы, которые в 2-месячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо отсутствии об­стоятельств,  препятствующих  выдаче  иностранцу разрешения  на временное проживание.

В случае отказа повторное заявление подается не ранее чем че­рез один год со дня отклонения предыдущего заявления.

Разрешение на временное проживание — это документ, содер­жащий определенные сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гра­жданство иностранного гражданина; номер и дату принятия реше­ния о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа, выдавшего разрешение.

В ст. 7 Закона об иностранцах 2002 г. содержится обширный пе­речень оснований для отказа в выдаче либо аннулирования разреше­ния на временное проживание. Разрешение не выдается, а ранее выданное разреше­ние аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституцион­ного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

2)  финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или соверша­ет их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3)  в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался адми­нистративному выдворению за пределы РФ либо депортации;

4)  представил поддельные или подложные документы либо со­общил о себе заведомо ложные сведения;

5)  осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступ­ления, рецидив которого признан опасным;

6)  имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федераль­ным законом;

7) неоднократно (два и более раз) в течение одного года привле­кался к административной ответственности за нарушение законода­тельства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;

8) не может представить доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного миниму­ма, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

9)  по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в РФ жилого по­мещения на основаниях, предусмотренных законодательством РФ;

10)  выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами РФ более шести месяцев;

12)  заключил брак с гражданином РФ, послуживший основани­ем для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммуноде­фицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфек­ционных заболеваний, которые представляют опасность для окру­жающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ.

Этот перечень гораздо обширнее, чем круг оснований для отклонения заявлений о приеме в граждан­ство РФ, рассмотренный в первой части книги. На регламентации оснований сказался и момент принятия Закона об иностранцах 2002 г. Ведь он появился одновременно с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности в РФ», оба закона подписаны Президентом РФ в один и тот же день — 25 июля 2002 г. В Законе об иностранцах говорится об угрозе безопасности не толь­ко РФ, но и «граждан РФ» (п. 1). Появился пункт об экстремизме как основании отказа во временном проживании. Криминальный фактор связан в Законе об иностранцах с совершением заявителем тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив кото­рого признан опасным, с непогашенной или неснятой судимостью за указанные преступления[20]. В Законе отражено применение к заявите­лю мер административной ответственности и административного принуждения в связи с пребыванием в РФ. От заявителя требуется доказательства обладания достаточными законными средствами су­ществования и жильем. Возможно установление фиктивности брака, заключенного с гражданином РФ. Наконец, наркомания, ВИЧ-инфекции и иные инфекционные заболевания также являются осно­ванием для отказа в получении разрешения либо аннулирования разрешения на временное проживание в РФ.

Надо сразу признать , что все перечисленные основания не только отразятся на решении о вре­менном проживании иностранца в России, но и не дадут ему воз­можности ходатайствовать о гражданстве РФ. Ведь чтобы просить о приеме в гражданство в общем порядке, большинству иностранцев надо сначала въехать в Россию, получить здесь разрешение на вре­менное проживание, и уж затем, прожив положенное число лет, можно подать заявление о приеме в гражданство РФ[21]. Конечно, при этом может выявиться одно из обстоятельств, изложенных в ст. 7 Закона об иностранцах 2002 г. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. утвер­ждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и поручено МВД РФ утвердить образец отметки о разрешении на временное прожи­вание, проставляемой в документе, удостоверяющем личность ино­странного гражданина (лица без гражданства), и образец бланка раз­решения на временное проживание, выдаваемого лицу без гражданства

Если заявитель намерен получить в пределах квоты, определяемой Правительством РФ, разрешение на временное проживание для себя и совместно проживающих с ним членов се­мьи, он должен сообщить об этом в заявлении. Заявление не прини­мается к рассмотрению, если иностранный гражданин удостоверяет свою личность документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспортом моряка, или документом, срок действия которого менее 6 месяцев[22].

К заявлению прилагается обширный перечень документов, ко­торые удостоверяют личность и гражданство иностранца, наличие или отсутствие судимости, наличие средств, обеспечивающих заяви­телю и членам его семьи при проживании в РФ прожиточный мини­мум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность, сви­детельство о браке, документы об отсутствии ВИЧ-инфекции, наркомании, инфекционных заболеваний и др.

Интересно, что надо представить не только свидетельство о ро­ждении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт — при его наличии), но и документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в РФ для проживания, причем подпись ребенка должна быть заверена нотариусом.

Естественно, что иностранцы, имеющие хотя бы одно из осно­ваний для получения разрешения на временное проживание вне кво­ты, определяемой Правительством РФ, представляют документы, подтверждающие их право на льготный подход.

Как уже говорилось, срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня его подачи со всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами. Орган внутрен­них дел обязан в месячный срок со дня принятия решения направить заявителю уведомление с указанием номера и даты его принятия, а при отрицательном решении — основания отказа. Уведомление о решении, принятом органом внутренних дел по заявлению, подан­ному за границей, направляется в МИД РФ для последующего ин­формирования заявителя. Решение органа внутренних дел о выдаче иностранному гражданину (лицу без гражданства) разрешения на временное проживание является основанием для оформления ему дипломатическим представительством или консульским учреждени­ем РФ визы для въезда в Российскую Федерацию.

Согласно Положению от 1 ноября 2002 г., при оформлении раз­решения на временное проживание иностранный гражданин (лицо без гражданства) подлежит обязательной государственной дактило­скопической регистрации.

2.3. Постоянное проживание

Закон об иностранцах 2002 г. предусматривает, что в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранном)' гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

Согласно Закону, «вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтвержде­ние их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостове­ряющим его личность» (ст. 2).

Выдача этого документа и есть разрешение на постоянное про­живание в России. Заявление о выдаче вида на жительство подается в территориальный орган МВД не позднее чем за 6 месяцев до исте­чения срока действия разрешения на временное проживание.

Разрешение на временное проживание, выдаваемое территориальным органом МВД по месту предполагаемого проживания иностранца, он может полу­чить, находясь и в России, и за границей. Что же касается решения о постоянном проживании, его можно получить, только имея место жительства в России. Более того, Закон об иностранцах 2002 г. гла­сит: «До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание» (ч. 2 ст. 8).

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на срок действия его документа, удостоверяющего личность, но не более чем на 5 лет, а лицу без гражданства — на 5 лет. По окончании сро­ка действия вида на жительство данный срок по заявлению лица может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока дей­ствия вида на жительство не ограничено.

Таким образом, с одной стороны, регламентация данного вопро­са выглядит гуманной, поскольку иностранному гражданину позво­ляется долго проживать в РФ. Но, с другой стороны, его положение является зыбким, поскольку каждые 5 лет иностранец находится пе­ред перспективой получения как продления, так и отказа в продле­нии. Причем такие факторы гуманного отношения, как наличие в России семьи и детей, утрата связи с прежним государством и от­сутствие там крова, изменение режима в этом государстве и т. д. не названы в Законе, а поэтому оставлены на усмотрение соответст­вующих органов и должностных лиц[23].

Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранца, номер и дату приня­тия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавше­го вид на жительство. Вид на жительство оформляется в виде доку­мента установленной формы.

Закон об иностранцах 2002 г. (ст. 9) содержит основания для от­каза в выдаче либо аннулирования ранее выданного вида на житель­ство. Эти основания аналогичны тем, которые применяются при от­казе в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание.

Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. утвер­ждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство. Эtot документ приводится в приложениях, и читатель может с ним подробно ознакомиться. Остано­вимся на некоторых моментах.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом внутренних дел по мес­ту проживания на основании письменного заявления, поданного в орган внутренних дел лично дееспособным иностранным граждани­ном (лицом без гражданства). Лицу, не достигшему 18-летнего воз­раста, вид на жительство выдается на основании письменного заяв­ления, поданного одним из родителей или законным пред­ставителем.

К заявлению прилагаются те же документы, что и при получе­нии разрешения на временное проживание.

По результатам рассмотрения орган внутренних дел принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче вида на жительство. По каждому заявлению принимается отдельное решение.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми и надлежащим об­разом оформленными документами. Орган внутренних дел обязан в 14-дневный срок со дня принятия решения направить заявителю уведомление о нем с указанием номера и даты его принятия, а в слу­чае отрицательного решения — основания отказа.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства), достигшему 14-летнего возраста. Иностранный гражданин (лицо без гражданства), не достигший 14-летнего возрас­та, вписывается в вид на жительство обоих родителей. Однако иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 14-летнего возраста и ставшему сиротой, может быть выдан вид на жительство. В документе, удостоверяющем личность иностран­ного гражданина (лица без гражданства), делается отметка о выдаче ему вида на жительство. Напомним, что в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ записано: «Каж­дый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Слово «каждый», поставленное в начале нормы, может означать лишь одно: она распространяется на любое лицо, незави­симо от его государственной принадлежности. Получается, что при­веденное положение Закона об иностранцах 2002 г. формально про­тиворечит Конституции РФ[24]. Но в данном случае скорее требует корректировки норма Конституции, а не Закона.

Согласно Закону, иностранным гражданам — сотрудникам ди­пломатических представительств и работникам консульских учреж­дений иностранных государств в РФ, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в РФ иностранным журна­листам право на свободу передвижения в пределах РФ предоставля­ется на основе принципа взаимности. Для них также действуют пра­вила в части посещения территорий, организаций и объектов по специальным разрешениям.

3. Правовой  статус  беженцев и вынужденных переселенцев.

 

Беженец   -  это  лицо,  которое  не  является  гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных  опасений стать  жертвой  преследований  по  признаку расы,  вероисповедания, гражданства,   национальности,   принадлежности   к    определенной социальной  группе  или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не  может  пользоваться  защитой этой  страны  или  не  желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений;  или,  не имея определенного гражданства и находясь вне  страны  своего  прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

  Признание лица беженцем предусматривает:

      1) обращение  с  ходатайством  о  признании  беженцем   (далее ходатайство)

      2) предварительное рассмотрение ходатайства;

      3) принятие  решения  о  выдаче  свидетельства  о рассмотрении ходатайства по существу либо  об  отказе  в рассмотрении ходатайства по существу;

      4) выдачу  свидетельства  либо   уведомления   об   отказе   в рассмотрении ходатайства по существу;

      5) рассмотрение ходатайства по существу;

      6) принятие  решения  о  признании  беженцем  либо об отказе в признании беженцем;

      7) выдачу  удостоверения  беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

      Решение  о  выдаче  свидетельства  или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по  существу  или об  отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица,   оформления   опросного   листа   на    основе    проведения индивидуальных  собеседований,  а  также  по  результатам  проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших  с  ним членах  семьи,  проверки  обстоятельств  их  прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их  нахождения  на  территории Российской   Федерации,   после  всестороннего  изучения  причин  и обстоятельств,  изложенных  в  ходатайстве.   В   целях   уточнения сообщенных   лицом  фактов  допускается  проведение  дополнительных собеседований.

Правовое   положение   лица,   прибывшего   на   территорию Российской  Федерации  с  намерением  ходатайствовать  о  признании беженцем и признанного недееспособным,  определяется в соответствии с  федеральными  законами  и  иными  нормативными  правовыми актами Российской  Федерации,  законами  и  иными  нормативными  правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Решение  о  признании  беженцем  является  основанием   для предоставления  лицу  и  членам  его семьи прав и возложения на них обязанностей.

Лицо, признанное беженцем, и  прибывшие с ним члены его  семьи имеют право на:                                                     

     1) получение  услуг переводчика  и получение  информации о  своих правах  и  обязанностях

     2) получение  содействия в  оформлении документов  для въезда  на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица  находятся вне пределов территории Российской Федерации;                       

     3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа  к месту пребывания  в порядке,  определяемом Правительством  Российской Федерации;                                                          

     4)  получение  питания  и  пользование  коммунальными  услугами в центре временного размещения  в порядке, определяемом  Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;          

     5)  охрану  представителями  территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре  временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;             

     6)  пользование  жилым  помещением,  предоставляемым  в  порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, из фонда жилья  для временного поселения.                                                

     Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право  на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного  поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;              

     7)  медицинскую  и  лекарственную  помощь  наравне  с  гражданами Российской Федерации

     8)  получение  содействия   в  направлении  на   профессиональное обучение  или  в  трудоустройстве  наравне  с  гражданами  Российской Федерации  в  соответствии  с  настоящим Федеральным законом, другими федеральными  законами   и   иными  нормативными   правовыми   актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов    Российской    Федерации,    за    исключением   случаев, предусмотренных    законодательством    Российской    Федерации     и международными договорами Российской Федерации;                     

     9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами   Российской   Федерации   в   соответствии   с  настоящим Федеральным   законом,   другими   федеральными   законами   и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и  иными нормативными  правовыми  актами  субъектов  Российской  Федерации, за исключением  случаев,  предусмотренных  законодательством  Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;         

     10)  социальную  защиту,  в  том  числе  социальное  обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации

     11)  получение  содействия  в  устройстве детей лица, признанного беженцем,   в   государственные   или   муниципальные   дошкольные  и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального    образования,    а    также    в  переводе  их  в образовательные  учреждения  среднего  профессионального  и   высшего профессионального  образования   наравне   с  гражданами   Российской

     12)  содействие  федерального  органа  исполнительной  власти  по миграционной  службе  в  получении  сведений  о  родственниках  лица, признанного  беженцем,  проживающих  в  государстве  его  гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);             

     13)  обращение  в   территориальный  орган  федерального   органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц.              

     14) обращение с заявлением  о предоставлении права на  постоянное проживание  на  территории  Российской  Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации  в соответствии с  законодательством Российской   Федерации   и   международными   договорами   Российской Федерации;                                                           

     15)  участие  в  общественной  деятельности  наравне с гражданами Российской  Федерации,   за   исключением  случаев,   предусмотренных законодательством  Российской  Федерации  и международными договорами Российской Федерации;                                               

     16)  добровольное  возвращение  в  государство  своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);          

     17) выезд на место жительства в иностранное государство;         

     18) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской   Федерации   и   международными   договорами   Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

По мимо прав на беженцев возлагаются обязанности:

     1)   соблюдать   Конституцию   Российской   Федерации,  настоящий Федеральный  закон,  другие  федеральные  законы  и  иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;                       

     2) своевременно  прибыть в  центр временного  размещения или иное место  пребывания,  определенное  федеральным  органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;     

     3)  соблюдать  установленный   порядок  проживания  и   выполнять установленные требования санитарно - гигиенических норм проживания  в центре временного размещения;                                       

     4)  сообщить  в  течение   семи  дней  в  территориальный   орган федерального  органа  исполнительной  власти  по  миграционной службе сведения  об  изменении  фамилии,  имени,  состава  семьи,  семейного положения,  о  приобретении  гражданства  Российской  Федерации   или гражданства  другого  иностранного   государства  либо  о   получении разрешения  на   постоянное  проживание   на  территории   Российской Федерации;                                                          

     5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской  Федерации  либо  выехать  на  место жительства за пределы территории Российской Федерации;                                    

     6) сняться с учета  в территориальном органе федерального  органа исполнительной  власти  по  миграционной  службе  при  перемене места пребывания  и  в  течение  семи  дней  со дня прибытия к новому месту пребывания  встать  на  учет  в  территориальном  органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.                

     7)  проходить   ежегодный  переучет   в  сроки,   устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти  по  миграционной службе.            

      Лицо   признается   беженцем  на  срок  до  трех  лет. 

      Лицо утрачивает статус беженца:

     1) после получения  разрешения  на  постоянное  проживание  на территории  Российской  Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации;

      2) если  снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;

      3) если,   лишившись   гражданства,   снова   его  добровольно приобрело;

      4) если   приобрело  гражданство  иностранного  государства  и пользуется   защитой   государства    своей    новой    гражданской принадлежности;

      5) если добровольно вновь обосновалось в государстве,  которое покинуло  или  вне  пределов которого пребывало вследствие опасений преследований 

      6) если не может более  отказываться  от  пользования  защитой государства  своей гражданской принадлежности,  территорию которого вынуждено  было  покинуть        

7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного .

      Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти  по миграционной   службе  либо  его  территориальным  органом  статуса беженца, если оно:

      1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

      2) сообщило   заведомо   ложные   сведения,   либо  предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо  допустило  иное  нарушение  положений настоящего Федерального закона.

Уведомление  об  утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса  беженца  или  о  лишении  статуса  беженца  и  порядка его обжалования вручается или  направляется  данному  лицу  федеральным органом  исполнительной  власти  по  миграционной  службе  либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

В случае утраты лицом статуса беженца или в случае  лишения лица  статуса  беженца  удостоверение  сдается  в федеральный орган исполнительной  власти  по   миграционной   службе   либо   в   его территориальный    орган    и    признается   федеральным   органом исполнительной власти по миграционной службе недействительным.

Вынужденный  переселенец  -  гражданин  Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в  отношении его или  членов  его  семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие  реальной  опасности   подвергнуться   преследованию   по признаку  расовой или национальной принадлежности,  вероисповедания, языка,  а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе  или политических убеждений,  ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного  лица  или  группы  лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденным переселенцем признается:

     1) гражданин Российской Федерации,  вынужденный  покинуть  место жительства  на  территории  иностранного  государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

     2) гражданин  Российской  Федерации,  вынужденный покинуть место жительства на территории  одного  субъекта  Российской  Федерации  и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным   переселенцем   также   признается   иностранный гражданин   или  лицо  без  гражданства,  постоянно  проживающие  на законных основаниях на территории Российской Федерации  и изменившие место  жительства  в  пределах  территории  Российской  Федерации     Вынужденным  переселенцем  признается также гражданин бывшего СССР,  постоянно проживавший на территории республики,  входившей  в состав  СССР,  получивший   статус  беженца  в Российской Федерации и утративший  этот  статус  в  связи   с приобретением   гражданства Российской  Федерации,  при наличии обстоятельств,  препятствовавших данному лицу в период действия статуса  беженца  в  обустройстве  на территории Российской Федерации.

Лицо,  покинувшее  место   жительства, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем,  должно лично  или  через уполномоченного  представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее - ходатайство) в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания.

Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе  до  оставления  места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган  миграционной  службы  или  территориальный  орган миграционной  службы  по  месту  предполагаемого  переселения либо в дипломатическое   представительство   или   консульское   учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в  федеральный  орган  миграционной  службы  или территориальный  орган  миграционной службы по месту предполагаемого переселения.

Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом миграционной службы в течение трех дней со  дня  поступления ходатайства.

При положительном решении вопроса о  регистрации  ходатайства каждому  лицу,  претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается  или   направляется   свидетельство   о   регистрации   его ходатайства.

Сведения о  прибывших  членах  семьи,  не   достигших   возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим   территориальным   органом  миграционной  службы  в течение трех месяцев со дня регистрации  ходатайства  независимо  от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

Территориальный орган миграционной службы в течение пяти дней со дня  принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства.

Решение о   признании  лица  вынужденным  переселенцем  является основанием для предоставления ему гарантий,  установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами  Российской  Федерации,  а  также  законами  и   иными   нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Лицу,   признанному   вынужденным   переселенцем,    выдается соответствующее  удостоверение.  Сведения  о признанных вынужденными переселенцами членах семьи,  не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.

Форма удостоверения  вынужденного  переселенца  и  порядок   его выдачи    определяются    Правительством    Российской    Федерации. Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.

Статус  вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.

Вынужденный переселенец вправе:

- самостоятельно   выбрать  место   жительства  на   территории Российской  Федерации,  в  том  числе  в одном из населенных пунктов, предлагаемых  ему   территориальным   органом  миграционной   службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у  иных лиц при условии их  согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;                                     

- при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной  службы или территориального  органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на  проживание в центре  временного размещения вынужденных переселенцев либо  в жилом помещении  из фонда жилья  для временного поселения вынужденных переселенцев;                      

- на  получение содействия  в обеспечении  их проезда  и провоза багажа к новому  месту жительства или  к месту пребывания  в порядке, определяемом    Правительством    Российской    Федерации.  При  этом малообеспеченные лица (одинокий  пенсионер, одинокий инвалид,  семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий  родитель (заменяющее  его  лицо)   с  ребенком  или   детьми  в  возрасте   до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати  лет) обеспечиваются  правом на  бесплатные проезд  и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства  или к месту пребывания на территории Российской Федерации.      

Законодательством РФ  на вынужденных переселенцев возлагаются определенные  обязанности:

     1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;         

     2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда  жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;                  

     3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета  в территориальном органе миграционной службы и в течение одного  месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;        

     4)  проходить   ежегодный  переучет   в  сроки,   устанавливаемые  территориальным органом миграционной службы.       

Заключение

В результате  проводимого  Российской  Федерацией  курса  на преодоления тоталитарного  изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации  стало проживать  - постоянно и временно – много иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция РФ устанавливает,  что иностранные граждане и лица без гражданства  пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Режим пребыва­ния, по которому иностранные граждане приравниваются в своих правах в целом к гражданам своего государства за определенными изъятиями, получил наименование национального режима.

Основным законом регулирующим правовое положение иностранных граждан  является Федеральный закон «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации».

Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ и обладающие документами, доказывающими на­личие у них гражданства (подданства) иностранного государства. Другой категорией лиц, находящихся в РФ и не обладающих граж­данством РФ, могут быть лица без гражданства. Они не являются гражданами РФ и не имеют доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Помимо данной категории лиц, на территории РФ могут находится  беженцы и вынужденные переселенцы, правовое положение которых достаточно полно регламентируется законодательством.

Библиография

Нормативные правовые акты

1.                 Конституция РФ. – М., 1997.

2.                 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – М., 2003.

3.                 Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗО правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (ред. от 11.11.2003) // Российская газета, от 27 июля 2002 г., N 140

4.                 Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 63-ФЗОб адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации (ред. от 28.10.2003)

5.                 Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗО политических партиях (ред. от 25.07.2002)

6.                 Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗОб общественных объединениях (ред. от 12.03.2002)

7.                 Федеральный закон  от 19 февраля 1993 года N 4528-1 О беженцах

Научная литература

1.                 Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – 641 с.
2.                 Азаров А.Я. Права человека - М., Спарк, 1995- 342 с.

3.                 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- 776 с.

4.                 Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории.-  М.: Норма,  1991 – 213 с.

5.                 Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. - М.: Юрид. лит, 1985. – 176 с.

6.                 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. -  М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- 314 с.

7.                 Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982. – 100 с.

8.                 Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. - М.: Манускрипт, 1992

9.                 Козлова  ЕИ.    Кутафин О.   Конституционное право России. – М., 1999 - 473 с.

10.            Конституция РФ, Комментарий,  под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М. 1994 

11.            Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М: Издательство Бек, 1994

12.            Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – 266 с.


[1] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 146.

[2] Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории.-  М.: Норма,  1991 – С. 65

[3] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 147.

[4] Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982.- С. 15.

[5] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 148.

[6] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- С. 283

[7] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 163.

[8] Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982.- С. 45

[9] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 176.

[10] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 165

[11] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 180

[12] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 168

[13] Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982.- С. 57.

[14] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 183.

[15] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- С. 285

[16] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- С. 287

[17] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 173

[18] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 149

[19] Галенская Л. Правовое положение иностранцев в СССР. – М.: Международные отношения, 1982.- С.  21.

[20] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 145

[21] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 156.

[22] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997- С. 283

[23] Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. – М.: Статут, 1995. – С. 156.

[24] Авакьян  С.  Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Пресс, 2003. – С. 162.