Содержание

Введение. 3

1. Понятие политической системы её структура и функция. 4

2. Теория политической системы.. 10

3. Проблемы типологии политических систем.. 13

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

Политическая организация гражданского общества, взятая в динамике, в совокупности отношений, в которые вступают граж­дане, политические партии и иные организации при осуществле­нии политической деятельности, а также нормы права, иные со­циальные нормы, регулирующие политические отношения, обра­зуют новое явление — политическую систему гражданского об­щества.

Политическая организация открытого граж­данского общества состоит из восьми компонентов: 1) граждан; 2) государства, его органов; 3) политических партий; 4) общест­венных объединений; 5) религиозных объединений; 6) органов местного самоуправления; 7) трудовых коллективов; 8) преступ­ных сообществ, которые прямо или опосредованно влияют на по­литическую жизнь страны.[1]

Таким образом, политическая система гражданского общест­ва понимается как совокупность государственных органов, по­литических партий, иных компонентов политической органи­зации, действующих в сфере политики в соответствии с право­выми и иными социальными нормами либо вопреки им.

Цель работы рассмотреть теорию политической системы современного общества.

Задачи: 1) дать понятие политической системы; 2) рассмотреть структуру и функции политической системы; 3) рассмотреть теоретические аспекты политической системы и привести её типологию.

1. Понятие политической системы её структура и функция

В политической науке совокупность государственных и негосударственных общественных инс­титутов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения, называется политической системой общества.

Первым аналогом понятия «политическая система обще­ства» было древнегреческое слово политик (politeia). Вна­чале оно означало принадлежность к полису, т. е. гражданство и связанное с ним участие в политике через единство прав и обязанностей. Затем оно получило также значение политического устройства. Так, Аристотель назы­вает политией известную организацию обитателей или граждан полиса. В качестве важнейших элементов организации полисного сообщества он рассматривает суд и народное собрание. Гражданами же считает тех, кто право  и одновременно обязанность участ­вовать в деятельности  политических институтов. Указанное значение слова «полития» и составляет исконный, корневой смысл современное понятия «политическая сис­тема».[2]

Разумеется, любое современное общество имеет гораздо более  сложную        систему    социальных   институтов  и  норм, посредством которых  осуществляются политико-властные  отношения  Понятно, что познание этого механизма  имеет чрезвычайно важное теоретическое и практическое  значе­ние. Соответственно и проблема политической системы об­щества, включающая вопросы ее структуры, сущности, функций, типологии и другие, является одной из централь­ных проблем курса политологии.

Структура политической системы

 Множеством субъектов  и сложностью политических отношений обусловливается  и многообразие социальных институтов, политических и правовых норм, посредством которых эти отношения осуществляются. Политическая система выглядит как определенное множе­ство взаимосвязанных и образующих устойчивую целост­ность элементов.

В соответствии с приведенным выше определением в качестве ведущего, основного признака того или иного ком­понента политической системы выступает отношение соци­ального института или социальной нормы к политической власти. Именно те социальные институты (организации, учреждения) и социальные нормы, которые так или иначе связаны с осуществлением политической власти, и высту­пают в качестве важнейших компонентов политической системы. В современном обществе такими институтами прежде всего являются государство, поли­тические партии, а также обществен­ные организации и движения.

  Политическая    система связана  прежде всего с теми субъектами политических отношений, которые носят институциональный характер.  Политическая система рассматривается как институциональный механизм политики, различные элементы которого организуют и нормативно закрепляют отдельные виды политических отно­шений. При этом властные отношения в современном обществе реализуются, главным образом, через политиче­ские институты. Первой исторической формой таких инс­титутов является государство. В последующем возникли политические партии, которые также имеют институцио­нальный характер. Подобными признаками обладают и те общественные организации и движения, хотя бы один из аспектов деятельности которых связан с политико-власт­ными отношениями. Институциональной основой всех их являются первичные субъекты политики.

Разумеется, политическая жизнь общества не ограничи­вается деятельностью политических институциональных структур, она включает в себя всю совокупность отношений, складывающихся между социальными субъектами по поводу завоевания и использования политической власти. Эти от­ношения реализуются не только посредством политических институтов, но и путем неинституциональных форм взаи­модействия первичных субъектов политики. Однако при этом всегда открытым остается вопрос о правомерности таких форм политического взаимодействия, их соотношении с полномочиями политических институтов. Только на основе институционализации политических отношений, четкого опре­деления функций и полномочий различных организацион­ных форм политического взаимодействия можно всерьез говорить о содержательной упорядоченности политической жизни и, следовательно, о политической системе общества как таковой, а также о ее легитимности.

Структура политической системы это ее внутренней организация, способ взаимосвязи и взаимо­действия образующих ее компонентов.

Стержневым элементом политической системы общества, ее ядром является государство. Мы уже рассматривали роль государства как инструмента политических отношений. Здесь мы должны отметить те его свойства, которые придают ему статус основного компонента политической системы. Таких черт несколько. Среди них важнейшими являются следующие две.

Во-первых, это право государства на применение физи­ческого принуждения, для чего оно имеет в своем распоряжении специальные органы. Мы уже отмечали, что на­силие отнюдь не является нормальным и единственным средством государства но именно только государство обла­дает монополией легитимного насилия. Только государство обладает теми публично-властными прерогативами, кото­рые оно не делит ни с какими иными существующими и общественными учреждениями, корпорациями, союзами.

Во-вторых, всеобщность влияния государства на своих граждан, обязательность его велений для всех членов об­щества. Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев. Эта черта государства обуслов­лена самим фактом существования общества как целостного социального организма, нормальное функционирование ко­торого невозможно без решения общих для него проблем. Именно государство, являясь официальным представителем всех категорий граждан, осуществляет выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

В силу, по крайней мере, этих двух причин государство является непосредственным институтом политической вла­сти, главным инструментом реализации интересов и воли экономически доминирующих социальных сил и, следова­тельно, основным компонентом политической системы об­щества.

Политические партии не являются непосред­ственными органами власти. Они выступают как самодея­тельные организации определенных классов, социальных групп и слоев общества и оказывают опосредованное влияние на функционирование институтов политической вла­сти. Однако, вне всякого сомнения, основным назначением политической партии являются достижение политической власти, борьба за овладение органами государства с тем, чтобы реализовать представляемые партией интересы со­циальных слоев. Характерным для деятельности партий является их стремление объединить различные социальные группы вокруг своих идеалов и программ, привлечь на свою сторону широкие слои граждан. Став правящей, по­литическая партия проводит свою политическую линию также не непосредственно, а через органы государства. Она участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лиде­ров государства и формирование правительствен­ных учреждений.  Партии являются  основным источником

кадров для законодательных исполнительных и судебных органов.

Специфическая роль в политической системе принадле­жит общественным  организациям и движениями. И те и другие являются  добровольными объединениями граждан, деятельность которых  направлена на достижение каких либо общественных целей.

Политические    и правовые    нормы   вы­полняют роль регулятивного элемента политической систе­мы,   они   призваны   упорядочить  отношения  между различными субъектами политики -как первичными, так    и вторичными. Политическая норма это образец, пра­вило, принцип деятельности, признанный  субъектом по­литики и которому он следует на практике. Существуют различные политические нормы: формальные и неформаль­ные, устные и письменные, явные и латентные, универ­сального и частного характера. Приятые в установленном порядке, зафиксированные на бумаге и  обязательные для социальных субъектов, политические нормы являются од­новременно и правовыми нормами Совокупностью полити­ческих и правовых норм, выработанных данным обществом, обеспечивается определенная целостность, согласо­ванность и предсказуемость в действиях субъектов полити­ки.    Благодаря   им    поддерживается    целостность   и относительная устойчивость самой политической системы общества.

Функциями политической системы призна­ются следующие: властно-интеграционная, целеполагающая, организаторская и регулятивная.

1. Властно-интеграционная функция политической системы находит свое выражение в интеграции, объединении в общественное целое, единое сообщество всех элементов социальной структуры на базе ценностей и идеалов, как их понимают господствующие экономические и политические силы.

2. Целеполагающая функция политической системы состоит в определении целей и задач политиче­ского, экономического, социального и культурного развития общее та.

3. Организаторская функция выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для достижения целей, которые выдвигают перед обществом его господствующие социально-политические силы.

4. Регулятивная функция состоит прежде всего в легитимации политики, т. е. в обеспечении обще­ственного признания политики и власти, объяснении и оправдании политических решений, деятельности полити­ческих институтов, их изменения и обновления. Эта фун­кция находит свое выражение также в обеспечении политического участия граждан без принуждения или в оправдании использования силы и всех других средств, которыми располагает власть.[3]

2. Теория политической системы

Осуществление политической власти, борьба за власть или стремление повлиять на нее являются если не основным, то во всяком случае важнейшим содержанием деятельности субъектов политической системы.

Имеется два подхода к определению границ политической системы. Согласно первому подходу компонентами собственно политической системы общества являются указанные выше институты. Для сторонников другого подхода характерно стремление включить в число компонентов политической системы, с одной стороны, политические отно­шения как таковые и все их субъекты, в том числе первичные — классы, нации, социальные группы и лич­ности, а с другой, — не только политические и правовые нормы, но и политическое сознание.

Ряд современных зарубежных авторов также дает тер­мину «политическая система» более широкое толкование. Политическая система понимается ими как иерархичнос отношение между элитами и массами, в котором элиты выступают как господствующая, а массы — как подчиненная группа. При таком подходе под данное понятие подводится почти любое общественное отношение, в котором имеет место оказание политического влияния или принятие ав­торитетно-властных решений. Так, в качестве компонентов политической системы ими рассматриваются все граждане, социальные группы и общности, политическая элита, по­литическая власть, конституционно-правовые принципы и структуры, политические процессы, институциональные нормы и социально-политические ценности, а также тер­ритория страны.[4]

Разумеется, общая теория систем не запрещает такого подхода к рассмотрению политической системы общества. Напротив, каждый из компонентов любой системы, в свою очередь, также может быть рассмотрен как система, состо­ящая из ряда элементов. Например, население, территория и власть, являющиеся основными элементами такого по­литического института, как государство, вполне могут рас­сматриваться в качестве отдельных компонентов системы более общего порядка — политической системы общества. Но в таком случае неясно, следует ли рассматривать их в качестве особых элементов политической системы наряду с государством, так как та же теория систем предполагает анализ более или менее определенных, не повторяющихся компонентов, образующих   целостность. Так что вопрос о границах политической системы, о реальном составе ее компонентов, видимо, еще долго будет оставаться открытым.

Для отражения связи, ко­торая существует между социально-классовой структурой общества и системой политических отношений, больше под­ходит понятие «общественно-политический строй», кото­рое широко употребляется в отечественной политической лексике. Оно как раз и указывает на целостность, которую составляют социальные группы, общественные отношения и политические институты данного общества.

Что касается политического сознания, то мы рассмат­риваем его как имманентное свойство субъектов политиче­ских отношений. Как таковое оно присуще не только институциональным компонентам политического процесса, но и всем субъектам политики и, следовательно, может рассматриваться как составной элемент политических от­ношений в их самом широком смысле. Однако складыва­ющиеся между субъектами политики отношения или, точнее говоря, регулирующие эти отношения политические и пра­вовые нормы, разумеется, могут рассматриваться в качестве компонентов собственно политической системы. Именно с таких позиций мы будем подходить к анализу их роли в политической жизни общества в целом и в функциониро­вании его политической системы в частности.

Таким образом, в более развернутом виде политическую систему общества можно определять как комплекс соответ­ствующих институтов (государство, партии, общественные объединения), складывающихся между субъектами полити­ки отношении и регулирующих эти отношения политиче­ских и правовых норм. Данный подход к пониманию политической системы характерен и для ряда зарубежных авторов, в числе которых американский политолог Майкл Паренти. Под политической системой он подразумевает различные органы государственной власти, а также по­литические партии, законодательство, лица и группировки представителей частных интересов, которые воздействуют на государственную власть.

3. Проблемы типологии политических систем

  В мире в настоящее время на­считывается около 200 стран. Все они имеют неповторимую историю развития, характеризуются разнообразной специ­фикой общественных отношений. И политические системы различных стран неодинаковы. Однако те или иные группы стран имеют некоторые схожие черты в своих политических системах, по которым можно систематизировать последние. В качестве критериев типологизации могут выступать раз­личные основания: формационные (на каком историческом этапе находится страна), социально-экономические (каков уровень экономического развития страны и какие социаль­ные силы являются в ней господствующими), организаци­онно-политические (какова степень развитости форм поли­тической жизни) и другие.

Если попытаться классифицировать современные поли­тические системы с точки зрения уровня социально-экономического развития различных стран, то можно выделить следующие типы политических систем: 1) политическая система высокоразвитого  буржуазного общества; 2) полити­ческая система буржуазного общества среднего уровня развития; 3) политическая система трансформирующегося обществе; 4) политическая система развивающихся стран. При этом следует еще раз подчеркнуть некоторую условность  данной типологизации. Действительно, при всей несомненной общности социальной сущности политической системы в основных капиталистических странах, для которой характерна буржуазно-демократическая форма господ­ства, их политические институты все же достаточно отличаются друг от друга. То же можно сказать и о других названных типах политических систем.

Для характеристики политических систем с точки зрения развитости форм политической жизни широко применяется понятие «политический режим». Этим термином обознача­ется тот или иной способ властвования, функционирования государства и других политических институтов, определя­ющий качество политической жизни в целом. Индикаторами при характеристике политического режима выступают: 1) положение личности в обществе, состояние прав и свобод граждан, возможность выражения и реализации ими своих интересов; 2) степень и характер вовлеченности (добро­вольная и сознательная или принудительная и манипулируемая) граждан в политику и управление обществом; 3) соотношение государственного управления и общественного самоуправления; 4) методы осуществления политической власти. В зависимости от состояния названных индикаторов выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы. Соответственно различают полити­ческие системы демократического, авторитарного и тотали­тарного типов. Видимо, можно говорить также о наличии переходных политических систем от одного типа к другому.

   Существенные черты демократических политических систем: наличие широкого диа­пазона гарантированных  прав и свобод граждан; свободная

деятельность правящей и оппозиционных политических пар­тий; наличие общегосударственного представительного ор­гана власти      - парламента,   который избирается и действует в обстановке         легальной борьбы партий; формирование пра­вительства партиями в соответствиями с итогами их легальной борьбы на выборах; наличие альтернативных источников информации.

 Политические системы авторитарного типа харак­теризуются неограниченной властью одного лица или узкой группы лиц. Их отличительными признаками являются: ликвидация или существенное ограничение демократиче­ских прав и свобод граждан; запрещение ряда или всех оппозиционных политических партий и общественных ор­ганизаций; ограничение выборности органов государства и  превращение парламента во второстепенный орган; сращи­вание правящей партии с государственным аппаратом; за­прещение оппозиционной прессы; использование террористических методов борьбы с противниками режима. Сравнение демократических и авторитарных политиче­ских систем показывает, что по своей сущности они про­тивоположны.  

Однако при всем этом дать только отрицательную оценку авторитарным политическим системам все же невозможно. Большую часть всей истории человечество развивалось именно в рамках авторитарных политических систем. Авто­ритаризм явился формой организации власти, адекватной доиндустриальному обществу.

Политические системы тоталитарного типа характери­зуются полным, тотальным контролем государства над об­ществом и личностью. Их отличительными особенностями являются максимальное ущемление прав и свобод граждан; формирование власти на всех уровнях путем назначения сверху; фактическое упразднение принципа разделения вла­стей; наличие лишь одной правящей партии во главе с вождем; подмена деятельности других партий и организаций официальным «движением»; навязывание всем членам об­щества одной официальной идеологической доктрины; го­сударственно организованный террор, основанный на перма­нентном и тотальном насилии. Можно сказать, что тота­литарная политическая система представляет собой разно­видность авторитарной, существенные характеристики кото­рой здесь представлены в их крайних формах.

В действительности между двумя про­тивоположными по своей сути типами политических систем — демократиче­ской и тоталитарной — лежит целый ряд промежуточных форм, которые в той или иной мере тяготеют к  одной из указанных. Очевидно,  что большая часть  исторически   существовавших  политических  систем была по преимуществу авторитарной. Видимо, можно ут­верждать, что в настоящее время в ряде стран существуют политические системы переходного типа, в которых дейст­вуют механизмы трансформации от тоталитаризма или ав­торитаризма к демократизму, либо наоборот.

Заключение

Большая часть компонентов политической организации осуществляют свою деятельность не произвольно, а в соответствии с действующими в обществе нормами права, корпоративными и иными социальными нормами, которыми регулируются правоот­ношения в сфере политики. Лишь нелегальные, преступные ор­ганизации действуют вопреки государственно -правовым запретам и иным социальным нормам.

Политическая организация гражданского общества, взятая в динамике, в совокупности отношений, в которые вступают граж­дане, политические партии и иные организации при осуществле­нии политической деятельности, а также нормы права, иные со­циальные нормы, регулирующие политические отношения, обра­зуют новое явление — политическую систему гражданского об­щества.

Таким образом, политическая система понимается как совокупность государственных органов, по­литических партий, иных компонентов политической организации, действующих в сфере политики в соответствии с правовыми и иными социальными нормами либо вопреки им.[5]

Список литературы

1.     Гугенбергер Б. теория демократии // Политические исследования, 1991 №4

2.     Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону 1997.-

3.     Краткий словарь. Основы политологии. М.; 1993.-

4.     Мельник В.А. Политология. Учебник для Вузов. Минск 1996.-

5.     Панарин  А.С. Политология. Учебник  изд. «Проспект» М.; 1998.-

6.   Теория  государства  и  права. Под ред. В.К. Бабаева,  М.- 1999.-


[1] Теория  государства  и  права. Под ред. В.К. Бабаева,  М.- 1999.- с.122

[2] Мельник В.А. Политология. Учебник для Вузов. Минск 1996.- с.124

[3]Мельник В.А. Политология. Учебник для Вузов. Минск 1996.- с.127

 

[4] Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону 1997.- с. 214

[5] Теория  государства  и  права. Под ред. В.К. Бабаева,  М.- 1999.-с. 128