Содержание

Введение. 3

1. История налоговой системы России. 5

2. Сущность и значение налогов. 7

3. Налоговая система. 9

Заключение. 13

Список литературы.. 14


Введение


Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена налоговая система, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций.

Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет.

Цель работы: раскрыть понятие налоговой системы.

Задачи работы:

1.     Раскрыть историю налоговой системы России;

2.     Определить что такое налоги;

3.     Раскрыть сущность налоговой системы.






1. История налоговой системы России


История налогообложения в России – сложное переплетение и взаимодействия нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран. В значительной мере они сохранены и в современной России.

Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году. В современном переводе эта часть документа зву4чит так: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги…»

К более поздним относится упоминание об элементах налогообложения в виде некоторого прообраза подушной подати, относимое к 1016 г.

На протяжении XIV-XV вв. со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце 15 в. часть натуральных сборов была заменена денежным оброком.

В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 году Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество.

В 1679 году царь Федор Алексеевич провел реформу налоговой системы. Царским указом и боярским приговором была введена подворная подать, заменившая прежние стрелецкие деньги, дань и иные виды податей, кроме оброчных статей.

Правление Петра Первого было ознаменовано серией мероприятий по совершенствованию налоговой системы того времени В этот период вводятся прямые имущественные подати и личная поголовная подать, положившая начало подати подумной.

Одним из наиболее долгосуществовавших в России налогов являлся ясак. Этот налог возник как одна из форм выражения подданства нерусских народов и уплачивался натурой (пушниной, скотом).

На протяжении второй половины XVIII –начала XIX в продолжалось совершенствование налоговой системы. Наиболее значительным мероприятием было уточнение налогообложения купечества.

В начале 20 века роль налогов в формировании доходов бюджетной системы России была относительно невелика. Основными по объемам были неналоговые доходы. На долю налогов приходилось менее 33% обыкновенных доходов.

Начиная с финансовой реформы 30-х годов, действия механизмов налогообложения фактически ограничивается негосударственным сектором экономики и населением.

Наиболее значительным событием в данной области в период с конца 30-ых годов и до начала активных рыночных преобразований в 1992 году можно считать следующее:

1.Комплекс мер по увеличению объема доходов государственного бюджета в период Великой Отечественной войны.

2.Экономическая реформа 1965 года.

3.Налогооблажение доходов физических лиц и колхозов вплоть до конца 80-х годов.

Введение налога с продаж в 1991 году преследовало главным образом цель расширения доходной базы бюджета. Этот налог был введен союзными властями как единый налог на продажи по всей технологической цепочке по ставке 5%. Но стабилизационные возможности этого налога в 1991 году использовать практически не удалось. Недовольство населения централизованным повышением цен в результате введения этого налога было «погашено» отменой налога на широкий круг товаров народного потребления.

С 1992 года можно начинать отсчет истории современного этапа строительства российской налоговой системы. Именно с 1.01.1992 года вводились практически все основные законы.[1]


2. Сущность и значение налогов


Налоги – один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций.

Налоги как финансово-правовая категория – это обязательственное и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в предмет своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.

На основании ст. 8 Налогового кодекса РФ налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[2]

Основная роль налогов в обществе и государстве – фискальная (от лат. fiscus – казна), собственно чему они используются как источник доходов – государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. В налогах заложены возможности регулирования доходов населения. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли.

Существенный поворот в системе налогообложения начался в 1990 году с принятием Закона СССР о собственности (6 марта) и Закона РФ о собственности (24 декабря).

Основные изменения в этой области заключаются в следующем:

1.Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны.

2.Унификация системы налогов в отношении предприятий независимо от формы собственности, на которой они основаны.

3.Разграничение налогов по уровням – на федеральные, налоги субъектов Федерации и местные.

4.Помимо бюджета налоги стали включаться и в государственные или местные внебюджетные целевые фонды, которые стали создаваться с начала 90-х гг.

5.Переход к налогообложению граждан, основанному на общих началах, не зависящих от их организационно-правовой (рабочий, служащий, предприниматель т.п.) или отраслевой принадлежности, от формы собственности источника дохода или объекта налогообложения.

6.Установлен ряд налогов, общих для юридических и физических лиц (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.).

7.Значительно увеличилось число налогов по сравнению с дореформенным периодом.

Эффективность установленной новой системы налогообложения, возможности стимулирования общественного производства будут проверяться временем.

В основных своих положениях она нацелена на переход экономики России к рыночным отношениям построенной с учетом опыта зарубежных стран, для которых характерна разновидность таких отношений.[3]





3. Налоговая система


Налоговая система – это совокупность налогов, пошлинных сборов и других платежей (далее налогов), взимаемых в установленном законом порядке.[4]

Налоговая система любого государства представляет собой:

-       во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансированного государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

-       во-вторых, система законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулируемых порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей;

-       в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты.[5]

В основу налоговой системы РФ положены следующие принципы:

1.единство налоговой системы;

2.подвижность;

3.стабильность;

4.множественость налогов;

5.исчерпывающий перечень территориальных налогов.

В существующих условиях налоговая система должна:

-       создавать возможности и стимулировать поцесс капитализации части новой стоимости, без чего невозможно обеспечить рост объема производства;

-       быть предельно простой и легко достижимой для восприятия любым плательщиком;

-       не быть перегруженной большим количеством налогов и высоким уровнем обложения;

-       иметь такой механизм изъятия, который исключил бы массовые злоупотребления, то есть уклонения от уплаты налогов.[6]

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности плательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.[7]

Налоговая система РФ состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры – федеральных налогов, региональных налогов (налогов республики в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области автономных округов) и местных налогов и сборов.

К федеральным налогам РФ относится НДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природных ресурсов, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие.

К налогам республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей и округов относят налог на имущество предприятий, налог с продажи и др.

К местным налогам и сборам относят налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрацией сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов (то есть тех налогов, которые должны быть введены в обязательном порядке), налог на рекламу и ряд других.

В практике организации налоговых систем сложились определенные критерии, позволяющие определить какие именно налоги следует (или предпочтительнее) использовать в качестве федеральных налогов, а какие – на более низком уровне бюджетной иерархии.

Построение налоговой системы любого государства основывается на распределении налоговых полномочий между составляющими этого государства: правительством и местными органами власти – в унитарных государствах; федерацией, субъектами (регионами) и местным уровнем – в федеративных государствах.[8]

Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется государством. Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты — свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего — социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.



Заключение


Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие.



Список литературы

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации

2.     Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы (теория и российская практика). Учебное пособие. – М.: Международные отношения, 2002. – 272 с.

3.     Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001. – 384 с.

4.     Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 600 с.

5.     Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1999 – 816 с.



[1] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001. – с.63

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.06.1998 г. №146 – ФЗ. Ст. 8

[3] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – с.263


[5] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001. – с.63

[6] Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы (теория и российская практика). Уч. пособие. – М.: Междунар. отношения, 2002. – с.186

[7] Экономика: Учебник/ под ред. Доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1999 – с. 508


[8] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001. – с.65