Федеральное агентство по образованию


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ


КАФЕДРА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Практикум  по схемам реструктуризации»


На тему: «Способы реструктуризации кредиторской задолженности предприятия»


                                                       Выполнил: студент Семенихин В.В.

                                                               3 курс, группа АУП-22

                                                               на базе среднего профессионального

                                                               образования

                                                               специальность 351000 «Антикризисное

                                                               управление»

                                                               зачетная книжка №022376

                                                              




                                                                Проверил:





Новосибирск - 2005






 
1. Содержание

2. Введение. 3

3. Теоретическая часть. 4

3.1 Понятие и концепции реструктуризации. 4

3.2 Реструктуризация долга. 6

3.3 Реструктуризация долга перед федеральным бюджетом. 9

4. Практическая часть. 13

4.1 Причины кризиса неплатежей в федеральный бюджет на примере Новосибирской области. 13

4.2 Кризис неплатежей НАПО им. Чкалова. 15

4.3 Постановление правительства РФ от 3 сентября 1999 г. №1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом». 17

4.4 Эффективность реструктуризации долга перед федеральным бюджетом НАПО им. Чкалова. 20

5. Заключение. 23

6. Список использованной литературы.. 24

2. Введение


Государство неоднократно предпринимало попытки урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему России и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации. В этих целях, например, неоднократно переносились сроки уплаты налоговых платежей и «замораживались» финансовые санкции за нарушение налогового законодательства. Однако все они не достигли желаемого результата, и задолженность перед федеральным бюджетом из года в год возрастала. Попытки реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетами всех уровней также не были абсолютно успешными, хотя и помогли несколько смягчить напряженность в отношениях между государством и его должниками.

В 1997 году предприятиям и организациям предоставлялось право реструктурировать свою задолженность по платежам в федеральный бюджет, накопленную к началу года, под залог ценных бумаг на срок от 2-х до 5-ти лет (соответственно, при выпуске облигаций и акций). Отсрочка по погашению задолженности по штрафам и пени предоставлялась без уплаты процентов сроком на 10 лет.

Правилами реструктуризации в 1997 году не предусматривалось урегулирование задолженности организаций перед бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами, а также государственными внебюджетными фондами.

Цель данной работы – рассмотреть виды кредиторской задолженности и основные способы реструктуризации долга перед федеральным бюджетом согласно российскому законодательству.

В практической части работы рассмотрено НАПО им. Чкалова, реструктуризация задолженности которого перед федеральным бюджетом позволила предприятию восстановить свою платежеспособномть.

3. Теоретическая часть

3.1 Понятие и концепции реструктуризации


За рубежом понятие «реструктуризация» давно превратилось в образ жизнедеятельности предприятий, в постоянный процесс, без которого невозможно удержаться на рынке. В нашей стране осознание необходимости реструктуризации кризисных предприятий подкреплено регулирующими постановлениями.

Становление эффективного руководства и грамотного акционера в российских условиях еще только начинается. Приватизация без притока денежных средств в значительной степени затормозила процесс созревания эффективного собственника, а экономический кризис 1998 г. привел многие предприятия к банкротству. Последнее обстоятельство породило российские схемы реструктуризации предприятий.

Осуществление хозяйственной деятельности любого хозяйствующего субъекта сопровождается финансовыми отношениями с другими хозяйствующими субъектами по вопросам права собственности и других вещных прав. В процессе этих отношений возникают договорные обязательства и имущественные отношения, которые регулируются гражданским законодательством: Гражданским кодексом.

Самой большой группой по объему денежных платежей являются предприятия и организации, связанные в процессе своей деятельности с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль. Главной проблемой этих отношений являются неплатежи.

Помимо обязательств перед своими контрагентами хозяйствующие субъекты имеют обязательства перед государством по уплате налогов в бюджет, установленные налоговым законодательством РФ, главенствующим которого является Налоговый кодекс РФ.

Таким образом, осуществление хозяйственной деятельности сопровождается возникновением кредиторской задолженности, под которой понимаются денежные средства, временно привлеченные хозяйствующим субъектом и подлежащие возврату соответствующим физическим или юридическим лицам. Обычно кредиторскую задолженность составляют неосуществленные платежи поставщикам за отгруженные товары, неоплаченные налоги, невыплаченная начисленная заработная плата, не внесенные страховые взносы, неоплаченные долги.[1]

 Характерная структура долгов большинства кризисных предприятий включает следующие виды задолженностей:

-         денежные обязательства бюджетам всех уровней;

-         обязательные платежи государственным внебюджетным фондам;

-         денежные обязательства предприятиям топливно-энергетического комплекса.

В зависимости от принципиального подхода к реструктуризации можно выделить две концепции.

1) Наступательная концепция. Реструктуризация направлена на диверсификацию предприятия. Стратегия диверсификация способствует наращиванию чистого денежного потока за счет роста эффективности хозяйственной деятельности. Внешняя финансовая помощь используется в целях расщирения наиболее рентабельных групп ассортимента продукции, выхода на другие региональные рынки, быстрого завершения начатых инвестиционных проектов.

2) Оборонительная концепция. Реструктуризация направлена на сокращение деятельности предприятия. Эта стратегия обеспечивает достижение сбалансированности денежных потоков в меньших объемах и предполагает привлечение внешней финансовой помощи, продажу части производственных подразделений, незавершенного строительства, других видов активов в целях финансовой стабилизации.

В зависимости от результатов диагностики банкротства и принятой стратегии реструктуризации различают три основных направления ее осуществления: реструктуризация долга, реструктуризация капитала. Реструктуризация предприятия.

В следующем разделе, в соответствии с темой данной работы, рассмотрим более подробно реструктуризацию долга.


3.2 Реструктуризация долга


Под  реструктуризацией долга  понимается   погашение   долговых   обязательств   с  одновременным осуществлением заимствований (принятием  на  себя  других  долговых обязательств)   в   объемах   погашаемых  долговых  обязательств  с установлением иных условий  обслуживания  долговых  обязательств  и сроков их погашения.[2]                                              

Реструктуризация долга может быть осуществлена с  частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.  Сумма погашения основного долга  за  счет  реструктуризации долга  не включается в объем обслуживания долгового обязательства в текущем году.                                                     

Финансовая реструктуризация, как правило, не меняет статуса юридического лица предприятия. Она может проявляться в следующих формах:[3]

- дотации и субвенции за счет средств бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. Относительно редкий для нынешней экономики вид реструктуризации и применяется, как правило, для стратегических и социально-значимых предприятий и организаций;

- государственное льготное кредитование осуществляется для стратегических предприятий и субъектов естественных монополий. Отличительным признаком этой формы является возвратность и платность финансовых ресурсов;

- государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию, используется при отсутствии у государства возможностей осуществить прямое финансирование или кредитование санируемому предприятию;

- целевой банковский кредит осуществляется коммерческим банком, работающим с предприятием, после тщательной проверки. Так как предоставление такого целевого санационного кредита имеет очень высокий уровень риска, ставка процента по нему обычно достигает максимального уровня, используемого в кредитной политике банка. Для осуществления контроля и помощи предприятию коммерческий банк при высоком размере кредита в перечне условий реструктуризации может потребовать введения в состав его руководства своего представителя или уполномоченного лица;

- перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любой хозяйствующий субъект, который пожелал принять участие в финансовом оздоровлении предприятия-должника. Условия такого перевода долга прописываются специальным договором, и для этой формы рефинансирования долга требуется обязательное согласие кредиторов.

Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедуре внешнего управления предусмотрена уступка прав требований должника. Она осуществляется внешним управляющим с согласия собрания кредиторов.[4] Условия договора купли-продажи права требования должника должны предусматривать, во-первых, получение денежных средств за проданное право требования не позднее, чем через пятнадцать дней от даты заключения этого договора, во-вторых, переход права требования осуществляется только после его полной оплаты;

конвертация краткосрочных кредитов в долгосрочные. Эта форма реструктуризации используется обычно только по кредитам коммерческого банка, обслуживающего предприятие. Применение такой формы реструктуризации долга сопряжено с повышенными ставками процента;

- выпуск облигаций и других долговых ценных бумаг под гарантию осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, если по каким-либо причинам предоставление ему прямого банковского кредита или реструктуризация его долга невозможно. В роли гаранта - санатора может выступать и страховая компания;

- отсрочка погашения облигаций предприятия. Одним из необходимых условий такой формы реструктуризации является наличие относительно малого круга лиц, вложивших свои средства в облигации предприятия. Это условие определяется тем, что решение о выборе такой формы реструктуризации должно быть принято большинством кредиторов – держателей облигаций данного предприятия по данному виду долгового обязательства;

- списание санатором – кредитором части долга. Такая форма реструктуризации предприятия предпринимается кредитором в том случае, если требование о полном погашении долга нереально и приведет предприятие к финансовому краху с его ликвидацией. Обычно реструктуризация в форме списания части долга  сопровождается соглашением между кредитором и предприятием об иных формах его компенсации на последующих этапах деятельности предприятия;

- увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных акций. План внешнего управления по ходатайству органа управления должника может включать такую форму финансовой реструктуризации для восстановления платежеспособности предприятия. Размещение дополнительных акций осуществляется только по закрытой подписке, в течение не более трех месяцев, с преимущественным правом прежних акционеров на приобретение этих акций. Оплата акций осуществляется денежными средствами.


3.3 Реструктуризация долга перед федеральным бюджетом


В настоящее время в руках налоговых и финансовых органов находится широкий арсенал мер к недоимщикам: это и направление инкассовых поручений на взыскание недоимки со счетов недоимщиков, а также их дебиторов, изъятие денежной наличности из касс, арест имущества предприятий-должников и дальнейшая реализация этого имущества. Однако, практика показывает, что большая часть неплатежей в бюджет связана не с нежеланием организаций платить налоги, а с неспособностью их к выплате долгов.

Образование долгов у предприятий перед бюджетами во многом вызвано объективными причинами - несовершенством налогового законодательства, опережающим ростом цен на услуги естественных монополий, невыполнением государством своих обязательств перед исполнителями госзаказа, неустойчивостью финансового рынка и т.д. Поэтому применение жестких мер со стороны налоговых органов к недоимщикам означало бы их ликвидацию, а это привело бы к резкому ухудшению социально-экономической ситуации в стране.

В целях оздоровления финансового положения хозяйствующих субъектов, имеющих значительную задолженность по налогам в бюджет, в течение последних нескольких лет правительство Российской Федерации не раз принимало постановления о реструктуризации задолженностей.

Так, 5 марта 1997 года вышло в свет постановление правительства РФ №254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет". Согласно данному документу, предполагалось реструктуризировать задолженность при условии залога контрольного пакета акций.

14 апреля 1998 г. было принято постановление правительства РФ №395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом". Осуществление реструктуризации предполагало залог имущества должника.

Прорывом в решении проблемы сокращения недоимки по налогам в бюджет следует считать постановление правительства РФ от 3 сентября 1999 года №1002. Согласно данному документу, любое предприятие может получить отсрочку в погашении своей задолженности. Перед предприятиями ставится единственное условие: текущие платежи по налогам должны осуществляться постоянно и в полном объеме. Упрощен механизм оформления реструктуризации - не предполагается оформления никаких залогов. Кроме того, в данном постановлении предусмотрены и льготы: должнику, которому удастся за два года погасить половину недоимки по налогам, будет прощена половина долга по штрафам и пеням. В данном постановлении найден компромисс между сторонниками списания задолженностей (в первую очередь пеней) и теми, кто считает, что списание части задолженности подорвет основы налоговой дисциплины, - платить должны все и в полном объеме.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2001 № 410 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002» в целях реализации статьи 124 Федерального закона от 27.12.2000 № 150 «О федеральном бюджете на 2001 год» в постановление Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 были внесены изменения и дополнения, в том числе пролонгирующие возможность реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом юридических лиц, не имеющих задолженности перед федеральным бюджетом по текущим налоговым платежам и направивших в налоговые органы до 01.12.01. заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам.

В Новосибирской области реструктуризация долгов предприятий перед федеральным бюджетом началась в 1999 году после выхода Постановления Главы администрации Новосибирской области от 26.08.98 №514 "О реструктуризации долга".[5] Задолженность в консолидированный бюджет юридических и физических лиц Новосибирской области по состоянию на 1 октября 2001 г. составила 9813 млн. руб. Понятно, что урегулирование имеющейся задолженности по платежам в бюджетную систему всегда остается для налоговых органов области актуальной задачей.

Наиболее радикальный способ исправить ситуацию с недоимкой - реструктурировать долги предприятий. В 1999-2000 гг. на реструктуризацию своей задолженности в бюджетную систему, согласно Постановлению Правительства РФ № 1002, пошли 198 предприятий г. Новосибирска и Новосибирской области. Из них, выдержали условия (осуществление текущих платежей, процентов по долгам и платежей по графику реструктуризации) 129 предприятий. Их общий остаток платежей по графикам реструктуризации составляет 374 млн 609 тыс. руб. В числе этих предприятий НАПО им. Чкалова, "Спирт" (Куйбышев), заводы "Экран", низковольтной аппаратуры.

В 2001 г. реструктуризация задолженности возобновилась согласно Постановлениям правительства РФ № 1002 (в редакции Постановления № 410) и № 458. На 16 октября с.г., в соответствии с Постановлением № 410, 91 предприятие области получили право на проведение реструктуризации задолженности на общую сумму налога свыше 407 млн руб. и 681 млн руб. пени и штрафов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 458 право на реструктуризацию получили еще 39 предприятий. Общая сумма реструктурируемого долга этих предприятий составляет почти 3,2 млн руб. и 11 млн руб. пени и штрафов. Таким образом, всего в 2001 г. было принято 130 положительных решений о проведении реструктуризации на общую сумму задолженности перед бюджетной системой в 1,1 млрд руб.[6]

Основной долг можно рассрочить на 6 лет, а пени и штрафы - еще на 4 года. Главное условие: выплата текущих налоговых начислений. К середине октября в налоговую инспекцию поступило 207 заявлений на общую сумму 1,33 млрд рублей. Удовлетворено 130 заявок на 1,1 млрд рублей. Среди предприятий, реструктурировавших долги в 2001 году: АО «Химпласт» (36 млн рублей), АО «Искитимцемент» (63 млн), Новосибирский речной порт (36 млн), Новосибирская продовольственная корпорация (3,5 млн).[7]

4. Практическая часть

4.1 Причины кризиса неплатежей в федеральный бюджет на примере Новосибирской области


Новосибирская область остается одним из крупнейших военно-промышленных центров, обладающим высоким научно-техническим, производственным и кадровым потенциалом, представляющим в совокупности все основные отрасли оборонной промышленности. В области представлены практически все направления оборонного комплекса (атомная промышленность, авиационная промышленность, ракетно-космическая, электронная, радиопромышленность, промышленность боеприпасов и спецхимии, промышленность средств связи и промышленность вооружения), включающие уникальные и единственные в своем роде оборонные предприятия и НИИ со своей специфической технологией и высокопрофессиональными кадрами, перепрофилирование которых чрезвычайна затруднительна, в некоторых случаях просто нецелесообразна. К таким можно отнести отдельные производства НАПО имени В.П. Чкалова, ПО "Новосибирский приборостроительный завод", ОАО "Новосибирский завод низковольтной аппаратуры", завода имени Коминтерна, ПО "Север", Новосибирском заводе искусственного волокна, отраслевых институтов НИИИП, НИИЭП, ОАО "Институт прикладной физики", СибНИА имени С.А. Чаплыгина.

Сокращение заказов на оборонную продукцию привело к резкому сокращению финансирования работ, выполняемых по договорам с предприятиями оборонного комплекса. В 1999 г. объем финансирования этих работ составляет менее 2% от общего объема работ выполняемых Сибирским Отделением. В результате сокращения заказов от предприятий оборонного комплекса, отсутствия государственной поддержки отрасль была поставлена на грань выживания. Обязательные платежи в федеральный бюджет перестали осуществляться.

Снижение оборонных заказов начиная с 1989 года, отсутствие необходимых средств, экономических и политических условий для планомерного проведения конверсии, отсутствие должной кооперации производства в результате разрушения хозяйственных связей, социальные проблемы конверсии, предопределили постоянно ухудшающееся социально-экономическое положение оборонного комплекса Новосибирской области.

Анализ результатов деятельности предприятий оборонного комплекса области, удельный вес которых составил в 1999 г  15% объема производства всей промышленности (в 1991г было 60%.) показывает, что объем производства по сравнению с 1991 годом сократился в 3,6 раза, численность предприятий сократилась на 100 тыс. человек.[8]

За 12 месяцев 1998 года предприятиями ОПК произведено продукции на 18,5% ниже объема производства по сравнению с 1997 годом (в целом по промышленности падение составило 10%). По России за 1998 год объем производства на предприятиях ОПК снизился на 2,5%.

На 01.02.99 кредиторская задолженность промышленных предприятий оборонного комплекса области составляла 2999 млн. рублей, что в 1,3 раза превышает годовой объем произведенной продукции предприятиями ОПК.

Дебиторская задолженность за отгруженную продукцию составляла 2696,3 млн. рублей, за спецпродукцию, отгруженную в 1997-1998 годах - 510,4 млн. рублей, долг Минобороны России составлял 301,6 млн. рублей.

Отсутствует государственная поддержка программ конверсии и структурной перестройки. В 1992 году на конверсию были выделены кредиты в объеме 21% от потребных, в 1993 -25%, в 1994 году - 5,2 %, в 1995 году -1%. В 1996-1998 годах решения о финансировании принято не было.

Фактически прекращено финансирование затрат на содержание мобмощностей. В 1997 году при потребности 264 млн. рублей из федерального бюджета выделено всего 11,7 млн. руб. (4,4 %). В 1998 году потребность на содержание мобилизационных мощностей составляет 233,1 млн. рублей выделено из федерального бюджета на уровне 5%.

Помимо дальнейшего сокращения оборонных заказов, ситуация усугубляется отказом заказчиков оплатить уже выполненные работы (не говоря уже об авансировании работ), а также неопределенностью в объемах и структуре оборонного заказа на текущий год и перспективу, неопределенностью направлений дальнейшей деятельности: выполнение оборонного заказа или полная конверсия. Из-за несвоевременных расчетов растет кредиторская задолженность на 01.01.99 г. она составила 168 млн. рублей, в том числе долг по заработной плате 18,3 млн. руб.[9]


4.2 Кризис неплатежей НАПО им. Чкалова


Проблемы военно-промышленного комплекса (ВПК) возникшие с началом реформ в экономике и политическом устройстве страны, наиболее остро проявились в авиационной промышленности. Резко сократились заказы как на военные, так и на гражданские самолеты, снизилось финансирование перспективных разработок. В этих условиях для руководства объединения НАПО им. Чкалова стало главной задачей предотвратить развал коллектива, сохранить работоспособность предприятия.

НАПО имени Чкалова, выпускавшее в начале 1990-х до ста СУ-24 в год, разом лишившись государственного заказа, стало неплатежеспособным.

Кризис продолжал углубляться. Тем не менее завод сумел освоить - на те средства, которые еще имелись у завода от прежних лет,- две совершенно новых программы. Представили первый опытный образец самолета Су-27-ИБ (СУ-34) - прообраз гораздо более совершенного самолета СУ-34 образца 2004 года. Родился в те же годы и самолет Ан-38. Но в конце концов заводчане пришли к тому, что к 1996 году на заводе не оказалось вообще никаких средств. Деньги кончились. Завод не получал вообще никаких средств в течение двух лет. Завод прекратил перечисление налогов в федеральный бюджет. Долги перед бюджетом росли, росли и штрафные санкции.

Тем не менее, первый Ан-38 летал уже летом 1997 года на трассах хабаровской авиакомпании «Восток» - с ней заключили контракт на поставку трех самолетов, и в октябре того же года первый самолет отправляется на Дальний Восток.

Затраты на создание производственных мощностей, постройку и испытания опытных машин по оценкам специалистов завода составили сумму, эквивалентную более чем 80 млн долларов США. Чкаловцы убедительно доказали, что потенциал, когда-то созданный на оборонных предприятиях страны, позволяет успешно работать в рыночных условиях.

В 1998 году НАПО им. Чкалова реализовало авиакомпании «Восток» уже третий гражданский самолет АН-38. Следующим этапом сотрудничества должна была стать поставка еще 4-5 машин. Также НАПО работало над выполнением контракта с компанией «Алмазы России-Саха» (г. Мирный) на поставку 5 самолетов, оплата за которые уже поступила перед самым дефолтом 1998 года. В 1998 году Чкаловское объединение по-прежнему активно осваивало и производство гражданского самолета для местных авиалиний. Предприятие на данном этапе было способно осуществлять текущие платежи в федеральный бюджет, но не было средств погасить накопившиеся долги и штрафы.

Государство было не способно осуществлять финансирование завода, в то же время было совершенно очевидно, что против завода нельзя открывать процедуру банкротства. С целью урегулирования кредиторской задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организаций, имеющих стратегическое значение, государство принимает Постановлением от 3 сентября 1999 г. №1002 принимает решение о реструктуризации задолженности.

4.3 Постановление правительства РФ от 3 сентября 1999 г. №1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом»


Принятие Постановления №1002 следует рассматривать как мероприятия по оздоровлению неплатежеспособных предприятий стратегического значения. Право принятия решения о реструктуризации задолженности было делегировано Министерству РФ по налогам и сборам. Данным Постановлением был утвержден порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

Решение  о  реструктуризации  задолженности по обязательным  платежам  в  федеральный  бюджет  могло  быть  принято  в отношении организаций,   осуществляющих   в   течение   2 месяцев  до  подачи заявления   о   предоставлении  права  на  реструктуризацию  полное внесение  текущих налоговых платежей в федеральный бюджет и имеющих положительное  заключение  Федеральной службы России по финансовому оздоровлению   и  банкротству  или  ее  территориального  органа  о способности  организации  осуществлять  уплату текущих обязательных платежей   и   процентов   за   пользование  бюджетными  средствами своевременно  и  в  полном  объеме  в течение всего срока погашения задолженности. 

В  случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации  по  обязательным  платежам  в  федеральный  бюджет  ей предоставлялось  право  равномерной уплаты задолженности по налогам и  сборам  в  течение  6  лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.                

Организации,  не  имеющей  задолженности  по налогам и сборам, предоставляется  право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.                                                   

С  сумм  задолженности  по  налогам и сборам ежеквартально, не позднее  15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя  из  расчета  одной  десятой годовой ставки рефинансирования Центрального   банка   Российской  Федерации,  действующей  со  дня вступления в силу указанного Порядка. График  погашения  задолженности по обязательным платежам в федеральный    бюджет    должен    предусматривать    осуществление соответствующих платежей равными долями не реже 1 раза в квартал. 

Организация    утрачивает    право    на   реструктуризацию задолженности  по  обязательным платежам в федеральный бюджет, если в    течение    действия    графика   погашения   реструктурируемой задолженности  она осуществляет текущие платежи по налогам и сборам не в полном объеме или с нарушением графика. Заявление   о   предоставлении  права  на реструктуризацию задолженности   по   обязательным  платежам  в  федеральный  бюджет должно было быть подано организацией в налоговый орган до 1 января 2000 г.       

К заявлению прилагаются:                                     

а) документы    бухгалтерской    и    финансовой    отчетности организации  по  перечню,  установленному  Министерством Российской Федерации  по  налогам  и  сборам  по  согласованию  с  Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству;         

б) справка   о   задолженности   по  обязательным  платежам  в федеральный   бюджет   на   1   число  месяца  подачи  заявления  о предоставлении права на реструктуризацию;                          

в) документы,    подтверждающие   наличие   и   размер   ранее предоставленных   отсрочек   (рассрочек)   платежей  в  федеральный бюджет,  в  том  числе  в виде налогового кредита и инвестиционного налогового  кредита,  срок  действия  которых  не  истек  к моменту подачи заявления;                                                 

г) проект  графика  погашения  задолженности  по  обязательным платежам в федеральный бюджет;                                    

д) справка   налогового   органа,  подтверждающая  фактическое поступление   текущих   платежей   по  налогам  и  сборам  в  сумме обязательных  начислений  в течение 2 месяцев, предшествовавших дню подачи заявления.

Налоговый  орган  поданные документы на реструктуризацию был обязан рассмотреть в  15-дневный  срок  со  дня поступления и передать в Федеральную   службу   России   по   финансовому   оздоровлению   и банкротству   или   ее   территориальный   орган   для   подготовки заключения.                                                        Заключение   Федеральной   службы  России  по  финансовому оздоровлению  и  банкротству  или ее территориального органа должно было содержать выводы:                                                 

- о  способности  организации  уплачивать  текущие  обязательные платежи   и   проценты   за   пользование   бюджетными   средствами своевременно   и   в   полном   объеме   в   течение   всего  срока предоставленного  ей  права  на  реструктуризацию  задолженности по обязательным платежам;                                             

- о  наличии  мирового  соглашения,  заключенного организацией с конкурсными  кредиторами,  если  в  отношении этой организации было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве). 

На   основании  указанных  выводов  должно было быть  подготовлено заключение   о   возможности   или  невозможности  реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам. Решение  о  реструктуризации задолженности по обязательным платежам должно содержать:                                         

а) полное  наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика;                                          

б) общую  сумму  задолженности  перед  федеральным  бюджетом с указанием   сумм   задолженности  по  налогам  и  сборам,  а  также начисленным  на  них  пеням  и  штрафам;                                                   

в) график погашения задолженности организации;               

г) указание  на обязанность организации осуществлять платежи в погашение  задолженности (в соответствии с установленным графиком), а  также  текущие  обязательные  платежи  своевременно  и  в полном объеме;                                                           

д) ссылку   на   заключение   Федеральной   службы  России  по финансовому    оздоровлению    и    банкротству    о    возможности реструктуризации задолженности.   

Контроль   за  исполнением  организацией  обязательств  по погашению   задолженности   по   обязательным   платежам,  а  также обязательств  по  своевременной  и полной уплате текущих платежей в течение    всего    срока   реструктуризации   этой   задолженности осуществляется   налоговым   органом,   принявшим   решение   о  ее реструктуризации.

Таким образом данное Постановление можно рассматривать как государственный долгосрочный кредит.                                                                                                                                 


4.4 Эффективность реструктуризации долга перед федеральным бюджетом НАПО им. Чкалова


Эффективность реструктуризации долга перед федеральным бюджетом НАПО им. Чкалова оценить в цифрах невозможно вследствие закрытости его финансовой информации. Эффект заключает в том, что завод, получив отсрочку платежей выправил свое текущее финансовое положение и в состоянии осуществлять обязательные текущие платежи в федеральный бюджет, соблюдая при этом график погашения реструктуризованной задолженности.

Уже в 2001 год ситуация на Новосибирском авиационном производственном объединении (НАПО) имени В. П. Чкалова по итогам прошедшего года выглядела оптимистичной. На 272 процента (то есть почти в три раза!) вырос объем произведенной продукции, создано дополнительно более полутора тысяч рабочих мест.

В том же году в воздух поднялся многофункциональный самолет АН-38. Выполнен алжирский заказ, осуществлены проработка и участие в испытаниях по фронтовому бомбардировщику СУ-34. Завод участвует в отечественных и международных авиасалонах - в Красноярске, Москве и французском городе Ле Бурже, где, по сути, дается старт переговорам по поставкам АН-38 в Индию и Вьетнам.

11 октября 2001 года правительство утвердило программу реформирования оборонно-промышленного комплекса до 2006 года, затем Президент РФ издал указ о ликвидации АВПК «Сухой» и создании АО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», 100 процентов акций которой будут находиться у государства. По заявлениям правительства холдинг должен стать именно акционерным обществом, сто процентов капитала которого будут закреплены в госсобственности. Соответственно, и отдельные предприятия, входящие в него, должны быть акционированы по тому же принципу. В рамках формирования ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» было проведено акционирование Комсомольского-на-Амуре (КнААПО) и Новосибирского авиационных производственных объединений (НАПО), 74,5 % акций КнААПО и НАПО переданы в уставной фонд ГУП «АВПК «Сухой». Также в уставной фонд АВПК «Сухой» ранее внесены 50 % плюс одна акция ОКБ «Сухой», 38 % ТАНТК им. Бериева и 14,7 % акций НПК «Иркут».

Включение в холдинг в итоге стало поворотным событием для НАПО имени В.П. Чкалова. Решение о включении НАПО, наряду с другими крупнейшими российскими авиастроительными предприятиями, в государственный холдинг по производству боевых крылатых машин принимается 29 декабря, в канун нового 2002 года, подписывается соответствующий указ президента и распоряжение правительства. Это говорит о весе новосибирского предприятия в российском авиастроении.

В 2003 году состоялось давно ожидаемое событие - с заводского аэродрома Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) имени В. Чкалова, уже входящего в авиахолдинг «Сухой», впервые поднялся в воздух серийный фронтовой бомбардировщик СУ-34. По сути - СУ-34 - модернизированный вариант ударного самолета Су-32, которых НАПО построило уже семь единиц. Все они прошли войсковые испытания. Военные говорят, что Су-34 и Су-32 - машины, аналогов которым в мире нет.


5. Заключение


Постановление Правительства РФ от 03.09.99 г. № 1002 «О порядке и сроках проведения в 1999 г. реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом», установившее право на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом по обязательным платежам, а также пени и штрафам в виде рассрочки платежей на срок до 10 лет, явилось методом оздоровления неплатежеспособных организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость.

На примере НАПО им. Чкалова показано, что проведение процедуры реструктуризации задолженности может позволить предприятию-недоимщику:

-         существенно улучшить свое финансовое положение;

-         очистить расчетные счета от бюджетной картотеки;

-         приостановить действие постановления об обращении взыскания на имущество должника;

-         направить оборотные средства на производство и наращивание его оборотов.

Пройдя процедуру реструктуризации завод восстановил свою платежеспособность, осуществляет текущие платежи в федеральный бюджет и соблюдает график погашения задолженности.

Таким образом, указанное Постановление о реструктуризации задолженности позволило не только выжить предприятиям, в основном находящимся на бюджетном финансировании, но и научиться работать в условиях рыночной экономики.

6. Список использованной литературы



1.     Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

2.     Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

3.     Постановление правительства РФ от 5 марта 1997 г. №254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет"

4.     Постановление правительства РФ 14 апреля 1998 г. №395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом"

5.     Постановление правительства РФ от 3 сентября 1999 г. №1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом»

6.     Постановления Главы администрации Новосибирской области от 26.08.98 №514 "О реструктуризации долга"

7.     Бажанов В. СО РАН // Телеинформационная сеть ВПК, 26.11.1999

8.     Вся жизнь - в полете мысли... // Вечерний Новосибирск (Новосибирск). 22.08.2002. Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004.

9.     Крылатое русское чудо. // Вечерний Новосибирск. 23.01.2004.

10.                       НАПО может обойтись без госзаказа. // Коммерсант-Сибирь 30.01.1998

11.                       Последний шанс для должников // Эпиграф №40 (340) октябрь 2001 года

12.                       Столяров М. Последнее налоговое предупреждение // Континент Сибирь 19 октября 2001

13.                       Эпиграф № 34, август 1998 г.


[1]Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 299.

[2]Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – ст.105            

[3]Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 299.


[4]Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». – ст. 133

[5]Эпиграф № 34, август 1998 г.

[6]Последний шанс для должников // Эпиграф №40 (340) октябрь 2001 года

[7]Столяров М. Последнее налоговое предупреждение // Континент Сибирь 19 октября 2001

[8]Бажанов В. СО РАН // Телеинформационная сеть ВПК, 26.11.1999

[9]Бажанов В. СО РАН // Телеинформационная сеть ВПК, 26.11.1999