Содержание


Введение. 3

1. Денежные реформы, методы их проведения и антиинфляционная политика государства. 4

2.Денежные реформы в дореволюционной России. 8

3. Денежные реформы после 1917 года и по наше время. 15

Заключение. 23

Список использованной литературы.. 24























Введение

Деньги это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. Они служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счёта во всех, кроме самых начальных экономических системах. Стабильная денежная система – это основа нормального функционирования всей государственной системы, основа благосостояния общества. Именно поэтому именно денежному обращению и его стабилизации большинство экономистов уделяет столь большое внимание. Ярким примером могут служить монетаристы, считающие, что именно на стабильной денежной системе строится вся экономика, а следовательно, главная задача государства контролировать денежную массы и не допускать значительного уровня инфляции.

Целью данной работы является изучение денежной реформы

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

1. Изучение понятия  денежной реформы:  основных видов и методов ее проведения.

2.                Рассмотрение денежных реформ до 1917 года.

3. Рассмотрение денежных реформ после 1917 года по настоящее время.




1. Денежные реформы, методы их проведения и антиинфляционная политика государства.

Денежные реформы занимают особое место в политике государства. Денежные реформы – преобразования денежной системы (полные или частичные) с целью упорядочения и стабилизации денежного обращения. Различаются разные виды денежных реформ в зависимости от их целей и методов проведения.[1]

1.     Образование новой денежной системы в связи с изменением формы организации денежного обращения в стране (например, переход от золотого стандарта к неизменным кредитным деньгам с 30-х годов ХХ века) или с изменением государственного строя, как это происходило в бывших колониях после завоевания ими политической независимости после второй мировой войны и в бывших советских республиках после распада СССР в 1992 году.

2.     Частичное преобразование денежной системы: изменение порядка эмиссии, новое наименование денежной единицы и видов денежных знаков, преобразование органов, осуществляющих регулирование денежного отношения.

3.     Стабилизация денежного обращения с целью сдерживания инфляции.

Денежные реформы осуществляются разными способами в зависимости от целей, экономического и политического положения в стране, уровня инфляции, политики государства.

До 30-х годов ХХ века денежные реформы совпадали с мерами по стабилизации валют – нуллификацией, девальвацией и ревальвацией – и сопровождались возвратом к золотому или серебряному стандарту.

Нуллификация денег – объявление государством обесцененных бумажных денег недействительными – проводится при сильной инфляции. Так, во Франции в конце XVIII века была осуществлена нуллификация обесценившихся ассигнаций и земельных мандатов (разновидность бумажных денег) и взамен были выпущены металлические и разменные на золото кредитные деньги. С 30-х годов ХХ века нуллификация проводится с незначительным выкупом обесценившихся денег, иногда в форме девальвации.

Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам. Это наиболее распространенный метод стабилизации курса валют. До отмены золотых паритетов валют в середине 70-х годов ХХ века при девальвации одновременно снижались курс и золотое и золотое содержание валюты. В прошлом девальвация иногда сочеталась с обменом старых денег на новые. Порой девальвация фактически совпадала с нуллификацией, если обесцененные деньги обменивались на новые по крайне низкому соотношению.

Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным или международным валютным единицам – применяется, если инфляция развивается медленнее, чем в других странах, платежный баланс активен, а интересы кредиторов и импортеров взяли верх над должниками и экспортерами.

Историческим примером может служить реформа в Великобритании в 1821 году. Во время войны с Францией с 1797 года английская валюта перестала размениваться на золото и обесценилась на 40%. Когда на базе роста производства и товарооборота обесценение фунта стерлингов до 2%, Банк Англии возобновил размен банкнот на золото по номиналу (1:1), восстановив доинфляционную стоимость фунта стерлингов.[2]

В России не раз прибегали к такому методу реформирования денежного обращения как деноминация. Деноминация – укрепление денежной единицы страны без ее переименования и, следовательно, укрупнение масштаба цен в целях упрощения и облегчения платежного оборота, учета, расчетов и придания большей полноценности национальной валюте.[3] В большинстве случаев коэффициентом укрупнения при деноминации является единица с одним или несколькими нулями (в 10, 100, 1000 и т.д. раз). По этому коэффициенту ранее выпущенные денежные знаки обмениваются на новые. Одновременно по этому же коэффициенту пересчитываются товарные цены, тарифы за услуги, номинальная зарплата, остатки на активных и пассивных счетах банков, балансы предприятий и учреждений и все долговые обязательства юридических и физических лиц. Если валюта страны имеет официальное золотое содержание, то оно, как и обменный курс валюты, подвергшейся деноминации, может быть повышено по тому же или другому коэффициенту в зависимости от интересов страны в международных расчетах. Деноминации подразделяются по разным признакам следующим образом.[4]

По полноте обмена:

а) полные (обмениваются все денежные знаки всех существующих номиналов);

б) частичные (обмениваются банкноты одного или нескольких номиналов).

По скорости проведения:

а) быстрые (обмен производится в течение нескольких дней или недель);

б) медленные (от нескольких месяцев до года);

в) длительные (до нескольких лет);

г) бессрочные (рассчитаны на неограниченный или необъявленный срок).

По условиям проведения:

а) мягкие (купюры обменивать могут все, количество обмениваемых фигур не ограничивается);

б) жесткие (при проведении обмена купюр имеются определенные ограничительные условия).

Можно выделить некоторые предпосылки успеха проведения денежных реформ.

Первой предпосылкой является экономический рост, увеличение производства и товарооборота.

Вторая предпосылка оздоровления денежного обращения – сокращение дефицита государственного бюджета.

Третья предпосылка – сжатие излишка денежной массы в обращении с учетом реальной потребности хозяйственного оборота в деньгах.

Четвертая предпосылка стабилизации денег – уменьшение дефицита платежного баланса, сокращение внешнего долга, накопление официальных золотовалютных резервов для поддержания валютного курса.

Наиболее успешны денежные реформы, проводимые в завершение комплексной антиинфляционной программы.


2.Денежные реформы в дореволюционной России.

Современная денежная система России имеет длительную историю. Серебряные деньги находились в обращении еще в Древней Руси. В XI-XII вв. монеты были частично заменены платежными слитками из серебра, именуемыми гривнами. Первоначально рубль был синонимом гривны, позднее название денежной единицы закрепилось за рублем, весовой единицы — за гривной. Платежные слитки в форме гривен и полугривен, рублей и полтин, будучи неразменными, обслуживали лишь крупные оптовые сделки, поэтому объективной необходимостью было появление монет, используемых в розничной торговле.

Вторая половина XIV в. является началом монетного обращения на Руси. В строго определенном количестве монеты стали чеканиться на монетных дворах Москвы, Нижнего Новгорода и Рязани. Приток серебра из-за границы позволял многим русским князьям в период удельной Руси чеканить собственные монеты. С появлением серебряных монет рубль-слиток исчез из обращения и стал исключительно счетным понятием.

Становление общерусской денежной системы и денежного обращения стало возможным после присоединения в XV-XVI вв. к Москве других русских княжеств. Важную роль в формировании денежного обращения сыграла денежная реформа Елены Глинской в 1535—1538 гг. Суть реформы заключалась в изъятии из денежного обращения неполноценных денег, в данном случае поддельных и резаных, упорядочении весового содержания рубля и введении десятичной системы денежного счета. В результате проведенной реформы 1 рубль стал приравниваться к 10 гривнам, 1 гривна — к 10 новгородцам (копейкам). Итогом реформы явилось преодоление кризисных явлений в денежной сфере и приостановка порчи монет. В таком виде денежная система просуществовала вплоть до середины XVII в.

В 1654—1655 гг. попытка введения в денежное обращение серебряного рубля в виде монеты окончилась неудачей. Регулярная чеканка серебряных рублей началась лишь в 1704 г. в ходе проведения денежной реформы 1700—1718 гг. Введенный в обращение рубль весил 28 г и был изготовлен из серебра 84-й пробы. Одновременно появились серебряные и медные разменные монеты (копейки). Обращение медных копеек наряду с серебряными, дало возможность расширить рыночные отношения при отсутствии собственного российского золота и серебра.

Первые бумажные денежные знаки появились в России в 1769 г. и просуществовали под названием ассигнаций вплоть до 1843 г. К этому времени государственного кредитования не было как такового. Попытка прибегнуть к внешнему займу в размере 2 миллионов рублей во время Семилетней войны окончилась полным провалом. В 1769 году Екатериной II при помощи ассигнационного банка, основанного еще до ее вступления на престол, было выпущено ассигнаций на 17 млн 841 тысяч рублей.

Причиной необходимости введения ассигнаций явилось то, что основой денежного обращения был серебряный рубль, который играл роль всеобщего эквивалента и был обеспечен ценой заключенного в нем металла. Но отечественные рудники давали только 6-7 тыс. кг серебра в год. При ежегодной чеканке 2 млн рублей серебряной монеты требовалось 40 тыс. кг, поэтому основным источником серебра была торговля с Европой хлебом и другой традиционной продукцией. Золотая монета была в обращении в очень незначительном количестве и являлась скорее товаром, чем деньгами. ее курс по отношению к серебру был свободным.

Как главную причину введения ассигнаций Манифест 29 декабря 1768 г. указывал необходимость размена медной монеты на денежные знаки, удобные к перевозке.

Ассигнации первого выпуска 1769-1786 гг. прочно вошли в русское денежное обращение. Они не были обязательны к приему частными лицами, однако для этого времени их курс был очень высок — от 98 до 101 коп. серебром за рубль ассигнациями, т.е. были равноценны серебряной монете.


В 1786 г. был изменен внешний вид ассигнаций. Одновременно были введены номиналы в 5 и 10 рублей, к 1790 г. они составляли 36% от всей массы ассигнаций, что значительно расширило сферу обращения бумажных денег. В 1787 г. единовременно было выпущено 53,8 млн рублей ассигнациями, что более чем вдвое увеличивало массу бумажных денежных знаков. За все царствование Екатерины II ассигнаций было выпущено на 157 млн рублей, и курс их к концу этого царствования упал ниже 70 коп. серебром за рубль ассигнациями.

В 1797 г. правительство решилось на изъятие части выпущенных на рынок ассигнаций; состоялось торжественное сожжение в присутствии самого Павла I ассигнаций на сумму 6 млн рублей. Однако постоянные войны требовали экстренных расходов и к 1802 г. общая сумма ассигнаций с 151 млн поднялась до 212 млн рублей, что окончательно снизило курс бумажного рубля. Он составлял менее 50 коп. серебром за рубль, но затем, с отменой всех запретов Павла I, при Александре I стал повышаться, несмотря на ежегодные новые выпуски ассигнаций. В 1803—1804 гг., когда число обращавшихся ассигнаций превысило 300 млн. рублей, их курс был выше 80 коп. за рубль.

Образовавшийся вследствие войн 1805—1807 гг. и усугубленный неурожаем 1806 г. огромный дефицит вынужден был покрываться новыми выпусками бумажных денег, общая сумма которых достигла в 1808 г. 477 млн. рублей. Курс бумажных денег, твердо державшийся с 1802 по 1805 гг. и даже повысившийся в эти годы, теперь резко стал падать: в 1809 г. он уже не превышал 40 коп., а к концу года опустился до 35 коп. серебром за рубль ассигнациями. Дефицит в 1809 г., равнявшийся сумме 83 млн рублей, был покрыт дополнительным выпуском ассигнаций, но они не имели товарного покрытия и рынок отказывался принимать такое количество ассигнаций. К концу 1810 г., когда было выпущено еще на 43 млн рублей новых ассигнаций, курс их стал ниже 20 коп. за рубль серебра, к концу 1812 г. его уровень снизился до 10 коп. за рубль.


В 1817 г. после сожжения 38 млн рублей сумма оставшихся ассигнаций достигла 800 млн рублей, а общее количество государственных процентных долгов, внесенных в особую долговую книгу, составляло более 200 млн рублей, так что весь государственный долг превышал миллиард рублей.

В 1839 г. министром финансов графом Е.Ф. Канкриным была проведена денежная реформа, она проводилась в два этапа. На первом этапе в денежной системе получили хождение три вида денег: металлическая монета, ассигнации, курс которых был точно определен в 350 копеек за один рубль серебром и депозитные билеты — новая русская бумажная единица, которая беспрепятственно обменивалась на металлические деньги. Причем было объявлено, что внесенные за эти депозитки металлические деньги и благородные металлы будут оставаться на хранении и полностью выдаваться при первом требовании обратно. Второй этап реформы Канкрина начался в 1841 г., когда были выпущены новые денежные знаки — кредитные билеты 50-рублевого достоинства, которые обращались параллельно с серебряным рублем и разменивались на серебряную монету. Кредитные билеты не полностью обеспечивались металлической монетой, а лишь фондом, равным одной шестой части выпущенных билетов. Последним шагом в этой реформе был выкуп всех ассигнаций на сумму более 170 млн рублей серебром, прекращение выпуска депозиток и замена всех бумажных денег кредитными билетами, в обеспечение которых создан фонд в 28 млн рублей серебром. Запасный фонд, а это около 66 млн рублей, поддерживал курс кредитных билетов до войны 1853 года.

Падение курса бумажных денег после Крымской компании было вызвано несколькими причинами, главные из которых огромные военные расходы, на которые ушла огромная часть запасного фонда, всемирный экономический кризис 1857—1858 гг. и отмена крепостного права в 1861 г. После войны в 1858 г. в стране обращалось кредитных рублей на сумму 780 млн рублей, а металлический запас понизился до 119 млн рублей, что было ниже 1/6, которую Канкрин считал необходимой для поддержания безостановочного размена. Стабилизировать денежное обращение помогло проведение в стране финансовой реформы и строительство железных дорог, явившиеся толчком к промышленному росту в России.

В 1862—1866 гг. В.А. Татариновым была проведена финансовая реформа. Главным образом реформа была направлена на упорядочение государственного аппарата. В ходе реформы был учрежден Государственный банк, в руках министра финансов были сосредоточены все бюджетные средства, которые до этого времени были рассредоточены по министерствам. Все действия Министерства финансов подлежали учету и государственному контролю, а все сметные предположения о расходах и доходах каждого года должны были в виде государственной росписи проходить ежегодно через Государственный совет. Затем было создано так называемое единство кассы, т.е. уничтожены самостоятельные кассы и казначейства отдельных ведомств. Все средства на ассигнование отдельных ведомств стали проводится через Министерство финансов в соответствии с государственной росписью, прошедшей через Государственной совет, причем исполнение этих ассигнований обеспечивалось Государственным контролем.

К 1873—1874 гг. впервые со времени Крымской компании бюджетный дефицит удалось сначала свести к нулю, а затем в 1875 г. добиться превышения доходов над расходами и начать накопление свободной наличности государственного казначейства для перехода к металлическому обращению. Однако начавшаяся в 1875 г. война не только вызвала дефицит бюджета, который к 1878 г. составил примерно 600 млн рублей, но и отсрочила переход к металлическому обращению на 20 лет.

Денежная реформа 1895—1897 гг. была основательно подготовлена и осуществлялась постепенно, несколькими этапами в течение трех лет. В 1897 году начался свободный обмен бумажных денег на золото. Осуществленное преобразование денежного обращения упрочило кредит России и поставило ее в финансовом отношении в один ряд с другими развитыми европейскими державами.

Государственный банк ко времени проведения денежной реформы за счет внутренних источников и зарубежных покупок создал золотой фонд в размере 1095,5 млн рублей.

Именной Высочайший указ от 29 августа 1897 г. обязывал Государственный банк выпускать кредитные билеты в размере, строго ограниченном потребностями денежного обращения. Этим же Указом устанавливались правила и ограничения эмиссии банкнот, например, вся совокупность кредитных билетов превышающих сумму в 300 млн рублей должна была иметь полное золотое обеспечение.

Российский эмиссионный закон был значительно более строгим, чем законодательства других стран. Так, в Германии допускалось покрытие банковских билетов лишь на одну треть и не только золотом и серебром, но и обязательствами имперского казначейства.

Свое эмиссионное право, основанное на имеющемся золотом запасе, Государственный банк России никогда полностью не использовал. Даже в тяжелом для страны 1905 г. он мог выпустить банкноты еще на 17 млн рублей, но не сделал этого.

Неиспользованное банком эмиссионное право исчислялось в 1900 г. 625 млн руб., т.е. составляло 132,8% к сумме фактически обращавшихся в стране кредитных билетов. В 1901 г. оно снизилось до 502 млн. руб., или 93,8%; в 1904 г. — 631 млн. руб., или 109,2%; в 1910 г. — 539 млн руб., или 45,9%.

С 1900 года до начала первой мировой войны только в течение двух лет золотое покрытие несколько отставало от общей массы обращавшихся банкнот: на 1 января 1906 года — на 23% и на ту же дату следующего года — на 0,3%. В остальные 13 лет этого периода вся совокупность находившихся в обороте банковских билетов обеспечивалась золотом со значительным превышением, составлявшим к началу 1900 г. — 71,7%, 1901 г. — 37,8%, 1910 г. — 20,5%, 1912 г. — 8,3%.

К 1897 г., когда в России началась денежная реформа, рубль официально приравнивался к четырем французским франкам, но, как свидетельствовал тогдашний министр финансов С. Ю. Витте, стоил в действительности около двух с половиной франков. Это фактически сложившееся соотношение и решено было закрепить. Новый рубль был девальвирован и приравнен к двум целым и двум третям франка (2,666). Этот паритет соответствовал золотому содержанию и покупательной стоимости двух валют. Установленный курс рубля, в общем, удалось выдержать. В 1913 г. он колебался в пределах от 2,57 до 2,69 франка.

На рубеже 1905—1906 гг. курс рубля был поддержан увеличением учетно-ссудной ставки. Это сделало его более дорогим, однако в дальнейшим российский рубль не нуждался в таком способе поддержки. С 8% на начало 1906 г. учетная ставка на конец этого же года снизилась до 4,5% — самого низкого уровня в дореволюционной России.

Действенным средством ограничения массы наличных денег явилось внедрение безналичных расчетов. С этой целью уже 17 ноября 1898 г. при Петербургской конторе Государственного банка была открыта расчетная палата. К 1912 г. в разных городах России действовало 40 ее отделов.

В работе палаты участвовали все частные банки России, крупные банкирские конторы и дома, общества взаимного кредита, большие торгово-промышленные фирмы и местные управления железных дорог.








3. Денежные реформы после 1917 года и по наше время.

Огромные военные расходы Первой мировой войны, неудачи на фронтах пошатнули русскую валюту. За последние пять месяцев 1914 г. она подешевела на 16,8%. По некоторым подсчетам к июлю 1917 г. по отношению к стабильному франку нейтральной Швейцарии рубль обесценился на 62,9%.

Еще больший удар по рублю нанес октябрьский переворот 1917 г. Государственный банк был одним из первых учреждений, захваченных большевиками утром 25 октября (7 ноября) 1917 г. Однако в целях дальнейшего недопущения развала денежной системы России руководство Госбанка отказывалось финансировать большевиков без каких-либо гарантий. Но уже в конце ноября 1917 г., после того как были сняты с постов и уволены все его руководители, большевики сами выдали себе на свои «революционные нужды» 5 млн рублей.

Замена высококвалифицированного персонала Госбанка партийными кадрами, национализация, непрерывная эмиссия в течение последующих трех лет сначала деформировали, а затем привели денежную систему к полнейшему краху.

В целях стабилизации ситуации начали разрабатываться различные подходы к проведению денежной реформы. Предполагалось провести обмен старых рублей на новые в соотношении 1:1. Кроме того, проект реформы носил классовый характер, обмену подлежала только определенная сумма. Однако в 1918 г. денежная реформа так и не была реализована. Исчезла возможность установления золотого обеспечения рубля, поскольку в конце лета 1918 г. страна лишилась основной части своего золотого запаса, захваченного чехословацким корпусом в Казани.

Начавшаяся гражданская война сопровождалась резким увеличением расходов на оборону. Единственным источником финансирования этих расходов являлась инфляционная эмиссия денег. Уже к 1 августа 1918 г. Народным банком было выпущено в обращение 22,7 млрд рублей, что вместе с числившимися на балансе бывшего Госбанка на 23 октября 1917 г. 18,9 млрд рублей составило около 41,6 млрд рублей, из них 21,5 млрд рублей превышали разрешенное эмиссионное право. К 1 января 1919 г. в обращение было выпущено еще 33,5 млрд рублей. В результате в 1918 г. рост денежной массы составил 6,8%, в 1919 г. — 11,4%, в 1920 г. — 14,7%. В дальнейшем в обращение были выпущены денежные знаки и кредитные билеты РСФСР образца 1920 г. и 1921 г. без каких-либо ограничений.

В ходе гражданской войны вследствие того, что процесс обесценения денег обгонял темпы их эмиссии, ряд регионов на местах стал выпускать свои денежные знаки. В результате денежные суррогаты эмитировались более чем в 100 городах. Кроме того, опасаясь аннулирования советских денег белогвардейцами, а белогвардейских денег — Советской властью, население стремилось избавиться как от тех, так и от других, обращая их в реальные ценности, вследствие чего значительно повысилась скорость оборота бумажных денег.

Стремление избежать потерь, вызванных обесценением бумажных денег, привело к развитию натурального (безденежного) обмена продуктами на рынке. Натуральный продуктообмен стал господствующим и в масштабах всего государства. С введением политики военного коммунизма в октябре 1920 г. были отменены квартирная плата, плата за коммунальные и почтовые услуги, плата государственных предприятий и населения за топливо. Провал военного коммунизма и введение новой экономической политики потребовали от советского руководства пересмотра роли денег в функционировании экономики. С целью стабилизации финансового положения в стране были проведены две деноминации денег. В результате первой деноминации (декрет СНК от 3 ноября 1921 г.) в обращение были выпущены денежные знаки образца 1922 г., один рубль которых приравнивался к 10 000 рублей денежных знаков всех прежних образцов. Вторая деноминация была осуществлена в следующем 1923 г., когда выпускаемые в обращение денежные знаки образца 1923 г. достоинством в 1 рубль приравнивались к 100 рублям образца 1922 г. или к 1 млн рублей денежных знаков, выпущенных ранее.


В 1922 г. начала проводиться денежная реформа, в ходе которой Госбанку было предоставлено право выпуска в обращение банковских билетов — червонцев. На основании декрета СНК от 26 октября 1922 г. началась чеканка золотой монеты — червонца, содержащего 1 золотник (78,24 доли чистого золота) — 7,74234 г. Выпуск червонцев осуществлялся на кредитной основе в порядке предоставления клиентам краткосрочных ссуд и не был связан с покрытием бюджетного дефицита. Сумма выпускаемых червонцев ограничивалась потребностями товарооборота, что обеспечивало их устойчивость. Однако наряду с банковскими билетами в обращении находились денежные знаки, выпускаемые Наркомфином в покрытие бюджетного дефицита.

В 1924 г. в обращение были выпущены государственные казначейские билеты, а также разменная серебряная и медная монета. Между казначейскими билетами и червонцами устанавливалось твердое соотношение: один червонец приравнивался к 10 рублям в казначейских билетах. Казначейские билеты выпускались в обращение через Госбанк в процессе кредитования народного хозяйства. Они носили кредитный характер и эмитировались в пределах потребностей народного хозяйства.

Декретом ЦИК и СНК СССР от 14 февраля 1924 г. был прекращен выпуск обесценивающихся денежных знаков (совзнаков), они изымались из обращения путем обмена на твердую валюту по соотношению: 50 тыс. рублей денежных знаков образца 1923 г. за 1 рубль в новой твердой валюте.

Восстановительный период характерен тем, что расчеты между хозяйственными организациями совершались преимущественно при помощи векселей. Вместе с тем Госбанк производил расчеты переводами, чеками и аккредитивами, на основе инкассо товарных документов и векселей.

С 1931 г. правительство постановлением СНК СССР от 2 января обязало государственные предприятия и организации представлять в соответствующие учреждения банка кассовые планы наряду с квартальными финансовыми и кредитными планами. Этот жесткий контроль стабилизировал денежное обращение в стране и, поэтому дальнейшие изменения в этой сфере связаны с событиями 1941—1945 гг.

За годы второй мировой войны резко возросла эмиссия денег, используемых на покрытие военных расходов, произошло перераспределение денежных доходов между городом и деревней в пользу последней, резко возросли розничные цены, вновь были введены карточки и коммерческая торговля. Ущерб, нанесенный войной, привел к тому, что в обороте оказалось большая избыточная масса денежных знаков, не имеющих товарного эквивалента. Для ликвидации последствий войны в области денежного обращения необходима была денежная реформа, которая была проведена с 16 по 22 декабря 1947 г.

Денежная реформа заключалась в обмене находившихся в обращении денег на вновь выпущенные денежные знаки, а также переоценке денежных накоплений в форме займов и вкладов в сберегательных кассах. Реформа носила конфискационный и классовый характер. Наличные деньги обменивались в соотношении 10:1, а вклады населения в сберегательных кассах на сумму до 3 000 рублей не подлежали переоценке. Суммы вкладов частных лиц от 3 000 рублей до 10 000 рублей переоценивались в соотношении 3:2, а свыше 10 000 рублей — 2:1. Денежные средства кооперативных предприятий на счетах в банках подлежали обмену исходя из соотношения 5:4, а денежные средства государственных предприятий и организаций, КПСС, ВЛКСМ, партийных работников сохранились без изменения.

Реформа 1947 г. не означала коренной перестройки денежной системы: были сохранены билеты Государственного банка, казначейские билеты и разменная монета, существовавшие до реформы. Отличие состояло лишь в том, что билеты Госбанка стали выпускаться в рублях, а не в червонцах. Не изменился механизм эмиссионного регулирования.

В 1960 году в Советском Союзе была проведена денежная реформа, хотя в это время в стране присутствовала достаточная экономическая стабильность. Было принято решение об изменении с 1 января 1961 г. масштаба цен, т.е. фактической деноминации рубля. Находившиеся в обращении денежные знаки обменивались на новые в соотношении 10:1. Одновременно также были уменьшены в 10 раз цены на товары, все виды доходов, платежные обязательства, договоры и т.д. Это привело к снижению всех цен в государственных магазинах в десять раз по сравнению с прежним уровнем. Одной из целей реформы было нанесение удара по черному рынку. Советские лидеры считали, что дельцы «теневой» экономики, накопившие большие суммы денег, не смогут обменять свои накопления старых банкнот на новые. Обмен денежных знаков проводился с 1 января по 1 апреля 1961 г. без каких-либо ограничений. С изменением масштаба цен изменилось и золотое содержание рубля, оно было установлено в размере 0,987412 г чистого золота. Изменений в существующей на тот момент денежной системе не было до июля 1993 года.

С переходом к рыночной экономике в основу экономической программы правительства России с 1992 г. заложена концепция количественной теории денег. Этим и объясняется та легкость, с которой пошло правительство России на либерализацию цен в 1992 г., не создав для этого соответствующих условий. Кроме того, в этот период времени на состояние денежной системы России в определенной мере стали сказываться процессы, связанные с распадом СССР. С января 1992 г. во всех государствах бывшего СССР начал формироваться острейший дефицит денежных знаков для обслуживания денежного оборота. Едва начав выходить из кризиса наличности, вызванного спонтанным принятием в январе 1992 г. Кабинетом Министров СССР решения об изъятии из обращения денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 г., банки столкнулись с последствиями перехода Российской Федерации к политике либерализации цен. Это потребовало единовременного многократного увеличения денежной массы в обращении. С Госбанком СССР указанное решение правительства Российской Федерации не прорабатывалось и не согласовывалось, соответствующая денежная масса в нужное время не была изготовлена, что сразу же привело к дефициту наличных денег в России, а по цепной реакции — во всех республиках бывшего Союза.

Кризис с денежной наличностью совпал по времени с платежным кризисом вследствие осуществления жесткой денежно-кредитной политики в России, а вслед за ней и в других государствах бывшего Союза. Немаловажное значение имело и падение уровня дисциплины в межбанковских отношениях при осуществлении межбанковских расчетов. Появление стремительно развивающейся сети коммерческих банков повлекло за собой прекращение функционирования надежно контролировавшей межбанковские расчеты системы учета межфилиальных оборотов (МФО). Ненадежность системы безналичных расчетов порождала стремление применять расчеты наличными, что усугубляло дефицит денежной наличности, усложняло решение проблем неплатежей.

В феврале 1993 г. в обращение стали поступать денежные билеты Банка России только образца 1993 г., которые не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. Но когда к середине 1993г. большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961—1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г.

Однако рост цен в 1992—1995 гг. и экспансионистская политика Центрального и коммерческих банков способствовали росту как наличной, так и безналичной денежной массы. На начало 1992 г. агрегат Мо (наличные деньги в обращении) составлял в России 165,9 млрд. рублей. К концу 1992 г. он достиг 1678,4 млрд рублей, на конец 1993 г. — 13 304,3 млрд рублей, в 1994 г. — 36 504,3 млрд рублей, на 1 января 1998 г. — 137 трлн рублей.

Замедление спада в экономике в 1996—1997 гг. вызвало принятие правительством России и Центральным банком РФ решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношение 1000:1.

Однако в середине августа 1998 г. финансовая ситуация в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового кризиса, отлива из страны спекулятивных иностранных капиталов, падения курсов ценных бумаг на фондовой бирже и зашедшей в тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля. Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России. Платежи по ГКО-ОФЗ увеличились до 22 млрд рублей в месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчислялись в размере 12—13 млрд рублей.

Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998 г. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.

Денежные реформы почти всегда сопровождаются рядом действий по ограничению роста денежной массы, уменьшению дефицита государственного бюджета, а также, в отдельных случаях, введением контроля за ценами и заработной платой. При отсутствии такого рода действенных мер, обеспечивающих осуществление денежной реформы, новые деньги будут представлять собой лишь почву для роста инфляции.

На современном этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России. Необходимость стабилизации рубля приобретает еще большее значение, в силу того, что эта задача на протяжении последних лет ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось.


Предполагаемое введение в обращение Банком России купюры достоинством в 5000 рублей служит еще одним доказательством возможной реформации существующей денежной системы.



























Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены проведения денежных реформ в России до 1917 годов, после 1917 года и по наше время.

Стабильная денежная система – это основа нормального функционирования всей государственной системы, основа благосостояния общества. Именно поэтому именно денежному обращению и его стабилизации большинство экономистов уделяет столь большое внимание.

Денежные реформы занимают особое место в политике государства. Денежные реформы – преобразования денежной системы (полные или частичные) с целью упорядочения и стабилизации денежного обращения.

Денежные реформы почти всегда сопровождаются рядом действий по ограничению роста денежной массы, уменьшению дефицита государственного бюджета, а также, в отдельных случаях, введением контроля за ценами и заработной платой. При отсутствии такого рода действенных мер, обеспечивающих осуществление денежной реформы, новые деньги будут представлять собой лишь почву для роста инфляции.















Список использованной литературы

1.     Денежные реформы в России: История и современность. Сборник статей. М.: Древлехранилище, 2004.

2.     Денежные реформы в России: исторический аспект Малинина Н.А., Финансовый менеджмент №3 / 2003

3.     История России с начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова, Москва, АСТ, 1996

4.     История России 1961-1917. Москва, Терра, 1996

5.     История СССР с древнейших времен до наших дней. Том V. Москва, Издательство “Наука”, 1968 г.

6.     Макроэкономика. Теория и российская практика. Учебник / Под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н. – М.: КНОРУС, 2004.

7.     Медведева Л.Д. О деноминации: введение в проблему // Сибирская финансовая школа АВАЛЬ. – 1997. - № 9.

8.     Международный исторический журнал. №№1 – 6 1999 г.

9.     Л. Юровский На путях к денежной реформе", Москва, 1924 г.

10.           Дейкин А. Великий эконом самодержавия: 100 лет назад завершилась денежная реформа С.Витте // Новоевремя. 1997 г.



[1] Макроэкономика. Теория и российская практика. Учебник / Под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 357.

[2] Там же, с. 358.

[3] Медведева Л.Д. О деноминации: введение в проблему // Сибирская финансовая школа АВАЛЬ. – 1997. - № 9. – С. 4.

[4] Там же.