Содержание




Стр.



Введение

 3

1.


Общая характеристика санаторно-курортного лечения –

как одной из форм социального обеспечения


 5


1.1.

Социальное обеспечение – как особый социальный институт государства


 5


1.2.

Общая характеристика обеспечения санаторно-курортным лечением


 7


1.3.

Некоторые проблемы, связанные с обеспечением

санаторно-курортным лечением


11

2.


Регулирование обеспечения санаторно-курортным лечением по законодательству РФ

14


2.1.

Общие положения, регулирующие санаторно-курортное лечение


16


2.2.

Специальные положения о санаторно-курортном лечении

19



Заключение

39



Список использованной литературы

40


Введение

В самом конце ушедшего 2004 года Председатель Правительства Российской Федерации (далее РФ) Михаил Фрадков одобрил комплекс мероприятий, проводимый Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Фондом социального страхования РФ (далее ФСС РФ), с участием заинтересованных органов исполнительной власти и организаций, по реализации ФЗ от 22 августа № 122-ФЗ в части обеспечения санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан. В рамках подготовительной работы по реализации ФЗ от 22.08.04г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФСС РФ прорабатывается комплекс вопросов по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Миллионы россиян стали свидетелями и участниками процесса радикальных изменений в механизме предоставления ряда льгот. Реформа социальной сферы и здравоохранения вызвала неоднозначное понимание и толкование ее целей и задач. Данные преобразования в сфере социального обеспечения выявили ряд серьезных проблем и волну социальных протестов у граждан нашего государства. Дискуссия, которая сейчас идет в обществе и средствах массовой информации по поводу льготного обеспечения (и в частности, обеспечения льготным санаторно-курортным лечением), касается вопросов, затрагивающих буквально каждого человека, каждую семью.

Все  вышесказанное  лишний  раз  подтверждает  актуальность  выбранной  темы данной курсовой работы «Санаторно-курортное лечение – как форма социального обеспечения». Цель работы: определить значение санаторно-курортного лечения в рамках социального обеспечения. При написании данной работы я попытаюсь выполнить следующие задачи:  дать  общую   характеристику  социального обеспечения - как особого социального института государства, рассмотреть как регулируется законодательством обеспечение санаторно-курортным лечением различных категорий льготников, выявить и охарактеризовать самые основные  проблемы, связанные с предоставление данного вида социального обеспечения, а  также  пути  их  преодоления.

При  написании  курсовой работы использовались материалы судебной  практики, опубликованные  в официальных  источниках.

 

Глава первая

Общая характеристика санаторно-курортного лечения - как одной из форм социального обеспечения


В ст.7 Конституции РФ записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Этой задаче призван служить институт социального обеспечения.

1.1. Социальное обеспечение - как особый социальный институт государства


«Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения».[1]

«Социальное обеспечение - как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе».[2]

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

В нормативных актах, регулирующих социальное обеспечение в России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и нормативные акты социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям. Наглядным примером последнего может служить реформа в системе льготного обеспечения граждан, проводимая в нашей стране в настоящее время.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.






1.2. Общая характеристика системы обеспечения санаторно-курортным лечением


Общеизвестно, что здоровье населения является наиболее зримым показателем социального благополучия, нормального функционирования общества, важнейшей предпосылкой обеспечения безопасности любой страны.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами РФ, конституциями и иными законодательными актами субъектов Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

При этом следует отметить, что для системы социального обеспечения характерным является то, что в этой сфере действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, входящих в эту сферу. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Тем не менее, «в качестве кодификационного акта в области социального обеспечения в РФ можно рассматривать Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи. Указанный документ определяет основные принципы охраны здоровья граждан, обязанности государственных органов и медицинских учреждений: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья».[3]

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (ст. 10 Основ от 22 июля 1993 г.).

Санаторно-курортное лечение также служит делу охраны здоровья граждан и тесно связано с медицинской помощью. «Санаторно-курортное лечение является эффективной формой оздоровления населения, в том числе и льготных категорий. Однако оно является самостоятельным видом социального обеспечения и предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение бесплатно или со скидкой».[4]

Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения граждан, который заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Среди различных видов компенсационных выплат различают, например, денежные выплаты отдельным категориям инвалидов на санаторно-курортное лечение.

Порядок предоставления льготного санаторно-курортного лечения и финансирования соответствующих расходов регламентируется постановлениями Правительства РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и Фонда социального страхования РФ.

Организация работы по обеспечению санаторно-курортным лечением льготной категории граждан возложена на Фонд социального страхования РФ и обусловлена: 1) наличием у Фонда разветвленной централизованной структуры в субъектах РФ; 2) эффективно функционирующей Единой информационной системой ЕИСС «Соцстрах, позволяющей оперативно передавать и получать и обрабатывать необходимую информацию в рамках системы Фонда на территории всей страны; 3) большим опытом работы по организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих граждан и членов их семей, а также граждан, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. ФСС РФ утвержден перечень санаторно-курортных учреждений, на его основе сформирована информационная база с учетом профиля лечения, организационно-правовой формы, количества койко-мест, степени загруженности в здравницах. ФСС РФ отрабатывается модель отбора здравниц на конкурсной основе. В конкурсе могут принять участие санаторно-курортные учреждения РФ. В целях эффективного решения задач санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан ведется разработка автоматизированной информационной системы (АИС). На основе информации, полученной из Регистра лиц, имеющих право на получение единых денежных выплат, а также данных органов социальной защиты населения субъектов РФ, органов Медико-социальной экспертизы, лечебно-профилактических учреждений предполагается ведение персонифицированного регистра льготных категорий граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение.

По мнению председателя ФСС РФ Галины Кареловой, «задача ФСС РФ и Правительства РФ - попытаться выстроить такую государственную систему обеспечения санаторно-курортным лечением тем категориям населения, которые находятся над опекой государства. Фонд может взять на себя гораздо большее число льготных категорий, которые претендуют на санаторно-курортное лечение. Фонд имеет хорошо отработанную эффективную информационную систему, которая может послужить для решения более широкого круга проблем. В 2003 г. по линии ФСС РФ получили санаторно-курортное лечение около 200 тыс. граждан. В 85 регионах работает 1821 санаторно-курортные учреждение, располагающее более 408 тыс. койко-мест. Аналогично тому, как будут регулироваться цены на лекарства, ФСС РФ планируется устанавливать предельные цены по группам санаториев и критерии требований к учреждениям этого типа. При установлении предельной цены будет учитываться уровень жизни и продуктовый набор в каждом регионе».[5]

В соответствии с ч.3 ст.13 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" санаторно-курортные организации, специализирующиеся на лечении граждан, имеющих льготы, установленные Правительством РФ, по санаторно-курортному обслуживанию, с учетом объемов оказанных услуг приравниваются по оплате коммунальных услуг к лечебным учреждениям, подведомственным органам местного самоуправления. Согласно ст.15 этого ФЗ санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.


1.3.Некоторые проблемы, связанные с обеспечением санаторно-курортным лечением


В заключении данной главы хотелось бы кратко осветить некоторые проблемы, существующие в настоящее время в сфере социального обеспечения.

«С 1 января 2005 года 30 миллионов льготников будут иметь право на пользование социальным пакетом и на получение ежемесячных денежных выплат. Зачем, понадобилось отменять привычную для всех систему льгот? В чем суть закона? Удалось ли в нем в правильном соотношении заменить натуральные льготы на денежные выплаты? Ответы на эти и другие вопросы покажет время. Реформа льготного социального обеспечения будет поэтапной. В 2005 г. для всех льготников сохраняются бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд в транспорте в виде социальных услуг. Начиная с 2006 г. им будет предоставлено право выбора. Сохранить за собой эти услуги, или взять деньгами. Герои СССР, России, социалистического труда, полные кавалеры орденов Славы и трудовой Славы из данного закона выведены. Наиболее ресурсоемкие льготы, в том числе санаторно-курортное лечение сохраняются в натуральном виде».[6]

«В общественном сознании сегодня присутствует страх перед преобразованиями в системе социального обеспечения. Трудно даются первые шаги реформы в условиях крайне низкого уровня доверия общества к власти, причины которого хорошо известны. Многие очень болезненно воспринимают замену льгот денежными выплатами. Вернуть доверие людей можно только тогда, когда они почувствуют, что они лучше обеспечиваются  санаторно-курортным лечением, лекарствами и т.п. Задача Правительства РФ, администрации областей и глав местного самоуправления, как было отмечено на семинаре, посвященном проблеме предстоящей монетизации льгот, проходящем в Белгороде - правильно разъяснить людям позицию правительства по этому вопросу».[7]  Существует еще одна проблема: бюджет примерно 80% субъектов Федерации, такими возможностями не располагает.

По мнению министра здравоохранения и социального развития РФ Михаила Зурабова, «проблемы, обсуждаемые сегодня, чрезвычайно важны и актуальны, они будут стоять перед социальной сферой в ближайшие месяцы и годы. Самые сложные задачи, стоящие перед властью, носят абсолютно технологический характер. Так необходимо будет организовать на совершенно другом качественном уровне санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан. В модернизации нуждается сама система санаторно-курортного обслуживания, которая в последние годы переживала отнюдь не лучшие времена. И дополнительное направление в 2004 г. 10 млрд. руб. на развитие санаторно-курортной сети - это новый этап ее развития. Органы социального обеспечения собираются выкупать путевки на тот период, который никогда не пользовался спросом, что должно привести к заметному снижению стоимости путевок на остальные сезоны, когда граждане вынуждены полностью или частично оплачивать их за свой счет. Необходимо нормально финансировать транспортные расходы льготных категорий населения, это позволит замедлить рост тарифов, а возможно, и целиком его остановить. Ведь инфляция имеет совершенно понятные экономические формы. Если не оплачена услуга, если не загружена санаторно-курортная сеть, то экономика неизбежно заставит повысить тарифы, чтобы компенсировать убытки. За все надо платить, и государство должно заплатить за это так, чтобы человек выиграл. Это касается как льготников, так и тех, кто оплачивает услуги за счет своей заработной платы. Поэтому суть правительственного подхода к обеспечению льготных категорий граждан состоит в существенно большем выделении финансовых средств, оно  не собирается отменить привычную для людей систему льгот, а изменить и существенно улучшить механизм их финансирования»[8].


Глава вторая

Регулирование обеспечения санаторно-курортным лечением по законодательству РФ


Действовавшим до 01 января 2005 года законодательством РФ был  предусмотрен весьма обширный круг лиц, имеющих право на льготное санаторно-курортное обеспечение (этим лицам путевки в санатории и другие оздоровительные учреждения предоставлялись бесплатно, со скидкой или в преимущественном порядке). К ним относились следующие категории:

Ø    граждане пожилого возраста по медицинскому заключению;

Ø    инвалиды, в том числе дети-инвалиды в возрасте от трех до 16 лет и инвалиды I группы, имеющие право на получение второй путевки на сопровождающего их лица (ст.29 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);

Ø    инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территориях других государств, граждане, работавшие в блокадном Ленинграде, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (ст.14,15,16,18,21 ФЗ «О ветеранах»);

Ø    Герои Советского Союза, Герои России и полные кавалеры ордена Славы (ст.4 Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»);

Ø    Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы (ст.2 ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»);

Ø    доноры крови и ее компонентов (ст.10,11 Закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов»);

Ø    лица, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (ст.14,15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»);       

Ø    лица, занятые на работах с химическим оружием (ст.8 ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»);

Ø    реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий (ст.16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»);

Ø    военнослужащие и члены их семей (ст.16 ФЗ «О статусе военнослужащих»);

Ø    сотрудники органов внутренних дел (ст.54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации);

Ø    ряд других категорий граждан.

Отдельным категориям из числа лиц, перечисленных выше, вместо предоставления путевок предусматривались компенсационные выплаты один раз в год (например, «чернобыльцам») или один раз в два года (инвалидам из числа ветеранов).

Кроме того, инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, лицам, подвергшимся радиации, Героям СССР и РФ, а также некоторым другим категориям граждан предоставлялось право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно или на проезд с 50% скидкой.

2.1. Общие положения, регулирующие санаторно-курортное лечение


С принятием ФЗ РФ №122 от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» весь комплекс действующих льгот был пересмотрен и значительно сокращен. Указанные льготы вошли в так называемый «социальный пакет». Нормы, регулирующие этот «социальный пакет», внесены в ФЗ «О государственной социальной помощи» в виде главы 2 «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг». Согласно ст.6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг в числе прочих включаются: 1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим ФЗ, может отказаться от их получения на следующий год, обратившись с заявлением до 1 октября текущего года в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. При этом можно отказаться как от получения указанных услуг полностью, так и от одной из двух (п.3 ст.6.4).

В соответствии со ст. 6.1 комментируемого ФЗ, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

Согласно ст.6.5. данного закона, на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 450 рублей в месяц, в том числе на оплату санаторно-курортного лечения, предусмотренного п.1 ч.1 ст.6.2 данного ФЗ, - 400 рублей. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ. Средства, направляемые на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживаются из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, установленной взамен отмененных льгот.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в ст. 6.2 комментируемого ФЗ, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством РФ ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

2.2. Специальные положения  о санитарно-курортном лечении


Рассмотрим как регулируется льготное обеспечение санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан в рамках обновленного законодательства.

1. Ветераны. Поскольку ФЗ «О ветеранах» предусматривает права и льготы для разных категорий граждан, Законом эти категории условно разделены на «федеральные» и «региональные». Расходными обязательствами РФ будут являться меры социальной поддержки, установленные для: инвалидов войны (ст.14 ФЗ «О ветеранах»); участников Великой Отечественной войны (ст.15 ФЗ); ветеранов боевых действий (ст.16 ФЗ); военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (ст.17 ФЗ); лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (ст.18 ФЗ); лиц, работавших в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог (ст.19 ФЗ). Расходными обязательствами субъектов РФ будут являться меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в соответствии со ст.20 и ст.22 ФЗ «О ветеранах», а именно: лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОв (ст.20 ФЗ); ветеранов труда (ст.22 ФЗ). Поскольку названные две категории по сути исключаются из сферы действия ФЗ «О ветеранах», все сказанное ниже будет относиться только к «федеральным» льготникам. В целом все группы ветеранов лишаются, в числе прочих, права на обеспечение путевками в санаторно-курортные организации. Взамен установлены следующие ежемесячные выплаты: инвалидам войны – 2000 руб.; участникам ВОв – 1500 руб.; ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 п.1 ст.3 ФЗ «О ветеранах», лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» – 1100 руб.; военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лицам, работавшим в период ВОв на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале ВОв в портах других государств, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОв и т.д. – 600 руб. Однако выплаты в указанных выше размерах начнут производиться лишь начиная с 2006 года.

Денежная компенсация на санаторно-курортное лечение выплачивается один раз в два года в размере, установленном субъектами РФ, но не менее четырехкратного минимального размера пенсий по старости. Размеры денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание устанавливаются субъектами исходя из предельного размера ежегодной денежной компенсации на транспортное обслуживание, выплачиваемой отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов за счет средств федерального бюджета (в настоящее время - не свыше 835 руб. в год).

С 1 января по 31 декабря 2005 года ежемесячные денежные выплаты будут выплачиваться в меньших размерах. Это связано именно с тем, что в 2005 г. невозможно отказаться от «социального пакета» и льготы по проезду на железнодорожном транспорте и получении медицинского обслуживания будут предоставляться в натуральном виде. Суммы выплат в 2005 г. следующие: инвалидам войны – 1550 руб.; участникам ВОв – 1050 руб.; ветеранам боевых действий – 650 руб.; военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, – 650 руб.; лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» – 650 руб.; лицам, работавшим в период ВОв на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных и т.д., – 150 руб.; членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОв и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в ВОв лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда – 150 руб.

Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему ФЗ «О ветеранах» и по другому ФЗ или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по ФЗ «Ветеранах», либо по другому ФЗ или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина (ч.2 ст.10 ФЗ «О ветеранах»).

2.Инвалиды. ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. были внесены изменения в ряд законов, регулирующих социальные гарантии и льготы, предоставляемые инвалидам. В ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, также внесены изменения, суть которых сводится к отмене, в числе прочих, следующих льгот: 1) права на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях; 2) права инвалидов I группы и детей-инвалидов, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица; 3) права инвалидов I и II групп и детей-инвалидов на право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно. Так, взамен указанных льгот предполагается введение ежемесячной денежной выплаты инвалидам, размер которой будет зависеть от степени ограничения к трудовой деятельности: а) инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, – 1400 руб.; б) инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, детям-инвалидам – 1000 руб.; в) инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, – 800 руб.; г) инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, – 500 руб. Выплаты в указанных выше размерах начнут производиться лишь начиная с 2006 года. С 1 января по 31 декабря 2005 г. ежемесячные денежные выплаты, будут выплачиваться в следующих размерах: а) инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, – 950 руб.; б) инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, – 550 руб.; в) инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, – 350 руб.; г) детям-инвалидам – 550 руб.; д) инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, – 50 руб. 

В гарантированный льготный соцпакет войдет – обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение один раз в 2-3 года, и бесплатный проезд к месту лечения и обратно. Инвалидам 1 группы такая путевка будет даваться для одного сопровождающего лица. Ему также будет предоставлено право бесплатного проезда. Также туда войдет билет на пригородном ж/д транспорте независимо от зоны проезда и субъекта федерации. Соцпакет в виде необходимых документов дающих право на санаторно-курортное лечение гражданин сможет получит в органах  социальной защиты по месту жительства. Тем, кто не в состоянии прибыть за своим соцпакетом, этот соцпакет будет доставлен на дом. В 2005 г. этот пакет автоматически получат все льготники. Начиная с 2006 г. им будет предоставлено право выбирать или этот пакет, сохранение льгот в натуральном виде, или замена его денежной компенсацией. Особая ситуация с чернобыльцами. Те из них, кто не является инвалидами приобретут право выбора уже с января 2005 г. Их сумма выплат меньше 450 руб., но они будут иметь право за данную сумму приобрести социальный пакет в полном объеме. Кроме того, закон предоставил субъектам федераций право заключив соглашение с правительством России, обеспечить льготными пакетами те категории льготников, которые находятся в их зоне ответственности - ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий.

Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения. Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.

Лицам, ставшим инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, расходы на санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска на весь период лечения и проезда, стоимость проезда инвалида и сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания, оплачиваются за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно ст.31 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготу по санаторно-курортному лечению в соответствии с законодательством РФ.

Комментируемый ФЗ сохраняет льготы, установленные инвалидам законодательством бывшего Союза ССР. Предусмотренные для инвалидов льготы сохраняются независимо от вида получаемых ими пенсий.

В случае если инвалид имеет право на одну и ту же льготу на санаторно-курортное лечение по ФЗ «О социальной защите инвалидов» и одновременно по другому правовому акту, такая льгота предоставляется либо по настоящему ФЗ «О социальной защите инвалидов» либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.11.2004 N 287, зарегистрированным в Минюсте РФ 22.12.2004 N 6226, утверждена «Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». «Форма» излагает программу реабилитации и является официальным документом, подтверждающим право на ее реализацию. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 256, зарегистрированным в Минюсте РФ 14.12.2004 N 6189, утвержден "Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение". Медицинский отбор и направление больных, нуждающихся в санаторно-куротртном лечении, осуществляет лечащий врач и заведующий отделением, а там, где нет заведующего отделением, - главный врач (заместитель главного врача) лечебно-профилактического учреждения. В сложных и конфликтных ситуациях по представлению лечащего врача и заведующего отделением заключение о необходимости санаторно-курортного лечения выдает врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения. Санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендацией врача и заявлением больного может быть предоставлено и в амбулаторном виде. При наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки, срок действия которой составляет 6 месяцев. Справка носит предварительный информационный характер и представляется больным вместе с заявлением о выделении путевки по месту ее предоставления, где хранится в течение трех лет. В число нормативных правовых актов Минздравсоцразвития РФ, изданных (прошедших госрегистрацию) в декабре 2004 года, также входит Приказ от 30.11.2004 N 294 (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2004 N 6216), которым утвержден "Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации". "Порядок" регулирует осуществление такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, которая предусмотрена вышеперечисленными ФЗ. Для назначения ежемесячной денежной выплаты граждане подают заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства, пребывания либо фактического проживания. Граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее; назначается выплата со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на нее. Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты выносится территориальным органом Пенсионного фонда РФ не позднее чем через десять дней со дня приема заявления с необходимыми документами, перечисленными в приложении к "Порядку". Размер ежемесячной денежной выплаты перерасчитывается в случаях изменения степени ограничения способности к трудовой деятельности гражданина. "Порядок" подробно регламентирует процедуры перерасчета ежемесячной денежной выплаты, ее начисления, доставки, а также прекращения по предусмотренным законом основаниям.

3. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с новой редакцией Закона РФ «О  социальной  защите  граждан,  подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» :

3.1. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы лишены права на бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением. Взамен они получают право на ежемесячную денежную выплату в размере 800 руб., а инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы получают право на ежемесячную денежную выплату в размере 1 000 руб.

3.2. Граждане, принимавшие в 1986 – 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения и приравненные к ним лица также лишены права на первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение. Данной категории граждан установлена ежемесячная выплата в размере 1000 руб.

3.3. Граждане, принимавшие в 1988 – 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения и приравненные к ним лица лишаются права на получение в первоочередном порядке по месту работы ежегодной путевки для санаторно-курортного лечения или отдыха. Взамен им установлена ежемесячная выплата в размере 800 руб.

Судебная практика признает, что лицо, занятое на работах в зоне отчуждения, образованной в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, имеет право на установленные законом компенсационные выплаты и льготы как участник ликвидации последствий аварии независимо от места его проживания.

Так, в феврале  1997  г.  Ш.  обратился  в  суд  с  заявлением   об установлении  факта  участия  в  ликвидации  последствий  аварии на Чернобыльской АЭС,  ссылаясь на то, что в июне - августе 1986 г. он был занят на работах по строительству хоздвора и ремонту магазина в п. Буковец  Красногорского  района  Брянской  области,  отнесенного распоряжением  Правительства  РФ  от  28 декабря 1991 г. N 237-р (в ред. от 5 апреля 1993 г.) к зоне отчуждения. Решением  Красногорского   районного  суда Брянской области от 25 марта  1997  г.  установлен  факт  участия   Ш.   в   ликвидации последствий  аварии  на  Чернобыльской  АЭС  в  1986  году  в  зоне отчуждения, образованной в связи с аварией. Постановлением  президиума   Брянского   областного   суда  от 1 октября 1997 г.  решение суда отменено, вынесено новое решение об отказе Ш. в удовлетворении заявления. Судебная  коллегия   по   гражданским делам Верховного Суда РФ 4 сентября 2001 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ,  в  котором  ставился вопрос об отмене постановления президиума Брянского областного суда с оставлением в  силе  решения  районного суда, удовлетворила по следующим основаниям.

Суд первой инстанции,  принимая решение,  исходил из того, что Ш. был  занят  на  строительных  и  ремонтных работах в 1986 году в пос. Буковец,   который   указанным   распоряжением   Правительства РФ  отнесен  к  зоне  отчуждения,  в связи с чем заявитель имеет право на установленные законодательством  льготы  и компенсации.

Президиум областного  суда,  отменяя  решение,   сослался   на разъяснение   Государственного  комитета  РФ  по социальной защите граждан и реабилитации  территорий,  пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, согласно которому пос.  Буковец  признан  зоной   отчуждения   не   из-за   ухудшения радиационной  обстановки,  поэтому  Ш.  не  может  быть  отнесен  к категории  граждан,  занятых  на   работах   в   зоне   отчуждения, образованной в связи с аварией. Данный вывод президиума не  соответствует  материалам  дела  и  закону. Упомянутым распоряжением  пос.  Буковец  (наряду   с   другими населенными  пунктами  Красногорского  района)  включен  в перечень населенных пунктов,  отнесенных к зоне  отчуждения.  Выполнение  на такой   территории  строительно-монтажных  работ  по  строительству новых,  реконструкции и ремонту существующих  зданий  и  сооружений признано   согласно   постановлению  Верховного  Совета  РФ от 13 августа 1993 г.  N 5625-I  "Об  утверждении  списка работ,  относящихся  к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31  декабря  1990  года  в  зоне  отчуждения  РФ" работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. За время рассмотрения дела в суде перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон  радиоактивного  загрязнения  вследствие катастрофы   на   Чернобыльской   АЭС,  утвержденный  распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 1991 г.  N  237-р, не   изменялся.  Представитель  администрации  Брянской  области  в судебном заседании против удовлетворения заявления Ш. не возражал. Ссылка президиума     областного     суда    на    разъяснение

Государственного комитета РФ по социальной защите граждан и реабилитации территорий,  пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф,  не может быть принята во  внимание, поскольку   данный   акт   противоречит   названному   распоряжению Правительства РФ,  которое отнесло пос. Буковец к зоне отчуждения в соответствии со своей компетенцией  (ст. 7 Закона РФ от 15 мая  1991  г.  N  1244-I  "О  социальной защите   граждан,   подвергшихся  воздействию  радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 24 ноября 1995 г.). Кроме того,   в   постановлении  областного  суда  отсутствуют название разъяснения, ссылка на его номер и дату принятия. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997  г.  N  1582  "Об  утверждении  перечня  населенных   пунктов, находящихся  в  границах  зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",  которым пос.  Буковец отнесен  к зоне  отселения,  не  имеет  правового значения по рассматриваемому делу. В силу  ст. 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС"  гражданам  РФ гарантируется государством   предоставление   установленных   настоящим   Законом денежных  и  других  материальных  компенсаций  и  льгот  за  вред, причиненный  их  здоровью  и  имуществу  вследствие  катастрофы  на Чернобыльской АЭС,  а также за риск радиационного ущерба вследствие проживания и  работы  на  территории,  подвергшейся  радиоактивному загрязнению,  превышающему допустимые уровни в результате указанной катастрофы. Для лиц,  занятых  на работах в зоне отчуждения,  само по себе исключение  населенного  пункта,  где  они   работали,   из   числа территорий,  подвергшихся радиационному воздействию,  или изменение их статуса не может служить основанием  для  лишения  их  права  на компенсации и льготы. Статус данной категории граждан, их право на льготы не связаны с  фактом  проживания  в какой-либо зоне радиоактивного загрязнения или в других местностях (регионах) страны. Следует также  иметь  в виду,  что постановление от 18 декабря 1997 г.  было принято  Правительством РФ  после рассмотрения дела судом. Суд  первой инстанции  в  соответствии  со  ст. 8  упомянутого Закона (раскрывающей понятие зоны отчуждения,  образованной в связи с чернобыльской  катастрофой)  и  представленными  доказательствами обоснованно удовлетворил заявление Ш. Президиум же областного  суда,  отменяя  решение  суда  первой инстанции и вынося новое решение,  допустил неправильное применение нормы материального права,  что в соответствии со ст. 330 ГПК РСФСР является основанием к отмене судебного постановления. Судебная коллегия по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ постановление   президиума   Брянского  областного  суда  отменила, оставила в силе  решение  Красногорского  районного  суда  Брянской области[9].

3.4. Граждане, эвакуированные из зоны отчуждения вместо лишенного права на первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное (при наличии медицинских показаний с выдачей листка нетрудоспособности) или другое оздоровительное учреждение получают право на ежемесячную выплату в размере – 800 руб.

3.5. Граждане, переселенные из зоны отселения, в новой редакции закона вообще лишаются права на получение в первоочередном порядке по месту работы ежегодной путевки для санаторно-курортного лечения или отдыха.

3.6. Дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, с 1 января 2005 г. лишаются права на бесплатное санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям в санаторно-курортных учреждениях соответствующего профиля, в том числе в санаториях “Мать и дитя” или ежегодное бесплатное оздоровление в оздоровительных лагерях (общего и санаторного типа) и других оздоровительных учреждениях. В качестве компенсации им устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 500 руб.

3.7. Дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом, лишаются права на бесплатное санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям в санаторно-курортных учреждениях соответствующего профиля, в том числе в санаториях “Мать и дитя” без каких-либо денежных компенсаций.

Переходными положениями закона установлено, что впредь до вступления в силу соответствующего ФЗ, сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Изменения, внесенные в ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», соответственно изменили гарантии и компенсации, закрепленные за гражданами, подвергшимся радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (ФЗ от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»).

В судебной практике неоднократно указывалось, «что в  соответствии  с  постановлением  Совета  Министров - Правительства  Российской  Федерации  от  30 марта 1993  г.  N  253 «О порядке  предоставления компенсаций и льгот лицам,  пострадавшим от радиационных воздействий» (в ред.  от 21 марта 1996  г.  N  313) лицам,  получившим  или  перенесшим  лучевую  болезнь  или  ставшим инвалидами вследствие  радиационных  аварий  и  их  последствий  на других  (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения,  в результате испытаний,  учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и  космическую  технику,  предоставляются  компенсации  и   льготы, установленные для граждан, указанных в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О  социальной  защите  граждан,  подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[10]

4. Граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Новая редакция ФЗ «О социальных гарантиях Семипалатенске» предусматривает, что гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим ФЗ. В соответствии со ст.2 этого ФЗ, гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки в числе которых - выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда СС РФ на очередной финансовый год, независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на санаторно-курортное лечение, врачебную консультацию в другой населенный пункт (п.9 ст.2).

4.1.Граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) лишаются права на: первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение (при наличии заболеваний, перечень которых определяется Правительством РФ) и скидку в размере 50 процентов стоимости проезда до места лечения один раз в год (туда и обратно) воздушным, железнодорожным и водным транспортом по территории РФ с одновременным предоставлением указанной категории ежемесячной денежной выплаты – 800 руб.

4.2. Граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), полностью лишены льгот и гарантий, также как и дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей. Вместо этого им установлена ежемесячная денежная выплата – 250 руб.

Наряду с внесением изменений в специальные законы, отменена ст.28 «Основ законодательства РФ об охране здоровья», которая гарантировала: 1) гражданам, пострадавшим при чрезвычайной ситуации, право на получение бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного и восстановительного лечения, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайной ситуации и снижению риска для их жизни и здоровья; 2) гражданам РФ, проживающим в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, право на бесплатную медицинскую помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях; 3) гражданам, пострадавшим при спасании людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, право на бесплатные лечение, включая санаторно-курортное лечение, и все виды реабилитации, а также материальная компенсация в порядке, установленном законодательством РФ.

Обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение работающих граждан и их детей осуществляется отделениями (филиалами отделений) ФСС РФ по заявкам страхователей в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год. Правила предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, путевок на санаторно-курортное лечение либо выплаты им денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок определены Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2002 года N 478.  Правила определяют порядок первоочередного ежегодного предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - граждане), путевок на санаторно-курортное лечение при наличии заболеваний, перечень которых определен Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2002 года N 674 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, гарантируется первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение». В соответствии с Правилами путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются работающим гражданам по основному месту работы. Для получения путевки в текущем календарном году граждане должны не позднее чем за месяц до окончания этого календарного года подать заявление о предоставлении путевки с приложением следующих документов: удостоверение на право получения льгот и компенсаций; справка для получения путевки, выданная медицинским учреждением, с указанием заболевания; справка, выданная медицинским учреждением по месту медицинского обслуживания гражданина, о непредоставлении ему путевки этим учреждением в текущем календарном году; справка, выданная органом социальной защиты населения по месту жительства или пребывания гражданина, о непредоставлении ему путевки этими органами (представляется работающими пенсионерами). В случае невозможности предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение в связи с заболеванием, указанным в справке медицинского учреждения, или в связи с состоянием здоровья, не позволяющим им воспользоваться такой путевкой, или по другим уважительным причинам отделением ФСС РФ принимается решение о выплате им денежной компенсации. Выплата денежной компенсации осуществляется страхователем единовременно в размере средней стоимости путевки в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение, определяемой исходя из уровня цен на такие путевки в субъектах РФ (по месту жительства или пребывания гражданина), но не более размера денежной компенсации, устанавливаемого федеральным законом при утверждении бюджета ФСС РФ на соответствующий год (п.6 Правил). Подтверждением обоснованности выплаты денежной компенсации является наличие у страхователя: решения отделения Фонда о возможности осуществления выплаты компенсации с указанием ее размера; заявления работника; удостоверения на право получения льгот и компенсаций (копии). Денежная компенсация не выплачивается, если гражданин не обратился за путевкой на санатороно-курортное лечение в течение установленного срока либо отказался от предоставляемых ему путевок. Документом, подтверждающим пребывание работника в санаторно-курортном учреждении, является отрывной талон к путевке, возвращаемый работником страхователю, выдавшему путевку (п.10 Положения).

5. Доноры. Согласно ст.11 Закон РФ от 9 июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, сдавшие бесплатно кровь сорок и более раз или плазму шестьдесят и более раз, награждаются нагрудным знаком «Почетный донор России» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и имеют право (в комплексе других прав) на первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения и ежегодную денежную выплату в размере 6 тыс. рублей в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Граждане РФ, награжденные знаком «Почетный донор СССР», пользуются всеми мерами социальной поддержки, определенными для граждан, награжденных знаком «Почетный донор России».

6. Жертвы политических репрессий. В соответствии с обновленной редакцией ст.16 Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Новая редакция Закона (ст.15) объявляет, ранее предоставляемые, указанной категории граждан, льготы (в числе которых было льготное санаторно-курортное лечение) мерами социальной поддержки и отказывается от их конкретизации. Субъекты Федерации своими законами будут сами определять перечень и объем льгот, которые они будут предоставлять реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. РФ обязуется производить только софинансирование этих мер.

7. Сотрудники органов внутренних дел. Согласно изменениям, внесенным п.11 ст.21 ФЗ №122 в ст.54 Социальные гарантии сотрудников внутренних дел Положения о службе в органах внутренних дел РФ излагается в следующей редакции: сотрудники органов внутренних дел и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение в санаториях и организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристских базах системы Министерства внутренних дел РФ за плату. Указанные сотрудники оплачивают 25%, а члены их семей - 50% стоимости путевки за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ определены иные условия оплаты. При этом указанным сотрудникам ежегодно независимо от приобретения путевки выплачивается денежная компенсация в размере 600 руб. на самого сотрудника и в размере 300 руб. на супруга сотрудника и каждого его несовершеннолетнего ребенка. Сотрудникам органов внутренних дел для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории РФ, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ. Указанные выплаты производятся исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, предусматриваемом нормативными правовыми актами РФ для детей застрахованных граждан с привлечением средств Фонда СС РФ.

8. Военнослужащие. Согласно новой редакции ч.4 ст.16 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих - граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанные военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ определены иные условия оплаты. При этом указанным военнослужащим ежегодно независимо от приобретения путевки выплачивается денежная компенсация в размере 600 руб. на самого военнослужащего и в размере 300 руб. на супруга военнослужащего - гражданина и каждого его несовершеннолетнего ребенка. Денежная компенсация на ребенка, на содержание которого военнослужащим отчисляются алименты, выплачивается получателю алиментов. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории для продолжения госпитального лечения в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в соответствии с абзацем первым настоящего пункта выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), получившие увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении ими обязанностей военной службы, после госпитального лечения имеют право на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившие на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, обеспечиваются санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии в порядке, определяемом Правительством РФ.

Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Указанным военнослужащим при убытии в отпуск по болезни выплата в качестве дотации на лечение производится в размере 400 руб.

9. Граждане, занятые на работах с химическим оружием. Согласно обновленной редакции ст.8 ФЗ от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, компенсируются стоимость путевки в санаторно-курортные организации и стоимость проезда до места лечения (туда и обратно) по территории РФ в размере и порядке, устанавливаемых Правительством РФ. Указанные социальные гарантии предоставляются также гражданам, получившим профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием, на основании заключения, данного совместно учреждением медико-социальной экспертизы и специализированным лечебным учреждением, специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Важно сказать, что с 1 января 2005 года утрачивают силу ФЗ от 16 июля 1998 года N 99-ФЗ «О льготах на проезд: на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении».

Такова общая характеристика законодательного регулирования системы обеспечения санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан с учетом глобальных изменений в области социального обеспечения, внесенных в ряд законодательных актов РФ 22 августа 2004 г. в связи с проводимой социальной реформой в России.

В заключении данной главы следует отметить, что согласно ст.153.1. Федерального закона РФ от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Заключение


Итогом  проведенного  исследования, явились  следующие  положения.

Существующая система обеспечения санаторно-курортным лечением является дополнительной формой поддержки государством отдельных категорий граждан. В этом ее значение. Установлена она была именно для того, чтобы при низком уровне заработной платы и пенсии люди могли справиться с расходами на санаторно-курортное лечение. В условиях реформирования социальной сферы надо стремиться сохранить объемы предоставляемого санаторно-курортного лечения, являющегося наиболее эффективным методом снижения заболеваемости, повышения жизненного тонуса, социальной реабилитации льготной категории граждан.

«Общей чертой новых преобразований стало то, что закон N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года существенно меняет “правовой портрет” российского государства: сворачивая свои обязательства перед миллионами граждан».[11]

По сути, социальный институт обеспечения санаторно-курортным лечением, в том виде в каком он существовал до 1 января 2005 года, утратил свое значение. Значительно сократился список лиц, которым предоставляется льготное санаторно-курортное лечение. В большинстве своем натуральное предоставление путевок, для санаторно-курортного лечения, заменено денежной компенсационной выплатой, размер которой варьируется в зависимости от льготной категории лиц, которым оно предоставляется.

Список использованных нормативных актов

1. Конституция  (Основной  закон) Российской  Федерации.- М.: ООО «Издательство  АСТ», 2000.- 64 с.

2. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1143; 1999, N 51, ст. 6289; 2000, N 49, ст. 4740; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст. 805; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711).

3. Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (в ред. п.9 ст.125 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ)// ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел «Законодательство».

4. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г.,17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 29, 30 декабря 2001 г.,25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа 2004 г.) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел «Законодательство».

5. Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа 2004 г.) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел «Законодательство».

6. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа 2004 г.) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел «Законодательство».

7. Федеральный закон РФ от 26 ноября 1998 г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // ГАРАНТ- справочная правовая система // Раздел «Законодательство».

8. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (с изменениями от 17 марта, 22 августа 2004 г.) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел «Законодательство».

9. Федеральный закон РФ от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»//Собрание законодательства Российской Федерации.- 2000.- N 46.- ст. 4538.

10. Федеральный Закон РФ от 02.01.2000г. N 40-ФЗ «О ветеранах» // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел «Законодательство».

11. Федеральный Закон РФ от 10 декабря 1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел «Законодательство».

12. Закон РФ 4301-1 от 15.01.1993 г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел «Законодательство».

13. Федеральный закон РФ от 09.01.1997г. № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел «Законодательство».

14. Федеральный закон РФ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"// Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.- N 9.- ст. 713.

15. Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1, ст. 12; N 33, ст. 3348; 2001, N 31, ст. 3173; 2002, N 19, ст. 1794; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 48, ст. 4740; 2003, N 46, ст. 4437; 2004, N 18, ст. 1687; N 30, ст. 3089).

16. Федеральный Закон РФ от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел «Законодательство».

17. Закон Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (в ред. Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5481-1) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел «Законодательство».

18. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2620).

19. Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 24 «Об утверждении методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам»//Российская газета.- №82 от 20.04.2004.-С.14; №86 от 23.04.2004.-С.11; №88 от 27.04.2004.- С.14.

20. Бюллетень Верховного Суда РФ.-2002.-№5.

21. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2002 г.//Бюллетень Верховного Суда РФ.-2004.-№7.

22. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/Под. ред. акад. Б.Н. Топорнина.- М.: Юристъ,1997.-716 с.

23. Краткий курс лекций по праву социального обеспечения// Состав. Кораблина Ю.В.- Москва, 2003. - 105 с.

24. Комментарий к Федеральному Закону №122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”//Бюллетень неправительственных организаций «Законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ».- Выпускается Центром развития демократии и прав человека, Институтом прав человека Международным историко-просветительским правозащитным и благотворительным обществом «Мемориал» при поддержке National Endowment for Democracy.- Выпуск № 76 (специальный)// Адрес в Интернете:на сайте Центра развития демократии и прав человека по адресу www.demokratia.ru/analyst/reviewlaws/

25. Обзор законодательства// "КонсультантПлюс" от 10.01.2005.

26. Андрей Исаев (Председатель Комитета по труду и социальной политике Государственной думы). Закон о льготах: какая судьба ждет льготников?//Известия,  04.08.2004 г.

27. Федор Смирнов. К единому социальному пространству: первый шаг (Всероссийский семинар-совещание в Белгороде)//Медицинская газета, №56, 23 июля 2004 г.



[1] Краткий курс лекций по праву социального обеспечения / Состав. Кораблина Ю.В. Москва,2003.- С.24.

[2] Там же.- С.2-3.

[3] Краткий курс лекций по праву социального обеспечения/Состав. Кораблина Ю.В., Моска,2003 г.– С.62.

[4] Там же.- С.84.

[5]Смирнов Ф. К единому социальному пространству: первый шаг (Всероссийский семинар-совещание в Белгороде)//Медицинская газета за 23 июля 2004 №56.

[6] Исаев А. Закон о льготах: какая судьба ждет льготников?//Известия от 04.08.2004г.

[7] Смирнов Ф. К единому социальному пространству: первый шаг (Всероссийский семинар-совещание в Белгороде)//Медицинская газета за 23 июля 2004 №56.

[8] Смирнов Ф. К единому социальному пространству: первый шаг (Всероссийский семинар-совещание в Белгороде)// Медицинская газета за 23 июля 2004 №56.

[9] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.-2002.-№5.- С.6.

[10] Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2002 г.//Бюллетень ВС РФ.-2004.-№7.

[11] Комментарий к ФЗ №122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”//Бюллетень неправительственных организаций «Законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ».-Вып.№76.- www.demokratia.ru/analyst/reviewlaws/