Содержание
Введение. 3
1. Виды ценных бумаг на предприятии. 4
2. Финансовые риски или риски финансового менеджмента. 10
Заключение. 14
Список литературы.. 16
Введение
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Здесь фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно стремится к повышению эффективности производства, т.е. к получению оптимальных результатов с меньшими затратами, стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы.
Финансовывй менеджмент на предприятии касается преимущественно финансовой стороны его деятельности. При этом изучается такие вопросы как характеистика ценных бумаг на предприяии и финансовые риски предприятия.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ - это документы, оформленные особым образом и выражающие имущественные или долговые отношения между членами общества, банками, государством и подтверждающие право (титул собственности) на какое-либо имущество или денежную сумму, которое не может быть продано без наличия и предъявления соответствующего документа.
Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.
В связи с актуальностью описанных вопросов данная тема взята в качестве исследования в работе. Целью работы выступает исследование теоретических аспектов видов ценных бумаг, а также финансовых рисков на предприятии.
1. Виды ценных бумаг на предприятии
Рассмотрим более внимательно, что же из себя представляют ценные бумаги.
АКЦИЯ - это ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в акционерное общество, дающая право её владельцу на часть имущества акционерного общества и участие в управлении им, а также на получение дивидендов.
Акция действует столько же времени, сколько существует сама корпорация, эмитировавшая её, хотя её владелец может несколько раз смениться. Акции не могут быть возвращены акционерному обществу, выпустившему её. Они могут быть только проданы на вторичном рынке.
Акции могут иметь номинал или могут не иметь номинала. Если есть номинал у акции, то он помещен на титуле данной акции, т.е. на её передней стороне.
По режиму функционирования акции подразделяются на простые и привилегированные.
ПРОСТАЯ акция - это акция, дивиденд по которой зависит от результатов работы акционерного общества. Чем лучше чем успешнее работает компания, тем выше дивиденд.
Простая акция может быть двух классов: класса "А" и класса "Б".
Простая акция класса "А" - это акция, которой владеют учредители данной компании. Владельцы таких акций имеют некоторые преимущества. Это может быть большее число голосов, присущих данной акции или более высокий размер дивиденда, выплачиваемый по акции.
Простые акции класса "Б" - это акции, которыми владеют остальные инвесторы.
ПРИВЕЛИГИРОВАННАЯ акция - это акция, по которой дивиденд фиксирован и не зависит от итогов деятельности акционерного общества. Дивиденд составляет определённый процент от номинала акции.
Привилегированные акции различаются, исходя из таких черт, как [5,с . 144]:
1. Участие в распределении сверхприбыли акционерного общества.
2. Возможность обмена привилегированных акций на другой вид акции.
3. Возможность получения в будущем объявленных дивидендов.
Кумулятивная привилегированная акция имеет право на присоединение невыплаченных, но объявленных дивидендов этого года к дивидендам следующего года.
По характеру предъявления акции подразделяются на именные и на предъявителя.
ИМЕННАЯ акция - это акция, принадлежащая определённому акционеру, который зарегистрирован в специальной книге акционерного общества.
Владелец именной акции получает от акционерного общества еще одну ценную бумагу - сертификат на все приобретаемые акции. В нём указывается владелец акции, количество акций, которыми владеет акционер.
Именную акцию можно продать, т.е. она является переуступаемой, хотя с точки зрения ликвидности для акционеров более удобной является акция на предъявителя. В этом случае свидетельством продажи является индоссамент - специальная передаточная надпись на сертификате акций, которая указывает, кто и какое количество акций приобрел.
Именные акции выпускаются, т.к. руководству АО легко контролировать во-первых, концентрацию ценных бумаг в руках отдельных акционеров, во-вторых, отток ценных бумаг из страны.
Акции НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ - это акции, владельцы которых не регистрируются, акционерное общество не располагает информацией о том, кто приобрёл данные акции.
Номинал акций на предъявителя, как правило, небольшой, зато выпускаются они большим тиражом. Такие акции требуют наличия специального купонного листа. В нём есть купоны, которые дают право владельцу акций получать дивиденд.
По участию в управлении акции подразделяются на:
· Безголосые
· Одноголосые
· Многоголосые (плюральные)
К безголосым, как правило, относятся привилегированные акции. Это означает, что владельцы таких акции не имеют права голоса на собрании акционеров, т.е. они выступают в роли кредиторов, а не собственников акционерного общества.
К одноголосым относятся, как правило, простые акции, где одна акция имеет право одного голоса, независимо от числа акций, принадлежащих одному акционеру.
К многоголосым акциям относятся простые акции класса "А", принадлежащие учредителям. Как организаторы данного акционерного общества они имеют дополнительные права при принятии решений о деятельности акционерного общества, определении направлений его развития, путях распределения прибыли и т.д.
ОБЛИГАЦИЯ - это ценная бумага, удостоверяющая предоставление кредита и дающая право на получение фиксированного дохода в течение определенного срока.
Облигации - это одна из альтернативных форм хранения сбережений населением.
С точки зрения регистрации в компании:
1. Именные облигации (регистрируемые)
2. На предъявителя
ИМЕННЫЕ облигации - это облигации, чьи владельцы регистрируются корпорацией. Купоны у них, как правило, отсутствуют. Дивиденды начисляются на счет или владельцу присылается чек.
Облигации НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ должны иметь специальный купонный лист. Владелец выстригает купон и высылает его для оплаты в корпорацию.
С точки зрения наличия обеспечения:
1. Обеспеченные
2. Необеспеченные
ОБЕСПЕЧЕННЫЕ облигации дают право притязания её владельцу на основное имущество корпорации (недвижимость, ценные бумаги, движимое имущество).
НЕОБЕСПЕЧЕННЫЕ облигации выпускаются только под обязательства эмитента, т.е. под его доброе имя.
С точки зрения конвертируемости:
1. Конвертируемые
2. Неконвертируемые
Новым видом облигаций являются "конвертируемые облигации". Это означает, что спустя определённый срок облигацию можно обменять на акцию данного акционерного общества (простую или привилегированную).
С точки зрения начисления процента (купонной ставки):
1. Фиксированный процент
2. Плавающий процент
3. Нулевой купон
Облигации с ФИКСИРОВАННЫМ ПРОЦЕНТОМ (декурсивные) имеют твёрдо фиксированную ставку. Они могут быть отозваны досрочно.
Облигации с ПЛАВАЮЩИМ ПРОЦЕНТОМ - для них ставка меняется в соответствии с темпами инфляции. В 70-е годы в США стали выпускать облигации "с плавающим процентом", чтобы нейтрализировать для приобретающих действие инфляции. Пересмотр процентов осуществляется один раз в течение 1-3-х лет.
Облигации с НУЛЕВЫМ КУМОНОМ (дисконтные) приобретаются по цене ниже номинала, а погашаются по цене номинала. Разница между ценой покупки и ценой продажи составляет дисконтный процент.
С точки зрения отзыва [1,с . 179]:
1. Отзывные облигации.
2. Неотзывные облигации.
ОТЗЫВНЫЕ облигации - это облигации, дающие право компании выкупить облигацию до истечения срока её действия.
Облигация с ОПЦИОНОМ - это облигация, дающая право её владельцу вернуть её корпорации спустя определённый срок (обычно 3 года). Эмитент должен погасить её по номиналу. Это выгодно для владельца в случае резкого роста процентных ставок на финансовом рынке.
ВЕКСЕЛЬ - это письменное долговое обязательство, выданное на короткий срок.
Вексель используется [8,с . 55]:
· Как средство платежа, это одна из альтернатив платёжных средств
· Как инструмент кредитных отношений
· В качестве формы предоставления финансовых гарантий
Различаются веселя товарные и финансовые.
ТОВАРНЫЙ вексель - это коммерческая ценная бумага, в основе возникновения которой лежит финансирование товарных сделок. Он оформляет получение кредита, предоставляемого продавцом товара покупателю.
В качестве средства платежа выступает коммерческий вексель - долговое обязательство определённой фирмы, появляющийся в результате отсрочки платежа по товарной сделке. Фирма-должник не выплачивает деньги сразу, а выдаёт вексель.
ФИНАНСОВЫЙ вексель - это банковская ценная бумага, эмитируемая с целью создания денежных средств, является распиской о получении займа.
Банковский вексель служит для привлечения на краткосрочной основе временно свободных денежных средств как физических, так и юридических лиц.
Векселя бывают срочными по предъявлению.
СРОЧНЫЙ вексель с датой платежа через определённое количество дней может быть досрочно выкуплен банком (учтен).
Вексель ПО ПРЕДЪЯВЛЕНИЮ можно предъявить к оплате в любой день, начиная со следующего дня за днём составления.
Различают простой и переводной вексель.
ПРОСТОЙ вексель - это долговая расписка, в которой должник обязуется в безусловном порядке выплатить кредитору оговоренную сумму по истечении определённого срока.
ПЕРЕВОДНОЙ вексель - это строго формализированный финансовый документ, содержащий безусловный приказ кредитора должнику заплатить определённую сумму в определённый срок самому кредитору или другому лицу.
ДЕПОЗИТНЫЙ СЕРТИФИКАТ - это документ, удостоверяющий, что его владелец внёс денежные средства в кредитное учреждение (банк) и согласно которому его владелец получит гарантированный и заранее известный доход через оговоренный срок.
Для определения процентных выплат банками публикуется депозитная сетка, которая представляет собой таблицу, в которой показана зависимость размера процентных выплат от срока и размера депозита.
Депозитный сертификат представляет собой договор между клиентом и банком, в котором оговаривается срок возвращения помещенной суммы, сумма вклада, процентная ставка.
Особенностью депозитного сертификата является то, что в случае изменения учётной ставки Национальным банком, процентная ставка по депозиту остаётся неизменной в отличие от срочного вклада, где процентная ставка может быть изменена в течении срока хранения денег в банке.
ФЬЮЧЕРСКИЙ КОНТАКТ - это ценная бумага, являющаяся договором об уплате денежной суммы за акции или за товар через определённый срок после заключения сделки по цене, установленной в контракте.
Фьючерские контракты могут выставляться как товары, продаваемые на товарных биржах, так и на ценные бумаги, валюту.
Ценовая определённость и обязательность исполнения - главные характеристики фьючерсов. Они не предусматривают немедленной передачи права собственности на приобретаемые по контракту ценности из рук в руки.
Спецификой фьючерсов является то, что ими торгуют независимо от того, существуют ли эти ценности в данный момент времени или нет.
2. Финансовые риски или риски финансового менеджмента
Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств).
Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).
Финансовые риски в узком понимании взаимосвязаны с политическими и включают [1, с. 125]:
- риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные, валютные, риск ликвидности);
- риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски, которые включают: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь).
Выделение субъектов риска и формулировка их определений важны потому, что определяют основные цели и направления исследования их деятельности в условиях риска.
Представляется возможным утверждать, что риск в менеджменте имеет три составляющие [6, с. 247]:
1) объективную составляющую, учитывающую область деятельности, положение ОПС на рынке и т. п.;
2) методическую составляющую риска, определяемую целями и технологиями различных типов менеджмента,
3) индивидуальную составляющую, определяемую психофизическими особенностями конкретного менеджера.
В отношении риска и его последствий возможны следующие действия: предупреждение (упразднение), снижение (контроль), страхование, поглощение.
Снижение риска возможно посредством повышения надежности товаров и систем, снижения возможной интенсивности поражающих факторов (например, ограничением запасов взрывчатых или опасных веществ), повышением защищенности объектов по отношению к воздействию.
Снижение риска возможно [1,с . 233]:
1) на этапе планирования операции или проектирования образцов - введением дополнительных элементов и мер;
2) на этапе принятия решений - использованием соответствующих критериев оценки эффективности решения, например, критериев Вальда ("рассчитывай на худшее") или Седвиджа ("рассчитывай на лучшее") или критерия, при котором показатель риска ограничен по величине (при этом альтернативы, не удовлетворяющие ограничению на риск, не рассматриваются);
3) на этапе выполнения операции и эксплуатации технических систем - посредством строгого соблюдения и контроля режимов эксплуатации.
В рамках каждого из направлений принимаемые меры будут иметь различное отношение эффективности (снижения вероятности недопустимого ущерба) к затратам на их обеспечение. Эти меры связаны с расходами и требуют их увеличения при росте сложности систем. Поэтому в определенных условиях экономически может оказаться более целесообразно расходовать денежные средства не на предупреждение или снижение риска, а на возмещение возможного ущерба. В последнем случае используют механизм страхования.
В случае признания целесообразности страхования страхователь должен выбрать нефондовую или фондовую формы страхования. После этого определяют, какой тип сделки, фондовый инструмент или какой страховой инструмент (услуга) могут быть использованы.
Ущерб от финансового риска может быть возмещен:
1) страхованием на случай потери прибыли (косвенных убытков);
2)страхованием неплатежа (невозврата кредита);
3)гарантийного страхования.
Для того, чтобы выбрать один из альтернативных инструментов и вариантов действий может быть предложен следующий алгоритм риск-менеджмента [9,с . 97]:
1) сформулировать цель действий;
2) синтезировать критерий - правило выбора наилучшего варианта действий из ряда возможных;
3) провести анализ внешней среды, в которой проводится операция или работает системы с целью выделения возможных источников риска',
4) провести анализ разрабатываемой операции или системы с целью выделения возможных источников риска (баллоны с горюче-смазочными, взрывчатыми и химически вредными веществами; элементы конструкции, которые могут сорваться, и т.п.);
5) провести анализ внешней среды, в которой проводится операция или работает система с целью выделения объектов, уязвимых по отношению к поражающим факторам, которые могут возникнуть при реализации источников риска;
6) оценить частоту появления источника риска для отдельных элементов системы и(или) операции. На основе этой информации составить перечень наиболее вероятных страховых случаев (пожар, кража и т.д.);
7) разработать прогноз - оценить вероятность страхового случая и средний возможный ущерб при каждом из страховых случаев;
8) оценить материальные затраты на то, чтобы предупредить (исключить возможность реализации или снизить вероятность) возможность реализации риска;
9) используя критерий, провести рациональное распределение и(или) оптимизировать распределение средств между мероприятиями:
- по устранению источника риска;
- по снижению риска посредством уменьшения интенсивности поражающих факторов или уязвимости объектов, которые могут подвергнуться воздействию поражающих факторов;
- по компенсации ущерба (последствий) риска (В этом случае заключают договор страхования. При наступлении страхового случая и возникновении ущерба его компенсируют за счет сумм. полученных по страховке.);
10) оценить уровень безопасности и достаточность принятых мер. А если будет признана недостаточность мер по предупреждению и снижению рисков, то оценить располагаемые остаточные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на страхование;
11) если окажется более целесообразным страхование, то вначале необходимо оценить возможность использования в условиях конкретной операции нефондового страхования.
Выбор формы страхования (нефондовое или фондовое страхование) определяется характером операции, ситуацией на финансовом или товарном рынке, располагаемыми финансовыми ресурсами.
12) в противном случае (использовать нефондовое страхование невозможно) оценить рациональную цену страховой услуги. Для этого страхователь должен сам оценить возможный ущерб от реализации источников риска с учетом вероятности появления соответствующих страховых случаев
13) выбрать страховщика - страховую организацию для заключения договора страхования с учетом размера собственного капитала страховщика, деловой репутации, цены услуги, результатов аудита деятельности этой страховой компании за предшествующий период и всей другой доступной информации.
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи. В заключении сделаем несколько общих выводов.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ - это документы, оформленные особым образом и выражающие имущественные или долговые отношения между членами общества, банками, государством и подтверждающие право (титул собственности) на какое-либо имущество или денежную сумму, которое не может быть продано без наличия и предъявления соответствующего документа.
АКЦИЯ - это ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в акционерное общество, дающая право её владельцу на часть имущества акционерного общества и участие в управлении им, а также на получение дивидендов.
ОБЛИГАЦИЯ - это ценная бумага, удостоверяющая предоставление кредита и дающая право на получение фиксированного дохода в течение определенного срока.
ВЕКСЕЛЬ - это письменное долговое обязательство, выданное на короткий срок.
ДЕПОЗИТНЫЙ СЕРТИФИКАТ - это документ, удостоверяющий, что его владелец внёс денежные средства в кредитное учреждение (банк) и согласно которому его владелец получит гарантированный и заранее известный доход через оговоренный срок.
ФЬЮЧЕРСКИЙ КОНТАКТ - это ценная бумага, являющаяся договором об уплате денежной суммы за акции или за товар через определённый срок после заключения сделки по цене, установленной в контракте.
ПРАВА НА ПОДПИСКУ - это краткосрочная ценная бумага, удостоверяющая преимущественное право на приобретение акционерами нового тиража ценных бумаг.
ВАРРАНТ - это долгосрочная ценная бумага, дающая право владельцу обменять её на указанное в ней количество акций по твёрдой цене в течение определённого срока.
ОПЦИОН - это ценная бумага, дающая право на покупку или продажу какого-то количества ценных бумаг по оговорённой цене в течение определённого срока.
Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств).
Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).
Список литературы
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент : человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1995. 2. Кунц Г.,О Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 1981. 3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. 4. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации , управления ГАУ). З.П.Румянцева. Лекция 1. Введение в менеджмент. //Российский экономический журнал.М.- 1995.- № 9. 5. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ). Т.Б. Шрамченко. Лекция 2. Управленческий труд и менеджеры. //Российский экономический журнал. М.- 1995.- №10. 6. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ). В.Г.Смирнова. Лекция 3. Организации как объект управления. //Российский экономический журнал. М.- 1995. - № 12. 7. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ). Я.В. Радченко. Лекция №4. Целепостановка в управленческой деятельности. //Российский экономический журнал. М.- 1996.- №4. 8. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ).З.П. Румянцева. Лекция 5. Организационные структуры управления. //Российский экономический журнал. М.- 1996.- №4. 9. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ). З.П. Румянцева. Лекция №6. Процесс менеджмента. //Российский экономический журнал. М.- 1997.-№2. 10.Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ).З.П. Румянцева. Лекция №7. Методы менеджмента. //Российский экономический журнал. М.-1996.- № 7, 8. 11. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ). Г.Р.Латфуллин. Лекция №9. Самоуправление в системе управления. //Российский экономический журнал. М.-1996.- №10.;-1997.- №1. 12. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ). З.П.Румянцева. Лекция 10. Эффективность менеджмента. //Российский экономический , журнал. М.- 1997.-№ 4. 13. Теория управления социалистическим производством. /Под ред. О. В. Козловой. - М.: Экономика, 1983. 14. Роберт М. Фалмер. Энциклопедия современного управления в пяти томах. - М.: ВИПКэнерго, 1992. 15. Управление организацией./Под ред. А.Г.Поршнева и др. - М.: ИНФРА-М, 1998.