Содержание

 

1.  Объекты товароведной деятельности, их основополагающие   характеристики  3

2. Правила выборочного контроля. Пробы: виды, требования к ним. Правила отбора проб. Опишите порядок проведения выборочного контроля на примере любого потребительского товара. 14

3. Рассчитайте структуру ассортимента в натуральном и денежном выражении (в ценах действующих для данного магазина или региона) 18

Список литературы.. 20

1.  Объекты товароведной деятельности, их основополагающие характеристики


Объект – предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность.

Объектом товароведной и коммерческой деятельности являются товары. Различия между указанными видами деятельности заключается в широте охвата объекта Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т.п.). При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.).

Товар - определение совокупности материальных и нематериальных свойств товара, услуги, человека или идеи, которые предлагаются для обмена.

Товарная единица - обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочих атрибутов.

Коммерческая деятельность отличается большой широтой охвата объектов, включает не только товары, но и услуги (основные и вспомогательные), ценные бумаги, интеллектуальную продукцию, а также работу по организации товародвижения.

Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики:

Ассортиментную;

Качественную;

Количественную;

Стоимостную.

Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными, удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительскую стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.

Потребности людей постоянно изменяются под влиянием многочисленных факторов: природных, социально-экономических, научно-технических и др. Изменившиеся, а также осознанные или неосознанные потенциальные потребности, в свою очередь, стимулируют разработку новых товаров и услуг как средство их удовлетворения. Эти новые товары обладают модифицированной потребительной стоимостью за счет использования достижений научно-технического прогресса в области промышленной обработки сырья и материалов, изменяющей их естественные свойства, формирующей новые свойства и характеристики, а также за счет применения упаковки и маркировки.

Однако модифицированную потребительную стоимость могут приобретать не только новые товары, но и товары традиционные, ранее известные благодаря выявлению новых естественных свойств. Так, экологически чистые продукты питания – это зачастую известные продукты с повышенным уровнем безопасности.

Потребительская стоимость товаров проявляется при их потреблении в соответствии с назначением путем эксплуатации или использования для внутреннего либо наружного применения. Немаловажное значение при этом имеют три основополагающие характеристики товара:

Ассортиментная;

Качественная;

Количественная.

Эти характеристики обусловливают степень удовлетворения потребностей. Так, пищевые продукты с различными характеристиками неодинаково удовлетворяют потребность организма человека в энергии, биологически ценных веществах и органолептических ощущениях.

Определение степени удовлетворения потребностей адекватно оценке потребительской стоимости товаров и невозможно без учета рыночной конъюнктуры, которая может быть выявлена с помощью маркетинговых исследований сегментов рынка конкретных ассортиментных групп товаров.

Таким образом, потребительская стоимость товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведные характеристики.

Ассортиментная характеристика товаров – совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и/ил социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования от другого.

Например, масло сливочное, топленое и растительное принципиально отличаются друг от друга функциональным назначением и пищевой ценностью. Эти отличия обусловлены также их качественными характеристиками.

Качественная характеристика товаров – совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Эта характеристика товаров тесно связана с ассортиментной, так как им обеим присуще общее потребительское свойство – назначение. Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важной место занимают безопасность и экологичность.

Нарушение установленных  обязательных требований по безопасности и экологичности товаров приводит к тому, что все остальные характеристики товара утрачивают для потребителя смысл даже в случае, если они являются желательными. Следствие этого – отказ потребителя от покупки или потребления небезопасных товаров.

Качественные характеристики товаров непосредственно взаимодействуют с количественными. Более того, многие показатели потребительских свойств выражаются через количественные      характеристики.

Количественная характеристика товаров – совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц измерения. Эти характеристики удовлетворяют потребности в товарах определенных размеров и зачастую при создании потребительских предпочтений менее значимы, чем ассортиментная и качественная. Исключение составляют лишь размерные характеристики, применяемые при оценке качества.

Вместе с тем нельзя эти характеристики полностью сбрасывать со счетов при создании потребительских предпочтений, так как многие потребители в условиях насыщенного рынка отказываются от потребления товаров, если их не устраивают определенные количественные характеристики единичного экземпляра товара и/или упаковки и/или товарной партии.

Недопустимые отклонения от установленных количественных характеристик товаров, например, по объему или массе упаковок, служат основание запрета реализации или уценки товаров. В ряде случаев допустимые нормы отклонений по массе или объему регламентируются нормативными документами[1].

Полезность - это способность товара или услуги удовлетворять какую-либо потребность человека.

Все потребности и‚ соответственно‚ полезности товаров можно разделить на две группы - первой необходимости и элитарные. Но усложнение потребностей усложняет потребление‚ и появляется такое понятие как дополнительная полезность. Это разнообразные качества товара‚ улучшающие психологическое и функциональное восприятие товара. Для маркетолога часто объектом воздействия бывает дополнительная полезность товара, а не основная.

Типы дополнительной полезности:

Полезность формы - дополнительная полезность, связанная с изменением формы, функциональных качеств продукта, улучшающая психологическое восприятие товара (упаковка, товарный знак).

Полезность времени - дополнительная полезность‚ связанная с экономией времени на приобретение товара (на заказ, точно в срок, срочная проявка и т.д.).

Полезность места - удобство покупки товара (доставка на дом, покупка в удобно расположенном месте, в универсаме, где все можно купить сразу).

Полезность приобретения - дополнительная полезность‚ возникающая только после того‚ как товар был приобретен (стоимость собственности, различные гарантии, возможность вернуть товар, если он не подходит и     т.д.)[2].

 

Типы товаров

 

Вещественные и невещественные товары

Вещественные товары

Невещественные товары

Покупатель получает полезность‚ приобретая товар в собственность

Невещественные товары в собственность получить нельзя

Товар имеет зрительный образ. Для него важны такие качества как форма, упаковка, товарный знак.

Зрительный знак не важен. Но большую роль играет то‚ кто предоставляет услугу. Важность торговой марки.

Большая роль рекламы.

Большая роль личного опыта.

Товар можно приобрести заранее. Важны условия продажи.

Нельзя произвести заранее. Производство более подвержено конъюнктурному и сезонному колебанию.

Товар поддается стандартизации. Важна маркировка.

Обычно не подается стандартизации

Товар можно отделить от производства. Создается разветвленная сеть распределения товара

Товар нельзя отделить от места производства товара‚ и сеть распределения не играет значительной роли.

    

Различают 5 уровней товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, ожидаемый товар, товар с подкреплением и потенциальный товар.

Товар по замыслу - это то‚ что в действительности будет приобретать покупатель? Любой товар - это заключенная в упаковку услуга для решения какой-то проблемы. Задача деятеля рынка - выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него.

Товар в реальном исполнении - характеризуется: уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием и специфической упаковкой.

Товар ожидаемый - комплекс характеристик, которые покупатель надеется найти товаре.

Товар с подкреплением - дополнительные услуги и выгоды (включает в себя и проявление личного внимания к каждому клиенту, доставку на дом и установку и гарантию бесплатной замены поврежденных товаров и т. д.).

Потенциальный товар - все то, что может улучшить товар - новые исходные материалы или необычные, эксклюзивные дизайнерские решения, которые тоже можно продавать как товар[3].

Товар может быть классифицирован по следующим основаниям:

·  осязаемые - вещи; неосязаемые - услуги;

·  по ритмичности совершения покупок;

·  по конечному предназначению;

·  по продолжительности использования;

·  по степени новизны;

·  по числу удовлетворяемых потребностей.

Осязаемые товары - все то, что можно потрогать, понюхать и т. п. Услуги же относятся к неосязаемым товарам‚ так как их нельзя ни понюхать, ни потрогать, ни отделить от источника, они не постоянны в качестве и несохраняемы (их нельзя складировать).

В зависимости от ритма совершения покупки все товары можно разделить на следующие виды:

Товары повседневного спроса - покупаются часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой.

Товары предварительного выбора - товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления.

Товары импульсной покупки приобретают без всякого предварительного планирования и поисков. Обычно такие товары продаются во многих местах, а поэтому потребители почти никогда специально их не ищут.

Товары для экстренных случаев покупают при возникновении острой нужды в них, например зонтики во время ливня, сапоги и лопаты после первых снежных заносов.

Товары особого спроса - товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия (конкретные марки и типы модных товаров, автомобили, стерео аппаратура, фотооборудование, мужские костюмы).

Товары пассивного спроса - товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. (Новинки типа индикаторов дыма и кухонных машин для переработки пищевых продуктов пребывают в разряде товаров пассивного спроса до тех пор пока реклама не обеспечивает осведомленность потребителя об их существовании. Классическими примерами всем известных и тем не менее не вызывающих спроса товаров служат страхование жизни, могильные участки, надгробия и энциклопедии).

Ритм покупки оказывает значительное влияние на выбор средств коммуникации каналов сбыта.

Товары конечного потребления и промышленные товары (промежуточные). Промышленные товары включают первичные материалы, которые входят в состав конечного продукта, вспомогательные материалы (не входят в состав продукта, но участвуют в его производстве), основное оборудование, вспомогательное оборудование, детали для ремонта и содержания оборудования, услуги по ремонту и поддержанию оборудования.

По степени присущей товарам долговечности товары можно разделить на:

Товары длительного пользования - материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование.

Товары кратковременного пользования - материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования. К товарам кратковременного пользования относят также и услуги.

Новые и прежние товары. Это деление может быть не столь очевидным. Необходимо определить характер новизны: действительно ли это новый товар, или просто улучшенный. Кроме того‚ необходимо определить момент, когда товар перестанет оцениваться как новый[4].

Товары как объекты  коммерческой деятельности могут  классифицироваться по многим признакам, но к основным  из  них  относятся  назначение,  физико-химические свойства, состав, размеры, способ отделки.

Так, по назначению все товары подразделяются на роды:

- потребительские товары;

Это товары, предназначены для индивидуальных потребителей  для  личного пользования;

  - товары промышленного назначения;

Это товары предназначены для производства других  товаров  и  создающие его сырьевого и технологического обеспечения;

  - оргтехнические товары;

Это товары, предназначены для  улучшения  организации  административно-управленческой деятельности.

Каждый род товаров подразделяется на классы.

Класс товаров – это множество товаров, которые удовлетворяют обобщенные группы  потребностей.  Так,  род  потребительских  товаров  делится  на  три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары.  Классы товаров подразделяются на подгруппы в зависимости  от  используемого  сырья, назначения и других признаков; подклассы –  на  группы,  подгруппы,  виды  и разновидности,  наименования.  Подкласс   товаров,   которые   удовлетворяют аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия.

Группа  товаров  –  это  подмножества  товаров,  которые  удовлетворяют специфические   группы   потребностей,   что    обусловлено    особенностями применяемых материалов, их отделкой, формой, фасоном изделий.

Подгруппа товаров –  это  множество  товаров,  которые  имеют  общее  с группой основное назначение, но отличатся от товаров других подгрупп  только им присущим признакам.

Вид  товаров   –   это   совокупность   товаров,   которые   отличаются индивидуальным назначением и идентификационными признаками.

Разновидность товаров  –  это  совокупность  товаров  одного  вида,  но отличаются рядом частных признаков.

Наименование товаров – это  совокупность  товаров  определенного  вида, отличающихся   от   товаров   того   же   вида   собственным   названием   и индивидуальными   особенностями,   которые   обусловлены   подбором   сырья, материалов, а так же конструкцией (формой, фасоном), технологией.

Таким образом, классы, подклассы и  группы  составляют  общую  товарную классификацию потребительских товаров.

По покупательскому спросу товары классифицируются:

 - товары повседневного спроса (хлеб, молоко, сахар);

 -  товары   предварительного   выбора   (одежда,   мебель,   телевизоры, радиоаппаратура);

- товары особого спроса (модные товары, марочные вина);

- товары пассивного спроса (страхование мебели, дома).

При классификации товаров выделяют:

- объективные параметры собственного изделия: качество, материал,  цвет, вес, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкция;

-  рыночные  параметры:  цена,  конкурентоспособность,  широта   выбора, удобство транспортирования, привлекательность товаров;

- параметры, используемые в процессе  потребления:  прочность,  простота ухода, срок замены.

Как видно, все товары подразделяют  на  товары  личного  пользования  и производственного назначения.

Товары личного пользования классифицируются на следующие группы:

- товары длительного  пользования  –  например,  автомашины,  пылесосы, садово-огородный инвентарь, электронные игры.  Это  обычно  наукоемкая продукция,  достаточно  сложная   в   употреблении; товары краткосрочного пользования. К их числу можно  отнести  одежду,  обувь, косметику, моющие средства, продукты питания;

- товары особого спроса – товары с  уникальными  свойствами,  например, коллекции, раритеты;

-  услуги  –   действия,   результатом   которых   является   некоторый предполагаемый эффект. К ним  относятся:  пошив  обуви,  ремонт  обуви; ремонт мебели, уборка помещений, поставка товаров.

Товары производственного назначения подразделяются на следующие группы:

- основное оборудование. Она  предназначена  для  производства  основных видов продукции;

-  вспомогательное  оборудование.  К  нему  можно   отнести,   например, воздуховоды, трубопроводы, лифты, подъемники.

Границы между основным и вспомогательным оборудованием зависят от типа производства.

- Узлы и агрегаты. Они включают в себя сборки, комплектующие соединения, обладающие конструктивной и технологической завершенностью.

- Основные материалы. Это материалы, которые образуют основную  объемную и массовую составляющую долю в выпускаемой продукции.

- Вспомогательные материалы, необходимые для производственного  процесса (смазка, ветошь, упаковочные материалы).

- Сырье. Природный материал, нуждающийся в переработке и необходимый для производства.

- Производственные услуги – осуществление разнообразных  технологических операций.

- Интеллектуальные товары, к которым можно отнести  методики  испытаний, наблюдений, проведения технологических операций, а также программы для ЭВМ и рецептуры.

Приведенная  классификационная   схема   позволяет   достаточно   четко систематизировать многообразие товаров. Данная  классификация  товаров оказывается исключительно полезной, так как она позволяет фирме  очень четко  формулировать  свои  цели,  ставить  задачи   в   маркетинговой деятельности и оценивать успехи и неудачи[5].


2. Правила выборочного контроля. Пробы: виды, требования к ним. Правила отбора проб. Опишите порядок проведения выборочного контроля на примере любого потребительского товара


Выборочный контроль является систематическим статистическим методом для получения информации о характеристиках совокупностей путем изучения представительной выборки этой совокупности. Применяемыми методами выборочного контроля могут быть простой, случайный, систематический, последовательный и другие методы.

Выборочный контроль может быть разделен на две обширных, взаимосвязанных друг с другом области: «статистический приемочный контроль» и «выигранное обследование».

Статистический приемочный контроль обеспечивает принятие решений относительно приемлемости или неприемлемости партии по результатам выборки, сделанной из этой партии. широкое использование планов статистического приемочного контроля подтверждает его возможность удовлетворения установленных требований.

Выборочное обследование используется при аналитических исследованиях с целью оценки значений одной или нескольких характеристик совокупности или получения распределения этих характеристик. Поскольку выборочное обследование часто проводится с помощью опросов людей по определенному вопросу, оно в равной степени может применяться к данным, собранным для других целей, таких как аудиты.  

Выборочный контроль, используемый с целью исследования и сбора информации о характеристиках совокупности или подмножестве совокупности, является специальной формой выборочного обследования. К этому виду относится и производственный выборочный контроль, который может быть использован совместно с анализа возможностей процесса.

 

Правильно разработанный план выборочного контроля обеспечивает экономию времени, средств и труда по сравнению с анализом общей совокупности или 100-процентным контролем партии.

Выборочный контроль предлагает недорогой и быстрый путь получения предварительной информации, относящейся к величине и распределений изучаемой характеристики общей совокупности.

При выборе плана выборочного контроля особое внимание следует обращать на размер выборки, частоту выборочного контроля, метод взятия выборки, принцип группировки данных и другие аспекты методологии выборочного контроля.

Выборочный контроль требует, чтобы выборка была сделана несмещенным способом, т.е. требует представлять совокупность, из которой она сделана (иметь репрезентативный характер). Для нерепрезентативных выборок возможна неправильная оценка характеристик совокупности. В случае статистического приемочного контроля нерепрезентативные выборки могут привести к отклонению партий хорошего качества или, наоборот, к приемке партий неудовлетворительного качества.                    

Даже у репрезентативных выборок информация может быть ошибочной. Величина этой ошибки может быть уменьшена за счет увеличения объема выборки, но она не может быть полностью исключена. В зависимости от поставленной задачи и целей выборочного контроля объем выборки, требуемый для достижения желаемого уровня доверия и точности, может быть очень большим.                                                

Часто выборочный контроль используется в исследованиях рынка для оценки совокупности потребителей, имеющих возможность купить выпускаемую продукцию.

Другим применением выборочного контроля могут служить аудиты с целью оценки соответствия документации или данных установленным процедурам. 

Выборочный контроль используется для проверок операторов машин или производственного процесса с целью регистрации вариаций и выбора правильных предупреждающих действий,                           

Статистический приемочный контроль широко используется в промышленности для обеспечения уверенности в том, что материалы на входе удовлетворяют предписанным требованиям.

Для сокращения затрат на контроль в крупносерийном и массовом производстве больших партий изделий (генеральной совокупности) контролю подвергают только часть партии – выборку.

В ряде случаев вся партия может быть ошибочно забракована, и это считается ошибкой первого рода, или риском поставщика. Ошибка противоположного свойства называется ошибкой второго рода или риском заказчика. Обе ошибки выражаются в процентах и оговариваются при совершении торговых сделок.

При выборочном контроле применяют в основном биноминальный, гипергеометрический, Пуассона и нормальный законы распределения.

Первые три являются законами распределения случайных величин и используются при контроле по качественному признаку, когда каждое отдельное испытание в серии имеет только два исхода: изделие годное или дефектное. Нормальный закон используется при контроле по количественным признакам.

Пример.

Выборочный контроль молока производится путем свободной выборки молока  из партии в размере 10%. Если партия составляет 100 пакетов молока, нам необходимо взять 10 пакетов.

Качество молока оценивают по внешнему виду, консистенции, вкусу, запаху, цвету, жирности, кислотности, плотности, чистоте, количеству микроорганизмов, содержанию вносимых добавок.

Органолептическая оценка запаха и вкуса проводится по пятибалльной шкале в соответствии с требованиями ГОСТ 28283-89. Оценка в баллах: 5 – отлично; 4 – хорошо; 3 – удовлетворительно; 2 и 1 – плохое. Молоко с оценкой 5 и 4 балла относят к высшему, первому или второму сорту в зависимости от других показателей, установленных в ГОСТ 13264-88. Молоко с оценкой 3 балла относят в зимне-весенний период года ко второму сорту, в остальные периоды года – к несортовому.

Если уровень качества изделий в выборке соответствует установленным требованиям, что считают, что всю партию можно принять за годную. В противном случае партия бракуется.

3. Рассчитайте структуру ассортимента в натуральном и денежном выражении (в ценах действующих для данного магазина или региона):

А) в бакалейном отделе магазина, если на текущий момент в наличии имеются: макароны – 150 кг; мука: пшеничная -500 кг, ржаная – 120 кг; крупы: гречневая – 350 кг, рисовая – 310 кг, «Геркулес» - 340 кг. Какие решения должен принять товаровед (коммерсант) после анализа структуры ассортимента в зависимости от времени года (лето и зима)?

Б) в магазине «Ткани», если на текущий момент в наличии имеются следующие ткани: ситцевая – 700 м; подкладочная – 600 м; мебельно-декоративная – 450 м; батист – 1000 м; фланель – 650; вельвет-рубчик – 250 м. Какие решения должен принять товаровед (коммерсант) после анализа структуры ассортимента в зависимости от времени года (лето, осень, зима, весна)?


Рассчитаем структуру ассортимента по формуле:

Сi = Ai:Si

Сi – относительный показатель структуры;

Ai – количество товаров определенного вида или наименования;

Si – общее количество товаров.


А)

Рассчитаем доли каждого продукта в структуре ассортимента

Макароны – 9,00*150:25810,00*100%=1350,00:25810,00*100%=5%

Мука пшеничная – 18,00*500:25810,00*100%=9000:25810,00*100%=35%

Мука ржаная – 14,00*120:25810,00*100%=1680,00:25810,00*100%=7%

Гречневая крупа – 13,00*350:25810,00*100%=4550,00:25810*100%=18%

Рис – 21,00*310:25810,00*100%=6510,00:25810,00*100%=25%

«Геркулес» - 8,00*340:25810,00*100%=2720,00:25810*100%=10%.

Итог в натуральном выражении: 25810 кг.

В зависимости от времени года не наблюдается колебаний с структуре спроса на макароны, муку и крупу. Следовательно, если структура ассортимента отражает структуру спроса, то эту структуру менять не нужно.


Б)

Рассчитаем доли каждого продукта в структуре ассортимента

Ситцевая – 10,00*700*100%=7000:196800,00*100%=4%

Подкладочная – 16,00*600*100%=9600,00:196800,00*100%=5%

Мебельно-декоративная – 62,00*450*100%=27900,00:196800*100%=14%

Батист – 72,00*1000*100%=72000:196800*100%=37%

Фланель – 42,00*650*100%=27300,00:196800*100%=14%

Вельвет-рубчик – 212,00*250*100%=53000:196800*100%=26%.

Итог в натуральном выражении: 196800,00 м.

В зависимости от времени года необходимо менять структуру ассортимента следующим образом: в теплое время года большим спросом пользуются ткани для летней одежды и мебельно-декоративные ткани, тогда как в холодное время года структура спроса меняется в сторону более «теплых» тканей. Следовательно, товароведу в магазине следует изменить структуру ассортимента в зависимости от времени года.

Для удовлетворения спроса населения на бакалейные и текстильные товары очень важно предусмотреть в заказах торговых организаций определенное количественное соотношение ассортимента, поступающих от предприятий.



Список литературы



1.     Введение в бизнес / Под ред. С.И. Сухорукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2.     Коммерческое товароведение и экспертиза: учебное пособие для вузов / Г.А. Васильев, Л.А. Ибрагимов,  Н.А.  Нагапетьянц.  –  М.:  Банки  и биржи, ЮНИТИ, 1997.

3.     Николаева  М.А.,  Карташова  Л.В.,  Полотишникова   М.А.   Средства информации о товарах: Товарный справочник. – М.: Экономика, 1997.

4.     Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. М.: Издательство НОРМА, 2000.

5.     Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение: Учебник. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001.



[1] Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 22-24.

[2] Введение в бизнес / Под ред. С.И. Сухорукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 111-112.

[3] Коммерческое товароведение и экспертиза: учебное пособие для вузов / Г.А. Васильев, Л.А. Ибрагимов,  Н.А.  Нагапетьянц.  –  М.:  Банки  и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 60.

[4] Николаева  М.А.,  Карташова  Л.В.,  Полотишникова   М.А.   Средства информации о товарах: Товарный справочник. – М.: Экономика, 1997.  С. 12.


[5] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение: Учебник. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. С. 43.