Вариант 4

Исходные данные:

1.     Учетной политикой организации предусмотрено определение выручки от реализации по оплате.

2.     Все стоимостные показатели приведены без учета НДС.

3.     Налоговым периодом по НДС является один месяц.

4.     Оснований для прекращения обязанностей налогоплательщика НДС нет.

5.     В отчетном периоде отгружено продукции на сумму 333 450 руб.

6.     Поступило на расчетный счет за реализованную продукцию 250 900 руб., в т.ч.:

·        От реализации комбикормов – 200 000 руб.

·        От реализации лекарственных препаратов – 50 900 руб.

7.     Получено денежных средств за реализацию основных фондов – 22400 руб.

8.     Поступила ссуда от коммерческого банка по кредитному договору на закупку товаров для перепродажи в размере 21 350 руб.

9.     Получено авансов в счет финансирования по ранее заключенным договорам на поставку комбикормов – 135 700 руб.

10.            Перечислено процентов за пользование банковской ссудой – 3750 руб.

11.            Оплачено по безналичному расчету и оприходовано товарно-материальных ценностей производственного назначения по счетам-фактурам с учетом НДС по стандартной ставке – 122 450 руб., без счетов-фактур – 17800 руб.

12.            Перечислено авансов смежникам – 22 769 руб.

13.            Перечислено в бюджет НДС за отчетный период в размере 7638 руб.

Требуется:

1.     выразить мнение аудитора о правильности исчисления НДС за отчетный месяц.

2.     Определить налоговые последствия в случае недостоверного отражения НДС в налоговой отчетности. Дать письменные рекомендации аудитора по исправлению сложившейся ситуации.

Решение:

Аудиторская проверка НДС включает следующие процедуры:[1]

- анализ налоговых отчетов за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение рекомендаций по этим вопросам;

- сравнение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений;

- сравнение фактических ставок за текущий период и анализ значительных или необычных отклонений;

- анализ уплаты платежей в бюджет за отчетный период.

При аудиторской проверке НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг, необходимо проанализировать расчеты НДС при приобретении оборотных средств и НДС, который возмещается из бюджета.

При анализе НДС по приобретению оборотных средств проводится детальная проверка остатков по Главной книге, составления баланса по расчетам с бюджетом и первичных документов.

Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.

При анализе уплаченного НДС, который возмещается из бюджета, аудиторы должны провести:

- выверку по дебету счета 68, субсчет "Расчеты по НДС";

- выверку данных о расчетах по налогу, представляемых в налоговый орган;

- составление баланса (с целью проверки) и выборку первичных документов для проверки правильности учета уплаченного НДС по полученным запасам, МБП, материальным и нематериальным средствам, работам и услугам.

Данная процедура предполагает точное распределение по отчетным периодам расчетов с бюджетом по НДС.

При проверке правильности учета полученного НДС, включаемого в стоимость реализуемых товаров, работ и услуг, и соответствия задолженности по НДС перед бюджетом аудиторы должны:

- выверить остатки по Главной книге;

- составить сводную ведомость и проанализировать данные счета расчетов по НДС;

- выверить данные по расчетам налога, представленные в налоговую инспекцию;

- проанализировать правильность применения ставок налога в зависимости от характера бизнеса и типа реализуемой продукции;

- пересчитать задолженность по НДС за отчетный период;

- проанализировать правильность применения льгот по НДС в соответствии с законодательными актами;

- определить периодичность уплаты НДС на основе расчета среднемесячной задолженности по НДС;

- провести выборочную проверку правильности составления документации и расчетов по налогу путем сравнения с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов.

Детальная проверка других налогов. Целью проведения аудита по этим счетам является проверка учета других налогов и соответствия задолженности бюджету.

Для этого аудиторам необходимо осуществить:

- выверку остатков по Главной книге;

- анализ данных по расчетам;

- сверку данных с расчетами налога, представленными в налоговую инспекцию;

- анализ правильности применения ставок и методов расчета налога в зависимости от характера бизнеса и вида производимой продукции (работ, услуг).

Учитывая то, что некорректное определение налоговых обязательств может привести к существенным финансовым потерям, аудиторы должны особое внимание уделить организации и технологии проведения указанного участка проверки. Чтобы успешно провести проверку, следует:

- привлекать к проверке расчетов с бюджетом высококвалифицированных специалистов;

- обеспечивать сотрудников оперативной информацией и нормативными документами по вопросам налогообложения;

- организовать внутрифирменный обмен информацией и разработками по актуальным вопросам налогообложения, с тем чтобы аудиторы повторно не работали над решением типичных проблем;

- организовать эффективный контроль качества письменной информации по вопросам налогообложения, предоставляемой клиентам;

- выработать внутрифирменный подход к технологии налогового консультирования и разработать специальные формы рабочих документов, которые должны оформляться по результатам проверки расчетов с бюджетом.

При проверке расчетов с бюджетом нельзя полагаться лишь на формальное соблюдение аудиторской процедуры. Поэтому окончательное заключение о состоянии расчетов с бюджетом должен делать руководитель проекта, который имеет возможность оценить весь комплекс выявленных отклонений и их влияние на формирование налогооблагаемых баз по основным налогам.

Для начала проверим правильность расчета сумм, НДС проведя собственные расчеты.

Для этого сначала рассчитаем НДС получ

В соответствии со ст.149 реализация лекарственных препаратов, а так же получение банковской ссуды не подлежит налогообложению.

НДС получ = (200 000*18%) + (22400*18%) + (135700*18%) = 64458 руб.

Рассчитаем сумму НДС уплач

НДС уплач = (122 450*15,25%) + (22769*18%) = 18673,62+4098,42 = 22772,04 руб.

Рассчитаем сумму НДС подлежащего уплате в бюджет

НДС бюдж = 64458 – 22772,04 = 41685,96 руб.

Отклонение = 7638 – 41685,96 = 34047,96 руб.

Мнение аудитора о правильности исчисления НДС за отчетный месяц

В соответствии с проведенной проверкой расчета налога на добавленную стоимость аудитор может сделать выводы о том, что налог на предприятии исчисляется не верно, что влечет за собой существенное искажение бухгалтерской отчетности.

Аудитору следует отразить данный факт со всеми обстоятельствами расчета сумм налога в аудиторском отчете организации, так же следует в письменной информации руководству проверяемого предприятия внести письменные рекомендации по устранению данного нарушения. Аудитору следует внести предложение по принятию мер к устранению причин данного нарушения с целью исключения возможности повторения подобной ситуации в будущем.

Предоставленные данные бухгалтерского учета в отношении начисления налога на добавленную стоимость в существенных аспектах не дают достоверной информации по отражению финансово-хозяйственную деятельность предприятия за 2004 год. Отчетность может быть признана достоверной после внесения исправлений в порядке ведения операций по расчетам с бюджетом..

Генеральный директор ЗАО "Аудит",

Ведущий аудитор _____________ Петухова Т.В.

Аудиторы ___________ Карпова Т.Н. и Неверова Т.Т.

Налоговые последствия в случае недостоверного отражения НДС в налоговой отчетности

Аудитору следует обратить внимание на операции, по которым количество ошибок наибольшее.

Посреднические операции. При осуществлении операций на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров организации-посредники нередко допускают ошибку, включая в налоговую базу по НДС все суммы, полученные соответственно от доверителя, комитента, принципала или покупателей. Аудитору нужно учитывать, что налоговая база по НДС у них формируется только в сумме посреднического вознаграждения. Все прочие суммы в налоговую базу не включаются и НДС не облагаются (ст.156 НК РФ).

Передача для собственных нужд. Аудитору стоит проверить операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, точнее, цены, исходя из которых определяется налоговая база по НДС по этим операциям. При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных товаров, аналогичных работ, услуг (ст.159 НК РФ). Если такие цены отсутствуют, то налоговая база исчисляется исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС.[2]

Понятие рыночной цены дается в ст.40 НК РФ. Ею признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Однако аудитору следует иметь в виду, что для целей налогообложения рыночной считается цена, указанная сторонами сделки (п.1 ст.40 НК РФ). Обязанность доказывать, что цена не является рыночной, возлагается НК РФ на налоговые органы, а не на налогоплательщика.

Аудитор должен относиться внимательно к этому вопросу и помнить о том, что аудит производится не для разоблачения виновных лиц, а для установления фактического состояния дел на предприятии и выработки рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Согласно статье 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны:[3]

- уплачивать законно установленные налоги;

- встать на учет в налоговом органе, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;

- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

- представлять в налоговые органы в случаях, предусмотренных кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

- представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных кодексом;

- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - помимо обязанностей, предусмотренных выше, обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:

- об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- об объявлении о несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

- об изменении своего местонахождения - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Неправомерные действия налогоплательщиков могут привести к трем видам ответственности: налоговой (финансовой), налагаемой на налогоплательщика в целом, административной, налагаемой на должностных лиц, и уголовной, налагаемой на должностных лиц.

Пеня - вид неустойки, применяемой при нарушении сроков платежа или других обязательств по договору, а также вытекающих из действующих правил платежей. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ).

Пеня уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Также пеня может быть взыскана принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ, при этом взыскание с организации производится в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.

Согласно Налоговому кодексу, налоговые органы могут направлять требования об уплате налогов не за десять дней со дня наступления срока уплаты, а не позднее трех месяцев. Увеличен и срок, в течение которого должно быть вынесено решение о взыскании недоимок и пеней - он теперь составляет не 10, а 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость в получении информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением следующих случаев:[4]

1) когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;

2) когда проверку проводят вышестоящие налоговые органы в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев.

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем. Об отказе указанных лиц подписать акт делается соответствующая запись в акте.[5]

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, должностными лицами налогового органа составляется соответствующий акт, дата составления которого признается датой вручения акта налоговой проверки.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются Министерством РФ по налогам и сборам.

Если по результатам налоговой проверки не составлен акт налоговой проверки, то считается, что проверка состоялась и правонарушений не обнаружено.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом налогоплательщик вправе или приложить к письменному объяснению (возражению), или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в течение десяти дней.

Обстоятельства, которые исключают вину лица за совершение налогового правонарушения, следующие:

- налоговое правонарушение произошло вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

- налоговое правонарушение совершено налогоплательщиком - физическим лицом, которое в момент его совершения не отдавало отчета в своих действиях вследствие болезненного состояния;

- налогоплательщик или налоговый агент выполнял письменные указания и разъяснения налоговых органов или должностных лиц в пределах их компетенции.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

- совершение правонарушений вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушений под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

- иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.


Список литературы

1.     Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)

2.     Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и международные стандарты аудита, 2001 – М.: МЦРСБУ 2002г.

3.     Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 600с.

4.     Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2001

5.     Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 635с.

6.     Подольский В.И., Савин А.А, Сотникова Л.В., Савина И.А.,  Макарова Н.С., Щербакова Н.С., Аудит: учебник для ВУЗов. Под. ред. Проф. В.И. Подольского 3-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит 2003г.

7.     Робертсон Дж. Аудит: пер. с англ. – М.: KPMG, аудиторская фирма «Контакт» 2002г.

8.     Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика аудиторской деятельности – М.: Инфра-М, 2000г.



[1] Робертсон Дж. Аудит: пер. с англ. – М.: KPMG, аудиторская фирма «Контакт» 2002г. С.118


[2] Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика аудиторской деятельности – М.: Инфра-М, 2000г. С361


[3] Робертсон Дж. Аудит: пер. с англ. – М.: KPMG, аудиторская фирма «Контакт» 2002г. С126


[4] Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика аудиторской деятельности – М.: Инфра-М, 2000г. 371


[5] Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 99с.