Содержание


Задание № 1____________________________________________________ 3

Задание № 2____________________________________________________ 7

Задание № 3___________________________________________________ 11

Список литературы____________________________________________ 13


Задание № 1


США

Япония

Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки осуществляется конгрессом США и законодательными собраниями (легислатурами) штатов.

Состоит из двух палат - сената и палаты представителей. Заседания конгресса проходят в здании Капитолия, расположенного на холме в центре Вашингтона.

  Палата представителей. По конституции США каждый штат должен быть представлен в палате по крайней мере одним членом.

  Члены палаты представителей избираются на двухлетний срок, следовательно, каждые два года состав палаты представителей обновляется, этим же интервалом измеряется срок полномочий всего конгресса каждого созыва. Конгресс каждого  созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами почти в течение всего года.

Каждый штат представлен в сенате двумя членами, т.е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый сенатор избирается на шестилетний срок. В отличие от палаты представителей каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и  преемственность в ее деятельности. По традиции сенат занимает более привилегированное положение, чем палата представителей.

Конституционные полномочия конгресса весьма широки. Самое важное место среди них занимают прерогативы в финансовой области - то, что в США принято называть "властью кошелька". Конгресс устанавливает единообразные для всей территории страны налоги, пошлины, подати и акцизные сборы, утверждает федеральный бюджет и выделяет ассигнования на все без исключения государственные акции, занимает деньги в кредит и уплачивает долги от имени Соединенных Штатов, регулирует внешнюю торговлю и т.д.

Конгрессу принадлежит важная функция контроля за деятельностью правительственных учреждений и ведомств.

  Конгресс имеет право объявлять войну, формировать вооруженные силы и выделять ассигнования на их содержание, издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил.

  Наряду с полномочиями, осуществляемыми совместно обеими палатами, существуют также такие, которые может осуществлять только одна из палат. По конституции все законопроекты о государственных доходах должны исходить от палаты представителей; сенат может предлагать к ним поправки и участвовать в их  обсуждении.

  Важнейшими полномочиями сената являются его участие в принятии Соединенными Штатами Америки международных обязательств в форме договоров и участие в назначении на высшие должности государственного аппарата.

Важную роль в деятельности играют постоянные и специальные комитеты. Они создаются в обеих палатах, каждый комитет специализируется в конкретной области государственного управления. В сенате 16 постоянных и 4 специальных комитета, в палате представителей 22 постянных и 5  специальных комитетов.

В конгрессе США представлены только две крупнейшие буржуазные партии страны - Демократическая и Республиканская. В каждой из палат конгресса образуются партийные фракции обеих партий: фракция большинства, т.е. фракция партии, имеющей большее количество мест в данной палате, и фракция меньшинства.

Партийные фракции каждой из палат выбирают лидера и его заместителя.

Лидер большинства в сенате является самой важной фигурой, влияющей на ход работы этой палаты. Лидер большинства в палате представителей занимает в партийной иерархии второе место после спикера палаты.

Роль лидеров меньшинства как в сенате, так и в палате представителей сводится в основном к формулированию политики оппозиции и организации поддержки в ее пользу.

Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников. Обе палаты состоят из выборных членов, представляющих весь народ. Число членов каждой палаты устанавливается законом. Квалификация членов обеих палат, а также квалификация их избирателей определяется законом. Однако при этом не должна проводиться дискриминаци по мотивам расы, религии, пола социального положения, происхождения, образования, имущественного положения или доходов. Срок полномочий членов Палаты представителей - четыре года. Их полномочия, однако, прекращаются до истечния полного срока в случае роспуска Палаты представителей. Срок полномочий членов Палаты советников - шесть лет, причем каждые три года переизбирается половина членов Палаты. Избирательные округа, способ голосования и иные вопросы, относящиеся к выборам членов обеих палат, определяются законом. Никто не может быть одновременно членом обеих палат. Члены обеих палат ежегодно получают, в соответствии с законом, определенное вознаграждение из государственной казны. Члены обеих палат, за исключением случаев, предусмотренных законом, не могут быть арестованы в период сессии Парламента; члены Парламента, арестованные до открытия сессии, по требованию соотвествующей палаты должны освобождаться из заключения на период сессии. Члены обеих палат не несут ответственности за стенами палаты в связи со своими речами, высказываниями и и голосованием в палате. Очередные сессии Парламента созываются один раз в год. Кабинет может принимать решения о созыве чрезвычайных сессий Парламента. Кабинет должен принимать решение о созыве чрезвычайных сессий Парламента, если этого потребовали более одной четвертой части общего числа членов одной из палат. Если Палата представителей распущена, то в течение срока дней со дня ее роспуска должны быть проведены всеобщие выборы в Палату представителей, а в течение придцати дней со дня выборов должен быть созван Парламент. При роспуске Палаты представителей одновременно прекращает заседания и Палата советников. Однако Кабинет может созвать чрезвычайную сессию Палаты советников, если это крайне необходимо в интересах страны. Меры, принятые на чрезвычайной сессии, упомянутой в условии к предыдущему абзацу, являются временными и теряют силу, если они не будут одобрены Палатой представителей в течение десяти дней с момента открытия следующей сессии Парламента. Каждая палата разрешает споры, связанные с квалификацией ее членов. Однако для того, чтобы лишить кого-либо депутатских полномочий, необходимо принятие резолюции об этом большинством не менее двух третий голосов присутствующих членов. Каждая палата может проводить работу только при наличии на заседании не менее одной трети общего числа ее членов. За исключением случаев, особо предусмотренных настоящей Конституцией, а каждой из палат все вопросы решаются большинством голосов присутствующих членов; при равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Заседания каждой палаты являются открытыми. Однако могут проводиться закрытые заседания в случае, если резолюция об этом принята большинством не менее двух третий голосов присутствующих членов. Каждая палата ведет протоколы своих заседаний. Эти протоколы должны публиковаться и распространяться для всеобщего ознакомления, за исключением тех протоколов закрытых заседаний, которые признаются секретными. По требованию не менее одной пятой присутствующих членов голосование каждого члена по любому вопросу должно отмечаться в протоколе. Каждая палата избирает Председателя и других должностных лиц. Каждая палата устанавлиает свои правла ведения заседаний, процедуры и внутренней дисциплины и может применять наказания в отношении своих членов за проведение, нарушающее дициплину. Однако для исключения члена палаты из ее состава необходимо принятие резолюции об этом большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов.  Законопроект, за исключением случаев, особо предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия его обеими палатами. Принятый Палатой представителей законопроект, по которому Палата советников приняла решение, отличное от решения Палаты представителей, становится законом после его вторичного принятия большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов Палаты представителей. Если Палата советников не примет окончательного решения по законопроекту, принятому Палатой представителей, в течение шестидесяти дней, за исключением времени переырва в работе Парламента, после его получения, то Палата представителей может рассматривать это как отклонение данного законопроекта Палатой советников. Бюджет должен сначала представляться на рассмотрение Палаты представителей. Если Палата советников приняла по бюджету решение, отличное от решения Палаты представителей, и если соглашение не достигнуто и с помощью предусмотренного законом объединенного заседения обеих палат или если Палата советников не приняла окончательного решения в течение тридцати дней, за исключением времени переырва в работе Парламента, после получения бюджета, принятого Палатой представителей, решение Палаты представителей становится решением Парламента. Каждая палата может производить расследование по вопросам государственного управления и может при этом требовать явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов. Премьер-министр и другие государственные министры, независимо от того, являются они или не являются членами одной из палат, могут в любое время присутствовать на заседаниях любой их палат для выступлений по законопроектам. Они также должны присуттвовать на заседаниях, если их присутствие необходимо для дачи ответов и разъяснений. Парламент образует из числа членов обеих палат суд для рассмотрения в порядке импичмента дел тех судей, против которых возбуждено дело об отстранении от должности. Вопросы, относящиеся к рассмотрению дел в порядке импичмента, регулируются законом.


Задание № 2


Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.

Прежде всего, к источникам государственного (конституционного) права относятся нормативные акты, изданные различными государственными органами. Иногда в качестве собирательного термина по отношению к ним в юридической литературе употребляется слово "закон", но это не точно, поскольку под законом обычно понимают акт, принятый высшим законодательным органом (в демократических государствах им является высший представительный орган), как правило, по специальной процедуре.

По мнению отдельных авторов, остальные акты государственных органов, в идеале, в условиях демократии должны представлять собой подзаконные акты, т.е. приниматься на основе и в развитие закона, обладать меньшей юридической силой, чем закон. Но на практике даже в демократических государствах с целью более оперативного восполнения пробелов в законодательстве конституционно допускается признание силы закона за актами, не являющимися в строгом понимании этого слова законом, так как они принимаются не законодательным органом и не в соответствии с законодательной процедурой. Вместе с тем в демократическом государстве стремятся сохранить определенный контроль за принятием законов со стороны высшего коллегиального представительного органа государственной власти. Расширение полномочий органов, не являющихся законодательными, по принятию актов, имеющих силу закона, является отступлением от классических принципов демократии, а также от принципа разделения власти (об отступлении можно говорить, конечно, в отношении государств, официально закрепивших его).[1]

Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.

Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы.


Конституции Болгарии

Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется им непосредственно или через органы, установленные в Конституции. Никакая часть народа, политическая партия или другая организация, государственное учреждение или отдельная личность не могут присвоить себе осуществление суверенитета народа. Республика Болгария - унитарное государство с местным самоуправлением. В ней запрещено образование автономных территориальных образований. Республика Болгария является правовым государством. Оно управляется в соответствии с Конституцией и законами страны. Все граждане равны перед законом

Ст. 5 Конституции Болгарии -

1. Конституция - высший закон, и другие законы не могут ей противоречить.

2. Предписания Конституции имеют непосредственное действие.

3. Никто не может быть осужден за действие или бездействие, которое в момент его совершения не являлось по закону преступлением.

4. Международные договоры, ратифицированные в конституционном порядке, опубликованные и вступившие в силу для Республики Болгария, являются частью внутреннего права страны. Они имеют преимущество перед теми нормами внутреннего законодательства, которые им противоречат.

5. Все нормативные акты публикуются. Они вступают в силу через три дня после их опубликования, кроме тех, для которых в них определен другой срок.

Конституция Польши

Структура Конституции при довольно традиционном наборе норм и принципов отличается все же некоторыми специфическими особенностями. Она открывается преамбулой, в которой, в частности, отмечается, что Третья республика продолжает наилучшие традиции Первой и Второй республик и памятует "о горьком опыте времен, когда основные свободы и права человека были в нашей Отчизне попраны". Конституция в преамбуле определяется "как основные законы для государства, опирающиеся на уважение свободы и справедливости, взаимодействие властей, общественный диалог, а также на принцип дополнительности, укрепляющий правомочия граждан и их сообществ". Принцип дополнительности (субсидиарности), выведенный из христианского социального учения, означает, что применительно к экономическим и социальным проблемам общество имеет приоритет перед государством, которое призвано оказывать помощь там, где местные сообщества не способны решать проблемы самостоятельно. Помимо преамбулы, Конституция состоит из 243 статей, объединенных в 13 разделах. В качестве интересной особенности структуры Конституции хотелось бы отметить весьма оригинальный, хотя и небольшой (всего восемь статей), разд. III "Источники права", который, как и предыдущий, посвященный свободам, правам и обязанностям человека и гражданина (см. об этом ниже), напоминает изложение в форме конституционных статей учебника конституционного права. Надо признать, однако, что четкое определение в данном разделе иерархии нормативных актов и процедур введения их в действие должны способствовать упорядочению нормотворчества различных органов власти и усилению режима законности. Примечательно, что постановления Совета Министров и приказы его председателя и министров обязывают только подчиненные им организационные единицы и не могут служить основанием решений в отношении граждан, юридических лиц и иных субъектов.

Ст. 8 Конституции Польши –

1. Конституция есть верховное право Республики Польша.

2. Предписания Конституции применяются непосредственно, поскольку Конституция не постановляет иначе.


Аналогия права - в судебной практике - применение к правовым отношениям, требующим правового регулирования, но не урегулированным нормами данной отрасли права, общих начал и принципов правового регулирования соответствующей отрасли права. Аналогия права:

- применяется в крайнем случае при невозможности применить аналогию закона;

- служит средством восполнения пробелов в праве;

- не допускается в уголовных делах.

Аналогия права применяется в случаях, если отношения прямо не урегулированы законодательством (соглашением сторон, обычаем делового оборота), а также невозможно применение аналогии закона. В гражданском праве применение аналогии права сформулировано в ст. 6 ГК РФ: При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. ст. 6 ГК РФ.




Задание № 3


Конституция Франции


Статья 69. Экономический и социальный совет, запрошенный Правительством, дает свое заключение по проектам законов, ордонансов или декретов, а также по законодательным предложениям, которые ему представлены на рассмотрение. Совет может назначать одного из своих членов для изложения в палатах Парламента заключения Совета по законопроектам или законодательным предложениям, которые ему были представлены на рассмотрение.

Статья 70. Правительство также может консультироваться с Экономическим и социальным советом по любому вопросу экономического или социального характера. На его заключение представляются все планы или программные законопроекты экономического или социального характера.

Статья 71. Состав Экономического и социального совета и порядок его деятельности устанавливаются органическим законом.

Самого определения понятия «собственность» в Конституции Франции нет.

Режим частной собственности по Конституции тяготеет более к либеральным принципам, нежели к принципам социального государства, тогда как в Конституции Франции виден сильный уклон в сторону именно социального государства.


Конституция Китайской народной республики


Китайский парламент принял поправки к конституции, которые гарантируют неприкосновенность частной собственности, полученной законным путем. Соответствующий законопроект, внесенный компартией КНР, был одобрен почти единогласно. Его поддержали 2863 депутата, 10 проголосовали против, 17 воздержались, передает агентство Reuters.

Конституционные дополнения предусматривают, что частная собственность, полученная законным путем, не может быть отчуждена. Она получает ту же защиту, что и государственная собственность.

Еще одна поправка, включенная в конституцию по предложению Компартии, фиксирует в Основном законе теорию "трех представительств", предложенную бывшим председателем КНР Цзян Цземинем. Она провозглашает расширение социальной базы Компартии за счет приема в нее не только рабочих и крестьян, но и частных собственников.

Таким образом, теория "трех представительств" была признана одним из основополагающих принципов политической и социальной жизни Китая, наряду с марксизмом, ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэна Сяопина о реформировании социализма и придании ему китайской специфики. Имя Цзян Цземиня, в отличие от имен Мао и Сяопина, не упомянуто в конституции.

Список литературы


1.Современные зарубежные конституции. - сост. Маклаков В.В., М.,1992

2. Иностранное конституционное право.- под ред. Маклакова В.В., М.,1996

3. Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. -, М.,1993

4. Мишин А.А, Барбашев. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. - М.,1989



[1] А.С. Автономов. Правовая онтология политики - М. - 1999г.- с.67.