Содержание



Введение


В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топо­графическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психиче­ской жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессозна­тельное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту «психическую кар­ту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.

Объект исследования: групповое сознание и подсознание.

Предмет исследования: влияние группового сознания и подсознания на взаимоотношения в группе студентов.

Цель: исследование группового подсознания и сознания в группе студентов.

Задачи:

1.     изучить теоретические источники по данной теме.

2.     подобрать методику и провести диагностическое обследование студентов в группе.

На основании анализа теоретической литературы выдвинута следующая гипотеза: групповое подсознание влияет на формирование взаимоотношений в группе студентов.

1. Групповое сознание

1.1 Понятие группового сознания

Группа ограниченная разме­ром общность людей, выделяюща­яся или выделяемая из социально­го целого по определенным призна­кам: характеру деятельности, соци­альной или классовой принадлеж­ности, структуре, композиции, уровню развития и прочее. Наиболее распространенные клас­сификации групп:[1]

1) по размеру: группы большие, малые, микро­группы (диады, триады);

2) по об­щественному статусу: группы фор­мальные (официальные) и нефор­мальные (неофициальные);

3) по не­посредственности взаимосвязей: группы реальные (контактные) и условные;

4) по уровню развития:

а) группы низкого уровня развития: ассоциации, корпорации, группы диффузные;

б) группы высокого уровня развития — коллективы;

5) по значимости: группы референ­тные и группы членства. [2]

Величина, структура и состав груп­пы определяются целями и зада­чами деятельности, в которую она вовлечена или ради которой со­здана.

Содержание деятельности совмес­тной членов группы опосредует все процессы внутригрупповой дина­мики: развитие межличностных отношений, восприятие партнера­ми друг друга.

Сознание - высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов: - позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности;          - обеспечивающих преемственность опыта, единства и многообразия поведения.
Сознание есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.

В клинической практике о состоянии сознания судят по ориентированности: - во времени и месте пребывания; - в окружающих лицах и в собственной личности.

Аристотель называл человека «общественным животным» и рассматривал его потребность в установлении контактов с себе подобными в качестве источника его силы. Научные исследования влияния группы на человека начались с 1895 г., когда французский социальный психолог Гусав Лебон ввел понятие «группового сознания».

В начале 20 века английский ученый У.Мак-Даугалл опубликовал свою работу «Групповое сознание», в которой он пришел к тем же выводам, что и Лебон, полагая, что нахождение людей в группе определенным образом изменяет их поведение. Вместе с тем, в отличие от концепции Лебона ( об увеличении регрессивности и не цивилизованности в группе), Мак-Даугелл высказал идею о том, что именно в группе есть возможности для положительного изменения поведения ее членов., предпосылкой чего является о р г а н и з а ц и я группы. Таким образом, Лебон и Мак-Даугалл выявили ряд важных феноменов, а именно способность групп оказывать влияние на поведение людей; наличие феномена «заражения», т.е. появления у членов группы одинаковых чувств; а также важность организации группы, достижения между членами группы определенного соглашения относительно ее основных задач.[3]

Существенный вклад в развитие этих исследований внес Зигмунд Фрейд. Определяя отличия группы от простого собрания людей, он пришел к выводу, что формирование группы связано с наличием цели и четкого руководства. Используя имеющиеся в его время теории, Фрейд предположил, что группа формируется тогда, когда у ее членов возникает либидинозная зависимость от лидера и друг от друга. Но наиболее близкой к реальной групповой психотерапии была работа в рамках Вечернего общества по средам. В течение первого десятилетия этого века группа психоаналитиков регулярно встречалась для того, чтобы обсуждать теоретические положения психоанализа, приводя в качестве иллюстраций свои работы с пациентами. Такие пионеры психоанализа, как Альфред Адлер, Луи Андреас Салом. Пол Федерн, Макс Граф, Вильгельм Райх, Герман Нюнберг, Альфред Саенгер и Франк Виттельс регулярно посещали эту группу. Члены этого общества регулярно обменивались личными впечатлениями. Фрейд выступал в качестве лидера группы. В конце концов, как следует из протоколов Венского психоаналитического общества, встречи приобрели слишком эмоциональный характер. Члены группы прекратили встречаться, когда конфликт, возникший между Адлером и Фрейдом, достиг наивысшего накала.


1.2 Структура группового сознания


Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рас­сматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержа­ние осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погру­жается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как вни­мание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.[4]

Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», вклю­чает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вер­нуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Напри­мер, вы можете вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером; все го­рода, в которых вам довелось жить; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу. С точки зрения Фрейда, предсознательное наво­дит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического. [5]

Самая глубокая и значимая область человеческого разума - это бессозна­тельное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинк­тивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. При­мерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексу­альные желания, которые вы не осознаете. Согласно Фрейду, такой неосознавае­мый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.[6]

Фрейд не первым обратил внимание на значение бессознательных процессов в поведении человека. Некоторые философы XVIII и XIX веков предполагали, что основное содержание внутреннего мира не доступно для осознания. Однако, в отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осозна­ния, но они в значительной степени определяют действия людей. Однако неосоз­нанный материал может выразиться в замаскированной или символической фор­ме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно нахо­дят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. Эту догадку Фрейд использовал в своей работе с больными.[7]

1.3 Типология группового подсознания


Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и пси­хическими процессами в организме. Он писал, что оно «прямо связано с сомати­ческими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществля­ется эта связь». Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.[8]

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу сни­мает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов — кашель в ответ на раздражение верхних дыхатель­ных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряже­ния.[9] Так, ни одно рефлекторное движение не даст возможности голодному ребен­ку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом пред­ставления.



2. Групповое подсознание

2.1  Понятие группового подсознания

Подсознатель­ное- собирательное понятие, обо­значающее различные неосозназаемые системы психики. Термин появился во второй поло­вине XVIII в. Вопреки распространенному заб­луждению, в теории Фрейда поня­тие подсознания практически не употреблялось, хотя именно благо­даря психоанализу оно стало попу­лярным.

Одно из центральных понятий "аналитической психологии" – "коллективное бессознательное" за­ключает скрытые следы памяти человеческого прош­лого: расовой и национальной истории, а также дочеловеческого, животного существования. Это общече­ловеческий опыт, характерный для всех рас и народ­ностей. Бессознательные содержания данных коллек­тивных образований рассматриваются Юнгом как возникающие из наследственной структуры психики и мозга человека. Именно "коллективное бессозна­тельное" является для швейцарского психиатра тем резервуаром, где сконцентрированы все "архетипы". По Юнгу, теория коллективного бессознательного объяс­няла и появление духов в сознании медиума, и распад личности шизофреника. Раньше го­ворили об "одержимости бесами", приходив­шими в душу извне, а теперь выясняется, что весь их легион уже есть в душе. Наше сознательное "Я" есть один из элемен­тов психики, в которой имеются более глубокие и древние слои.


1.     Типология

Вводя понятие коллективного бессознательного, Юнг должен был четко отделить свою концепцию от фрейдовского бессознательного. Он отказывается видеть причину чуть ли не всех неврозов в "эдиповом треугольнике"[10], но не отрицает значимости для психоанализа индивидуальной истории человека. В ней имеются общие для всех людей "стадии роста". Неврозы появляются обычно в кризисные переходные периоды (не только при пере­ходе от детства к юности, но и, например в сорок лет). Личностное бессознательное состоящее из вытесненных "комплексов, забытых, либо никогда не преодолевавших порога сознания представлений", – это ре­зультат жизненного пути человека[11].

Содержания коллективного бессознательно­го не просто никогда не входили в созна­ние, "они никогда не были индивидуаль­ным приобретением, но обязаны своим появ­лением исключительно наследственности". Есть, по Юнгу, глубинная часть психики, имеющая коллективную, универсальную и без­личную природу, одинаковую для всех членов данного коллектива. Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами. Они же существо­вали задолго до появления сознания и продолжают преследовать свои "собственные" цели, несмотря на развитие сознания. Кол­лективное бессознательное есть результат ро­довой жизни, которая служит фундаментом духовной жизни индивида. Юнг сравнивал коллективное бессознательное с матрицей, грибницей (гриб - индивидуальная душа), с подводной частью горы или айсберга: чем глубже мы уходим "под воду", тем шире осно­вание. От общего – семьи, племени, народа, расы, то есть всего человечества – мы спу­скаемся к наследию дочеловеческих предков. Как и наше тело, психика есть итог эволю­ции. Психический аппарат всегда опосредовал отношения организма со средой, поэтому в психике запечатлялись типичные реакции на повторяющиеся условия жизни. Роль ав­томатических реакций и играют инстинкты. Подобно любой другой науке, психология изу­чает не индивидуальное, но всеобщее – универсальные закономерности психической жизни необходимо открыть в индивидуальных проявлениях.

Не только элементарные поведенческие ак­ты вроде безусловных рефлексов, но также восприятие, мышление, воображение находят­ся под влиянием врожденных программ, универсальных образцов. Архетипы суть прообразы, праформы поведения и мышления. Это система установок и реакций, которая незаметно определяет жизнь человека.


II. Практическая часть.

Нами была выдвинута гипотеза: 

Для подтверждения этой гипотезы была проведена исследовательская работа.

Для диагностического исследования выбрана экспериментальная группа   (студенты первого курса). Количество –  5 человек.

Методика «Дом. Дерево. Человек»[12]

Инструкция: изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене.

Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если при­вести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека — жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом ме­сте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.


Тищенко Ж.

Дом- Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает труд­ности, тревогу. Двери, задние или боковые — от­ступление, отрешенность, избегание.

Двери открыты — первый признак откровенности, дости­жимости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потреб­ность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уеди­нение, неприятие реальности. Значительная неприступность. Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма). Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимо­действием со средой (если это значимо для субъекта).

Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — пока­зывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Солнце — символ авторитетной фигуры. Часто восприни­мается как источник тепла и силы.

Человек. Голова-Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Шея. Орган, символизирующий связь между сферой контроля (го­ловой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их коорди­национный признак.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осто­рожности, защиты.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище: Символизирует мужественность

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос, Это сенсорный контакт с действительностью.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Глаза выпучены — грубость, черствость

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Волосы -Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).

Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мыш­лением или воображением.

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромис­сы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление аг­рессивных, враждебных влечений.

Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ступни — признак подвижности (физиологической или пси­хологической) в межперсональных отношениях.

бляшка ремня — зависимость.

Дерево - Корни меньше ствола- тяга к спрятанному, закрытому.

Ветви в верх – энтузиазм, порыв стремление к власти.

Листья петельки – предпочитает использовать обаяние.

Ствол расширяется к низу – поиск надежного положения в своем кругу.

Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других.

Сапелкина Л.

Дом вдали — чувство отвергнутости (отверженности).

Контур задней стены значительно ярче (толще) по срав­нению с другими деталями — субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимо­действием со средой (если это значимо для субъекта).

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся

у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, соче­тающаяся с поверхностным дружелюбием.

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отой­ти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отвер­женности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он симво­лизирует. Перспектива, признаки "потери перспективы"

Человек –Голова-Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Шея. Орган, символизирующий связь между сферой контроля (го­ловой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их коорди­национный признак.

Длинная тонкая шея —- торможение, регрессия.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мыш­лением или воображением.

Руки за спиной —- нежелание уступать, идти на компромис­сы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление аг­рессивных, враждебных влечений.

Ноги акцентированы — грубость, черствость.

Ступни не изображены — замкнутость, робость.

Дерево – ветви нарисованы линией -  бегство от неприятностей реальности.

Соркина Ю.

Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теп­лоты и гостеприимства.

Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели жела­тельно.

Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимо­действием со средой (если это значимо для субъекта).

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая лич­ностная организация.

Солнце — символ авторитетной фигуры. Часто восприни­мается как источник тепла и силы.

Человек. Голова большая — неосознанное подчеркивание убежде­ния о значении мышления в деятельности человека.

Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллекту­альном контроле.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недо­статок жизненности.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Ноздри — примитивная агрессия.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют го­лову — субъектом управляют враждебные чувства.

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромис­сы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление аг­рессивных, враждебных влечений.

Ступни не изображены — замкнутость, робость.

Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.

Закругленные (округленные) линии — женственность.

Дерево - Корни меньше ствола- тяга к спрятанному, закрытому.

Ветви в верх – энтузиазм, порыв стремление к власти.

Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом.

Ствол заштрихован- внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым, скрытая агрессивность.

Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу.

Жукова Ю.

Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теп­лоты и гостеприимства.

Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает труд­ности, тревогу.

Двери, задние или боковые — от­ступление, отрешенность, избегание.

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уеди­нение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от дру­гих или стремление удивить своей социальной коммуникабель­ностью.

Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимо­действием со средой (если это значимо для субъекта).

Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные вет­ром, символически выражают чувства субъекта, что им повелева­ют, независимо от собственной силы воли.

Солнце — символ авторитетной фигуры. Часто восприни­мается как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена) — отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос­принимает среду как враждебную, сковывающую.

Человек. Голова. Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Шея. Орган, символизирующий связь между сферой контроля (го­ловой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их коорди­национный признак.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недо­статок жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют го­лову — субъектом управляют враждебные чувства.

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромис­сы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление аг­рессивных, враждебных влечений.

Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой ли­нии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, на­пример, "мальчик катается на тонком льду". Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.

Дерево. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему. Ветви в верх – энтузиазм, порыв стремление к власти.

Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым, скрытая агрессия.

Линии ствола кривые – активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

Шмакова Ю.

Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теп­лоты и гостеприимства.

Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Двери, задние или боковые — от­ступление, отрешенность, избегание, первый признак откровенности, дости­жимости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потреб­ность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность), отчуждение, уеди­нение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

Солнце — символ авторитетной фигуры. Часто восприни­мается как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена) — отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос­принимает среду как враждебную, сковывающую.

Голова большая — неосознанное подчеркивание убежде­ния о значении мышления в деятельности человека.

Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллекту­альном контроле.

Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

Глаза изображены как пустые глазницы -- значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый — пассивная значимость.

Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мыш­лением или воображением.

Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная уста­новка.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротли­вость, ригидность.

Ноги акцентированы — грубость, черствость.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой ли­нии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, на­пример, "мальчик катается на тонком льду". Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.

Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым, скрытая агрессия.

Корни меньше ствола- тяга к спрятанному, закрытому.

Ветви в верх – энтузиазм, порыв стремление к власти.

Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом.

Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу



Выводы: На основании анализа теоретической литературы по данной теме и анализа практической работы (рисунок: дом, дерево, человек.), первоначальная гипотеза подтвердилась: групповое подсознание влияет на формирование взаимоотношений в группе студентов.














Заключение.

Сознания у че­ловека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Разви­тие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфи­ческими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой, что в целом определило возможность человека за­ниматься трудом. Это в свою очередь повлекло за собой появление сообществ, раз­витие языка и сознания, т. е. той логической цепи закономерностей, о которой го­ворилось выше. Таким образом, труд явился тем условием, которое позволило ре­ализовать психические потенциалы биологического вида.

Необходимо подчеркнуть, что с появлением сознания человек сразу выделил­ся из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития значительно отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития. Причем основным фактором по­ступательного развития сознания явился труд. Так, с приобретением практического опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное раз­витие мозга и сознания. Это поступательное развитие свидетельствует о социаль­ной природе сознания, что отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка.




Список литературы

1.     Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996. – 400с.

2.     Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебныз заведений. – М.: Аспект прогресс,1996.-376 с.

3.     Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., Высшая школа, 1991

4.     Вотчин И. С., Бочкарев А. А. Темперамент как динамическая характеристика биологически обусловленных свойств личности

5.     Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002. – 1008 с.

6.     Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982. – 320 с.

7.     Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2003. -752 с.: ил. – (Серия «мастера психологии).

8.     Муратов П.Р. Психология: учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2002. – 415 с.

9.     Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.-592.: ил.-(Серия «Учебник нового века»).

10.                      Психологический словарь. Под общ ред. Неймера Ю. Л. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.

11.                      Психологические тесты/ Под. ред. А. А. Карелина: В 2 т.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.- Т. 1. - 312 с.

12.                      Психологический словарь. Под общ ред. Неймера Ю. Л. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.

13.                      Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Пер. с польск. – М, 1979.

14.                       Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989.

15.                       Словарь психологических терминов / Авт.-сост. В. Н. Копорулина. – К.: Абсолют-В, 1998.



[1] Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных  заведений. – М.: Аспект прогресс, 1996.-265 с.  

[2] Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2003. -348 с.


[3] Муратов П.Р. Психология: учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2002. – 345 с.

[4] Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2003. -342 с.

[5] Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебныз заведений. – М.: Аспект прогресс,1996.-276 с.

[6] Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2003. -345 с.

[7] Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2003. -356 с.

[8] Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2003. -340 с.

[9] Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2003. -365 с.

[10] Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.-592.: ил.-(Серия «Учебник нового века»).

[11] Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003.-592.: ил.-(Серия «Учебник нового века»).


[12] Психологические тесты/ Под. ред. А. А. Карелина: В 2 т.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.- Т. 1. - 112 с.