Содержание
1. Характеристика предприятия. 3
2. Расчет производственной мощности цехов. 4
3 Расчет численности работников. 13
4. Расчет фонда заработной платы.. 14
5. Определение расходов предприятия и калькуляция себестоимости продукции 19
6. Формирование внутренних цен предприятия. 27
7. Определение общей прибыли предприятия и ее распределение. 33
8. Определение финансовых результатов работы цехов. 35
Список литературы.. 39
1. Характеристика предприятия
Предприятие состоит из пяти цехов, работающих в едином технологическом процессе, выпускает три вида продукции А. В, С., оказывает услуги.
Готовая продукция и часть полуфабрикатов реализуется во внешнюю среду.
Отношения между цехами строится на основе внутренних цен. По каждому цеху планируется и определяется по отчетным данным величины расходов, доходов, прибыли.
Исходные данные для разработки проекта представлены ниже.
Таблица 1
Движение полуфабрикатов и готовой продукции
Цеха |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Продажа |
1 |
|
|
200-А |
|
|
|
2 |
|
|
150-В 30-С |
|
|
|
3 |
|
|
|
200-А 150-В 30-С |
|
|
4 |
|
|
|
|
160-А 150-В 30-С |
40-А |
5 |
|
|
|
|
|
160-А 150-В 30-С |
Таблица 2
Станкоемкость продукции, часы
Цеха |
Количество станков |
Виды продукции |
||
А |
В |
С |
||
1 |
55 |
0,8 |
0,5 |
0,4 |
2 |
62 |
0,85 |
0,25 |
0,3 |
3 |
98 |
1 |
0,3 |
0,6 |
4 |
110 |
2 |
1 |
1,2 |
5 |
70 |
0,6 |
0,4 |
0,5 |
Таблица 3
Трудоемкость продукции, чел – часы
Цеха |
Виды продукции |
Средний разряд |
||
А |
В |
С |
||
1 |
1,2 |
0,6 |
0,5 |
3,5 |
2 |
1,1 |
0,4 |
0,45 |
4 |
3 |
1,5 |
0,5 |
0,7 |
3,5 |
4 |
2,4 |
1,3 |
1,3 |
4 |
5 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
4,5 |
Таблица 4
Материалоемкость продукции, руб.
Цеха |
Виды продукции |
||
А |
В |
С |
|
1 |
150 |
140 |
130 |
2 |
100 |
90 |
90 |
3 |
25 |
20 |
20 |
4 |
15 |
10 |
15 |
5 |
10 |
10 |
10 |
2. Расчет производственной мощности цехов
Немалое место отводится производственному планированию. Основной целью производственного плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. Содержание производственного плана может меняться в зависимости от отрасли, в которой действует фирма.
План производства желательно приводить в перспективе на 2-3 года. Очень полезной здесь может быть схема производственных потоков, которая наглядно покажет откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться. Важно уточнить, каким образом будет осуществляться контроль за качеством продукции.
План производства и реализации продукции для промышленного предприятия определяет его производственную программу и является ведущим разделом в планировании деятельности.
План производства и реализации продукции- центральный раздел плана деятельности всего предприятия в целом. Все остальные разделы разрабатываются на основе этого плана.
Планирование производства промышленного предприятия обеспечивает неуклонный рост выпуска продукции, улучшение ее структуры (что характеризуется изменением удельных весов отдельных изделий и их групп в общем объеме продукции), повышение качества продукции, наиболее полное удовлетворение спроса потребителей, возможно и более полное использование производственной мощности предприятия.
При планировании и анализе производственной программы применяются натуральные и стоимостные показатели. В многономенклатурной программе суммарный объем работ нельзя выразить в натуральных показателях. Для этой цели используются стоимостные показатели. Пли планировании производственной программы учитываются две категории продукции: готовая продукция и незавершенная продукция.
При планировании производственной программы на промышленном предприятии рассматривается задача составления расписания ведения работ на всех объектах в плановом периоде (составляется календарный график). При этом следует руководствоваться следующими основными принципами[3, с. 125]:
1) в производственную программу должны включаться реальные объекты;
2) следует предусмотреть концентрацию ресурсов;
3) необходимо увязать плановый объем работ с производственной мощностью промышленного предприятия;
4) распределение работ должно быть осуществлено таким образом, чтобы обеспечить ритмичность работы всего предприятия в целом;
5) в производственной программе необходимо предусмотреть увязку объемов работ, выполненных собственными силами и вспомогательным производством.
Исходными данными для разработки производственной программы промышленного предприятия являются[2, с. 204]:
1) данные расчетов производственной мощности предприятия;
2) договора с заказчиками и другими предприятиями;
3) протоколы согласований объемов работ;
4) титульные списки;
5) графики выдачи проектно-сметной документации:
а) проект организации производства;
б) проект производства работ;
в) смета затрат производства;
6) графики выдачи в монтаж оборудования и материалов, поставляемых заказчиком;
7) ве6домость объемов работ;
8) распределение объемов работ по исполнителям.
В плане производства содержатся следующие основные показатели[1, с. 45]:
- объем реализации продукции;
- объем товарной продукции;
- номенклатура продукции (план производства продукции в натуральном выражении).
Основным показателем общего объема продукции является реализованная продукция. Этот объем может выражаться в действующих и неизменных ценах.
Наряду с этим основным показателем для планирования деятельности промышленного предприятия в качестве промежуточных показателей в плановых расчетах используются показатели валовой и товарной продукции. Товарная продукция представляет собой денежную оценку всех изготовленных в соответствующий период конкретных изделий. В состав товарной продукции изделия зачисляются после того, как они полностью закончены обработкой, укомплектованы, приняты органами технического контроля в соответствии с существующими техническими условиями и сданы на склад готовой продукции. Товарная продукция- это продукция, изготовленная за соответствующий период. Однако только часть работ, связанных с изготовлением товарной продукции, выполнена в торт период, в который она оформлена. Поэтому величина товарной продукции неполно и неточно характеризует объем производственной деятельности промышленного предприятия. Показателем, выражающим этот объем, является валовая продукция. Валовая продукция определяется как алгебраическая сумма товарной продукции и изменения стоимости остатка незавершенного производства за соответствующий период. Если за этот период величина незавершенного производства возрастает, то валовая продукция по своей величине будет больше товарной и, наоборот.
Как товарная, так и валовая продукция может быть выражена либо в текущих ценах (то есть ценах, действующих в соответствующий период), либо в неизменных (стабильных ) ценах. В практике планирования и учета на промышленном предприятии величина товарной продукции обычно используется для обоснования финансовых результатов деятельности предприятия. На ее основе разрабатывается плановая себестоимость продукции, определяется план по реализации продукции и прибыли. Поэтому товарная продукция, как правило, выражается в текущих, действующих ценах. С другой стороны, основное назначение показателя валовой продукции- измерения объема производства и его динамики. Этим целям более соответствует применения неизменных цен.
Реализованная продукция- это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем. В состав реализованной продукции за данный период входят изделия, изготовленные за предшествующий период и находящиеся на начало периода в остатках готовой продукции. С другой стороны, часть товарной продукции данного периода остается нереализованной, тот есть входит в остатки готовой продукции и товары отгруженные (неоплаченные) на конец периода.
Таким образом, реализованная продукция может быть определена как товарная продукция, увеличенная на величину входных и уменьшенная на величину выходных остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных.
Производственной мощностью предприятия называют максимально возможный выпуск продукции в единицу времени при наиболее полном использовании производственного оборудования.
Производственная мощность по изделиям А, В, С составит:
Мi = (di*N*T)/ti, (1)
Где di - удельный вес изделий А, В, С
N – количество единиц оборудования
Т - фонд времени работы оборудования в год
ti – трудоемкость изделий
Удельный вес определяется:
di = nti/nt, (2)
где nti – станко- часы, необходимые для изготовления изделия
nt - станко- часы по цеху, необходимые для изготовления всех изделий
Таблица 5
Расчет станко- часов на заданную производственную программу
Показатели |
Цеха |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Станкоемкость, станко- часы |
|
|
|
|
|
А |
0,8 |
0,85 |
1 |
2 |
0,5 |
В |
0,5 |
0,25 |
0,3 |
1 |
0,4 |
С |
0,4 |
0,3 |
0,6 |
1,2 |
0,5 |
Программа, ед. |
|
|
|
|
|
А |
200 |
0 |
200 |
200 |
160 |
В |
0 |
150 |
150 |
150 |
150 |
С |
0 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Станко- часы на программу |
|
|
|
|
|
А |
160 |
0 |
200 |
400 |
80 |
В |
0 |
37,5 |
45 |
150 |
60 |
С |
0 |
9 |
18 |
36 |
15 |
ИТОГО |
160 |
46,5 |
263 |
586 |
155 |
Удельный вес |
|
|
|
|
|
А |
1 |
0,00 |
0,76 |
0,68 |
0,52 |
В |
0 |
0,81 |
0,17 |
0,26 |
0,39 |
С |
0 |
0,19 |
0,07 |
0,06 |
0,10 |
ИТОГО |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Таблица 6
Расчет производственной мощности
Цеха |
Число станков в цехе |
Удельный вес в станко- часах |
Станкоемкость |
Производственная мощность |
||||||
А |
В |
С |
А |
В |
С |
А |
В |
С |
||
1 |
55 |
1 |
0 |
0 |
0,8 |
0,5 |
0,4 |
44 |
0 |
0 |
2 |
62 |
0,00 |
0,81 |
0,19 |
0,85 |
0,25 |
0,3 |
0,00 |
12,50 |
3,60 |
3 |
98 |
0,76 |
0,17 |
0,07 |
1 |
0,3 |
0,6 |
74,52 |
5,03 |
4,02 |
4 |
110 |
0,68 |
0,26 |
0,06 |
2 |
1 |
1,2 |
150,17 |
28,16 |
8,11 |
5 |
70 |
0,52 |
0,39 |
0,10 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
18,06 |
10,84 |
3,39 |
Далее проводим анализ соотношения производственной мощности и производственной программы в виде таблицы 7.
Таблица 7
Производственная мощность и производственная программа цехов
Цеха |
Производственная мощность |
Производственная программа |
Резерв мощности |
Уровень использования производственной мощности |
||||||||
А |
В |
С |
А |
В |
С |
А |
В |
С |
А |
В |
С |
|
1 |
478 |
239 |
120 |
200 |
100 |
50 |
278 |
139 |
70 |
0,42 |
0,42 |
0,42 |
2 |
471 |
707 |
141 |
100 |
150 |
30 |
371 |
557 |
111 |
0,21 |
0,21 |
0,21 |
3 |
745 |
559 |
112 |
200 |
150 |
30 |
545 |
409 |
82 |
0,27 |
0,27 |
0,27 |
4 |
375 |
282 |
56 |
200 |
150 |
30 |
175 |
132 |
26 |
0,53 |
0,53 |
0,53 |
5 |
723 |
677 |
135 |
160 |
150 |
30 |
563 |
527 |
105 |
0,22 |
0,22 |
0,22 |
Предприятие |
375,43 |
239,13 |
56,31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 Расчет численности работников
Явочная численность работников по цехам и изделиям рассчитывается исходя из норм затрат труда по формуле:
Ч = Pi*hi/Tрв, (3)
Где Pi – производственная программа. Ед.
hi – норматив трудоемкости, чел. час
Трв – фонд рабочего времени, час
Таблица 8
Расчет явочного контингента рабочих
Цеха |
Трудоемкость изделия, ч- час |
Производственная программа |
Явочный контингент рабочих |
ИТОГО |
||||||
А |
В |
С |
А |
В |
С |
А |
В |
С |
||
1 |
1,2 |
0,6 |
0,5 |
200 |
100 |
50 |
115 |
29 |
12 |
156 |
2 |
1,1 |
0,4 |
0,45 |
100 |
150 |
30 |
53 |
29 |
6 |
88 |
3 |
1,5 |
0,5 |
0,7 |
200 |
150 |
30 |
144 |
36 |
10 |
190 |
4 |
2,4 |
1,3 |
1,3 |
200 |
150 |
30 |
231 |
94 |
19 |
343 |
5 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
160 |
150 |
30 |
46 |
43 |
10 |
100 |
ИТОГО |
- |
- |
- |
860 |
700 |
170 |
589 |
231 |
57 |
878 |
Для расчета списочного контингента используется коэффициент замещения, величина которого учитывает как находящихся в отпуске, так и отсутствующих на работе по болезни работников.
Чсп = Ч яв * (1+Кв), (4)
Где Ч сп - списочная численность работников
К в – коэффициент замещения, доли
Кв = 12 %
Тогда,
Чсп = 878*(1+0,12) = 983 (чел.)
Численность цехового персонала:
983* 0,06 = 59 (чел.)
Численность общезаводского персонала:
983*0,05 =49 (чел.)
4. Расчет фонда заработной платы
Для расчета фонда заработной платы работников предприятия необходимо разработать тарифную систему и минимальный размер заработной платы по предприятию.
В самом общем виде тарифная система оплаты труда включает: тарифно - квалификационные справочники, тарифные сетки, тарифные ставки.
Жестко регламентируется государством только один элемент тарифной системы тарифно - квалификационный справочник. Все остальные элементы могут быть разработаны или выбраны самим предприятием самостоятельно.
Предприятие может принять и бестарифную систему оплаты труда, основанную на коэффициентах, характеризующих уровень оплаты труда всех работников предприятия.
В настоящее время предприятие может самостоятельно выбрать вариант 6 – разрядной сетки для рабочих ли вариант 18- разрядной сетки для рабочих и служащих.
В рамках данной работы будет разработана 6 – разрядная тарифная сетка, предложенная ниже.
Таблица 9
Тарифная сетка с прогрессивным абсолютным и постоянным относительным возрастанием тарифного коэффициента
Тарифные разряды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тарифные коэффициенты |
1 |
1,15 |
1,32 |
1,52 |
1,74 |
2 |
абсолютное возрастание |
- |
0,15 |
0,17 |
0,2 |
0,22 |
0,26 |
Относительное возрастание, % |
- |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
В качестве минимального размера заработной платы предприятия, исходя из его возможностей, может быть принята минимальная заработная плата на данный период, прожиточный минимум, величина потребительской корзины или минимальная заработная плата предприятия, сложившаяся в месяце принятия коллективного договора на следующий од (обычно октябрь).
В рамках курсовой работы за величину минимальной заработной платы возьмем значение 450 рублей.
Расчет минимальной тарифной ставки выполняем на базе фактической средней заработной платы на предприятии, приведенной к средней заработной плате работников простого труда за месяц, предшествующий разработке коллективного договора на следующий год.
Средняя заработная плата рабочих всех разрядов в октябре составила 2500 рублей. Средний разряд работ – 4. Тарифный коэффициент по 4 разряду- 1,52. Следовательно, заработная плата рабочего первого разряда составит:
2500/1,52 = 1645 (руб.)
При доле тарифной ставки в общем заработке 65 % минимальная заработная плата для предприятия составит:
1645*0,65 = 1069 (руб.)
Это и есть основа расчета, которая является тарифной ставкой первого разряда.
Таблица 10
Тарифная сетка
Тарифные разряды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тарифные коэффициенты |
1 |
1,15 |
1,32 |
1,52 |
1,74 |
2 |
Тарифная ставка |
1069 |
1229 |
1623 |
2467 |
4292 |
8584 |
Фонд заработной платы по цеху определяется исходя из среднемесячной заработной платы рабочих, определенной по среднему разряду. Тарифная ставка для среднего разряда определяется как средневзвешенная между тарифными ставками ближайшего меньшего и ближайшего большего разрядов.
Месячная тарифная ставка определяется умножением часовой тарифной ставки на среднюю норму рабочих часов в месяц. Месячную норму рабочих часов в месяц можно принять в размере 169,2 часа. При этом следует предусмотреть размер премии 20 % тарифной ставки, а также доплаты по районному коэффициенту в размере 30 % и доплаты за стаж работы в размере 30 % от тарифной ставки и премии.
Основной фонд заработной платы за год определяется умножением явочной численности работников на месячную заработную плату и на 12. Дополнительную заработную плату следует определить умножением основного фонда заработной платы на коэффициент замещения.
Для общецехового и общезаводского персонала контингент на замещение не планируется, и , следовательно, не планируется дополнительный фонд заработной платы.
Среднемесячная заработная плата цехового персонала составляет 1,4 среднего заработка рабочего, а средняя заработная плата общехозяйственного персонала 1,6 среднего заработка рабочего.
Расчет фонда оплаты труда рабочих и общецехового персонала удобно проводить в таблице 11
Таблица 11
Расчет заработной платы по изделиям, цехам и предприятию
Цех |
Численность, раб |
Средний разряд |
Часовая тарифная ставка |
Месячная тарифная ставка |
Премия |
ИТОГО |
Районный коэффициент |
Доплата за стаж |
ИТОГО за месяц |
ФЗП |
|||
явочная |
списочная |
основной |
дополнительный |
ВСЕГО |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Цех 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
изделие А |
115 |
129 |
3,5 |
12 |
2045 |
409 |
2454 |
736 |
736 |
3926 |
5436554 |
652386 |
6088940 |
В |
29 |
32 |
3,5 |
12 |
2045 |
409 |
2454 |
736 |
736 |
3926 |
1359138 |
163097 |
1522235 |
С |
12 |
13 |
3,5 |
12 |
2045 |
409 |
2454 |
736 |
736 |
3926 |
566308 |
67957 |
634265 |
ИТОГО |
156 |
175 |
|
|
|
1227 |
7362 |
2209 |
2209 |
11779 |
7362000 |
883440 |
8245440 |
Цех 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
изделие А |
53 |
59 |
4 |
15 |
2467 |
493,4 |
2960,4 |
888 |
888 |
4737 |
3005945 |
360713 |
3366658 |
В |
29 |
32 |
4 |
15 |
2467 |
493,4 |
2960,4 |
888 |
888 |
4737 |
1639606 |
196753 |
1836359 |
С |
6 |
7 |
4 |
15 |
2467 |
493,4 |
2960,4 |
888 |
888 |
4737 |
368911 |
44269 |
413181 |
ИТОГО |
88 |
99 |
|
|
|
1480 |
8881 |
2664 |
2664 |
14210 |
5014462 |
601735 |
5616198 |
Цех 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
изделие А |
144 |
162 |
3,5 |
12 |
2045 |
409 |
2454 |
736 |
736 |
3926 |
6795692 |
815483 |
7611175 |
В |
36 |
40 |
3,5 |
12 |
2045 |
409 |
2454 |
736 |
736 |
3926 |
1698923 |
203871 |
1902794 |
С |
10 |
11 |
3,5 |
12 |
2045 |
409 |
2454 |
736 |
736 |
3926 |
475698 |
57084 |
532782 |
ИТОГО |
190 |
213 |
|
|
|
1227 |
7362 |
2209 |
2209 |
11779 |
8970314 |
1076438 |
10046752 |
Цех 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
изделие А |
231 |
258 |
4 |
15 |
2467 |
493,4 |
2960,4 |
888 |
888 |
4737 |
13116849 |
1574022 |
14690871 |
В |
94 |
105 |
4 |
15 |
2467 |
493,4 |
2960,4 |
888 |
888 |
4737 |
5328720 |
639446 |
5968166 |
С |
19 |
21 |
4 |
15 |
2467 |
493,4 |
2960,4 |
888 |
888 |
4737 |
1065744 |
127889 |
1193633 |
ИТОГО |
343 |
384 |
|
|
|
1480 |
8881 |
2664 |
2664 |
14210 |
19511313 |
2341358 |
21852671 |
Цех 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
изделие А |
46 |
52 |
4,5 |
20 |
3380 |
675,9 |
4055,4 |
1217 |
1217 |
6489 |
3593708 |
431245 |
4024953 |
В |
43 |
48 |
4,5 |
20 |
3380 |
675,9 |
4055,4 |
1217 |
1217 |
6489 |
3369102 |
404292 |
3773394 |
С |
10 |
11 |
4,5 |
20 |
3380 |
675,9 |
4055,4 |
1217 |
1217 |
6489 |
786124 |
94335 |
880459 |
ИТОГО |
100 |
111 |
|
|
|
2028 |
12166 |
3650 |
3650 |
19466 |
7748934 |
929872 |
8678806 |
ИТОГО по предприятию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочие |
878 |
983 |
|
15 |
2481 |
496 |
2977 |
893 |
893 |
4763 |
26126065 |
3135128 |
29261192 |
общецеховой персонал |
53 |
53 |
|
21 |
3473 |
695 |
4168 |
1250 |
1250 |
6668 |
2194589 |
|
2194589 |
общезаводсклй персонал |
44 |
44 |
|
23 |
3969 |
794 |
4763 |
1429 |
1429 |
7621 |
2090085 |
|
2090085 |
5. Определение расходов предприятия и калькуляция себестоимости продукции
Одним из основных показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ или услуг и всей товарной продукции называется калькуляцией. Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную (или фактическую) калькуляции.
Плановой калькуляцией определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и нормы расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановых являются сметные калькуляции, которые составляют на разовые изделия или определение цен, расчетов с заказчиками и других целей.
Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало года, месяца, норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным мощностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше, а в конце года - ниже. Отчетные или фактические калькуляции составляют по данным бухгалтерского отчета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и не планируемые непроизводственные расходы.
Калькулирование себестоимости произведенной продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции. На промышленных предприятиях применяют нормативный, позаказной, попередельный, попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.
Отчисления на социальные нужды определяются в размере 38,5 % от основного и дополнительного фонда заработной платы.
Отчисления на социальные нужды от фонда заработной платы рабочих относятся к расходам цеха по отношению к изделиям являются прямыми расходами.
Отчисления на социальные нужды от фонда заработной платы общецехового персонала относятся к общецеховым расходам. Отчисления на социальные нужды общез0аводского персонала относятся к общезаводским расходам.
Расходы на материалы определяются на основе производственной программы норм затрат материалов.
Таблица 12
Расчет расходов материалов
Тыс. руб.
Цех |
Норма затрат |
Производственная программа |
Сумма расходов |
ИТОГО |
||||||
А |
В |
С |
А |
В |
С |
А |
В |
С |
||
1 |
150 |
140 |
130 |
200 |
100 |
50 |
30000 |
14000 |
6500 |
50500 |
2 |
100 |
90 |
90 |
100 |
150 |
30 |
10000 |
13500 |
2700 |
26200 |
3 |
25 |
20 |
20 |
200 |
150 |
30 |
5000 |
3000 |
600 |
8600 |
4 |
15 |
10 |
15 |
200 |
150 |
30 |
3000 |
1500 |
450 |
4950 |
5 |
10 |
10 |
10 |
160 |
150 |
30 |
1600 |
1500 |
300 |
3400 |
ИТОГО |
300 |
270 |
265 |
860 |
700 |
170 |
49600 |
33500 |
10550 |
93650 |
Таблица 13
Прямые расходы на электроэнергию
Цех |
Норма затрат |
Производственная программа |
Сумма расходов |
ИТОГО |
||||||
А |
В |
С |
А |
В |
С |
А |
В |
С |
||
1 |
20 |
19 |
18 |
100 |
150 |
30 |
2000 |
2850 |
540 |
5390 |
2 |
10 |
9 |
8 |
200 |
150 |
30 |
2000 |
1350 |
240 |
3590 |
3 |
9 |
8 |
7 |
200 |
150 |
30 |
1800 |
1200 |
210 |
3210 |
4 |
7 |
6 |
5 |
160 |
150 |
30 |
1120 |
900 |
150 |
2170 |
5 |
5 |
4 |
3 |
860 |
700 |
170 |
4300 |
2800 |
510 |
7610 |
ИТОГО |
51 |
46 |
41 |
1520 |
1300 |
290 |
11220 |
9100 |
1650 |
21970 |
Остальные расходы цехов являются косвенными и распределяются между изделиями пропорционально натуральным и стоимостным показателям. Эти показатели могут быть равными для разных элементов расходов, выбираются предприятием самостоятельно и отражаются в документе «Учетная политика» и не могут быть изменены в течение года.
Амортизация рассчитывается по группам основных средств исходя из стоимости оборудования и норм амортизационных отчислений.
Таблица 14
Расчет амортизационных отчислений
№ п/п |
Виды основных средств |
Норма амортизации |
Срок полезного использования |
Балансовая стоимость на начало года |
Амортизация |
Балансовая стоимость на конец года, руб. |
1 |
Административное здание |
3,1 |
10 |
5232,8 |
162,2168 |
5070,583 |
2 |
Производственное здание |
3,9 |
10 |
12798,2 |
499,1298 |
12299,07 |
3 |
Мебель, в том числе 30 % общежития |
10 |
1 |
2121,3 |
212,13 |
1909,17 |
4 |
Общежитие |
50 |
10 |
748,7 |
374,35 |
374,35 |
5 |
Оборудование бывшее в употреблении |
6 |
3 |
13334,3 |
800,058 |
12534,24 |
6 |
Вновь поступившее высокотехнологичное оборудование |
7 |
3 |
2857,4 |
200,018 |
2657,382 |
7 |
Вычислительная техника |
5 |
0,5 |
3199,2 |
159,96 |
3039,24 |
8 |
Авторские программы |
20 |
0,5 |
399,9 |
79,98 |
319,92 |
9 |
Лицензия |
2 |
0,5 |
3999 |
79,98 |
3919,02 |
|
ИТОГО |
|
|
44690,8 |
2567,823 |
42122,98 |
На предприятии используется попроцессный метод калькуляции.
При попроцессной калькуляции производственные затраты группируются по подразделениям или по производственным процессам. Полные производственные затраты аккумулируются по двум основным статьям - прямым материалам и конверсионным затратам (сумме прямых затрат на оплату труда и отнесенных на себестоимость готовой продукции заводских накладных расходов) Удельная себестоимость получается путем деления полной себестоимости, относимой на счет центра затрат, на объем производства этого центра затрат. В этом смысле удельная себестоимость есть усредненный показатель. Попроцессная калькуляция удобна для тех компаний, которые производят сплошную массу одинаковой продукции посредством ряда операций или процессов. В общем плане попроцессная калькуляция используется в таких отраслях как нефтяная, угольная, химическая, текстильная, бумажная и т. д.
Поскольку удельная себестоимость при попроцессной калькуляции представляет собой усредненный показатель, то и попроцессная система учета требует меньшего числа хозяйственных операции, чем позаказная система. Именно поэтому многие компании предпочитают пользоваться попроцессной калькуляцией затрат. В любом случае, прежде чем остановиться на конкретной системы, необходимо уяснить принципиальные особенности каждой системы в более широком плане. Обычно выбор того или иного метода калькулирования в значительной степени зависит от характеристик производственного процесса и видов производимой продукции. Если это продукция одного типа она продвигается от одного технологического участка к другому непрерывным потоком предпочтительным является метод попроцессной калькуляции затрат. Однако если затраты на производство различных видов продукции значительно отличаются друг от друга, то применение попроцессной калькуляции не сможет обеспечить адекватной информацией производителя, поэтому здесь более уместно воспользоваться методом позаказной калькуляции.
Существует три различных способа организации движения продукции связанного с попроцессной калькуляцией затрат:
1. Последовательное перемещение
2. Параллельное перемещение
3. Избирательное перемещение
При последовательном перемещении каждый продукт подвергается одинаковой серии операций. В текстильной промышленности, например, фабрика обычно имеет прядильный цех и цех окраски. Пряжа из прядильного цеха поступает в цех окраски, а затем на склад готовой продукции. Способ перемещения здесь продукции является последовательным.
При параллельном перемещении отдельные виды работ выполняются одновременно, а затем в определенном процессе сходятся в единую цепочку. По тем видам работ, которые производятся одновременно, может потребоваться применение калькуляции позаказного типа, для учета различий в затратах на одновременное проведение различных видов работ. Такая схема применяется в производстве консервированных продуктов питания. Так, при изготовлении фруктовых смесей разные виды фруктов очищаются от кожуры и перерабатываются одновременно на разных производственных участках. После этого на заключительных этапах переработки и консервирования они смешиваются и поступают на склад готовой продукции.
При избирательном перемещении продукция проходит технологические ряды внутризаводских подразделений, каждый из которых построен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к конечному продукту. В эту категорию попадают мясоперерабатывающие и нефтеперерабатывающие предприятия.
Учет затрат методом попроцессной калькуляции содержит четыре основные операции: 1. Суммирование движущихся в потоке вещественных единиц продукции. На первом этапе определяется сумма единиц продукции, подвергшейся обработке в данном подразделении в течение отчетного периода времени. При этом объем на входе должен равняться объему на выходе. Этот этап позволяет выявить утраченные в процессе производства единицы продукции. 2. Определение продукции на выходе в эквивалентных единицах. Для того, чтобы выявить удельную себестоимость в условиях много процессного производства важно установить полный объем работы, выполненной за отчетный период. В обрабатывающих отраслях существует специфическая причина, связанная с тем, как учитывать все еще не завершенное производство, т. е. работы на конец отчетного периода выполненные частично. Для целей попроцессной калькуляции затрат единицы частично завершенной продукции измеряются на основе эквивалентов полных единиц продукции. Эквивалентные единицы представляют собой показатель того, какое число полных единиц продукции соответствует количеству полностью завершенных единиц продукции плюс количество частично завершенных единиц продукции. 3. Определение полных учитываемых затрат и вычисление удельной себестоимости в расчете на эквивалентную единицу. На этом этапе суммируются полные затраты отнесенные на производственное подразделение в отчетном периоде. 4. Учет единиц завершенной и переданной далее продукции и единиц, остающихся в незавершенном производстве.
Для попроцессной калькуляции затрат используется так называемая сводная ведомость затрат на производство. В ней обобщаются как полные затраты, так и показатели удельной себестоимости, отнесенные на то или иное подразделение, и содержится распределение полных затрат между запасами незавершенного производства и единицами завершенной и переданной далее (или запасами продукции) продукции.
Таблица 15
Распределение общецеховых расходов пропорционально заработной плате основных рабочих
Цеха и изделия |
Заработная плата основных рабочих |
Доля ЗП |
Общецеховые расходы |
ИТОГО |
||
Цех 1 |
заработная плата |
амортизация |
прочие |
|||
А |
6088940 |
0,11 |
245458 |
287 |
18408 |
264153 |
В |
1522235 |
0,03 |
61365 |
72 |
4602 |
66038 |
С |
634265 |
0,01 |
25569 |
30 |
1917 |
27516 |
Цех 2 |
|
|
|
|
|
|
А |
3366658 |
0,06 |
135717 |
159 |
10178 |
146054 |
В |
1836359 |
0,03 |
74028 |
87 |
5552 |
79666 |
С |
413181 |
0,01 |
16656 |
19 |
1249 |
17925 |
Цех 3 |
|
|
|
|
|
|
А |
7611175 |
0,14 |
306823 |
359 |
23009 |
330191 |
В |
1902794 |
0,03 |
76706 |
90 |
5752 |
82548 |
С |
532782 |
0,01 |
21478 |
25 |
1611 |
23113 |
Цех 4 |
|
|
|
|
|
|
А |
14690871 |
0,27 |
592221 |
693 |
44412 |
637326 |
В |
5968166 |
0,11 |
240590 |
281 |
18042 |
258914 |
С |
1193633 |
0,02 |
48118 |
56 |
3608 |
51783 |
Цех 5 |
|
|
|
|
|
|
А |
4024953 |
0,07 |
162255 |
190 |
12168 |
174612 |
В |
3773394 |
0,07 |
152114 |
178 |
11407 |
163699 |
С |
880459 |
0,02 |
35493 |
42 |
2662 |
38196 |
ИТОГО |
54439866 |
1 |
2194589 |
2567 |
164578 |
2361734 |
Распределение общецеховых расходов проводим относительно заработной платы основных рабочих.
Таблица 16
Распределение расходов по процессам и изделиям, руб.
Производственная программа |
Прямые расходы |
Общецеховые расходы |
Общезаводские расходы |
ВСЕГО расходов |
||||||
заработная плата |
отчисления на социальные нужды |
Материалы |
ИТОГО |
заработная плата |
амортизация |
прочие |
ИТОГО |
|||
100 |
6088940 |
2344242,02 |
2000000 |
10433182 |
245458 |
287 |
18408 |
264153 |
233770 |
10931105 |
150 |
1522235 |
586060,505 |
2850000 |
4958296 |
61365 |
72 |
4602 |
66038 |
58442 |
5082776 |
30 |
634265 |
244191,877 |
540000 |
1418456 |
25569 |
30 |
1917 |
27516 |
24351 |
1470323 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
200 |
3366658 |
1296163,32 |
2000000 |
6662821 |
135717 |
159 |
10178 |
146054 |
129255 |
6938130 |
150 |
1836359 |
706998,174 |
1350000 |
3893357 |
74028 |
87 |
5552 |
79666 |
70502 |
4043525 |
30 |
413181 |
159074,589 |
240000 |
812255 |
16656 |
19 |
1249 |
17925 |
15863 |
846043 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
200 |
7611175 |
2930302,52 |
1800000 |
12341478 |
306823 |
359 |
23009 |
330191 |
292212 |
12963882 |
150 |
1902794 |
732575,631 |
1200000 |
3835369 |
76706 |
90 |
5752 |
82548 |
73053 |
3990970 |
30 |
532782 |
205121,177 |
210000 |
947903 |
21478 |
25 |
1611 |
23113 |
20455 |
991472 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
160 |
14690871 |
5655985,39 |
1120000 |
21466857 |
592221 |
693 |
44412 |
637326 |
564020 |
22668202 |
150 |
5968166 |
2297744,06 |
900000 |
9165910 |
240590 |
281 |
18042 |
258914 |
229133 |
9653957 |
30 |
1193633 |
459548,813 |
150000 |
1803182 |
48118 |
56 |
3608 |
51783 |
45827 |
1900791 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
860 |
4024953 |
1549607,02 |
4300000 |
9874560 |
162255 |
190 |
12168 |
174612 |
154528 |
10203701 |
700 |
3773394 |
1452756,58 |
2800000 |
8026150 |
152114 |
178 |
11407 |
163699 |
144870 |
8334720 |
170 |
880459 |
338976,536 |
510000 |
1729435 |
35493 |
42 |
2662 |
38196 |
33803 |
1801435 |
3110 |
54439866 |
20959348 |
21970000 |
97369214 |
2194589 |
2567 |
164578 |
2361734 |
2090085 |
101821033 |
Цеховая себестоимость полная определяется делением всех расходов на производственную программу
Таблица 17
Определение цеховой себестоимости изделия
Цеха и изделия |
Производственная программа |
Всего расходов, руб. |
Цеховая себестоимость, руб. |
Цех 1 |
|
|
|
А |
100 |
10931105 |
109311 |
В |
150 |
5082776 |
33885 |
С |
30 |
1470323 |
49011 |
Цех 2 |
|
|
|
А |
200 |
6938130 |
34691 |
В |
150 |
4043525 |
26957 |
С |
30 |
846043 |
28201 |
Цех 3 |
|
|
|
А |
200 |
12963882 |
64819 |
В |
150 |
3990970 |
26606 |
С |
30 |
991472 |
33049 |
Цех 4 |
|
|
|
А |
160 |
22668202 |
141676 |
В |
150 |
9653957 |
64360 |
С |
30 |
1900791 |
63360 |
Цех 5 |
|
|
|
А |
860 |
10203701 |
11865 |
В |
700 |
8334720 |
11907 |
С |
170 |
1801435 |
10597 |
ИТОГО |
3110 |
101821033 |
32740 |
6. Формирование внутренних цен предприятия
Базисные, прейскурантные цены обычно устанавливают с учетом различий между клиентами и условий продажи. В этой связи используют следующие стратегии корректировки цен: ценовые скидки, дискриминационное ценообразование, ценообразование по психологическому принципу, стимулирующее ценообразование, ценообразование по географическому принципу[4, с. 101].
Ценовая скидка предоставляется производителем оптовым и розничным торговцам, другим клиентам в течение определенного периода времени.
Используют следующие виды ценовых скидок: скидки за оплату наличными — снижение цены покупателям, оперативно оплачивающим счета; скидка за количество закупаемого товара — снижение цены покупателям, закупающим товар в больших количествах; функциональные скидки — снижение цены для организаций системы товародвижения, выполняющих определенные функции по продаже товара, его хранению и др.; сезонные скидки — скидки для покупателей, совершающих внесезонные покупки; уменьшения прейскурантной цены на новый товар при условии сдачи старого. Введение временной ценовой скидки может быть обусловлено необходимостью противостоять ценовой политике конкурента или появлению нового товара.
Ценовая скидка может предоставляться производителями оптовым и розничным торговцам для того, чтобы они каким-то образом уделяли особое внимание определенным товарам. Прежде всего, при этом выделяют поддержку рекламной деятельности, компенсирующую затраты торговцев на рекламу, поддержку демонстрационной деятельности, компенсирующую затраты на создание специальных демонстрационных средств.
Стимулирующее ценообразование — временное назначение цены ниже прейскурантной цены, иногда — ниже себестоимости, с целью активизации продажи на коротком интервале времени. Осуществляется для привлечения покупателей, которые наряду с дешевыми товарами могут купить товары, имеющие обычные наценки, а также для снижения товарных запасов[6, с. 33].
Дискриминационное ценообразование — продажа товара или услуги по двум или более разным ценам вне зависимости от издержек. Установление дискриминационных цен осуществляется в разных формах: 1) в зависимости от сегмента покупателей — разные покупатели платят за один и тот же товар разные деньги (например, продажа одного и того же товара в обычном магазине и в магазине “люкс”); 2) в зависимости от варианта товара — разные версии товара продаются по разным ценам, но без учета разницы в издержках; 3) с учетом местонахождения — товар продается по разной цене в разных местах, хотя издержки для этих мест одинаковы, например, цена театральных билетов различна для разных мест в зале; 4) с учетом времени — цены меняются в зависимости от сезона, дня недели и даже часа суток.
Ценообразование по психологическому принципу основано на том, что при определении цены учитываются не только экономические, но и психологические факторы. Например, исследования показали, что потребители воспринимают более дорогие товары как более высококачественные, особенно когда они не в состоянии проверить качество товара. Существуют так называемые справочные цены, которые покупатель держит в уме и использует их при поиске какого-то товара (квалифицированный покупатель хорошо знает, какая цена на определенный товар относится к категории высокой или низкой). Производители и продавцы могут активно воздействовать на формирование справочных цен.
Психологи неоднократно замечали, что существует некий “пороговый” эффект “круглых” цен. Поэтому скорее назначат цену в 24,95 рублей, чем ровно в 25 рублей.
Исходя из психологических установок, не следует бояться заявлять цены в рекламе, в витрине, в различных документах, связанных с продвижением товаров. Предложений с указанием цен бояться не стоит. Зрительное восприятие цены, как правило, вызывает больше доверия к продавцу, говорит об уверенности в правильности проводимой им торговой политики.
В ряде случаев в упаковку с теми же размерами, что и у конкурентов, расфасовывают меньшее количество товара (стиральные порошки, продукты питания, медикаменты и др.), назначая при этом и более низкую цену на данный товар. При этом истинный вес или объем указываются на упаковке. Данный метод установления цены или, скорее, в целом продвижения товара ориентирован на невнимательного покупателя.
Ценообразование по географическому принципу предполагает установление разных цен для потребителей в разных частях страны. Доставка товаров в отдаленные районы предполагает более высокие транспортные издержки, чем в близлежащие к производителю районы, и, соответственно, более высокие цены. Однако перекладывать на покупателей отдаленных районов повышенные транспортные издержки не всегда целесообразно, так как это может привести к потере клиентуры, особенно когда ближе расположены другие производители-конкуренты. Поэтому часть издержек транспортировки товаров в отдаленные районы может компенсироваться относительным повышением цен в близрасположенных районах и пропорциональным снижением в отдаленных[1, 3 и др.].
Выделяют следующие пять стратегий корректировки цен по географическому принципу: ценообразование на основе цены ФОБ, ценообразование на основе единой цены доставки, зональное ценообразование, ценообразование на основе базисного пункта и ценообразование с оплатой доставки товара.
Ценообразование на основе цены ФОБ, где ФОБ означает — франко-борт судна (FOB — free on bord). При этом методе в цену реализации включаются цена самого товара, а также транспортные и другие расходы до момента его доставки на борт судна в порту отгрузки; продавец должен за счет своих средств доставить и погрузить товар на борт судна. Дальнейшие расходы, связанные с перевозкой товара до порта назначения в стране импорта, лежат на покупателе. При продаже товаров на условиях ФОБ эти расходы не включаются в их цену. (При доставке товаров другими видами транспорта, в частности, железнодорожным, на условиях ФОБ вместо термина “ФОБ” используется другая терминология.) Очевидно, что при использовании цены ФОБ затраты на транспортировку прямым путем зависят от расстояния, на которое перевозится товар.
Ценообразование с единой ценой доставки — установление для всех клиентов единой цены с включенными в нее расходами по доставке вне зависимости от месторасположения клиентов; полная противоположность ценообразованию на основе цены ФОБ.
Зональное ценообразование предполагает разделение рынка на несколько географических зон. Для потребителей каждой географической зоны устанавливается единая цена вне зависимости от их расположения в пределах данной зоны.
Ценообразование на основе базисного пункта — продавец выбирает какой-то город в качестве базисного пункта и определяет для всех клиентов стоимость транспортировки от этого города вне зависимости от того, из какого пункта в действительности происходит отгрузка товара. Данный подход к определению цены транспортировки приводит к повышению суммарной цены для потребителей, близко расположенных к производителю, и к снижению — для отдаленных потребителей. Если товар произведен в Москве, а в качестве базового пункта выбран Челябинск, то потребители в Москве все равно платят за транспортировку данного товара из Челябинска в Москву. Иногда выбирается несколько базисных пунктов.
Ценообразование с оплатой доставки товара — продавец для активизации бизнеса частично или полностью принимает на себя фактические расходы по доставке товаров.
Ценовая политика организации разрабатывается в несколько этапов:
1 Установление целей ценообразования (максимизация прибыли, доли на рынке, демпинг и т. д.).
2 Оценка спроса (размер, эластичность).
3 Анализ собственных возможностей (структуры затрат, каналов сбыта и т. д.).
4 Анализ возможностей конкурентов (для определения ценовой политики).
5 Выбор ценовой стратегии и метода ценообразования (критерий - получение максимальной прибыли).
6 Анализ и учет факторов, влияющих на установление цен (инфляция, колебания конъюнктуры и т. д.).
7 Окончательное принятие цены.
Рассмотрим методику формирования внутренних цен предприятия на основе себестоимости.
Таблица 18
Определение внутренних цен предприятия на основе себестоимости
Цеха и изделия |
Базовая себестоимость, руб. |
Торговая надбавка производителя, % |
Величина торговой надбавки, руб. |
Цена с учетом торговой надбавки, руб. |
Рентабельность продукции, % |
Цех 1 |
|
|
|
|
|
А |
109311,1 |
25 |
27328 |
136639 |
80,0 |
В |
33885,18 |
26 |
8810 |
42695 |
79,4 |
С |
49010,78 |
27 |
13233 |
62244 |
78,7 |
Цех 2 |
|
|
|
|
|
А |
34690,65 |
25 |
8673 |
43363 |
80,0 |
В |
26956,84 |
26 |
7009 |
33966 |
79,4 |
С |
28201,44 |
27 |
7614 |
35816 |
78,7 |
Цех 3 |
|
|
|
|
|
А |
64819,41 |
25 |
16205 |
81024 |
80,0 |
В |
26606,47 |
26 |
6918 |
33524 |
79,4 |
С |
33049,06 |
27 |
8923 |
41972 |
78,7 |
Цех 4 |
|
|
|
|
|
А |
141676,3 |
25 |
35419 |
177095 |
80,0 |
В |
64359,71 |
26 |
16734 |
81093 |
79,4 |
С |
63359,71 |
27 |
17107 |
80467 |
78,7 |
Цех 5 |
|
|
|
|
|
А |
11864,77 |
25 |
2966 |
14831 |
80,0 |
В |
11906,74 |
26 |
3096 |
15002 |
79,4 |
С |
10596,67 |
27 |
2861 |
13458 |
78,7 |
1. Цена продукции определяется в общем случае суммированием издержек производства и величины торговой наценки
2. Базовая цена реализации:
Цб = Ип+ТНп%*Ип, (5)
Где Ц б – цена реализации с учетом надбавки, руб.
Ип – издержки производства, себестоимость, руб.
ТНп% - торговая надбавка в %.
7. Определение общей прибыли предприятия и ее распределение
Финансовый результат деятельности предприятий характеризуется показателями прибыли (убытка). С экономической точки зрения прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.
В современной экономической литературе есть несколько определений прибыли, схожих по своему смыслу. Рассмотрим некоторые из них [3, с. 267]:
- прибыль — выраженный в денежной форме экономический итог хозяйственной деятельности организации;
- прибыль — обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования;
- прибыль - превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами;
- прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности.
Прибылью организации может считаться только та часть добавленной стоимости, которая создана в результате продажи товаров. Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход. Такой подход требует новой концепции налогообложения, заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода. Тем не менее, в действующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключением расходов.
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, состояние производительности труда, уровень затрат организации. Она показывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Таблица 19
Доходы предприятия
Виды продукции, полуфабрикатов и услуг |
Производственная программа. Шт. |
Цена, руб. |
Доходы, руб. |
Цех 1 |
|
|
|
А |
100 |
136639 |
13663882 |
В |
150 |
42695 |
6404298 |
С |
30 |
62244 |
1867311 |
Цех 2 |
|
|
|
А |
200 |
43363 |
8672662 |
В |
150 |
33966 |
5094842 |
С |
30 |
35816 |
1074475 |
Цех 3 |
|
|
|
А |
200 |
81024 |
16204852 |
В |
150 |
33524 |
5028623 |
С |
30 |
41972 |
1259169 |
Цех 4 |
|
|
|
А |
160 |
177095 |
28335253 |
В |
150 |
81093 |
12163986 |
С |
30 |
80467 |
2414005 |
Цех 5 |
|
|
|
А |
860 |
14831 |
12754626 |
В |
700 |
15002 |
10501747 |
С |
170 |
13458 |
2287822 |
ИТОГО |
3110 |
|
127727552 |
Налог на имущество:
Ним = С*Сим, (6)
Где С – ставка налога на имущество (2,4 %)
С им - среднегодовая стоимость имущества
Сим = (44690,8+42122,92)/ 2 = 43407 (руб.)
Н им = 43407*0,024 = 1042 (руб.)
Налог на прибыль равен:
Нпр = Пр * Снп, (7)
Где Пр – прибыль предприятия. руб.
Снп – ставка налога на прибыль
Таблица 20
Расчет прибыли предприятия
Виды продукции, полуфабрикатов и услуг |
Доходы, руб. |
Всего расходов, руб. |
Прибыль, руб. |
Цех 1 |
|
|
|
А |
13663882 |
10931105 |
2732776 |
В |
6404298 |
5082776 |
1321522 |
С |
1867311 |
1470323 |
396987 |
Цех 2 |
|
|
|
А |
8672662 |
6938130 |
1734532 |
В |
5094842 |
4043525 |
1051317 |
С |
1074475 |
846043 |
228432 |
Цех 3 |
|
|
|
А |
16204852 |
12963882 |
3240970 |
В |
5028623 |
3990970 |
1037652 |
С |
1259169 |
991472 |
267697 |
Цех 4 |
|
|
|
А |
28335253 |
22668202 |
5667051 |
В |
12163986 |
9653957 |
2510029 |
С |
2414005 |
1900791 |
513214 |
Цех 5 |
|
|
|
А |
12754626 |
10203701 |
2550925 |
В |
10501747 |
8334720 |
2167027 |
С |
2287822 |
1801435 |
486387 |
ИТОГО |
127727552 |
101821033 |
25906519 |
Налог на прибыль при ставке 24 %6
Ннп = 25906519*0,24 = 6217565 (руб.)
Чистая прибыль есть разница между валовой прибылью и налогом на прибыль предприятия:
ЧП = 25906519-6217565 = 19688955 (руб.)
Чистая прибыль распределяется следующим образом:
- фонд потребления (35 %) : 19688955*0,35 = 6891134 (руб.)
- фонд накопления (65 %): 19688955*0,65 = 12797820 (руб.)
8. Определение финансовых результатов работы цехов
Выручкой организации (доходами) признается увеличение экономических выгод организации вследствие поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации за исключением вкладов собственников имущества.
Не признаются доходами организации поступления от других физических и юридических лиц, сумма НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей, а также по договорам комиссии, в порядке предоплаты товаров, работ, услуг, задатки, авансы в счет оплаты товаров и так далее[5, 8 и др.].
Выручка организации складывается из двух основных элементов[1, с. 245]:
- доходы от обычных видов деятельности;
- прочие поступления: операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы.
К доходам от обычных видов деятельности относится выручка от реализации товаров и продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникших из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставном каптале других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с указанными видами деятельности.
К операционным доходам относят[4,с. 89]:
- доходы, полученные в результате совместной деятельности;
- доходы от продажи основных средств и прочих активов; процент, полученные по депозитным вкладам;
- безвозмездно полученные основные средства.
К внереализационным доходам относят доходы, полученные от долевого участия в других организациях.
В современной экономической литературе предусмотрен следующий порядок формирования прибыли[2, с. 177]:
1) валовая прибыль: выручка от продажи и реализации товаров, работ, услуг;
2) минус себестоимость товаров, работ услуг;
3) получаем прибыль (убыток) от продаж или валовую прибыль;
4) минус коммерческие расходы и управленческие расходы;
5) получаем прибыль (убыток) до налогообложения или прибыль (убыток) от продаж;
6) плюс операционные доходы;
7) минус операционные расходы;
8) плюс внереализационные доходы;
9) минус внереализационные расходы
10) получаем прибыль (убыток) от обычной деятельности или прибыль (убыток) до налогообложения;
11) минус налог на прибыль и иные аналогичные платежи;
12) получаем чистую прибыль или нераспределенную прибыль (непокрытый убыток);
13) прибавляем чрезвычайные доходы и вычитаем чрезвычайные расходы;
14) получаем нераспределенную прибыль отчетного года (непокрытый убыток)
Таблица 21
Результаты работы предприятия и цехов
Виды продукции, полуфабрикатов и услуг |
Доходы, руб. |
Расходы, руб. |
Прибыль валовая. Руб. |
Прибыль чистая . Руб. |
Рентабельность продукции, % |
Рентабельность цеха (предприятия) |
Цех 1 |
|
|
|
|
|
|
А |
13663882 |
10931105 |
2732776 |
2076910 |
15 |
80 |
В |
6404298 |
5082776 |
1321522 |
1004357 |
16 |
79 |
С |
1867311 |
1470323 |
396987 |
301710 |
16 |
79 |
Цех 2 |
|
|
|
|
|
|
А |
8672662 |
6938130 |
1734532 |
1318245 |
15 |
80 |
В |
5094842 |
4043525 |
1051317 |
799001 |
16 |
79 |
С |
1074475 |
846043 |
228432 |
173608 |
16 |
79 |
Цех 3 |
|
|
|
|
|
|
А |
16204852 |
12963882 |
3240970 |
2463138 |
15 |
80 |
В |
5028623 |
3990970 |
1037652 |
788616 |
16 |
79 |
С |
1259169 |
991472 |
267697 |
203450 |
16 |
79 |
Цех 4 |
|
|
|
|
|
|
А |
28335253 |
22668202 |
5667051 |
4306958 |
15 |
80 |
В |
12163986 |
9653957 |
2510029 |
1907622 |
16 |
79 |
С |
2414005 |
1900791 |
513214 |
390042 |
16 |
79 |
Цех 5 |
|
|
|
|
|
|
А |
12754626 |
10203701 |
2550925 |
1938703 |
15 |
80 |
В |
10501747 |
8334720 |
2167027 |
1646941 |
16 |
79 |
С |
2287822 |
1801435 |
486387 |
369654 |
16 |
79 |
ИТОГО |
127727552 |
101821033 |
25906519 |
19688955 |
|
|
Список литературы
1) Джай К. Шим, Джойл Г.Сигел. Основы коммерческого бюджетирования/ Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 2001 .- 496 с.
2) Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Аудит- ЮНИТИ, 1998.- 783 с
3) Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.: ил.
4) Ковалев В.В., Уланов В,А. Курс финансовых вычислений. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 328 с.: ил.
5) Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. – 2 изд., переаб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.- 504 с.: ил.
6) Справочник директора предприятия/ Под ред. М.Г. Лапусты. – 6 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2003 .- 832 с.
7) Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия). В 2 т./ под ред. Г.А. Егизаряна и А.Д. Шеремета. – М.: Экономика, 1997
8) Управленческий учет: Учеб. пособ. / Под ред. А.Д. Шеремета. - 2 изд., переаб., доп. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2002. – 512 с.
9) Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учеб. пособ. – М.: Зерцало, 1998. – 272 с.
10) Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры задач, выбор оптимальных вариантов решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособ./ Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2001 .- 656 с.: ил.
11) Экономика предприятия: Учеб./ Под ред. О.И. Волкова. – М.: Инфра- М, 1997. – 457 с.
12) Экономика предприятия6 Учеб./ Под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 768 с.