Содержание


1. Конституционно-правовая регламентация деятельности органов судебной власти РФ.. 3

2. Защита гражданских прав, способы защиты гражданских прав. 8

3. Система правоохранительных органов РФ: общая характеристика и виды.. 10

4. Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года. 14

Список литературы.. 17

1. Конституционно-правовая регламентация деятельности органов судебной власти РФ


Признание и закрепление в Конституции РФ политико-правовой концепции судебной власти лежит в основе развития и совершенствования всего российского законодательства о судоустройстве. Утверждение этой концепции и ее полная реализация являются непременным условием формирования в России демократической правовой государственности. Используемая Конституцией РФ формула "судебная власть" представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из установления разделения властей в правовом государстве и определяющей место органов правосудия в системе государственного механизма.

Судебная власть как основополагающий государственно-правовой институт российского судоустройства получила многообразное нормативное утверждение в ходе судебной реформы не только в Конституции РФ, но и в ряде федеральных конституционных и федеральных законов. К их числу относятся прежде всего Закон о судебной системе, а также федеральные конституционные законы "О Конституционном Суде Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации" и Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Конституция РФ не раскрывает содержание понятия "судебная власть", признавая лишь наличие этого конституционного института в системе государственной власти Российской Федерации. Однако многими конкретными нормами Конституция РФ обозначает признаки этого понятия, его материальное содержание, взаимосвязи этой отрасли государственной власти с иными властными структурами, круг полномочий и функций органов судебной власти. Названные характеристики детализируются федеральными конституционными и федеральными законодательными актами в сфере судоустройства.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей государственной власти. Специфика положения судебных органов в системе государственной власти Российской Федерации отнюдь не означает их обособленность, не исключает взаимодействие установленных Конституцией РФ ветвей власти по ряду направлений. Тем не менее вся структура судебной власти занимает особое место в государственном механизме Российской Федерации, и ее влияние на происходящие в России общественно-политические процессы непрерывно возрастает.[1]

Потребность государства в деятельности органов судебной власти носит объективный характер и определяется необходимостью правового разрешения возникающих в демократическом обществе коллизий, юридически упорядоченного осуществления правоохранительных функций. Именно суду государство предоставляет право разрешать возникающие противоречия между личностью и государственными органами, между гражданином и экономическими структурами, споры между последними.

Вместе с тем основное назначение судебной власти - защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции РФ, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов.

Становление правового государства неразрывно связано с возрастанием роли судебных органов в утверждении конституционной законности.

Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина путем отправления правосудия составляет главное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18 Конституции РФ). Осуществление функций судебной власти имеет прямое отношение к конституционным гарантиям права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, соблюдение тайны переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Возрастание роли суда в области охраны прав и свобод граждан прямо вытекает из ряда установлений гл. 2 Конституции РФ (ст. 18, 20, 22, 23, 25, 32, 35, 46, 47, 52).

Анализируя нормы Конституции РФ, ряда федеральных конституционных и федеральных законов, можно отнести к общим полномочиям судебной власти следующие функции: конституционный контроль; правосудие; судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов; разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики; законодательная инициатива; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества; обеспечение судебной деятельности.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота.

Самостоятельность судебной власти исключает подчиненность судов какому-либо внешнему руководству. Судебные акты могут быть изменены или отменены вышестоящими судами в установленном процессуальном порядке, но не требуют согласования и утверждения иными государственными органами. Вступивший в законную силу приговор суда имеет силу закона по данному делу.

Особенностью судебной власти является то обстоятельство, что ее материальная основа - судебные органы - создается по решению законодательной власти, формируется органами исполнительной власти, при этом действуют судебные органы независимо от законодательной и исполнительной власти.[2]

Следует отметить, что закрепляемая Конституцией РФ независимость судей не равнозначна самостоятельности судебной власти.

Действие принципа самостоятельности судебной власти в известной мере ограничивается верховенством законодательной власти, предопределяющей подчинение судебной деятельности закону и формирующей основу судебной власти - судебные органы.

Самостоятельность судебной власти не должна перерастать в противостояние органам законодательной и исполнительной власти.

В литературе различаются и такие характеристики судебной власти, как внешняя и внутренняя сторона. Если внешняя самостоятельность означает неподчиненность иным структурам власти в государстве, то внутренняя заключается в нравственных качествах судей, их способности противостоять воздействию извне, сохранять верность закону.

Суверенность отдельных отраслей судебной власти не означает отрицание каких-либо связей между ними. Конституция РФ в известной мере формулирует некоторые положения, относящиеся к структуре этой ветви власти, выделяя высшие суды в организации подотраслей судебной системы и предусматривая процессуальную инстанционность в форме полномочий вышестоящих судов в уголовном судопроизводстве.

Исключительность судебной власти состоит в том, что никакой иной орган государственной власти или управления, никакое должностное лицо не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Именно суду государство доверяет право использовать принудительные полномочия государственной власти. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, а в некоторых случаях и административного правонарушения, применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия либо разрешить правовой спор между гражданами, между юридическими и физическими лицами.

Подзаконность судебной власти находит свое выражение не только в том, что судебные органы и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований закона. Компетенцию суда определяет только закон.

Характерной особенностью судебной власти является полное регулирование деятельности ее органов процессуальным законом.

Установление процессуальной формы всех стадий производства в суде, регулирование содержания и процессуального порядка реализации всех судебных действий, порядка принятия судебных решений и документов лежит в основе законодательства о судопроизводстве и само по себе представляет юридическую ценность. Процессуальный порядок, призванный обеспечить законность всей судебной деятельности, исключить субъективизм, является условием вынесения обоснованных и справедливых решений.

В основе процессуального порядка деятельности органов судебной власти лежат демократические конституционные принципы судопроизводства, подтверждение которых Конституцией РФ - высшим законодательным актом Российской Федерации - подчеркивает высокое социальное и государственное значение указанного порядка.

Полнота судебной власти определяется содержанием компетенции ее органов, ее объемом, окончательностью решений, принимаемых судебной властью, их обязательностью для государственных органов и должностных лиц.

2. Защита гражданских прав, способы защиты гражданских прав

 

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.[3]

Ст. 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

В Конституции понятие "высшая ценность" отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что так не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Ст. 2 впервые устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Это означает, что источник и основа этих прав находятся вне государства. Права и свободы человека и гражданина неприкосновенны и нерушимы. Вместе с тем государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать их предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации.

Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает также обязанность государства создать специальные учреждения по их охране. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры. Конституцией введена должность Уполномоченного по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103). Обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина пронизывает все содержание Конституции.[4]

Статья 12 Гражданского кодекса РФ устанавливает одиннадцать способов защиты гражданских прав.

Защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

Только два из них включены в перечень впервые. Это компенсация морального вреда и самозащита. Однако новым является лишь сам термин "самозащита", т.к. некоторые из ее приемов, например удержание, были известны гражданскому законодательству и ранее.

Среди названных в статье можно выделить: способы, применение которых возможно лишь судом (признание оспоримой сделки недействительной, признание недействительным акта государственного органа и т.д.); способы, которые могут быть использованы стороной правоотношения как с помощью суда, так и самостоятельно (возмещение убытков, взыскание неустойки и др.); самозащиту, защиту гражданских прав без участия суда.[5]

Ряд перечисленных в статье способов может быть применен не только судом, но и государственными органами, которые в случаях, предусмотренных законом, осуществляют защиту гражданских прав в административном порядке. Перечень способов защиты не является исчерпывающим (практике известны и иные способы).

Способы защиты гражданских прав во многих случаях предопределены правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение. Наряду с этими традиционными способами защиты права собственности возможно также обращение в суд с требованием о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающего данное право. Субъект права может выбрать один или использовать одновременно несколько способов. В иных случаях, когда нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, стороны правоотношений вправе применять только его.


3. Система правоохранительных органов РФ: общая характеристика и виды

Правоохранительные органы – государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

Весьма близко к понятию правоохранительных органов примыкает понятие органов охраны правопорядка. Эти понятия весьма схожи, но не идентичны. Круг органов, обозначаемых ими, не совпадает. Не все органы охраны правопорядка можно считать правоохранительными. Равным образом к числу правоохранительных не принято относить некоторые органы охраны правопорядка.

 Чтобы понять суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование – "правоохранительная деятельность"

В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков.

Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание

В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.

Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими - по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

К правоохранительным органам относятся: суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, юстиции. В широком смысле понятие «правоохранительные органы» включает ряд негосударственных институтов: адвокатуру, третейский суд, и др.

Суд - орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. В РФ в настоящее время действует три вида С.: обычные (общей компетенции и военные трибуналы), арбитражные и конституционные. В течение длительного времени считалось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается. Высказывается мнение, что суды не следует относить к правоохранительным органам. Они-де являются органами судебной власти, и их нельзя включать в одну “команду” с органами прокуратуры и исполнительной власти (юстиции, внутренних дел и т. д.). Суды должны быть независимыми и от них, подобно тому как судебная власть должна быть независимой и от законодательной, и от исполнительной. В рассуждениях такого рода есть свой резон. Но их сторонники упускают из виду по крайней мере два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения другим однородным органам. К примеру, факт отнесения органов юстиции к правоохранительным не должен вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел или прокуратуры. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной права. Это уже совсем лишено логики. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, именно ту власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права. И данное положение практически никто не оспаривает.

Прокуратура - специальный гос. орган (система органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе. В т.н. "социалистических", а также в ряде пост-"социалистических" стран П. также принадлежит функция надзора "за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами" (т.н. "общий надзор"). Конституция РФ 1993 г. устанавливает лишь наиболее общие принципы организации П. РФ, оставляя регулирование всех остальных вопросов правового статуса этого органа за федеральным законом. Согласно ст.129 Конституции РФ П. РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ; прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами; иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

ОВД - государственный вооруженный правоохранительный орган, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по обеспечению общественного порядка, безопасности личности и общества и борьбе с преступностью.

Таможенные органы - органы гос. управления, непосредственно осуществляющие таможенное дело в РФ. Согласно ст.8 ТК РФ Т.о. РФ являются правоохранительными органами и составляют единую систему, в которую входят: Гос. таможенный комитет РФ (ГТК РФ); региональные таможенные управления РФ; таможни РФ; таможенные посты РФ.

В широком смысле понятие «правоохранительные органы» включает еще ряд институтов: адвокатуру, третейский суд и др. Они представляют собой негосударственные образования, создаваемые для того, чтобы содействовать охране прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных учреждений. Другими словами, их задачи в значительной мере сходны с задачами государственных правоохранительных органов.

Ведущее место среди них занимает адвокатура с ее коллегиями адвокатов - добровольными объединениями юристов-профессионалов, призванными выполнять важную правоохранительную функцию. К адвокатуре близко примыкают иные формы оказания юридической помощи, в том числе защиты по уголовным делам, получающие все большее распространение в последние годы. Это кооперативы и иные виды предпринимательской деятельности, берущие на себя выполнение адвокатских функций.


4. Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года


Всеобщая декларация прав человека – это собственное название документа.

Она принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в развитие Устава ООН, требующего от государств сотрудничать в "поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии" (ст. 1 п. 3). Эта дата ежегодно отмечается как Международный день прав человека.[6]

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей, в которых впервые в истории человечества и международных отношений провозглашен круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. Невиданные злодеяния фашизма в период второй Мировой войны, унесшей более 50 миллионов жизней, показали глубокую связь между защитой прав человека и сохранением мира. С принятием Всеобщей декларации прав человека мировое сообщество получило стандарты, с которыми государства должны соизмерять обращение с собственными гражданами.

         Среди личных, элементарных гражданских прав провозглашены право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Указано, что никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, подвергаться пыткам, произвольному аресту, задержанию и изгнанию. Каждый имеет право на неприкосновенность личной и семейной жизни, жилища, тайну переписки, на защиту чести и репутации, прав на защиту беспристрастным судом (ст. 3 - 11). Широко представлены такие политические права, как свобода убеждений, совести, мирных собраний и ассоциаций, права на управление своей страной, избирательные права, свобода передвижений, право убежища, гражданства, владения имуществом, право вступать в брак и основывать семью без всяких ограничений (ст. 12 - 21). Заслугой СССР является включение во Всеобщую декларацию прав человека права на труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение и на равную оплату за равный труд, право на создание профсоюзов (ст. 23), право на отдых, на социальное обеспечение и особую защиту материнства и детства (ст. 24 и 25), право на образование и участие в культурной жизни (ст. 26, 27).

         В основе всех прав человека лежит принцип равноправия. В соответствии со ст. 1 Всеобщей декларации прав человека все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами, провозглашенными Декларацией, без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола и т.д., все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Впоследствии на основе Всеобщей декларации прав человека было принято около 50 многосторонних договоров по правам человека, в первую очередь два пакта: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (см. Пакты о правах человека). Положения Всеобщей декларации прав человека отражены в конституциях многих стран мира.

 Всеобщая декларация прав человека - первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. Несмотря на то что В.д.п.ч. не является международным договором, весьма широкое распространение получило мнение, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.


Список литературы


1.                 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, Сашко, 2000. - 256 с.

2.                 Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.- 559 с.

3.                 Карпович В.Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002.- 956 с.

4.                 Муллануров А.В. Судебная форма защиты нарушенных прав и законных интересов. – М.: ИГ Юрист, 2001.- 60 с.

5.                 Радченко В.И. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". - М.: Норма, 2004. - 496 с.

6.                 Российская газета. Права и свободы личности. – М.: Газетно-журнальное объединение «Воскресенье», 1998. – 160 с.

7.                 Фокин В.М. Правоохранительные органы РФ. Учебник.- М.: 2002.- 404 с.

 



[1] Карпович В.Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002.- 90 с.


[2] Радченко В.И. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". - М.: Норма, 2004. - 69 с.


[3] Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.-497 с.

[4] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000. - 20 с.


[5] Муллануров А.В. Судебная форма защиты нарушенных прав и законных интересов. – М.: ИГ Юрист, 2001.- 15 с.


[6] Российская газета. Права и свободы личности. – М.: Газетно-журнальное объединение «Воскресенье», 1998. – С. 3-8