СОДЕРЖАНИЕ

 

2

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ, ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ... 4

2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 6

3. БЕЗРАБОТНЫЕ И ПОДДЕРЖКА.. 10

БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ.. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 17

ВВЕДЕНИЕ


Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) – явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствуют, в  частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.

Безработицу определяют различные факторы: научно-технический прогресс обусловливает сокращение прежде всего работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых в отдельных отраслях производства; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экологических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду[1].

Цель представленной работы – изучить влияние безработицы на социальную сферу.

Задачи работы – дать понятие безработицы, определить ее формы, рассмотреть явление безработицы в РФ, определить кто является безработным, опираясь на Федеральный закон «О занятости в Российской Федерации» рассмотреть поддержку безработных в РФ.

1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ, ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ


Безработица понимается как отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает. Безработица тесно связана с понятиями «занятость» и «занятый».

Выделяют различные виды и формы безработицы. К текущей безработице относят незанятость в связи с переходом работников с одного предприятия на другое (фрикционная незанятость).

Структурная  безработица связана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест. Например, внедрение персональных компьютеров сократило спрос на пишущие машинки, что снизило спрос на труд на предприятиях про производству пишущих машинок. Одновременно увеличился спрос на труд в электронной промышленности. Разные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно сокращаться в одних регионах и возрастать в других. Если фрикционные безработные имеют навыки, которые могут применять, то структурные безработные без переподготовки, дополнительного обучения, перемены места жительства найти работу не смогут. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, то структурная безработица носит устойчивый характер.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации,  дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соот­ветствующих государственных мер по обеспечению работой всех же­лающих, различают:

зарегистрированную безработицу, которая от­ражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых при­ступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;

скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.

Массовая безработица означает состояние, когда большое число членов общества, способных к труду, остается без работы.

Застойная форма безработицы характерна, как правило, для люмпенизированных слоев населения (бомжей, тунеядцев и т.д.), т.е. людей, которые кране нерегулярно работают.

Безработица ожидания  является результатом жесткости заработной платы и вытекающей отсюда нехватки рабочих мест. В равновесной модели рынка заработная плата изменяется, уравновешивая спрос и предложение. Однако в действительности заработная плата не является столь гибкой и иногда застревает на уровне выше равновесного, где предложение труда превышает спрос на него. Фирмам приходится распределять между всеми претендентами недостаточное количество рабочих мест. Поэтому жесткость реальной заработной платы уменьшает показатель вероятности трудоустройства и повышает уровень безработицы.

Циклическая, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для сгла­живания негативных последствий такого вида безработицы необходи­мы разработка и принятие специальных программ обеспечения занято­сти населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы[2].


2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Вопрос о численности безработных не простой. Официальные данные, как правило, занижены по сравнению с данными профсоюзов и других организаций. Так, Законом Российской Федерации о занятости предусмотрено, что гражданин Российской Федерации может считаться безработным, если он потерял работу или не имеет доходов по причине невозможности получить постоянную работу в данной местности, зарегистрировался в службе занятости как способный и готовый трудиться и пройти переподготовку для этого и действительно ищет работу, причем эта служба не предоставляла предложений для постоянного трудоустройства в течение первой недели с момента его регистрации.

Как показывают социологические исследования, в числе безработных ныне в России оказываются в первую очередь неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, «слабые» демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70% безработных и более.

Безработица сказывается прежде всего на материальном положении незанятых, их социально-психологическом самочувствии.

Чтобы определить количество безработных, надо подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Для этого воспользуемся новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993г. в российскую статистику (в ней учтены рекомендации Международной организации труда).

Сначала все лица подразделяются на две группы:

1) Экономически неактивное население - жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. В эту группу включены:

-         учащиеся и студенты дневных учебных заведений;

-         пенсионеры (по старости и другим основаниям);

-         лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т. п.);

-         отчаявшиеся найти работу;

-         лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

2) Экономически активное население - часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения - доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле

Уа = Эа/Н х 100

где Уа - уровень экономически активного населения;

Н - численность населения;

Эа - численность экономически активного населения.

В нашей стране в 1998г. уровень экономически-активного населения составил 50% (экономически активными были 72 млн человек).

В свою очередь, экономически активное население делится на две группы:

1) Занятые - лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:

-         работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);

-         трудятся без оплаты на семейных предприятиях.

2) Безработные - лица 16 лет и старше, которые:

-         не имеют работу (доходного занятия);

-         занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.);

-         готовы приступить к работе;

-         обучаются по направлению государственной службы занятости.

На основании данных о занятости (3) и безработицы определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется по формуле

Уб=Эа-3/Эа х 100

В СССР с конца 30-х годов официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против «тунеядства». С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишнего числа рабочей силы), уровень которой доходил до 15% от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительный персонал, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т. п.

Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 80-х годов. В результате обострения экономическою кризиса численность безработных в России в последние годы значительно возросла: с 3,8 млн. человек в 1992 г. до 8,9 млн. человек в 1999 г. (что составляет 12,3% от экономически активного населения).

К концу декабря 2003 года число безработных в России составило, по оценке, 6,31 миллиона человек или 8,9 % от экономически активного населения, по сравнению с 6,17 миллиона человек к концу ноября 2003 года и 6,29 миллиона - к концу декабря 2002 года, сообщил Госкомстат РФ.

В декабре по сравнению с предыдущим месяцем число безработных выросло на 2,3 %, по сравнению с декабрем 2002 года - на 0,3 %[3].


Безработица в РФ

Декабрь 2003

Ноябрь 2003

Декабрь 2002

Число безработных (млн)

6,31

6,17

6,29

% от экономически активного населения

8,9

8,6

8,8

Официально зарегестрировано (млн)

1,64

1,57

1,50


Данные рассчитаны в соответствии с методологией Международной организации труда. Госкомстат периодически уточняет сведения о безработице за предыдущие месяцы.

Численность экономически активного населения к концу декабря 2003 года составила, по оценке, 70,9 миллиона человек, или около 50 % от общей численности населения страны.



3. БЕЗРАБОТНЫЕ И ПОДДЕРЖКА

БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ


В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями:

1) содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание профессиональной помощи в подготовке и переподготовке;

2) стимулирование образования гибкого рынка труда.

Законами и иными нормативными актами Российской Федерации предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

Государство в соответствии с законами, должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе виды занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.

Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка:

Молодежи;

Женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей- инвалидов;

Одиноким и многодетным родителям, имеющим несовершеннолетних детей;

Инвалидам;

Лицам предпенсионного возраста;

Беженцам, вынужденным переселенцам;

Лицам, освобожденным из исправительных учреждений;

Лицам, длительное время не имеющим работы.

Законом «О занятости в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматривается создание специализированных предприятий и организаций, создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельные его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психологических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д.[4]

Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы.

Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным[5].

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими и знакомыми, так и с потенциальными работодателями, для работы с такими клиентами используются психологические методы и приемы, вплоть до интенсивной психотерапии.

Согласно ст. 12 Закона «О занятости в Российской Федерации»[6] Государство гарантирует гражданам Российской Федерации:

-         свободу выбора рода деятельности,  в том числе работы с разными режимами труда;

-         охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного   отказа   в  приеме  на  работу  в  соответствии  с законодательством Российской Федерации о труде;

-         бесплатное содействие   в   подборе   подходящей    работы    и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Государство гарантирует безработным гражданам:

-         бесплатные профессиональную     ориентацию,   профессиональную подготовку,  переподготовку и повышение квалификации по  направлению органов службы занятости;

-         обеспечение социальной поддержки;

-         компенсацию в   соответствии   с  законодательством  Российской Федерации материальных затрат  в  связи  с  направлением  на  работу (обучение)   в   другую  местность  по  предложению  органов  службы занятости;

-         бесплатные медицинское     обслуживание      и      медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

-         возможность заключения  срочных трудовых договоров (контрактов) на участие  в  оплачиваемых  общественных  работах,  организуемых  с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Согласно ст. 13 Закона «О занятости в Российской Федерации», государство обеспечивает дополнительные гарантии  гражданам, особо нуждающимся  в  социальной  защите и испытывающим трудности в поиске работы,  путем  разработки  и  реализации  целевых  программ содействия   занятости,   создания  дополнительных  рабочих  мест  и специализированных  организаций  (включая  организации   для   труда инвалидов),  установления  квоты  для  приема  на  работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации,  а также  путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Пособие по безработице назначается и выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными в период их активного поиска работы. Продолжительность выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. При наличии у безработных граждан не менее 26 недель оплачиваемой работы пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднемесячному заработку по последнему месту работы: в первые три месяца - 75% от среднемесячного заработка, в следующие четыре месяца - 60%, в дальнейшем - 45%. В остальных случаях - в размере минимальной оплаты труда, установленной законодательством.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации  обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Закон «О занятости в РФ» от 19 апреля 1991 года № 1032-1-РФ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года № 20-П.

2.     Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд. - № 9 – 1996.

3.     Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2002.

4.     Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5.     Соколова Г.Н. Занятость и безработица в условиях рыночной модернизации // Социс. – 1998. - №9.

6.     Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. М.: Союз, 2003.


[1] Соколова Г.Н. Занятость и безработица в условиях рыночной модернизации // Социс. – 1998. - №9. С. 5.


[2] Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. М.: Союз, 2003. С. 154.


[3] Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 106.


[4] Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 162-163.

[5] Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд. - № 9 – 1996. С. 8-9.


[6] См.: Закон «О занятости в РФ» от 19 апреля 1991 года № 1032-1-РФ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года № 20-П.