Содержание

 

Введение. 3

1. Общие положения работы с детьми и молодежью, употребляющими наркотические и психотропные вещества. 4

2. Профилактическая антинаркотическая работа в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. 8

3. Профилактическая антинаркотическая работа во внешкольных учреждениях и сфере досуга. 11

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение


Наркомания и употребление психотропных веществ является  одной  из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и  активных  действий  в организации  профилактики злоупотребления психотропными веществами в образовательной среде.

При работе с молодежью, употребляющей наркотические и психотропные вещества акцентируется внимание  на  образовательных,  социальных, психологических  и медицинских проблемах профилактики. 

Главная цель работы с молодежью, употребляющей наркотические и психотропные вещества заключается в объединении образовательных,  социальных и медицинских мер в рамках первичной,  вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

·                   снижение спроса и,  следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;

·                   снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;

·                   снижение медико-социальных последствий злоупотребления  психоактивными веществами (ПАВ) - инфекционных гепатитов,  ВИЧ-инфекций,

·                   венерических заболеваний,  психических расстройств, суицидов, прекращение образования, разрушение семей, криминализация детей и молодежи.

Цель работы – рассмотреть направления социальной работы с детьми и молодежью, употребляющими наркотические и психотропные вещества.

Задачи работы – определить направления профилактической антинаркотической работы в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также во внешкольных учреждениях и сфере досуга.

1. Общие положения работы с детьми и молодежью, употребляющими наркотические и психотропные вещества


В конце ХХ века злоупотребление алкоголем,  наркотиками и другими психотропными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями,  вызванными приемом  различных  психотропных  веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее  десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя,  наркотических и других психотропных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения,  экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

По данным Минздрава России количество потребителей  наркотиков на первое полугодие 1999 г.  составило 315 тыс.  человек. По мнению экспертов реальная численность  потребителей  наркотиков  в  стране превышает этот показатель в 8-10 раз.

Системный анализ  показателей  наркологической  заболеваемости подростков  и  населения в целом свидетельствует о том,  что в 1998 году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков  был  в  2 раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикоманией - в 8 раз.  Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании.  В России средний  возраст  начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к токсико-наркотическим  веществам  снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.    

За пять лет (с 1992 по 1997 год) число детей, больных наркоманией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией - в 15,7 раза[1].

Как следует  из большинства социологических исследований и научных публикаций,  в нашей стране 8% молодежи периодически употребляют  наркотики.  Среди студенчества наркоманией охвачено в той или иной мере 30-40 %, а по отдельным регионам эта цифра значительно выше.

По существующим прогнозам рост показателей,  связанных с употреблением  психотропных  веществ,  может  продолжаться  вплоть  до 2010 года.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании.  Это возросшая в 7-11 раз смертность,  увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней:  в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50 %  наркоманов,  в Европе - 70 %), инфекционных гепатитов (в России более 90 проц. наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний.  ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет,  но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей,  больных наркоманией. По данным международной статистики  весь круг заболеваний,  связанных с наркоманиями,  дает около 10%  всех смертей и 20 %  всех госпитализаций.  Причем  в настоящее  время  около  40 %  госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами  поведения  в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства  наркозависимых  (13-24  года), под угрозой фактически оказалось будущее страны[2].

Дифференцированный анализ  отечественной и мировой наркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические,  социально-идеологические и биомедицинские  факторы,  а  по масштабу их действия - глобальные,  геополитические,  региональные, присущие отдельным слоям общества,  микрогруппам населения, семьям, личностям.

Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершеннолетних,  употребляющих наркотики и токсические  средства,  отмечают относительную несложность их приобретения.  Наркотики приобретаются в школах,  на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах,  в парках,  а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками.  Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения  как  мини-рынки  сбыта  наркотиков в детско-подростковой среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому, без жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и  силового противостояния наркогруппировкам, добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактической работы  только  за счет усилий воспитателей,  учителей, врачей, психологов, социальных работников не представляется возможным.

Следующим важным  фактором  наркотизации  является  снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической  защиты и низкий ценностный барьер.  Несовершеннолетний,  начинающий принимать наркотики,  находится в своеобразной социально-психологической ситуации:  с  одной  стороны - массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля  жизни  и  новых ощущений,  связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания;  с другой -  растерянность и некомпетентность педагогов,  социальных работников, родителей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями ПАВ.

На уровне личностных факторов,  являющихся пусковым механизмом начала  употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими, выделяются индивидуальная дисгармоничность,  наследственная генетическая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств.  Немалый «вклад»  в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоприятной почвы для  распространения  наркомании  вносит  современная система  воспитания  и  порой  недостаточно обоснованные чрезмерные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой образования.

Таким образом,  эпидемия  наркомании  в  стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических  и других факторов,  но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением.  Такое понимание этого сложного биопсихосоциального  явления  диктует выбор определенных стратегий и предпочтительных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с  использованием потенциала заинтересованных государственных институтов и общественности.

Обращает также  на  себя внимание низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам,  больным  наркоманией,  и превентивной  помощи лицам,  лишь приобщающимся к употреблению ПАВ.

Около 60 % опрошенных детей и подростков и 28 % взрослых не представляли,  куда  можно  обратиться  при появлении наркотических проблем.  Причем,  в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь.  В стране отсутствуют государственные детско-подростковые реабилитационные центры,  а оплачивать услуги  коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.

В этой ситуации возникает особая  ответственность  со  стороны профессиональных групп лиц,  работающих с детьми и молодежью - учителей,  воспитателей,  школьных психологов,  социальных  педагогов, врачей,  которые  нуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании[3].


2. Профилактическая антинаркотическая работа в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования


Основные направления:

1. Профилактическая работа с родителями.

1.1. Информирование родителей о случаях наркотизации студента о целесообразности внутрисемейного контроля наркотизации на основе доврачебных диагностических тестов употребления наркотиков.

1.2. Организация среди родителей, нетерпимо относящихся к наркотизации обучающихся подростков и молодёжи, групп родительской поддержки при наркопостах и кабинетах профилактики, созданных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

2. Воспитательно-педагогическая работа с подростками и молодёжью, обучающимися в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

2.1. Разработка превентивных воспитательных и информативных программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ в условиях студенческого общежития.

2.2. Разработка и внедрение обучающих программ-тренингов для воспитателей общежитий образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

2.3. Организация наркопостов и кабинетов профилактики в общежитиях образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

2.4. Проведение регулярных и тематических антинаркотических мероприятий: тематические «круглые столы», дискуссии, тематические дискотеки «Молодёжь против наркотиков».

2.5. Формирование групп психологической поддержки лиц с проблемами зависимости среди подростков и молодёжи, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Организация взаимодействия между указанными группами и руководством образовательных учреждений.

3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

3.1. Разработка методического обеспечения наркопостов и кабинетов профилактики при образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

3.2. Разработка и внедрение моделей межвузовского центра реабилитации подростков и молодёжи с наркозависимостью и организация подобных центров.

3.3. Организация моделей мониторинга распространённости употребления наркотиков среди подростков и молодёжи, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования[4].

К основным направлениям профилактической антинаркотической помощи семье можно отнести:

Формирование активного отношения родителей к риску наркотизации в той микросреде, в которой растёт и общается их ребёнок.

Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье.

Оказание помощи семье, когда ребёнок начал злоупотреблять психоактивными веществами.

Организация на уровне дома, двора, уличного микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ.

Основные формы и средства антинаркотической помощи семье:

Лекционная - через родительские собрания, семинары, занятия в родительском университете.

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, лекторы - специалисты по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодёжи.

Индивидуальное семейное консультирование родителей из «проблемных» дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодёжи.

Заместитель директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, специалисты психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для «проблемных» семей.

Зам. директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, специалисты центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним и молодёжи.

Выявление родителей группы «риска» алкоголизации и наркотизации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи.

Школьный психолог, социальный педагог, специалисты центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним и молодёжи, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребёнком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование.

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, специалисты служб социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел.

Оказание помощи родителям в возвращении ребёнка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребёнка из дома.

Социальный педагог, школьный психолог, специалисты служб социальной защиты населения, работники органов внутренних дел[5].


3. Профилактическая антинаркотическая работа во внешкольных учреждениях и сфере досуга


Основы профилактической помощи должны быть развёрнуты на уровне конкретного муниципального образования и микрорайона через программы типа «Образовательное учреждение - микрорайон - семья» при непосредственном участии социальных педагогов образовательного учреждения, социальных работников службы социальной защиты населения. Цель внедрения методов профилактической работы в микрорайоне - обеспечение преемственности и непрерывности воспитательно-оздоровительной работы с детьми в образовательной среде.

1. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в микрорайоне.

1.1. Составление социального паспорта микрорайона с определением «зон риска», связанных с распространением наркотиков, учётом «трудных и проблемных семей» микрорайона, нерешённых социальных проблем (наличие спортивных площадок и секций для детей и подростков, контроль за работой баров, кафе и дискотек, в которых допускается употребление алкогольных напитков или психоактивных веществ детьми и подростками).

1.2. Организация на уровне конкретного муниципального образования, микрорайона под социальным патронажем образовательного учреждения общественных многопрофильных детско-подростковых клубов; создание клубного пространства с обязательным привлечением к работе клубов специалистов органов и учреждений по делам молодёжи, социальной защиты населения, общественных и религиозных объединений для участия в постоянно действующих кружковых, студийных формах работы, в организации на уровне микрорайона праздников, спортивных и развлекательных программ.

1.3. Установление через социальных педагогов образовательного учреждения взаимодействия с депутатской группой, общественными благотворительными объединениями, которые работают в микрорайоне и в рамках своей деятельности оказывают социально-психологическую помощь и поддержку проблемным семьям и детям с риском наркотизации.

2. Воспитательная антинаркотическая профилактическая работа с детьми и подростками в микрорайоне.

2.1. Организация и развитие на уровне микрорайона через общественные клубы, учреждения дополнительного образования детей, центры социально-реабилитационной направленности различных форм внешкольной детской и юношеской инициативы по оказанию поддержки инвалидам, престарелым, многодетным семьям микрорайона; участие социальных педагогов образовательного учреждения, школьного врача совместно с социальными работниками в организации из числа положительно ориентированных подростков и молодых людей групп взаимопомощи по предупреждению употребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодёжи.

2.2. Организация социально значимой деятельности детей, проведение микрорайонных конкурсов на лучшие дворовые площадки; установление через социальных педагогов школы взаимодействия с муниципальными органами службы занятости населения для обеспечения рабочих мест и помощи в оформлении договоров на работу подростков во время каникул, в свободное от учёбы время.

2.3. Организация летнего спортивно-ориентированного отдыха для детей и подростков, состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел, а также для детей и подростков из групп риска наркотизации.

3. Учебно-методическая антинаркотическая профилактическая работа со специалистами в микрорайоне.

3.1. Разработка для курсов последипломной подготовки и переподготовки социальных работников и социальных педагогов программ развития активной антинаркотической работы в семье и микрорайоне, программ организации для детей и молодёжи досуга, свободного от употребления психоактивных веществ.

3.2. Распространение нового социально-педагогического опыта в предупреждении употребления психоактивных веществ, освещение антинаркотической профилактической работы в местных средствах массовой информации[6].

Заключение


Анализ указанных в работе проблем позволяет сформулировать ряд проблем, которые должны стать предметом обсуждений и исследований. Ряд нерешённых проблем носят организационный и юридический характер. Они связаны с процессом институциализации профилактической работы. К ним относится следующее:

Не решена проблема, к чьей компетенции относится реализация антинаркотической работы с молодёжью.

Не создана правовая база работы. Не определен объём прав и компетенции, ответственность субъектов.

Не созданы эффективные структуры, координирующие антинаркотическую работу.

Наряду с этим необходимо указать на проблемы научно-методического обеспечения профилактических мероприятий:

Спорная ситуация выбора между адаптацией зарубежных программ и созданием авторских.

Проблема учёта возрастной динамики и отказ от идеи создания универсальной методики.

Специфика детской и подростковой психики и ответственность за последствия профилактической работы.

Необходимость расширения объекта профилактики. «Выход» профилактических программ за стены учебных заведений.

Необходимость учёта национальных реалий: материальных и организационных возможностей отечественных институтов профилактики.

Перенос акцента на пропаганду здорового образа жизни.

Список литературы


1.     Белоусов Ю.П. Методологическое и организационное обеспечение профилактики наркомании среди подростков // Полис. 2002. № 5.

2.     Нагорный И.А. Конструирование проблемы роста потребления наркотиков среди подростков и молодежи // ЭКО. 2002. № 3.

3.     Соболев В.А. Первичная профилактика наркотизма // Полис. 2000. № 12.

4.     Социальная работа / Под ред. И.М. Захаровой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

5.     Упоров В.В. Теория социальной работы. – М.: ВЕЧЕ, 2004.


[1] Социальная работа / Под ред. И.М. Захаровой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 242.

[2] Упоров В.В. Теория социальной работы. М.: ВЕЧЕ, 2004. – с. 25


[3] Нагорный И.А. Конструирование проблемы роста потребления наркотиков среди подростков и молодежи // ЭКО. 2002. № 3. С. 44.


[4] Белоусов Ю.П. Методологическое и организационное обеспечение профилактики наркомании среди подростков // Полис. 2002. № 5. С. 45-46.

[5] Соболев В.А. Первичная профилактика наркотизма // Полис. 2000. № 12. С. 111.



[6] Белоусов Ю.П. Методологическое и организационное обеспечение профилактики наркомании среди подростков // Полис. 2002. № 5. С. 47.