Содержание

Введение. 2

1.  Ценообразование в строительстве: основные понятия. 4

1.1. Цена строительства. 4

1.2. Сметная стоимость. 4

1.3. Рыночная цена. 5

1.4. Договорная цена строительства. 6

1.5. Новая концепция ценообразования в строительстве. 7

1.6. Технология формирования цены в строительстве. 13

Заключение. 14

Список литературы.. 15



















Введение

Экономическое содержание финансов в капитальном строительстве, а также функции и основные принципы их организации подобны тем, что существуют в промышленности и других отраслях, однако имеется специфика в организации финансов, обусловленная технико-экономическими особенностями данной отрасли:

Финансы строительства включают в себя финансы заказчика, финансы строительно-монтажных работ, финансы проектных работ (проектных организаций), финансы геолого-разведочных работ.

Конечный финансовый результат (балансовая прибыль или убыток) деятельности строительной организации складывается из финансового результата от сдачи заказчику объектов, предусмотренных договорами; реализации на сторону основных средств и иного имущества строительной организации, находящихся на балансе строительной организации, а также доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

         Целью данной работы выступает  исследование особенностей ценообразования в строительстве. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    рассмотреть понятие цены строительства

2)    рассмотреть понятие сметной стоимости строительства

3)    рассмотреть понятие рыночной цены строительства

4)    рассмотреть понятие договорной цены строительства

5)    рассмотреть сущность концепции ценообразования в строительстве

6)    рассмотреть технологию формирования цены в строительстве






1.  Ценообразование в строительстве: основные понятия

1.1. Цена строительства

В современной практике хозяйствования цена строительства определяется на основе соглашения заказчика и подрядчика. Ранее, в условиях советской плановой экономики, стоимость строительства рассчитывалась по жестким правилам, централизованным нормам и ценам. Сметная стоимость устанавливала единый и общий уровень для всех участников на весь период строительства данного объекта.

В рыночной экономике стоимость строительства может меняться как в зависимости от конкретных исполнителей, так и от времени реализации проектов. В процессе строительства разрабатываются инвесторские сметные расчеты (концептуальная и тендерная стоимость) и исполнительские сметы (укрупненные и детальные расчеты подрядчиков). На различных этапах реализации проекта формируются сметная (расчетная) стоимость, рыночная цена, договорная цена и инвентаризационная (балансовая) стоимость построенного объекта.

1.2. Сметная стоимость

Сметная стоимость устанавливает расчетный уровень будущих затрат заказчика на выполнение предусмотренных проектом строительно-монтажных работ.

Стоимость предстоящего строительства может быть определена только на основе обобщения опыта уже выполненных строительных работ и усреднения прошлых показателей затрат на строительство, т.е. сметная стоимость является средним показателем необходимых затрат [5, с. 148].

Сметная стоимость строительства определяется, как правило, затратными методами, путем калькулирования отдельных элементов текущих затрат, норм и цен, по перечню и объему запланированных строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ.

Определение сметной стоимости, как расчетной величины, выполняется самостоятельно заказчиком или подрядчиком по правилам и формам, наиболее целесообразным в каждом случае строительства. В то же время, общий порядок сметных расчетов в строительстве действуют практически без изменений уже почти 200 лет.

В централизованной административной системе сметная стоимость (стоимость СМР) являлась основным официальным документом для решения задач планирования, управления, контроля и финансирования строительства [3, с. 48].

В рыночных условиях хозяйствования сметная (расчетная) стоимость является только начальным, отправным пунктом договорного процесса и может стать руководящим документом по организации и финансированию строительства только при условии внесения специальной оговорки в подрядный договор.

1.3. Рыночная цена

В отличие от сметной стоимости, рыночная цена строительства устанавливается по законам конъюнктуры рынка подрядной деятельности, под влиянием текущего спроса и предложения на строительную продукцию и уровня инвестиционной активности в регионе и стране в целом.

Рыночная цена может быть больше или меньше сметной расчетной стоимости и определяется экспертными методами или в процессе конкурсов, подрядных торгов, тендеров и т. д.

В практической деятельности рыночные факторы ценообразования строительства используются при рассмотрении и согласовании отдельных элементов сметной стоимости (уровень оплаты труда рабочих, накладные расходы и прочие затраты подрядчика, сметная прибыль).

Рыночная цена строительной продукции определяется как средняя, объективно обусловленная стоимость возведения или ремонта конкретного объекта на данном региональном рынке в реальный календарный период времени строительства.

Рыночная цена в строительстве является переходным элементом от сметной стоимости к договорной цене строительства и включает расчетную сметную стоимость на момент заключения контракта и затраты, учитывающие рыночные факторы изменения сметной стоимости за период строительства [9, с. 99].

В настоящий переходный период целесообразно выделение рыночной составляющей в контрактной (договорной) цене в отдельный блок сметного расчета ввиду сложности вопроса, отсутствия опыта и навыков рыночного ценообразования у большинства специалистов по сметному делу. В этом случае неизбежные ошибки влияют только на рыночную составляющую договорной цены, не затрагивая основную сметную стоимость предстоящего строительства.

1.4. Договорная цена строительства

Контрактная (договорная) цена формируется в результате договорного процесса между заказчиком и подрядчиком на основе данных о сметной стоимости и рыночной цене строительной продукции.

Договорная стоимость устанавливается с учетом детальных сметных расчетов и прогноза (дисконта) изменения уровня предстоящих затрат за расчетное время проведения строительства. Договорная цена может значительно отличаться от сметной и рыночной в зависимости от формы договора (контракты с твердой или открытой ценой), продолжительности строительства, договорной формы авансирования и порядка расчетов за выполненные работы.

Стоимость строительства, установленная в договоре строительного подряда между заказчиком и подрядчиком, в рыночных условиях является окончательной ценой, на основании которой осуществляется финансирование строительства. В бухгалтерском учете у заказчика и подрядчика (в соответствии с ПБУ 2/94 «Учет договоров на капитальное строительство» и «Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций») расчеты за объекты строительства выполняются исходя из договорной цены строительства, понятие «сметная стоимость» из официальной отчетности фактических затрат полностью исключено [2, с. 149].

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности регулируются Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488–1. В статье №7 данного закона говорится: «Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству РСФСР и республик в составе РСФСР, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции».

1.5. Новая концепция ценообразования в строительстве

Основные принципы определения цены строительной продукции и взаимоотношения сторон строительного процесса в переходный период определены в «Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений» (инструктивное письмо Минстроя РФ от 22 октября 1993 г. № БЕ–19–21/12). Далее цитируем:

«Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода – от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она отвечала (хотя и не в полной мере) требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Эти изменения учитывались через финансовые планы подрядных министерств (ведомств), а последними – по подведомственным строительно-монтажным организациям. Такие принципы определения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система непригодна для рыночной экономики.

Происходящий в Российской Федерации процесс коренных изменений в экономической системе и ценовой политике, введение в действие нового российского законодательства, в т.ч. Закона РСФСР «ОБ инвестиционной деятельности в РСФСР», в соответствии с которым основным правовым документом, регламентирующим производственно–хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт), определяют необходимость внесения принципиальных изменений в систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве [1, 5 и  др.].

Концепция отражает особенности ценообразования строительной продукции в переходный период возникновения и развития рыночных отношений в строительно-инвестиционном комплексе. Положения концепции ориентированы на предприятия и организации, осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от их форм собственности и принадлежности.

Исходя из настоящей концепции, Госстрой России ведет и предусматривает дальнейшую разработку соответствующих методических документов, более детально раскрывающих изменения, вносимые в систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

 Политика ценообразования и сметного нормирования в строительстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации, органически вписывающейся в общую экономическую политику государства.

Основными задачами новой системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются [5, с. 79]:

·        формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию, их экономическая оптимизация и государственное регулирование через цены на отдельные виды ресурсов;

·        обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;

·        определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.

При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать [8,с. 66]:

·        гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;

·        возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат, сопутствующих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;

·        соблюдение принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию;

·        рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;

·        возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.

При установлении состава и содержания предпроектной и проектно-сметной документации на строительство рекомендуется руководствоваться действующими положениями по составу, порядку разработки, согласования и утверждения указанной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений с учетом дополнительных требований, отвечающих рыночным отношениям, и, имея в виду, что стадийность (сочетаний стадий, выбор утверждаемой стадии) проектирования жестко не регламентируется и может приниматься в виде технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства, проекта, рабочей документации, а инвестор и подрядчик имеют право принимать за основу для формирования свободной (договорной) цены на строительную продукцию стоимость, определенную на любой стадии разработки документации для строительства.

 Исходя из общей экономической и единой ценовой политики Российской Федерации, а также ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение на рынке инвестиций, основным направлением ценовой политики в строительстве становится дальнейшее расширение сферы применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию. Формирование этих цен осуществляется как инвестором (заказчиком), так и подрядчиком на равноправной основе. Более широкое применение таких цен создает условия, при которых они наилучшим образом выполняют свои функции в рыночном регулировании воспроизводственных пропорций, а также ликвидации ценовых диспропорций.

Основным методом экономической оптимизации цены строительной продукции в новых условиях являются подрядные торги.

Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным и производится в порядке, установленном Положением о подрядных торгах в Российской Федерации.

При возникновении разногласия по уровню свободных (договорных) цен на строительную продукцию, когда у заказчика имеются предложения только от одного подрядчика, подрядные организации обосновывают свои предложения необходимыми расчетными материалами.

Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню указанных цен при заключении договоров подряда подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, – это предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др. Прямые методы – это установление фиксированных цен (или коэффициентов их изменения) и предельных цен на отдельные виды ресурсов, применяемых в строительстве, особенно на местные материалы.

Принятые решения об инвестировании и для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию рекомендуется составлять [9, с. 205]:

·        при разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвесторов – инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек);

·        при подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией на основании объявленной (разосланной) инвестором тендерной документации – расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика.

При составлении смет (расчетов) инвестора и подрядчика могут применяться различные методы и, в частности: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно–индексный, базисно-компенсационный, на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов и др.

Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей экономической ситуации.

При составлении инвесторских смет (расчетов), в особенности в предпроектных проработках и на ранних стадиях проектирования, рекомендуется использовать различные укрупненные показатели стоимости строительства, укрупненные сметные нормативы, включая и прейскуранты (в базисном уровне цен), банки данных о базисной стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных объектов. Приведение к текущему уровню может производиться при этом путем применения индексов, определенных расчетами на базе набора ресурсов в ресурсно-технологической модели (РТМ) и данных об индексах цен на отдельные ресурсы.

Стоимость строительства в текущем уровне цен в документации заказчика носит предварительный характер и используется при принятии решения о целесообразности данного строительства.

Окончательная цена стройки определяется соглашением между заказчиком и подрядчиком.

На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики (инвесторы) и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию. Эти цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными), реальное применение которых будет возможным в перспективе, по мере стабилизации рынка.

Подготовка материалов обоснования свободной (договорной) цены на строительство является обязанностью стороны, которой поручается это сделать в соответствии с достигнутой договоренностью».







1.6. Технология формирования цены в строительстве



                                                                                             2

    7                                                                                       4

 

8                                                                                                        5

                                                                                                     6

 

9        10

                                                                                                     15

1

                        11                                                        14          3

                               12                                         13

Рис. 1. Схема ценообразования на строительную продукцию


         Обозначения на рисунке 1:

1, 2, 3  – сырье, материалы и так  далее

4 – прямые затраты

5 – накладные расходы

6 – инвесторская себестоимость СМР

7 – сметная прибыль

8 – инвесторская сметная стоимость СМР

9 – лимитные затраты

10 – сметная стоимость СМР подрядчика

11 – затраты на инфраструктуру

12 – НДС

13 – договорная цена

14 – затраты инвестора

15 – инвесторская сметная стоимость объекта ( ИССО)

Заключение

         В ходе выполнения работы была достигнута е  основная цель и решены все задачи. В заключении сделаем несколько основных выводов.

Финансы строительства включают в себя финансы заказчика, финансы строительно-монтажных работ, финансы проектных работ (проектных организаций), финансы геолого-разведочных работ.

Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений – это сумма денежных средств, определяемых сметными документами, необходимых для его осуществления в соответствии с проектом (рабочим проектом). Сметная стоимость является основой для планирования капитальных вложений, финансирования строительства, расчетов за выполненные строительно-монтажные работы  (товарную строительную продукцию), оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.

Применяемая сметно-нормативная база (от 1 января 1991г.), на основе которой определялась сметная стоимость строительства очень "устарела" и не позволяла определить затраты, связанные с внедрением новой техники, технологии строительных материалов и потому с 1 января 2003г. по России для определения сметной стоимости строительства должна быть использована новая сметно-нормативная база ценообразования в строительстве. Эта база существенно отличается от предыдущей (от 1 января 1991г.).

Стоимость строительства в текущем уровне цен в документации заказчика носит предварительный характер и используется при принятии решения о целесообразности данного строительства.







Список литературы

1.     Алклычев А. Ценообразование в период перехода к рыночной экономике.- М.: Институт экономики РАН, 1995.-145с

2.     Андрианов В. Государственное регулирование, механизмы саморегуляции в рыночной экономики // Вопросы экономики.-1996.-№9.-с28-39.

3.     Бадокина Е. Государственное регулирование цен: Учебное пособие. -Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1995.-52с

4.     Законодательные акты и нормативы по строительству : Сб. основных официальных материалов / Сост. Н.П. Егорова.- М.: Стройиздат,1996.- 84 с

5.     Калита Н., Кожуховский И. Ценообразование в условиях рынка. -Киев: УкрНИИТИ, 1999.-57с

6.     Карпюк П. Проблемы ценообразования в новом экономическом механизме. М.:МНИИПУ, 1999.-147с

7.     Либерман И.Г. Цены и себестоимость в строительстве. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 356 с.

8.     О государственном регулировании цен в России // Цена-дайджест.-2000.-№1-с89-90

9.     Цены и рынок. Цены в III квартале 1999 года: Справочно-методическое пособие. -М.:ООО «Цены и рынок» 1999.-193с

10.                       Цены и рынок. О работе органов ценообразования субъектов РФ и ответы на вопросы (1998г. I полугодие). Контроль за ценами: Справочно-методическое пособие.- М.:ООО «Цены и рынок» 1999.-223с