Содержание

1. Маркетинговые исследования: сущность, виды и организация. 3

2. Основные виды маркетинговых коммуникаций: определение, классификация, краткая характеристика. 7

3. Практическая часть. 15

Список литературы.. 20

1. Маркетинговые исследования: сущность, виды и организация


Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчёт о результатах. Фирма проводит маркетинговые исследования или собственными силами - отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен. Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть знакомы с их спецификой и знать технологию исследования, чтобы не допустить ошибки в принятии решения на основе недостоверной информации.

Схема маркетинговых исследований представлена на рис.1.1[1]

Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос, наблюдение и автоматическая регистрация данных (эксперимент представляет только специфический план исследований), панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемого признака (человек, предмет).

В маркетинге проводятся следующие виды исследований: зондирование (поиск идей и гипотез, определение ситуации); разработка и анализ маркетинговой политики; эксперимент (проверка рабочих гипотез, предположений в рамках маркетинговых исследований).

Несмотря на многообразие видов маркетинговых исследований, проводимых фирмами, в основе их лежит общая методология, определяющая порядок их организации.


Выявление проблем и формулировка целей

Отбор источников информации:

выбор места исследования;

подготовка орудий исследования;

составление плана выборки;

выбор способа связи с аудиторией

Сбор информации

опрос, наблюдение, панель, эксперимент

Анализ собранной информации:

Составление таблиц, графиков;

Определение средних уровней распределения частотности, дисперсии;

Обработка информации с помощью статистических методов и моделей принятия решения

Представление собранной информации

 

Рис.1.1 Схема маркетингового исследования

  Процесс проведения маркетингового исследования в общем случае состоит из 5 основных этапов:

1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.

2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации.

3. Планирование и организация сбора первичной информации.

4. Систематизация и анализ собранной информации.

5. Представление полученных результатов исследования.

1. Выявление проблем и формулирование целей исследования

  Выявление проблем и формулирование целей исследования по праву считается важнейшим этапом исследования. Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель маркетингового исследования являются залогом его успешного проведения. Ошибки же, допущенные на этом этапе, могут привести не только к неоправданным затратам на проведение маркетинговых исследований, но и к обострению истинных проблем, связанных с потерями времени на движение по "ложному следу".

2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации

  Второй из указанных выше этапов процесса проведения маркетингового

исследования состоит в последовательном выполнении определенных процедур

  В зависимости от сроков и трудовых ресурсов, выделенных для выполнения процедур, отбор внутренних и внешних источников вторичной информации и сбор ее может производиться как поочередно (сначала изучается внутренняя, а затем внешняя информация), так и одновременно.

  Основным и важнейшим источником внутренней вторичной информации для большинства зарубежных фирм служит компьютер, в информационную базу которого включаются все значимые данные, отражающие различные функции управления деятельностью фирмы (организацию производства, закупку, продажу, управление кадрами, финансовую, маркетинговую деятельность и др.). Использование компьютерной технологии хранения и получения внутренней вторичной информации позволяет не только сократить трудовые затраты по ее сбору, но и обеспечить высокую оперативность ее получения.

  Следует отметить, что процесс анализа вторичной информации может привести к уточнению, а иногда и к значительной корректировке сформулированной ранее проблемы и задач исследования, что свидетельствует об итеративном характере процесса маркетингового исследования.

3. Планирование и организация сбора первичной информации

  Планирование и организация сбора первичной информации по праву считается самым трудоемким этапом процесса проведения маркетингового исследования

  Процедура составления плана выборки включает последовательное решение трех следующих задач:

·         Определение объекта исследования.

·         Определение структуры выборки.

·         Определение объема выборки.

4. Систематизация и анализ собранной информации

  Систематизация первичной информации состоит обычно в классификации вариантов ответов, их кодировании и представлении в удобной для анализа форма (чаще всего в табличной).

  Анализ информации заключается а оценке уже систематизированной информации, как правило, с использованием статистических методов.

  Окончательные результаты анализа нередко выступают в форме рекомендаций, представляющих собой основанные на оценка собранных данных предложения о действиях фирмы в будущем.

  Завершающим этапом исследования является представление отчета о его результатах, который нередко сопровождается выступлением исполнителя с докладом перед представителями заказчика.

5. Представление полученных результатов исследования.

  Как правило, отчет о результатах исследования готовится в двух вариантах: подробном и сокращенном. Подробный вариант представляет собой полностью документированный отчет технического характера, предназначенный для специалистов отдела маркетинга фирмы. Сокращенный вариант отчета предназначен для руководителей фирмы и содержит подробное изложение основных результатов исследования, выводов и выработанных рекомендаций. При этом он не отягощен информацией технического и методического характера, первичными документами и т.п.

Обычно содержание отчета и основные требования к нему предварительно согласуются с заказчиком и поэтому могут иметь специфику и особенности. Тем не менее существуют общие требования к содержанию отчета о проведенном маркетинговом исследовании, предусматривающие обязательное включение в него следующих вопросов:

1) Цель обследования.

2) Для кого и кем оно было проведено.

3) Общее описание генеральной совокупности, охваченной обследованием.

4) Размер и характер выборки, а также описание применяемых методов

взвешенного отбора.

5) Время проведения обследования.

6) Использованный метод опроса.

7) Адекватная характеристика лиц, проводивших обследование, и всех

применявшихся методов контроля.

8) Экземпляр анкеты.

9) Фактические результаты.

10)  Базовые показатели, использовавшиеся для исчисления процентов.

11)  Географическое распределение проведенных опросов.

  В заключении следует подчеркнуть, что успешное проведение исследования  требует тесного контакта между исследовательским коллективом и руководством фирмы (или его представителем) на всех этапах маркетингового исследования. Это позволит исследователям четче сориентировать свои усилия на проблемах, стоящих перед фирмой и избежать неожиданных расхождений позиций с руководством фирмы по различным вопросам на последнем этапе исследования, а руководству фирмы глубже понять результаты исследований и убедиться в их корректности и объективности.

 

2. Основные виды маркетинговых коммуникаций: определение, классификация, краткая характеристика


Современный маркетинг требует осуществления коммуникаций со своими заказчиками. Для этого фирмы нанимают рекламные агентства для создания эффективных объявлений,  специалистов по стимулированию сбыта, для разработки поощрительных программ, специалистов по организации общественного мнения для формирования образа организации.

Маркетинговые коммуникации - это  реклама,  стимулирование  сбыта, пропаганда, личная продажа, паблик- рилейшнз ( public Relations)

Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения товаров от имени известного спонсора с указанием источника финансирования.

Стимулирование сбыта - кратковременные побудительные меры поощрения покупок или продаж товара (или услуги).

Личная продажа - устное представление товара в ходе беседы с  одним или несколькими покупателями с целью совершения продажи.

Паблик – рилейшнз формирование благоприятного образа (имиджа) фирмы. Частью паблик-релейшенз является пропаганда как неличное и неоплаченное стимулирование спроса на товары посредством распространения о них коммерчески важных  сведений.

Теоретические модели

1. Модели обучения. Любая рекламная компания нацелена на развитие процессов обучения. Наряду с классической (павловской) и инструментальной теорией обучения для объяснения действия рекламы привлекается теория обучения на модели.

Обучение на модели, или имитационное обучение, вызывается, например, с помощью телевизионного рекламного ролика. Восхищенные взгляды, которые получает телевизионная домохозяйка от своего телевизионного мужа за белоснежную рубашку или сияющий кафель, не проходят для зрительниц бесследно. Образцы поведения могут быть переняты и опосредованы.

То, что для рекламы все шире используются не "звезды", а "люди-как-ты-и-я", с точки зрения имитационной теории обучения, вполне оправданно.

Исследование памяти – другая ветвь теории обучения – получила большое значение для рекламы.

2. Мотивационные модели. Мотивационная психология при объяснении причин поведения утверждает: мотивирующая ситуация оказывает большое влияние на мотивированный объект. Это объясняет связь между восприятием и запоминанием рекламы и мотивацией лица, на которое направлена реклама. Существует несколько разновидностей мотивационных моделей.

Гомеостатическая теория мотивации исходит из того, что индивидум пытается удовлетворить потребности для достижения состояния покоя и равновесия. Отклонения от равновесия вызывают реакции, направленные на восстановление начального состояния. В рамках гомеостатической теории можно также выделить несколько концепций, например теорию инстинктов, психоаналитический подход и теорию знания.

Психоаналитический подход опирается на теорию Фрейда. В современном исследовании маркетинга и поведения потребителей этот подход применяется сравнительно редко. Его заслуга видится в том, что он обращает внимание на неконтролируемые сознанием причины поведения потребителей.

Теория знания объясняет возникновение мотивации из процессов познания. Здесь следует выделить теорию когнитивного диссонанса. Диссонанс может возникнуть при получении информации о продукции, при покупке продукта, в процессе пользования. Если величина диссонанса переступает через определенную, зависящую от характера человека границу, то потребитель может:

а) начать поиск подтверждающей его понимание информации;

б) отвергнуть вызывающую диссонанс информацию как не заслуживающую, на его взгляд, доверия;

в) изменить свое поведение;

г) попытаться избежать нежелательной информации и т.д.

Иерархия потребностей, которую предложил психолог Маслоу, основывается на принципе относительной очередности актуализации мотивов различных уровней. До того, как более иерархически высокий мотив начнет воздействовать на поведение, должны быть, по крайней мере в известной степени, удовлетворены потребности, находящиеся на более низких ступенях.

3. Представление потребителей и реклама. Мнения и представления людей влияют на восприятие, переработку информации, процессы обучения и запоминания, на поведение в конечном счете. Хотя величина этого влияния не бесспорна, многие рекламные компании нацелены как раз на то, чтобы вызвать изменение мнения членов целевой группы. В области маркетинга чаще, чем в других областях, была доказана гипотеза о связи между мнениями людей и их поведением при покупке.

Реклама

В процессе разработки программы рекламной деятельности  руководству  службой  маркетинга  необходимо принять пять принципиально важных решений:

     1. Постановка задачи.

     2. Решения о разработке бюджета.

     3. Решения о рекламном обращении.

     4. Решения о средствах распространения информации.

     5. Оценка рекламной программы.

Первым шагом  в  процессе разработки рекламной программы является постановка задач рекламы.  Эти задачи можно классифицировать в зависимости от того,  предназначена ли реклама для информирования, увещевания или напоминания.

Информативная реклама  преобладает  в основном на этапе выведения товара на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса.

Ее задачи:

     - рассказ рынку о новинке или о новых применениях существующего товара;

     - информирование рынка об изменении цены;

     - объяснение принципов действия товара;

     - описание оказываемых услуг;

     - рассеяние опасений  потребителя;

     - формирование образа фирмы.

Увещевательная реклама  приобретает  особую  значимость  на этапе роста,  когда перед фирмой встает задача  формирования  избирательного спроса.  Часть увещевательных объявлений смещается к категории сравнительной рекламы,  которая стремится утвердить преимущество одной марки за  счет  конкретного  сравнения  ее с одной или несколькими марками в рамках данного товарного класса.

Ее задачи:

     - формирование предпочтения к марке;

     - поощрение к переключению на вашу марку;

     - убеждение потребителя совершить покупку не откладывая.

Напоминающая реклама чрезвычайно важна на этапе зрелости для  того, чтобы заставить потребителя вспомнить о товаре. Сродни ей подкрепляющая реклама,  которая стремится уверить нынешних покупателей в правильности сделанного выбора.

Ее цели:

     - напоминание потребителям о том, где можно купить товар;

     - удержание товара в памяти потребителей в периоды межсезонья;

     - поддержание осведомленности о товаре на высшем уровне.

После определения задач рекламы фирма может приступать  к  разработке рекламного бюджета на каждый отдельный товар.

В процессе разработки бюджета следует учитывать ряд моментов:

     - каковы  издержки различных альтернатив;

     - сколько раз нужно повторять рекламу,  для того,  чтобы она была эффективной;

     - насколько выросли цены средств информации в последние годы;

     - какова должна быть реакция фирмы в период спада;

     - каким  участникам  каналов  сбыта  следует  поручить задание по продвижению;

     - какова стоимость создания рекламного объявления.

     Поскольку ориентированная на спрос реклама порождает сбыт, фирма должна очень осторожно уменьшать соответствующий бюджет. Если цели не достигаются, ответом может быть не сокращение бюджета, а более эффективная кампания.

     После определения бюджета руководство  должно  разработать общий творческий подход к рекламе, ее творческую стратегию.

     В процессе ее создания можно выделить  три этапа:

     1. Формирование идеи обращения.

     2. Оценка и выбор вариантов обращения.

    


3. Исполнение обращения.

Стимулирование сбыта

Чтобы справиться с задачами маркетинга, только классической рекламы часто оказывается недостаточно. Поэтому привлекаются другие инструменты коммуникации. Один из таких инструментов – стимулирование сбыта, (поддержка продажи или поддержка сбыта).[2]

Поддержка сбыта, направленная на потребителей, может принимать следующие формы:

-                       различные конкурсы и игры;

-                       представление скидок, например, по случаю вывода товара на рынок или скидка за верность товару;

-                       распределение бесплатных проб или талонов;

-                       ввод в ассортимент нехарактерных товаров (книги в кофейном магазине) и продажа их по себестоимости.

Такие мероприятия нацелены на улучшение отношения цена – качество, воспринимаемого покупателями, и стимулирование желания приобрести продукт. Точно так же, как и при применении классической рекламы, возникает так называемый Pull – эффект, вызванный быстрым сокращением торговых запасов. Мероприятия по поддержке торговли помогают при выходе на рынок с новыми продуктами увеличить число первых покупателей, покупателей для пробы, и тем самым ускорить распространение товара. Поддержка сбыта, нацеленная на внешнюю службу и торговлю, нацелена на возникновение Pull – эффекта. Это означает, что товар должен быть каким-либо путем продан торговле, а дальнейшее движение товара лежит на ней.

Поддержка сбыта, направленная на внешнюю службу, должна улучшать мотивацию и способности ее работников. Типичные мероприятия при этом:

-                       соревнования между работниками, премии, моральные поощрения, обучение, информирование и тренирование;

-                       предоставление информационных материалов – брошюр, фильмов и т.д.

-                       Большинство из названных выше мероприятий может использоваться и для работы с торговлей. Можно добавить еще и следующие:

-                       предоставление скидок для новых продуктов и при акциях торговли, связанных с уменьшением цен;

-                       использование в магазинах пропагандистов для демонстрации продукта и раздачи проб;

-                       предоставление дисплей – материала.

Работа с общественностью

Если предприятию удается создать о себе и о своей деятельности позитивное представление у интересующих его групп общественности (включая собственных работников), то это значительно облегчит достижение поставленных целей. Многие проблемы, например привлечение молодых специалистов и других работников, а также восприятие ими целей предприятия, решаются значительно проще, если фирма имеет положительный имидж. Реклама таких предприятий воспринимается с большим доверием.

Позитивное мнение общественности о предприятии не возникает само собой. Поэтому использование методов работы с общественностью в данном случае неизбежно. Часто бывает так, что общественность знает только о негативных сторонах работы предприятия (химические, фармацевтические предприятия). Главная задача всех усилий в этой сфере заключается в установлении доверия и понимания. Работа с общественностью отличается от рекламы продукта. Реклама фирмы также стремится к созданию позитивной картины предприятия.

Особую форму работы с общественностью представляет разъяснительно – пропагандистская реклама. Эта форма возникла как реакция некоторых предпринимателей и экономических кругов на растущее скептическое отношение широких слоев общественности к их деятельности. Представители этих предприятий открыто выступают с защитой своего мнения и критикуют доводы оппонентов. Наиболее часто затрагиваются проблемы окружающей среды, снабжения энергией и др. Влияние подобных стратегий на восприятие продукции предприятия исследовано слабо.

Имидж предприятия – "конгломератов", работающих в различных отраслях, часто страдает односторонностью. Некоторые крупные предприятия ошибочно отождествляются с одной или несколькими марками. Другие предприятия ассоциируются с продукцией, которую они выпускали ранее. У посторонних лиц часто вообще отсутствует представление о том, чем же занимается предприятие. В некоторых случаях искаженный имидж фирмы является следствием наличия множества продуктов и названий, неоднородного дизайна товаров и фирмы, неподходящие друг к другу цвета и эмблемы.[3]

3. Практическая часть


Аптека ООО “36,6” (зарегистрировано в Торгово-Промышленной палате РФ, номер лицензии 374821)

Адрес: Россия, г. Хабаровск, Советская, д.41.

Аптека ООО “36,6” обладает  складскими площадями 100 кв. м

Род деятельности

Реализация фармацевтических товаров.

Общая характеристика продукции:

Продукция фирмы занимает заслуженное место среди фармацевтических товаров, выпускаемых в России, что подтверждается  спросом продукцию, выданными, отзывами покупателей и многочисленными сертификатами качества.

Сегментом рынка для фармацевтической продукции, реализуемой ООО “36,6”, с географической точки зрения будет рынок города Хабаровска и близко расположенных к нему городов и областей, в которых не существует фирм, занимающихся реализацией высококачественной фармацевтической продукции.

Аптека ООО “36,6”  – точка розничной продажи, обладающая абсолютной спецификой. И, как любая точка розничной продажи, она направлена на определенную категорию людей, т. е. на конкретную целевую аудиторию. Не только от месторасположения аптеки, но и от того, как она себя позиционирует, какие рекламные материалы использует, какие лекарственные препараты и парафармацевтические средства предлагает, зависит круг тех покупателей, которые будут приходить в данную аптеку. Классическая фраза “Спрос определяет предложение” верна наполовину, потому что точно так же, как спрос определяет предложение, предложение формирует спрос. Позиционирование аптечного предприятия становится главенствующим фактором в условиях набирающей темпы конкурентной борьбы.

Формулирование позиционирования – это прежде всего определение целевой аудитории потребителей или, точнее, решение вопроса, какой целевой аудитории что я буду продавать[4].

В настоящее время чаще всего позиционирование аптечных предприятий складывается не сознательно, а стихийно. Аптеку посещают те, кто живет, работает неподалеку, проходит или проезжает мимо. Безусловно, расположение аптеки дает определенные преимущества или ограничения, но численность основных потребителей конкретной аптеки в большей степени зависит от того, какого уровня лекарственные средства и изделия медицинского назначения им предлагают.

Руководитель Аптека ООО “36,6” понимает, что получать прибыль сейчас, делая ставку на малоимущие слои населения, к сожалению, нельзя. Иногда можно услышать такое мнение директора аптеки: “Не пойдут к нам люди с деньгами, к нам только бабушки идут”. А “только бабушки” идут потому, что данная аптека не предлагает ничего человеку, у которого есть деньги.

Существует интересный феномен: представление о ценности товара формируется прежде всего в воображении потребителя – люди платят деньги не за товар, а за свое представление о нем, идут в магазин или аптеку не потому, что это такой магазин или такая аптека, а потому, что они так их представляют. Любой товар, любая услуга, любая точка розничной продажи, в т. ч. и аптека, определенным образом воспринимаются потребителем.

И это достаточно мощный инструмент, который используется в мире бизнеса, на этом построена концепция брендингов. Оказывается, не так важен сам по себе товар, гораздо значимее то, как люди его представляют. Аптека сама по себе, ее структура, система закупок, система учета важны, но потребитель не видит этого, он видит нечто другое, воспринимает некие другие вещи.

Безусловно, если принимаем решение позиционироваться, например как Аптека ООО “36,6”  по рецептурному отпуску, делаем ставку на рецептурный отдел и этим определяем целевую аудиторию. Кроме того, позиционирование можно проводить не по всему спектру рецептурных препаратов. Необходимо определить, что мы возьмем за основу позиционирования: общие терапевтические средства или средства, применяемые, например, в психиатрии, онкологии, кардиологии. Важен тип препаратов, которые мы выбираем: дешевые, средней цены или высокой ценовой группы. Важно определить, почему к нам будут приходить: потому что у нас самые дешевые онкологические препараты или потому что у нас самые лучшие онкологические препараты? И стоит ли вообще делать ставку на препараты рецептурного отпуска или отдать предпочтение препаратам безрецептурного отпуска, парафармацевтической продукции или, может быть, позиционировать себя как детская или семейная аптека?

Отсутствие четкой регламентации размещения аптек, аптечных пунктов ведет к усилению конкуренции, тем самым подталкивая определенные аптеки к принятию решения о конкретном позиционировании. Определенное позиционирование есть, например, в аптеках сети “36,6”, осуществляются попытки этого направления в аптеках компании “ICN”. Однако этот процесс связан не с основной целевой аудиторией. Он идет не после анализа рынка и попытки выбрать для себя определенный целевой сегмент, а зависит от предложений дистрибьютора, производителей. В принципе начинать надо с анализа. Если речь идет не о сети аптек, а о конкретной аптеке, привязанной территориально, необходимо сделать некий аналитический срез, т. е. понять, кто ходит в мою аптеку сейчас де-факто и кто ко мне может прийти потенциально. Для этого можно провести опросы входящих посетителей и/или использовать мини-анкеты. В результате анализа и анкетирования требуется сформулировать четкое понятие о целевой аудитории.

Критерии сегментации потребителей

Географическое положение – определяет тех людей, которые могут приходить в аптеку, т. к. живут, работают рядом или часто проходят или проезжают мимо. В этом пункте необходимо отметить близость предприятий, учреждений, больниц, поликлиник и т. д.

Демографические данные (соотношение мужчин и женщин, возраст, социальный статус и т. д.) Эти данные частично можно получить с помощью анкетирования, и, кроме того, запросить их у производителя. Анализ демографических данных тщательно проводится фирмами-производителями при продвижении препаратов (это в большей степени касается безрецептурных препаратов, т. к. основная целевая аудитория для продвижения рецептурных препаратов – врачи).

Потребительское поведение. Сегментация по типу потребительского поведения[5]:

1. Люди, которые предпочитают всегда использовать один и тот же продукт.

2. Экспериментаторы. Пробуют различные продукты.

3. Люди, потребительские предпочтения которых могут касаться определенных видов лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Например, одной из компаний изучалось потребительское поведение относительно средств, применяемых при простудах и гриппе. Выявилось несколько групп потребителей, которые предпочитают:

• натуральные средства (мед, настои трав);

• профилактические средства;

• средства для симптоматического лечения;

• средства для этиотропного лечения.

Пользовательское поведение. Оценить этот параметр можно также с помощью мини-анкет, по которым определяют: как часто приходят люди в аптеку; приходят редко, но покупают помногу или приходят часто, но покупают понемногу и т. п.

Уровень денежного дохода. Необходимо определить, на какую ценовую группу товара может ориентироваться аптека. Так как на низшую ценовую группу рассчитывать нерезонно, надо принять решение ориентироваться на среднюю или на высшую ценовую группу.

Если покупателю, предпочитающему препараты западных фирм, вместо жаропонижающего средства такого уровня, к которому он привык, предложат в аптеке на выбор несколько российских или индийских препаратов, – скорее всего он больше не придет в эту аптеку. И это не говорит о плохой работе провизора. В ассортименте данной аптеки нет препаратов такого уровня, она ориентирована на другую целевую аудиторию.

Очень часто можно видеть смешение ценовых групп. Допустимо смещение в одну какую-то сторону, например, может быть средняя и высшая, средняя и низшая ценовые группы. Но смешение и низшего, и среднего, и высшего ценового уровня – это неправильное понимание широкого ассортимента. С другой стороны, если аптека позиционируется на низшую ценовую категорию и при этом шикарно оформлена, определенные люди туда могут даже не зайти. Существует масса тонких нюансов, которые необходимо учитывать.

Сегментация по виду товара. Это позиционирование товаров не по цене, а по своей фактуре (инъекционные средства, таблетированные, экстемпоральные). Очень многие потребители знают, что аптека, где готовят лекарства. Если производственный отдел хорошо развит, соответствует современным требованиям и нормам, может быть, стоит сделать основную ставку на него, но тогда нет необходимости равнозначно развивать, например, безрецептурный отдел.

Сегментация по сопутствующим параметрам. Это значит необходимо распределять потенциальных покупателей таким образом: являются ли они покупателями сопутствующих товаров или нет. Есть целый ряд товаров, которые связаны с покупкой других товаров (например: препараты в инъекционной форме – шприцы).


Список литературы



1.                     Герчикова И.Н. Маркетинг: организация, технология. - М. Высшая школа, 2000. – 387 с.

2.                     Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. - М.:  Финпресс, 2002. – 486 с.

3.                     Маркетинг /Под ред. И.К. Беляевского. - М.: МЭСИ, 2002. – 340 с.

4.                     Современный маркетинг /Под ред. Хруцкого В.Е. -  М.: ЮНИТИ, 2002. – 338 с.

5.                     Эванс Дж. Маркетинг. -  СПб Литера плюс, 2001.  – 369 с.



[1] Герчикова И.Н. Маркетинг: организация, технология. - М. Высшая школа, 2000. – С. 1130


[2] Маркетинг /Под ред. И.К. Беляевского. - М.: МЭСИ, 2002. – С.183


[3] Эванс Дж. Маркетинг. -  СПб Литера плюс, 2001.  – С. 137


[4] Современный маркетинг /Под ред. Хруцкого В.Е. -  М.: ЮНИТИ, 2002. – С.131

[5] Маркетинг /Под ред. И.К. Беляевского. - М.: МЭСИ, 2002. – С. 102.