1.  Основные задачи маржинального анализа

- анализ, основанный на принципах маржиналистской доктрины, когда экономика представляется как совокупность индивидуальных хозяйств, на тенденциях развития которых основывается анализ хозяйственных решений и их результатов.

Маржинальный анализ предназначен для оценки рентабельности ассортимента и базируется на сборе и анализе информации о движении товаров, а так же на анализе полученной прибыли (маржи).

 При работе, пользователю на экран выдаются основные маржинальные характеристики товара, которые он может комбинировать и отбирать. К таким характеристикам можно отнести следующие:

 ·        Объем реализации                                    (шт.)

·        Цена единицы продукции                        (руб.)

·        Объем реализации                                    (руб.)

·        Доля в обороте                                        (%%)

·        Затраты на единицу                                  (руб.)

·        Маржа с единицы                                     (руб.)

·        Маржинальная  рентабельность              (%%)

·        Длительность производственного цикла          (дней)

·        Удельная маржинальная рентабельность         (%% в день)

·        Суммарная маржинальная прибыль        (руб.)

·        Суммарная себестоимость                      (руб.)

·        Удельная маржинальная рентабельность (%% в месяц)

 Далее, комбинируя эти характеристики и их соотношение, а так же сортируя данные расчета, пользователь очень легко (в несколько касаний мышки) может получить интересующую его группу товара с указанными характеристиками.

2.     Анализ факторов влияющих на точку критического объема производства


Равновесию в экономике соответствует равновесный объем национального производства (или совокупное предложение), равновесный уровень совокупных расходов (или совокупный спрос) и равновесный уровень цен.

Состояние равновесия является важным понятием в экономической теории. Это своеобразная точка отсчета для анализа изменений в совокупном спросе и совокупном предложении.

 В этом состоянии нет явно выраженной тенденции в сторону увеличения или уменьшения ВВП (GDP) или дохода. В принципе равновесный объем производства выявляется при сопоставлении объема выпуска продукции и совокупных расходов.

Равновесный объем производства (выпуска) - это такой объем производства, при котором совокупное предложение равно совокупному спросу, или это объем производства, обеспечивающий расходы, достаточные для закупки данного объема производства.

AS (GDP) = Y = AD.

При рассмотрении модели "совокупный спрос - совокупное предложение" (модель AD-AS) равновесный объем производства графически определялся в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

В рассматриваемой нами стандартной кейнсианской модели совокупного спроса цены предполагаются неизменными, поэтому нет необходимости включать их в график равновесного выпуска продукции.






3. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

Предварительная оценка финансового положения предприятия осуществляется на основании данных бухгалтерского баланса,  “Отчета о финансовых результатах и их использовании ", а также " Приложения к балансу предприятия ".

На данной стадии анализа формируется первоначальное представление о деятельности предприятия, выявляются изменения в составе имущества предприятия и их источниках, устанавливаются взаимосвязи между показателями.

Для удобства проведения такого анализа целесообразно использовать так называемый уплотненный аналитический баланс - нетто, формирующееся путем сложения однородных по своему составу элементов балансовых статей в необходимых аналитических разрезах (недвижимое имущество, текущие активы и т. д.)     Одним из важнейших критериев финансового положения предприятия является оценка его платежеспособности, под которой принято понимать способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам.          Следовательно, платежеспособным является то предприятие, у которого активы больше, чем внешние обязательства.

Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам называется ликвидностью. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы.

Коэффициент абсолютной ликвидности (коэффициент срочности). Коэффициент критической ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия) - Этот показатель характеризует, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.


4.  Подходы к оценке условий активности предприятия

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Анализ деловой активности позволяет выявить, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как уже было сказано, к показателям, характеризующим деловую активность, мы относим коэффициенты оборачиваемости и рентабельности.

Эти два вида коэффициентов на деловую активность предприятия влияют следующим образом. Допустим, что оборотный капитал (без краткосрочных инвестиций) оборачивается один раз в квартал при рентабельности основной деятельности в 25%, тогда индекс деловой активности за этот квартал будет равен 0,25 или те же 25%. Если при той же рентабельности оборачиваемость оборотного капитала увеличивается в 2 раза, то, соответственно, индекс деловой активности увеличивается тоже в 2 раза, и тогда предприятие за два оборота того же самого объема оборотного капитала за такой же временной период получит 50 копеек балансовой прибыли с каждого рубля оборотного капитала.

Аналогичные выводы делаются и с увеличением (уменьшением) рентабельности. То есть, если замедлилась оборачиваемость, то необходимо ее компенсировать большей рентабельностью - снижать расходы, уменьшать затраты и т.д. Если повысить рентабельность нет возможности - необходимо "брать" оборотом, т.е. выпускать и реализовывать больше продукции.

5.  Леверджи, как отражение риска предприятия

Риск характеризуется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Его величина измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь.

Хозяйственные, финансовые и инвестиционные риски представляют собой обязательные атрибуты функционирования субъектов рыночной экономики. Само по себе наличие риска, сопровождающего деятельность того или иного предприятия, не является ни достоинством, ни недостатком. Наоборот, отсутствие риска, то есть опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта последствий его действий, как правило, в конечном счете вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность.

В настоящее время принято делить все риски на две большие группы. Риски делятся на внешние и внутренние.

К внешним рискам относятся: природно-естественные (риск стихийных бедствий и экологические риски); общеэкономические; политические (риск национализации и экспроприации, риск трансферта, риск разрыва контракта, риск военных действий и гражданских беспорядков); финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности, риск изменения общерыночной ставки процента).

К внутренним рискам относятся: производственные (риски снижения производительности труда, потерь рабочего времени, перерасхода или отсутствия необходимых материалов); технические (риски при внедрении новых технологий или инновационные риски, риски потерь при отрицательных результатах НИОКР, риски потерь в результате сбоев и поломки оборудования); коммерческие; инвестиционные.