1. Виды оценки и методы переоценки основных средств. Способы начисления амортизации. Учет поступления и выбытия основных средств
Начисление амортизации может осуществляться только теми способами, которые разрешены к применению. В настоящее время амортизация объектов основных средств в России производится одним из следующих способов:
· линейным способом;
· способом уменьшаемого остатка;
· способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
· способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
· ускоренным методом амортизации (увеличение размера отчислений по линейному способу).
Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.
Учет основных средств организуют так, чтобы можно было установить наличие основных средств по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения.
Это обеспечивается аналитическим учетом основных средств на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом в целом по счету 01 «Основные средства». Установлена единая типовая форма таких карточек — ф. № ОС-6.
Предприятиям, имеющим небольшое количество основных средств, разрешается их пообъектный учет вести в инвентарной книге. Записи в книге производятся в разрезе классификационных групп (видов) основных средств и по местам их нахождения.
Заполняются инвентарные карточки и инвентарные книги на основе первичных документов-актов, технических паспортов и прочей документации. Затем инвентарные карточки регистрируются в специальных описях типовой ф. № ОС-7, записи в которых производятся по классификационным группам основных средств.
Зарегистрированные в описи карточки помещают в картотеку основных средств. В картотеке их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп — по местам нахождения, эксплуатации и по видам. Карточки не действующих основных средств группируют отдельно.
Выбытие основных средств оформляют актом и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.
Переоцененные объекты основных средств записываются по восстановительной стоимости в разделе карточки «Реконструкция, модернизация». Сумма износа, установленная при переоценке, указывается в соответствующем разделе карточки.
2. Формирование и учёт собственного и заемного капитала. Долгосрочные инвестиции, их состав и характеристика. Источники финансирования долгосрочных инвестиций
Под капиталом организации для целей бухгалтерского учета следует понимать совокупную величину вложений учредителей (участников) и прибыли, накопленной (заработанной) организацией. Основными источниками формирования капитала организации являются: фонды, предоставленные учредителями; резервы, созданные (накопленные) организацией в процессе ее деятельности. Фонды организация получает от учредителей (участников) в основном при ее создании и первоначальном формировании капитала. Резервы организация создает собственными усилиями для последующего распределения между учредителями в качестве дивидендов или использования в будущей финансово-хозяйственной деятельности. Фонды, предоставленные учредителями, являются постоянной частью капитала хозяйствующего субъекта, размер которой остается неизменной на протяжении длительного времени. Величина капитала определяется как разница между активами и обязательствами организации. Капитал организации = Активы - Обязательства Размер капитала в бухгалтерском учете не всегда равен сумме, которая может быть получена в результате продажи организации в целом. Это связано с тем, что организация не просто совокупность активов и обязательств, а сложная система, образующая единый имущественно-хозяйственный комплекс. Хотя капитал обеспечивает инвестирование средств в определенные объекты имущества, его нельзя непосредственно связать с такими объектами. В этом смысле капитал является абстрактным показателем. Для учета капитала используются счета: 80 «Уставный капитал», 81 «Собственные акции (доли)», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток», 86 «Целевое финансирование» Для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала организации используется счет 80 «Уставный капитал». Остаток по данному счету равен размеру уставного капитала, объявленному в учредительных документах организации. Счет 80 затрагивают хозяйственные операции, формирующие уставный капитал, или изменяющие его размер. При этом запись по счету делается после внесения соответствующих изменений в учредительные документы. После государственной регистрации организации ее уставный капитал равный сумме вкладов учредителей, отражается записью: Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями», Кредит счета 80 «Уставный капитал». Фактическое поступление вкладов (погашение задолженности учредителей по вкладу в уставный капитал) в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта отражается проводкой: Дебет счетов учета имущества (в зависимости от того, чем внесен вклад в уставный капитал), Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями.
3. Понятия и система учета затрат. Классификация затрат. Учет основных затрат, расходов по обслуживанию производства и управления. Учет и оценка незавершенного производства
Нисколько не умаляя достоинства предложенной классификации затрат, считаем, что сужение возможностей управленческого учета рамками только этих направлений не совсем отвечает требованиям нынешнего времени. Как известно, управленческий учет призван достигать намеченной цели через свои функции. У каждой функции имеется свое назначение, цель, задачи, а также методы, приемы и способы их достижения. В связи с этим предлагаем расширить направления классификации затрат, подчинив их возможностям каждой функции управленческого учета. При этом необходимо иметь в виду, что один и тот же классификационный признак в разных направлениях может дать разный результат и наоборот.
Важным моментом в управленческой деятельности является процесс принятия решений, в ходе которого определяются тактика и стратегия развития предприятия. В этих целях затраты предприятия, как подразделяются на явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные.
Для принятия управленческих решений важное значение имеет их подразделение на явные и неявные (альтернативные).
Явные – это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности.
Затраты же, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.
В зависимости от специфики принимаемых решений затраты подразделяются на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время, вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.
4. Готовая продукция, ее виды, оценка. Учет отгрузки, продажи продукции и расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг
Готовая продукция — это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.
Для успешного ведения дел Вам необходимо знать:
сколько готовой продукции находится на складе Вашего предприятия,
какие работы находятся в стадии исполнения,
сколько продукции отгружено покупателям,
какие работы приняты заказчиками,
какие товары, работы и услуги оплачены заказчиками и покупателями и по каким ценам.
Продукцией в широком смысле слова являются изделия и продукты, полностью законченные обработкой в данной организации, прошедшие проверку на соответствие утвержденным стандартам или техническим условиям и оформленные приемо-сдаточной документацией, а также выполненные работы и услуги, оказанные другим организациям.
Изготовленные изделия относятся к готовой продукции данного отчетного периода, если они переданы на склад.
Количественный учет готовой продукции по видам и местам хранения может быть организован двумя основными способами: карточным и бескарточным. При первом способе составляются группировочные ведомости оприходования продукции по ее видам и местам хранения.
При втором способе ежедневно составляют (как правило, с помощью компьютеров) оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовых изделий по складам и другим местам хранения.
Выпуск продукции из производства и при первом, и при втором способе оформляется приемо-сдаточными накладными, спецификациями, приемными актами и т.п.
5. Формы расчетов по товарным операциям. Принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности. Структура и порядок формирования финансовых результатов
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.
Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебитной карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете. В отличие от кредитной дебитная карточка не позволяет оплачивать покупки при отсутствии средств на счете покупателя.
Кредиторская задолженность делится на краткосрочную или долгосрочную кредиторскую задолженность (долгосрочные и краткосрочные пассивы).
К долгосрочным пассивам относятся:
долгосрочные кредиты банка, используемые для капитальных вложений на длительный срок: на приобретение дорогостоящего оборудования, строительство зданий, модернизацию производства;
долгосрочные займы, отражающие долгосрочные кредиты (кроме банковских) и другие привлечённые средства на срок более одного года, в том числе по выпущенным предприятием долгосрочным облигациям и выданным долгосрочным векселям.
К краткосрочным пассивам относятся:
обязательства, которые покрываются оборотными средствами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Эти обязательства погашаются в течение сравнительно короткого периода времени ( обычно в течение года). Краткосрочные обязательства приводятся в балансе либо по их ткущей цене, отражающей будущие затраты наличных средств для погашения этих обязательств, либо по цене на дату погашения долга.
В краткосрочные обязательства включаются такие статьи, как счета и векселя к оплате, возникающие в результате предоставления предприятию кредита, долговые свидетельства о получении компанией краткосрочного займа; задолженность по налогам, являющаяся по существу формой кредита, предоставляемого государством данной компании; задолженность по заработной плате; часть долгосрочных обязательств, подлежащая погашению в текущем периоде.